На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рисками в малом бизнесе ( на примере деятельности предприятия ТОО «Форпост-Смоленск »)

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

19.05.13

Описание (план):


 

 

Национальный  открытый институт России  г. Санкт-Петербург

                                         Кафедра менеджмента

 

К защите допущен:

Зав. кафедрой

канд. истор. наук, доцент

 

« ___»  ____________ 2012 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТ

«Управление рисками  в малом бизнесе( На примере деятельности предприятия ТОО «Форпост-Смоленск »)

по специальности:

080507  Менеджмент организации

Исполнитель

________ Терещенков Денис Валерьевич

« ___»  ________2012 г.

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

_______________В.И.Бегов

 « ___»  _________ 2012 г

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Введение

Формирование  и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности  и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит  предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени  способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В  мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта.

Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает  свое место в структуре экономики  и является неотъемлемой ее частью.

На начало 2010 г. в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий, на которых работало 6,5 млн. человек, а с учетом вторичной занятости общая численность работающих в малом бизнесе превышала 12 млн. человек.

Малые предприятия  следующим образом распределились по отраслям народного хозяйства: торговля и общественное питание - 44,5%, строительство - 15,8, промышленность - 15,7, наука и  научное обслуживание - 4,5, общая  коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка - 4,0, транспорт - 2,1, другие отрасли - 13,4% общего количества малых предприятий.

Наибольшее число  малых предприятий сосредоточены  в следующих субъектах РФ: г. Москва - 175,2 тыс., г. Санкт-Петербург - 111,8 тыс., Ростовская область - 27,3 тыс., Свердловская область - 25,9 тыс., Краснодарский край - 24,5 тыс., Самарская область - 21,7 тыс.

Особая роль в  развитии малых предприятий принадлежит  Москве, где сосредоточено каждое пятое малое предприятие страны, возможно, поэтому в данном регионе  один из самых низких уровней безработицы  в стране.

Рост малого бизнеса  в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных  предприятий свидетельствует о  большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

В условиях переходной экономики и становления малого бизнеса возрастает роль его поддержки  государством.

Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых  фирм.

Специфика успешного  предпринимательства в малом  бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего  открыть и вести свой бизнес и  готового отвечать за результаты своей  деятельности. Предприниматель (он же собственник), во многих случаях может является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей, если на малом предприятии нет отдельных специалистов занимающих все эти должности или некоторые из них.

Управление на малых предприятиях имеет некоторые  тонкости по сравнению с менеджментом среднего и тем более крупного бизнеса. Это объясняется особыми нормами права, регулирующими деятельность субъектов малого предпринимательства, особыми формами учета, другими уровнями денежного и товарного оборота, численностью персонала (ведь, чем меньше людей работает на предприятии, тем, во многих случаях легче организовать быстрое и плодотворное взаимодействие между ними. Или, например, до персонала, тем более до управленческого,  легче донести мотивацию успешной работы).

Малое предпринимательство  по накопленному в нем человеческому  потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который  ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения  рыночных преобразований и обеспечения  достойных условий жизни миллионов  граждан.

Особо отметим  следующие социальные факторы этого  сектора.

Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни  являются основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Во-вторых, малый  бизнес - не только источник средств  существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.

В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних  и крупных предприятий вынуждает  все большее число граждан  заняться самостоятельной предпринимательской  деятельностью.

В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства  способствует изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Малое предпринимательство  есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической  жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная связь с  потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка труда  и услуг, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его  достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Малое предпринимательство  за последние годы стало важнейшим  сектором народного хозяйства, который  оказывает значительное влияние  на социально-экономическую ситуацию в России. Именно в этом секторе  экономики динамично создаются  новые рабочие места.

Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных  рынках и непосредственно связанных  с массовым потреблением товаров  и услуг. В нем создается и  циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной  средой для среднего и крупного бизнеса.                                                                     В связи с этим видна актуальность данной работы, связанная с решением проблемы поиска, разработки и внедрения таких форм и методов управления рисками, которые позволили бы снизить их воздействие до минимального возможного уровня.

Основная  цель исследования состоит  в раскрытии содержания проблемы управления рисками предприятия  и в разработке механизма управления рисками предприятия  в современных  условиях хозяйствования.

 

 

 

Поставленная  цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

) анализ  и оценка существующего  понятия о рисках;

) проанализировать  теоретические аспекты  оценки рисков  и способы управления  рисками;

) изучить  методологические  подходы в теории  управления рисками  на предприятии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы управления малым предприятием.

1.1. Какие  предприятия являются малыми.

Прежде чем преступить к работе над вопросами управления на малом  предприятии неплохо будет разобраться какие же предприятия согласно российскому законодательству являются малыми. Как будущим, так и настоящим руководителям (собственникам) малых предприятий необходимо точно знать попадает ли их предприятие в разряд малых. Это необходимо, чтобы определится со стратегией управленческой деятельности на предприятии и с его финансово-экономической политикой. Ведь отнесение предприятия к разряду малых изменяет для него как внешние так и внутренние условия хозяйствования.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) субъекты малого предпринимательства для  получения соответствующего статуса  обязаны пройти специальную государственную  регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством.

Однако, в связи с тем что Правительство РФ не разработало образцы документов, необходимых для такой регистрации, в большинстве субъектов РФ она не осуществляется и статус малого предприятия определяется исходя из критериев, установленных ст.3 Закона N 88-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей к малым  предприятиям относятся коммерческие организации. Это означает, что некоммерческие организации не могут быть признаны малыми предприятиями.

Кроме того, доля участия государственных органов  РФ или субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном капитале (фонде) малого предприятия не может превышать 25 процентов. Также не должна превышать 25 процентов доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.

В связи с этим не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия  в уставном капитале названных организаций  превышает 25 процентов.

При этом следует  иметь в виду, что к малым  предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.

Таким образом, если доля участия в российской организации  иностранного юридического лица превышает 25 процентов, то эта организация  не относится к малым предприятиям, даже если учредитель имеет такой  статус по зарубежному законодательству.

Например, если доля участия в российской организации  предприятия, зарегистрированного  в Украине и имеющего статус малого предприятия по законодательству Украины, составляет 26 процентов, то российская организация не может быть отнесена к субъектам малого предпринимательства.

Кроме ограничения  по долевому участию учредителей  в уставном капитале (фонде) малого предприятия, установлены и предельные размеры численности их работников, которые за отчетный период не должны превышать:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли. В  течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей  должен применяться - объем выручки  от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в  течение отчетного года

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

1.2 Эффективность  производства как экономическая  категория

       Слово «эффективность» имеет следующее значение – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под  экономической эффективностью производства понимается степень использования  производственного потенциала, которая  выявляется соотношением результатов  и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Эффективность производства – это показатель деятельности производства по распределению и переработке  ресурсов с целью производства товаров. Эффективность можно измерить через  коэффициент – отношение результатов  на выходе к ресурсам на входе или  через объёмы выпуска продукции, её номенклатуры.

Суть проблемы повышения  экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и  финансовых ресурсов добиваться существенного  увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение  производительности общественного  труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности  производства.

Проблема эффективности  в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации  с периода возникновения материального  производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства. В условиях формирования рыночных отношений, когда результаты работы одних субъектов рынка зависят от четкости и слаженности работы других субъектов, проблема эффективности становится определяющей.

Важное значение в системе управления производством занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия. Длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя (показателей) можно наиболее объективно определять эффективность производства.

В системе показателей  эффективности производства не все  из них имеют одинаковую значимость. Есть главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности.

Обобщающие показатели в  основном выражают конечные результаты производства и выполнение стратегических заданий. Функциональные показатели используются для анализа и выявления резервов эффективности, устранения узких мест в производстве.

Следует заметить, что, ориентируясь только на темпы роста как на показатель, характеризующий эффективность  производства, можно упустить главный  фактор эффективности – интенсификацию производства, так как высокие  темпы роста могут быть достигнуты и за счет экстенсивных факторов, т.е. в результате дополнительных капитальных  вложений на расширение производства (новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий), хотя использование  средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне.

Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.

Как уже говорилось, длительное время в среде экономистов  велась дискуссия о том, с помощью  какого показателя можно наиболее объективно определять эффективность производства. Предлагались различные формулы, но каждая из них имела свои положительные  и отрицательные стороны, достоинства  и недостатки. И поскольку ни один из предлагаемых показателей не может  выступать в качестве универсального, для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в четыре группы (и, таким образом, экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление):

  1. обобщающие показатели экономической эффективности производства;
  2. показатели эффективности использования труда;
  3. показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений;
  4. показатели эффективности использования материальных ресурсов.

Выше было сказано, что  показатели экономической эффективности  должны представлять собой систему  оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную  деятельность предприятия и состоящую  из обобщающих и функциональных показателей. Учитывая особенности производств предприятий вторичного виноделия, к группе обобщающих показателей можно отнести следующие:

  • темпы роста выпуска продукции;
  • общая рентабельность и её рост.

Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих  элементов затрат:

  • материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции и др.).

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

Общая рентабельность производства – один из важнейших качественных показателей экономической эффективности  производства. В нем обобщается деятельность предприятия, выражающаяся в соотношении  используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного эффекта. В этом смысле рентабельность представляет модификацию коэффициента экономической эффективности.

Определяя рентабельность производства на любом уровне хозяйствования, необходимо получаемый эффект сопоставить с  производственными затратами, которые  могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).

Текущие затраты представляют собой средства, расходуемые предприятием на производство и реализацию продукции, выступают в виде полной себестоимости  и покрываются выручкой от реализации продукции. Единовременные (в том  числе капитальные) затраты овеществляются в основных и оборотных производственных фондах, которые покрываются за счет прибавочного продукта, создаваемого в течение многих производственных циклов.

Изменение рентабельности производства по сравнению с базисным периодом зависит от многих факторов. Поэтому  представляет интерес изучение меры влияния каждого из них на итоговый показатель.

К группе показателей эффективности  использования живого труда можно  отнести следующие:

  • темп роста производительности труда;
  • доля прироста объёма производства в результате роста производительности труда;
  • относительная экономия живого труда.

Производительность труда – показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Производительность труда измеряется  количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год)

Повышение производительности труда - объективный экономический  закон развития человеческого общества. В процессе труда живой труд использует результаты прошлого, овеществленного  труда (предметы и средства труда) для  производства новых продуктов.

Производительность живого труда – это способность живого труда производить в единицу  времени определенное количество продукции.

Показатели производительности труда:

1. Выработка: , где Ч – численность работников, Т – объем продукции, Зт – затраты труда.

2. Трудоемкость: , W=1/t.

В зависимости от принятой единицы измерения труда будут  получаться разные показатели: на одного человека, на один человеко-день, час, на 1 тг. затрат труда.

Следующей группой функциональных показателей являются показатели использования  производственных фондов и капитальных  вложений. Сюда могут быть отнесены такие показатели:

  • фондоотдача;
  • прирост оборотных средств к приросту товарной продукции;
  • относительная экономия основных производственных фондов;
  • относительная экономия оборотных средств;
  • оборачиваемость оборотных средств;
  • прирост оборотных средств к приросту товарной продукции;
  • удельные капитальные вложения на единицу прироста продукции;
  • срок окупаемости капитальных вложений.

Перечисленные показатели отражают уровень использования средств производства в одном производственном цикле, частично или полностью переносящих свою стоимость на готовую продукцию. В связи с этим использование средств производства существенно влияет на уровень эффективности. Последние три показателя характеризуют эффективность капитальных вложений, направляемых на увеличение выпуска продукции.

Фондоотдача является в настоящее время основным показателем использования основных производственных фондов. Она показывает объём выработанной продукции, приходящейся на 1 тг. среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Продукция может быть представлена в стоимостном или натуральном выражении. Динамика этого показателя отражает изменение величины и структуры основных фондов, объёма и ассортимента выпускаемой продукции. Поскольку фондоотдача выражает соотношение между достигнутым –экономическим эффектом (в виде выработанной продукции) и затратами на создание основных фондов, при помощи которых достигнут этот эффект, она является и показателем эффективности производства.

Фондоотдача рассчитывается по формуле:

где Т – объем произведенной продукции; Ф – стоимость основных производственных фондов, тг.

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств содействует  их высвобождению и использованию  на другие нужды предприятия. Сокращение одного оборота (в днях) оборотных  средств и частичное высвобождение  их свидетельствует об эффективном  их использовании.

Продолжительность одного оборота  оборотных средств До (в днях) можно определить по формуле:

,

где Ос – оборотные средства, тыс. тг.; Вр – выручка от реализации продукции, тыс. тг.: 360 – количество дней в году.

К элементам затрат предприятия  относятся и материальные затраты  предприятия, к ним относятся  затраты на: сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия  и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.

Показатель материальных затрат на 1 тг. товарной продукции – важный показатель. Исчисляется он отношением суммы материальных затрат на производство к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:

,

где Мз – величина материальных затрат в общих затратах на производство, Т – объём товарной продукции, тг

 

 

Глава 2. Теоретические аспекты управления рисками на предприятии

2.1 Понятие "риски" и виды  рисков

 

Для всех видов риска характерным  является фактор неопределенности, неожиданности, неуверенности в том, что успех  придет. Но ситуацию неопределенности нельзя смешивать с ситуацией  риска, что, к сожалению, делается довольно часто. Это разные ситуации, с разными  критериями выбора оптимального решения.

В ситуации неопределенности невозможно определить вероятности  наступления тех или иных последствий  принимаемых решений. Поэтому критерий математического ожидания, широко используемый в ситуации риска, и для которого обязательно нужны упомянутые вероятности, здесь не применим.

В ряде случаев при ситуации неопределенности полезно менять стратегии  поведения, что называется применением "смешанной" стратегии в отличии от "чистой" стратегии, которая применяется однажды и не меняется в последующем [12, с.89].

Неопределенность порождает  неясность, неуверенность ситуации и порой приводит к тому, что  избежать риск невозможно. Однако из этого не следует, что при планировании хозяйственной деятельности следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Такие решения, как правило, не эффективны. Проблема состоит в том, чтобы научиться предвидеть риск и управлять им, суметь оценить его размеры, выигрыш, связанный с ним, спланировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы. Учитывая то обстоятельство, что в отечественной экономике явно недостаточно проработаны методы планирования, оценки риска, а также отсутствуют практические рекомендации по его предотвращению, эта задача не из простых.

В условиях политической и  экономической нестабильности степень  риска значительно возрастает. Слово  риск во всех без исключения словарях определяется как "возможность убытка или ущерба", неуверенность в  возможном результате, с которым  мы встречаемся ежедневно. И это  вполне естественно, поскольку в  коммерции всегда существовала и будет существовать опасность денежных потерь, вытекающая из специфики хозяйственных операций. Поэтому степенью риска можно назвать вероятность потери предприятием своих расходов в результате осуществления производственной или финансовой деятельности. Чтобы преодолеть последствия риска, нужны не только смекалки и опыт, но и достаточное количество финансов. Фирмы-консультанты, поставщики средств производства, да и подрядчики, как правило, имеют ограниченные денежные ресурсы компенсации риска.

Характеризуя понятие "риск", для сравнения хотелось бы сослаться  на несколько трактовок, которые  представлены ниже.

Ряд авторов под рисками понимают возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюджета предприятия [2, с.212; 16, с.288; 12, с.114].

Другие авторы трактуют риск как возможную опасность потерь, вытекающую из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества [3, с.21].

Но риск - прежде всего  экономическая категория, представляющий собой событие, которое может  произойти или не произойти. В случае совершения события возможны три результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

управление риск транспортировка безубыточность

Риска можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия, связанного с ним. Но, для предпринимателя  это будет означать отказ от возможной  прибыли. Подтверждением того служит поговорка: "кто не рискует, тот ничего не имеет".

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие  в определенной степени прогнозировать наступление рискового события  и принимать меры к снижению степени  риска, но, об этом речь пойдет позже.

Сущность риска предпринимательской  деятельности проявляется в его  функциях:

) регулятивной, которая стимулирует предпринимательскую деятельность;

) защитной, которая служит демпфером от весьма рискованных решений предпринимателя.

Эффективность организации  управления риском во многом определяется классификацией риска, что означает распределение риска на отдельные  группы по определенным признакам для  достижения определенных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место  каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Каждому риску соответствует свой прием управления. Классификационная система рисков включает в себя категории, группы, виды, подвиды и разновидности рисков (см. приложение №1, рис.1.1.) [5, с.137]

Описание классификации  рисков представлено в виде упрощенной таблицы (см. приложение №2, табл.2.1.).

В предпринимательской деятельности важно правильно распределить риски  между контрагентами. Помимо общепризнанных финансовых видов риска, предприниматель  может столкнуться с еще одной  категорией рисков, в частности, при  заключении внешнеторговых сделок - это  внешнеторговые риски. Если ограничиться только рассмотрением видов риска  по основным фигурам, какими являются покупатели и продавцы и абстрагироваться от риска посредника, экспедитора, агента, перевозчиков, то наиболее важными  видами риска для предпринимателя  являются следующие виды, обобщенные в таблице 1.

Таблица 1.1

Внешнеторговые риски

Наименование риска 

Характерные особенности 

Риск покупателя

Заплатив, не получает товара; получает заказанный товар, но с опозданием, худшего качества, поврежденный или  с недостачами; платит более высокую  цену по причине спада цен после  даты заключения договора к дате платежа.

Риск продавца

После того, как он экспедировал товар  при открытом в его пользу товарном аккредитиве, не получает денег; после  того, как он послал документы для  инкассо, покупатель не принял документы; при договорной поставке по акцепту  тратты, при аккредитивной или  инкассовой форме покупатель отказывается от акцепта; получает более низкую цену по причине повышения цен от даты заключения договора к дате платежа;

Рыночный

Связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно

Ценовой

представляет один из важных реквизитов в договоре поставки и цена фиксируется  настолько точно, насколько это  будет возможно, а именно, в какой  валюте она будет определена, по какому курсу, с какой франкировкой и т.п. Данный риск может возникнуть в момент наступления платежа, той  разницы, которую не учли, к примеру, с момента договора о цене до момента  платежа

Валютный

преследует курсовые колебания, которые  могут нарушить всю калькуляцию  торговца.

Внешне непредсказуемые

Неожиданные государственные меры регулирования  в сферах: материально-технического снабжения; охраны окружающей среды; проектных  нормативов; производственных нормативов; землепользования; экспорта-импорта; ценообразования; налогообложения; природные катастрофы: наводнения; землетрясения; штормы; климатические  катаклизмы и др.

Внешние предсказуемые

Рыночный риск в связи с: ухудшением возможности получения сырья; повышением стоимости сырья; изменением требований потребителей; экономическими изменениями; усилением конкуренции; потерей позиций на рынке; нежеланием покупателей соблюдать торговые правила; налогообложение и др.

Правовые 

Лицензии, патентное право, невыполнение контрактов, судебные процессы с внешними партнерами, внутренние судебные процессы, форс-мажор (чрезвычайные обстоятельства).


 

Таким образом, автор постарался изложить наиболее распространенные виды рисков, с которыми может столкнуться любой предприниматель.

Для того чтобы предложить методы снижения риска или уменьшить  связанные с ним неблагоприятные  последствия, вначале нужно выявить  соответствующие факторы и оценить  их значимость. Эту работу принято  называть анализом [18, с.49].

2.2 Методы анализа риска

      Любой риск зависит от партнеров по сделке. Для принятия решения о целесообразности участия потенциальных партнеров в осуществлении проекта проводят анализ риска. Это одна из наиболее ответственных процедур. Надо отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует четкая методологическая база анализа риска. Все же попытаемся ее представить на рисунке 1 [11, с.232]

Алгоритм анализа риска, прежде всего, зависит от ситуации и  от специфики работы того или иного  предприятия. Конечная цель анализа  состоит в выработке мер, позволяющих  снизить риск. Соответственно, принятию "противорискового" решения (страхование, распределение рисков, резервирование средств - см. ниже) предшествует анализ.

Надо сказать, что анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним  из важнейших разделов бизнес-плана. А разработка бизнес-плана для  предпринимателей любого уровня это  неотъемлемый атрибут предпринимательской  деятельности. Думается, нет смысла сейчас говорить о том, как разрабатывается  бизнес-план, каковы его основные разделы. Для этого достаточно литературных источников. Для нас важно оценить  его роль в бизнесе. Современная  экономическая ситуация плохо предсказуема, поэтому при подготовке вышеупомянутого  раздела в бизнес-плане учитывают  возможные изменения на рынке, для  чего и проводят качественный и количественный анализ риска. С помощью такого анализа  выявляются факторы риска и этапы  работ, при выполнении которых он возникает. Количественный анализ помогает определить размеры риска, что является сложной задачей, решаемой посредством  различных методов (статистического, анализа целесообразности затрат, метода экспертных оценок, метода применения аналогов). Для уменьшения обычно используют различные аналитические методы (метод математической статистики, экономико-математическое моделирование  и др.). В результате проведения анализа  риска разрабатываются мероприятия  по его уменьшению [11, с.233-234].

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности  сделки используется вся имеющаяся  информация об условиях ее реализации и не выражающаяся в форме каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующие методы: анализ чувствительности; метод статистических испытаний (метод "Монте-Карло"); метод сценариев; метод корректировки параметров проекта и экономических нормативов [11, с.242].

1. Анализ чувствительности

Это один из ключевых методов  количественного анализа риска, трудоемкий - но при использовании  соответствующего программного обеспечения - весьма показательный и точный. Суть его состоит в следующем: чем сильнее реагируют показатели экономической эффективности проекта  на изменения входных величин, тем  сильнее подвержен проект соответствующему риску.

Анализ чувствительности позволяет определить ключевые (с  точки зрения устойчивости проекта) параметры исходных данных, а также  рассчитать их критические, т.е. предельно  допустимые значения.

На первой стадии анализа  чувствительности обычно строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранных  результирующих показателей от исходных параметров при изменении последних. Сопоставляя между собой полученные диаграммы, можно определить ключевые параметры, влияющие на оценку проекта.

На следующем этапе  определяются критические для проекта  значения ключевых параметров. В простейшем случае находят, например, точку безубыточности, отражающую минимально допустимый объем  производства (продаж), при котором  проект приносит прибыль, но еще не становится убыточным. Если речь идет о финансировании за счет кредитов, то критическим значением будет  минимальная ссудная ставка, при  котором доходы от проекта не погашают задолженности [11, с.242].

Точка безубыточности характеризует  объем продаж, при котором выручка  от реализации продукции совпадает  с издержками производства. При определении  этого показателя принимается, что  издержки на производство продукции  могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) издержки Зс и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объему производства 3v (объем). Точка безубыточности (Q) определяется по формуле: Q = Зс / (Ц-3v), где Ц - цена единицы продукции.

Под точкой безубыточности понимают такое состояние, когда  разность между всеми расходами  и доходами равна 0, то есть совокупные текущие расходы (Р) равны совокупным доходам от реализации проекта (Д). Д = Р.

Доходы от реализации проекта  представляют собой доходы от продажи  товаров (работ, услуг) и определяются произведением количества единиц продукции (К) на цену за единицу (Ц). Д = К * Ц. Совокупные текущие расходы состоят из условно-постоянной и условно-переменной составляющих: Р = Зс + 3v * К, где Зс - условно-постоянные (фиксированные) издержки, 3v - условно-переменные издержки на единицу продукции.

Условно-постоянные издержки - это издержки, которые не зависят  от изменения объема выпуска продукции. К ним относятся амортизация  здания, производственного оборудования, содержания транспорта, проценты на капитал, заработная плата управленческого  персонала, аренда установок и помещения, страхование, коммунальные услуги и  др.

Условно-переменными издержками называются издержки, которые изменяются в зависимости от объема выпуска  продукции. К ним относятся: сырье, материалы, заработная плата производственных рабочих, топливо, торговые издержки, налоги и др.

Тогда равенство Д=Р можно записать в виде: Ц*K=3c+3v*K. Количество единиц реализованной продукции, необходимое для достижения точки безубыточности, будет равно Q=Зс/ (Ц - 3v).

Для подтверждения работоспособности  проектируемого производства (на данном шаге расчета) необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж (на этом шаге). Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект.

Метод расчета усложняется, если при изменении объемов производства или, что, то же, при изменении уровня использования производственной мощности, величина издержек изменяется не линейно, хотя алгоритм остается прежним.

Например, существуют два  коммерческих предложения А и Б. Цена в обоих случаях за единицу составляет 10.000у. е. Условно-постоянные издержки по предложению А - 4.500.000 у. е., по предложению Б - 10.000.000 у. е., а переменные издержки по А - 8200 у. е., Б - 7500 у. е.

= Зс / (Ц - Зv), Qа = 4.500.000 / (10.000 - 8200) = 2500б = 10.000.000 / (10.000 - 7500) = 4000

                     Сравнение вариантов показывает, что вариант А имеет большую устойчивость, так как реализация 2500 единиц будет достаточным для покрытия всех издержек, а по варианту Б для этого необходимо будет реализовать 4000 единиц.

. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)

Этот метод первоначально  использовался в системе ПЕРТ для вычисления ожидаемой продолжительности проекта в целом и каждого его этапа, а затем нашел применение при количественной оценке неопределенности. В его основе лежит все та же модель вероятностной оценки рисков, получившая развитие в направлении оценки комплексного воздействия рисков на итоговые экономические показатели проекта.

В большинстве случаев  при реализации проектов возникают  технологические и иные перерывы или вносятся изменения, которые  приводят к прямому и косвенному (обусловленному дополнительными затратами  времени) росту расходов.

Последствия "наслоения" рисковых ситуаций позволяют анализировать  модели комплексной оценки рисков. В качестве примера сошлемся на одну такую модель, схем и соответственно выделены три категории рисков, влияющих на объем работ, продолжительность стоимость их выполнения, модель включает матрицы объема, продолжительности и стоимости.

Матрица объема работ содержит вариантный ряд данных об объеме работ  по проекту, который может меняться в зависимости от изменения условий  реализации проекта, так же как и  вариантный ряд данных о продолжительности  работ, содержащийся в матрице продолжительности  работ.

Матрица стоимости соотносит  текущие данные об объеме работ с  переменными.

Матрица текущего финансового  состояния рассчитывает потребность  в кредитах, обусловленную увеличением  стоимости работ или задержкой  поступлений.

Блок расчета штрафных санкций позволяет оценить вероятный  размер исков, которые могут быть возбуждены из-за изменения объемов  работ и задержки их выполнения с  учетом условий контракта, инфляции и т.п.

Блок расчета критического пути определяет возможные задержки завершения отдельных этапов работ  и проекта в целом.

Важно отметить два обстоятельства:

) данный метод не дает  эмпирической формулы для определения  продолжительности работ и затрат  на проект, т.к. нет двух подрядных  организаций, которые вели бы  строительство одинаково;

) практическое приложение  метода требует соответствующего  программного обеспечения и доступа  к аппаратным средствам [11, с.243].

. Метод сценариев.

Этот метод, называемый также  формализованным описанием неопределенностей, наиболее сложен с технической точки  зрения и включает следующие этапы:

описание всего множества  возможных условий реализации проекта (либо в форме сценариев, либо в  виде системы ограничений на значение основных технических, экономических  и прочих параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные  санкции и затраты, связанные  со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;

преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных  условий реализации и соответствующих  показателях эффективности или  об интервалах их изменения;

определение показателей  экономической эффективности проекта  с учетом неопределенности условий  его реализации - показателей ожидаемой  эффективности;

Основными показателями, используемыми  для сравнения различных сценариев  развития инвестиционного проекта  и выбора наиболее благоприятного из них, выступает ожидаемый интегральный экономический эффект Эож. Этот же показатель применяется для обоснования рациональных размеров и форм резервирования и страхования.

 

Эож = a Эi * Рi

где Эож - ожидаемый интегральный эффект проекта;

Эi - интегральный эффект при i-ом условии реализации;

Рi - вероятность реализации этого условия.

Более подробный расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта  приводит автор Колтынюк Б. А. в своей книге "Инвестиционные проекты". [11, с.246].

.Проверка устойчивости (расчет критических точек)

Цель данного метода состоит  в предвидении хода развития событий  в процессе реализации проекта, которые  могут произойти.

Суть метода - разработка так называемых сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана для каких-либо проектов. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих организационно-экономических условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы при этом будут доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Это позволяет обеспечить соблюдение интересов всех участников и устранить возможные неблагоприятные последствия, создать необходимые запасы и резервы или предусмотреть страхование.

Достоинство метода в том, что позволяет оценить одновременное  влияние нескольких параметров на конечные результаты проекта через планирование вероятности наступления каждого  сценария.

. Построение дерева решений

Построение дерева решений  обычно используется для анализа  риска проектов, имеющих обозримое  количество вариантов развития. Аналитику  проекта, осуществляющему построение дерева решений, необходимо иметь достаточно информации, чтобы представлять возможные  сценарии развития проекта с учетом вероятности и времени их наступления. [48, стр. 201].

Последовательность сбора  данных для построения дерева решений  следующая:

определение состава и  продолжительности фаз жизненного цикла проекта;

определение ключевых событий, которые могут повлиять на дальнейшее развитие проекта;

определение времени наступления  ключевых событий;

формулировка всех возможных  решений, которые могут быть приняты  в результате наступления каждого  ключевого события;

определение вероятности  принятия каждого решения;

определение стоимости каждого  этапа осуществления проекта (стоимости  работ между ключевыми событиями) в текущих ценах.

На основании полученных данных строится дерево решений. Его  узлы представляют собой ключевые события, а стрелки, соединяющие узлы, - проводимые работы по реализации проекта. Кроме  того, приводится информация относительно времени, стоимости работ и вероятности  принятия того или иного решения.

В результате построения дерева решений определяется вероятность  каждого сценария развития проекта, ЧДД по каждому сценарию, а также  интегральный показатель ЧДД. Положительная  величина интегрального ЧДД указывает на приемлемую степень риска, связанного с осуществлением проекта.

Особенность применения указанных  методов для анализа риска  состоит в следующем. Во-первых, производится формальное описание возможных условий  реализуемого, скажем так, проекта (цели и ограничения). Во-вторых, делается анализ возможных сценариев развития события и их влияние на показатели риска. Хотелось бы подчеркнуть, что планирование сценария позволяет сформировать более полный перечень факторов риска, проранжировать его, т.е. распределить по степени важности и определить, насколько важен в данной ситуации возможный риск, после чего смоделировать процесс реализации проекта, оценить с определенной вероятностью последствия неблагоприятных ситуаций, запланировать меры снижения их воздействия, и, наконец, осуществить корректировку проекта в ходе его реализации. Совокупность этих методов составляет суть процесса планирования риска [6, с.253-255].

Анализируя риск, следует  помнить, что он всегда связан с проблемной ситуацией. Поэтому выявление причин возникновения проблемной ситуации является важнейшим условием принятия правильного решения с минимальным  риском. Знание причин позволяет своевременно обнаружить проблему в момент ее зарождения и снизить риск наступления неблагоприятных  событий. С учетом сказанного, выявление  возможных рисков предусматривает  выполнение следующих операций, обратимся  к таблице1. 2

Таблица 1.2

Выявление рисков

Определение возможных областей появления  проблемы

Цель такой операции в том, чтобы  установить наиболее слабые, уязвимые места в проекте и отделить объективные проблемы от мнимых

Определение новизны проблемной ситуации

Необходимо для выявления возможных  претендентов или аналогий с целью использования прошлого опыта в данной ситуации

Установление причины возникновения  проблемной ситуации

Знание причин позволяет своевременно обнаружить проблему в момент ее зарождения

Выявление взаимосвязи рассматриваемой  проблемы с другими

Позволяет установить причинно-следственную зависимость данной проблемы и способствует выработке комплексного решения, снижающего степень риска

Определение степени полноты и  достоверности информации о проблемной ситуации

Написание объективного сценария развития событий и реализации проекта  возможно при наличии поной и  достоверной информации о ситуации. За имением такой информации неблагоприятное  событие предвидеть несложно.

Определение степени разрешимости проблемы

Позволяет установить, есть ли смысл  заниматься разработкой решения  и мер, снижающих риск наступления  неблагоприятного события.


 

Анализируя риск в конкретной ситуации, в частности при заключении внешнеторговых сделок, особое внимание следует обратить на факторы "времени" и "пространство", которые обуславливают  условия каждой сделки.

Фактор "времени" растет в последнее время параллельно  с ростом продаж в кредит. В условиях длительных сроков для исполнения сделок может произойти ряд изменений  в валюте, сроках платежа, денежных, инвестиционных и фрахтовых рынках. Не исключается изменение производственных возможностей экспортера, возможностей и финансового состояния импортеров. Любое из этих изменений затрагивает  интересы контрагентов.

Что касается фактора "пространство", то следует подчеркнуть, что пространственная отдаленность увеличивает внешнеторговый риск. Пока товар, выйдет со склада экспортера и прибудет на склад импортера, он часто проходит большие расстояния, меняет несколько видов транспорта, переходит во владение, распоряжение или под контроль различных юридических  лиц: экспедиторов, погрузчиков, перевозчиков и т.п. Да и в таких ситуациях, как правило, не всегда налицо доверие между сторонами, что в какой-то степени усугубляет ситуацию [18, с.58].

 

2.3 Последствия рисков

Изучая проблематику рисков в предпринимательстве, особое внимание следует уделить последствиям рисков, т.е. чем рискуют предприниматели.

С научных позиций риск обоснованно характеризовать как  вероятность возникновения определенного уровня потерь, которые в свою очередь подразделяют на: материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь [17, с.215-218].

Таблица1.3

Потери, связанные с риском

 Материальные потери

Не предусмотренные проектом затраты  или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

 Трудовые потери

Потери рабочего времени, вызванные  случайными или непредвиденными  обстоятельствами, например, вынужденное  использование некалиброванного прутка и обработка его на универсальном  токарном станке вместо предусмотренного технологией использования калиброванного прутка и станка с ЧПУ; применение опытно-статистических норм времени  вместо технически обоснованных (единица  измерения - "человеко-час" или "человеко-день рабочего времени").

 Финансовые потери

Возникают в результате прямого денежного  ущерба (не предусмотренные предпринимательским  проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или  ценных бумаг). Они могут быть также  результатом неполучения или  недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращения долгов и др.

 Потери времени

Возникают в том случае, если процесс  предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.).

 Специальные виды потерь

Потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и  с другими неблагоприятными социальными  и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов  потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств.


 

В зависимости от величины потерь связанных с риском, выделяют зоны риска (области) [9, с.242-248]. Рассмотрим их на рисунке 2

Рисунок 2. Схема зон риска

 

Область, в которой потери не ожидаются называется безрисковой, ей соответствуют нулевые потери или отрицательные (повышение прибыли над потерями).

Зоной допустимого риска  считается область, в пределах которой  данный вид предпринимательской  деятельности сохраняет свою целесообразность, т.е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует  уровню потерь, равному расчетной  прибыли от предпринимательской  деятельности.

Следующая более опасная  зона - зона критического риска, характеризующая  превышение потерь над величиной  ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. В данной зоне предприниматель рискует потерять все, при этом не только не получает никакого дохода, но и терпит убытки.

Кроме критического риска, целесообразно  рассмотреть еще более катастрофический риск. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.

К категории данного риска  следует отнести вне зависимости  от имущественного или денежного  ущерба риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или  возникновением экологических катастроф. Наиболее полное представление о  риске дает так называемая кривая распределения вероятности потерь, показывающая, насколько вероятно возникновение  тех или иных потерь.

Чтобы установить вид кривой вероятности потерь, рассмотрим прибыль  как случайную величину и построим кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (рисунок 3)

 

Рисунок 3. Кривая вероятностей получения определенного  уровня прибыли

 

При построении кривой распределения  вероятностей получения прибыли  приняты следующие предположения:

. Наиболее вероятно получение  прибыли, равной расчетной величине - ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, значит и значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.

Вероятность получения прибыли  тем меньше, чем больше такая прибыль  отличается от расчетной прибыли, т.е. значение вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно  убывает при росте отклонений.

. Потерями прибыли (ДПР)  считается ее уменьшение в  сравнении с расчетной величиной  ПРр. Если реальная прибыль = ПР, то ДПР = ПРр - ПР.

. Вероятность исключительно  больших потерь равна практически  нулю, т.к. потери заведомо имеют  верхний предел (исключая потери, которые не представляются возможным  оценить количественно).

Принятые допущения спорны, потому как не могут соблюдаться  для всех видов потерь.

В процессе принятия решения  о допустимости и целесообразности риска важно представлять не столько  вероятность определенного уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. По логике именно это и является основным показателем риска.

В заключении хотелось бы отметить, что главное в оценке предпринимательского риска состоит в искусстве  построения кривой вероятностей возможных  потерь или хотя бы в определении  зон и показателей допустимого, критического и катастрофического  риска.

2.4 Методы снижения предпринимательских рисков

         Высокая степень риска любой сделки приводит к необходимости поиска путей его искусственного снижения. Снижение риска подразумевает управлением им. Управление риском, прежде всего, ставит задачу снижения издержек, связанных с риском. Имеется в виду сведение до минимума возможной потери [4, с.238].

Рассмотрим наиболее распространенные методы снижения предпринимательских  рисков: распределение риска между  участниками проекта (передача части  риска соисполнителям); страхование, самострахование и резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;

Обычная практика распределения  риска заключается в том, чтобы  сделать ответственным за риск того участника проекта, который в  состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако на практике часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия  от действия рисков. Более подробно модель процесса распределения риска  между заказчиком и подрядчиком  представлена на рисунок 4 [17, с.251].

 

 

Фирмы консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется  при разработке финансового плана  проекта и контрактных документов.

Как и анализ риска, его  распределение между участниками  может быть качественным и количественным.

Для количественного распределения  риска предлагается использовать так  называемую концептуальную модель.

Модель базируется на стандартных  методах решений, основой которых  является дерево "вероятностей и  решений", используемое для установления последовательности решений.

Последовательность решений  по выбору того или иного заказа определяется на стадии формирования портфеля заказов. Эта проблема носит  двойственный характер, обусловленный  участием в инвестиционном проекте, по меньшей мере, двух сторон покупателя и продавца, или заказчика и  исполнителя. С одной стороны  заказчик стремиться по возможности  уменьшить стоимость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполненными. С другой стороны исполнитель  при формировании портфеля заказов  стремится к получению максимальной прибыли. Прибыль исполнителя, т.е. оценка портфеля заказов, может быть определена по формуле:

 

П = (К + У1) Р (У1) * (К + У2) Р (У2) … (К + Уn) Р (Уn)

 

где П - прибыль фирмы с учетом неопределенности

К - первоначальный капитал фирмы;

Уi - возможная прибыль фирмы;= 1, …, n;- число возможных исходов событий при выполнении проекта;

Р (Уi) - вероятность каждого исхода.

Рост размеров и продолжительность  инвестирования проектов, разнообразие и сложность, внедрение новых  методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающей любую фирму, конкуренция, инфляция и другие отрицательные  факторы приводят к росту степени  риска в процессе осуществления  коммерческого проекта. Качественное распределение риска подразумевает, что участники проекта принимают  ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных  инвесторов. Чем большую степень  риска участники намериваются возложить  на инвесторов, тем труднее участникам проекта привлечь опытных инвесторов к финансированию проекта. Поэтому  участникам проекта рекомендуется  при ведении переговоров проявлять  максимальную гибкость относительно того, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание обсудить вопрос о принятии участниками проекта  на себя большей доли риска может  убедить опытных инвесторов снизить  свои требования.

Страхование является одним  из признанных в мировой практике видов управления рисками, так как  перекладывает все финансовые последствия  за определенный платеж на страховую  компанию. Поэтому изучение данного  метода в дипломной работе является актуальным и целесообразным.

Страховые компании страхуют от разных видов риска: от пожаров, от крушения судов, от внезапной смерти, болезни и много другого. Однако они не страхуют на все случаи жизни. Страхование риска - это передача определенных рисков страховой компании. Основные типы страхования для предприятий представлены в таблице 4 [5, с.173].

Таблица 1.4.

Основные типы страхования  для предприятий

Страхование от пожараВозмещение убытков в случае пожара

 

Страхование на море

Возмещение убытков за потерю товара при перевозке по морю (океанское  и морское страхование) или на др. видах транспорта

Страхование гражданской ответственности 

Возмещает убытки в результате ущерба, нанесенного другим от недоброкачественной  продукции, потери работы и т.д.

Компенсация трудящимся

Возмещение родственникам убытков  от болезни служащих

Страхование от финансовых потерь, связанных  со злоупотреблением служащим компании

Компенсирует потери из-за мошенничества  служащих или небрежности, или др. случаев нарушения статей контракта 

Страхование от понижения доходов

Компенсирует убытки в результате пожара или др. несчастных случаев, приводящих к временному закрытию фирмы  и любых потерь, связанных с  прерыванием бизнеса

Страхование жизни

Используется для компенсации  потерь в результате смерти служащего.


 

При наступлении страхового случая, т.е. события, влекущего потери, страховщик (страховая компания) выплачивает  страхователю (физическому или юридическому лицу) возмещение. Возмещение может соответствовать полной стоимости погибшего имущества, составлять только часть его или равняться заранее оговоренной сумме.

В практике страхования существует такое понятие, как "отбор рисков". Оно заключается в том, что  страховые компании стараются не иметь дело с очень крупными и  опасными рисками и с теми, что  в прошлом принесли им отрицательные  результаты. Между тем, именно страхование  этих рисков и представляет для страхователей  наибольший интерес [12, с.149-150].

Одним из достаточно распространенных и надежных методов снижения риска  является самострахование, которое  осуществляется путем создания на предприятии  специальных резервных фондов (страховых  запасов). Самострахование целесообразно  в следующих случаях: стоимость  страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего  бизнеса; вероятность убытков чрезвычайно  мала; фирма владеет большим количеством  однотипного имущества. Самострахованием по этой причине пользуются, например, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями  танкеров. Потеря одного из них почти  не отразится на их общем благополучии [13, с.99].

Дальше рассмотрим еще  один из методов борьбы с рисками - это резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, так  как первые последствия рисков, как  было выше отмечено - финансовые потери. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий  установление соотношения между  потенциальными рисками, влияющими  на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления  сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой при  создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных  последствий рисков.

Для определения первоначальных сумм на покрытие непредвиденных расходов, переоценки их в процессе работы над  проектом и уточнения сумм резерва  будущих проектов на основе фактических  данных могут использоваться все  изложенные выше методы качественного  и количественного анализа риска [13, с.224].

При определении суммы  резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта  и его элементов в зависимости  от этапа проекта, на котором проводилась  эта оценка.

Точность оценки стоимости  проекта влияет на размер резерва  на покрытие непредвиденных расходов. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние на проект потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная  оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.

Определение структуры резерва  на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов (рисунок 5).

При первом подходе резерв делится на две части: общий и  специальный.

Общий резерв должен покрывать  изменения в смете, добавки к  общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный  резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

2.5 Приемы защиты от риска

 

Выше речь шла о методах  снижения предпринимательских рисков. Теперь проанализируем приемы, позволяющие  ограничить риск или переступить  его за определенную плату. К таковым  относятся: диверсификация и хеджирование.

Диверсификация - распространение  хозяйственной деятельности на новые  сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых  услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющей прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности [14, с.153].

Диверсификация связана  с таким преимуществом, как эффект разнообразия. В современных условиях он стесняет на второй план эффект массового  производства однородной продукции. Суть эффекта в том, что производство многих видов продукции в рамках одного крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов  продукции на небольших специализированных предприятиях. Но, эта закономерность не имеет универсального характера, хотя и применима для достаточно большого числа предприятий [11, с.80]. Следует отметить, что диверсификация деятельности предприятия является формой реализации корпоративной стратегии. Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и  установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ, а, следовательно, и побудительные  мотивы диверсификации различны (рисунок 6) [12, с.129].

На сегодня многие предприятия  активно занялись диверсификацией  производства, видя в этом возможность  поправить свои дела и уменьшить  коммерческий риск. Однако при этом надо иметь в виду, что не каждый риск поддается снижению с помощью  диверсификации. Не следует забывать, что на предпринимательство оказывает  воздействие различные макроэкономические факторы, такие как ожидание подъема  или кризиса, движение ставки банковского  процента и т.п. Риск, обусловленный  этими процессами менеджеру невозможно уменьшить с помощью диверсификации. Порой даже самые добротные прогнозы менеджера могут не сбыться из-за неожиданных и непредсказуемых  изменений действий конкурентов, забастовок, неожиданных правительственных  решений. Поэтому на случай наступления  таких событий предусматриваются  разные возможности уменьшения отрицательных последствий за счет резервных денежных средств, производственных мощностей, сырья, готовой продукции; разрабатываются материально обеспеченные планы переориентации деятельности.

Согласно проведенным  исследованиям в США, отмечено, что  провал многих программ диверсификации связан с рядом подводных камней, присущих данным программам, среди  которых: экономические (диверсификация неизбежно увеличивает расходы); управленческие (повышается сложность  управления предприятием), потребительские (эффект диверсификации может быть сведен на нет потребителями); конкурентные (игнорируются важнейшие требования стратегии конкуренции). "В первую очередь не уделяется должного внимания тому факту, что конкурируют не диверсифицированные предприятия, а только входящие в их состав производства" [1, с.66].


и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru