На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Ремесло и торговля по поэмам Гомера

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

30.08.13

Описание (план):


 
 
      Ульяновский  государственный педагогический 
               университет
 
 
 
 
 
 
 
                           
 
 
                          Контрольная работа   
   по истории  Древней Греции           
       Тема: Ремесло и торговля по поэмам  Гомера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                       Выполнила студентка
ЗО ИСТ. Ламзина К.А.
Проверил: Тяжких С.А.
 
 
 
 
 
                               
 
Содержание
 
Введение
         
 
         Основная часть:
 
1.Характеристика источников
а) определить тип источника
б) биографическая справка  об авторе
в) цель написания, источники  информации.
г) в чём ценность документа.
2. Постановка вопроса
Какой же тип общества возник на развалинах микенской монархии?
3. Исследование источников.
а) Какие ремёсла упоминаются в поэмах, что служит орудиями труда.
б) Отделилось ли ремесло от сельского  хозяйства.
в) Существовало ли строгое разделение труда в ремёсленном производстве или один и тот же ремёсленник  мог заниматься разными ремёслами.
г) Торговля. С кем велась? Чем торговали? Что служило меновой единицей? Отделилась ли торговля от пиратства?
 
            Заключение.
 
Сделать вывод об уровне социально-экономического развития «гомеровского общества».
 
4. Литература.
 
                                                                                                                                              
       Введение.
О город бед, о Троя!
Деяний не содеянных
Тебя мечта сгубила,
И ты познала муки!
Слёзы к слезам, муки к  мукам.
Мать детей своих оплачет,
Сестры волосы обрежут
В слёзный дар погибшим братьям
Там, у тёмных вод Скамандра…
 
Еврипид.
 
 
Мифы большинства народов - это мифы, прежде всего о богах. Мифы Древней Греции – исключение: в большей и лучшей части их рассказывается не о богах, а о героях. Герои – это сыновья, внуки и правнуки богов от смертных женщин; они совершали подвиги, очищали землю от чудовищ, наказывали злодеев и тешили свою силу в междоусобных войнах. Греки полагали, что все крупные события на земле  происходит по воле богов. О Троянской войне они также рассказали, что её вызвали сами боги, которые даже принимали в ней участие, одни - помогая грекам, другие – троянцам. Война длилась 10 лет. В поход собирались десятки греческих царей и вождей на сотнях кораблей с тысячами войнами: перечень их имён занимает в тексте несколько страниц. О том, как возникла война, рассказывали следующее.
У фессалийского царя Пелея на его свадьбе с морской  богиней Фетидой  (кстати, это  последний брак между богами и  смертными) происходил пир, на который были приглашены все богини, кроме богини раздора – Эриды. Разгневанная Эрида решила рассорить пирующих и, когда боги и богини уселись за стол, бросила среди них яблоко с надписью: « той, что всех прекраснее». Тотчас же между богинями возгорелся спор о том, кому должно принадлежать это яблоко. Особенно спорили три богини: Гера-жена Зевса, Афина- богиня мудрости и Афродита- богиня красоты. Они обратились за решением своего спора к Зевсу, но он не пожелал быть их судьёй и отослал их к Парису, сыну троянского царя Приама. Прибыв к Парису, каждая из богинь старалась задобрить его: Гера обещала сделать его властелином на всем миром, Афина - великим героем и мудрецом, а Афродита обещала ему в жёны самую красивую женщину на свете. Юноша Парис предпочёл последнее и присудил яблоко Афродите. С тех пор Афина и Гера возненавидели Париса, а с ним и весь троянский народ. Афродита же, исполняя своё обещание, помогала Парису похитить красавицу Елену, жену спартанского царя Менелая.
Но на самом деле, война началась гораздо раньше: когда Зевс, устав от жалоб матери – Земли, который человеческий род причинял страдания своим нечестием, решил уничтожить часть человечества, но не с помощью катаклизма, а руками самих людей. « и у стен Илиона/ Племя героев погибло- свершилася Зевсова воля».
 
 
Характеристика источников.
 
«Илион» и «Троя»- два названия одного и того же могучего города в Малой Азии, возле берега Дарданелл. По первому из этих имён великая греческая поэма о Троянской войне называется «Илиада». До неё в народе существовали только короткие устные песни о подвигах героев вроде былин и баллад. На эгейском побережье Малой Азии, в том числе греков (ионийцев и эолийцев), а также балканских и островных греков. А том, что эти мифы имеют некую реальную основу, свидетельствуют сама Троя, город, судя по археологическим данным, более древней, чем любой из центров материковой Греции. Большую поэму из них сложил легендарный слепой певец Гомер, и сложил очень искусно: выбрал только один эпизод из долгой войны и развернул его так, что в нём отразился весь героический век. Этот эпизод- «гнев Ахилла», величайшего из последнего поколения греческих героев. Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий от 12 до 7 веков до нашей эры. Согласно Паросскому мрамору 1, начало творчества Гомера относится к 907 году до нашей эры. Но в любом случае в 7 веке до нашей эры в сочинениях античных поэтов встречаются цитаты из Гомера и ссылки на его произведения. Древние биографы считали, что он родился на ионийском побережье Малой Азии. В эту пользу говорит диалект поэм. Согласно одной из греческих эпиграмм, за право быть родиной «Великого» спорят 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим и родословная его мифологична. В разных источниках отцом называют богов: Аполлона, Мелета, Телемаха. Матерью: Метиду, музу Каллиопу, нимфу Эвметиду.   
По мнению большинства  ученых, «Илион» и «Одиссея» были созданы в Ионии (Малая Азия) в 8 веке до нашей эры. По приданию умер Гомер на острове Иос.
Произведения Гомера являются первыми по времени известными памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными, по размеру эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя, даже если написаны одним человеком. Это труд многовекового народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов исторического развития греков.
Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались  вымыслом, пока археологу любителю Генриху Шлиману  посчастливилось после многих неудач раскрыть напластования древних городов на холме Гиссарлык в Малой Азии (на территории современной Турции), где некогда стояла «священная Троя». После этого успеха Шлиман приступил к раскопкам Микен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера. Он открыл множество исключительно по своему историческому значению памятников, и его открытия положили начало изучению микенского периода истории Греции. 
Однако в поэмах Гомера встречаются упоминания о железном оружии, которая микенская эпоха  ещё не знала. По-видимому, эпос складывался  постепенно на основе исторической реальности нескольких эпох и окончательно сформировался в 8 веке до нашей эры.
Цель «мировой драмы» описываемой ранее ясна, дело за главными действующими лицами. И задуманное Зевсом свершается: под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживает в войне, многие гибнут по дороге домой, кто-то, как царь Агамемнон, дома найдёт смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведёт жизнь в скитаниях. По сути это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побеждённых, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей. 
В живых остались только двое. Одиссей и Эней. И это  не случайно. Оба имеют особую миссию. Эней создаёт «новую Трою» и положить начало Риму, цивилизации грядущего мира. Одиссей совершит великое странствие, в котором символически умрёт «старый» человек и родится герой нашего времени. Это будет мир, героем которого станет человек. Современные исследователи датируют Троянскую Войну приблизительно около 1240 год до нашей эры. ( Археологически на эту дату приходится гибель Трои 7)
Тем не менее, сохранились  и тексты, претерпевшие очень мало искажений. Как показывают орфографические  особенности папирусов и средневековых  рукописей, дошедших до нас текст  Гомеровских поэм, этот текст восходит к папирусам 6-5 веков до нашей эры, написанным примитивным древнеаттическим алфавитом, который был в употреблении только в Афинах и в их окрестностях.
Эпизоды из «Илиады» и  «Одиссеи» делают источником сюжетов  для греческих художников. (Родосская ваза нач.6века до н.э. изображены Гектор и Менелай, сражающиеся над телом Эвфорба («Илиада»17, 6088)).
Все эти исторические находки насыщают нашу эпоху материалом и дают представление о том  или ином времени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Какой же тип общества возник на развалинах микенской бюрократической монархии?
Полагаясь на свидетельство  всё того же Гомера, мы можем сказать, что это была достаточно примитивная  сельская община- демос, занимавшая, как  правило, очень небольшую территорию и почти полностью изолированная от других, соседних с нею общин. Политическим и экономическим центром общины был так называемый полис. В греческом языке классической эпохи это слово выражает одновременно два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия «город» и «государство». Интересно, однако, что в гомеровском лексиконе, в котором слово «полис» (город) встречается достаточно часто, отсутствует слово, которое можно было бы перевести как «деревня». Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции ещё не существовало. Сам гомеровский полис был в одно и то же время и городом, и деревней. С городом его сближает, во-первых, компактная, расположенная на небольшом пространстве застройка, во-вторых, наличие укреплений. Такие гомеровские полисы, как Троя в «Илиаде» или город феаков в «Одиссее», уже имеют стены, хотя по описанию трудно определить, были это настоящие городские стены из камня или кирпича или же всего лишь земляной вал с частоколом. И всё же полис гомеровской эпохи трудно признать настоящим городом из-за того, что основную массу его населения составляют крестьяне-земледельцы и скотоводы, отнюдь не торговцы ремесленники, которых в те времена было ещё очень мало. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаз поэта различает лишь одиночные пастушьи хижины да загоны для скота. Как правило, владения отдельной общины не простирались слишком далеко. Чаще всего они были ограничены или небольшой горной долиной, или маленьким островком в водах Эгейского или Ионического моря. «Государственной» границей, отделяющей одну общину от другой, служил обычно ближайший горный кряж, господствующий над полисом и его окрестностями. Вся Греция, таким образом, предстаёт перед нами в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов. В дальнейшем на протяжении многих столетий эта раздробленность оставалась важнейшей отличительной чертой всей политической истории греческих государств. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей ближайшего соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство. Обычным явлением были ожесточённые распри и пограничные конфликты между соседними общинами, нередко перераставшие в кровопролитные затяжные войны. Поводом к такой войне могло послужить, например, похищение соседнего скота. Широко практиковался варварский обычай кровной мести. Человек, запятнавший себя убийством, должен был бежать в чужую землю, спасаясь от преследования сородичей убитого. Среди героев поэм нередко встречаются такие изгнанники, покинувшие отечество из-за кровной мести и нашедшие приют в доме какого-нибудь чужеземного царя. Если убийца был достаточно богат, он мог откупиться от родичей убитого, уплатив им пеню скотом или слитками металла. В 18 песне «Илиады» представлена сцена суда из-за пени за убийство:           Далее много народа толпится на торжище; шумный     Спор там поднялся; спорили два человека о пене,     Мзде за убийство; и клялся один,  объявляя народу,     Будто он все заплатил; а другой  отрекался в приеме.     Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.    Граждане вдруг их крик укрощают; а старцы градские    Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга;    Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;    С ними встают, и один за другим свой суд произносят.    В круге пред ними лежат два таланта чистого злата;     Мзда для того, кто из них справедливо право докажет.  
Среди других важнейших  достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграции было забыто линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До сих пор археологам не удалось найти на территории Греции ни одной надписи, которую можно было бы отнести к промежутку 11 по 9 век до.н.э. После длительного перерыва первые известные науке греческие надписи появляются лишь во второй половине 8 века. Но в этих надписях используются уже не знаки линейного письма Б, которыми были испещрены микенские таблички, а буквы совершенно нового алфавитного письма, которое, очевидно, только зарождалось в это время. В соответствии с этим мы не находим в поэмах Гомера никаких упоминаний о письменности. Герои поэм все неграмотны, не умеют ни читать, ни писать. Не знают письма и певцы-аэды: «божественный» Демодок и Фемий, с которыми мы встречаемся на страницах «Одиссеи». Сам факт исчезновения письма в послемекенскую эпоху, конечно не случаен. Распространение линейного слогового письма на Крите и в Микенах диктовалось в первую очередь потребностью централизованного монархического государства в строгом учёте и контроле над всеми находившимися в его распоряжении материальными и людскими ресурсами. Писцы, работавшие в микенских дворцовых архивах, исправно фиксировали поступление в дворцовую казну податей от подвластного населения, выполнение трудовых повинностей рабами и свободными, а также разного рода выдачи и отчисления из казны. Гибель дворцов и цитаделей в конце 8 начале 7 века сопровождались распадом группировавшихся вокруг них больших ахейских государств. Отдельные общины освобождались от своей прежней фискальной зависимости от дворца  и переходили на путь совершенно самостоятельного экономического и политического развития. Вместе с крахом всей системы бюрократического управления отпала и надобность в письме, обслуживавшем нужды этой системы. И оно было надолго забыто.
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ
 
Время Гомера- время распространения  железа как материала для изготовления  и орудий труда, и оружия.
«Тут Ахиллес предложил  им
Круг самородный железа;
Прежде металла его  Этионова
Крепкая сила». («Илиада», 23 826сл)
В бою действуют стальным мечом: бронзовым мечом невозможно так отрубить руку, как это наглядно изображено в «Илиаде»(5, 79-83).
«Грянул в прах он и медь холодную стиснул зубами».
Пандар стреляет стрелами с железными наконечниками «Илиада»(7;141)
«Мощный, не луком тугим, не копьём длиннотельным сражался,
Он булавою железной ряды разрывал супротивных».
И, тем не менее, на всем протяжении Илиады герои сражаются бронзовым оружием: такова сила тенденции к архаизирующей идеализации.
Археология показывает, что так называемое дорийское  завоевание отбросило Грецию на несколько  столетий назад. Из достижений микенской эпохи сохранились лишь немногие производственные навыки и технические приспособления, имевшие жизненно важное значение как для новых обитателей страны, так и для остатков её прежнего населения. Сюда можно отнести гончарный круг, сравнительно высокую технику обработки металла, корабль с парусом, культуру выращивания оливы и винограда. Сама микенская цивилизация со всеми характерными для неё формами социально- экономических отношений, государственных учреждений, религиозно-идеологических представлений и тому подобное: несомненно, прекратило своё существование ( многочисленные пережитки крито-микенской эпохи сохранились в греческом искусстве и архитектуре, а также в религии, в мифологии и эпической поэзии. Нельзя, однако, забывать о том, что это именно пережитки, т.е. разрозненные, случайно уцелевшие элементы безвозвратно ушедших в прошлое древнейших культур). На всей территории Греции снова на долгое время утвердился первобытно-общинный строй.
Микенские дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. За их стенами никто уже больше не селился. Даже в Афинах, очевидно, не пострадавших от дорийского нашествия, акрополь был покинут своими обитателями уже в 12 веке до н.э. и после этого долгое время оставался незаселённым. Создаётся впечатление, что в гомеровский период греки разучились строить дома и крепости из каменных блоков, как это делали их предшественники в микенскую эпоху. Почти все постройки этого времени были деревянными или сложенными из необожженного кирпича. Поэтому ни одна из них не сохранилась. Погребения гомеровского периода, как правило, чрезвычайно бедны, даже убоги, если сравнивать их с микенскими могилами. Весь их инвентарь составляют обычно несколько глиняных горшков, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел в мужских могилах, дешёвые украшения в женских. В них почти совсем нет красивых ценных вещей. Отсутствуют предметы чужеземного, восточного происхождения, столь частые в микенских погребениях. Всё это говорит о резком упадке ремесла и торговли, о массовом бегстве квалифицированных мастеров- ремесленников из разорённой войной и нашествиями страны в чужие края, о разрыве торговых морских путей, соединявших Микенскую Грецию со странами Ближнего Востока и со всем остальным Средиземноморьем. Изделия греческих ремесленников гомеровского периода заметно уступает как по своим художественным качествам, так и чисто в техническом отношении произведения микенских, а тем более критских, минойских мастеров. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первый, ещё очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце 9века.
Всё это, разумеется, не означает, что гомеровский период не внёс в культурное развитие Греции ничего нового. История человечества не знает абсолютного регресса, и в материальной культуре гомеровского периода элементы регресса причудливо переплетаются с целым рядом
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.