На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальные различия

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

19.03.13

Описание (план):


Содержание:
 
Введение………………………………………………………………………2
Психодиагностические нормы…………………………………..…………...3
Статистическая норма………………………………………………………...5
Социально-психологический  норматив……………………………………..7
Сходства и различия между  статистической нормой и социально-психологическим  нормативом……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….12
Используемая литература……………………………………………………..13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В основе одной из новых  концепций психодиагностики, разрабатываемой  в течение ряда лет коллективом  научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича, лежит представление о  нормативности психического и личностного  развития. Главной исследовательской  задачей в связи с этим является разработка теоретических принципов  критериально-ориентированной диагностики и их реализация в конкретных методах. В качестве критерия предложено использовать так называемый "социально-психологический норматив"(СПН).
В сжатом виде СПН можно  определить как систему требований, которые общество предъявляет к  психическому и личностному развитию каждого из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне  его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем этот процесс  является активным — каждый стремится  занять определенное место в социуме  и сознательно осуществляет этот процесс Эти требования, составляющие содержание СПН, в сущности, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Психодиагностические (статистические) нормы
 
Психодиагностические нормы позволяют выносить диагностические заключения (относить испытуемого к определенной диагностической категории), что не возможно сделать просто на основании подсчета сырого тестового балла по ключам. Нормативные границы разделяют весь диапазон тестовых баллов на интервалы, соответствующие определенным уровням выраженности измеряемого признака.
Первоначальный суммарный  балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно  диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла».
В простейшем случае в качестве нормы устанавливаются границы  так называемого «центрального  интервала» для наиболее часто встречающихся  баллов – от «среднее минус стандартное  отклонение» до «среднее плюс стандартное  отклонение». Но в общем случае психодиагностические статистические нормы – это любые  пороговые значения для тестовых баллов, основанные на процентильных  баллах, то есть процентах от протестированной выборки испытуемых.
В психодиагностике следует  различать как минимум два  различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид  — для оценки способностей и достижений (знаний и умений). Статистическая норма  — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется «акцентуированной». Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления Социокультурная норма - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
        Статистическая норма
Статистическая  норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение.  Ориентация на статистическую норму важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Статистическая норма  определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует  средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и пр. Главной сложностью использования  статистической нормы в нашей  стране является то, что это требует поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов. Подобные исследования необходимо проводить систематически (раз в два-пять лет), что в настоящий момент делается только в отдельных регионах и для отдельных групп населения (этнических, социальных, географических).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Социально-психологический норматив.
 
В Психологическом институте  РАО были разработаны четыре теста для диагностики умственного развития школьников разного возраста. Все они опираются на концепцию социально-психологических нормативов, предложенную К. М. Гуревичем [35]. Согласно этой концепции, психическое развитие индивидов происходит под воздействием системы требований, которые общество предъявляет к каждом своему члену. Человек, чтобы не быть отвергнутым той социальной общностью, в которую он включен, чтобы реализовать себя в условиях, созданных этой общностью, должен овладеть этими требованиями.
Эти требования объективны, так как определяются базой достигну­того  уровня развития данного общества; они не единичны, а составля­ют  целостную систему, под влиянием которой складывается облик индивида в данной социальной общности. Наиболее общие и фундаментальные из этих требований и названы системой социально-психо­логических нормативов.
Теоретической основой такого определения нормативов является то понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А. Н. Леонтьев характеризовал как специфический процесс присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.
Овладение социально-психологическими нормативами — это активный со стороны индивида процесс: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно осуществляет это, прилагая определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия и пр.
Требования, составляющие содержание социально-психологиче­ских нормативов, вполне реальны, закреплены в форме правил, предписаний и присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении взрослых членов общества, традициях воспитания и образования, обычаях повседневной жизни. Они охватывают разные аспекты психического развития — умственное, нравственное, эстетическое.
Поскольку нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Поэтому быстрота их изменения зависит от темпов раз­вития общества. Наряду с этим время их существования определяется и отнесенностью к той или иной сфере психического. Так, наиболее динамичны нормативы умственного развития, что связано с темпом научно-технического прогресса, выдвигающего все новые требования к человеку, его знаниям, умениям, сформированное мышления, вследствие чего происходит пересмотр учебных программ, квалификационных характеристик. По сравнению с нормативами умственно­го развития нормативы личностного развития более консервативны, в особенности это относится к нормативам нравственного развития.
Система социально-психологических  нормативов не является абсо­лютной, она дифференцируется внутри каждой социальной общности в образовательно-возрастных границах. Необходимость образовательно-возрастных градации для нормативов объясняется двумя причина­ми: во-первых, овладение нормативами предполагает известную степень зрелости мозга и нервной системы; во-вторых, усвоение норма­тивов возможно лишь на основе накопленного опыта, обученности.
Социально-психологический  норматив рассматривается как некий  обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития.
Так как первые тесты, ориентированные на социально-психологический норматив, направлены на диагностику умственного развития школьников, следует сформулировать то понимание норматива, которое было взято за основу. Учитывая роль обучения в умственном раз­витии ребенка школьного возраста, рассматривая содержание обучения его главной детерминантой, было принято, что социально-психо­логический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения.
Введение норматива в  диагностику заставило пересмотреть как цели тестирования, так и способы конструирования, обработки и интерпретации методик.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сходства и  различия между статистической нормой и социально-психологическим нормативом.
Статистическая норма - это  средний диапазон на шкале измеряемого  свойства. Нормой здесь считается  близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически  среднего индивида.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который  явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным.
 В качестве принципиальных  отличий между статистической  нормой и социально-психологическим  нормативом можно рассмотреть  их следующие характерологические  особенности: 
Первое отличие — особое содержание большинства заданий тестов. Авторы нормативно-ориентированных тестов опираются  на анализ продуктов деятельности и контент-анализ. В них содержатся основополагающие понятия, информация об исследуемом явлении.
Второе отличие заключается в иных способах репрезентации и обработки диагностических результатов, основными среди которых является отказ от статистической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-психологическому нормативу.
Третье отличие—коррекционность.
Отказ от статистической нормы  как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения  к критериям социально-психологического норматива является показателем того, что психологу нет необходимости, определяя, например, меру успешности какой-либо деятельности конкретным человеком, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.
Важный признак, отличающий статистическую норму от социально-психологического норматива: задания, ориентированные на второй, разрабатываются таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно.
Социально-психологический  норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тот или иной тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. В частности, для групповых количественных данных сотрудниками К. М. Гуревича была разработана следующая схема.
Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные –  10%; 2) близкие к успешным – 20 %; 3) средние по успешности – 40%; 4) малоуспешные – 20%; 5) наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных  заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идет норма  подгрупп, по оси ординат – процент  выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих  точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к  социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам  как теста в целом, так и  каждого субтеста в отдельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Проблема нормативности  диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой  нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она  очень сложна и мало разработана.
Выявление и описание таких  нормативо
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.