На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Способность человека к творчеству

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

21.04.13

Описание (план):


Содержание.
Введение. _______________________________________________3
Способность человека к творчеству._______________________4
Свобода человека. _____________________________________7
Неповторимость  человека._______________________________13
Заключение. __________________________________________15
Список  литературы.____________________________________17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Философия - это общая теория мира и существования  человека в нем. В системе чрезвычайно  разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и  существовали самые различные философские  школы и течения. Слово “философия” - греческого происхождения и буквально  означает “любовь к мудрости”. Философия  представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий  о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения  она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и  обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с  тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым  разнообразным областям жизни и  знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие  ответы. Борьба между материализмом  и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего  многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма  выражалась борьба прогрессивных классов  общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия  существовала в Китае и в Индии. В VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная  наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют  собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических  отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические  открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению  нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям  Коперника, Галилея, Джордано Бруно  наука сделала огромный шаг вперед. Путь философского осмысления мира очень  сложен. Познание всегда включает в  себя частицы фантазии. Философия  существует около трех тысячелетий, и все это время в ней  идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. 

Способность человека к творчеству.
Особое  место среди видов духовной деятельности (идеологической, нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уровнем  интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество. Под творческой деятельностью можно понимать такую  деятельность, в процессе которой  проявляется нечто качественно  новое, в первую очередь сам субъект  творчества, личность. Творческий процесс  служит сохранению и обогащению жизни, в отличие от антитворчества, которое  изначально направлено на разрушение, уничтожение жизни и культуры. Необходимой предпосылкой творчества является глубоко заинтересованное отношение личности к своей эпохе, умение распознать ее назревающие проблемы в контексте конкретных (социальных, познавательных, профессиональных, житейско-практичных) ситуаций. Непременным условием творчества является накопление творческих неудач, а главное их критический анализ, в ходе которого выбраковываются  шаблонно-привычные представления, подходы и методы.
Творческая  деятельность - это единственная сфера, в которой человек может быть свободным, становится творцом. Это  и есть гуманизм в подлинном смысле этого слова.
Свобода - способность человека действовать  в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познанную  необходимость.
Гуманизм - исторически изменяющаяся система  воззрений, признающая человека высшей ценностью на земле, т.е. его право  на свободу, счастье, развитие своих  способностей, а также принцип  равенства между людьми.
Творчество  является одним из самых основных активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой. Творчество в известном смысле есть продукт, результат игры духовных сил  человека. Игра представляет собой  бытийное поле творчества.
Творчество - яркое переживание, великое счастье  для людей, которым оно доступно. Например, И.В. Гете вдохновенно описывал творческие минуты жизни, когда как  бы останавливается время, спадает  пелена с глаз, и мир, преображаясь, является в своей первозданной нетронутости и необычности. Подобные мгновения  могут вызывать, говорил он, особого  рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания. Душу охватывает восторг, возникает чувство причастности к великому, но затем чаще всего  на помощь приходит "деятельный сводник" - рассудок, который быстро все переводит  в обыденные штампы и образцы .
В современной  научной литературе, посвященной  проблеме творчества, прослеживается очевидное стремление исследовать  конкретные виды творчества - творчество в науке, технике, искусстве, - его  психологические основы и т.п. Применяется  и соответствующая методология: естественнонаучная, философская или  психологическая. Так, психология исследует  творчество как классическими методами (самонаблюдение творца, изучение биографических данных, анкетирование, интервьюирование), так и современными (выявление  прямого и побочного продуктов  предметного действия, кинорегистрация  движения глаз и т.п.).
Подобные  разработки, несомненно, служат своеобразной техникой, с помощью которой и  эвристика, и психология помогают нам  ближе подойти к пониманию  сущности творчества. Но, тем не менее, все рекомендации подобного рода исследований не обладают общеобязательностью, поскольку отталкиваются от конкретных эмпирических ситуаций и обстоятельств, в которых почему-то состоялся  творческий акт. Во всех работах такого рода мы имеем дело с прикладными  аспектами творчества, но в них  не ставится и не исследуется собственно философский вопрос: как вообще возможно творчество?
При анализе  наследственных способностей субъекта творчества, его таланта, голосовой, слуховой или зрительной исключительности, которые всегда уникальны и неповторимы, мы никаких теоретических выводов  о сути и истоках творчества сделать  не можем. Точно так же мы не уйдем  далеко, изучая психологию субъекта: его  темперамент, скорость психических  реакций, способность образовывать далекие ассоциации, - эти и другие не менее важные характеристики всегда относятся к конкретному эмпирическому  субъекту. Описание психологических  механизмов интуиции или озарения - это всегда описание задним числом уже случившихся актов творчества. Какие выводы можно, например, сделать  из признания многих великих творцов, что очень часто озарения приходили  к ним во сне? Мы можем последовать  совету Эйнштейна и профессионально  заниматься музыкой, играть на скрипке  или внимательно вчитываться  в Достоевского, то есть соблюдать  все, по Эйнштейну, условия, необходимые  для творчества, и, если нам повезет, натолкнуться на счастливую идею в  физике или математике. Однако это  всегда будет неконтролируемым чудом. Сами по себе способности, таланты, воспитание, образование, культурная изощренность еще не делают человека творцом.
Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о  творчестве, сами не творят (разве что  пишут интересные статьи и книги  по проблеме творчества, что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает, (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя).
Когда мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем в виду великих  людей: писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда  он пытается не просто механически  выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины  человеческого духа, имеет место  творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свобода человека.
Свобода – одна из основных философских  категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.   ­­
Для личности обладание свободой – это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным
обстоятельствам окружающей действительности, но и  преобразовывать их в
соответствии  со своими целями. Конечно, нет и  не может быть какой-то
абстрактной, тем более абсолютной свободы  человека ни от природы, ни от
общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее
субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена – нации, классы, государства.В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода»
и «необходимость»  как философских антимоний, отрицание  или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо  без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею. Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по поводу свободы и ее атрибутов.
Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.
Понятие свободы фигурирует в учениях  философов XVII в. как бы на двух уровнях. Первый уровень — абстрактно-философский, метафизический, относящийся к сущности, природе человека, к свободе его  воли. Вопрос о свободе воли, так  много и остро дискутировавшийся  в философии прошлого, решается у  Спинозы весьма просто: мыслитель  отождествляет волю с разумом, а  потому отрицает саму необходимость  вести длинные и запутанные рассуждения  о свободе воли. Да и вообще абстрактные "лозунги", касающиеся свободы, сколь  бы они ни казались Спинозе привлекательными, интересуют его меньше, чем тщательная работа — уже в рамках философии  человека, общества, политики — над  более конкретными аспектами  проблемы свободы. Это вполне "позитивное" изучение того, как в рамках существующих социальных условий и политических систем может быть достигнута пусть  минимальная, но так необходимая  человеку свобода. Здесь, на втором уровне размышления, термин "свобода" приобретает  конкретный, частный, специфический  смысл: речь идет, скажем, о свободе  слова, печати, о формальной законодательной  свободе, о свободе мысли от церковно-идеологической цензуры и т. д. Иными словами, речь идет о тех свободах, которые  впоследствии получили название демократических. Философы XVII в., как правило, констатируют, что в существующих государствах все эти свободы попираются. Руководствуясь гуманистическими идеалами и желаниями  хоть что-нибудь сделать для своего современника, Бэкон, Гоббс, Спиноза  предлагают правителям "максимально  разумные" (основанные на свободе) правила  управления своими подданными и требуют  от них соблюдать такие правила. В этой части своих социально-политических концепций мыслители данной эпохи  говорят о том, как должна быть в соответствии с соображениями  здравого смысла и гуманности организована государственная власть. Характерный  образец такого способа рассуждения  о свободе дает Спиноза. Развитие разума, по мысли Спинозы, есть одновременно обеспечение свободы. Из этого теоретического постулата вытекает важнейшее политическое требование: "В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает". Тирания одного лица несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства. Между прочим, «Богословско-политический трактат» Спинозы имеет такой примечательный подзаголовок, разъясняющий его основной замысел: «Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием».
Свобода - способность человека действовать  в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор  в рамках конкретных условий, ответственности  и сознательности. В философии  свобода - деятельность, не обусловленная  внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию  свободы в философии существуют различные подходы. С позиций  онтологического подхода свобода  рассматриваете как основополагающий, субстанциональный принцип. Так  понимаемая свобода определяет возникновение  мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического  подхода к проблеме свободы исследуются  возможности и границы осознания  человеком своей собственной  деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей  деятельности, проблема предпосылок  целеполагания. Этико-психологический  подход рассматривает свободу как  свободу волеизъявления и возможность  подавлять волю др.человека или управлять  ею (властвовать). В рамках социологического подхода свобода сводится к возможности  изменения человеком своего места  в системе социального целого. На ранних этапах развития человеческой мысли (напр., в Древней Греции) свобода  чаще всего рассматривалась как  возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в понимании свободы отличает нерасчленённое единство различных  принципов её понимания. В философско-религиозной  традиции средних веков свобода - это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира "из ничего", направляемая доброй волей. Человек как образ и  подобие Божие в определённых пределах наделён этой способностью. Интерпретация свободы в христианской средневековой философии была фундаментальной  для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. "Люби Бога и делай что  хочешь" - это положение Августина  Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы свободы. На этом этапе развития философской мысли нарушается единство онтологического, гносеологического, этического подходов к пониманию свободы. Появляется разрыв м.свободой действия и возможностью его осознания, м.свободой Божественного творения и человеческой творческой деятельностью. Это противоречие в концентрированном виде выражено в спорё м. номинализмом и реализмом: Божественное творение мира рассматривалось либо как осуществляемое "по разуму", на основе Божественного плана, либо как происходящее непроизвольно, спонтанно, исходя из нерационализируемой воли Божией. В эпоху Просвещения понятие свободы превратилось в проявление естественных законов, освобождённых от препятствий, которые чинило им неразумное человеческое сообществ. С др. стороны, свобода как характеристика индивидуального действия оказывается иллюзией, основанной на незнании человеком всех обстоятельств своей деятельности. Онтологический и гносеологический подходы к свободе существуют как бы сами по себе. В немецкой философии XIX в. онтологический и гносеологический подходы к понятию свободы сливаются в пониманием свободы как абсолютной духовной силы, творящей силой разума и познающей себя с помощью человека - продукта и носителя своей творческой деятельности. Для многих представителей философии XX в. свобода субстанциональна. Свобода неотделима от понятия "человеческое существование" (Сартр Ж.-П.). Свобода как деятельность человека перед лицом Ничто и как само проявление Ничто в человеческой жизни рассматривается Хайдеггером М. В философии Бердяева Н.А. свобода - это ос нова мира, рождающая и человека, и Бога. Свобода многолика, это м.б. и укрощенная Богом, благая свобода, и злая, безблагодатная, разрушительная свобода. Без обращения к понятию "свобода" невозможно исследовать специфику человеческих взаимоотношений с миром. Свобода - это тот "мостик", который связывает различные стороны изначально конфликтной человеческой природы, соединяет особым образом существование человека и его сущность. Свобода, свободное действие - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Даже если мы говорим о Творце мира, то свободно созданный в акте творчества из "ничего" мир превращается в "обстоятельства", в нечто внешнее, с чем надо считаться даже Творцу, Когда же речь идёт о человеке, то его жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они предоставляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за выбором конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, - выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. "Мы свободны по принуждению", - писал Ортега-и-Гассет X. Помимо вышеуказанного первого понимания свободы как самодетерминированности существует и второе понимание свободы как способности к выбору одного из двух типов детерминации, обусловленности собственного поведения. Или человек подчиняется "голосу природы", голосу собственных страстей, желаний, голосу инстинкта самосохранения, или решается идти по пути детерминированности себя чем-то, находящимся за пределами природного и социального мира, - высшими ценностями истины, добра, красоты, по пути "сверхчеловеческого", трансцендентного. Фромм Э. считал, что такая форма свободы - это необходимый промежуточный этап становления человека. "Наилучший" и "наихудший" из людей не стоят перед выбором, они уже выбрали: один - добро, др.- зло. Выбор существует для незрелого человека, для "среднего", для того, кто ещё колеблется. Детерминация трансцендентным, сверхчеловеческим требует постоянного личного усилия, это особый тип детерминации, устанавливаемый для себя самим человеком и не зависящий от внешних обстоятельств. Это телеологическая детерминация, подчиняющаяся цели, избранной человеком, а не закону причинности. Это свобода, понимаемая как "необходимость себя", необходимость быть человеком, "невластным богом" в условиях, не мною созданных и не мне подчиняющихся обстоятельств. Т.о., третий смысл свободы - это необходимость для человека, который уже встал на путь следования "образу человеческому", постоянно, сознательно выбирать только добро, истину; это сознательное усилие по поддержанию в себе человеческого. Свобода принимает форму высшей ценности человеческого бытия, воплощение которого в жизнь становится основной целью человека - смыслом его жизни. Существует ещё один, четвёртый смысл свободы, это свобода как авторство, свобода, как бы принявшая в себя выбор со всеми его последствиями в материальном мире и проявляющаяся тем самым как ответственность. Свободный человек - автор самого себя, он "ставит подпись" под каждым своим поступком. Может показаться, что есть ещё один вид свободы - свобода недеяния, свобода не выбирать вообще, навеки остаться с "поднятой ногой" для шага в будущее, который никогда не будет сделан. Такой "вечный Обломов" играет возможностями, он хочет быть всем, не рискуя ничем, Человек становится рабом собственного воображения. Внешний мир как абсолютная отрицательность для такого "Обломова" целиком определяет его поведение. Свобода оказывается утраченной прежде, чем была осознана. Человек может пойти и по иному пути. Он постоянно выбирает, но м."частными" возможностями, он избегает выбора, который определил бы его собственную жизненную сверхзадачу. Человек в данном случае превращает свою жизнь в серию эпизодов, он не хочет проявить "ответственную свободу" следования по собственному пути, он уходит от основного выбора - выбора смысла собственной жизни. Не пагубно для человека и осуществление "псевдовыбора", когда какое-то жизненно важное решение человек принимает, слепо следуя традициям, общественному мнению. Свобода, т.о., тесно связана с осознанием противоречивости, лежащей в основе человеческой природы; с невозможностью уклониться от выбора как "жизненного" разрешения этого противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. Свобода неотделима от сущности человека. 1 НЯ 1955 для женщин была провозглашена свобода абортов. 5 ДК 1993 вышел указ о мерах по защите свободы массовой информации. 8 ДК 1990 был опубликован закон РСФСР "О свободе вероисповеданий". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неповторимость  человека.
Неповторимость человека прежде всего выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-либо трудом, усилием. Это дело может быть любым - от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г. Торо, надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.