На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сбор, обобщение, анализ, литературная обработка и использование фактического материала в журналистике

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

11.04.13

Описание (план):


Уральский социально-экономический  институт (филиал)
ОУП ВПО «Академия  труда и социальных отношений»
Кафедра связей с общественностью  и гуманитарных дисциплин
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
 
 
 
по теории и практике массовой информации
на тему: «Сбор, обобщение, анализ, литературная обработка и использование фактического материала в журналистике».
 
 
 
                                                          Студент: Захарчук Светлана Александровна
            Группа СОЗ-301
 
 
 
 
 
г. Челябинск
2012 г.
 
 
Оглавление
 
 

Введение

 
Курсовая работа посвящена специфике сбору, обобщения, литературной обработке и использованию фактического материала в журналистике. Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью осознавать специфику сбора, обработки и использования фактического материала, стилевых способов его воплощения в тексте. Впервые нами делается попытка не только охарактеризовать фактический материал со всеми его особенностями, но и вписать проанализировать работу над его систематизацией и редактированием. Актуальность заключается также в том, что в исследовании саккумулирован интерес в изучении практической работы в использовании фактического материала.
Объектом исследования является фактический материал в журналистике в его реализации и функционирования в различных многообразных формах своего проявления. Предмет исследования – стандарты и моделирование использования фактического материала
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей объективного характера фактического материала и его форм, принципов работы с фактическим материалом. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
    Выявить специфику и определение фактического материала
    Определить характер сбора и редактирования фактического материла
    Проанализировать особенности оформления фактического материала
Эмпирическая база исследования включает в себя журналистские тексты, справочную литературу, материалы информационных сайтов.
Методологическая база исследования. Цель и задачи данной работы предполагают использование целого ряда методов и исследовательских подходов к составляющей ее фактуре. Используются общие методы научного познания: систематизации и анализа информации, сравнительный, типологический, системный. Кроме того, в работе применены структурно-функциональный, нормативно-ценностный, позволяющие раскрыть сущность государственных интересов.
 

Глава 1 Понятие фактического материала и анализ факта в  журналистике

1.1. Специфика  фактического материала в журналистике

 
Как известно, в основе любого журналистского произведения лежат  факты – своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей и т.п., необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая, как отмечает Л.А. Поелуева, выражается в проблеме соотношения «факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие – отождествление факта и события». Подыскивая ключ к пониманию этого вопроса, автор обращается к теории отражения и в качестве опорной мысли придерживается того положения, что «отражение оригинала не является самим оригиналом».1
В качестве объекта журналистского отражения может быть и сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек. Словом, в поле зрения журналистов находится многообразный  мир во всех его проявлениях. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность. Поэтому, говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, многие авторы сходятся на той мысли, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна».2
Для журналистов объективное освещение  событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации нужно  и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Можно ли в журналистском материале  достичь объективного освещения  события, учитывая сложную природу  факта? Американские исследователи  Эверет Дэниис и Джон Мэррилл, отвечая  на данный вопрос, пишут: «Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания. В последнее время, однако, теория объективности стала допускать аналитическое освещение событий, которое далеко выходит за рамки беспристрастного описания».3 Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.
Что же в таком случае подразумевают под фактом? «Факт  в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента  реальности, обладающее социальной репрезентативностью».4 Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Не случайно П.В. Копнин считает, что  «факт представляет собой форму человеческого знания, обладающего достоверностью».5 Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.
Но в какой степени  можно верить тем или иным фактическим  данным, если в них уже присутствует оценочность, отражающая не только понятийную систему человека, но и особенности  его восприятия? В своих исследованиях  по журналистике Майкл Новак приходит к следующему выводу: «Фактов не существует, существуют люди, наблюдающие за ними. А люди, наблюдающие за фактами и пытающиеся при этом быть нейтральными, становятся еще более субъективными».6 Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки».7 В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Очень часто научные  факты становятся предметом публикации. Интересная заметка была опубликована в газете «Известия», «Французский археолог Кристиан Шюнесс демонстрирует ценную находку – череп жившего семь тысячелетий назад мужчины, который носит четкие следы двух перенесенных им операций трепанации. Находка каменного века считается убедительным доказательством того, что древние врачеватели обладали знанием и умением для подобного рода операций. Специалисты предполагают, что пациент благополучно перенес хирургическое вмешательство и умер в 50-летнем возрасте. Череп обнаружен при раскопках могильника в Эльзасе».8
Использование научных  фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых  положений. Точность и достоверность  – основные признаки всех научных фактов. Именно поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобного рода сведениям.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты, которые, по мнению В.М. Горохова, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». И далее: «Если признать обыденное сознание синкретичной “колыбелью” общественного сознания, то можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности”».9 Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. Вот, например, какие обыденные факты использует в своей публикации О. Манулкина, беседуя с солистом Мариинского театра С. Вихаревым по поводу обменных гастролей Большого и Мариинского театров: «Конечно, обмен двух театров – это замечательно. Владимир Васильев на пресс-конференции сказал, что надо прекращать вражду, но это не вражда – соперничество разных школ и художественных направлений. Мариинский и Большой – это совершенно разные миры. Мои старшие коллеги помнят про драки, которые когда-то устраивали балетоманы – поклонники Шелест и Дудинской. Но вот сейчас я читаю в “Коммерсанте” рецензии на гастроли Мариинского театра: автор пишет в американском журналистском стиле, пишет зло. Ходят слухи, что питерские и московские поклонники Мариинки готовят возмущенное письмо. Это все очень театрально и для кого-то составляет часть жизни – балетоманской, журналистской: побольнее написать, уколоть, безапелляционно высказаться по поводу артиста. Правда, Татьяна Кузнецова сама артистка, и мне немного странно видеть у нее недоброе отношение к коллегам. Эти “челюсти убийцы”... Что же касается интервью Николая Цискаридзе, то мне не хватит такой смелости говорить о солистах Большого театра, потому что я их прежде всего уважаю. Я бы поостерегся таких приговоров, как “кордебалет исчез”. И вообще не хотел бы делать это интервью конфронтационным».10 Как видно из интервью, журналистка использует в материале обыденные факты, систематизированные по следующим блокам: мнения, высказанные на пресс-конференции; закулисные истории из театрального мира; оценка газетных публикаций по поводу обменных гастролей. При этом ее собеседник даже не пытается углубиться в тему творческого взаимодействия между двумя известными театрами. Он лишь ограничивается своими непосредственными впечатлениями о том, что сегодня происходит в балетном мире, какие интриги там разворачиваются, какие слухи культивируются и т.д. Но уже за этими фактами просматривается не только определенная позиция артиста, его отношение к тем или иным сторонам театральной жизни, но и мотивы поведения людей, о которых он рассказывает. Ценность обыденных фактов в том и состоит, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей.
В основе обыденного факта  лежат не только некие моменты  действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом  журналистского отображения. Главная  особенность обыденных фактов – в их жизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов к подобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в  журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание факта  в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.

1.2. Принципы анализа фактического материала

 
Совсем иные принципы обработки и подачи фактических  материалов мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят  корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др.
Логический анализ, по мнению В.В. Учёновой, позволяет выделить следующие способы объяснения фактов: «1) выяснение частей факта и связей между ними; 2) выяснение необходимых  условий и обстоятельств существования  фактов; 3) установление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее». Такая предварительная работа над фактическим материалом позволит журналисту лучше разобраться в существе рассматриваемого дела, а главное – может привести к образованию определенной системы суждений и понятий. «Набор данных, собранных в журналистском блокноте, должен предстать перед читателем четкой и стройной системой, выявляющей их отношения и взаимозависимости». Конечно, у каждого автора могут быть свои методы написания произведения. Но «структура движения мысли подчиняется общим творческим закономерностям».11
Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить:
· по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени;
·   по принципу противоположения;
·  по проблемной группировке фактов.12
По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести  факты в хронологическом порядке. Здесь может использоваться как  прямая, так и обратная хронология. В первом случае автор строго следует логике развития события, а во втором – выясняет различные взаимосвязи, установившиеся между фактами в разные промежутки времени.
По принципу противоположения пишутся многие критические статьи и заметки. Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Подобный анализ осуществляется следующим образом: во-первых, автор выбирает из всего массива фактов наиболее противоречивые, чтобы с их помощью раскрыть проблему; во-вторых, при сравнении тех или иных данных, мнений, точек зрения, позиций и т.д. журналист приходит к определенным оценкам и выводам; в-третьих, при сопоставлении выявляются некие частные или общие закономерности. Например, в публикации А. Андрусенко поднимается вопрос о дорожных поборах, инициаторами которых выступают инспекторы ГАИ на трассе Москва – Ростов-на-Дону. Автор приводит следующие противопоставления: на дорогах Европы, где угонов машин тоже хватает, чувство поднадзорности водителя не мучает; в России сотрудник ГАИ может принародно избить шофера, но при этом утверждать, что никто никого не бил и свидетелей избиения нет; отечественному водителю гаишник может нахамить, а человеку, заговорившему с ним на любом ломанном иностранном языке услужливо вытирает грязное лобовое стекло не менее грязным рукавом камуфляжной куртки и т.д.13 Подобные противопоставления выявляют нравы инспекторов ГАИ, занимающихся узаконенным рэкетом. На основе рассмотренных фактов журналист делает вывод: сегодня милиционеры занимаются не предупреждением аварий на дорогах, а контролем за движением товаров, на каждый вид которых установлена своя такса.
К проблемной группировке фактов прибегают  в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда  нужно объяснить с различных точек зрения существо противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере и т.д. Факты даются не только в качестве исходных материалов для анализа, но и для демонстрации существа проблемы.
Рассмотрим статью С. Кеза «Ползучая  оккупация Сибири». В подзаголовок автор выносит главный тезис: китайская миграция принесла на восток России новые проблемы. Какие? Автор  выделяет следующие: увеличение мигрантов из Поднебесной может сказаться на изменении геополитики региона (в ближайшие годы китайцы могут превратиться в крупнейшую национальную диаспору в азиатской части России); сложившийся огромный дисбаланс в населении сам по себе таит угрозу потенциального межнационального конфликта (к востоку от Байкала проживает около 8 млн. россиян, а в приграничных провинциях КНР – около 150 млн.; используя безвизовый туристический обмен, в Сибири оседают китайские уголовники, обострившие криминогенную среду городов и поселков; среди местного населения растут антииммигрантские настроения и др. Анализируя возникшие проблемы, автор пытается выявить объективные причины их возникновения. К ним он относит разность демографических потенциалов двух стран. Еще одна причина кроется в отсутствии у Китая и России единой государственной политики в решении перечисленных проблем. Выявив проблемы, С. Кез пытается спрогнозировать развитие ситуации. По его мнению, «китайцы готовы к массовой иммиграции в Россию при первой же возможности», уже сегодня «великий шмоточный путь» уступает место крупному зарегистрированному бизнесу, а значит, влияние китайского капитала в регионе усиливается. Далее автор предлагает пути решения данных проблем. Во-первых, он говорит о необходимости объединения усилий миграционных и правоохранительных органов, во-вторых, о пересмотре действующего иммиграционного законодательства, в-третьих, о рассмотрении данных вопросов на федеральном уровне.14 Как видим, с помощью проблемной группировки фактов журналисту удалось вскрыть различные стороны сложного геополитического явления, связанного с неконтролируемой миграцией китайцев в Россию. Все проблемы поданы автором в тесной взаимосвязи, что и позволило ему сделать соответствующие прогнозы.

1.3. Особенности оформления фактического материала

 
Рассмотрим теперь способы  создания документального образа в  художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой родовой  группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но «определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль». К способам предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.
Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств  изучаемого объекта. С отдельного факта о не сложившихся взаимоотношениях между учеником и его учителями начинается очерк Антона Зверева «Первоклассник Дима подал в суд на школу». Семилетний ребенок решил защитить свое достоинство от поставленного ему диагноза: «агрессивен», «проявляет садистские наклонности», «подлежит отсеву». Осмысляя данный факт на фоне других, автор обрисовывает образ современной школы: «Школа, как рентген, просвечивает общество насквозь. Вот уж точно знает цену любому из нас, ибо оценивает поминутно, каждодневно, въедливо и всесторонне миллионы индивидов, целые поколения людей. Суд школы над ребенком и его семьей идет давно. В закрытом классе, без свидетелей и адвокатов. Самый затяжной и унизительный на свете суд, в котором обвинитель всегда прав, а приговор обжалованию не подлежит. И лишь ее, согласно правилам игры, никто не вправе оценить и осудить».15 Оттолкнувшись от конкретного случая, журналист постарался приподняться над отдельным фактом. Важно было высветить само явление, сконцентрировав в нем однотипные характеры, условия и ситуации. Типизация в очерке в том и заключается, что «очеркист в самой жизни, в конкретном проявлении находит наиболее типичный факт, который нагляднее всего заключает в себе основные черты явления... Типизация в очерке – это прежде всего отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности».16 Газетный очерк тем и отличается от художественного произведения, что в нем, несмотря на степень типической обобщенности, используются только строго фактические данные, имеющие точный адрес. Существуют определенные принципы типизации в газетном очерке: «фактическая сторона должна быть скрупулезно сохранена. Всякое перемещение во времени, выдумывание несуществующих коллизий, “досочинение” качеств героев и обстоятельств, в которых они действуют, невозможно... точно обозначены время и место действия, названы имена и фамилии героев. Право автора здесь – только отобрать из жизненного материала нужные ему ситуации, конфликты, факты. Выбрав (как и писатель) наиболее существенные, характерные факты, найдя среди множества людей типичного героя, очеркист-документалист исследует и отображает их художественно-публицистическими средствами».17
Авторская интерпретация состоит  в том, что, ничего не домысливая, публицист  при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д. Пропустив все факты сквозь авторское восприятие, публицист тем самым подвергает их художественной трансформации. В этом смысле автор, по мнению M.M. Бахтина, является «человеком, организующим формально-содержательный центр художественного видения». При этом «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный помимо заданности и смысла вокруг данного человека как его ценностное окружение: мы видим, как вокруг него становятся художественно значимыми предметные моменты и все отношения – пространственные, временные и смысловые».18 Именно благодаря авторскому видению читатель может проникнуть в суть события, получить детальные характеристики того или иного явления, на которые в обыденной жизни, возможно, никогда не обратил бы внимания.
Документальность описываемого объекта  может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником»  и т.п. Во всех этих случаях «журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом читателя, и читатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (читатель на месте автора) создает предрасположенность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятную почву для принятия миропонимания публициста».19 Для художественно-публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор, помимо создания образа человека, стремится донести до читателя и свои мысли.
В образной трактовке фактов большую  роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача – анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. В данном случае журналист может столкнуться с определенными противоречиями: с одной стороны, следует как можно точнее воспроизвести те или иные факты действительности, а с другой – создать новый образ за счет преобразования отдельных характеристик объекта. Поэтому в свое время был так актуален вопрос: может ли образ повредить документальной точности? По мнению Е.П. Прохорова, «эпоха полного “документализма” (кавычки здесь необходимы, потому что полнота неизбежно имеет пределы: всякое отражение предполагает фантазию) не отрицает образность в публицистике, но резко подчеркивает ее специфичность».20 В чем же проявляется данная специфичность? Во-первых, с помощью творческого воображения автор производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие».21 В публицистике выработана целая система художественно-выразительных средств, с помощью которых можно создать новые образы, ярче высветить тот или иной факт или явление действительности: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др.
Итак, рассмотрев сложную природу  факта и его назначение в журналистском  произведении, мы убедились, как трудно добиться объективности в освещении  события, если журналист не будет  использовать только репрезентативные и тщательно проверенные сведения. Мы увидели, сколь разнообразны способы подачи фактов в различных жанрах журналистики. Мастерство журналиста в том и заключается, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.
 

Глава 2. Сбор, обобщение и  литературная обработка фактического материала

2.1. Методы сбора и обработки  фактов в журналистике

 
На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д.
Во всех случаях журналист  включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических  данных. Для успешной реализации данного  этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.
К традиционным журналистским  методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь».
Все методы можно условно  разделить на две большие группы:
    первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.);
    вторые – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).
В журналистике специальные  методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.
Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую  систему действий и способ организации  исследования. Это – наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое  к системе приемов сбора и  обработки информации.
Последовательность в  применении тех или иных методов  вполне согласуется со стадиальным  характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. Замысел будущего произведения можно  соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действительности предполагает его всестороннее изучение, На этом этапе журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее предпочтителен, какая техника более эффективна, наконец, в какой последовательности изучать объект. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.
Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазутина выделяет следующие:
а) стадиальность творческого  процесса;
б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
в) характер источников информации (более широко – структура информационной среды);
г) законы познания, законы восприятия и переработки информации;
д) законы общения.
«Это, – заключает  автор, – обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с  определенной стадией творческого акта – во-вторых».22 Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.
Далее мы переходим к  социологическим подходам, которые  использует непосредственно журналист.
Так, можно разделить  условно на два варианта: использование  социологический источников и социологические  методы сбора информации.
Итак, социологические  источники.
 Журналист может  брать их за основу своего  исследования, использовать как иллюстрационный материал для более полного раскрытия своей темы, или использовать разные данные исследований для сравнения. Также стоит отметить, что в каком-либо социологическом исследовании журналист может увидеть свою тему. Именно поэтому ему важно просматривать данные по интересующей его тематике. Его могут удивить цифры, натолкнуть на мысль приведенная статистика и т.д. «Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом».
Журналист может и  использовать свои наблюдения, накладывая их на данные социологов.
Журналист не только ищет тему, но и корректирует ее интересность под аудиторию на основе опросов  общественного мнения. «Сегодня опросы общественного мнения – важный инструмент на верстаке журналиста. Многие сообщения строятся вокруг результатов опросов по самым разнообразным вопросам, получаемых из не менее разнообразных источников. Редакторы газет и теленовостей часто спрашивают репортеров, есть ли у них результаты опросов, для того, чтобы расширить тему или подтвердить выводы, которые они делают в своих сообщениях»
Почему важны опросы? Потому что опросы – это замер  общественного мнения, индикатор  для журналиста. В то же время  общественное мнение во многом формируется за счет того, что люди узнают от прессы. Так и получается замкнутый цикл: общественность – пресса – опросы – общественность.
Теперь рассмотрим непосредственно  социологические методы сбора и  анализа информации, которые могут быть в арсенале журналиста.
Журналисты также могут  использовать опросный метод для  изучения различных проблем, ситуаций. Впрочем, для объективной подборки представляется это сложным для  одного журналиста. Именно поэтому  возможно, что в таком опросе кто-то ему должен помогать.
Экспресс-опросы по случайной  выборке (телефонные, уличные и т.д.) сейчас часто применяют радиожурналисты, часто мы их можем увидеть как  подтверждающие какую-то мысль журналиста в ТВ-репортаже, в газете они встречаются  реже.
В журналистике также может использоваться методика структурализованного наблюдения. В случае с социальным экспериментом журналист обращается к экспериментальному методу. Также для подготовки обзоров может, конечно, применяться метод контент-анализа или некоторые его элементы.
 

2.2. Обобщение фактического  материала и его оценка

 
Работая над текстом, журналист систематизирует и  группирует факты за отображенными  в них явлениями, за образами фиксирования, типами описания, уровнем обобщенности. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.
Факт в журналистике - достоверное отображение фрагмента  действительности, которая владеет  реальной репрезентативностью. С его  помощью создается модель действительности. Используются разного рода факты.
Ученые увидели серьезную  необходимость различать онтологическое и гносеологическое содержание этого  понятия. В онтологическом смысле факт - "единица реальности, доступная  наблюдению, но существующая независимо от сознания человека"; в гносеологическом - "фрагмент сознания, которое отображает единицу реальности".
Другое дело, когда  нужно стремиться к максимальному  соответствию нашего представления  о реальности - с ней самой. Препятствий  здесь много. Чуть ли не главная из них состоит в том, что факт реальности не подвергается рассмотрению сам по себе. Выхваченный с системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, которая искажает действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы, сознание, не отобразивши реальных отношений факта, способно включить факт в систему других связей - несущественных, второстепенных, а то и вообще призрачных. Именно поэтому факты могут ничего не означать, когда они подаются бессистемно, без связи с другими фактами. Они могут означать очень много, иметь решающее значение, когда рассматриваются в связи с другими фактами, с определенными логическими законами, имеющейся системой знаний.
Факт становится доступным  только в форме суждения, поэтому  реальность существует независимо от человека, а факт - нет. На самом деле человек выделяет какой-либо фрагмент, а в нем - определенный аспект (событие); потом он "переводит" свое знание о действительности (событие) на "естественный" язык, строит знание в виде суждения о предмете, потом проверяет, правдиво ли данное суждение, или ошибочно. И только тогда, когда окажется, что суждение правдивое - то, что описано в этом суждении, становится фактом.
Суждение может быть разным по смыслу, но содержать один и тот же факт. Это интерпретация событий, наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался правдивым.
Итак, факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, то есть сделать его  достоверным, означает осуществить  его верификацию. Другой вопрос, который не всегда является возможным, это то, что иногда приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.
Достоверный факт - это  суждения о событии, которое оказалось  истинным в результате его верификации.
Недостоверный факт - это  суждения о событии, подтвердить которое оказалось невозможным.
Если суждение в результате верификации оказалось ошибочным, то о факт, как таковом, не может  быть и речи.
Одним из источников возникновения  суждений является событие. В событии  есть только одно свойство или признак - то, что она состоялась (или не состоялась). Состоялись выборы губернатора - событие, суждений о котором может быть бесконечное множество. Часть из них возможно проверить; в процессе верификации некоторые из них не подтверждаются и становятся ошибочными, другие - подтверждаются и тогда превращаются в факты.
Но есть и оценочные  суждения - мысли, которые вообще не могут быть верифицированы. Они оценивают  или само событие, или факт, то есть истинное суждение о событии. События  оцениваются эмоционально, факты - как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимые друг от друга.
Часто суждений бывает несколько, они образовывают своего рода кончики пальцев признаков события. Последние должны характеризовать и участников события, и характер действия, и обстоятельства, при которых происходило событие, в частности его времени и пространственные границы.
Совокупность истинных суждений о событии, которые образовывают завершенный сюжет этого события, может быть названная реальным фактом в отличие от отдельно взятого истинного суждения об этом событии - вербального факта.
Для правильной квалификации суждений о той или другом событии  важно учитывать целостную структуру  этого события (реального факта, ситуации). Такую структуру изучает особая научная дисциплина - теория языковых актов, или языковая прагматика. В ней, в частности, выделяют такие важные понятия, как мотивирование и ориентированность.
Мотивирование языкового  акта - один из видов пресупозиции, а  именно то, что заставляет обратиться к событию.
Ориентированность языкового  акта предполагает важное отличие его  адресата и аудитории. Адресат - всегда конкретное лицо, группа, аудитория.

2.3. Литературная  обработка фактического материала

 
Теория редактирования предлагает свою трактовку этой важнейшей для журналистского творчества проблемы, исследуя то, как факт воплощен в тексте литературного произведения, как он передан средствами языка. Понятие фактический материал, которое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы, передающие смысл и предметные отношения. При правке текста они не должны подвергнуться изменениям или выпасть. Фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, которые обозначают не только события, но и «кусочки действительности» – вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, наименования лиц, отношений, количества.
Фактический материал может  быть привлечен журналистом как собственно информация, как аргумент в процессе логического доказательства и основание для общих утверждений и, наконец, как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение. Приемы изложения всегда обусловлены функциональным назначением фактического материала.
Любая неясность в  журналистском тексте неприемлема. Поэтому так важна правильность передачи информации, сквозная оценка и точная разработка фактического материала.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.