На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методика преподавания техники батик на кружковых занятиях

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2013

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

16.05.13

Описание (план):


Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
 
 
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
 
      Развитие эстетического вкуса школьников средствами декоративно-прикладного искусства…………………………….6
      Психолого-педагогические особенности школьников среднего подросткового возраста………. …………………………………..12
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДПИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
 
2.1       История становления и развития техники батик…….. ……………….21                              2.2       Технология и методика выполнения батика…………………..31                                    
Заключение…………………………………………………………..43
Список литературы………………………………………………………....44
Приложения ………………………………………………………………...45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Батик-это не что иное, как техника росписи, а также  украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью воска и  краски, результат зачастую абсолютно  непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать  его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.
Эта интересная техника росписи  тканей, история которой берет  начало в глубине веков в странах  древнего Востока. Батик становится сегодня все более и более  популярной и доступной даже для  неподготовленных мастеров. И стоит  лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и  увлекает, что хочется творить  и творить.
Роспись и украшение ткани  – увлекательное занятие, которое  может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых  смелых идей своими руками. Изделие, выполненные  в технике батик, могут открыть  талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер.
Батик и роспись на шелке  имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой,- до орнамента, где она становится тканью.
 Рисунок на ткани  можно получить путем переплетения  нитей основы и утка или  путем нанесения на поверхность  ткани узоров, рисунков зверей  и птиц краской. Всего сто  пятьдесят – двести лет назад  рисунок печатали или «набивали»  на ткани при помощи особых  деревянных досок с вырезанным  на них орнаментом и силуэтом животного или птицы. Ткани, полученные таким способом, получили название «набоек». Родиной этого древнейшего искусства считается Индия. К концу 17 века индийская цветная набивная ткань (ситец) произвела революцию в европейской моде, и более поздний европейский текстиль был в истории мировой культуры ни одна эпоха, ни один народ не обошли в своем искусстве животных.
Свой мир мы создаем  сами, наполняя его тем, чего ждем от него. Редкость появления образа счастья  на Земле побудила затронуть память прошлого и воссоздать образ птиц – солнца, воплощения удачи и  радости, чтобы на свете хотя бы одной  встречей, одной улыбкой стало  больше.
  Для воплощения идеи выбрала технику батик, потому что эта техника поразила  графическими и живописными эффектами. Холодный способ батика позволяет наиболее выразительно воплотить мой замысел. Для выполнения творческой композиции мне необходимо будет глубоко изучить технику роспись по ткани, собрать материал и способы его выполнения.
Тема  работы: «Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами декоративно-прикладного  искусства при проведении кружковых  занятий в образовательном процессе школы (на примере техники «Батик»)». Перед нами стоит проблема: исследовать  особенности изготовления работы с  помощью техники батик.
Актуальность  данной темы состоит в том, что  эта техника является направлением декоративно-прикладного искусства.
Цель  работы: Изготовить серию работ в разных видах батика. Поставленная нами цель реализуется с помощью следующих задач:
    Изучить историю возникновения батика.
    Рассмотреть художественные возможности материалов необходимых для работы.
    Освоить технологические приемы батика.
    Разработать методическое обеспечения для проведения кружка в технике батик.
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
      Развитие эстетического вкуса школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Формирование эстетического  вкуса – одна из важнейших задач  педагогической теории и практики художественного  образования и эстетического  воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого  человека.
В условиях идеологического  вакуума  именно через искусство  и культуру происходит передача духовного  опыта человечества, способствующая  восстановлению связей между поколениями. «Эстетическое воспитание  - это  воспитание у учащихся способности  к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека».
В реформе общеобразовательной  и профессиональной школы говорится:  «Необходимо развивать чувство  прекрасного, формировать высокие  эстетические вкусы, умение понимать и  ценить произведения искусства, памятники  истории и архитектуры, красоту  и богатство родной природы».
Декоративная деятельность дает широкие возможности для  формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом  опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет  в себе знания и умения  многих поколений. В целом, воздействуя  на личность, декоративно-прикладное искусство  обогащает не только эмоционально-чувственную  сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению  личности различными средствами, в  том числе и средствами художественной обработки ткани.
В процессе обучения ремеслу  развивается психика, формируется  интеллектуальный потенциал, развивается  творческая активность, инициатива, воспитываются  усидчивость, трудолюбие и многое другое. Данный вид деятельности доступен каждому  учащемуся, техническое обеспечение  не требует особых затрат, что немаловажно  в нынешних экономических условиях.
Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является развитие творческих способностей детей  и подростков в рамках различных  видов художественной деятельности. Проблемы формирования эстетического  вкуса не находят широкого освещения  в научно-методической литературе, однако являются остро актуальными. Поэтому несомненна новизна данной работы, которая заключается в  обращении к проблемам эстетического  воспитания в процессе занятий по художественной обработке ткани.
Декоративно-прикладное искусство  наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека. С произведениями  декоративного  искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у учащихся способности  чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала ДПИ, сознательно воспринимать это  искусство, квалифицированно пользоваться предметами ДПИ имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Типовые программы для  общеобразовательных школ «Технология», «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под ред. Т.Я. Шпикаловой, по которым работает большинство учителей нашего города, предполагает изучение основ декоративно-прикладного искусства учащимися среднего звена. Однако, необходимо помнить одну непростую проблему. Прикладные искусства во многом связаны с обработкой разных материалов и для своего завершения требуют много времени и выработки определенных умений и навыков. В общеобразовательной школе ограниченность во времени не дает возможности в полной мере выполнить качественную, завершенную работу. Невозможно отводить целую  учебную четверть в школе для изготовления одного предмета (7 – 8 часов), так как это сократило бы объем познавательного материала, лишив учащихся  возможности получить целостное представление о ДПИ. Это снизило бы интерес детей к занятиям. Школьные программы рассчитаны на дополнение (для желающих)  урочных занятий внеклассными формами практической работы. Именно занятия в кружках и студиях учреждений дополнительного образования могут оказать помощь в решении этой проблемы.
Чувство гармонии и чувство  материала особенно успешно можно  развивать у учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного  искусства в студии. Выразительность  формы, конструкции, цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваиваются учащимися от занятия  к занятию. Раскрывая детям специфику  ДПИ, добиваясь понимания ее сущности, развивая навыки использования законов  ДПИ, педагог должен учитывать, что  образный строй ДПИ опирается  на следующие особенности языка  декоративного искусства.
Конструктивный элемент  языка выражает утилитарно-бытовые, потребительские функции предмета и проявляется, в первую очередь, в его конструкции, в форме, составе, размере частей и целого. Например, конструктивные основы чайника и  изготовление грелки для него. Утилитарно-потребительская  функция предмета прочно связана  и с особенностями, свойствами материала  из которого он изготовлен.
Изобразительный  элемент  языка выражает социальные функции  предмета, отражая миропонимание  создателя и владельца предмета. Изобразительный элемент языка  ДПИ  тяготеет к символическому обобщению, вплоть до превращения изображения в эмблему, т.е. изображение предмета становится обозначением явления, отношения. Форма и окраска изображаемого предмета часто доходит до иероглифической отвлеченности от реального прообраза. Например, семантика узоров вышивки.
Декоративный элемент  языка выражает утилитарно-социальные функции предмета, отражая социальное положение владельца предмета (национальное, историческое, классовое, групповое).
Чтобы дети глубже почувствовали  и усвоили учебные темы, практические занятия должны углубляться и  обогащаться. Недаром в программе  отводится  ? времени на практическую работу. В одних случаях занятия  начинаются с показа наглядного материала (иллюстраций, инструктивных карт, образцов изделий), затем – практическая работа. В других сначала обоснование  практической значимости, показ будущего изделия, а затем изучение историко-искусствоведческого  материала.
«Искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет  такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть  своим влиянием. Искусство формирует целостную личность». Именно через искусство в первую очередь происходит эстетическое воспитание личности. Это не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения.
«Чувство изящного, - писал  В.Г.Белинский, - есть условие человеческого  достоинства… Без него, без этого  чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего  обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме  только театральную пьесу, а в  романе – сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности».
Эстетическое воспитание решает следующие задачи:
Воспитание  способности  полноценного восприятия и правильного  понимания  прекрасного в искусстве  и действительности.
Формирование у воспитанников  системы художественных представлений, взглядов, убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.
Развитие у учащихся стремления, готовности и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а так же посильно проявлять  себя в искусстве.
Эстетическое воспитание средствами искусства осуществляется различными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из этих искусств. Можно выделить общие, основные методы художественного воспитания в рамках общего и дополнительного образования.
Демонстрация, показ и  исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов  с искусством, звукового и зрительного его  восприятия трудно рассчитывать не успех  эстетического воспитания. Поэтому  надо стремиться к тому, чтобы максимально  расширить сферу непосредственного  общения детей с явлениями  искусства. Поэтому в плане воспитательной работы студии предполагается посещение  картинных галерей, музеев, выставок детского творчества.
Анализ разбор и оценка художественных  произведений. Художественный вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусства  хорошего качества. Необходимо воспитание  оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.
Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить  определенный запас сведений, характеризующих  выразительные средства, историю  и теорию различных видов  обработки  ткани.
Организация творческой и  исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах художественной деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и  явлений действительности средствами искусства, в частности через  художественную обработку ткани.
В развитии эстетического  вкуса особую роль играет окружающая социальная среда, составной частью которой является  декоративно-прикладное искусство.
Опираясь на научные исследования и анализ экспериментальных данных, раскрывающих вопросы формирования эстетического вкуса, были сформулированы следующие положения:
если раскрыть перед учащимися  роль декоративно-прикладного искусства  в жизни человека, то появляется устойчивый интерес к освоению данного  курса;
формирование эстетического  вкуса учащихся при работе с тканью происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизического развития;
осуществляется выбор  оптимальных методов, приемов и  форм обучения. Происходит постепенный  переход от простого  к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность стимулируется самостоятельным  поиском новых знаний, открытием  субъективно непознанного, освоением  новых форм деятельности, таким образом методика работы с подростками строится на основных дидактических принципах;
система занятий выстраивается  по цепочке – восприятие, повтор, вариация, импровизация, демонстрация.
      Психолого-педагогические особенности школьников среднего подросткового возраста.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские  и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной  мере использованы, то в более поздние  годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время  не могут дать эффекта и попытки  слишком забегать веред, осуществляя  физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его  возрастных возможностей.  
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого  изучения и правильного учета  возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя ид идеи природосообразиости воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими поразному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.  
Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.   
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие  периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).  
Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных  возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики  и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения.
Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.  
 Подростковый возраст  обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.   
"Отрыв" от детства  и приближение подростков к  взрослому состоянию отчетливо  проявляются в тех своеобразных  чертах физического и духовного  развития, которые отличают их  от младших Школьников. Прежде  всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии, стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад.  
Некоторые диспропорции наблюдаются  также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая используется в смысле "под" и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.  
Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервах клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дома и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.  
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.  
Особое значение в организации  учебной работы подростков имеет  внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них  познавательных потребностей, интересов  и мотивов учения. Следует иметь  в виду, что стимулы не возникают  сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем  уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.  
Иным, чем в младших  классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.  
Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.   
Существенной возрастной чертой их в этом отношении является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со, своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.   
Положение подростка в  коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается  конфликтная ситуация и нужно  сделать выбор между мнением  учителя и мнением класса, подросток  чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.  
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и  расширение межличностных связей стимулируют  развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и  будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства  и недостатки. Но если о недочетах  других они судят строго, то по отношению  к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость  развития у них самокритичности  и побуждения к самовоспитанию.  
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками  является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
 Индивидуальные особенности  развития учащихся и их учет  в процессе воспитания.  
Возрастные особенности  развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.   
При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых  шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему  приходится полагаться лишь на тот  материал, который он накапливает  в процессе личного изучения школьников.  
Существенное значение имеет  изучение физического состояния  и здоровья школьников, от которых  во многом зависит их внимание на уроке  и общая работоспособность. Нужно  знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его  здоровье, хронические болезни, состояние  зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.  
Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более  сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее  развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать  индивидуальную помощь в учении, развивать  их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.  
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание типологии  характера каждого ученика, которое  поможет учитывать ее при организации  коллективной деятельности, распределении  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.  
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных  факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению  к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также  к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями  домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.   
Наконец, значительное место  занимает знание учителями таких  важных вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.  
В заключение подчеркнем, что  только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника  создает условия для успешного  учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННО  ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДПИ  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1. История становления и развития техники батик.
Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения  шелковой ткани методом набойки  в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли, и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.
В Японии технологии украшения  ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это  было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание  способом, известным в мировой  культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или  из Китая. По-японски он назывался  рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон , а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата , напоминающая индийскую лахерия. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.
В Индонезии, в некоторых  областях Центральной Явы и прилегающих  к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь  служит специально приготовленная рисовая  паста, которую наносят с помощью  бамбуковой палочки. Ткань берут  только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, «относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.
Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».
Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении  древних орнаментальных мотивов  и, особенно в том, что ни один обряд  жизненного цикла не обходится без  криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.
Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Через множество  товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани  были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние  века. Из стремления воспроизвести  понравившиеся узоры в собственной  технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.
Следующей предпосылкой для  развития узорного украшения ткани  послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить  только женщины богатых городов  побережья и жители кротонов - княжеских  домов патриархальной Явы.
Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены  к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо  приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.
Настоящий художник по ткани  глубоко укоренен в собственной  культурной традиции. Кроме того, занятие  батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к  расцвету искусства батика.
Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы  во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым  было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при  стирке, как это происходило с  ситцами, окрашенными анилином. Так  местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял  на дальнейший ход событий.
Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань  для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия»  женщин в батике. Совершается переход  к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.
В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного  штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Именно этим способом созданы 90% работ представленных на данном сайте (www.artbatik.ru). Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».
Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана , при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.
Технология, соответствующая  батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить спрос, увеличивающийся в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.
Распространение метода набойки , или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди «чхинт») пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших  городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники  восприняли европейскую технику  и стилистику, но не знали истоков  и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая  функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в  артели и занимались производством  платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и  сценические занавеси или шторы  для кафе.
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах  мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие  батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в  дальнейшем превратившихся в фабрики. Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение  художников-батистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников по росписи.
Благодаря исследованиям  С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».
Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в  культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной  школы литовского текстиля, и в  том числе батика, связано с  именем его основателя Юозиса Бальчикониса.
В Москве сложилась целая  сеть организаций, так или иначе  содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Художественно-производственный Фонд, в котором художники-профессионалы  разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и  других изделий ВИАЛЕГПРОМ, где эти  образцы утверждались и рекомендовались  к производству.
Худсовет фабрики, где  образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки  и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ
Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в  выставках
Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно  с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденции. Лишь немногие художники имели возможность  выехать за границу страны, чтобы  познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря се творчеству появилась в России первая подробная  информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого вида искусства, открытием новых направлений и технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются:
Ирина Трофимова - монументальный батик;
Станковое направление:
Сергей Давыдов - «философский»  батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;
Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик;
Виктория Кравченко - «офортный» батик;
Юрий Булычев - «традиционный» батик:
Виктор Парийский - «живописный» батик:
Евгений Архиреев. Юрий Ярин - «обратный» батик (техника вытравки);
Александр Талаев - «экспериментальный» батик.
Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство  батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.
2.2. Технология и методика выполнения батика.
Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее  место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством  отделений. Здесь хранятся ткань  и необходимые для росписи  приспособления. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми  кончиками и не выступать над  брусками рамы. В запасе у работающего  должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6-8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.
Для росписи способом горячий  батик следует запастись более  сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая  кружка с двойным дном, в котором  помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необходим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки. Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.
 Материалы и инструменты
Для росписи на шелке применяются  различные материалы и инструменты.
Раздвижная рама - применяется  для качественного натяжения  расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35х20 мм.
Стеклянные трубочки - применяются  для качественной наводки резервирующей  линии по заданному рисунку. При  выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:
-угол наклона носика  должен быть в пределах 110-115 градусов.
-диаметр носиков трубочек  должен быть разным - 0,6 ; 0,8, 1,0 мм;
-трубочка должна иметь  гнездо для спринцовки.
Трубочку надо хранить  отдельно от других инструментов, на специальной  деревянной подставке с продольными  делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5--2 см). В перерывах  между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой  части подставки. Так поступают  для того, чтобы резервирующий  состав не выливался.
Очистка трубочки после окончания  работы.
1) после окончания работы  из стеклянной трубочки выдуйте  резерв с помощью спринцовки  в емкость для его хранения.
2)После этого тщательно  промойте трубочку в бензине  с помощью спринцовки, последовательно  втягивая и выдувая жидкость.
Кисти - лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос. Минимальный  набор - три штуки: тонкая №3 для росписи  мелких деталей, средняя (№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.
Нельзя оставлять кисти  в воде даже во время работы: мягкий волос загибается, кисть теряет форму  и становится непригодной для  работы.
Формочки для краски - применяют для составления колера для росписи определенного цвета  и тона.
Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100 % шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка.
Резерв - состав, применяющийся  для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые " витражные" пространства, различные по цвету и тону. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать в течение месяца. Во время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.
Краски - используются специальные  для росписи по шелку и делятся  на два вида:
- краски закрепляются  паром (профессиональные)
-краски, которые закрепляются  утюгом (для хобби)
Соль - часто применяется  в росписи для создания различных  живописных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются  также экстра, морская соль для  ванн.
Мочевина - также применяется  для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам  она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного  отбеливания.
Спирт - применяется в  росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.
Холодный и горячий  батик основаны на применении резервирующих  составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну.
В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются  отдельные участки ткани для  предохранения их от растекающейся  краски. Благодаря тому, что контурные  линии здесь не обязательны, в  рисунке возможны мягкие переходы тонов.
Соединение различных  технических приемов нанесения  резервирующего состава позволяет  делать более тонкие и разнообразные  разработки орнаментальных форм, в  особенности цветочных
Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная  отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Здесь  больше, чем в ранее упомянутых способах, индивидуального творчества. Свободная роспись имеет очень  много самых разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.
Все три способа росписи  тканей постоянно совершенствуются.
Художники, работающие в  этой области, находят все новые  и новые художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей не могут, считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.
Холодный батик
В холодном батике резервирующий  состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие. Художественные особенности этого  способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого  контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.
Для нанесения на ткань  контура рисунка применяют стеклянные трубочки.
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под  более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти  перпендикулярно к плоскости  ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может  привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).
В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.
После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем  на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской  производится ватными тампонами, кистями  или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие  и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в  противном случае они все будут  разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Горячий батик 
В горячем батике различают  следующие основные способы работы:
1. Простой батик (в одно  перекрытие).
2. Сложный батик (в два и более перекрытий).
3. Работу от пятна.
Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при  помощи кистей, штампов, ножей, воронок  или каталок разогретым резервирующим  составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Ножи и каталки предварительно обтягивают тонким трикотажем, надежно  закрепляют на них. Перед работой  они (так же как и воронки) опускаются на несколько минут в разогревающийся  резервирующий состав (до полного  прогревания металла). Как только инструмент остынет, его снова нужно  таким же образом разогреть, иначе  резервирующий состав может застыть  еще на инструменте, и не будет  пропитывать ткань. Когда резервирующий  состав, нанесенный на ткань, застынет, она равномерно перекрывается краской  при помощи ватного или губчатого  тампона поверх нанесенного рисунка (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента  заливается отдельно). После удаления резервирующего состава на ткани  образуется светлый узор на более  темном фоне. Роспись горячим батиком  в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или  нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента. Такая  заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой  краской; после высыхания залитых  краской участков их покрывают резервирующим  составом и только потом производят перекрытие фона
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.