На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные стадии избирательного процесса

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

14.12.2012

Описание (план):


Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие и субъекты  избирательного процесса..……………………………….5
1.1 Понятие избирательного  процесса………………………………………..…..5
1.2 Субъекты избирательного  процесса…………………………………….…….6
2 Основные стадии избирательного  процесса……………………………………9
2.1 Назначение выборов……………………………………………………………9
2.2 Образование избирательных  округов и избирательных участков…………12
2.3 Формирование избирательных  комиссий…………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………...19
Глоссарий………………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………….25

Введение

За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского  общества в качестве реально функционирующего института формирования представительных основ народовластии. По сути, на наших  глазах происходит становление и  развитие современной избирательной  системы Российской Федерации, сопровождаемые активным поиском и апробацией на практике юридических формул осуществления  и защиты конституционного права  граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Процесс  формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового  регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские  и правительственные структуры. Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
Надо сказать, что избирательное  право Российской Федерации является одним из важнейших институтов российского  права, входит в составную часть  конституционного права Российской Федерации. В связи с активизацией политической жизни страны избираемое право уже во многих высших учебных  заведениях выделяют в самостоятельную  учебную дисциплину. Несомненно, это  решение правильно, поскольку право  избирать и быть избранными, что  изучает данная дисциплина, нам предоставлено  Конституцией Российской Федерации, и  от того, как компетентно и с  должной глубиной знаний мы будем  разбираться в механизме реализации данных прав зависит, каким станет наше государство.
«Избирательные права  граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии …, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования».1
Исходя из выше сказанного целью данной работы является рассмотрение избирательного процесса в РФ.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: раскрыть понятие избирательного процесса Российской Федерации; определить субъектов избирательного процесса; рассмотреть назначение и структуру избирательного процесса, раскрыть юридическое содержание различных стадий организации и проведения выборов.
Объектом настоящей  работы является общественные отношения  и интересы, связанные с реализацией  избирательных прав граждан в Российской Федерации. Предметом настоящей работы являются нормы избирательного законодательства, регулирующие порядок избрания в Российской Федерации. Курсовая работа состоит из двух глав, в каждой из которых решаются поставленные вопросы, в заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала по избранной теме работы, в приложении приводятся схемы иллюстрирующие специфику избирательного процесса в РФ.

Основная  часть

1 Понятие и субъекты избирательного процесса

1.1 Понятие избирательного процесса

Избирательный процесс в Российской Федерации  представляет собой урегулированную в нормативно-правовом порядке деятельность индивидов, их групп, органов и организаций по подготовке и проведению выборов общегосударственного, субъектов федерации, муниципального уровней.
Несмотря на особенности  проведения различных выборов, избирательный процесс состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов, которые называются стадиями. Можно назвать следующие общие стадии избирательного процесса: назначение выборов, установление избирательных округов, установление избирательных участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, агитационная кампания, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования, возможный второй тур и (или) новые выборы, подведение итогов выборов, официальное опубликование результатов выборов.
Избирательное право и избирательный  процесс тесно взаимосвязаны  и в совокупности образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избирательное право предметно  регламентирует определенные аспекты  общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как  форма реализации субъективного  политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении  власти.
Конституционные принципы организации  избирательного процесса как руководящие  и направляющие начала организации  и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной  системы нацелены, в частности, на обеспечение конституционного равноправия  граждан и их права избирать и  быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, представительного характера законодательного органа государственной власти, проведение выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и законами Избирательный процесс в России2.
Избирательное право Российской федерации  имеет свои источники, которыми являются нормативные акты, где содержаться  конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу  таких источников относятся:
1 Конституция РФ;
2 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 18 мая 2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; и другие федеральные законы  а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3 указы и распоряжения Президента  РФ, акты глав администрации и  других руководителей исполнительных  органов субъектов РФ по вопросам  организации и проведения выборов.

1.2 Субъекты избирательного  процесса

Субъекты избирательного процесса - это индивидуальные и коллективные (ассоциированные) участники выборов, совершающие действия, направленные на формирование органов публичной власти с результатами, не вызывающими недоверия, поскольку они были получены в соответствии с нормативными правовыми актами3.
Определены  шесть основных групп субъектов  избирательного процесса:
1. В первую входят органы, определяющие  дату выборов.  Их цель и  обязанность - своим решением  определить дату выборов в  соответствии с действующим законодательством.  Достижение цели и исполнение  обязанности призвано обеспечить  реализацию принципа периодических  и обязательных выборов, а соответственно  и формирование органов власти  с результатами, не вызывающими  недоверия. Примечательно, что  законодатель выделяет в качестве  субъектов, входящих в первую  группу, органы, а не коллективы  граждан или отдельных граждан.  Тем самым, подчеркивается публично-правовой  характер выборов.
К субъектам, определяющим дату проведения выборов, можно отнести Президента РФ, высших должностных лиц субъектов  Федерации, глав муниципальных образований.
2. Во вторую группу входят избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные, окружные, участковые комиссии. Система комиссий характеризуется сильной централизацией: нижестоящие комиссии подчиняются вышестоящим, последние имеют право контроля за деятельность первых, в том числе путем рассмотрения жалоб на их действия.
3. Третья группа субъектов избирательного процесса состоит из субъектов, имеющих право избирать (выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, голосовать) и/или быть избранными. Это самая массовая группа. Основная цель деятельности субъектов данной группы - это реализация избирательных прав, таких как право выдвигать кандидатов на выборные должности, участвовать в предвыборной агитации, материально стимулировать избирательную кампанию кандидата, голосовать, быть избранным. Она может достигаться как индивидуально, например, самовыдвижением, так и посредством ассоциированных форм, например, включение лица в федеральный список кандидатов избирательного объединения.
4. К четвертой группе субъектов  избирательного процесса относятся  средства массовой информации. Они  либо освещают ход проведения  выборов, либо используются как  средство предвыборной агитации. СМИ призваны доводить до населения  информацию о ходе выборов  на всех этапах избирательной  кампании.
Можно выделить три группы средств  массовой информации в зависимости  от круга обязанностей, связанных  с проведением выборов: официальные  печатные издания, СМИ с государственным  или муниципальным участием, иные СМИ. Критерий такой классификации - обязанности по отношению к выборам. Исключительно на первых возлагается  обязанность публиковать решения  о назначении выборов, схему избирательных  округов, результатов выборов. Вторые бесплатно публикуют решения  избирательных комиссий, а также  сведения о размерах избирательных  фондов, обо всех источниках их создания, обо всех произведенных затратах, сообщения о проведении повторных  выборов. Они также обеспечивают зарегистрированным кандидатам, избирательным  объединениям (блокам) равные условия  проведения предвыборной агитации. Эти  СМИ должны предоставлять бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, обязаны резервировать  платные эфирное время и печатную площадь для проведения агитации. Третьи не имеют вышеперечисленных  обязанностей.
5. В пятую группу входят субъекты, осуществляющие деятельность, направленную  на предотвращение, пресечение нарушений  правил организации и проведения  выборов. 
К субъектам, осуществляющим государственный  контроль, относятся избирательные  комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы (органы полиции, органы Федеральной  службы безопасности), иные государственные  органы, осуществляющие правовую охрану при проведении выборов (органы государственной  власти, осуществляющие государственную  политику в области средств массовой информации, налоговые органы). К  субъектам, осуществляющим общественный контроль, относятся кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и  иные общественные объединения, избирательные  блоки, осуществляющие контроль, в том  числе посредством своих уполномоченных представителей, члены избирательных  комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, в том чисел иностранные (международные).
6. Шестая группа состоит из субъектов избирательного процесса, материально обеспечивающих проведение выборов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией осуществляют регистрацию (учет) избирателей, образуют избирательные округа и избирательные участки, финансируют проведение выборов, формируют избирательные комиссий, оказывают содействие комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставляя необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, предоставляя специалистов для осуществления контроля за финансированием избирательного процесса, оказывая помощь в проведении выборов в «нестандартных» условиях. Они также оказывают содействие в агитации (но не ведут ее), предоставляя помещения, оказывая помощь в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивая безопасность при проведении массовых мероприятий и так далее.
Вполне возможна ситуация, когда  средства на финансирование выборов  не выделяются. Тогда расходы комиссий могут оплачиваться за счет кредитов банков, которые предоставляются  комиссиям на конкурсной основе.

2 Основные стадии избирательного процесса

2.1 Назначение выборов
Назначение выборов как стадия избирательного процесса выражается в установлении даты голосования. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) установлено, что выборы указанных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Решение о назначении выборов должно быть принято не раньше, чем за 110 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты и не позднее, чем за 90 дней. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 180 дней со дня такого прекращения полномочий.
Согласно п. «а» ст. 84 Конституции  РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее, чем за четыре месяца до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В соответствии с п. «д» ст. 102 выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее, чем за 120 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Гарантией обязательности проведения выборов выступает норма, согласно которой в случае, если Президент РФ или Совет Федерации не назначат выборы в установленные сроки, то их проводит Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ).
Установление избирательных округов как стадия избирательного процесса выражается в законодательном определении территории, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Соответствующая избирательная  комиссия не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
Установление избирательных  участков выражается в «нарезке» территориальных единиц, которые объединяют избирателей общим местом голосования. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой
 муниципального образования (иным уполномоченным лицом) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются не позднее, чем за 45 дней до дня голосования4.
Избирательные участки  для граждан РФ, находящихся за пределами территории России, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания.
Границы избирательных  участков не должны пересекать границы  избирательных округов. Порядок  приписки избирательных участков, образованных за пределами территории РФ, к избирательным  округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральным законом.
В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться в указанный срок, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией — не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
2.2 Образование избирательных округов  и избирательных участков
Создание избирательных  органов как стадия избирательного процесса связано с формированием в законодательно установленном порядке и в сроки коллегиального органа, который организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов. Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлены система и статус избирательных комиссий.
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
 Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;  избирательные комиссии субъектов  РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и  граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов в РФ. Их компетенция, полномочия и порядок деятельности устанавливаются законодательством. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий5.
Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ составляет четыре года.
Центральная избирательная  комиссия РФ состоит из 15 членов, которые назначаются на паритетных началах Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Президентом РФ.
Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.
В избирательную комиссию может  быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии субъекта РФ, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии, за исключением участия за границей и в отдельных воинских частях.
Избирательные комиссии субъектов  РФ являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов в соответствии с законодательно установленной компетенцией. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок их полномочий составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.
Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума является избирательной комиссией муниципального образования. Она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
Срок полномочий избирательной  комиссии муниципального образования  составляет четыре года. Число ее членов с правом решающего голоса колеблется от 5 до 11 членов.
Формирование избирательной  комиссии муниципального образования  осуществляется представительным органом  муниципального образования. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений: политических партий, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов и списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Окружные избирательные  комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов, если не поступила жалоба на ее действия в вышестоящую комиссию или заявление в суд. Тогда полномочия прекращаются со дня принятия решений.
Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальных комиссий истекает в период избирательной комиссии, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава.
Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности в установленных  законодательством случаях.
2.3 Формирование избирательных  комиссий
Регистрация избирателей как стадия избирательного процесса выступает условием осуществления избирателем своего права голоса и выражается во включении лица в список избирателей. Участковая комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.
Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
В течение 24 часов, а в  день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию.
Выдвижение и регистрация  кандидатов как стадия избирательного процесса выражается в определении круга лиц, из числа которых будут избраны президент, депутаты, должностные лица и другие граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в установленном законодательством порядке.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено как путем самовыдвижения, так и путем выдвижения избирательным объединением, а выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.
Отметим, что Федеральным законом  от 12 июня 2002 г. установлены условия, при которых дееспособный российский гражданин, достигший установленного законом возраста и отвечающий требованиям ценза оседлости, не может быть выдвинут в качестве кандидата.
В частности, это адресуется гражданину РФ, замещавшему должность Президента РФ и досрочно прекратившему исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами; гражданину РФ, замещавшему должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации6.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в  составе списка кандидатов, избирательная  комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Агитационная кампания как стадия избирательного процесса направлена на формирование у избирателя установки сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата, избирательное объединение, избирательный блок или против них.
Федеральным законом  от 12 июня 2002 г. установлено, что граждане РФ,
общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.
Предвыборной агитацией  признаются осуществляемые в период избирательной кампании: призывы  голосовать за или против списка кандидатов; выражение предпочтения в отношении какой-либо политической партии7
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.