На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Античная философия римско-эллинистического периода

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2013

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

16.02.13

Описание (план):


Тема 8.  Античная философия римско-эллинистического периода
 
Содержание
 
    Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода.       3
    Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков,  академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма.        9
    Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма.   18
Список  использованных источников     30
 


    Периодизация античной философии и особенности развития римско-эллинистического периода.
Античная  философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Периодизация  по смене основных проблем. Выделяют следующие периоды:
    Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
    Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
    Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
    Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
    Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
    Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Хронологическая периодизация.

Ранняя классика (Архаика)

      VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители: Гомер, Гесиод, Орфей и др.
    VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы:
        Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др.);
        Пифагорейцы (Пифагор, Алкмеон Кротонский и др.);
        Элеаты (Ксенофан, Парменид и др.
        Школа Гераклита (Гераклит, Кратил)
        Школа Анаксагора (Анаксагор) и др.

Классика

        V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители: (Сократ, Платон, Антисфен и др.)
      IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики. Представители: (Аристотель, Теофраст, Эвдем Родосский и др.)

Эллинистическая философия

    IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников). Основные школы:
      Скептицизм — Их философия не оформилась в самостоятельную школу
      Эпикуреизм
      Стоики (Ранняя и Средняя стоя)
      Средняя и Новая Академия
      Киники — философия киников не оформилась в самостоятельную школу
      Перипатетики

Римская и позднеантичная философия

    I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ. Основные школы:
      Эклектизм
      Римский эпикуреизм
      Поздняя Стоя
    I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства. Основные школы:
      Неопифагореизм
      Средний и поздний платонизм
      Скептицизм
      Перипатетики
      Неоплатонизм
      Христианская философия
За периодом классики последовал период послеклассический, эллинистический, период субъективного  индивидуализма. Здесь возникали  такие системы философии, которые  ставили и решали вопрос о типах и видах субъективного человеческого существования.
Выделяют 2 отличных по культурному фону и духовным стремлениям периода античной философии: 1)греческая, созданная на основе замкнутой национальной культуры, стремящаяся к чистому познанию (до 322гдо н.э.) 2) эллинистическо-римская, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени, стремившаяся к наилучшему устройству жизни людей, те к практическому рез-тату. Эллинистическая философия — греко-римская в период от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. до Августина и в более позднюю эпоху — до конца Древнего мира (сер.6 в). Эконом и полит упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой ф-ии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), актив участие в полит жизни, которое проявилось у греч философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. (Неоплатонизм (Плотин, мистический идеализм)). В эллинистический период мифология перестает удовлетворять верующего. Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. В религиозном отношении эллинистический период это период исканий новых форм религии и религиозного сознания.
Большинство римских мыслителей придерживались концепцией эллинистического периода. Фактически единственными школами, разработанными именно в этот период, были неоплатонизм и гностицизм.
Основные  положения неоплатонизма были разработаны  Плотином, в зрелом возрасте прожинавшим  в Риме. С точки зрения неоплатоников, нельзя понять жизнь субъекта вне  космоса, равно как и жизнь  космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому - Благу.
Единое - это подлинно первосущее, охват  всего в одной точке. Если, считают  неоплатоники, вы признаете существование  разного, например разумного и неразумного, то выше него есть предел того и другого, что уже не является ни тем ни другим. Единое - Благо постигается не рациональным путем, а лишь в результате сверхразумного экстаза.
Единое  как бы переполнено собой, оно  «изливается», образуя Мировой Ум. Единое существует посредством Ума.
Мировой Ум включает числа и идеи в их взаимосвязанном системном виде. Ум есть первообраз всех Вещей.
Эманация  Ума, в свою очередь, приводит к Мировой  Душе, которая выражает собой все одушевленное. Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она — восприемница возможных форм и смысла.
Основная  задача человека состоит в том, чтобы  глубоко прочувствовать свое место  в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло  — снизу, от Материи. Зло — не сущее, оно никак не связано с  Благом. Человек может избежать зла  в той мере, в какой ему удается  подняться по лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое. Лестнице Душа - Ум - Единое соответствует последовательность чувство - мысль - экстаз, который включает в себя все богатство мысленного и чувственного.
Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за которые отвечает Единое-Благо. Даже хаос гармоничен. Что же касается жизни  людей, то она тоже, в принципе, не может противоречить всеобщей гармонии. Люди — актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который  заложен в Мировом Уме.
Гностицизм  — это религиозно-философское  учение, возникшее и I - II вв. на почве  объединения христианских идей о  Божественном воплощении в целях  искупления, иудейского монотеизма и  пантеистических построений язычески" религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей  исторической предпосылкой этого синкретизма  явилось проникновение римского владычества на Восток и установление экономических и культурных связей с отдаленными восточными частями империи. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма.
В основе гностицизма лежит мистическое  учение о знании, достигаемом посредством  откровения и тем самым указывающем  человеку путь к спасению. Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой  сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям  противостоит материя, источником которой  является Демиург — особое творческое начало, лишенное, однако, Божественной полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с Божественными  проявлениями гностики, посвящали целые  трактаты мистико-мифологического  и философского характера, носившие дуалистическую форму.
Учению  о мировом процессе соответствует  и этическая система гностицизма, согласно которой задачей человеческого  духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигались у гностиков  посредством специфического философского познания, для чего гностики организовывали аскетические союзы, философские школы, религиозные общины и т.д.
Таким образом, это учение заключалось в том, что основой бытия трактовался  уже не чувственно-материальный космос, но абсолютная личность, которая выше всякого космоса, которая его  творит и им управляет. Это - христианство. А с другой стороны, поскольку  все античные божества, будучи обобщением природных явлений, сами тоже весьма несовершенны и физически, и психологически, и духовно, то это несовершенство было приписано и новооткрытому  абсолютному и личному Божеству. Появилось чудовищное и с точки  зрения Античности, и с точки зрения христианства 
учение о том, что это абсолютное Божество само грешит, само совершает разного рода преступления, само кается и само всячески старается спасти себя самого.
Абсолютный  персонализм совмещался здесь с  натуралистическим персонализмом. И это было вполне естественно, поскольку  тысячелетнее язычество исторически  не могло сразу и мгновенно  перейти в христианство.
 
    Основные идеи эллинистической философии в учениях: перипатетиков, академической философии, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектицизма.
Перипатетики. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной мысли Аристотеля является школа перипатетиков. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. Наиболее выдающимися из них в указанный период были Теофраст (прим. 370-28&1 до н. э.) и Эвдем из Родоса. Когда схолархом (главным представителем) был Теофраст, Ликей достиг небывалого расцвета. В нем было около 2000 учеников. Учение Теофраста во многом сходно с учением Аристотеля. Диоген Лаэртский сообщает, что он был автором ряда трактатов. В них он рассматривал проблемы как "первой философии", так и логики, где, очевидно, непосредственно ссылался на Аристотеля. Центром его собственной деятельности была прежде всего область естествознания - "физика" в античном смысле слова и, в частности, ботаника. Он описал более чем 5000 видов растений. Можно согласиться с оценкой Теофраста Гегелем, которая в принципе характеризует и других представителей школы перипатетиков: "...хотя он и был знаменит, он все же может почитаться лишь комментатором Аристотеля. Аристотель представляет собою как раз такую богатую сокровищницу философских понятий, что в нем можно найти много материала для дальнейшей обработки...".
Эвдем из Родоса является автором ряда трудов об истории отдельных наук, популяризирует учение Аристотеля. В области этики он, однако, усиливает идеалистическую тенденцию, утверждает тезис о том, что наивысшее благо заключается в духовном созерцании, т. е. в созерцании божества.
В отличие от Эвдема два других ученика Аристотеля - Аристоксен и Дикеарх - подчеркивают и развивают материалистические тенденции в этическом учении Аристотеля.
После смерти Теофраста школу перипатетиков возглавил Стратон из Лампсака. Его интересы были сосредоточены на области природы, хотя среди названий работ, которые приводит Диоген Лаэртский можно найти труды как по логике, так и по проблемам этики. По мнению советского историка философии В. Ф. Асмуса, Стратон критически относился к некоторым идеалистическим элементам учения Аристотеля. Он отвергал те мысли Аристотеля, которые вели к дуализму.
С конца III в. до н. э. школа перипатетиков уже ничего нового не прибавляет к воззрениям Аристотеля. В большинстве случаев перипатетики ограничиваются изданием его отдельных трудов и написанием комментариев. Неоценимой для истории философии была деятельность Андроника Родосского (вторая треть 1 в. до и. э.), который упорядочил и издал собрание всех в его время существовавших трудов Аристотеля.
Среди комментаторов Аристотеля выделяется Александр из Афродизиады (перелом II и III вв. до н. э.), который подчеркивал рационализм его учения. Школа перипатетиков действовала вплоть до 529 г. до н. э., т. е. почти 900 лет.
Академическая философия. Наряду со школой перипатетиков в Афинах продолжала свою деятельности и платоновская Акадмия. Непосредственно после смерти Платона во главе Академии становится Спевсипп (409-339 до н. э.), который в основном сохраняет в ней дух Платона, его идеи последнего периода творчества. После него руководство Академией осуществляет один из самых самобытных (исключав Аристотеля) учеников Платона - Ксенократ из Халкедона (396-314 до н. э.). Однако и он в сущности не выходит за рамки идей Платона. Ксенократ делил философию на диалектику, физику (философию природы) и этику (у Платона это деление только обозначено). Он различает также три вида познания: мышление, ощущение и представление. Мышление относится к тому, что находится за границами небесной сферы, в то время как ощущение охватывает вещи лишь в ее рамках. Представление является сочетанием мышления и ощущения, преодолевающим их крайности. В его время в Академии начинает более заметно проявляться влияние пифагорейцев.
Совсем иной способ мышления в платоновской Академии у Гераклида из Понта и Евдокса из Книда. От оригинального платоновского учения об идеях они отклоняются настолько, что лишь с трудом их можно назвать последователями Платона. Гераклид, например, считал, что основой всех вещей являются наименьшие, далее неделимые тела. Он вносит определенный вклад в область астрономии. Элементы научного познания и рационального подхода к решению проблем в его учении смешиваются с мистикой. Так, например, он утверждал, что неделимые тела образуют Вселенную под воздействием божественного разума.
Евдокс также не признает платоновские идеи восстанавливает по сути учение Анаксагора о гомеомериях.
В дальнейшем этическое учение развивал его ученик Крантор из Сол, который выступал против воззрении киников и отстаивал тезис об умеренности страстей. Страсти сами по себе продукт природы, они не должны быть умерщвлены, но только умерены. Во время схолархата Аркесилая (318-214 до н. э.) в Академии начинает усиливаться влияние скептицизма. Весьма резко Аркесилай выступает против учения стоиков о каталептических представлениях. Отвергал он наличие объективных критериев истины и утверждал, что мудрый человек должен "придерживаться рассудка".
Скептические позиции занимал и Карнеад (ок. 214- 129 до н. э.), создатель определенной версии теории вероятности (пробабилизм). Он отвергает объективный критерий истины, будь то на уровне чувственного познания или мышления. При этом он ссылается на то, что на уровне чувственного познания существуют явления, известные как обман чувств, а на уровне мышления - логические апории.
Карнеад был решительным атеистом и весьма резко выступал против религии. Он подвергал критике стоическое обоснование существования богов и указывал на внутренние противоречия в воззрениях тех, кто отстаивал их существование. В этике он склонялся к естественному объяснению моральных принципов. В связи с этим он в резкой форме критиковал не только традиционную мораль, но и эпикурейское учение, и стоицизм. Его наиболее выдающимся учеником был Клитомах из Карфагена (ум. прим. в 110 г. до н. э.). В сущности он развивал и углублял учение Карнеада.
Как видно Академия все больше удалялась от оригинального платоновского учения об идеях. Она переходила (начиная с Аркесилая) на противоположные позиции. Этот процесс во всех направлениях завершил Карнеад. В I столетии до н. э. академическая философия постепенно приходит к упадку.
Эпикуреизм. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур (342- 271 до н. э.). Его философское мышление восприняло материалистические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая система Демокрита. Главный упор Эпикур, как почти все направления эллинистического и позднейшего, римского периода, делает на этику. Каноника показывает пути создания философской системы, она была изложена в трактате с названием "Правило" (канон). Физике -учении о природе-Эпикур посвятил трактат "О природе" (37 книг), занимался он ею и в "Письмах". Этика трактует о выборе и об отказе, и Эпикур рассуждает об этом в книгах "Об образе жизни", в "Письмах" и в трактате "О конечной цели".
Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. "... Следует полагать, что атомы не обладают никакими свойствами видимыхпредметов, кроме как формой, весом, величиною " теми свойствами, которые естественно связаны с формой".
Вместе с Демокритом он признает, что атомы движутся в пустоте: "... если бы не существовало того, что мы называем пустотой, простором или неосязаемой природой, то телам не было бы где двигаться и сквозь что двигаться, между тем как очевидно, что они движутся". В отличие от Демокрита, который,[ ]исходя из выдвинутого им принципа детерминизма, приписывает атомам лишь прямолинейное движение, Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения (паренклитическое движение). "Движутся атомы непрерывно и вечно... одни - поодаль друг от друга, а другие - колеблясь на месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами. Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы, не способна оказать им сопротивление; а твердость, присущая атомам, заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала этому не было, ибо и атомы и пустота существуют вечно". Эпикур излагает основные тезисы атомистической концепции мира во многом доступнее, чем Демокрит. Абсолютный детерминизм Демокрита не соответствовал общей концепции Эпикура, завершающейся его этическими взглядами представлениями об общественном устройстве. Допущение отклонения от прямолинейного движения дат возможность более "диалектического" понимания проблемы движения.
В учении о е Эпикур отстаивает материалитические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. С разложением тела, согласно Эпикуру, рассеиватся и душа, поэтому страх перед смертью необоснован: "Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений... Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют".
В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В сущности он перенял стихийно-материалистическую теорию отражения Демокрита. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.
О роли чувств Эпикур говорил: "Если ты оспариваешь все ощущения до единого, тебе не на что будет ссылаться, даже когда ты судишь, что такие-то из них ложны".
Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Страх смерти и страх перед богами и в его этической концепции представляются как главные препятствия достижения, человеком счастья. Однако он не был последовательным атеистом - он допускал существование богов, которые якобы живут в "межмировых" пространствах, являются безразличными к миру и не вмешиваются в судьбы людей. И все же его воззрения на религию, аргументы против существования богов, а также понимание морали по сравнению с этическими воззрениями других представителей эллинистического периода были весьма прогрессивны.
Подчеркивание Эпикуром роли наслаждения как этического принципа нельзя смешивать с сибаритством. В этом смысле учение Эпикура вульгаризировали позднейшие сторонники эпикуреизма, в частности богатые выходцы из высших кругов римского общества. Вульгаризированная эпикурейская этика становится объектом нападок со стороны идеалистов, в частности христианских философов.
Эпикуреизм представлял собою в греческой философии III - I вв. до н. э. наиболее четко выраженное. материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.
Стоицизм. Как философское направление он просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк, Аврелий.
Мир составлен  из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира — это огненная и воздушная  пневма, некое всепроникающее дыхание. Благодаря этому весь космос, в т.ч. и человек, — это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в космосе.
Стоики  приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек  подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какой она является, со всей ее текучестью телесных свойств, обеспечивающей многообразие человеческой жизни.
Главная задача стоиков — обнаружить смысл  жизни. Для них суть мира — слово, его смысловое значение (лектон). Лектон выше всяких положительных и  отрицательных суждений, речь идет о суждении вообще. Лектон осуществляется и во внутренней жизни человека, создавая состояние атараксии, т.е. душевного спокойствия невозмутимости. Стоик определенным образом понимает мир, его логос и в полном соответствии с ним сохраняет душевное спокойствие.
В заключение отметим, что уже ранние стоики выделили рил глубочайших философских  проблем: если человек подвластен различного рода законам, физическим, биологическим, социальным, то в какой мере он свободен? Как ему относиться ко всему тому, что его ограничивает?
Скептицизм. Крупнейшие представители — Пиррол и Секст Эмпирик.
Античный  скептик отвергал познаваемость  жизни. Для сохранения внутреннего  спокойствия человеку нужно очень  много знать т философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать. Скептик находится  в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание, в принципе, недостижимо, Бытие выступает  во всем многообразии своей текучести. Скептик указывает в этой связи  на само время, которое и есть, но его и ней Устойчивый смысл  вообще отсутствует, все текуче, поэтому  живи так, как хочешь, принимай жизнь  в ее непосредственной данности. Познавший  многое не может придерживаться строго однозначных мнений. Скептик не может  быть ни судьей, ни адвокатом. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно считать мудрым выходом из ситуации, но в нем нельзя не видеть и известную пустоту мысли. I Перечислим основные положения античного скептицизма.
Античный  скептицизм по-своему довел до предела  философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание -это и своеобразный конец философскому поиску, и указание на то, что необходимы новые усилия.
Эпикуреизм. Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикурейцы ставят, прежде всего вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях рабовладельческого общества в поздний период его развития. Огнеподобность души - общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы - основу ощущений. У стоиков на первом плане - разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев - ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир — вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев - удовольствие (гедонизм). Содержание чувства удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не и нульгарном духе. У Эпикура речь идет о спокойствии, уравновешенном удовольствии.
Для эпикурейцев  чувственный мир — это настоящая  реальность. Мир чувственности необычайно изменчив, множествен. Эпикурейская реальность получает свое отображение в принципе атомарности. Чувственный мир изменчив, но не настолько, чтобы он был абсолютно непрерывен. Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Атомов много, эпикурейцы в противовес стоикам выступают за примат множественности. Но тогда ставится под сомнение представление о стоическом роке, судьбе. Эпикур оформляет это очень красиво в форме идеи о том, что атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются.
Эпикуреец не имеет над собой какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом.
Человек состоит из атомов, которые обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти для себя удобную обитель, отказываясь от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним.
Если  довести качества эпикурейского  мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о  богах. Они тоже состоят из атомов, но не распадающихся, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой  необходимости вмешиваться в  дела людей и мироздания. Да это  и не дало бы какого-либо положительного результата, ибо в мире, где есть свобода воли, нет и не может  быть устойчивых целенаправленных действий. Таким образом, для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атаракция), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).
Эклектицизм. С начала II в. до н. э. упадок греческого философского мышления становится все более очевидным. Одним из его отчетливых проявлении служит эклектицизм - механистическое соединение отдельных, часто весьма неорганически вырванных частей из различных философских систем. Он развивается на основе как академической, так и перипатетической и стоической философии. Часто эклектики стремятся к цельному, систематическому упорядочению возрастающего количества эмпирических знаний и к их соединению. К наиболее видным представителям академического эклектицизма принадлежат Филон (150-79 до н. э.) и Антиох (последняя треть II и первая треть I в. до н. э.). Эклектицизм на основе стоической философии представляют Боэций из Сидона (первые две трети II в. до н. э.), Панэтий (ок. 185-110 до н. э.) и Посидоний (135-51 до н. э.). Видимо, меньше всего эклектицизм проявлялся в школе перипатетиков. Доказательством может быть не только постоянное издание трудов Аристотеля, но и ориентация на эмпирическое естествознание. Можно упомянуть Боэция из Сидона (не путать с Боэцием-стоиком) и Ксенарха (оба работали в I в. до н. э.), которые в большей или меньшей степени придерживались традиций аристотелизма, дополняя его в отдельных случаях воззрениями других философов.
 
    Основные проблемы римской философии в учениях: стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, эклектицизма, неоплатонизма.
С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние  Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой  частью древнего мира. Под его экономическое  и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия. Римская культура и образование развивались в совершенно других условиях, чем те, которые были несколько столетий до этого в Греции.
Стоицизм. Наибольшее распространение  как в республиканcком, так и  позже в императорском Риме получил  стоицизм. Иногда его считают единственным философским направлением, которое  в римский период приобрело новое  звучание. Его начала можно увидеть  уже во влиянии Диогена из Селевкии и Ан-типатра из Тарса (которые  прибыли в Рим с упомянутым афинским посольством). Заметную роль в развитии стоицизма в Риме сыграли  также представители средней  стои — Панэтий из Родоса и Посидоний, которые сравнительно продолжительный  период работали в Риме. Их заслуга  состоит в том, что они способствовали широкому распространению стоицизма  в средних и высших классах  римского общества. Среди учеников Панэтия 
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.