На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ рынков легковых автомобилей

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

20.03.13

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
      Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
      Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
    АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
      Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
      Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
      Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

     Многие  аспекты анализа отраслевых рыночных структур являются спорными, но никакой  аспект не является столь заманчивым предметом оживленной дискуссии  среди экономистов, как вопрос о  государственной политике. 
     Любой отраслевой рынок в разные моменты  своего функционирования по ряду причин может стать несостоятельным. В  силу этой несостоятельности результаты «жизнедеятельности» рынка могут  оказаться ниже ожидаемых результатов  и принятых норм. В такой патовой ситуации государство может вмешаться и оказать влияние на рынок, постараться улучшить состояние экономики, применяя политические меры, которые будут иметь воздействие как на структуру рынка, так и на поведение фирм.
     Спектр  инструментов государственной политики достаточно широк.  Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов и субсидий. Правительство может действовать на покупателей или продавцов, увеличивая или уменьшая количество доступной им информации. В истории хорошо известны примеры правительственного вмешательства для определения, например, субъектов рынка и формирования таким образом рыночной структуры или для контроля ценообразования, или для других параметров поведения фирм. В экстремальных ситуациях государство может взять на себя заботу об обеспечении товарами или услугами, управлении национализированными предприятиями в соответствии с критерием, выработанным для удовлетворения интересов общества. [11]
     Ситуацию  в российской автомобильной промышленности 
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную. 
С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. 
С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

     Бесспорно, государственное регулирование  отраслевых рынков в ряде случаев оказывает спасительное воздействие на данные рынки. Однако зачастую сложно определить эффективность этой политики.
     Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
     Задачи:
      Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
      Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
      Определить границы заданного рынка.
      Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.
      Выработать критерии оценки эффективности мер отраслевой политики государства на целевом рынке.
      Провести анализ измененийна рынке, происходящих вследствие реализации мер государственной отраслевой политики.
     Данная  работа написана с использованием таких  литературных источников, как учебно-методические пособия, отраслевые справочники, периодические издания, а также данные статистических агенств, опубликованных в Интернет. Более подробно список использованных данных приведен в конце работы. 

     
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
 
        Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства
 
     Термин  «отраслевая политика государства» вошел в отечественную экономическую литературу относительно недавно. Отраслевая политика является частью государственной экономической политики, направленной на регулирование деятельности экономических субъектов в рамках отдельных отраслей национальной экономики.
     В зависимости от конечной цели можно  выделить два вида отраслевой политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая  отраслевая политика направлена на развитие отрасли, сдерживающая – на сокращение деловой активности в отрасли (в этом случае речь идет, как правило, о программах реструктуризации или перепрофилировании действующих предприятий).
     Условно отраслевую политику, в зависимости  от применяемых методов, можно разделить  на активную и пассивную.
     Активная  отраслевая политика основывается на государственно-плановой экономической  концепции. Считается, что государство  должно активно вмешиваться в  функционирование отрасли с тем, чтобы стимулировать ее развитие.
     Пассивная отраслевая политика государства исходит из либерально-рыночной экономической концепции. Общая цель пассивной отраслевой политики состоит в решении проблем, связанных с провалами рынка, и создании конкурентной среды.
     Основными критериями для принятия решений  относительно регулирования отрасли выступают:
1) экономическая  эффективность, достигаемая через  развитие конкуренции между экономическими  субъектами;
2) оптимизация  поведения экономических субъектов:  экономические субъекты должны  самостоятельно принимать хозяйственные решения – недопустимо подавление конкурентного механизма прямым государственным регулированием.
     Таким образом, главной целью государства  при осуществлении отраслевой политики является создание условий, благоприятствующих развитию отрасли.
     Инструменты государственной отраслевой политики.
      В арсенал инструментов отраслевой политики входят различные инструменты налогово-бюджетного, кредитно-денежного, внешнеэкономического и антимонопольного регулирования, а также законотворчество. К отраслевой политике также относят государственное регулирование деятельности естественных монополий. Используя эти методы, государство может воздействовать на издержки производства, инвестиционную активность, цены и объем выпускаемой продукции в отрасли, а также на количество и относительные размеры экономических субъектов.
     Также к инструментам отраслевой политики относят:
1. Варьирование  доступной продавцам и покупателям  информацией. Так, например, государственные  органы могут создавать информационно-аналитические  центры, которые будут систематизировать и предоставлять информацию относительно той или иной отрасли народного хозяйства.
2. Государство  может определять субъектов рынка,  которым предоставляется право  ведения деятельности в данной  отрасли, например, через механизм лицензирования. Таким образом, государство может формировать желательную рыночную структуру и регулировать цены и объем выпускаемой продукции.
3. В случае  если в отрасли протекают процессы  усиления монополизации, государство  может прибегнуть к методам  антимонопольной политики, в том числе в части пресечения вступления участников рынка в сговор и контроля за слияниями и поглощениями.
4. В некоторых  случаях государство может напрямую  влиять на принятие решений  по поставкам товаров и услуг  на рынок, а также брать функции по управлению предприятиями в соответствии с общественными интересами, например, через процедуру национализации.
     В зависимости от поставленных целей  и применяемых инструментов можно  выделить следующие типы отраслевой политики (таблица 1.1). 

Таблица 1.1 - Типы отраслевой политики
  По используемым методам
Пассивная Активная
По  выдвинутым целям Защитная Конкурентная  политика: контроль над доминирующими  фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
Наступательная Благоприятный экономический климат: конкурентная  политика в сочетании с улучшением условий хозяйствования через меры фискальной, кредитно-денежной политики и законотворчества
Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике
 
     Выбор того или иного типа отраслевой политики определяется исходя из характеристик отрасли и ее внешнего окружения. Наиболее подходящей концепцией для комплексного анализа отрасли является концепция «Структура – поведение – результативность».
     Кратко  охарактеризуем предложенные в таблице  выше типы отраслевой политики государства.
     Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной  целью противодействие  возникновению и использованию  монопольной власти. Основными методами проведения этой политики является антимонопольное  регулирование и контроль над  слияниями и поглощениями. Критерием для вмешательства государства в функционирование отрасли выступает существенное отклонение рыночной структуры от конкурентной. Особенностью этого вида политики является отсутствие стимулирующего воздействия на экономических субъектов. В настоящее время данный вид отраслевой политики практически не используется, вызвано это тем, что в условиях растущей интеграции национальных экономических систем в международное сообщество антимонопольное регулирование ставит национальные компании в менее выгодное положение по сравнению с зарубежными.
     Пассивная наступательная отраслевая политика предполагает создание в отрасли благоприятного экономического климата через противодействие  монополизации отрасли и стимулирование развития конкретных экономических  субъектов, как правило, мелких и средних предприятий. Такое стимулирование может осуществляться в виде предоставление налоговых льгот и субсидий, улучшение общеэкономической среды. Данный вид отраслевой политики является наступательным, так как государство преследует положительные цели, пассивным – так как государство воздействует только на среду хозяйствования экономических субъектов. Такой вид отраслевой политики наиболее подходит к либеральной модели рыночной экономики, отвергающей активное вмешательство государства в экономику. Осуществление данной политики может столкнуться с рядом трудностей, в основе которых лежат, как правило, структурные диспропорции экономики.
     Активная  защитная отраслевая политика преследует цели по недопущению нежелательного поведения компаний. Основными инструментами здесь выступают меры структурной и внешнеторговой политики. Данный вид отраслевой политики был принят странами ЕС в 1970-1980-х гг. с целью противодействия увеличивающейся конкуренции со стороны азиатских стран, в первую очередь Японии и Южной Кореи.
     Активная  наступательная отраслевая политика преследует конкретные позитивные цели и при  этом использует направленное воздействие  на решения хозяйствующих субъектов. Данный вид отраслевой политики соответствует  реформируемой экономике. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Основные документы,  определяющие отраслевую  политику государства  на рынке легковых  автомобилей России 

     Правительством  Российской Федерации было учреждено  несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих отраслевую политику государства на рынке легкового автомобилестроения.
     Постановление Правительства РФ от 14.01.2009 N 24 (ред. от 10.12.2009) "О мерах государственной  поддержки российских организаций - экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения". Данное Постановление направляет средства из федерального бюджета на предоставление субсидий российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения - на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение, и (или) части затрат российских организаций автомобилестроения на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2009 году для финансирования инвестиционных проектов по их технологическому перевооружению и (или) технологическому перевооружению их дочерних организаций, являющихся организациями автомобилестроения, в размере 1500000 тыс. рублей.
     Приказ  Минпромторга РФ от 20.02.2009 N 78 (ред. от 17.08.2009) "Об утверждении Перечня автомобильной  техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2009 N 13612). Данным документом утвержден перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.
     Приказ  Минпромторга РФ от 15.07.2009 N 650 "Об утверждении  Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при  приобретении которых физическими  лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2009 N 14391). Данный документ учреждает перечень автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
     Приказ  Минпромторга РФ от 30.06.2009 N 587 "О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. N 78 "Об утверждении Перечня автомобильной  техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14638). Внесены уточнения в перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.
     Приказом  Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319 утверждена «Стратегия развития автомобильной  промышленности Российской Федерации  на период до 2020 года». Стратегия предназначена:
· для  определения приоритетных направлений  развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную  и долгосрочную перспективу и  путей их реализации;
· для  обеспечения на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
· для  определения перспективных направлений  по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности;
· для  принятия решений на государственном  уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития автомобильной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    АНАЛИЗ  РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ  И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ
 
     2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей 

     Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать отраслевой рынок, необходимо описать его, в частности его временные, продуктовые, пространственные и отраслевые границы.
     Временные границы. Рассмотрим динамику рынка  за период с 2005 по 2010 гг.
     Продуктовые границы. При их определении необходимо учесть взаимозаменяемость товаров. В  соответствии с подходом, предложенным Джоан Робинсон, рассмотрим цепь ближайших заменителей. Ближайшим субститутом, удовлетворяющим схожую потребность и предлагающим аналогичную ценность для потребителя, является другой легковой транспорт, например, велосипед, мотороллер. Отнесение к тому же отраслевому рынку других транспортных средств, типа легковых коммерческих автомобилей (типа «Газель»), в силу определения отраслевого рынка, некорректно.
     Пространственные  границы. Рассматривать целевой  отраслевой рынок целесообразно  на глобальном уровне, поскольку на рынке России представлены автомобили различных производителей из различных стран. Более подробно этот вопрос будет освещен ниже.
     Отраслевые  границы. В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей легковых автомобилей  присутствуют 4 основных типа предприятий:
1) традиционные  российские производители (ОАО  «АВТОВАЗ», предприятия «Группы  «ГАЗ») – характеризируются наличием  изношенной производственно-технологической  базы, ограниченными источниками  инвестиций; нехваткой современных  технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента;
2) российские  сборочные предприятия (ОАО «Иж-Авто», 
предприятия группы «Соллерс») – характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интеллектуальную собственность.

3) иностранные  автопроизводители (предприятия  Ford, GM, Renault и т.д.) – характеризуются  относительно недавним стартом  производства в России, малым  масштабом производства и уровнем  локализации, отсутствием инжиниринговых  центров;
4) прямые  импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.[10]
      Динамика продаж новых легковых автомобилей в России представлена в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 – Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.)1
Сегмент 2005 2006 2007 2008 2009
Импорт  новых иномарок 460 745 1200 1750 1970
Сборка  иномарок в РФ 157,2 276,9 467,9 665 910
Российские  марки 832,2 752,5 755,1 735 730
Весь  рынок 1449,4 1774,4 2423 3150 3610
 
      Важным  с точки зрения анализа рынка  являются показатели концентрации продавцов  на рынке. Чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят  друг от друга, а, следовательно, тем  важнее становится для фирм учитывать  ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.
     Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке.
Индекс  концентрации (concentration ratio)
      Данный  показатель представляет собой сумму  рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке:
      
(1)

где Si – размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля);
k – число фирм, для которых рассчитывается индекс.
      Индекс  концентрации равен сумме долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем менее конкурентным является рынок.
Индекс  Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
      Определяется  как сумма квадратов долей  всех фирм, действующих на рынке:
(2)

где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.
     Индекс  Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.[1]
       Для того, чтобы рассчитать основные показатели концентрации, необходимы данные о рыночных долях предприятий-автопроизводителей. На рынке России предлагают свои легковые автомобили 13 крупнейших ТНК мирового производства продукции автомобилестроения. Ниже (таблица 2.2) приведены оценки рыночных долей 13 крупнейших мировых производителей и российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ». [9] 

Таблица 2.2 – Динамика рыночных долей автопроизводителей на рынке России  за период с 2005 по 2009 гг [7]
Название  автоконцерна Доля  на рынке России,%
2005 2006 2007 2008 2009
АвтоВАЗ 3,7 3,5 3 3,7 6,3
GM 3,6 3,8 3,9 4,0 3,6
Toyota 15,7 16 15,5 16,2 14,8
Ford 8,4 6,9 7,3 7,1 8,4
Volkswagen Group 5,6 5,3 5,7 5,5 5,6
Daimler Chrysler 2,6 2,5 2,8 2,7 2,6
Nissan 13,3 12,3 13,4 12,5 13,4
Honda 11,8 10,5 11,5 10,7 10,9
PSA Peugeot Citroen 3,4 4,2 3,9 4,4 3,4
Suzuki-Maruti 4,1 3,4 3,7 3,6 4,1
Fiat 4,7 4,2 4,5 4,4 4,7
Mitsubishi 6,7 6,3 6,5 6,5 6,7
BMW 4,8 4,5 4,7 4,7 4,8
Mazda 7,4 6,9 6,5 7,1 7,4
 
     Значение  индекса концентрации для  приведено в таблице 2.3. 

Таблица 2.3 – Динамика индекса концентрации за период 2005 -2009 гг.
2005 2006 2007 2008 2009
95,8 90,3 92,9 92,4 96,9
 
     Индекс  HHI рассчитать сложнее, поскольку он рассчитывается для всех фирм, действующих на рынке. Однако приближенная оценка свидетельствует о том, что рынок является высококонцентрированным.  
     Проанализируем  отраслевой рынок легкового автомобилестроения по основным блокам парадигмы Гарвардской школы «Структура-поведение-результативность».
       Базовые условия. Предложение.
     Сырье, используемое при производстве, разнообразно: от автомобильного листа, литья чугуна, цветных металлов и углепластика до пластмасс и стекла. Наблюдается нехватка базовых технологий. Автокомпоненты для автомобилестроения производятся предприятиями трех типов:
1) Российские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей, а также самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и т.п.):
- нацелены  преимущественно на производство  компонентов для существующих  и устаревших российских моделей;
- располагают  в основном морально и физически  изношенной технологической базой;
- характеризуются  нехваткой новых разработок и  технологий, профессионального менеджмента;
- не  имеют достаточных инвестиционных  ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы;
- имеют  низкий уровень качества, не позволяющий  поставлять продукцию международным  OEM и OES.
2) Совместные  предприятия (СП) российских и  иностранных производителей (таких  как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.):
- располагают  относительно современными технологиями  производства и оборудованием,  полученными от международных  партнеров;
- фокусируются  на производстве технологически  простых компонентов с низким  уровнем добавленной стоимости  (бамперы, жгуты, светотехника и т.д.), разработанных международными партнерами, либо на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (КПП, двигатели и пр.);
- практически  не имеют прав на ИС, собственного  инжиниринга и НИОКР;
- имеют  узкую специализацию обычно в  небольшом ассортименте продуктов  из одной – двух категорий  компонентов.
3) Иностранные  производители компонентов (например, Lear, Bosch, Federal Mogul и т.д.) являются относительно  новыми производителями на российском рынке:
- характеризуются  низким уровнем локализации, как  субкомпонентов, так и сырья;
- имеют  узкую специализацию и неразвитую  клиентскую базу, что приводит  к малому масштабу производства;
- ориентированы  на поставку на внутреннем  рынке;
- фокусируются  на технологически простых компонентах  с низким уровнем добавленной  стоимости (напр. сиденья, свечи,  выхлопные системы и т.д.).
      Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены  за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7 % (41% в 2008 г.).
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.