На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация торгово-технологического процесса в магазине

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

22

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

23.12.2012

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Термин «технология» происходит от греческого слов techne, что означает искусство, ремесло, мастерство, умение, и logos - учение, то есть учение о каком-то ремесле, мастерстве. В более поздний период термин «технология» рассматривался применительно к совершению каких-либо производственных процессов, однако в настоящее время этот термин получил расширенное толкование, охватывая и непроизводственную сферу, в том числе и торговые процессы. По характеру выполняемых ими функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (чисто торговые). Технологические процессы связаны с продвижением товара как потребительской стоимости и представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов - живого труда, средств труда и предметов труда.
Интеграция экономики  Российской Федерации в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов.
Целью данной работы является исследование содержания торгово-технологического процесса в магазине ООО «ДиМакс» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие  задачи:
      определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
      провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина ООО «ДиМакс»
      разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина ООО «ДиМакс».
 Предметом исследования  в работе является торгово-технологический  процесс ООО «ДиМакс». Объектом  исследования в работе выступает  розничное торговое предприятие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность темы, сформулированы цель и соответствующие ей задачи, указаны объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты содержания торгово-технологического процесса в магазине. Во второй главе  дана краткая организационно-экономическая  характеристика ООО «ДиМакс», изучено содержание торгово-технологического процесса и даны рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.
 
ГЛАВА I   ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Сущность, задачи, цели и принципы организации  торгово-технологического процесса  в магазине
Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных  и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при  наименьших затратах труда и высоком  уровне торгового обслуживания.
Специфика технологического процесса в магазине состоит в  том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные  со сменой форм стоимости. Операцией  называется часть технологического процесса, выполняемая работниками  путем применения определенных способов и приемов.
Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в  торговый, продажу товаров и услуг.
Технологический процесс  состоит из основных и вспомогательных  операций.
К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.
Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и  качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.
Технологический процесс  осуществляется персоналом магазина без  участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние  на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных  операций технологического процесса зависят  от методов продажи, типа и размера  магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров  к реализации и других факторов.
Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование  являются главной задачей. Оптимизация  технологии предполагает интеграцию в  единый процесс знаний, технических  средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.
Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:
      обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
      сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
      высокая культура обслуживания.
Решение этих взаимосвязанных  вопросов может быть обеспечено при  использовании системного подхода  к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование  методов экономико-математического  моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных  решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.
Основными задачами совершенствования  технологического процесса магазина в  современных условиях являются:
      внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
      механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
      использование оптимального решения технологического процесса;
      внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.
Повышению эффективности  деятельности предприятия розничной  торговли способствует ускорение технологических  процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.
Технологическая карта - это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.
Технологические карты позволяют  более рационально построить  режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.
Таким образом, основываясь  на вышесказанном, можно выделить следующие  основные принципы организации технологического процесса магазина:
      обеспечение комплексного подхода к его построению;
      создание максимальных удобств для покупателей;
      достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
      создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
      обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
 
1.2 Структура и  содержание технологического процесса  в магазине
Структура и последовательность торгово-технологического процесса магазина представлена на рисунке 1

Рисунок 1 - Структура и последовательность торгово-технологического процесса магазина
Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них являются: уровень  развития торговли, объем и структура  товарного предложения, степень  подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности.
Весь торгово- технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.
Второй этап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживанием  покупателей. Это наиболее ответственный  участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров  в действии, помощь в выборе, квалифицированный  подбор товаров, их размещение, расчетные  операции. Особенность этого этапа  заключается в том, что при  выполнении операций работники магазинов  не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с  товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.
Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой  тканей, прием предварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных  в магазине, по фигуре и т. д.
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются  в четкой последовательности и оказывают  непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.
Важнейшими принципами организации  торгово-технологического процесса в  магазине являются:
· комплексный подход к  определению рациональной схемы  технологического процесса для конкретного  магазина;
· соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям  отечественного и зарубежного опыта;
· эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование  материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
· создание условий для  полной сохранности товаров и  их потребительной стоимости;
· сокращение применения ручного  труда и улучшение использования  торгово-технологического оборудования.
Метод продажи является главным  фактором, определяющим содержание и  последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность  в площадях и торгово-технологическом  оборудовании.
Внедрение прогрессивных  методов доставки и продажи товаров  обуславливает особые требования как  к организации технологического процесса в магазине, так и к  его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.
Внедрение современных технологических  решений в розничные торговые предприятия обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.
Основными направлениями  рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение  прогрессивных методов продажи  товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение  уровня технического оснащения, обеспечение  бесперебойного снабжения магазинов  максимально подготовленными к  продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование  работы узлов расчета.
Повышению эффективности  технологического процесса магазина будет  способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п., что обеспечит снижение затрат на его осуществление.
Технологический процесс  с товарами до предложения их покупателям  включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки  товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.
Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает  на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь  высокопрофессиональных работников в  торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий  для выбора товаров и осуществления  покупок.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств - при покупке  и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и  повышение культуры потребления (использования) товаров.
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние  на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.
1.3 Организация технологии приемки товара в магазине
Поступившие в магазин  товары доставляют в зону приемки. Приемка  товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна производиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность.  Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа  мест, единиц фактически поступивших  товаров с показателями счетов фактур, товарно-транспортных накладных и  других сопроводительных документов.
Приемку товаров проводят в определенные сроки. Так, товары поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре по массе брутто и количеству мест, принимают в момент их получения от поставщика, по массе нетто и по количеству товарных мест в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 5 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов с момента их получения.
Количество поступивших  товаров определяют в тех же единицах измерения, что и в сопроводительных документах.
Массу нетто проверяют  в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными  обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов  на всю партию допускается лишь в  том случае, если это предусмотрено  в стандартах, ТУ или в договоре поставки.
Если в процессе приемки  будет выявлена недостача, то приемку  товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность  товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались  с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя отправителя. Представитель иногороднего поставщика вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором.
По результатам  окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение качества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Претензии о недостаче товаров направляют поставщику.
Приемка товаров по качеству в соответствии с инструкцией  должна быть проведена по скоропортящимся  товарам в течение 24 часов, по всем остальным товарам в течение 10 дней.
В процессе приемки работники  магазина выявляют качество и комплектность  товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки товаров - установленным  требованиям.
Акт о ненадлежащем качестве (комплектности) товаров содержит следующие  основные сведения: наименование и  адрес магазина-получателя товаров, номер и дату составления акта; место приемки товаров, время  начала и окончания приемки; фамилии, инициалы лиц, принимавших участие  в приемке товаров по качеству и составлении акта; место их работы, занимаемые должности, дату и номер  документа о полномочиях представителя  на участие в проверке качества товаров; наименование и адрес отправителя товаров; дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов; дату прибытия груза, условия хранения товаров на складе магазина до составления акта; состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров; количество, полное наименование предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводят в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же необходимо дать заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения.
Если недоброкачественность  обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный  ярлык или копию товарного  чека и документы, подтверждающие стоимость  ремонта.
Претензия о несоответствии качества (комплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензии о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы.
1.4  Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
Процесс хранения товаров  в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные  лица.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах  и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают  их физико-химические и биологические  свойства, правила товарного соседства  и санитарно-гигиенические требования.
Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (не скоропортящиеся товары) хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.
Товары, воспринимающие посторонние  запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить  совместно с товарами, выделяющими  влагу.
Температуру и относительную  влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров  и психрометров и при необходимости  регулируют. При повышенной влажности  воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления  и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также  громоздкие и тяжелые товары. В  глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров  закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или  распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.
Размещенные на стеллажах  и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка  товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию  и дезинсекцию.
В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении  других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.) в  магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.
Перед подачей в торговый зал товары необходимо подготовить  к продаже. Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности  ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают  от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, антикоррозийных  смазочных веществ, устраняют мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить  в специальных помещениях с соответствующим  образом подготовленными рабочими местами. Например, для подготовки к  продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность  изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.
В продовольственных магазинах  может осуществляться предварительная  фасовка сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, овощей, фруктов. Для этого создаются специальные  зоны (помещения) площадью не менее 6 кв.м. Зону для фасовки располагают  в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового  зала. Рабочее место фасовщика  оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах  с достаточно большим объемом  фасовки товаров применяют специальные  устройства или приспособления.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или  тару-оборудование.
Переход экономики страны к рынку поставил перед отечественным  производством острую проблему повышения  конкурентоспособности вырабатываемой продукции. Одним из составляющих элементов  конкурентоспособности продукции  является совершенствование расфасовки и упаковки товаров в соответствии с требованиями рынка. В этой связи  вновь создаваемые и реконструированные предприятия больше внимания уделяют  выпуску товаров в расфасованном  виде с полной информацией на упаковке, что значительно сокращает затраты  магазинов по предварительной подготовке товаров.
 
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей  во многом зависят от рационального  размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время  на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить  затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов  в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих  основных требований:
• предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микро комплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
• создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
• предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
• оптимального использования торговых площадей магазина;
• обеспечения сохранности материальных ценностей;
• организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товаров в  торговом зале необходимо соблюдать  правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует  закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к  продаже в магазине, размещают  ближе к зоне, где выполняются  подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с  зоной расчета или выходом  из торгового зала. Товары, требующие  длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине  торгового зала, чтобы не создавались  помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к  источникам пополнения.
Однородные товары лучше  размещать концентрированно.
На первых этажах магазинов  необходимо располагать товары более  частого спроса и не требующие  длительного выбора.
Площади под отдельные  товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров  в продаже и их оборачиваемости. Как правило, чем больше места  отводится для группы товаров, тем  быстрее она будет реализовываться. Однако опыт показывает, что это  правило верно, только по отношению  к товарам повышенного спроса, а на товары пониженного спроса увеличение выделяемых для них торговых площадей практически не оказывает влияния.
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие  основные принципы:
• однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
• целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т.д.);
• декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
• полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
• в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах 1100-1600мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
• выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
• сопутствующие товары в торговом зале следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок расчетных узлов и т.д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
При выкладке товаров в  упаковке рекомендуется отдельные  образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы  покупатель мог ознакомиться с ними.
Размещая товары в торговом зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала, особенности отдельных товаров и их упаковки.
Например, колбасу и копчености выкладывают в охлаждаемых витринах в несколько рядов и кладут срезом в сторону покупателя.
Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепленными  в специальных держателях.
 
1.6 Методы продажи товаров в магазинах
Продажа товаров – завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые  на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи. Так, на выбор товаров  повседневного спроса покупатель затрачивает  значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
Товары в розницу продаются  в магазинах и вне магазинов. В первом случае торговля относится  к магазинной форме торгового  обслуживания покупателей. Во втором –  к внемагазинной форме.
В магазинной розничной торговле отличают следующие методы продажи  товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам. Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для  покупателей методов продажи  товаров. Самообслуживание позволяет  ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность  магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает  свободный доступ покупателей к  выложенным в торговом зале товарам, возможность свободно осматривать  и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально  распределить функции между работниками  магазина. Оплата за отобранные товары ведется в узлах расчета. При  самообслуживании изменяется технологическая  планировка торгового зала и других помещений магазина, организация  материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется  при продаже большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Исключение составляют товары, требующие  при их выборе покупателями консультации со стороны продавцов (электробытовые товары, сервизы и хрусталь, ювелирные  изделия, часы и др.), а также товары, требующие нарезки, упаковки и т.д.
Процесс продажи в магазинах  самообслуживания состоит из следующих  основных операций:
• встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т.д.;
• получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
• самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
• подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
• оплата купленных товаров;
• упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
• возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
В магазинах самообслуживания “узким местом”, обычно, являются узлы расчетов, так как в узлах расчета  происходит расчет как за товары, отобранные покупателем в зонах самообслуживания, так и за товары, отпущенные через  прилавок обслуживания. Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы “пик” следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют “экспресс кассы”. Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.
За рубежом в последнее  время успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским карточкам и основаны на той же аппаратно-программной  платформе. Их использование позволяет  не только упростить расчетные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию  маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская карточки и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем самым осуществляет их закрепление, “привязку” к себе.
Наличие карточки дает право  покупателю рассчитывать на особое отношение  к себе со стороны магазина и автоматически  делает его привилегированным клиентом, что выражается в виде доступа  к системе торговых скидок или  предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой фирмы, информация о новых товарах, заказ по телефону и т.д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости  от социальной группы и индивидуального  покупательского поведения клиента.
Магазинные карточки бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).
Заплатив вступительный  взнос, держатель дисконтной карты  впоследствии каждый раз при предъявлении ее получает установленную торговую скидку.
Клиент, имеющий предоплатную карточку, вносит собственные денежные средства в кассу магазина в виде авансового платежа за еще не купленный товар.
В дальнейшем при обслуживании осуществляется простое списывание средств клиента с карты. Для того, чтобы заинтересовать покупателя в наличии предоплатной карточки, магазины разрабатывают, как правило, соответствующую систему торговых скидок и услуг, предлагаемых клиенту. Таким образом, расчетная (предоплатная) карточка включает в себя элементы, присущие дисконтным карточкам.
Использование магазинных карточек благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоплатные карточки, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового предприятия. Магазинная карта является также эффективным рекламным атрибутом предприятия, его выпустившего, она повышает престиж не только магазина, но и самого клиента, так как пластиковые карты традиционно считаются престижной формой оплаты за товары и услуги.
В настоящее время распространение  получили магазинные системы на карточках  с магнитной полосой и на карточках  с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карточек является более  перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминал касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.
В магазинах могут быть использованы три варианта организации  пункта обслуживания по смарт-картам.
Во-первых, можно использовать обыкновенный электронный кассовый аппарат автоматизированной системы  кассового обслуживания, снабженный дополнительно выносным устройством  считывания данных с карт и клавиатурой  для ввода ПИН-кода (персонального идентификационного номера клиента) пинпадом.
Во-вторых, может быть использован  специализированный торговый терминал-касса.
В-третьих, в качестве терминала  в магазине может быть использован  обыкновенный персональный компьютер  с принтером для распечатки торговых чеков и пинпадом для ввода ПИН-кода.
При обслуживании покупателя оператор вставляет карту клиента  в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты находится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта в зависимости от ситуации возвращается покупателю или изымается. Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое электронной карты с учетом произведенных покупок, запоминает операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.
Продажа товаров через  прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение  и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение  сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель должен встретить приветливое отношение  со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление  оставляют опрятный внешний вид  работников магазина, порядок и чистота  в торговом зале. Выявление намерения  покупателей заключается в определении  их отношения к моделям, фасонам  и другим признакам товаров. Эта  операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения  покупателя продавец показывает соответствующие  товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную  консультацию покупателю, которая может  включать сведения о назначении товаров  и способах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и т.д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах  приглашают специалистов промышленных предприятий, производящих товары народного  потребления, модельеров, врачей-косметологов и других специалистов. В обязанности  продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
На выполнение технологических  операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием, затрачивается  много труда и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца.
Завершается продажа товаров  расчетом с покупателями и выдачей  им покупок. Эти операции могут выполняться  на рабочем месте продавца или  контролера-кассира.
При продаже технически сложных  товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку  в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить  покупателю
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие  образцам. При этом методе продажи  рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобнее тем, что  на сравнительно небольшой площади  торгового зала можно выставить  образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется  при продаже технически сложных  и крупногабаритных товаров, а также  тех товаров, которые требуют  перед их отпуском покупателю отмеривания  и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных  машин, мебели, тканей и других товаров.
Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают  покупателям консультативную помощь.
Продажу крупногабаритных товаров  по образцам сочетают с доставкой  их покупателям на дом со складов  магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей.
Это позволяет сократить  потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателя от хлопот, связанных с доставкой  приобретенных товаров.
При продаже товаров с  открытой выкладкой покупатели имеют  возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем  месте продавца товары. Их выкладывают  на прилавках, горках, стендах. Функции  продавца при этом методе продажи  сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску  отобранных ими товаров. Расчетные  операции могут осуществляться в  кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой  более удобна по сравнению с традиционными  методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Продажа товаров с открытой выкладкой позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, школьно-письменных и других продовольственных и непродовольственных товаров).
При продаже товаров с  открытой выкладкой особое внимание должно быть уделено размещению и  выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью  в кассетах, открытых на прилавочных  витринах. Более крупные товары располагают  стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять  их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить  время на приобретение товаров. По предварительным  заказам продают преимущественно  продовольственные товары, а также  непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты  в магазине, авто магазине, по месту  работы или на дому покупателей. Они  могут быть поданы в устной и письменной форме. Расчет осуществляется путем  предварительной оплаты в кассе  магазина или посредством почтового  перевода, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары доставляются на дом или вручаются  покупателю в магазине.
Особенно распространен  этот метод продажи товаров в  системе потребительской кооперации. На селе для жителей небольших  населенных пунктов, в магазинах  типа “Товары повседневного спроса”  или в авто магазинах принимаются  заказы на технически сложные товары, другие товары сложного ассортимента и длительного пользования. При  этом население не теряет времени  на поездки в более крупные  населенные пункты для их приобретения.
 
1.7 Услуги, оказываемые покупателям в розничных торговых предприятиях
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в  розничных торговых предприятиях является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
      услуги, связанные с покупкой товаров;
      услуги, связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
      услуги, связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Круг услуг, входящих в  указанные группы, показывает таблица 1
Виды услуг, оказываемых  населению в розничной
торговой сети
п/п
Группы услуг
Виды услуг
1
Услуги, связанные с покупкой товаров
Упаковка товаров, доставка товаров на дом, прием предварительных  заказов на временно отсутствующие  в продаже товары
2
Услуги, связанные с оказанием  помощи покупателям
Раскрой купленных в магазине тканей; мелкая переделка и подгонка по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине, установка на дому у покупателей приобретенных в магазине товаров сложной бытовой техники
3
Услуги, связанные с созданием  благоприятной обстановки для посещения  магазина
Организация кафетерия или  буфета; ремонт технически сложных  товаров; устройство комнат для детей; камер хранения, оборудование вблизи магазинов стоянок для автомашин  и др.

 
 
Вид услуг, оказываемых покупателям, их широта зависят от типов розничных  торговых предприятий и от мощностей.
Например, в универмагах, в специализированных магазинах  одежды, тканей предусматриваются такие  услуги, как: раскрой и подгонка одежды по фигуре покупателя. Для этих целей  в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне торговой площади, на которой оборудуется рабочее место закройщика, в структуре помещений магазина выделяется помещение мастерской, оборудованное швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.
В современных магазинах  номенклатура услуг непрерывно расширяется. В магазинах оказываются, кроме  перечисленных и много других удобных для покупателя услуг. К  ним относятся: комплектование праздничных  наборов из имеющихся в продаже  товаров; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных  семей; установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов; прием  стеклопосуды у населения, скупка книг у населения и др.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ООО «ДиМакс»
2.1 Краткая характеристика организационноэкономической деятельности ООО «ДиМакс»
Общество с ограниченной ответственностью «ДиМакс» является розничным  торговым предприятием, реализующим  продовольственные товары.
Участниками общества являются:
    Гражданин России Погребняк Дмитрий Петрович, паспорт 20 01 номер 850412 выданный Коминтерновским РОВД города Воронежа
    Гражданин России Хмелевской Максим Александрович паспорт 20 03 номер 613641 выданный Коминтерновским РОВД города Воронежа
Зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за № 1033600099147 свидетельство серия 36 №000866437.
ООО «ДиМакс» имеет специальное разрешение (лицензию) Д 373294 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия)
Общество является юридическим  лицом, согласно действующему законодательству, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную  ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, имеет  самостоятельный баланс, печати и  штампы со своим наименованием.
Основными целями деятельности предприятия является:
      удовлетворение потребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктах питания;
      увеличение ассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызывают интерес у потребителей;
      активное внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного ведения торговой деятельности;
      создание наиболее лучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаров надлежащего качества;
      повышение культуры обслуживания покупателей;
      извлечение прибыли и дальнейшее ее применение.
Основной задачей ООО  «ДимМакс» является укрепление позиций на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г.Воронеже.
Располагается  ООО «ДимМакс» по адресу: г.Воронеж, ул.Малаховского, д.51.
Магазин расположен возле  проезжей части, однако большим недостатком  является отсутствие автостоянки.
Для магазина ООО «ДимМакс» установлен следующий режим работы: с 08.00 до 21.00, без обеденного перерыва и выходных.
По специализации относится  к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров.
Товарный профиль магазина - продтовары. Район деятельности - жилая застройка. В основном обслуживается население, живущее в доме, где располагается магазин и прилегающих домах.
В магазине товары реализуются  в основном традиционным методом  обслуживания, за исключением хлебобулочных  изделий и бакалейных товаров, которые  реализуются методом самообслуживания.
Численность магазина на сегодняшний  день составляет 45 человек. Штаты магазина укомплектованы полностью.
 Для организации торгово-технологического  процесса в магазине  введены  следующие должности: заведующий магазином, заведующий товарной секцией, продавцы, укладчик-упаковщик, уборщик, грузчик. Таким образом, можно выделить два уровня управления: на первом - руководитель магазина, на втором - зав. секцией.
 

Рисунок 2-Организационная структура управления ООО «ДиМакс»
 
Магазин ООО «ДимМакс»» имеет общую площадь 1218,6 м2 и торговую площадь 423 м2.
Рассмотрим показатели экономической деятельности ООО «ДиМакс» за 2008-2010 гг. (таблица 2).
 
 
 
 
 
 


Таблица 2 - Экономические показатели деятельности ООО «ДиМакс» за 2008-2010 годы
Показатели
Ед.Изм
Фактические показатели
Отклонение(+,-)
Темп изменения, %
2008
2009
2010
2009 от 2008
2010 от
2008
2010 от
2009
2009 от 2008
2010 от
2008
2010 от
2009
Выручка от продажи товаров
тыс.р
104128
115241
125498
11113
21370
10257
110,7
120,5
108,9
Себестоимость проданных  товаров
тыс.р
98045
105256
115354
7211
17309
10098
107,3
117,7
109,6
Валовая прибыль
тыс.р
6083
9985
10144
3902
4061
159
164,1
166,8
101,6
Уровень валовой прибыли
%
5,8
8,7
8,1
2,9
2,3
-0,6
-
-
-
Комерческие расходы
тыс.р
2876
4825
6315
1949
3439
1490
167,8
219,57
130,9
Уровень коммерческих расходов
%
2,8
4,2
5,0
1,4
2,2
0,8
-
-
-
Прибыль (убыток) от продаж
тыс.р
3207
5160
8989
1953
5782
3829
160,9
280,3
160,2
Прочие доходы
тыс.р
189
625
1015
436
826
390
330,7
537,03
162,4
Прочие расходы
тыс.р
15
19
28
4
13
9
126,7
186,7
147,4
Прибыль (убыток) до налогооблажения
  3381
5766
9976
2385
6595
4210
170,5
295,1
173,0
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
тыс.р
118
257
319
139
201
62
217,8
270,3
124,1
Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода
тыс.р
3263
5509
9657
2246
6394
4148
168,8
295,9
175,3
Рентабельность продаж
%
3,13
4,78
7,69
1,65
4,56
2,91
-
-
-

 


Из таблицы 2 мы видим что выручка от проданных товаров в отчетном периоде составила 125498 тыс.руб, что выше аналогичного показателя предыдущего периода на 10257 тыс.руб. Себестоимость проданных товаров в 2010 году так же увеличилась и составила 115354 тыс. руб. темп изменений по данному показателю составил 109,6 %. Уровень коммерческих расходов за отчетный период увеличился на 0,8%. Темп изменения коммерческих расходов показал прирост в данном показателе 30,9%. Важно отметить положительную тенденцию в изменении показателей чистой прибыли. Темп его роста 175,3. В 2010 году увеличилась рентабельность с 4,78 % до 7,69%. Это обусловлено увеличением чистой прибыли.
2.2 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству
При доставке товаров в  розничную торговую сеть используются два метода: децентрализованный и централизованный.
В ООО «ДиМакс» все товары поступают централизованным методом.
При централизованном методе доставка товаров объектам розничной  торговли производится транспортом  поставщика по предварительно разработанным  маршрутам и графикам завоза.
В таблице 3 представлены методы доставки молочных товаров в магазин.
Таблица 3 Методы доставки молочных товаров в магазин.
Наименование
товара
Поставщик
Метод доставки товара
Молоко «Вкснотеево» 3,8% 1л
ОАО «Молочный комбинат»
1 раз в день
Централизованный
Сметана «Иван Поддубный» 20% 0,5л
ОАО «Завод молочный «Верхнемамонский»
1 раз в день
Централизованный
Молоко «Простоквашино»2,5% 1л
Филиал «Молочный комбинат «Липецкий» ОАО Компания «ЮНИМИЛК»
3 раза в неделю
Централизованный
Сметана 25% 200г
ОАО «Алексеевский молчный комбинат»
3 раза в неделю
Централизованный
Творог 9% 500г
ОАО фирма «МОЛОКО»
3 раза в неделю
Централизованный
Ряженка «КвиллиМилли» 4% 0,5
ОАО фирма «МОЛОКО»
3 раза в неделю
Централизованный
 Сливки 20% 450г
ОАО "Вим Биль Дан - ЛМК"
2 раза в неделю
Централизованный
       

 
Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и  хлебобулочные изделия разработаны графики завозов.
Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляются розничными торговыми организациями  совместно с поставщиками.
Приемка товаров в ООО «ДиМакс» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.
Товары в магазине принимаются  по количеству и качеству.
В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При  доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка  производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар  доставлен в исправной таре, кроме  проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав. товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и  количества единиц в каждом месте.
Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления  данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных  ярлыков) с фактическим наличием товаров.
В таблице 4 представлен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39.
 
 
Таблица 4 - Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39
Наименование товара
Место приемки товара
Фактические сроки приемки
Способы проверки качества
Оборудование
Сроки хранения (реализации) товара
Документы,
подтверждающие
Количество
товара
Качество товара
Крем творожный 5% 200г
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Погрузочная тележка
5 суток
Колбаса вареная Молочная в/с
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Весы, тара, погрузочная тележка
15 суток
Килька св/мор
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические,
Весы, погрузочная тележка
18 месяцев
Печенье «Юбилейное»
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Погрузочная тележка
3 месяца
Водка «Гжелка» 0,5
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Погрузочная тележка
24 месяца
Коньяк «Киновский» 0,5
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Погрузочная тележка
24 месяца
Вино плодовое «Дачное» 0,5
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Погрузочная тележка
8 месяцев
Хлеб Дарницкий в/у 0,6
Приемочная
ТТН
Кач.уд.
10 мин
Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами
Контейнер, стол
96 часов
8 Мясо мор.ц/бр
Приемочная
ТТН
Кач.уд., вет. свидетельство
10 мин
Органолептические, сопоставление с сопровод. документами
Весы, погрузочная тележка
240 суток
               

 
При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине ООО «ДиМакс» зав. секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью зав. товарной секцией магазина ООО «ДиМакс»: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.
На выявленную недостачу  составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает зав. секцией.
В таблице 5 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине.
Таблица 5 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине.
Акт (номер, дата составления)
Наименование товара
Участники приемки
Поставщик
Способ разрешения конфликтной  ситуации
Причина несоответствий товара
По количеству
По качеству
№4 от 10.01.2010
Колбаса вар. «Молочная»
1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор
ОАО «ВМК»
  На разрезе неоднород-ная консистен-ция, с добавлением шпика
Возврат поставщику по ТТН
№31 от 15.02.2010
Вино плодовое «Дачное» 0,5
1.Зав.магаз. 2.Зав.секц.3.3.Водитель-экспедитор
ОАО «Кубаньвино»
Недостача
1 ящика
  Доставка недостающего товара
б/н от 16.03.2010
Крем творожный 5% с ванил.
1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор
ОАО "Вим Биль Дан - ЛМК"
  Отсутствует дата изготовления
Возврат товара поставщику по ТТН
б/н от 20.03.2010
Мин.вода «Горячий ключ»1,5 л
1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор
ООО «КМВ»
  Производственный брак 2-х  бутылок
Возврат товара поставщику по ТТН
             

 
Акт приемки товаров утверждается зав. магазином ООО «ДиМакс» обычно в день его составления.
Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается  также и по качеству.
Товары, поступившие в  исправной таре, в магазине принимаются  по качеству и комплектности сразу  же, вместе с приемкой по количеству.
Приемка по качеству в магазине осуществляется также зав. товарной секцией в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты  соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.
При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных  и сопроводительных документов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечивает условия  хранения, предотвращающие ухудшение  качества. Некачественный товар изолируется  от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией магазина также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.
Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.
Таким образом, в целом  приемка товаров в магазине ООО «ДиМакс» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.
 
2.3 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине
Принятый по количеству и  качеству товар грузчиками магазина №39 перемещается в зоны хранения для  создания необходимого размера товарных запасов.
Процесс хранения включает следующие операции:
1) размещение товаров  на хранение;
2) укладка в местах  хранения;
3) создание соответствующих  режимов хранения;
4) наблюдение и поддержание  условий хранения.
В магазине отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.
В таблице 6 представлен анализ организации хранения товаров в ООО «ДиМакс»
Таблица 6 - Анализ организации хранения товаров в магазине
Помещение для хранения товара, S
Наименование товара
Соблюдение условий
Способ
Оборудование
Норматив
Фактически
Упаковки товара
Хранения товара
Для хранения товара
Для создания режимов
Склад №1,
30м2
Водка
От+15 до+300С
+200С
п/эт. ящики
штабельный
поддон
термометр
Склад №2,
27м2
Мука
Не более 250С
+200С
п/эт. упаковка
штабельный
поддон
Термометр, гигрометр
Склад №3,
21м2
Печенье
От+5 до+180С
+180С
Картонные коробки
стеллажный
стеллаж
Термометр, гигрометр
Склад №4,
18м2
Спички
От+15 до+300С
+200С
Картонные коробки
стеллажный
стеллаж
Термометр, гигрометр
Склад №5,
27м2
Сок
От+15 до+300С
+200С
Деревянные ящики
штабельный
поддон
термометр
Холодильная камера №1, 15м2
Молоко
От-2 до+40С
+20С
п/эт ящики
штабельный
поддон
термометр
Холодильная камера №2, 15м2
Огурцы свежие
От+10 +140С
+100С
Картонные коробки
стеллажный
стеллаж
термометр
Низкотемпературная камера №1.
2
Мороженое
Не выше -180С
-160С
Картонные коробки
стеллажный
стеллаж
термометр
Холодильная камера №2, 15м2
Мясо цып.-бр. мор
Не выше -120С
-80С
п/эт. ящики
штабельный
поддон
термометр
               

 
Перед тем, как отправить  товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить  ли товар на склад или сразу  в торговый зал магазина. Сразу  в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные  напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и  которые в данный момент отсутствуют  в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как  в специальных помещениях, так  и непосредственно в торговом зале.
В организации хранения принимают  участие грузчики, продавцы, зав. товарными  секциями. Контролирует данный процесс  зав. магазином.
Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные  для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку (мука - крупа, сахар - кондитерские изделия, и т. д.).
За каждой товарной группой  в холодильниках и складах  магазина закрепляются постоянные места  хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.
Технология хранения в  магазине предполагает использование  оптимальных способов укладки товаров  с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники магазина учитывают следующие основные факторы:
      упаковка и вид тары;
      количество товаров, подлежащих хранению.
Заведующий магазином  фирмы ООО «ДиМакс» контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.
Таким образом, торгово-технологический  процесс в области хранения товаров  организован удовлетворительно: соблюдаются  требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается  их порча, организован процесс управления запасами.
В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине №39 включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.
К основным подготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:
      распаковку;
      сортировку;
      проверку правильности маркировки;
      придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Распаковка - это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. В магазине происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.
Сортировка - предусматривает  группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе  отправки на хранение.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием  наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция в магазине происходит посредством специальных  маркировочных пистолетов, как правило, в помещение складов или в  самом торговом зале.
Пополнение торгового  зала магазина товарами со складских  помещений производится ежедневно  в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции  выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики. Запас не скоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной норме  реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами из расчета на 4-5 часов торговли ими.
Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине представлен в таблице 7.
 
Таблица 7 - Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине
Наименование товара
Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже
Помещения, в которых производится подготовка товаров к продаже
Оборудование, инструменты  и приспособления, используемые при  подготовке товаров

и т.д.................


Подготовительные операции, осуществляемые с товаром
общие
специальные
Крупа гречневая весовая
Укладчик-упаковщик
Фасовочная
Весы, совок, маркировочный  ярлык, упаковочный материал

Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.