На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Воспитание патриотизма у подрастающего поколения

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

26.01.13

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение дошкольного и начального образования
Кафедра дошкольной педагогики
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения
 
Специальность 050715 «Логопедия»
 
 
 
Исполнитель:
Студент 2 курса
Факультета педагогики и
практической психологии
Отделения специального образования
и социальной педагогики
Рюмина Дарья Сергеевна
 
Научный руководитель:
к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики
Абдульманова Любовь Витальевна
 
 
 
 
 
 
Ростов-на-Дону
2011 год

Содержание:
 
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы патриотического
               воспитания детей.
 
1.1             Понятие патриотического воспитания психолого-педагогических        исследований.
 
1.2     Средство патриотического воспитания детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Помните: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» ( Д.С.Лихачёв)
 
По мнению ученых (Г.Н. Волков, А.Н. Вырщиков, З.Т. Гасанов, М.А. Горбова, В.В. Дранишников, И.М. Ильинский, В.А. Караковский, Ю.В. Квятковский, Н.М. Конжиев, Б.Т. Лихачев, А.Д.Лопуха, В.И. Лутовинов, Н.Д. Никандров Т.И. Петракова, Ю.В. Троицкий, Г.Н. Филонов и др.), в молодежной среде происходили атрофия чувства патриотизма, потеря национального достоинства, размывание традиционных ценностей, недостаточное освоение ресурса патриотизма, отстраненность подростков от включенности в общественно-полезную деятельность, отчужденность от семьи, Родины, неадекватное отношение к традициям - своего народа, отсутствие координации и тесного взаимодействия всех социальных институтов, имеющих отношение к воспитанию детей и молодежи.
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его". В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: "ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник".
Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится к оскорбительным отношениям, а в худшем к крайнему национализму, национальное тщеславие, агрессивность по отношению к чужим.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.
Проблема развития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.
Организация патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его воспитание как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов – целевого, субъект – объектного, содержательного, технологического, результативного.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Российской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
По научно–педагогическим вопросам содержания патриотического воспитания назрела необходимость дифференциации научного знания. В настоящее время 70 % педагогических диссертаций и учебно-методических разработок содержит в своем названии термин «патриотическое воспитание» дублируя драг друга по содержанию. Важно разделить проблему на ее составные элементы по различным основаниям (формирование патриотических идеалов, ценностных ориентаций и позиций, установок, мировоззрения, формирования патриотических чувств, отношений, поведения и т.п.) и начать более глубоко изучать их.
В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Из приведенного перечня целей видно, что интегрированные задачи гражданского духовно-нравственного воспитания, социального воспитания в целом отнесены к области патриотического воспитания, т.е. под патриотическим воспитанием понимается общественное воспитание в целом, в которое включаются в качестве составных элементов все другие виды воспитания.
Если же рассматривать патриотическое воспитание в узком смысле, то оно предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности. С позиций государственно-патриотического воспитания, что отражено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, социальных групп и слоев общества. Анализ точек зрения ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотические мировоззрения, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно одобряемые поведение и деятельность. Приведенный перечень качеств коррелирует с основными структурными компонентами патриотизма, патриотическим сознанием, отношениями и деятельностью. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности; в этом одновременно проявляется целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность в реальной практике на самостоятельные направления.
Нельзя забывать и о том, что патриотическое воспитание детей и молодежи помимо направленности на формирование социально значимых качеств фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность. Это методы преимущественно обучающего свойства (устного изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного характера (убеждение, принуждение, поощрение, критика и др.) и управленческой направленности (анализ патриотической воспитательной практики, комплексное планирование патриотического воспитания и др.). Формы патриотического воспитания также комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекция, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему и др.), другие мероприятия групповой и индивидуальной воспитательной направленности (беседа, выполнение индивидуального задания спортивный праздник, приуроченный к патриотической дате, и др.), мероприятия управленческого свойства (заседания, совещания по патриотической проблематике и др.)
Результат как компонент воспитательного процесса ориентирует педагогических работников на реализацию намеченых целей и конкретные результаты в патриотическом воспитании. В масштабе страны в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» такими результатами должны стать:
а) важнейшие для нашей страны качественные показатели: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации; обеспечение заинтересованности граждан в развитии  национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества и др.;
б) количественные показатели: увеличение числа действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных; количество военно-спортивных профильных лагерей; число граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров, а также детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; числа историко-педагогических музеев, школьных музеев, проведенных выставок патриотической направленности, проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике, военно-спортивных игр, мероприятий военно-шефской работы и др.
Интерпретацией патриотического воспитания в школе как управленческого процесса может служить его функциональная реализация в управленческом цикле, включающем в себя педагогический анализ, целеполагание и планирование, организацию мероприятий, контроль и регулирование.
Вопросы патриотического воспитания могут находить отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом (качество проведения патриотически-ориентированных мероприятий; текущее поведение  школьников, характеризующее их социально значимое или асоциальное поведение, и др.); тематическом (формирование системы патриотических знаний учащихся; система роботы учителей, классных руководителей по патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности; системы работы учителя по практическому воспитанию во внеурочной деятельности; системы работы учителя по патриотическому воспитанию школьников через содержание изучаемой дисциплины на уроках; и др.) итоговом (ход и результаты патриотического воспитания учащихся за учебную четверть, полугодие, учебный год).
Проблемы патриотического воспитания находят отражение в основных видах учебных планах, разрабатываемых в школе: перспективном (особенно в проекции обновления содержания воспитательного процесса; годовом (вопросы организации патриотического воспитания в той или иной мере затрагиваются в разделах: деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса; совместная работа школы, семьи, трудовых коллективов по воспитанию учащихся; работа с педагогическими кадрами; система внутришкольного контроля; организационно-педагогические мероприятия); текущем – на учебную четверть.
Внутришкольный контроль работы по патриотическому воспитанию носит характер тематического контроля, и его проблематика является идентичной той, которая применяется при педагогическом анализе. В различной степени содержательного отражения патриотическое воспитание присутствие при использовании большинства форм внутришкольного контроля: персонального (патриотически воспитывающее обучение в деятельности конкретных учителей); классно-обобщающего (состояние патриотического воспитания в классе, динамика изменений патриотических убеждений, взглядов, отношений и поступков), предметно обобщающего (состояние и качество патриотически воспитывающего преподавания отдельных предметов в параллели классов  или школы в целом); тематически-обобщающего (изучение работы учителей в разных классах по патриотическому воспитанию школьников как отдельному направлению учебно-воспитательного процесса).
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенности в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В педагогической среде и сегодня встречается превратное толкование воспитательной работы по воспитанию школьников осуществляемой только во внеучебное время. Попытки ограничить сферу воспитания внеучебным временем противоречат самой сути воспитания, аккумулирующей в себе весь спектр социализации человека, начиная с его межличностного взаимопонимания и заканчивая сопутствующей окружающей средой. Представляется правильным осуществление патриотического воспитания детей в школе в учебное и внеучебное время, т.е. ее разделение на патриотическое воспитывающее обучение на уроках и патриотические воспитательные мероприятия вне их.
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
 
 
Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.
Во многих семьях сложились традиции празднования дня рождения ребенка, поступления его в школу, организация домашнего театра и т.д. Традиции, передаваясь из поколения в поколение, адаптируются к условиям современной жизни, но назначение их остается неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей на основе проявления таких личностных качеств, как любовь, сострадание, доброта, понимание и др.
Традиции отличаются большим динамизмом, реагируя на требования современной жизни. Воспитательные возможности традиций очень высоки, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка.
Педагогическое взаимодействие  семьи в патриотическом воспитании детей может и должно базироваться на семейных традициях.
Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это служит патриотическому воспитанию.
Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.
Поисково-исследовательская деятельность, многие направления которой предполагают непосредственное участие родителей, также обладает большими возможностями в патриотическом воспитании детей.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между  школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
 
 
Присвоение ребенком человеческих предметов и явлений окружающего мира – процесс активный, но запускает его «тот факт, что его отношение к окружающему миру опосредованы его отношением к людям, что вступает в практическое и речевое общение с ними».
Воспитывая ребенка, мы воспитываем завтрашнего полноправного члена нашего общества. Привить чувство гражданства, взрастить его в ребенке – задача взрослых, находящихся вместе с ними. Понятно, что необходимо чрезвычайно ответственно подходить к взаимодействию с ребенком, к использованию таких средств воспитания, как поощрение, наказание, похвала и др.
«Воспитание личности приносит плоды только в том случае,- если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту,- доброту обязательно! Это правило давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами». Если же общение с взрослым не приносит ребенку радости, то «правильного воспитания личности не происходит!»
Важно помнить: воспитывает все – отдельные слова, жесты, суждения о чем-либо, отношения с друзьями, прочитанная сказка и просмотр телепередачи. Картина будущего «взрослого» поведения ребенка пишется мелкими мазками ежеминутно, ежедневно, непроизвольно срисовывается с окружающего мира. Значит фоном, а часто и прямым руководством к определенным действиям являются авторитет и поведение родителей.
   Успешность внутрисемейного воспитания зависит от сложившихся отношений между членами семьи, ее ценностей, традиций.
   «Прежде всего, надо оговориться, что все попытки оказать воспитательное влияние на ребенка окажутся тщетными, - предупреждает В.А. Сухомлинский, - если отец и мать не являются теми людьми, истинная потребность в которых составляет моральную культуру и полноту жизни детей.  Только при условии что у родителей есть моральное право повелевать (а родительское воспитание – это воля отца и матери, помноженное на их любовь к детям и на любовь детей к ним), все поучения, предназначенные для детей, могут дойти до их сердца, вызвать ответные чувства, пробудить желание быть хорошим».
В.А. Сухомлинский отмечает, что «духовное формирование человека, повторение в человеке себя, совершенствование самого себя в своем сыне и в своей дочери – это благородное гражданское творчество».
 
 
 
 
Патриотическое сознание – сложное понятие. Патриотическое сознание личности на мировоззренческом уровне включает в себя несколько аспектов: онтологический – отражение и оценка с патриотических позиций происходящих в обществе реальных процессов, затрагивающих социальное пространство личности; гносеологический – познание в форме представлений (в виде патриотических идеалов, традиций, символов) отечественного культурно-исторического процесса; аксиологический – ориентация на выработанные обществом патриотические ценности, которые, преломляясь в мировоззрении и духовном облике личности, носит избирательных характер и направлены на развитие патриотического самосознания человека; эмоционально-чувственный – пространство личностных, субъективно-психологических переживаний, представлений, воспоминаний, предчувствий, предпочтений и пр., для которого характерны как эмоции, так и аффективные состояния личности; деятельностный – мотивация к социально значимой патриотически направленной деятельности.
На социальном уровне патриотическое сознание выступает как сложное образование, включающее различные формы общественного сознания выступает как сложное образование, включающее различные формы общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.) и представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества.
Патриотическое сознание является, в том числе, элементом политического сознания и представляет собой диалектическое единство отражение политической среды Отечества, с одной стороны, и выражения определенного восприятия ее гражданами и обществом – с другой. Патриотическое сознание воздействует на отношение людей к государственному строю и другим компонентам политической системы.
Сущностная характеристика патриотического сознания личности зависит от определения понятия «патриотизм». Правомерно говорить об интерпретации патриотизма на личностном и уровне общественного сознания.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая интегрированная характеристика человека. В ней акцентировано выделяют три признака.
Во-первых, по своему основному сущностному проявлению патриотизма – это любовь к Родине, верность своему Отечеству, вера в него. Это изначально социальное чувство – чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе. Как первичная целостная эмоция любовь к Родине является источником личностных переживаний, воззрений и идей.
Во-вторых, патриотизм, кроме социально-чувственного проявления, находит выражение в других личностных характеристиках, которые отражают патриотическую направленность мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
В-третьих, патриотизм на личностном уровне опосредованно, через интегрированные связи с другими качествами, формируемыми другими (кроме патриотического) видами воспитания, характеризует общую воспитанность человека, выражающуюся в целостном мировоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Он выступает социально-нравственным императивом, характеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически направленной деятельности.
На макроуровне патриотизм выступает как содержательно-смысловой компонент общественного сознания, проявляющийся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Как элемент общественного сознания патриотизм характеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития.
Исходя из сущностной характеристики патриотизма, патриотическое сознание личности представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также мотивационные установки по личностной активности в укреплении могущества страны, готовность к защите Родины.
Патриотическое сознание является обязательной частью мировоззрения детей и молодежи, охватывает все его компоненты, поскольку оно содержит в своем содержательном поле базовые черты картины мира; без него не может быть адекватного миропонимания и мироощущения. Без патриотической составляющей миропонимание человека будет или эклектичным, или искаженным.
Чувство любви к малой и большой Родине как основной сущностный признак патриотизма и патриотического сознания составляет базовое ядро социальных основ эмоционально-чувственной сферы жизни человека, эмоциональной составляющей его мировоззрения и мироощущения. Это подтверждается тем, что патриотические чувства первичны в социализации ребенка, поскольку являются производными младенческой любви к родителям, ближайшему социальному и природному окружению; они же символизируют завершение первичной социализации человека, поскольку осознанная любовь к Родине как высшее социальное чувство, по представлениям возрастных психологов, формируется на этапе поздней юности, к 21-24 годам.
Патриотические ценности, отражающие черты патриотического сознания, - Родина, Отечество, держава, государственность, суждение, национальное сознание, природа, родители, народ и др., - присваиваемые молодым человеком, активно воздействует на такие характеристики мировоззрения, как жизненные идеалы, принципы и позиции личности.
И патриотическое сознание, и мировоззрение отражают в своем содержании жизненные идеалы. Люди размышляют о будущем с точки зрения того идеала, который у них формируется об этом будущем, на основе своего собственного определения того, насколько этому идеалу соответствует современная жизнь. В мировоззрении теснейшим образом переплетаются исторические времена, мировоззренческие принципы выражают связь времен, поколений, идей. Как показывает практика, именно патриотические идеалы являются наиболее жизнеспособными.
Жизненная позиция выражается в оценках самой реальной жизни, окружающих людей, происходящих событий, в выработке программы своей жизни. Жизненная позиция, жизненные принципы, в конечном счете, определяют поступки человека. Патриотическое сознание, продуцируя патриотические ценности, как раз трансформируется и проявляется в активной жизненной позиции человека, правопослушном поведении, социально полезных поступках.
Формирование патриотического сознания Тосно связано с развитием деятельностного аспекта мировоззрения. Стремление внести личный вклад в процветании Родины, что характеризует патриотическое сознание человека, придает деятельностную направленность, социально полезную окраску всему мировоззрению человека. Деятельностный аспект патриотического сознания и мировоззрения человека. Деятельностный аспект патриотического сознания и мировоззрения человека проявляется и в мотивации к саморазвитию патриотического самосознания, которое выступает важнейшим новообразованием личностного самосознания на различных этапах самостоятельного выбора жизненной стратегии и определяется как осознание, оценка молодым человеком своих личностных качеств, возможностей, как соотнесения их с требованиями служения Родине.
Сформированное патриотическое сознание, самостоятельность и прочность патриотических убеждений придает устойчивость мировоззрению человека в целом. Патриотические мировоззренческие устои, основанные на осознании неразделимости духовных и социальных связей с Родиной и человеческим окружением, вселяют уверенность в своих силах и действиях, исключают предпосылки в развитии подражательного или приспособленческого мировоззрения.
О современном состоянии патриотического сознания молодежи, проблемах его формирования можно судить по материалам социологических исследований, проведенных с выпускниками общеобразовательных учреждений в Карелии и студентами вузов г. Хабаровска.
По данным опроса, первым показателем патриотического сознания является осознанное выражение любви к Родине, идентификация себя гражданином и патриотом страны.
Идентификация молодого человека себя как патриота связана с пониманием сущности патриотизма. Подавляющее большинство старшеклассников Карелии уверены, что патриотизм – это, прежде всего, ответственность за судьбу своего Отечества (78%), готовность защищать свои интересы (68%), уважение к культуре и традициям своего народа (67%).
У современной молодежи постепенно вырабатывается и своего рода нравственно-патриотический кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, заслуживает осуждения. Молодые люди, как и большинство населения страны, не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме, переезд в другую страну, брак с иностранцем. Напротив, недопустимыми поступками уже считаются уклонение от уплаты налогов, незнание государственной символики. Основные сферы проявления патриотизма, по мнению большинства молодежи, - укрепление семьи и воспитание детей, уважение традиций, работа с полной отдачей по своей специальности.
Вторым показателем патриотического сознания служат знания, убеждения, ценностные ориентации в суждениях молодого человека об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде.
Ценностное отношение молодежи к истории своего Отечества, традициям и обычаям своего народа проявляется в феномене исторического сознания.
Дореволюционную историю школьники знают значительно лучше, чем современную, и гораздо чаще ею гордятся. В восприятии советского периода у большинства старшеклассников преобладают негативные эмоции. Отрицательные представления об историческом прошлом в основном связаны с советскими политическими событиями, которые, по оценкам старшеклассников, ослабили страну и государство.
Факты показывают, что в процессе формирования патриотического сознания у молодежи не достигнуто бережного и внимательного отношения к историческому прошлому и культуре своей страны.
Проблема уважительного отношения к историческому прошлому страны в воспитании молодых людей тесно связана с вопросом обеспечения преемственности поколений, достаточно обратиться к опыту Великой Отечественной войны, 66-летие Победы в которой мы недавно отметили, когда ее вели и выиграли сразу несколько поколений, сложившихся в одно, военное поколение. За четыре года войны через ее горнило прошли поколения от последних десятилетий XIX в. до совсем молодых людей начала 30-х гг. XX в.
В современной России налицо нарушение исторической преемственности поколений. В приведенной статистике опроса старшеклассников видна по существу массовая негативная оценка советского периода развития нашей страны в сознании школьников, что означает отказ в историческом уважении предыдущим поколениям: своим родителям, родителям родителей. Это ведет к снижению и ослаблению, разрушению межпоколенных преемственных связей, касающихся патриотизма, нравственности, духовных ценностей и традиций, что составляет угрозу существованию Российского государства.
Ценностное отношение молодежи к современной окружающей социальной и природной среде как показатель патриотического сознания проявляется в ее отношении к различным социальным институтам, представителям других национальностей и конфессий, к родному языку, природе.
В патриотическом сознании молодежи находят воплощение ментальные особенности
Россиян. Это касается особенностей национальной идентичности (превалирование государственного аспекта над этническим), высокого уровня негативности в восприятии и критики действ
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.