На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2013

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

30.10.2013

Описание (план):


1. Предмет и теоретические основы дисциплины «Культура речи и деловое общение», ее прикладной характер.
   Предмет дисциплины «Культура речи» - это языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии. Эта дисциплина опирается на целый ряд лингвистических наук, а также на логику, психологию, педагогику, социологию. Часто культуру речи приравнивают к стилистике. Однако это не так. Стилистика – это учение о языковых и речевых стилях как функциональных. Границы культуры речи шире, чем границы стилистики.
Теоретическая часть дисциплины «Культура речи» опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка, на историю русского литературного языка. Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.  Риторика – это наука учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать свои мысли, употреблять слова, как пользоваться речью в повседневной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, А. Ф. Кони. Риторика является одним из наиболее важных направлений в изучении культуры речи (в ее практическом применении).
 
      2. Фундаментальные психологические теории (общая психология, социальная психология, психология личности) как теоретические основы дисциплины «Культура речи и деловое общение».   
 
        3 Культура речи как следствие культуры мышления, ее основные критерии.
 Культура речи предполагает  достаточно высокий уровень культуры человека, культуру его мышления, знание языка. Культура речи как лингвистическая наука, изучает совокупность и систему коммуникативных качеств. Предметом ее изучения является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и системе ее коммуникативных качеств. Понятие «коммуникативное качество» - это основное теоретическое понятие учения о культуре речи. Под коммуникативными качествами речи – особенности речи, объективные свойства, которые оптимально обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о высокой речевой культуре, ее совершенстве. Уже в античные времена были выделены и охарактеризованы многие из тех качеств («достоинств речи»), о которых на протяжении ряда веков говорили писатели, лингвисты, специалисты по стилистике и культуре речи, например чистота, ясность, краткость, уместность и красота.
 
4 Культура  и качество речи, ее уровни  и критерии. Понятие о литературно-языковой  норме.
Термин «культура речи» многозначен  и имеет два разных, хотя и взаимосвязанных денотата. В одном случае денотат – это качество речи, качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность. В другом случае денотат – наука о качестве пользования языком. Часто оба сближаются настолько, что вне контекста трудно их дифференцировать, но различать оба денотата необходимо.
Культура речи имеет следующие уровни-аспекты:
1) соответствие литературно-языковым  нормам;
2) соответствие речи  стилистическим и ситуационным нормам;
3) качество содержания  и коммуникативных намерений.
Наука о культуре речи направлена на выявление и утверждение литературно-языковых норм русского языка. Элементарная культура речи – это наука о литературно-языковой норме, о ее закономерностях, путях складывания и овладения ею.
Постепенно понятие нормы расширяется  и усложняется. Все чаще приходится говорить о языково-речевой норме, о стилистически отмеченной норме, о подвижности нормы. Культура речи, активно осваивает речестилистический уровень-аспект. На первом этапе культура речи выдвигает основной критерий: это литературно-языковая правильность, а на втором этапе: стилистическое соответствие и коммуникативная целесообразность. Но впоследствии становится очевидно, что эти критерии не исчерпывают того понятия культуры речи, которое диктуется закономерностями и потребностями дальнейшего развития общества. Подлинное качество речи проявляется в том, что качество содержания речи неотрывно от качества коммуникативных намерений субъекта. Таким образом, проблема культуры речи перемещается из области языковой нормативности в область функционально-коммуникативной оптимальности. Тем самым в науке о культуре речи все более утверждается последовательно-функциональное направление.
 
 
 5 Универсальные этические принципы делового общения. Деловой и речевой этикет. Понятие речевого мастерства.
1. Пунктуальность (делайте  все вовремя).
2.  Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Доброжелательность  и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только  о себе).
5. Имидж — внешний  облик.
6. Грамотность (говорите  и пишите хорошим языком).
7. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым (при непосредственном контакте субъектов общения) и косвенным (с помощью переписки или технических средств).
Как в прямом, так и косвенном  общении используются различные методы влияния (воздействия) на людей. Среди наиболее употребительных: убеждение, внушение, принуждение. Рассмотрим их:
    Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов.
    Внушение - основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения.
    Принуждение — он предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида по следствиям.
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
 
Речевой этикет –  порядок речевого взаимодействия в процессе общения. Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает приветствие.
 
Речевое мастерство –  это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов  наиболее удачный для выражения мысли и отношения.
 
6. Речевая стратегия  и тактика в деловом общении.  Культура диалога, спора, полемики.    
В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения. Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе. Речевые стратегии применяются для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам реакцию, т.е. согласиться с вашими аргументами и предложениями, а также действовать, так как нужно вам. Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие:
1. Трюизмы - т.е. банальные истины. Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да».
2.Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Сочетание этих двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных роликах. Этот вид стратегии часто используется в деловых переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им.
3.Визуальное связывание. К собственно речевым стратегиям его нельзя отнести в полной мере. Скорее, это прием комбинированный, а потому еще более мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой каналы восприятия.
4.Иллюзия выбора.
5.Пресуппозиции можно представить в виде схемы: Время + Команда +Нечто малозначительное.
6.Номинализации красота, мода, стиль, престиж, элегантность, молодость — это все тоже номинализации, которые широко и охотно используются в рекламе товаров и услуг.
7.Ценностная подстройка. Только в рекламе можно увидеть таких милых детишек, улыбчивых мам и пап, веселые студенческие компании, заботливых мудрых бабушек и даже свекровей с тещами. Это уже не просто товар, а присоединение к ценностям, к образу жизни.
 
Спор — это публичное  обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Искусство ведения спора приобретает  для каждого из нас все более  важное значение, поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия», «полемика».
 
Диспут — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
 
Дискуссия — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно также подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
 
Но иногда спор может иметь опасное соседство с физическим столкновением, т.е. полемика воинственный, враждебный. Но спор может эволюционировать и в обратную сторону — к менее острым формам диалога. В современном языке слово «полемика» выступает как, синоним слова «спор».
 
7. Специальные  психологические теории: экономическая,  психология управления, организационная психология, психодиагностика и их взаимосвязь с дисциплиной «Культура речи и деловое общение».
 
8. Социальная психология  и «Деловое общение»: их соотношение  и взаимосвязь.   
Деловое общение - взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая способствует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнеров, для продуктивного сотрудничества людей в достижении каких-либо целей, обеспечивая успех общего дела.
Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора.
Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.
Предметом делового общения является дело
 Содержание делового общения - социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация  и оптимизация определенного  вида совместной предметной деятельности.
Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.
 
Три взаимосвязанные или характеристики делового общения:
(1) перцептивная - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
(2) информационная - процесса обмена информацией;
(3) интерактивная - процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой  лежит восприятие и понимание  другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека
Информационно-коммуникативная  функция общения заключается  в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общений имеет свою специфику:
(1) осуществляется между  двумя индивидами, каждый из которых  является активным субъектом  (в отличие от технического  устройства);
(2) обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения  заключается в регуляции поведения  и непосредственной организации  совместной деятельности людей в  процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.
Особенности делового общения:
• партнер в деловом  общении всегда выступает как  личность, значимая для субъекта;
• общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
• основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.
 
9. Особенности  делового общения и его основные виды.
Деловое общение сегодня  проникает во все сферы общественной жизни. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть профессионального облика.
Специфика делового общения  заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов  и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия. Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.
Важная особенность делового общения - это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность.
К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его  результат, поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).
 Виды делового общения.
В зависимости от различных  признаков деловое общение делится  на:
1. устное - письменное (с точки зрения формы речи);
2. диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);
3. межличностное - публичное (с точки зрения количества участников);
4. непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);
5. контактное - дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).
 
 
10. Проблемы межличностного общения  в основных направлениях современной  психологии.
    
11. Бихевиоризм  как психология поведения и  его роль в утверждении манипулятивных технологий делового общения.    
Бихевиоризм — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
Важнейшими категориями  бихевиоризма являются стимул, под  которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.
Во второй половине 20-го века бихевиоризм  в значительной степени уступил  место когнитивной психологии, однако многие идеи бихевиоризма используются в определённых направлениях психологии, в частности в терапии.
 
12. Коллективное  бессознательное и его реализация  в практике делового общения.    
Коллективное бессознательное — одна из форм бессознательного, общая для общества в целом и являющаяся  продуктом  наследуемых  структур мозга.
Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.
Особую значимость приобретают процессы восприятия, поскольку они связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками: между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует уподобления двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами.
Напротив, очевидное достоинство познания (восприятия информации) вызывает психическое противодействие со стороны партнеров, так как чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями.
В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же "любой ценой" вредит обоим деловым партнерам.
В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.
Система "Я" включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию "Я" ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные.
Действительное психическое состояние "Я" остается большей своей частью сокрытой как от самой личности так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.
Психические процессы, связанные  с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой системы "Я" являются отражение и рефлексия, то в системе "Персона" главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру.
В отличие от системы "Я", представляющей собой монистическую фазу развития сознания. Персоне присуща двойственность дуалистическое состояние. По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играют личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы сентенции, которые в свою очередь "овладевают" личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям '.
 
13. Реализация  механизмов психологической защиты  в деловом общении. 
Используя приемы нерефлексивного  и рефлексивного слушания, можно  частично ослабить психическое противодействие  партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации.
В ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.
 
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы  ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Э. А. Костандов  предложил логически стройное и убедительное представление глубинного физиологического компонента психологической защиты. Отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлекторную связь в коре мозга. Она в свою очередь повышает пороги чувствительности и тем самым тормозит сигналы, связанные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя их осознаванию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатлеваться в долговременной памяти, быть чрезвычайно стойкими. Это позволяет понять способ возникновения стойких эмоциональных переживаний в случаях, когда их повод остается для переживающего их человека неосознанным.
 
14. Типы личностей  и их роль в деловом общении.
Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.
 
Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.
 
Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.
 
Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения
 
15. Психологическое  тестирование и его роль в  психодиагностике делового партнера.
 В любой рабочей группе  важно уметь понять партнеров, распознать их интересы, особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют. Наиболее высокие требования предъявляются к руководителю. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально-психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтное, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие.
Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущную потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности. Все большее распространение получает психодиагностика в системе высшего образования. С помощью психодиагностики осуществляются контроль за формированием необходимых знаний, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения и оценка качества самого
образования. Используют психодиагностические методики и для отбора абитуриентов.
Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности
 
16. Роль в  деловом общении социально-психологических  характеристик партнеров: конформности, идентификации, экстравертированности, интровертированности.
Конформность - это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения.
Идентификация - уподобление себя собеседнику в целях понять его.
Экстравертированность - особенность людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу.
Интровертированность - особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу.
 
17. Факторы,  обусловливающие ошибки в восприятии  делового партнера («фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор  отношения к нам»).цф     
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Восприятие - образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
    В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.    Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.
    С одной стороны, почти  каждый взрослый человек, имеющий  опыт общения, способен по внешности  человека, его одежде, манере говорить  и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
    Это объясняется тем,  что перед человеком никогда  не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся.
    Для каждой категории партнеров есть разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной и характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия лены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам и, вступающие в общение, не равны: они отличаются друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.
   
 
18 Психологические  механизмы межличностного делового  общения: идентификация, эмпатия,  рефлексия.    
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях
Эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.
Рефлексия, т.е. осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
 
19. Роль социальных  стереотипов в деловом общении.
Стериотип - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений.
Причины, по которым люди прибегают к созданию стереотипов: во-первых, по принципу экономии усилия они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, они защищают таким образом групповые ценности и свои права. Основным свойством стереотипа, следовательно, является устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей).
В приведенном определении не учитывается  один важный аспект, связанный с  социальными стереотипами: их существование определяется не только и не столько представлениями отдельного индивида, сколько фактом «группового согласия». Тем не менее сама возможность возникновения и воздействия стереотипных представлений на межличностное восприятие, а также интерес к ним науки и необходимость их изучения определяется свойством стереотипов возникать не просто в головах отдельных людей, а в сознании целых групп: «Стереотипы могут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности – разделение означает процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей».
Исследователи выделяют четыре основные характеристики стереотипов, влияющих на коммуникативное поведение.
1. Стереотипизирование – осмысление людьми себя и социального мира.
2. Стереотипы влияют  на способ прохождения информации, ее отбора.
3. Стереотипы вызывают  ожидания определенного поведения  от других, индивиды невольно  пытаются подтвердить эти ожидания.
4. Стереотипы рождают  предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).
стереотипизация – это  прежде всего универсальный психологический  процесс. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от единичных конкретных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятному уже в рамках общего правила.
Таким образом:
1. Люди с легкостью  проявляют готовность характеризовать  обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
2. Подобная категоризация  стремится оставаться совершенно  стабильной в течение очень  длительного периода времени.
3. Социальные стереотипы  в некоторой степени могут меняться в зависимости от социальных, политических
или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4. Социальные стереотипы  становятся более «отчетливыми»  и враждебными, когда возникает  социальная напряженность между группами.
5. Они усваиваются  очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  собственных мнений о тех группах,  к которым они относятся.
6. Социальные стереотипы  не представляют большой проблемы, когда не существует явной  враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
 
20. Структура  делового общения: перцепция,  коммуникация, интеракция.
Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
 Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в боле-менее аналогичном  смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее:
 
Коммуникативная сторона  общения.
 
Средства коммуникации.
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»  «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла  включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор
ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.
 
Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
- коммуникативные (заменяющие речь)
- описательные (их смысл понятен только при словах)
- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. 
 
Интерактивная сторона  общения.
 Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со  взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
 
Перцептивная сторона  общения
 – это процесс  восприятия и понимания людьми  друг друга. 
Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.
3) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
1. Социальные функции общения
a) Организация совместной деятельности
b) Управление поведением и деятельностью
c) Контроль
2. Психологические функции общения
a) Функция обеспечения психологического комфорта личности
b) Удовлетворение потребности в общении
c) Функция самоутверждения
4) Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:
1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.
2. Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
3. Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.
5) Виды общения .
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3       Кондиционное (обмен психическими или физиологическими   состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,      потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
     2. По целям общение делиться на:
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
     3.     По средствам общение может  быть:
2.3 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
2.4 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
2.5 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
2.6 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
 
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт  друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
 
21. Коммуникативная  сторона делового общения.
- В основе коммуникативной культуры  лежат общепринятые нравственные  требования к общению, неразрывно  связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности:
 
? Вежливость  выражение уважительного  отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и  пожеланиях, в интонации голоса, мимике, жестах.
 
? Корректность  умение держать  себя в рамках приличия в любых  ситуациях, прежде всего, в конфликтных.
 
? Тактичность  чувство меры, чувство  границ в общении, превышении которых  может обидеть человека, поставить  его в неловкое положение.
 
? Скромность  сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.
 
? Точность  без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.
 
? Предупредительность  стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и  неприятностей.
 
Не менее важными аспектом коммуникативной культуры является культура речи, в которой можно выделить три стороны: Содержательная  характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей; Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью; Побудительная сторона  состоит во влиянии ее на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, зависит степень восприятия речи слушателями.
 
Коммуникативная сторона восприятия включает в себя вербальные и невербальные виды общения.
 
К невербальным средствам относятся:
 
- Кинесические средства  выразительные  средства движения, проявляющиеся  в позе, мимике, походке, взгляде,  жесты. Жесты  адаптеры (жесты  приветствия, прощания, привлечения  внимания).
 
- Просодические средства  интонация,  громкость, тембр, темп, сила ударения.
 
- Экстралингвистические средства  включение в речь пауз, вдох, смех, плач, кашель.
 
- Такесические средства  динамические  прикосновения в форме рукопожатия,  похлопывания, поцелуя.
 
- Проксимические средства  близость. Приближение человека к человеку на определенное расстояние.
 
- Ольфакторные средства  приятные  и неприятные, естественные и  искусственные запахи окружающей  среды;
 
22. Интеракция (взаимодействие) как сторона делового  общения.
Интерактивная сторона общения  - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
В структуре взаимодействия можно  выделить два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний). Первый  составляет этикет, т. е. установленный, регламентированный порядок действий в конкретной ситуации.
Второй  относится к психологической  стороне взаимодействия.
С точки зрения взаимодействия, можно  выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса:
 открытая  коммуникатор открыто  объявляет себя сторонником излагаемой  точки зрения, оценивает различные  факты в подтверждение;
 отстраненная  коммуникатор  держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки  зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не заявленную открыто;
 закрытая  коммуникатор умалчивает  о своей точке зрения, скрывает  ее.
Интерактивная сторона общения  представляет собой общую стратегию  взаимодействия. Одним из показателей  эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.
 
23. Трансактный  анализ делового общения Э.  Берна.
Трансакции - вербальные и невербальные взаимодействия между людьми. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые.
 
Параллельная трансакция - ожидания людей, контактирующих между собой, соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают здоровым человеческим отношениям. Эти взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.
 
Перекрёстная трансакция - обладает способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Перекрёстная трансакция начинается взаимными упреками, колкими репликами и может закончиться хлопаньем дверьми.
 
Скрытая трансакция - отличается тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.
 
Трансакция может производиться  на двух уровнях – социальном и  психологическом. Это характерно для  скрытых трансакций, где на психологическом  уровне они содержат скрытые мотивы.
 
Э. Берн приводит примеры угловой  трансакции, в которой участвуют  три эго-состояния и пишет, что  в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других.
 
24. Сущность  вербального общения. Основные  правила вербального общения.  
Вербальное общение  осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам  общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или  более 3 тыс. слов в час. В зависимости от намерений людей реализуется система языка.
Язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная (язык - основное средство общения). Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная (язык как выражение деятельности сознания). Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная (язык - средство накопления и хранения знаний). Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.
- Конструктивная (язык - средство формирования мыслей). При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная (язык - средство выражения чувств и эмоций). Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая (язык - средство установления контакта между людьми). Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая (язык - средство объединения народа).
 
Речевая деятельность - ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. виды речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
 
с точки зрения формы существования языка общение
-устное
-письменное
с точки зрения количества участников
-межличностное
-массовое.
 
Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С  точки зрения социального и культурного статуса
- литературные
-нелитературные
Литературная форма языка - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм, имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.
 
 
25. Роль в деловой беседе  средств невербального общения.
Для психологии активности и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).
Основные невербальные средства общения:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика (жестикуляция может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено).
- мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств.
- пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
 
Понимание языка жестов и мимики позволит точно определить позицию собеседника. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
 
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какую реакцию произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, надо ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
 
26. Вербальные барьеры и их реализация в деловой коммуникации. 
Барьеры зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников  мысли в слова, слушать и концентрировать внимание. В связи с этим выделяют такие барьеры, как:
-граница воображения
-словарный запас отправителя информации
-словарный запас получателя
- способность получателя понимать значение слов
- объем запоминания.
барьеры, которые различаются по степени прозрачности:
-избегать (убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически, так и психологически).
-авторитет (информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначащей).
-непонимание (тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла).
 
 Поскольку причины  барьеров могут быть в характеристиках самого сообщения (фонетических, стилистических, семантических), а также в логике его построения, то необходимо рассмотреть такие барьеры подробнее.
Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. Каждый человек видит проблему со своей стороны, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова могут иметь совершенно иной смысл. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связана с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации. Зачастую логический барьер возникает у партнеров с неодинаковыми видом мышления. Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.
Фонетический барьер - препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженная грамматическую построение высказываний. Этот барьер могут породить также невыразительное вещания, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык скороговорки или очень голосовые разговор. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая скороговорок.
Семантический барьер - это, во-первых, проблема жаргоне и сленге, во-вторых, он вызывается ограниченным лексикон у одного из собеседников, в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.
Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого  человека и использовать в разговоре с ней понятную для него лексику.
Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например, партнер может не воспринять критического замечания собеседника, потому что оно было сказанные в не культурной     манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.
 
Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы», «можно» и др.
Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким  образом:
•от  внимания  к  интересу;
• от интереса к основным положениям;
• от основных положений до возражений и вопросов;
• ответы, выводы, резюмированы.
 
Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют  друг другу.
 
27. Перцептивная  сторона делового общения.   
Взаимодействие невозможно без  взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фаза делового общения связана с процессом межличностной перцепции – восприятием деловыми партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой делового общения, межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированные профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции.
Были выделены четыре психологических  механизма:
Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому.
Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция – выяснение причин поведения объекта.
 
28. Коммуникативные характеристики деловых партнеров и их актуализация в практике делового общения.  
  Манера общения и стиль  зависят от индивидуально-типологических  особенностей партнеров и их  коммуникативных намерений
В деловой коммуникации различают  следующие стили взаимодействия партнеров:
1.  творчески-продуктивный;
2. подавляющий;
3.  дистанционный;
4.  прагматически-деловой;
5.  популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.
Выбор стиля зависит от нескольких факторов:
•  статуса человека;
•  целей, задач и коммуникативных  намерений;
•  особенностей складывающейся во время общения ситуации;
•  индивидуальных особенностей участников взаимодействия;
•  нравственно-этических и ценностных установок.
Индивидуальный стиль общения  проявляется прежде всего в речевом  этикете, а также демонстрируется  через невербальные сигналы тела: рукопожатие, взгляд и постановка головы; тон голоса; дистанция и занимаемые позиции за столом переговоров; специфика используемых поз, жестов, телодвижений.
 
29. Системы психики личности  делового партнера и их реализация  в практике делового общения.
 
30. Межличностные отношения в рабочей группе. Конформизм и нонконформизм.
Трудовой коллектив - социально-психологическое образование, наполненное системой межличностных отношений, проявляющихся в виде групповой активности. Межличностные отношения трудового коллектива, опосредованные целями и задачами, стоящими перед хозяйственным подразделением. Каждый отдельный человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей, т.е. у каждого есть своя ценностная ориентация. Совокупность индивидуальных ценностей  каждого члена коллектива составляет единый коллектив. Если коллектив обладает этим единством, которое складывается в полезной совместной деятельности, то и профессиональные межличностные отношения членов коллектива будут упорядочены. В таких условиях люди, вовлеченные в процесс решения групповых задач, все свои внутренние проблемы ставят на второй план: в ходе активной работы почти не остается места для личных переживаний.
Нонконформи?зм - стремление индивида отстаивать своё мнение, отличное от мнения коллектива.
 
Онформи?зм - изменение индивидом мнения в соответствии с мнением, которое господствует в коллективе.
 
31. Типология  партнеров по психическим функциям. Особенности поведения в деловом  общении мыслительного, эмоционального, ощущающего и интуитивного типов.
Личность эмоционального типа руководствуется в деловом общении «политикой чувств», и требуется чрезвычайная ситуация, чтобы заставить ее задуматься.
 Личность мыслительного типа размышляет в деловом общении значительно больше, чем личности других типов. Она подвергает обдумыванию и осмыслению свои собственные действия, действия других деловых партнеров, осуществляет всесторонний анализ обстоятельств деловой ситуации и вариантов решения деловой проблемы. При этом личность мыслительного типа отдает предпочтение мышлению, независимо от того, экстраверт она или интроверт.
Различение личностей эмоционального и мыслительного типов особенно заметно тогда, когда они становятся деловыми партнерами. Например, партнер с эмоциональным типом личности бурно выражает свое чувство огорчения и сожаления по поводу повышения акций алюминиевого концерна, а деловой партнер мыслительного типа спокойно и всесторонне анализирует причины их повышения.
В деловом общении партнер ощущающего типа личности особенно проницателен в отношении своей сенсорики, сенсорики своих деловых партнеров и тех сенсорных стимулов, которые он получает от обстоятельств деловой ситуации. Поэтому он довольно быстро ориентируется в любой ситуации делового общения, воспринимая все малейшие детали, конкретные события и факты. Его мало волнуют и интересуют внутренние переживания, скрытые мысли и намерения деловых партнеров, поскольку ключевое значение для него имеют их конкретные слова и дела.
Партнер интуитивного типа личности в деловом общении полагается на свои собственные предчувствия и догадки. Поэтому деловую ситуацию он воспринимает в преобразованном, трансформированном виде вместе с теми новыми возможностями, которые она ему открывает в будущем. Но как только эти возможности реализуются, партнер-интуитивист теряет к ним всякий интерес. В межличностных отношениях партнера-интуитивиста больше интересуют скрытые смыслы интерпретации, предположения деловых партнеров. Он склонен больше фантазировать и давать простор своему бессознательному.
Выделенные четыре психические  функции, взаимодействуя с двумя  установками (экстраверсией и интроверсией), образуют восемь различных типов  личности: экст
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru