На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ревизия и аудит товарных операций в оптовой торговле

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2013

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

21.08.2013

Описание (план):


                                         
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему:
«РЕВИЗИЯ  И АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ
В ОПТОВОЙ  ТОРГОВЛЕ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск - 2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Переход к рыночной экономике требует поиска путей радикального улучшения функционирования общественного производства. К их числу относится совершенствование производственной инфраструктуры, в том числе складского хозяйства.
Анализ хранения, движения и изготовления готовой продукции, например, по группе машиностроительных предприятий Республики Беларусь, показал, что на основные операции по изготовлению продукции приходится от 8 до 12% времени, а большая его часть (88 - 92%) тратится на транспортирование и хранение или ожидание изготовления.
Задача торговых предприятий - наиболее полное удовлетворение спроса населения в высококачественной продукции посредством ее доведения до конечного потребителя через реализацию.  Реализация выпущенной   готовой  продукции – конечная цель деятельности организации, заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Процессы производства, транспортирования и потребления  связаны с многочисленными перегрузками и хранением сырья, топлива, материалов и готовой продукции. В торговой сфере также значительная доля времени от получения товаров от изготовителей и до реализации потребителям приходится на хранение /12; 22/. В процессе хранения допускаются значительные потери металла, топлива, древесины, цемента, минеральных удобрений, что приводит к снижению показателей эффективности работы конкретных предприятий.
Любая деятельность в  организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Только постоянный контроль за выпуском продукции, ее достоверный  учет на складе, при отгрузке и реализации дают возможность предприятию выживать в условиях конкуренции.
В связи с этим важная роль в сохранности имущества принадлежит как организации внутреннего контроля, так и внешним контролирующим органам. В рыночных условиях хозяйствования контроль является важным фактором эффективного управления производственными и коммерческими структурами, осуществляемого для получения максимального дохода и выполнения обязательств по уплате налогов.
Соответственно законодательным, нормативно-инструкторским материалам контролирующие органы наделены широкими правами. Это дает им возможность добиться полноты и качества контроля. Они обладают правом не только исследовать документы, финансовую отчетность, а и проводить обследования, осуществлять контрольные обмеры выполненных работ, инвентаризации, анализировать технико-экономические показатели, строить заключения и вносить рекомендации относительно устранения выявленных отрицательных явлений и их предупреждения.
Автором данной курсовой работы предпринята попытка обобщить опыт организации контроля за товарными запасами на оптовом торговом предприятии, раскрыть возможности совершенствования ревизии и аудита.
Цель написания курсовой работы – более глубокое изучение вопросов проведения ревизии и аудита товарных запасов на примере оптового торгового предприятия - обособленного  структурного подразделения открытого акционерного общества «Минскконтракт» - филиала №1. Для достижения цели был обработан научные публикации по исследуемым вопросам, а также практический материал по бухгалтерскому учету на предприятии, аудиту и ревизии товарных запасов.
 

    ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ


1.1. Товарные запасы: экономическое содержание и задачи их финансово-хозяйственного контроля.

 
 
Непрерывность процесса товарного обращения как часть  процесса воспроизводства определяет необходимость товарного запаса. Товарный запас образуется в течение всенго промежутка времени между процессом производства, из которого товар выходит, и процессом потребления, в который он входит. Из этой формулировки запаса со всей очевидностью вытекает, что промежуток времени между производством продукта и его производительным или непроизводительным потреблением следует по возможности сокращать. Любое замедление этого процесса бесспорно ведет к крупным экономическим потерям, потому что увеличиваются издержки по иммобилизации продукции в запасах, издержки по их хранению и т.п.
С категорией товарного  запаса в экономике связано понятие  товара, который имеет две конечные цели: 1) удовлетворить потребности покупателя; 2) принести прибыль или по крайней мере не нанести ущерба его владельцу.
В экономической литературе существует несколько близких по сути определений товарного запаса. Наиболее полным, по-нашему мнению, является следующее /18; 75/: «Товары, предназначенные для продажи и находящиеся на данный момент времени в производственных и торговых предприятиях или в процессе транспортировки, называются товарными запасами».
Основным назначением  товарных запасов в оптовом предприятии является обслуживание потребностей в товарах своих покупателей; в розничных торговых предприятиях - обеспечение устойчивого предложения товаров с учетом покупательского спроса.
Под запасами в пути принято  понимать ту продукцию, которая уже является собственностью предприятия- потребителя, но еще не поступила на его склады, т.е. еще не оприходована там.
Реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республики Беларусь требует внесения коренных изменений в методологию контроля и ревизии операций с товарно-материальными ценностями. Прежде всего следует провести рационализацию управления коммерческой деятельностью, основными элементами которой являет экономическая свобода, свободное движение товаров и услуг в сфере предпринимательства, конкуренция, маркетинг, совершенное знание рынка и ценового механизма, понятия риска и оперативного реагирования на ситуацию, которая сложилась на рынке, и т.п..
Основными заданиями  ревизии операций с товарно-материальными  ценностями являет:
анализ выполнения задания с товарообороту, выявления резервов увеличения его объема, уменьшения затрат и обеспечение рентабельности;
проверка правильности документального оформления и целесообразности осуществления товарных операций, своевременное отображение их в учете;
контроль за своевременным  и полным оприходованием товарно-материальных ценностей;
исследования товарных запасов и контроль за соблюдением  их норматива;
контроль за соблюдением  правил проведения инвентаризации, своевременное  выявление ее результатов;
проверка выполнения договорных обязательств относительно поставки и сбыта (реализации) товаров;
выявления фактов приписок и сверхнормативного списания потерь товаров и т.п.
 

1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки операций с товарами и тарой.

 
 
Вступивший в силу 11 декабря 2001 г. Указ Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 N 722 утвердил новую редакцию Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций.
Проверки инспекциями  Министерства по налогам и сборам проводятся на основании Положения  о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденного приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.1999 № 326 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 29.07.2002 № 79).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788) и Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 8, 5/9753), утверждена Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства торговли Республики Беларусь.
Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности в организациях республиканского подчинения, а также в организациях, в которых Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет владельческий надзор проводятся ревизорами отдела бухгалтерского учета, отчетности и контроля управления финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля Министерства торговли Республики Беларусь.
Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности в организациях государственной, коммунальной и организациях с долей государственной собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, бытового обслуживания, проводятся контрольно-ревизионными подразделениями региональных органов управлений торговли и общественного питания, бытового обслуживания, концерна "Белресурсы"
Контроль финансово-хозяйственной  деятельности согласно Указа Президента Республики Беларусь № 722осуществляется путем:
изучения действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и  финансовых операций;
проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;
сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными  отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и другими);
сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными  по связанным с ними другим операциям;
проведения встречных  проверок;
сличения в установленном  законодательством порядке имеющихся  у проверяемого субъекта предпринимательской  деятельности выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а  также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями;
сличения в предусмотренных  законодательством случаях и  порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, с платежными документами, хранящимися в банке;
контрольного обмера объемов выполненных работ;
взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и  готовых изделий;
контрольного запуска  сырья и материалов в производство, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов;
проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;
проверки соблюдения установленного порядка ведения  бухгалтерского учета денежных средств  и материальных ценностей, организации  их охраны, состояния пропускной системы;
проверки состояния  внутрихозяйственного контроля;
других контрольных  действий, связанных с изучением  вопросов, определенных программой проверки (ревизии).
При ревизии использования  и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей на предприятии оптовой торговли проверяются:
состояние складского хозяйства, условия хранения и обеспечения  сохранности;
своевременность и полнота  оприходования полученных ценностей;
соответствие фактического наличия ценностей данным бухгалтерского учета;
своевременность и правильность проведения инвентаризаций, соблюдение сроков;
правильность определения  результатов инвентаризации и отражения  их в бухгалтерском учете, а также  обоснованность списания недостач, потерь в пределах и сверх норм естественной убыли;
правильность списания горюче-смазочных материалов в соответствии с путевыми листами.
В торговле учет наличия  и движения тары под товарами ведется  на счете 41 субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» (Приложение 24).
На субсчете 41-3 "Тара под товаром и порожняя" учитывается наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды на предприятиях розничной торговли и в буфетах предприятий общественного питания).
Ревизию операций с тарой осуществляют одновременно с проверкой товарных операций, так как на предприятиях торговли установлена единая материальная ответственность за товары и тару, движение их оформляется в одних и одних и тех же документах.
Правильное использование тары имеет большое народнохозяйственное значение. Поэтому особое внимание во время ревизии уделяют сохранению и своевременности возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям. В особенности это касается мешков, которые при возвращении поставщикам или оптовым базам должны быть той самой категории или ниже не более чем на одну категорию по сравнению с полученными. В случае выявления нарушений ревизор устанавливает причины занижения категорий и виновных в этом лиц.
Практика показывает, что на торговых предприятиях являются значительные потери тары, а потому во время ревизии следует проверить не только законность и правильность отображения в учете поступления, отпуска и убытия тары, а и обнаружить причины возникновения значительных потерь тары, проверить соблюдение правил количественного и качественного ее приема, полноту и своевременность оприходования, правильность документального оформления возвращения (сдача) тары поставщикам и таросборочным организациям.
Инвентаризация тары проводится одновременно с инвентаризацией  товаров. Для этого в ОАО «Минскконтракт» издан соответствующий приказ (Приложение 9). Однако результаты инвентаризации тары устанавливают в отдельности от товаров, причем недостаток и излишек определяют по количеству и сумме отдельно, чем каждое название тары (инвентаризационная опись и результаты инвентаризации - Приложение 10). Вместе с тем ревизору следует выяснить правильность оформления инвентаризационных описаний, сравнительных ведомостей, правильность вывода результатов инвентаризации, их рассмотрения и утверждения.
Основными источниками ревизии товарных операций являются:
договоры с поставщиками и покупателями, реестры оперативного учета и контроля их выполнения (журнал учета поступления грузов, книга учета выполнения договоров);
поручения на получение  и отпуск товаров, книга учета выданных поручений;
товарно-транспортные накладные, накладные, счета-фактуры, платежные  требования, платежные поручения (например, на куплю - Приложение 20, на продажу - Приложение 21), выписки со счетов в банках, товарные отчеты, отчеты кассира и кассовые книги, векселя;
инвентаризационные описания, сравнительные ведомости, расчеты  естественного убытка, расчеты затрат на остаток товаров, расчеты реализованной торговой наценки;
акты на списание товарных потерь; регистры аналитического и  синтетического учета — журналы-ордера № 7, ведомости, карточки складского учета, товарные книги;
финансовая, оперативная  и статистическая отчетность и т.п.

1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля субъекта хозяйствования.

 
Филиал №1 ОАО «Минскконтракт» образован в 1994 году согласно приказа ОАО «Минскконтракт» №26-од от 06.07.1994 г.
Филиал №1 является обособленным структурным подразделением без  права юридического лица с обособленным балансом. Филиал имеет расчетный  счет в банке, печать с указанием подчиненности и местоположения.
Основным видом деятельности филиала является оптовая торговля товарами производственно-технического назначения и обеспечения ими потребителей социальной сферы, а также обслуживание других потребителей всех форм собственности (Приложение 1).
Согласно учетной политики на 2002 год (Приложение 2) выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей  бухгалтерского учета и налогообложения  определяется на счете 46 (Приложение 25) по мере отгрузки товарно-материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг). По малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) начисляется амортизация в размере 50% после начала их использования, остальные 50% - при списании.
За 2002 год среднесписочная  численность персонала филиала  №1 ОАО «Минскконтракт» составила 28 человек.
Среднемесячная заработная плата работников в 2002 году была равна 132,1 тыс. руб. Объем товарооборота  этого оптового предприятия при плане 907890 тыс. руб. фактически составил в 2002 году 710437 тыс. руб., т.е. 78,25 % к плану.
Балансовая прибыль  за 2002 год составила по предприятию 5544 тыс. руб. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль в размере 3606 тыс. руб. распределена следующим  образом:
- фонд накопления - 459 тыс. руб. (12,7%);
- фонд потребления - 2141 тыс. руб. (59,4%);
- фонд дивидендов - 153 тыс. руб. (4,2%);
- прочие цели - 853 тыс. руб. (23,7%).
Филиал №1 ОАО «Минскконтракт»  имеет текущий счет для обеспечения  деятельности, ведет оперативный  и бухгалтерский учет, представляет отчетность о своей деятельности в объеме, порядке и в сроки, установленные ОАО «Минскконтракт». Ведением бухгалтерского учета заняты три работника бухгалтерии. Об этом изложено в утвержденном Положении филиала № 1 ОАО «Минскконтракт» (Приложение 3).
Филиалу №1 переданы в пользование  и управление основные и оборотные средства, размер которых отражается на собственном балансе Филиала и в общем балансе ОАО «Минскконтракт».
Филиал возглавляется директором, назначаемым на эту должность  Генеральным директором ОАО «Минскконтракт». С директором может быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. С отделами реализации, входящими в структуру филиала, могут быть заключены договора о коллективной материальной ответственности (согласно и по типу Приложения 4). Контролируют бухгалтерскую отчетность ревизионная комиссия  ОАО «Минскконтракт» и внешние аудиторы.
В структуре филиала №1 выделены два отдела реализации, имеется один склад, в котором работают заведующий складом и старший кладовщик.
Доходы филиала №1 формируются  за счет реализации продукции (работ, услуг) и других видов деятельности, разрешенных действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом ОАО «Минскконтракт».
Динамику основных экономических показателей деятельности всего общества ОАО «Минскконтракт» можно свести для наглядности в таблицу 1.                                              
               Таблица 1
Динамика основных экономических  показателей ОАО "Минскконтракт"
Показатели
Годы
Базисный индекс
 
Цепной индекс
2000
2001
2002
2000
2001
2002
2001
2002
1. Оптовый товарооборот 
               
в действующих ценах
3235045
3627746
4481085
1,000
1,121
1,385
1,121
1,235
в сопоставимых ценах
3235045
2159373
1948298
1,000
0,667
0,602
0,667
0,902
2. Валовой доход 
539461
695135
1030621
1,000
1,289
1,910
1,289
1,483
в % к общему обороту, %
16,676
19,162
22,999
1,000
1,149
1,379
1,149
1,200
3. Издержки обращения 
494962
579519
872476
1,000
1,171
1,763
1,171
1,506
в % к общему обороту, %
15,300
15,975
19,470
1,000
1,044
1,273
1,044
1,219
4. Балансовая прибыль 
64701
76429
96314
1,000
1,181
1,489
1,181
1,260
в % к общему обороту, %
2,000
2,107
2,149
1,000
1,053
1,075
1,053
1,020
5. Средние товарные  запасы
351220
407317
697343
1,000
1,160
1,985
1,160
1,712
6. Товарооборачиваемость, оборотов
9,21
8,91
6,42
1,000
0,967
0,697
0,967
0,721
7. Численность работников
112
105
100
1,000
0,938
0,893
0,938
0,952
8. Товарооборот на 1 работника
               
в действующих ценах
28884
34550
44811
1,000
1,196
1,551
1,196
1,297
в сопоставимых ценах
28884
20565
19483
1,000
0,712
0,675
0,712
0,947
9. Товарооборот на 1 кв. м торговой площади (151,9 кв.м)
1407
1577
1948
1,000
1,121
1,385
1,121
1,235
10. Основные производственные  фонды
485520
540360
753400
1,000
1,113
1,552
1,113
1,394
11. Фондоотдача, руб/руб
6,663
6,714
5,948
1,000
1,008
0,893
1,008
0,886

 
Подробные финансовые показатели деятельности Филиала № 1 ОАО «Минскконтракт» за 2002 г. приведены в Приложении 5-8.
Для сохранности товарно-материальных ценностей важна организация системы внутреннего контроля.
Понятие внутреннего  контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций,  следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за экономическими рисками.
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Определение внутреннего  контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению  сохранности активов организации  и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:
транзакции должным  образом авторизованы
транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета
доступ к активам  компании осуществляется на основании  соответствующей авторизации
физическое наличие  активов периодически сверяется  с бухгалтерскими  записями
Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль – это контроль изнутри  компании, в противоположность внешним  видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Любая хозяйственная  деятельность предполагает осуществление  хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета этих операций. Бухгалтерский учет включает в себя процедуру сбора данных, их регистрации и обработки. Такие процедуры могут выполняться как вручную, так и с помощью компьютеров. Соответствующие процедуры, выполняемые на компьютере, называются программируемыми процедурами бухгалтерского учета. Система на базе компьютера обычно, включает в себя набор как ручных, так и компьютеризованных процедур, обеспечивающих регистрацию данных по хозяйственным операциям с самого начала и до занесения в Главную книгу.
В таблице 2 приводятся основные характеристики внутреннего контроля.
Таблица 2
Цели и средства внутреннего контроля
Цели внутреннего  контроля в области системы бух  учета
Примеры средств  внутреннего контроля, служащих для  достижения целей
1. Система бухгалтерского  учета должна отражать все  санкционированные, и только санкционированные  операции
Контроль доступа к  терминалам, с которых осуществляется непосредственный ввод информации (пароли и прочие идентификационные процедуры):
 исключительный доступ для ограниченного круга пользователей
контроль за взаимосвязанными операциями
документальное подтверждение  и санкционирование всех бухгалтерских  записей
проверка полноты бухгалтерских  записей при разноске их по счетам бухгалтерского учета и при вводе в компьютер
разделение обязанностей между подготовкой первичных  документов, санкционированием хозяйственных  операций и разноской по счетам бухгалтерского учета
2. Точная входящая  информация
Внутренняя проверка на начальной  стадии:
выборочные проверки суммирования  расчетов
использование внутрифирменных  должностных инструкций, профессиональная подготовка и эффективный надзор
регулярные проверки качества выполненного анализа
анализ внутренними  аудиторами ошибок кодирования
3. Точная разноска  по регистрам бухгалтерского учета
Регулярная сверка счетов:
регулярное составление  пробного баланса
использование документов дебиторов и кредиторов для проверки точности остаток в журналах учета  расчетов с дебиторами и кредиторами
сверка выписок банка  и кассовой книги
контроль соблюдения сметы и прочие виды контроля за существенными суммами
4. Сохранность учетных  документов
Создание надежных копий  банка данных и файлов данных (для  компьютеризованной системы), изменяющихся при каждом новом появлении информации:
ограниченный доступ к массиву информации или проверка персонала
обеспечение конфиденциальности и сохранности всех, не дублируемых  данных
дублируемое электропитание на случай сбоев в сети
5.  Предотвращение  злоупотреблений в результате  тайного сговора работников предприятия
Разделение обязанностей:
ротация обязанностей
обязательные регулярные ежегодные отпуска для всех сотрудников
своевременная регистрация  документов, активов
регулярная сверка счетов бухгалтерского учета
достаточные трудовые ресурсы  в пиковые периоды
6. Обеспечение оперативной  управленческой информации
Использование предельных сроков представления внутренней отчетности
Регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой информации
7. Выявление необычных  или аномальных фактов
Обязательное представление  документов, если операция превышает  установленные лимиты времени
Регулярный анализ существенных отклонений

 
В процессе контроля выявляют не только недостатки, но и положительные  стороны деятельности. Последние как передовой опыт могут стать достоянием других субъектов хозяйствования, благодаря чему реализуется мобилизующая функция контроля.

    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ И ТАРЫ


2.1. Планирование и организация проведения ревизии учета товарных операций.

 
 
Последовательность и  порядок проведения ревизии зависят  от задания на ревизию и объема деятельности торгового предприятия, его структуры, состояния учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей.
Последовательность ревизии  такая. Ревизию начинают с внезапной инвентаризации денег в кассе и других товарно-материальных ценностей на складе ли в отделе реализации филиала №1 ОАО «Минскконтракт». К проведению инвентаризации следует привлечь бухгалтеров, экономистов, финансистов, юристов, товароведов и других специалистов. Потом ревизор обследует склад или магазины (если они есть), осуществляет проверку состояния складских и торговых помещений и соблюдение порядка прием и реализации товаров за количеством и качеством. Затем ревизор начинает документальную ревизию с применением приемов и способов экономического анализа.
Ревизию операций с товарно-материальными  ценностями осуществляют выборочно. Однако сплошной проверке подлежат актированные потери (акты на списание боя, лома, брака, порча товарно-материальных ценностей, акты на завышение веса тары, акты на переоценку товаров), а также сравнительные ведомости, расчеты естественного убытка товаров, документы на внутреннее перемещение и возвращения товаров, затраты обращения, торговая наценка, доходы от реализации и финансовые результаты.
Сплошным способом проверяются  товарные операции, если при их ревизии  установлены существенные нарушения и злоупотребление.
Старательно проверяется  осуществления оперативного контроля за выполнением договоров на снабжение и сбыт товаров, особенно, чем соблюдение цен и торговых наценок.
Приведем схему последовательности ревизии движения и наличия товарных запасов на оптовых составах в предприятиях оптовой торговли.
Последовательность ревизии  движения и наличия товарных запасов на оптовых составах отражена в таблице 3.
Таблица 3
Последовательность  ревизии товарных запасов в филиале №1
ОАО «Минскконтракт»
Первичные документы  по поступление и реализации товаров 
Отчеты о движении товаров 
Журнал-ордер № 7
Главная книга
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
Баланс 
Встречная проверка операций по субсчетам 41-1 "Товары на складах ", 41-2 "Товары в розничной торговле", 41-3 "Тара под товаром и порожняя", 41-4 "Покупные изделия", 41-5 "Предметы проката" и другие с соответствующими операциями по счетам 10, 15, 20, 23, 26, 29, 37, 60, 62, 76 и др.
Анализ товарооборота и товарных запасов

 
Ревизионный процесс  состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.
После окончания организационной  работы на предприятии ревизор начинает документальную и фактическую проверки. На протяжении ревизии на отдельных  листах бумаги (или в рабочей тетради или журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам.
До проведения ревизии  составляется план проверки, в который  после проверки вносятся фактические данные (фрагмент такого плана в таблице 4).
Таблица 4
Рабочий план проведения ревизии товаров и тары в филиале №1
ОАО "Минскконтракт"за 2003 год

Название работы
Способ проведения ревизии (сплошной, выборочный)
Срок выполнения
по плану
фактически
1
Ревизия расчетов по операциям с тарой
Сплошной 
15 сентября 2003 г.
15 сентября 2003 г.
2
Ревизия операций с дебиторами и кредиторами
Выборочный
21сентября 2003 г.
22 сентября 2003 г.
3
Ревизия операций с транспортными организациями
Выборочный
23сентября 2003 г.
23сентября 2003 г.
4
Ревизия расчетов с товарами на складах
Выборочный
26 сентября 2003 г.
27 сентября 2003 г.

 
 

2.2. Проверка организации материальной ответственности и организации контроля сохранности товаров и тары.

 
 
Во время контроля и ревизии затрат ревизору следует  руководствоваться Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц в системе Министерства торговли Республики Беларусь.
При проверке правильности списания недостачи товаров в пределах норм естественной убыли ревизор устанавливает: наличие документов на недостачу, выявленную при приемке товаров от транспортных организаций и при инвентаризации; правильность выбранной нормы естественной убыли с учетом времени года и географической зоны расположения ревизуемого предприятия; правильность рассчитанных норм на сроки хранения свыше 30 суток по продовольственным товарам, по которым нормы установлены на соответствующие сроки хранения (до 2, 3, 7, 15 и 30 суток); правильность определения средних сроков хранения товаров и арифметических вычислений и подсчетов.
По первичным расходным документам и регистрам аналитического учета  ревизор выясняет, как отпускается  сахар, мука, крупа и другие сыпучие  товары — по стандартной массе или трафарету (без взвешивания)' или с перевешиванием, проверяет правильность примененных норм. К товарам, отпущенным по трафарету (по фабричной упаковке), нормы естественной убыли не должны применяться.
Акты на бой, лом и  порчу товаров и тары подлежат сплошной проверке, в процессе которой  следует установить, соблюдается  ли порядок составления таких  актов, а именно: участвуют ли при  их составлении представители вышестоящей  профсоюзной организации или  группы народного контроля, санитарной службы? достоверны ли подписи должностных лиц, участвовавших в составлении актов; не используются ли подложные акты, изъятые из архивов, на которых подделаны даты составления. Кроме того, проверяются приходные и расходные документы по движению товаров, транспортные документы, накладные (особенно их достоверность) на вывоз отходов, боя на свалку, на сдачу отходов на корм скоту, квитанции о сдаче боя, лома. Количество списанных товаров на бой, лом и порчу сопоставляется с нормами на бой хозяйственных, галантерейных и других товаров, и выявляется правильность применения норм.
Ревизор проверяет, своевременно ли ведется  аналитический учет товаров и  тары, его достоверность и соответствие данным синтетического учета.
При этом выясняется, соблюдается ли порядок, при котором бухгалтерия предприятия выдает материально ответственным лицам товарные книги или карточки складского учета в пронумерованном виде и под расписку, сдаются ли использованные карточки и книги в бухгалтерию, где хранятся наравне с бухгалтерскими документами. Кроме того, ревизор устанавливает, осуществляют ли работники бухгалтерии систематические проверки записей в карточках или книгах складского учета. В процессе ревизии операций по движению товаров и тары просматриваются все карточки или машинные регистры аналитического учета. При выявлении карточек или машинных регистров, по которым значится кредитовый (красный) остаток, ревизор по данным первичных документов выясняет причины таких остатков.
Особое внимание при этом уделяется погашению кредитовых остатков. Если такие остатки явились результатом непоследовательности записей данных первичных документов в регистрах аналитического учета (сначала были записаны расходные, а затем приходные документы за одно и то же число), то об этом отмечается в акте и обращается внимание материально ответственного лица на необходимость соблюдения порядка записей документов в учетных регистрах. Когда кредитовые остатки явились результатом списания по расходным документам больше товара или тары, чем их поступило по приходным документам, их можно погашать (т. е. оприходовать) лишь после проведения инвентаризации. Если кредитовые остатки погашались самим материально ответственным лицом, ревизор тщательно проверяет все операции, отраженные в учетных регистрах, проводит инвентаризацию этих товаров и устанавливает соответствующие результаты — излишки или недостачи, по которым принимаются меры, предусмотренные действующими положениями. Одновременно принимаются соответствующие меры к материально ответственному лицу, осуществившему самовольное погашение кредитовых остатков.
 

2.3. Проверка полноты и правильности документального оформления операций по поступлению, реализации и прочего выбытия товаров и тары.

 
 
Контроль финансово-хозяйственной  деятельности производится путем изучения действующей у проверяемого юридического лица системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа.
Поступление товаров  в филиал № 1 ОАО «Минскконтракт»  осуществляется на основании заключенных  договоров с поставщиками (приложение 11).
При проверке договоров  оптового торгового предприятия  устанавливают по каждому договору наличие всех реквизитов, подписей должностных лиц, которые должны проверять соответствие заключенных  договоров действующим положениям, наличие развернутых спецификаций по ассортименту товаров, распределение товаров по кварталам, месяцам, декадам. Ревизор проверяет, как организован учет выполнения каждым поставщиком договора по общей сумме, ассортименту и срокам поставки. В таком же порядке проверяется наличие договоров с покупателями — розничными торговыми предприятиями, их правильность заключения и состояние учета выполнения. Особое внимание уделяется равномерности отпуска всем покупателям товаров повышенного спроса.
Следующий этап ревизии  — это проверка реальности сальдо на первое число месяца, ближайшего к дате ревизии по субсчету «Товары на базах, складах и кладовых», счет 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» (по всем пяти статьям), а также по статье баланса «Товары в пути». Данная проверка осуществляется на основании данных учетных регистров, товарных отчетов и первичных документов. Стоимость товаров и тары, числящихся в пути, должна быть подтверждена платежными требованиями поставщиков и документами транспортных организаций. Товары и тара могут считаться в пути только в течение установленного срока.
По счету 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» проверяют, своевременно ли списывается стоимость товаров по счетам, по которым истекли сроки доставки.
Учитывая важность выполнения поставщиками договоров поставки, ревизор проверяет состояние претензионного дела: вовремя ли предъявляются претензии за нарушение условий договоров; ведется ли оперативный учет претензий; нет ли случаев отказа от удовлетворения претензий, а если такие факты есть, то выясняет, чем они вызваны и виновных лиц; нет ли случаев списания на убытки без соответствующего основания суммы предъявленных претензий; По журналу учета выданных доверенностей ревизор проверяет, со всеми ли работниками, которым выдаются доверенности на получение товарно-материальных ценностей, заключены договоры о полной материальной ответственности. Данные журналов регистрации доверенностей сопоставляют с данными журнала регистрации документов и контроля за поступлением грузов и приходными документами.
Полноту и своевременность оприходования товаров и тары проверяют сопоставлением документов получателя, т. е. ревизуемого предприятия с документами поставщика. При этом определяют, соответствуют ли количество, сортность, цена и стоимость оприходованных товаров данным, значащимся в документах поставщика. Кроме того, сопоставляют данные товарных отчетов и приложенных к ним документов с записями в учетных регистрах по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При проверке первичных документов на оприходование товарно-материальных ценностей обращают внимание на их оформление, наличие необходимых подписей, количественных, суммовых и других обязательных реквизитов, правильность арифметических вычислений и подсчетов. В случае необходимости проводится встречная проверка данных документов поставщика, находящихся в делах ревизуемого предприятия, с аналогичными документами, находящимися у поставщика, посредством оформления письменного запроса или непосредственно у поставщика.
По товарным отчетам  материально ответственных лиц нужно проверять правильность переноса остатков в последующие отчеты и наличие первичных документов к ним.
Ревизор подвергает сплошной проверке акты приемки по количеству и качеству (включая проверку сертификатов соответствия (Приложение 18) и других документов (Приложение 19)), составляемые при установлении расхождения при приемке между документальными данными поставщиков и фактическими. При этом проверяющий устанавливает, не было ли случаев, когда транспортные организации без основания отказывались составлять коммерческие акты на недостачу и повреждения товаров, возникшие в пути. Кроме того, рассматривает каждую претензию, предъявленную поставщикам на недостачи, понижение качества, завышение цен и выявляет те, по которым истекли сроки исковой давности, и неудовлетворенные по каждой претензии, а также устанавливает причины несвоевременности рассмотрения или неудовлетворения предъявленных претензий и виновных лиц ревизуемого предприятия, допустивших нарушение при приемке по количеству и качеству, при оформлении актов, а также при оформлении и предъявлении претензии и т. п. Одновременно проверяющий определяет сумму ущерба, списанную на потери, и лиц, с которых эта сумма должна быть взыскана.
При рассмотрении претензий, предъявленных поставщикам, нужно установить, на каких складах и какие комиссии наиболее часто составляют акты, претензии по которым не удовлетворяются. По таким актам посредством бесед с членами комиссий, другими работниками складов и предприятия, а также сопоставлением их данных с другими документами следует выяснить их обоснованность и реальность.
Ревизора должны настораживать  акты по товарам, получаемым от отдельных  поставщиков, претензии которых  всегда удовлетворяются. О таких  поставщиках целесообразно письменно  сообщить вышестоящим органам с просьбой проверить, восстанавливаются ли недогруженные товары и тара на счета соответствующих материально ответственных лиц, с подотчета которых они были списаны.
Данные актов приемки  на оприходование товаров и тары в меньшем количестве, чем значится в сопроводительных документах поставщика, следует сопоставлять с данными расходных документов этих же товаров и тары за те же числа.
По товарным отчетам, составленным на даты инвен-а таризации, все приложенные к ним первичные документы подвергаются проверке с точки зрения соответствия их даты дате товарного отчета, наличия и достоверности расписки материально ответственных лиц о приеме товаров и тары, наличия счета поставщиков, подтверждающего поступление данных товаров. Ревизор также тщательно сопоставляет даты приходных документов с датами товарных отчетов и приходных ордеров (Приложение 12), по которым они отражены, до конца месяца. Особое внимание он обращает на наличие в документах дописок и исправлений. При наличии последних нужно проверить каждую дописку, каждое исправление и путем встречных проверок и бесед с соответствующими лицами установить их законность.
Кроме сопоставления  данных товарных отчетов и приложенных к ним первичным документам с соответствующими записями по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», их нужно «сопоставлять еще и с данными аналитического учета по счету 42 «Торговая наценка».
Ревизию реализации и  отпуска товаров и тары начинают с проверки выполнения договоров  поставки по каждому покупателю, ассортименту и срокам. Эту проверку совмещают с просмотром претензий покупателей. По претензиям покупателей на невыполнение оптовой 1 организацией договоров в части сроков поставки и ассортимента согласно развернутым спецификациям ревизор устанавливает случаи, когда оптовая организация не поставила товары в срок, хотя они имелись в достаточном количестве. Выявляют виновников и выясняют, взыскана ли с них сумма нанесенного ущерба.
При проверке выполнения договоров нужно выяснить, нет ли случаев, когда отдельным покупателям отпускаются товары сверх выделенных фондов, особенно пользующиеся повышенным спросом.
Отказы от акцепта  платежных требований подвергаются сплошной проверке. По каждому отказу от акцепта ревизор устанавливает  причины отказа, последствия, к которым привели те или иные нарушения при отгрузке товаров.
По отказам покупателей от оплаты платежных счетов (полностью или частично) ревизор проверяет, сделаны ли сторнировочные записи по субсчету «Реализация товаров оптовыми базами и складами». Если количество товаров, значащихся в платежных требованиях, от оплаты которых покупатели отказались, было списано по соответствующим складам оптовой организации, нужно выяснить, восстановлены ли они по карточкам складского учета.
При проверке претензии  покупателей ревизор устанавливает их обоснованность, ответственных лиц и за чей счет отнесена сумма претензий. По претензиям покупателей на недовложения товаров в контейнеры, ящики, кипы, мешки и т. п., на пересортицу, понижение качества товаров ревизор выясняет, заведен ли учет по упаковщикам, которые готовят товары и упаковывают их, какие меры к ним применяются и каковы результаты. По удовлетворенным претензиям нужно проверить, восстановлены ли списанные товары на счет соответствующих материально ответственных лиц.
В период ревизии проводится на складах ряд внезапных проверок отбора и упаковки товаров в таре для отгрузки покупателям. При этом следует вскрывать несколько тарных мест (ящиков, кип, мешков и т. п.) и установить наличие необходимых документов (упаковочный ярлык, соответствует ли фактическое количество вложенного товара данным, указанным в тарных документах и упаковочных ярлыках, и т. д. При выявлении отклонений в промежуточном акте отражаются результаты проверки и виновные лица. Одновременно ревизор устанавливает, проводит ли руководство оптового предприятия такие проверки, их периодичность, как они оформляются и каковы результаты. Ревизор выясняет, заключены ли договоры о полной материальной ответственности с отборщиками, упаковщиками и другими работниками, осуществляющими операции по отпуску и подготовке к отгрузке товаров.
Проверяя правильность операций на отпуск товаров покупателям  на складе поставщика, следует обратить внимание, предусмотрен ли такой отпуск условиями договора. Если это противоречит договору, то устанавливается, оформлена ли должным образом доверенность на представителя поставщика, соответствуют ли данные доверенности по наименованию товара и его количеству данным накладной на отпуск; насколько часты такие факты и чем они вызваны.
При проверке правильности операции на отпуск (отгрузку) товаров и тары ревизор, используя метод хронологической проверки, т. е. проверки количества поступивших и отпущенных товаров за одни и те же числа, может установить факты, когда покупателям отпущено болыше отдельных видов товаров, чем значилось по учету (больше, чем поступило). Такие явления могут иметь место в результате оформления бестоварных документов или наличия неучтенных на базе товаров. Для установления бестоварности хозяйственных операций ревизор использует метод документальной и встречной проверки как у поставщика, так и у покупателя. При этом обязательно использует такие документы, как пропуска на вывоз товаров со склада поставщика, доверенность на получение товаров, транспортные документы, пропуск на ввоз товаров у покупателя, документы на погрузочно-разгрузочные работы для выполнения объема работ, указанных в документах на отпуск товаров и тары, и др.
Тщательной проверке подлежат все первичные документы  по переоценке (уценке) товаров.
Ревизор встречной проверкой сопоставляет данные экземпляра расходного документа оптовой организации-поставщика с данными копии этого документа, находящегося у покупателя.
При ревизии реализации товаров транзитом проверяющий  устанавливает соответствие платежных требований поставщиков договорам на поставку товаров; правильность начисления наценок оптового предприятия по транзитным операциям. При реализации товаров транзитом без участия оптового предприятия в расчетах ревизор проверяет своевременность выписки счетов покупателям на сумму наценок за организацию транзита, своевременность и полноту поступления от покупателей причитающихся сумм.
Сплошным способом проверяют  акты об установленном расхождении  в количестве и качества на время приема товара вследствие возникновения недостатков, пересортицы и порча.
Ревизор проверяет, своевременно ли и правильно составлены претенциозные  и исковые заявления к органам  транспорта или поставщиков. Если допущена частичная потеря или повреждение груза, то ревизор устанавливает, приложенные ли к исковым заявлениям (претензий) коммерческие акты и транспортные документы (железнодорожные накладные, грузовые квитанции). Ревизор проверяет, полностью ли возмещенные убытки в пользу торговой базы (склада). Кроме того, ревизор проверяет правильность заполнения товарно-транспортных накладных (Приложение 17). Книжки товарно-транспортных накладных следует учитывать как бланки строгой отчетности, они должны быть пронумерованы и иметь штамп торговой базы.
Ревизор проверяет соблюдения порядковой нумерации выписанных товарно-транспортных накладных. Отсутствие какого-нибудь номера нацеливает ревизора на выявление бестоварных документов.
Особой проверке подлежит правильность цены, указанной в товарно-транспортной накладной покупателя. В таком случае ревизор пользуется книгой регистрации номенклатурных номеров на товары и устанавливает правильность цен на товары, которые поступают.
В отдельных случаях ревизор  обращает внимание на обязательное приложение к товарно-транспортным накладным  (Приложения 13 и 15) доверенностей на получение товаров (Приложения 14 и 16), копий упаковочных писем, пропусков на вывоз товаров с территории торговой базы.
 

2.4. Проверка правильности, полноты и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета товаров и тары.

 
Поступление товаров  и тары на предприятие - филиал №1 ОАО  «Минскконтракт» в учете отражают на основании товарных (ТН) и товарно-транспортных накладных (ТТН-1) и других сопроводительных документов. Учет товаров и тары на предприятии оптовой торговли ведут на основном, активном, материальном счете 41 «Товары» (Приложения 23 и 24).
Входной налог на добавленную стоимость  на поступившие товары учитывают  на счете 18 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» и отражают на основании товарных документов поставщика в сумме акцепта: при последующей оплате поставщику - по дебету субсчета 18-1 «Причитающийся к уплате налог», при предварительной оплате - по дебету субсчета 18-22 «Уплаченный налог по сырью, материалам, товарам, работам, услугам» /11; 34/.
При сопоставлении оприходованного  количества товаров с их расходом можно установить, когда по расходным  документам отпущено товаров и тары больше, чем значится по принятым документам. Поэтому при проверке полноты и своевременности оприходования и списания товаров и тары по карточкам, книгам и другим учетным регистрам аналитического учета и первичным документам нужно сопоставлять их по датам приходования и списания.
По действующему положению тара, стоимость которой не указана  отдельно в документах поставщика, подлежит оприходованию по прейскурантным ценам или по ценам возможной реализации или использования. Ревизор при проверке полноты и своевременности оприходования товаров и тары устанавливает, имеются ли составленные комиссией акты об оприходовании такой тары и отражена ли она по дебету счета 41 «Товары», субсчет «Тара под товарами и порожняя», и по кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
Ревизор проверяет реальность сумм, отраженных на счете 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги», по данным копий счетов, платежных требований (Приложение 22), сданных в банк на оплату отгруженных и сданных покупателям товаров. По товарам, принятым покупателями на ответственное хранение ввиду отказа от акцепта, должны быть проверены письменные уведомления о принятии товаров на хранение. При необходимости ревизор въезжает и проверяет у покупателя, действительно ли (значащиеся по тем или иным счетам товары приняты на ответственное хранение и имеются ли они в наличии).
Случаи выставления к оплате бестоварных платежных требований выявляются проверкой записей по счету 45 «Товары отгруженные», по счетам, выставленным в конце месяца, и обоснованностью другими документами на отпуск (отгрузку) товаров и тары; по сторнировочным записям по дебету этого счета и по кредиту счета 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»; по отказам покупателей от акцепта платежных требований.
Ревизию товарных операций начинают с установление реального  сальдо на субсчете 41-1 «Товары на складах» (Приложения 23). Путем сравнения ревизору следует установить на ближайшую к ревизии дату тождественность записей об остатках товаров на счете 41 «Товары», указанных в балансе, данным Главной книги, регистров аналитического учета и лицевых счетов материально ответственных лиц (заведующий складом).
Ревизор выясняет, не ли значатся товары за уволенными материально ответственными лицами, а потом устанавливает полноту и своевременность оприходования товарно-материальных ценностей, которые поступили на оптовую базу (склад) за период, который подлежит ревизии.
Во время проверки операций относительно поступления товаров следует проанализировать записи по счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В частности, выясняют:
наличие счетов поставщиков, которые  подтверждают сумму, отнесенную на этот счет;
не ли числятся на указанном счете товары, которые продолжительное время находятся в пути (свыше установленного срока пробега). Какие мероприятия употреблены для поиска этих товаров;
нет ли на этом счете претенциозных  сумм относительно расчетов с поставщиками или недостатка товаров.
Акты на недостаток товаров при  их приеме должны быть проверены полностью, сплошным способом. Особое внимание следует свернуть на акты, по которым не являются удовлетворенные претензии, установить причины и виновных лица.
Записи в отчетах заведующего складом сравнивают с данными первичных документов и устанавливают правильность бухгалтерской обработки их (проставление корреспондирующих счетов). Записи в отчетах должны быть подтверждены правильно оформленными документами. Ревизор проверяет в документах правильность таксировки, подсчетов и сумму к расчету.
По записям в книге  выданных поручений ревизоры проверяют  наличие невозвращенных и неиспользованных поручений у материально ответственных  лиц, нарушения правил выдачи и оформления поручений. В таких случаях выясняют, не ли выдавались поручения лицам, которые не работают на этом предприятии, а также поручения без заполнения всех реквизитов. Выборочно ревизор должен проверить по отчетам заведующий складом и по отчетам экспедиторов, приходуются ли ценности, полученные по поручениям, являет ли отметки в книге учета выданных поручений про их использование (должны быть указаны название документа, его номер и дата).
Ревизор также проверяет  правильность корреспонденции счетов относительно поступления товаров.
Так, на стоимость товаров  по покупным ценам осуществляются бухгалтерские записи:
дебет счета 41, субсчет 41-1 «Товары на складах»;
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если на складе товары учитываются по продажным ценам, то на сумму торговой наценки делается запись:
дебет счета 41, субсчет 41-1 «Товары на складах»;
кредит счета 42 «Торговая наценка».
Оплата расчетных документов поставщиков и транспортных организаций  осуществляется на основании таких бухгалтерских записей:
дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
кредит счета 51 «Расчетный счет»;
кредит счета 90 и 94 «Краткосрочные займы» — при расчетах с поставщиками полученными кредитами банка и юридических лиц.
Большое значение имеет  проверка правильности отгрузка (реализации) товаров с базы (склада). Особое внимание при этом следует свернуть на организацию аналитического учета и, в частности, на правильность и своевременность складывания товарных отчетов.
Аналитический учет поступления  товаров в оптовой торговле ведется на складах и в бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются на оптовый склад товары, являются товар-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.
В бухгалтерии по каждому  документу, включенному в товарный отчет, составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые  затем фиксируют в учетных  регистрах по счету 41 «Товары».
Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим пока" заселяй. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета.
При журнально-ордерной форме учета поступление товаров  и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.
Аналитический учет товаров  на оптовых составах может быть партионным, сортовым и оперативно-бухгалтерским. Проверку товарных отчетов заведующий составов осуществляют балансовым способом: к остатку товаров на начало дня (начальное сальдо по дебету) прибавляют оборот товаров за день по дебету (поступления товаров) и таким образом определяют остаток товаров на конец дня (конечное дебетовое сальдо) по каждым видом и сортом товаров.
При этом следует иметь  в виду, что в оптовой торговле аналитический учет товаров в бухгалтерии базы осуществляется только в стоимостном выражении в разрезе материально ответственных лиц и больших групп товаров.
При любом способе  получения товаров они учитываются  по первоначальной стоимости. В состав первоначальной стоимости приобретенных за оплату товаров в зависимости от условий договора снабжения, способа доставки и т.п. входят такие затраты:
сумма, которая уплаченная или подлежит уплате поставщику;
стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
затраты на транспортирование  товаров от продавца и их страхование;
проценты за кредит, предоставленный  поставщиком;
таможенная пошлина, сборы;
косвенные налоги (акцизный сбор, НДС);
стоимость посреднических услуг, связанных с куплей товаров.
Бывают случаи разворовывания товаров путем неполного их оприходования при поступлении от поставщиков. О признаках такого разворовывания могут свидетельствовать недовольные поставщиком рекламации (коммерческие акты) на «недоснабжение» товаров с его стороны. Механизм разворовывания состоит в том, что при поступлении товару к предприятиям оптовой торговли материально ответственное лицо частицу товаров, которые поступили от поставщика, нарочно не оприходует своевременно. На требование материально ответственного лица, которое хочет замаскировать свои действия, создается комиссия по приему, которая подтверждает факт недоснабжения определенного количества товаров, о чем составляется коммерческий акт (акт приемки).
С целью документирования разворовывания товаров следует  проанализировать такие документы:
договор снабжения;
коммерческий акт (акт  приемки);
товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, подорожной письмо;
счет — платежное  требование, выписки банка;
товарный отчет, товарную книгу;
отчет о движении тары.
Кроме того, в случае необходимости  проводят инвентаризацию товаров, которые поступили от поставщика, и осуществляют отгрузку товаров.
Сопоставляются также  записи по кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и по дебетом субсчета 41-1 «Товары на складах».
 

2.5. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по товарным запасам.

 
Составление бухгалтерской  отчетности является логическим завершением  учетного процесса.
Во время проведения ревизии отчетности следует проверить правильность ведения бухгалтерского финансового и управленческого учета и достоверность финансовой отчетности, прежде всего выполнения Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности в Республике Беларусь» /1/, внедрения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, Плана счетов и соблюдение Инструкции про его применение.
Источники ревизии отчетности: бизнес-план, первичные документы, отчеты материально-ответственных лиц, график сдачи отчетов, регистры синтетического и аналитического учета, накопительного ведомости, статистическая, оперативная, налоговая отчетность; финансовая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале); акты ревизий и проверок и т.п.
Правильно организованный учет, своевременно и реально составленная и представленная финансовая отчетность дают возможность вести систематический, оперативный контроль за сохранением и рациональным использованием товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Проверка организации  бухгалтерского учета и отчетности начинается задолго к выезду ревизора на объект — во время подготовки к ревизии. Такая предыдущая проверка осуществляется на основании представленных в вышестоящую организацию балансов и отчетов, а также актов ревизий и проверок.
Выехав на место ревизии, ревизор устанавливает, как выполняется  Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» /1/, правильно ли применяются положения бухгалтерского учета, План счетов, придерживаются ли Инструкции про его применение, как выполняются другие нормативные положения, указания по учету и отчетности. Информация, полученная по результатам предыдущей проверки, используется ревизором для дальнейшей ревизии. Проверка состояния учета и отчетности проводится на основании программы.
К началу проведения проверки ревизор знакомится с нормативными документами, которые регулируют ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Ревизор должен иметь  справочный материал, который сжато характеризует краткое содержание законов, постановлений, инструкций и других указаний по вопросам учета и отчетности.
Ревизор проверяет, как  обеспечивается методическое руководство  вышестоящей организации относительно применения существующей формы учета, обобщается ли опыт передовых предприятий. Кроме того, ревизор должен выучить объем и особенности хозяйственной деятельности, структуру учетного аппарата, документооборот, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии.
Полнота и своевременность  документального оформления и отображения  в учете всех операций, связанных с движением товарно-материальных ценностей и денежных средств, являет критерием оценки постановки и состояния бухгалтерского учета.
Ревизор устанавливает, какие меры были приняты по актами предыдущих ревизий и проверок; ли собираются постепенно учетные данные для составления отчетности, ведется ли работа по графику, установлен ли надлежащий порядок приема, проверки и обработки документов.
Реальность статей баланса, и в частности счета 41, 42, 60, 62 проверяют соответственно приказу Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 г. № 23 «О годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц».
Ревизору необходимо сопоставлять данные учета и отчетности предприятия с его статистической отчетностью, и в частности, с  такими отчетами «Отчет о товарообороте и запасах товаров (форма № 1-торг, месячный), «Отчет о продаже и запасах товаров» (форма № 3-торг, месячный), «Отчет о задолженности предприятия» (форма № 6-ф, месячный), «Отчет о финансовых результатах» (форма № 5-ф, месячный) (см. приложение 6).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ


3.1. Оценка состояния внутреннего контроля сохранности товаров и тары.

 
Предприятия разрабатывают  и внедряют процедуры контроля для  того, чтобы быть уверенными в законности осуществляемых хозяйствен-ных операций, в том, что информация по ним зарегистрирована полностью и точно, что все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются с максимальной скоростью (независимо от того, произошла ли ошибка при обработке данных по незаконным хозяйственным операциям, заключается ли она в невозможности провести обработку данных по законным операциям), что целостность зарегистрированных данных по ведению финансовой деятельности обеспечена файлами компьютера или бухгалтерскими книгами и что доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, были достигнуты и что системой бухгалтерского учета выдается надежная финансовая информация. Предприятиям следует применять различные способы достижения указанных целей.
Внутренний контроль (а в ряде организаций и внутренний аудит) как функция управления состоит в выявлении отклонений от планов, заказов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов или нарушений отдельных законодательных актов и других регламентирующих документов. Для выявления указанных отклонений и нарушений фактические результаты сравнивают с установленными планом или регламентирующими документами. Источником данных о фактических результатах являются в основном данные бухгалтерского учета.
Ревизору необходимо оценить состояние внутреннего  контроля с целью выявления его слабых звеньев. Например, если две процедуры бухгалтерского учета, относящиеся к одной хо-зяйственной операции, выполняются разными лицами, каждое лицо осу-ществляет контроль за деятельностью второго лица. Дополнительная процедура контроля может проводиться тр
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.