На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование показателей качества продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
УО  «Белорусский государственный  экономический
университет» 
 
 

Кафедра маркетинга и учетно-финансовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                       по дисциплине «маркетинговые исследования»
             на тему: Исследование показателей качества продукции 
 
 
 
 

Студентка
3 курса, 1                                                                                   И.В. Пугака  
 
 

Руководитель
ассистент                                                                                       А.С. Хорозова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БОБРУЙСК 2010 
 
 

      РЕФЕРАТ 
 
 

    Курсовая  работа: 30 с., 3 рис., 6 табл., 14 источник. 

    КАЧЕСТВО, КОНКУРЕНЦИЯ, МОЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ,          ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.
    Объект  и предмет исследования - показатели качества молочной продукции ОАО «Осиповичский молочный комбинат».
    Цель  работы определить, какие параметры  качества являются наиболее важными  для потребителя и оценить  конкурентоспособность белорусских товаров.
    При выполнении работы использовались методы экспертных оценок, анкетирование, а также абстрактно-логический и экономико-статистический методы.
    В процессе работы исследуется рынок молочных изделий Республики Беларусь. Проводится анализ темпов роста производства изделий легкой промышленности в целом по стране, а также на базе ОАО « Осиповичский молочный комбинат» . 

    Автор подтверждает, что весь аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

                                                                                                           _____________________
                                                                                                            (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Определение и характеристика показателей качества молочной продукции……………………………………………………….………….. 6
     1.1. Сущность, содержание, роль и значение  исследования показателей качества………………………………………………………… 6
    1.2.Основные  показатели качества молочной продукции           …………………………………………………….………………….
8
     1.3.Программа маркетингового исследования  показателей качества Характеристика  основных этапов…………………………………………… 10
2.Анализ  вторичных данных………………………………………………. 12
          2.1.Анализ и темпы роста рынка  швейных изделий……………………
12
   2.2 Оценка масштабов конкуренции ОАО «Осиповичский молочный комбинат»……………………………………………………………………. 16
3.Сбор  и анализ первичных по исследованию  качества продукции ОАО «Осиповичский молочный комбинат». Интерпретация результатов      ……………………………………………………………………………… 20
     3.1. Методы оценки уровня качества изделия………………………….. 20
     3.2. Проведение опроса. Составление  анкетных листов………………. 23
     3.3.Систематизация и анализ собранных  данных.    …………………………………………………………………………………. 25
     3.4.Интерпритация результатов………………………………………….. 28
Заключение…………………………………………………………………… 29
Список  использованных источников……………..………………………… 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

   Основной  целью данной работы является исследовать  основные показатели качества молочных изделий на примере продукции ОАО «Осиповичский  молочный  комбинат». Ассортимент цельномолочной продукции, производимой предприятием, насчитывает более 120 наименований продукции:
   Молоко  питьевое пастеризованное 1,5%; 2,0%; 2,6%; 3,2%; 3,5% жирности;
   Молоко  питьевое пастеризованное, обогащенное йодированным белком  3,2% жирности;
   Молоко  питьевое пастеризованное 3,2% жирности, обогащенное лактулозой;
   Молоко  топленое 4% жирности;
   Пахта питьевая пастеризованная;
   Сыворотка молочная пастеризованная;
   Сливки  питьевые пастеризованные 10% жирности;
   Кефир 3,2% жирности;
      Продукт кефирный 1%; 3,2% жирности;
      Бифидокефир «Троицкий» 3,2%жирности
      Биопродукт кисломолочный «Бодрость»  обезжиренный; 1,2%; 3,0% жирности;
    Ряженка 4% жирности;
   Йогурт  фруктовый 3,2% жирности «персик», «яблоко»;
   Сметана 12%; 15%; 18%; 20%; 25%; 30% жирности;
   Продукт кисломолочный «Бифиленд» сладкий 2,5% жирности;
   Творог  обезжиренный, 4%; 9%; 13% жирности;
   Творог 4% жирности зерненный;
     и др. 

       В  настоящее  время  молочная  промышленность  Республики  Беларусь  объединяет  32  молочных  комбината ( включая 16 филиалов),  18  молочных заводов ( включая 2  филиала ),  7  молоко - консервных  заводов
(включая  2  филиала) ,  16  маслосырзаводов  ( включая 1 маслосырбазу  и  2  филиала),  9  сырзаводов   ( включая  1  сыркомбинат  и  2  филиала),  4 маслодельных  комбината  (  включая  1  маслодельный  завод  и  1  филиал),  3  завода  по  производству  сухого  обезжиренного  молока,  3  фабрики  мороженного  и  37  иных  предприятий  по  производству молока  и молочных  продуктов. 

       Качество  молочных продуктов, как и любого другого товара, характеризуется совокупностью свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество — сложная характеристика молока, включающая комплекс различных его свойств, проявляющихся в процессе потребления и характеризующих ее полезность.
     Уровень качества – это степень соответствия характеристик товара, определяющих его потребительскую ценность. Потребителя  интересует не природа продукта труда как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления.
       Уровень качества молочных продуктов оценивают  по следующим группам показателей, органалептические: внешний вид и консинстенция, вкус запах, цвет; физико-химические: цельно-нормализованное, восстановленное, повышенной жирности, топленное, белковое, нежирное, ионитное; по бактериологическим показателям. 

В работе также был исследован рынок молочных продуктов Республики Беларусь. Был проведен анализ темпов роста производства изделий легкой промышленности. В 2009 году, как и в 2008 году, цельномолочная продукция в основном реализовывалась только на внутреннем рынке. С сентября 2009 года комбинат впервые поставил цельномолочную продукцию на экспорт в Российскую Федерацию. С открытием торгового дома в г.Калуге  ООО «Беларусский продукт» до 20.0 тонн цельномолочной продукции ежемесячно поставлялось в г.Калугу (РФ). 

       В целом по стране оценка конкурентоспособности белорусской продукции дала положительный результат. По сравнению с другими производителями, в данном случае                «Бабушкина крынка», наша продукция является вполне конкурентоспособной. 

       На основании проведенного опроса  среди потребителей выяснилось, что большинство уделяет внимание качественным характеристикам товара. Качество молока ОАО «Осиповичский молочный комбинат» вполне соответствует их потребностям.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА  МОЛОКА
 
 
   
      Сущность, содержание, роль и  значение исследования показателей качества.
 
---
 
 
   Уровень качества – это степень соответствия характеристик товара, определяющих его потребительскую ценность. Потребителя  интересует не природа продукта труда  как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления.
       Качество  молока, как и любого другого товара, характеризуется совокупностью свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество — сложная характеристика молока, включающая комплекс различных ее свойств, проявляющихся в процессе потребления и характеризующих ее полезность.
       Показатели  органолептические включают соответствие молока вкусу, запаху, цвету, внешнему виду.
       Качество  молока зависит от многих факторов. Наибольшее значение имеют факторы, непосредственно формирующие качество молока.
       Молоко  коровье пастеризованное, предназначенное  для непосредственного употребления в пищу, подразделяется на цельное, повышенной жирности, топленное, белковое, витаминизированное, нежирное, солодовое.
       Процесс обработки молока  проводят сразу же после выдаивания. Его фильтруют и охлаждают до возможно низких положительных температур. Своевременное охлаждение молока помогает продлить его хранение. Тепловая обработка необходима для уничтожения микроорганизмов и разрушения ферментов с целью получения продуктов, безопасных в гигиеническом отношении и с более продолжительным сроком хранения.
       Немаловажное  значение для сохранения качества молока имеют упаковка и маркировка изделий, условия их хранения, транспортирования, реализации.
       Коровье молоко разливают в стеклянные бутылки, бумажные пакеты с полимерными покрытиями, полиэтиленовые мешки или другую тару емкостью 0,25; 0,5 и 1 л. Допускается разлив молока цельного и нежирного во фляги различной емкости и цистерны. Фляги с молоком плотно закрывают крышками с резиновой прокладкой и пломбируют
       Физико-химические показатели характеризуют соответствие молока назначению. Их представляют следующие показатели: соответствие изделия конкретному внешнему виду и консистенции и соответствие молока вкусу и запаху.
Химический  состав молока может изменяться под  воздействием различных факторов. В  большой степени состав его зависит от периода (стадии) лактации коровы.
Лактация  у коров длится в среднем около 300 дней. За это время качество молока существенно меняется по крайней мере 3 раза. В первые 5—7 дней после отела из вымени выделяется молозиво, предназначенное для теленка. Далее следует второй, длительный период, когда молоко имеет нормальный и обычный состав и, наконец, наступает третий период за 10—15 дней перед запуском коровы, молоко в этот период называется стародойным.
       При оценке качества молока учитывают не все его свойства, а только наиболее существенные, которые в полной мере характеризуют уровень качества данного изделия и необходимы для удовлетворения личных потребностей. Такими свойствами, например для топленного молока  является содержание жира 6%.
   Контроль качества поступающего сырья, вспомогательных материалов, технологических процессов на всех стадиях производства и готовой продукции осуществляет производственная лаборатория.
   Производственная  лаборатория является структурным  подразделением завода. Лаборатория оснащена всеми необходимыми средствами измерений и испытательным оборудованием, позволяющим осуществлять контроль качества.
       Наиболее  предпочтительный метод определения  показателей свойств молока — социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей. Для сбора мнений потребителей распространяют анкеты-опросники, проводят конференции покупателей, выставки-продажи, совещания и т.п. Точность и достоверность результатов такой оценки зависят от организации опроса, выбора совокупности потребителей, а также математических методов сбора и обработки данных.
       Оценка  потребителями некоторых показателей  качества молока показывает их отношение как к отдельным свойствам, так и к изделию в целом; по потребительской оценке можно судить, в какой мере предприятия промышленности и торговли удовлетворяют потребности покупателей в молочных товарах.
       С помощью анкетных опросов, интервью и других форм выявления мнения потребителей можно получать потребительские оценки таких показателей качества молока, производства, как соответствие изделия вкусам потребителей. По ответам на эти вопросы потребителей можно судить и о качестве труда работников различных подразделений промышленных предприятий. 
 

     1.2.Основные  показатели качества  молока. 

Физические (плотность), химические (содержание жира, белков и др.) и биохимические (кислотность, редуктазная проба) показатели молока определяют в лабораторных условиях. В домашних условиях такой анализ молока не выполняется, так как для этого необходимы соответствующие приборы, реактивы, а также специальная (лаборантская) подготовка. Однако следует знать, каковы же важнейшие показатели, по которым молоко характеризуется при продаже его государству.  

Один  из главных приемов при анализе—это  правильный отбор средних проб молока, которые поступают в лаборатории для анализа.  

Определение чистоты молока. Чистоту молока, наличие в нем механиче-ских примесей определяют фильтрованием. По окончании фильтрования фильтр, положив на лист бумаги, сравнивают с эталоном, чтобы установить группу чистоты.  

Бактериальная обсемененность молока определяется при помощи редук-тазной пробы. Редуктаза - фермент, продукт жизнедеятельности бактерий, содержащихся в молоке или попавших в него в процессе получения или об-работки. Этот фермент способен обесцвечивать метиленовую синьку.
Чем быстрее  обесцвечивается синька, тем больше в молоке редуктазы, а следовательно, и бактерий. Этим свойством широко пользуются на заводах при определении  степени бактериальной обсемененности молока.  

Плотность. По плотности судят о натуральности молока. При добавлении воды плотность снижается. Плотность молока определяют не ранее чем через 2 ч после доения. За это время улетучиваются газы из парного молока. Температура его должна быть в пределах 15—25°.  

Важными показателями качества молока являются содержание сухого вещества, которое определяется с помощью сушильного шкафа, и количество сухого обезжиренного остатка (СОМО), Эти величины, кроме лабораторных анализов, можно определить расчетным путем. По количеству жира в сухом веществе молока можно судить о натуральности последнего. Если жира в су-хом веществе молока окажется меньше 25% , такое молоко вызывает подоз-рение в его ненатуральности. 

       Кислотность молока при приеме на заводе определяется из каждого сосуда, фляги, ведра и др. По кислот-ности судят, свежее молоко или с повышенной кислотностью. Под кислотностью в соответствии с ГОСТ 13264-70 понимают число миллилитров 0,1 н. раствора щелочи, которое надо внести в 10 мл молока, чтобы получить нейтральную реакцию при индикаторе фенолфталеине. Кислотность молока от отдельных ко-ров колеблется, что зависит от индивидуальных особенностей жи-вотных: периода их лактации и др. В сборном молоке, надоенном от большого количества коров, кислотность изменяется незначительно при условии соблюдения санитарно-гигиенических правил. 

       Редуктаза - фермент, продукт жизнедеятельности бактерий, содержащихся в молоке или попавших в него в процессе получения или обработки. Этот фермент способен обесцвечивать метиленовую синьку. Чем быстрее обесцвечивается синька, тем больше в молоке редуктазы, а следовательно, и бактерий. 

     Органолептические показатели – внешний вид, цвет, запах, консистенция, вкус – определяются органами чувств. Оценку запаха и вкуса проводят специально обученные и аттестованные эксперты.
По органолептическим показателям все виды молока должны отвечать следующим требованиям: внешний вид и консистенция — однородная жидкость без осадка; для топленого молока и молока повышенной жирности — без отстоя сливок. Вкус и запах — чистые, без посторонних, не свойственных свежему молоку привкусов и запахов; для топленого молока — выраженный привкус высокотемпературной пастеризации. Цвет белый со слегка желтоватым оттенком; для топленого — кремоватый; для нежирного молока — с синеватым оттенком. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
        Программа маркетингового  исследования показателей  качества. Характеристика основных этапов.
 
 
 
   Маркетинговое исследование - сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени и связанный со всеми стадиями (этапами) маркетинга.
   Процесс маркетингового исследования можно  представить в виде нескольких основных этапов: разработка концепции исследования, отбор источников информации, сбор информации, анализ и интерпретация  информации, представление результатов исследования.
   Концепция маркетингового исследования – это  детальное представление его  целей и задач, а также формирование рабочей гипотезы в пределах данного  исследовательского замысла. Особо  важным моментом является формулировка конкретных задач маркетингового исследования. Они выражают научные и практические потребности, ради которых проводятся исследования, поясняют тему и цель, ведут к конкретизации, устраняют недостатки.
   Главной целью данного маркетингового исследования является определение основных параметров качества, которым отдает свое предпочтение потребитель, анализ наиболее важных параметров качества продукции.
   Основными задачами данного исследования являются:
   1. Тестирование качества товара;
   2.Оценка  масштабов конкуренции;
   3.Изучение  отношения потребителей к данному товару, выявление его достоинств и недостатков;
   4.Разработка  способов модификации продукции  для устранения недостатков;
   5. Анализ рынка молочной продукции и др.
   Отбор источников информации направлен на определение тех из них, которые позволяют получить наиболее полную, достоверную и актуальную информацию. Оптимальный выбор источников освобождает от излишних усилий по сбору данных. Основной задачей при этом является получение необходимых данных с максимальной быстротой и эффективностью. Вся маркетинговая информация рассматривается как совокупность первичных и вторичных данных.
   Изучение  вторичной информации – необходимый  и неизбежный момент любого маркетингового исследования. Её источники помогают более глубоко ознакомиться с  ситуацией на рынке, тенденциями изменения объёмов продаж и прибыли, конкурентами.
   В тех случаях, когда вторичная  информация не даёт желаемого результата, проводятся внекабинетные исследования. Выбор конкретного метода получения  такой информации определяется целью исследования. Первичная информация собирается посредством специально проводимых маркетинговых исследований с использованием следующих методов: опрос, анкетирование, наблюдение и др.
   Сбор  информации проводится по чётко разработанной  системе. В противном случае возможны повторы, потеря объективности, недостаток данных и т.п. Тщательно составленный план сбора данных значительно облегчает процесс накопления необходимой информации, делает его целенаправленным и освобождает от поиска ненужных сведений.
   Маркетинговые исследования из-за временных и финансовых ограничений носят чаще всего выборочный характер. На основании изучения некоторой части (выборки) целевой группы можно сделать вывод о поведении, мнении и отношении всей целевой группы. Методика выборочных исследований основывается на положениях статистики и теории вероятности. Важным является не только формирование выборки, но и определение её размера. После определения размера выборки начинается непосредственно сбор информации.
   Анализ  и интерпретация информации помогают извлечь из имеющихся данных максимум полезных сведений, позволяющих сделать определённые выводы и заключения. Для исследования влияния различных параметров на качество продукции используется корреляционно-регресионный анализ.
   Представление результатов исследования осуществляется в виде краткого изложения, в котором в систематической и максимум наглядной форме излагаются схема исследования и детально обоснованные выводы и рекомендации по улучшению маркетинговой ситуации. Они должны быть аргументированными, достоверными и представлять собой предложения относительно того, какие следует предпринять действия исходя из результатов исследования.
   Оценка  уровня качества молока включает следующие операции:
1) определение  условий хранения изделия;
2) определение номенклатуры свойств, составляющих качество, необходимых и достаточных для оценки уровня качества изделий;
3) определение  значений показателей свойств,  т.е. единичных показателей качества;
4) выбор  базовых показателей свойств  для сравнения;
5) оценка  показателей отдельных свойств,  составляющих качество, и определение  коэффициентов их весомости, расчет  комплексного показателя уровня  качества;
6) анализ  вычисленного показателя уровня  качества и принятие решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.АНАЛИЗ  ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ. 
 

       2.1 Анализ и темпы  роста рынка молочной продукции. 
 
 

     Концерн "Беллегпром" - многоотраслевой промышленный комплекс республики, включающий текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасли и других видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Фирменная торговая сеть насчитывает в республике более 130 магазинов и 319 торговых секций. За рубежом имеется 30 собственных объектов товаропроводящей сети с годовым товарооборотом более 35 млн. долларов США. Предприятия концерна выполняют заказы иностранных фирм из 57 стран мира, на экспорт поставляется свыше 50% произведенной продукции. В настоящее время в состав концерна  входят 117 субъектов хозяйствования различных форм собственности, в том числе 100 промышленных предприятий и 17 организаций оптовой и розничной торговли, образования, научного и финансового обеспечения, с численностью работающих около 90 тыс.
     Карта размещения основных предприятий концерна "Беллегпром" по регионам Республики Беларусь представлена на рисунке 1.2.
        Рисунок 1.2.
       Следует отметить, что объем промышленного  производства предприятий концерна "Беллегпром" в сопоставимых  ценах в январе—феврале 2009 года  снизился на 11,8% по отношению к показателю января—февраля 2008 года. Производство потребительских товаров снизился на 5,1%.
     Снижение  объемов производства в организациях отрасли обусловлено падением курса российского рубля по отношению к доллару и евро, что привело к резкому уменьшению объемов экспорта товаров в Россию, а также проблемами с обеспеченностью сырьем, изменением покупательского спроса на внутреннем рынке, техническим перевооружением некоторых предприятий.
     Тем не менее по отдельным позициям продукции  в натуральном выражении в январе—феврале 2009 года к уровню января—февраля прошлого года увеличился объем производства: трикотажных изделий (на 2,4%), юфтевых кожтоваров (в 2,1 раза), ниток швейных (на 40%).
     В концерне также сообщили, что за январь 2009 года общий объем экспорта составил 28,9 млн. долларов США (темп к январю 2008 года — 64,5%), в том числе в страны СНГ — 23,8 млн. долларов США (71,5%), из него в Россию — 22,7 млн. (73%), в страны дальнего зарубежья — 5,1 млн. долларов. Объем импорта составил 22,5 млн. долларов, или 88,5% к показателю января 2008 года. Внешнеторговое сальдо сложилось положительное и за указанный период составило 6,4 млн. долларов.
     За  январь—февраль 2009 года концерном "Беллегпром" обеспечено выполнение показателя по объему и темпу роста инвестиций в основной капитал на уровне 24 млрд. 430 млн. рублей, или 187,4% к показателю января—февраля 2008 года.
       Приведем показатели работы легкой  промышленности с 2000 по 2007 год в соответствии с таблицей 1.2. 
 
 
 

Таблица 1.2 - Показатели работы легкой промышленности с 2000 по 2007
  2000 2003 2004 2005 2006 2007
1. Число  предприятий 1020 1116 1192 1257 1296 1411
2. Объем  продаж в фактически действующих  ценах (млрд. руб.) 883 2092 2642 2950 3400 3876
3. Индекс  производства продукции в сопоставимых  ценах  в % к предыдущему году 105,1 105,0 111,0 105,7 102,6 100,3
4. Прибыль  от реализации товаров и услуг,  в фактически действующих ценах  (млрд.руб.) 85 60 96 80 148 201
5. Рентабельность  реализации продукции 14,3 4,3 5,4 4,0 6,5 7,9
6.Снижение(-), повышение затрат на одну тыс. руб. продукции в фактических ценах, в % к предыдущему году 4,7 -0,1 -1,0 -0,9 -0,8 -1,7
 
     Примечание  – Источник [11, с 380] 

     Как мы видим, по сравнению с 2000 годом  произошел прирост в общем  количестве производства: увеличилось  число предприятия, объемы продаж, прибыль от реализации, рентабельность реализованной продукции. Также прошло снижение затрат на одну тысячу рублей продукции. По сравнению с 2006 годом этот показатель снизился на 1,7 %.
     Далее проанализируем динамику изменения  производства важнейших товаров лёгкой промышленности, в том числе и швейной в соответствии с таблицей 2.2.  

Таблица 2.2 - Динамика изменения  производства важнейших  товаров легкой промышленности с 2000 по 2007 

  1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Ткани всех видов (млн.  м2)
287 296 299 305 289 345 348
Чулочно-носочные изделия (млн.  пар)
55 101 75 80 82 84 93
Трикотажные изделия (млн. шт) 39 59 41 39 43 47 50
Куртки (включая рабочие) (тыс.шт.) 1614 1432 1582 1699 1564 1186 1367
Пальто  и полупальто (тыс. шт.) 1261 1355 1639 2080 2079 1944 1559
Костюмы (тыс.шт.) 674 941 1354 2589 2865 3519 5365
 
     Примечание  – Источник [11, с 380] 
 

     На  примере проанализируем, как изменились объемы продаж трикотажных изделий  с 1995 до 2007 года
 

Источник: собственная разработка 
 

     2.2. Оценка масштабов конкуренции ОАО «Славянка». 
 
 

     Конкурентоспособность товара – это степень его потребительской  привлекательности по сравнению  с товаром-аналогом на конкретном сегменте потребительского рынка.
      Привлекательными  для различных потребительских  сегментов  могут быть разные свойства товара, качество и цена потребления, а также другие факторы. Поэтому основополагающим при оценке конкурентоспособности товаров является четкая сегментация потребительского рынка.
      Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех, т.е. позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов.
      Следовательно, для оценки конкурентоспособности товара необходимо выявить, насколько его потребительские свойства, наиболее значимые для потребителей, в большей степени удовлетворяют данные потребности, чем такие же свойства других товаров. Конкурентоспособность определяется не просто отличными характеристиками товара, а его привлекательностью для потребителя, нацеленного на покупку.
      Товар является носителем двух составляющих: потребительских свойств, под ними понимается качество товара, и цены – денежной оценки потребительских свойств товара конкретным потребителем.
      С учетом того, что качество и цена являются необходимыми показателями номенклатурных свойств товара, возникает потребность  разработки и использования комплексного показателя, характеризующего эти две стороны одного объекта.
      Потребитель определяет качество товара, который  он потребляет, исходя из той цены, которую  он согласен заплатить, имея определённую величину собственного дохода. Не каждый потребитель имеет высокий доход, а это означает, что на рынке в общем случае должны быть представлены товары высокого, среднего и низкого уровня качества. Но высокий уровень качества вовсе не гарантирует его высокую конкурентоспособность – доходы потребителей могут быть  столь невысокими, что предпочтение будет отдано товару с очень низким уровнем качества и невысокой ценой. В то же время и ценовая конкуренция не всегда способствует реализации конкурентных преимуществ – доходы потребителей могут быть высоки до такой степени, что на первый план будут выступать именно потребительские свойства и уровень качества товара, а не цена товара.
      При изучении конкурентоспособности товаров  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Основными атрибутами для сравнения  в данной работе будут являться качественные характеристики, такие как: удобство в носке, легкость ухода, гигиеничность и художественная выразительность, а так же экономические, т.е. стоимостные показатели: цена товара, цена ухода и стоимость на замену фурнитуры.
      Оценку  конкурентоспособности будет проводиться по следующеи методике:
     1.Сначала  рассчитывается средний индекс  конкурентоспособности по качественным  показателям:
Iс= ,
Где Сб и Ст – значения j-го показателя белорусский и турецкой кофты, балл; m – количество показателей.
Оценка  качественных показателей (С) осуществляется потребителями по следующей схеме:
    Выбирается максимальный балл (10) для оценки наиболее важного для потребителя показателя;
    Оцениваются другие показатели по максимуму в соответствии со степенью их важности для потребителя;
    Определяются идеальные с точки зрения потребителя значения каждого показателя;
    Оценивается белорусская и турецкая кофта в соответствии с максимальным баллом, принадлежащим идеальному изделию.
   2. Анализируются стоимостные показатели конкурентоспособности.
Определяется  средний индекс конкурентоспособности  по стоимостным показателям (Ip): 

Ip= , 

Где Рб, Рт – значения i-го показателя белорусский  и турецкой кофты, тыс.руб; n – количество i-ых показателей.
      3. Осуществляется анализ конкурентоспособности  по структурной оптимальности:
Iо= ,
Где Iу – структурная оптимальность анализируемого изделия. Она определяется как индекс: 

Iу = :n, 
 

Где Ymin, Ymax – минимальный и максимальный удельный вес стоимостного показателя среди значений по белорусскому изделию и значению оптимальной с точки зрения потребителя структуры;
      Iуб – структурная оптимальность турецкого изделия. Рассчитывается аналогично расчету Iу.
      4. Производится расчет комплексного стоимостного показателя Iк:
Iк= .
      5. Определяется интегральный индекс  конкурентоспособности:
Iинт= .
     Интегральный  индекс отражает совокупную конкурентоспособность  белорусской кофты, произведенной ОАО «Славянка». Он так же, как и другие показатели конкурентоспособности оценивается следующим образом: если выше 1 – конкурентоспособность высокая; чем он ниже 1, тем меньше конкурентоспособность изделия.
      По  данной методике оценим конкурентоспособность трикотажной кофты, произведенной ОАО «Славянка», взяв за базис турецкую кофту. 
 

  Значения
  Максимальное ОАО «Славянка», Беларусь Турция
Качественные  показатели, балл. (0-10) 10  
1.Удобство  в носке 8 5 8
2. Легкость  ухода 7 4 7
3. Художественная выразительность, дизайн 6 2 5
4. Гигиеничность 5 5 4
 
Стоимостные показатели:      
1. Цена  товара   35/83,3 40/75,5
2. Цена  ухода   5/11,9 5/9,4
3. Стоимость  замены фурнитуры   2/4,8 8/15,1
Итого по стоимостным показателям   42/100 53/100
 
Оптимальная структура стоимости по мнению потребителей
1. Цена товара – 85%
2. Цена ухода – 5%
3. Стоимость замены фурнитуры –  10%
Итого – 100%
 
 
1) Iс= =0,71;
2) Ip= =2,05;
3) Iу= =0,63;
     Iуб= =0,7;
     Iо= =0,9;
4) Iк= =1,4;
5) Iинт= =1
     Интегральный  показатель конкурентоспособности  равен единице. Это означает, что  продукция ОАО «Славянка» является вполне конкурентоспособной по отношению к турецким производителям. 

  
 
 
 

     3. СБОР И АНАЛИЗ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ  ПО ИССЛЕДОВАНИЮ КАЧЕСТВАПРОДУКЦИИ  ОАО «СЛАВЯНКА». ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 
 

     3.1. Методы оценки уровня качества  изделия. 
 
 

     Необходимость оценки уровня качества отечественных изделий обусловлена тем, что в последнее время конкурентоспособность белорусской продукции снижается. Об этом свидетельствует сокращение объема продаж, главная причина спада производства на предприятиях легкой промышленности – трудности сбыта вследствие низкой конкурентоспособности продукции, которая носит объективный характер и связана с технической отсталостью производства, а также с увеличением доли импортных товаров, в частности товаров легкой промышленности. Одним из сдерживающих факторов развития экспорта является проблема количественного ограничения на поставку текстильных товаров в страны Европейского Союза. Одна из острейших проблем заключается в том, что около 80% активной части основных фондов изношено. Только 50% предприятий легкой промышленности работают нормально, а 61% от общего числа к концу 2007 года имели складские запасы готовой продукции, превышающие среднемесячный объем производства. Также снижение конкурентоспособности товаров привело к тому, что  на внутреннем рынке на товары концерна «Беллегпром»пока приходится лишь около 10% от общего объема продаж товаров легкой промышленности.
     Конкурентоспособность продукции зависит от уровня ее качества и цены, поэтому объективная оценка уровня качества отечественных изделий позволит определить первоочередные меры по его повышению и совершенствованию ценообразования в целях усиления конкурентоспособности белорусских товаров, в частности товаров ОАО «Славянка»
     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.