На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, виды и показатели эластичности спроса

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

17.01.13

Описание (план):


Понятие, виды и  показатели эластичности спроса
Содержание 
 
      Введение…………………………………………………………….3 – 4
      Понятие и коэффициент эластичности ………………….................5
      Понятие, виды и показатели эластичности спроса……………….6
      Эластичность спроса по цене самого товара, показатели…...6 – 9
      Эластичность спроса по доходу, показатели………………10 – 12
      Эластичность спроса по цене другого товара (перекрестная эластичность), показатели…………………………………..12 – 14
      Заключение……………………………………………………………15
      Список использованной литературы…………………………………16
 
 
 


I. Введение
   Механизм функционирования  экономической системы – это  способ, при помощи которого достигается  координация экономической деятельности  ее субъектов. Для рыночной  экономической системы в качестве  такового выступает рынок.
   В сущности рыночная экономика – это непрерывно осуществляемая цепь обменных операций, где обмен выступает исходным и конечным ее пунктами. В экономической теории встречаются различные определения «рынка». Например: «рынок – это механизм обмена, который посредством цен позволяет согласовывать действия обособленных экономических субъектов».1
Теория спроса ставит своей  задачей выявление закономерностей  формирования рыночных цен. Опираясь на анализ кривых рыночного спроса, она  является важнейшим инструментом анализа  функционирования рынков. Рыночный спрос  отражает максимальный объем благ, который покупатели готовы приобрести в данную единицу времени при  существующих экономических условиях – уровне их дохода и ценах блага.
Величина спроса находится  в функциональной зависимости от влияющих на спрос ценовых (цена блага) и неценовых (доход и предпочтения потребителей, цены заменителей и  дополняющих благ, ожидания) факторов. Изменение какого-либо фактора спроса может выразиться в разной степени  реагирования на это изменение со стороны спроса.
При исследовании рынков возникает  необходимость связать изменения  цены и объема спроса в одном показателе. Использование для этих целей  абсолютных величин неприемлемо, так как цены измеряют в денежных единицах (рублях), а объем спроса – в натуральных показателях (штуках, килограммах, тоннах и т.п.). Следовательно, речь может идти только об относительных изменениях цен и количеств, не зависящих от единиц их измерения. Таким показателем является эластичность, характеризующая меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
Тема «эластичность спроса»  впервые была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов.
В современной экономической  литературе данная тема хорошо изучена. В своем исследовании я опиралась  на работы Р.М.Нуреева, Л.С.Гребнева, Ю.В.Таранухи.
Цель данной работы –  проанализировать степень изученности  темы «эластичность спроса» в  экономической литературе, рассмотреть  понятие эластичности, виды эластичности спроса, а также факторы, влияющие на эластичность спроса.
 


II. Понятие и коэффициент эластичности
 Зачастую бытует мнение, что понятие эластичность является  чисто экономическим, более того, использующимся только для характеристики  спроса и предложения. Это в  принципе неправильно. Скорее, эластичность  – понятие математическое и  может быть использовано для  исследования взаимозависимости  между любыми двумя переменными.  С этих позиций я и начну  изложение данной темы.
  Эластичность – это мера реакции функции на изменение аргумента. Таким образом, если мы захотим охарактеризовать степень влияния одной переменной на другую, то сначала необходимо определиться, какая из переменных будет независимой (выполняющей роль аргумента), а какая – зависимой (выполняющей роль значения функции). Если значение функции «сильно» сильно меняется под воздействием изменения аргумента, то это соответствует высокой эластичности, если наоборот – то низкой. Но понятие «сильно» и «слабо» являются субъективными.  Для объективной количественной оценки меры реакции рассчитывают значение коэффициента эластичности.
   Коэффициент эластичности  показывает, на сколько процентов изменяется значение функции при увеличении аргумента на один процент. Хочу заметить, что коэффициент эластичности – безразмерная величина. В зависимости от того, каков диапазон изменения значений функции и аргумента, применяют различные методы расчета коэффициента эластичности. С точки зрения метода расчета принято выделять точечный и дуговой коэффициенты эластичности. Точечный коэффициент обычно применяют в случаях вычисления эластичности в определенной точке или некоторой окрестности точки. Именно об этом свидетельствует и его название.
 


III. Понятие, виды и показатели эластичности спроса.
      Эластичность спроса по цене самого товара
 
   Эластичность спроса (ED) – это чувствительность спроса к изменению одной из его детерминант, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению независимой переменной.
   Теоретически эластичность  спроса может быть определена  по любой из его детерминант  спроса. В практике экономического  анализа обычно используются  три вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу  и перекрестная эластичность  спроса.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность (ED(P)) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при увеличении цены данного товара на один процент:
(P)=.
 
   Эластичность спроса на конкретный товар не является чем-то раз и навсегда заданным и может изменяться под воздействием целого ряда факторов:
1)  Количество товаров заменителей. Чем больше заменителей у данного товара и чем лучше они его замещают, тем выше прямая эластичность спроса для рассматриваемого товара.
2)  «Узость» определения товара. Чем конкретнее мы опишем товар, тем эластичнее спрос на него. Например, на что спрос эластичнее, на газированные напитки или на бутылку кока-колы? Конечно, спрос на кока-колу эластичнее, т.к. к нее гораздо больше товаров заменителей.
3)  Удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес расходов на товар, тем выше эластичность спроса по цене.
4)  Размер дохода потребителя. Чем выше доход, тем ниже эластичность спроса по цене. Чем богаче человек, тем менее он чувствителен к изменению цен на большинство товаров.
5)  Длительность рассматриваемого интервала времени. Чем длительнее рассматриваемый интервал времени, тем выше эластичность спроса по цене.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для  оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается). Например, снижение цены лака для волос на 5%  вызвало  увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
     
Рассмотрим эластичность спроса (рис.1). Спрос на товар является эластичным спросом, если данное процентное изменение цены вызывает большое процентное изменение величины спроса. В этом случае будет больше единицы. Например, если снижение цены на 2% приводит к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным и тогда: .
Если данное процентное изменение  цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса, то спрос  считается неэластичным. В этом  случае меньше единицы (. Например, если снижение цены на 3%приводит к увеличению спроса лишь на 1%, то спрос неэластичен и в этом случае: .
Между эластичным и неэластичным спросом находится пограничная  ситуация, когда процентное изменение  цены и сопровождающее его процентное изменение спроса равны между  собой. Например, снижение цены на 1% приводит к росту величины спроса на 1%. Этот специальный случай носит название единичной эластичности, поскольку в точности равен единице. .

Существует также два крайних случая.  Когда изменение цены вообще не приводит ни к какому изменению величины спроса, то это абсолютно неэластичный спрос (. Примерами могут служить спрос больных диабетом на инсулин. Графически подобную ситуацию описывает кривая спроса, параллельная вертикальной оси координат:


 
И наоборот, абсолютно эластичный спрос, когда любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится).(). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Кривая абсолютно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную горизонтальной оси координат.


Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности.
На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции  фирмы, на участке неэластичного  спроса — к уменьшению выручки. Поэтому  каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
 
 
 
 
 
1.2  Эластичность  спроса по доходу.
Эластичность  спроса по доходу (ED(I)) – показатель степени чувствительности спроса к изменению дохода потребителя, отражающий меру изменения величины спроса ( в зависимости от изменения дохода потребителя (:
 
Спрос является эластичным по доходу, если процентное изменение дохода меньше процентного изменения величины спроса. Когда процентное изменение дохода больше процентного изменения величины спроса, то спрос по доходу является неэластичным. Из этого следует, что при эластичном спросе по доходу абсолютные значения коэффициента будут больше единицы (), а при неэластичном – меньше единицы ().
   Первое, на что  следует обратить внимание при  рассмотрении вопроса об эластичности  спроса по доходу, это то, что  ее изменения обусловлены изменениями  в уровне дохода потребителя.  Второе, это то, что изменения  уровня дохода вызывают принципиально  разное реагирование потребителя  в отношении разных благ. Это  послужило основой для выделения  разных типов благ.
    - товар инфериорный (некачественный, благо низшего порядка). Это означает, что при росте дохода потребитель сокращает потребление данного блага, переходя к его заменителям, которые рассматриваются в качестве более ценных с точки зрения удовлетворения его потребностей.
    – объем потребления товара не зависит от дохода потребителя, то есть спрос является абсолютно неэластичным по доходу. Типичным благом первой необходимости является соль.
    – товар, нормальный (качественный). Этот интервал в свою очередь подразделяется на три части:
      - товар первой необходимости (потребление блага растет медленнее роста дохода)
      - товар с единичной эластичностью спроса по доходу (потребление блага изменяется во столько же раз, во сколько доход)
      - товар роскоши (потребление блага растет быстрее роста дохода).


 
Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может  быть очень высока при низком уровне дохода, и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.
Значение эластичности зависит  и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом ЕD таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.
 
 
 
1.3 Перекрестная  эластичность.
Перекрестная  эластичность - это мера чувствительности
спроса к изменению  цены другого товара. Коэффициент  эластичности спроса
на товар (x) по цене товара (y) равен изменению величины спроса на (x) в процентах при условии, что цена товара (y) изменяется на один процент, а все остальные факторы остаются постоянными:
 
 
Предположим, что правительство  пытается оценить последствия предполагаемого  слияния двух крупных фирм с точки  зрения угрозы ослабления конкуренции  в отрасли и необходимости  ему противодействовать. Оно должно ответить на следующий вопрос: заменяют ли товары двух фирм друг друга или  же они в целом не связаны между  собой? В первом случае существует угроза ослабления конкуренции, во втором случае поводов для беспокойства нет.
Концепция перекрестной эластичности спроса проливает свет на эти вопросы, поскольку позволяет измерить, насколько  чувствительно потребление одного продукта (Y) к изменению цены какого-то другого продукта (X).
Эта концепция эластичности позволяет количественно оценить  и глубже понять взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров.
Если  то X и Y  - взаимозаменяемые товары. Например, рост цены на пленку «Kodak»(x) заставляет покупать больше пленки «Fuji» (y). Чем больше величина положительного коэффициента, тем больше степень заменяемости двух товаров.
 
Если , то X и Y – взаимодополняемые товары. Например, рост цены фотоаппаратов приведет к сокращению количества
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.