На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

14.12.2012

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
 
Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 
Кузбасская государственная  педагогическая академия
 
Кафедра специальной педагогики, психологии и теоретических основ  обучения
 
 
 
 
Реферат
на тему: Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
 
 
 
Выполнил:
Челышева Алёна,
СД-09-01
Проверил:
Сазонова В.В.
 
 
 
 
 
Новокузнецк, 2012

Содержание:
Введение
История тифлопедагогики  как науки
4
Предмет, задачи, методы тифлопедагогики
5
Тифлопедагогика на современном  этапе развития общества
8
Заключение
17
Список использованной литературы
18

 

Введение
Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения  зрения они делятся на слепых и  слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических  нарушений, проявляющихся в ограничении  зрительного восприятия или его  отсутствии, что влияет на весь процесс  формирования и развития личности.
У лиц с нарушениями зрения возникают  специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений  и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой  сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Слепые — подкатегория лиц с  нарушениями зрения, у которых  полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.
По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной слепотой на оба глаза, при которой полностью  утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у  которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры предметов.
Слабовидящие — подкатегория лиц  с нарушениями зрения, имеющих  остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше  видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций.
 


    История тифлопедагогики как науки.
Основоположником тифлопедагогики  и обучения незрячих считается В. Гаюи, французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Л. Брайль, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и  тифлопедагог Парижского национального  института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.
Первое учебное заведение для  слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В течение ХIХ в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока.
После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали  составной частью системы народного  образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для  слепых.
В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных  школ, а с конца 30-х гг. открываются  и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю. Д. Жаринцева.
В 30-е гг. содержание образования  в школах слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения  мирового опыта обучения слепых считались  ненужными и недоступными слепым: физика, математика, естествознание и  др. Большой вклад в тифлопедагогику  и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам  сделал профессор Ленинградского педагогического  института им. А. И. Герцена Б. И. Коваленко.
 
    Предмет, задачи, методы тифлопедагогики.
Как раздел общей педагогики тифлопедагогика развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на обще дидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке  педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и  психолого-педагогических наук, которые  интегрируют полученные в своих  сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.
В современных условиях можно  условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и  обучении разных категорий людей  с отклонениями в развитии. Одним  из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологию (медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).
Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.
Задачей тифлопедагогики  как науки является разработка следующих  основных проблем:
    психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этик нарушениях;
    пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Важное место занимают:
    разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих;
    определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания;
    разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик.
Большое внимание уделяется:
    созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе;
    разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения (нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.);
    проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.
В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:
    наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей;
    естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент;
    беседы;
    анализ ученических работ (письменных работ, образцов различных видов изобразительной и трудовой деятельности и др.).
Тифлопедагогика опирается  на смежные с ней науки: общую  педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию,офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневрологию и др.
Современная тифлопедагогика  располагает научно обоснованными  положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и  аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного  обучения лиц разного возраста с  глубокими нарушениями зрения.
B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.
В школьном возрасте дети получают общее среднее и политехническое  образование в объеме массовой школы, духовно-нравственное, физическое, эстетическое воспитание, социально-психологическую и трудовую подготовку.
Обучение взрослых с нарушением зрения имеет целью повышение  уровня образования и социально-трудового  статуса. Оно организуется с учетом возраста, сферы производственной занятости, жизненного и практического опыта, уровня общеобразовательной подготовки.
К специальным средствам  обучения и воспитания относятся: положения  о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности  и тифлотехнические устройства.
 
    Тифлопедагогика на современном этапе развития общества.
Отечественная специальная  педагогика многие годы выступала за воспитание и образование слепых и слабовидящих детей в специализированных учреждениях, позволяющих более  полно и эффективно осуществлять их реабилитацию и получать знания в объеме массовой школы. Причем работа в специальных учреждениях направлена не только на получение цензового образования, но, главное, на коррекцию нарушенного зрения. Это специализированные детские сады для детей с нарушением зрения, детские учреждения ясли-сад-школа для детей с амблиопией и косоглазием, школы (школы-интернаты) для детей с нарушением зрения. Однако не все эти дети обучаются в специальных школах и детских садах, хотя специальные учреждения предоставляют семье надежные условия для получения полноценного среднего образования, лечения и коррекции зрительных нарушений, т.к. имеют необходимое техническое оборудование и дидактические средства и поэтому комфортны для детей, имеющих глубокие нарушения зрения.
Причины обучения детей с  нарушением зрения в массовых учреждениях:
-          родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение;
-          многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны;
-          родители не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, резко отличающимися от нормально видящих детей.
В результате в настоящее  время возникла острая необходимость  в создании условий для получения  детьми с нарушениями зрения общего воспитания и образования в условиях массовых учебных заведений. К сожалению, и массовая школа, и сами дети с  нарушением зрения оказались слабо  подготовлены к интегрированному обучению. Включение этих детей в систему  общего воспитания и образования  должно осуществляться по нескольким направлениям.
Готовятся специальные законодательные  административные решения, позволяющие  и допускающие обучение детей  с глубокими нарушениями зрения в массовой школе, т.к. до настоящего времени прием таких детей  осуществлялся неохотно и часто  по личной договоренности с директорами  и учителями. В решениях ставится вопрос о повышении оплаты труда  учителей и воспитателей, имеющих  в своем классе ребенка с глубоким нарушением зрения.
В классе, где находится  такой ребенок, желательно, чтобы  было не более 15 учеников с тем, чтобы  обеспечить дифференцированный и специализированный подход к ребенку. В классах должна быть обеспечена общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение  на рабочем месте (не менее 400-500 люкс). Учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. На отбор  места для ребенка с нарушением зрения влияет, прежде всего, офтальмологический диагноз и степень снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, т.е. острота  зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем  ряду; если ребенок сохранил частичное зрение, ему также следует сидеть на первой парте в среднем ряду. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя, который должен все же учитывать степень слышимости в этом месте.  В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой учеников с нарушением зрения, прежде всего  в младших классах.  Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 – 20 минут. Кроме того, незрячим ученикам должна быть предоставлена возможность осязательно изучить демонстрируемый материал. 
В школах необходимо организовать специальный уголок тифлопедагогики, где имелись бы необходимые материалы  для изучения шрифта Брайля, аудио  оборудование для прослушивания ''говорящих  книг'' в библиотеке, специальные  учебники, книги, рельефно-графические  пособия, оптические и неоптические адаптивные устройства и т.д. Самым  важным и наиболее трудоемким является организация и проведение тифлопедагогических методических консультаций учителям, учащимся и родителям.
Условия, которые должны быть созданы в массовых школах, определяются особенностями развития детей с нарушением зрения и их возможностями использовать нарушенный зрительный анализатор в процессе обучения.
При направлении ребенка  в учебно-воспитательное учреждение важно выяснить, как будет проводиться  его обучение и воспитание: на основе осязания или нарушенного зрения. Дети, имеющие нулевую остроту  зрения, или тотально слепые дети, а  также дети с остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04), безусловно, будут использовать в получении учебной информации осязание и слух. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 уже могут работать с помощью зрения. Однако в процессе обучения непрерывная нагрузка не должна превышать 15 – 20 минут. Исследовательские данные (R.Freudereich, R.Pastille und K.Ferrell) свидетельствуют о том, что в массовые школы для совместного обучения со зрячими могут пойти немногие, для их отбора следует разработать специальные критерии и тесты. В настоящее время, как правило, в массовых школах обучаются лишь те слепые и слабовидящие дети, которые хорошо справляются с программой специальной школы и достаточно социально адаптированы.
В результате проведенного исследователями эксперимента, было выделено несколько направлений, по которым необходимо работать как  с самими интегрирующимися школьниками, так и со всем окружением в массовой школе. Первое условие – это создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. В то же время коллектив учащихся следует познакомить  с особенностями слепого и слабовидящего, необходимо создать добр
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.