На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Затраты на производство и реализацию продукции

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

29.04.2012

Описание (план):


 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Финансы организации»
на тему 

 « Затраты на производство и реализацию продукции» 

(тема 4, вариант 2.2) 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Коржикова Н.А.
№л/д 06ффд40874
группа 410
Проверила:                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск
Содержание: 

Введение………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции……………………………………………………………………....7
1.1. Экономическое  содержание затрат и расходов  предприятия…………..7
1.2. Роль себестоимости продукции в формировании финансового результата деятельности предприятия…………………..………………………………...13
1.3. Планирование  себестоимости производства продукции.………............14
  
Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………………..…19
2.1. Финансовые  ресурсы предприятия и источники их формирования…….19
2.2. Источники  формирования воспроизводства основных  средств…………24 
2.3. Источники формирования оборотного капитала…………………………28
 

Глава 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции.
3.1. Резервы  снижения себестоимости продукции.………………………..31  
3.2. Контроль снижения себестоимости продукции……………………….….33
 

Заключение……………………………………………………………….……....36 

Список  литературы……………………………………………………………....39 

Расчетная часть………………………………………………………………..…40 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Для большинства предприятий, основной целью деятельности является получение прибыли, которая во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство.
       Себестоимость продукции - один из основных экономических  показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации. Он отражает не только все стороны этой деятельности, но и эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и, соответственно, на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого организацией в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше ее конкурентоспособность, ощутимее экономический эффект от продажи продукции.
       Затраты, формирующие себестоимость продукции  возрастают или снижаются в зависимости  от объема потребляемых трудовых и  материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот.
       Себестоимость продукции служит базой для ценообразования  и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции - необходимое условие повышения экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
       Изучение  себестоимости продукции позволяет  дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления.      Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.
       Успех фирмы зависит от формирования себестоимости  по нескольким причинам: затраты на производство изделия выступают  важнейшим элементом при определении  справедливой и конкурентоспособной  продажной цены;  информация о  себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами; знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
       В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой  области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с  большим объемом производства и  непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.  
  

         Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.  
 

         В данной курсовой работе рассматриваются различные виды себестоимости продукции, функции, структура, проведен анализ себестоимости промышленной продукции по первичным экономическим элементам, по статьям калькуляции и рассказывается о путях и резервах снижения себестоимости промышленной продукции.  

       Целью данной курсовой работы является изучение себестоимости как экономической  категории, а также практическое использование аналитических процедур с целью: определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии; выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции; изучения технического и организационного уровня производства; использования производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей и т. д.  

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      - рассмотреть особенности формирования  себестоимости;  
 -   выявить факторы, влияющие на себестоимость;

      -  определить недостатки и трудности  управления себестоимостью;
          - выявить резервы снижения себестоимости продукции.  
 Решение поставленных в настоящей работе задач поспособствует выработке наиболее рациональных решений при выборе оптимальных способов снижения себестоимости.
 

       Курсовая  работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции. 

      . Экономическое содержание  затрат и расходов  предприятия.
 
       Предприятие в процессе своей деятельности несет  различные по экономическому содержанию и целевому назначению затраты: связанные  с  текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг); затраты капитального характера, т.е. инвестиционные затраты (на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала); связанные с удовлетворением разнообразных социально-культурных потребностей членов трудового коллектива.
      Затраты  на производство и реализацию продукции занимают значительный вес в общей сумме затрат предприятий. Они полностью возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от продажи продукции.
      Затраты по формированию и воспроизводству основного капитала связаны с созданием, реконструкцией и расширением производственных фондов. Увеличение объема производства также требует дополнительных затрат на формирование товарно-материальных ценностей, заделов незавершенного производства, готовой продукции, т. е. дополнительного авансирования капитала в оборотные активы. Источником финансирования капитальных затрат являются: средства фонда накопления, амортизационные отчисления, кредиты, займы, бюджетные средства и ряд других источников.
       Затраты на социально-культурные мероприятия связаны с тем, что многие предприятия имеют социальные объекты (столовые, санатории, дома культуры и отдыха, пионерские лагеря и т.п.). Кроме того, к этому виду затрат относятся: некоторыеI по повышению квалификации работников, улучшению бытовых условий, инвестиционные затраты на непроизводственные нужды. Источником финансирования этих затрат является чистая прибыль предприятия, средства профсоюзов, личные средства работников.
       Необходимость изучения затрат предприятия вытекает из того факта, что в конечном итоге  их совокупность оказывает решающее влияние на формирование практически  всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.
       Затраты (издержки) — это уменьшение одних активов с условием равновеликого прироста других активов или прироста активов и обязательств на одну и ту же величину. Это "перетекание" стоимости отражается на калькуляционных счетах. Иными словами, затраты — это принятая к учету стоимостная оценка использованных ресурсов различного вида (материальных, финансовых, трудовых и пр.), стоимость которых может быть измерена с достаточной степенью надежности.
       Затраты осуществляются в течение определенного  периода. Завершение периода накопления затрат определяется тем моментом, когда соблюдены условия признания  активов, ради создания которых были осуществлены данные затраты, или когда  становится очевидным, что понесенные затраты уменьшают экономические выгоды предприятия без создания какого-либо объекта имущества. Таким образом, по окончании периода накопления затраты приводят к образованию активов или расходов.
       Затраты предприятия в момент их признания  не оказывают влияния на прибыль. Если бы осуществление затрат было связано с показателем прибыли, стал бы бессмысленным один из более важных бухгалтерских процессов — калькулирование себестоимости продукции, которая формируется в производстве, но признается расходом в момент продажи продукции. Только в  момент продажи могут быть отражены доходы, расходы и прибыль от продаж. В ходе производственного процесса эти  показатели не могут быть признаны в силу того, что характеризуют именно процесс обращения и еще «не существуют»  до продажи продукции. Работа финансовых служб предприятия как раз и основана на необходимости исчислить себестоимость без влияния каких-либо прибылей и убытков или, как указано в учетных стандартах, по сумме фактических затрат. Таким образом, затраты — это сумма стоимостей использованных ресурсов. Окончание периода накопления затрат означает необходимость признания актива или расхода.
       Определение и состав расходов предприятия отражено в ПБУ 
10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, и практически полностью соответствует определению этого термина в МСФО: 
расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению предприятия, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

      Расходом  признаются затраты, не приведшие к  образованию оборотного или внеоборотного актива. Также расходом признается списание оборотного актива, не связанное с его производственным потреблением или списание внеоборотного актива по любым причинам. Чтобы считаться расходом, отток активов должен уменьшать капитал. Например, оплату кредиторской задолженности можно принять за отток активов, но будет ли при этом уменьшен капитал? Очевидно, нет, поскольку оба показателя (активы и обязательства) уменьшатся на одну и ту же величину, значит, их разность останется неизменной. Получение сырья означает увеличение обязательств, но капитал при этом не уменьшается, поскольку и обязательства, и активы увеличиваются на одну и ту же величину. Поступление готовой продукции означает равновеликий прирост одних активов и уменьшение других, поэтому капитал вновь остается неизменным. Капитал предприятия будет уменьшен, если оттоку (истощению) активов не соответствует адекватное (на ту же самую величину) сокращение обязательств или поступление других активов или 
если обязательства прирастают без адекватного притока активов.

    Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются:
    па расходы по обычным видам деятельности;
    операционные расходы;
    внереализационные расходы;
    чрезвычайные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности,  а также чрезвычайные расходы относят к прочим расходам.
  Расходами по обычным видам  деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами считаются расходы, осуществление которых связано выполнением работ, оказанием услуг, возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
    Расходы по обычным видам деятельности формируют:
    ¦ расходы, связанные с приобретением сырья, материм, товаров и иных материально-производственных запасов;
  ¦ расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки работки (доработки) материально производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания 
услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи)  товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

    Операционными расходами являются:
    расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятия;
    расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
    расходы, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий;      
    расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
    проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займом);
    расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
    отчисления в оценочные резервы, создаваемые в создаваемые с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности и пр.
 
Внереализационными  расходами являются:
    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
    возмещение причиненных предприятием убытков;
    убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
    суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
    курсовые разницы;
    сумма уценки активов;
 ¦ перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий и пр. 

       В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающее как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.). 

       В соответствии с требованиями налогового законодательства (п. 2 ст. 252 НК РФ) в  целях налогообложения прибыли  расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на:
    расходы, связанные с производством и реализацией;
    внереализационные расходы.
 
      Согласно  п. 2 ст. 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные, оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
      В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности расходы на «содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;  организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности подготовку проспекта эмиссии, а также связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг; расходы в виде отрицательной курсовой разницы и пр.
      Таким образом, расходами признаются только те затраты, которые участвуют в  формировании прибыли определенного  периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах предприятия в виде готовой продукции, незавершенного производства, остатков полуфабрикатов для собственного потребления, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Роль себестоимости продукции в формировании финансового результата деятельности предприятия.   

    Затраты на производство и реализацию продукции  принимают форму себестоимости.
    Себестоимость продукции — это совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Она включать в себя все расходы, которые непосредственно связаны с производством той или иной продукции. Себестоимость продукции формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.
    Себестоимость продукции - один из основных экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации. Он отражает не только все стороны этой деятельности, но и эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и, соответственно, на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого организацией в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше ее конкурентоспособность, ощутимее экономический эффект от продажи продукции.
    Себестоимость продукции служит базой для ценообразования  и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции - необходимое условие повышения экономической эффективности производства. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.
    Под себестоимостью работ предприятия  понимаются затраты на их производство и сдачу заказчику.
    Управление  затратами на производство продукции  наряду с учетом включает планирование, контроль и анализ затрат и себестоимости.
    Планирование  себестоимости работ любых предприятий  является составной частью плана  производственно-финансовой деятельности организаций, разрабатываемого ею самостоятельно на основе договоров с заказчиками, а также договоров, заключенных с поставщиками материально-технических ресурсов.
    В процессе планирования себестоимости  продукции определяются материальные, трудовые и денежные затраты, которые  должны быть осуществлены в процессе производства и сбыта продукции, себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость объектов производства.
    Особое  значение в планировании, учете и  калькулировании себестоимости  продукции имеет группировка  расходов по экономическим элементам  и калькуляционным статьям расходов. Она позволяет определить плановые и фактические расходы на производство и реализацию, плановую и фактическую себестоимость товарной продукции и отдельных видов изделий. 

1.3. Планирование себестоимости  производства продукции. 

План  по себестоимости продукции является одним и важнейших разделов плана экономического и социального развития. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и цвелечение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплении увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования,  расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
План  по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:
- смете  затрат на производство продукции  (составляется по экономическим  элементам);
- себестоимость  товарной и реализованной продукции;
- плановые  калькуляции;
- расчет  снижения себестоимости товарной  продукции по технико-экономическим факторам.
Плановая  калькуляция представляет собой задание по себестоимости отдельных изделий, работ и услуг. Она определяется путем прямого расчета затрат по отдельным статьям на основе норм затрат труда, материалов топлива, энергии, использования оборудования с учетом технических мероприятий по снижению себестоимости продукции, а также режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.
Прямой  метод планирования затрат состоит в расчете калькуляции единицы продукции на основе предварительно составленных смет комплексных расходов. Себестоимость отдельных изделий или группы однородных изделий и их планируемого выпуска определяется на основе плановых калькуляций. Однако применение такого метода не создает условий для действенного контроля за снижением издержек производства, выявления путей снижения себестоимость продукции, повышения рентабельности производства.
Затраты на рубль товарной продукции (Зmn)- обобщающий показатель, используемый при анализе снижения себестоимости и позволяющий характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции. Показатель универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью  и прибылью. Исчисляется путем деления полной себестоимости товарной продукции на ее стоимость в отпускных ценах без акцизов, налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов, включаемых в цены:
                        n 
Зmn  =             ? Сni  Х Вiн.е.
     _       i=1_______________     ,
                       n 
                        ? Ц Х Вiн.е.
      i=1 

где Сni – себестоимость i-го вида товарной продукции;
      Вiн.е. – объем выпуска i-го вида товарной продукции, ед.;
      Цi –отпускная цена i-го вида продукции без (налога добавленную стоимость и других косвенных налогов и отчислений, включаемых в цену);
       n – количество видов продукции. 

      В процессе оценки данного показателя следует изучить динамику затрат на рубль товарной продукции и  провести межхозяйственные сравнения.
      На  следующем этапе анализа следует оценить выполнение плана влияние факторов на изменение уровня данного показателя. Затраты на рубль продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
      Факторная модель затрат на рубль продукции (может  быть представлена следующим образом: 
                           n
Зmn  =             ?( Вобщ.н.е. * Уд i * С пер. i)+ С пост
     _       i=1____________________________________     ,
                       n 
                        ? (Вобщ.н.е. * Уд* Ц i)
                     i=1
где Уд- удельный вес i-го вида продукции в структуре выпуска, в долях ед.;
      С пер. I – переменные затраты на единицу i-го вида продукции;
      Ц I - отпускная цена i-го вида продукции без акцизов, налога на добавленную стоимость и других косвенных налогов и отчислений, включаемых в цены;
        N – количество видов продукции.
       Влияние этих факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции может  быть рассчитано способом цепной подстановки.
       Наибольшее  распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам.
       Сущность  нормативного метода заключается в том, что при планирования себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база конкретного предприятия.
       Аналитический метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам дополняет нормативный, так как позволяет учесть факторы, влияющие на себестоимости продукции в плановом периоде:
       - технические (внедрение новой  техники и технологии);
       -организационные (совершенствование организации производства и труда);
       - изменение объема, номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции;
       - уровень инфляции;
       - специфические факторы, зависящие  от особенностей производства. 

       Алгоритм  аналитического метода планирования затрат.
       1. Определяется расчетная себестоимость  товарной продукции планируемого  периода (с учетом индекса роста  товарной продукции): 

       Сmnpmn0* I ТП  ,  

       где  I ТП  = ТП1 / ТП0 – индекс роста товарной продукции в планируемом периоде по сравнению с базовым.
       2. Рассчитывается снижение себестоимости  товарной продукции по статьям  затрат в планируемом периоде  под действием конкретных факторов. При расчете учитывается удельный  вес статьи в себестоимости  базового периода.
        3. Рассчитывается суммарное изменение  себестоимости товарной продукции         Cобщ.   под воздействием учтенных факторов:
                
      Cобщ. = ?     Сi   ,
                i1
где Сi  - изменение себестоимости за счет i-й статьи затрат, в долях ед.
4. Рассчитывается плановая себестоимость товарной продукции с учетом изменений под воздействием учтенных факторов:
Сmnp= Сmnp *   Cобщ. + Сmnp  . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции. 

2.1. Финансовые ресурсы  предприятия и  источники их формирования. 

       Управление  собственным капиталом связано  не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рис.2.3.  
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов, однако, сумму собственного капитала они не увеличивают, а лишь остаются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.  
            В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемое им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).

       В число прочих источников входит бесплатно  передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса. 

       Источники формирования собственных  финансовых ресурсов
 
    Внутренние источники  
       
  Внешние источники
       
Прибыль остающаяся в распоряжении организации Привлечение дополнительного  паевого или акционерного капитала
 
Амортизационные отчисления от использования основных средств и нематериальных активов
 

Прочие  внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов Прочие внешние  источники формирования собственных  финансовых ресурсов
 
 
Рис.2.1 Состав основных источников формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия
        
             

       Основу  управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.  
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.  
             Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

    Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствие темпам развития предприятия.  
    На первом этапе анализа изучается общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.  
    На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования a собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.  
    На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «коэффициент самофинансирования предприятия». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.

    Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле: 
                                                                               
                      
    Пк  *  Уск 
    Псфр  =  -------------   -  СКи  +  Прф 
                             100 
    где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде; 
    Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода; 
    Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; 
    Ски – сумма собственного капитала на начало планируемого периода; 
    Пр – сумма прибыли, направляемая на потребление в плановом периоде. 
    Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

    Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
    Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
    Метод ускоренной амортизации активной части  основных фондов увеличивает возможность формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако, рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.
    Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечение этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
    Обеспечение удовлетворения потребности в собственных  финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
    Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях: 
     - Обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться; 
     - Обеспечение сохранения управления предприятия первоначальными учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

2.2. Источники формирования  воспроизводства  основных средств. 

      Основные  средства – это средства, вложенные  в совокупность материально-вещественных ценностей, относящихся к средствам труда. Бизнес как система функционирует и развивается в результате предшествующих вложений капитала и, прежде всего, в основные средства. Получение прибыли сегодня это результат правильных решений о пропорциях вложения капитала в основные и текущие (оборотные) средства, принятых еще до начала операционной деятельности предприятия. Поэтому эффективное управление основным капиталом предполагает ясное представление о специфике их функционирования и воспроизводства.
      Источники финансирования воспроизводства основных средств подразделяются на собственные и заемные.
      Воспроизводство имеет две формы:
      - простое воспроизводства, когда  затраты на возмещение износа  основных средств соответствуют  по величине начисленной амортизации;
      -  расширенное воспроизводство, когда  затраты на возмещение износа  основных средств превышают сумму  начисленной амортизации.
      Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют долгосрочный характер и осуществляются в виде долгосрочных инвестиций (капитальных вложений) на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.
      К источникам собственных средств  предприятия для финансирования воспроизводства основных средств относятся:
      - амортизация;
      - износ нематериальных активов;
      - прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия.
      В Плане счетов не предусмотрено создание специального амортизационного фонда. Средства амортизационных отчислений поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений.
      Ускоренная  амортизация Методы начисления амортизации, при которых стоимость актива списывается более быстрыми темпами по сравнению с линейным методом амортизации; используются главным образом при расчете налогооблагаемой прибыли. Основа одной из форм освобождения от налога, использовавшейся в Великобритании до 1984 г., которая заключается в ускоренном по сравнению с нормальным списывании стоимости некоторых объектов основного капитала на износ. Эта мера предоставляла возможность получать налоговую скидку до полного износа основного капитала и, следовательно, побуждала предпринимателей инвестировать капитал в те объекты, в отношении которых применялась ускоренная амортизация в качестве разрешенной законом основы для калькуляции подлежащего уплате налога.
      Через механизм ускоренной амортизации предприятия  всех форм собственности имеют возможность регулировать величину и сроки финансирования воспроизводства основных фондов за счет данного источника. Сумма износа (амортизации) основных средств как источника финансирования капитальных вложений определяется расчетно как величина кредитового оборота по счету 02 «Износ основных средств» за данный отчетный период (а не кредитовым остатком по счету 02). Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение, вне связи с амортизируемым имуществом. Они могут оставаться свободными, направляться на капитальные вложения или вкладываться в другие виды оборотного капитала. Однако тот факт, что в кругообороте средств предприятия источники средств практические не различаются, не означает, что природа формирования этих средств не влияет на скорость и эффективности их использования.
      Вторым  источников собственных средств  предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является износ по нематериальным активам.
      Нематериальные  активы поступают на предприятия  по следующим каналам: при приобретении за плату; в качестве вклада в уставный капитал; при получении безвозмездно.
      Характерными  признаками нематериальных активов являются: отсутствие материально-вещественной структуры; длительность использования; способность приносить прибыль; неопределенность относительно размеров приносимой прибыли.
      Третьим источником собственных средств  предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). Направления использования чистой прибыли предприятия определяют в своих финансовых планах самостоятельно. Контроль за аккумуляцией средств на приобретение основных средств и других капитальных вложений можно вести по субсчетам «Фонд накопления образованный» и «Фонд накопления использованный».
      К заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств  относятся:
      - кредиты банков;
      - заемные средства других предприятий и организаций;
      - долевое участие в строительстве;
      - финансирование из бюджета;
      - финансирование из внебюджетных  фондов.
      Кредитуются не только крупные инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность: реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективом арендованной собственности и другие мероприятия.
      Все перечисленные операции, ввиду незначительности собственных средств заемщиков, отсутствия твердых гарантий по их обязательствам, отсутствия четкого  законодательного обеспечения, изменений конъюнктуры рынка, цен и других факторов, относятся к операциям повышенного банковского риска, которые могут привести к образованию безнадежной задолженности и значительным убытками банков.
      Поэтому прежде чем банк подтвердит в идее договор-ссуды свое доверие заемщику, производится проверка заявки на кредит по следующим позициям: а) проверка юридической кредитоспособности; б) проверка финансовой кредитоспособности.
      Источником  финансирования воспроизводства основных средств являются также заемные средства других предприятий, которые предоставляются предприятию на возмездной или безвозмездной основе. Займы предприятиям могут предоставляться также индивидуальными инвесторами (физическими лицами).
      Другими источниками финансирования воспроизводства основных средств являются бюджетные ассигнования из федеральных и местных бюджетов, а также из отраслевых и межотраслевых целевых фондов. Безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращается в источник собственных средств.
      Вопрос  о выборе источников финансирование капитальных вложений должен решаться с учетом многих факторов: стоимости  привлекаемого капитала; эффективности  отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов; экономических  интересов инвесторов и заимодавцев. 

2.3. Источники формирования  оборотного капитала. 

           Источники формирования оборотных средств и их размер оказывают существенное влияние на уровень эффективности использования оборотных средств. Избыток оборотных средств означает, что часть капитала предприятия бездействует и не приносит дохода. Вместе с тем недостаток оборотного капитала будет тормозить ход производственного процесса, замедляя скорость хозяйственного оборота средств предприятия.
Вопрос  об источниках формирования оборотных средств важен еще с одной позиции. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности предприятия в оборотных средствах нестабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможно. Поэтому основной задачей управления процессом формирования оборотных средств является обеспечение эффективности привлечения заемных средств.
      Формирование  оборотных средств происходит в  момент создания организации, когда  формируется ее уставный капитал. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей организации. В дальнейшем минимальная потребность организации в оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала. Добавочного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу целого ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентами и др.) у организации возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Когда покрыть эти потребности собственными источниками невозможно, финансовое обеспечение хозяйственной деятельности осуществляется за счет заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, отложенных налоговых обязательств, инвестиционного вклада работников предприятия, привлеченных источников – кредиторской задолженности, а также источников, приравненных к собственным средствам, так называемых устойчивых пассивов.
Таким образом, источниками формирования оборотных средств являются:
    собственные средства,
    средства, приравненные к собственным,
    заемные средства,
    привлеченные средства.
       Необходимо  рассмотреть каждый из этих источников, учитывая положения современных  отечественных научных работ.
       За  счет собственных источников формируется, как правило, минимальная стабильная часть оборотных средств. Наличие собственные оборотных средств позволяет организации свободно маневрировать, повышать результативность и устойчивость своей деятельности.
       Уставный  капитал представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
       Резервный капитал – это средства, которые  идут на покрытие общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения. Величина резервного капитала, размер обязательных отчислений в него из истой прибыли  определяются действующим законодательством и уставом общества.
       Формирование  других фондов на предприятии, в частности фонда накопления (размеры отчислений, порядок использования), может быть предусмотрено в уставе или учетной политике предприятия.
       Добавочный  капитал показывает прирост стоимости  имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства: полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций.  Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и др. при этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.
       Нераспределенная  прибыль – это чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в  виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти цели используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение оборотных средств в виде свободных денежных сумм, т.е. в любой момент готовых к новому обороту.
       Целевое финансирование – это средства, поступающие от других организаций  и лиц, бюджетные средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения.
       Заемные средства  представляют собой в  основном кредиты банка и займа, с помощью которых удовлетворяются  временные дополнительные потребности  в оборотных средствах. Банковские кредиты предоставляются в форме инвестиционных (долгосрочных) или краткосрочных кредитов. Назначение банковских кредитов – финансирование расходов, связанных с приобретением основных и текущих активов, а также финансирование сезонных потребностей организации, временное восполнение недостатков собственных оборотных средств, осуществление расчетов и налоговых платежей.
       Оборотные средства должны обеспечивать непрерывность  процесса производства. Поэтому состав и размер потребности фирмы в  оборотных средствах определяется не только потребностями производства, но и потребностями обращения. Для этого необходимо вести точный расчет потребности фирмы в оборотном капитале из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения. 
 
 
 
 

Глава 3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции. 

3.1. Резервы снижения  себестоимости продукции.
     Снижение  себестоимости продукции – важная задача в деятельности предприятий  и фирм, одно из условий повышения  конкурентоспособности товаров, средство увеличения объема производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов. Основными факторами снижения себестоимости является: повышение технического уровня производства, улучшение организации труда, изменение объема и структуры выпускаемой продукции. В результате этого достигаются снижение материальных затрат и рост производительности труда.
      Резервы снижения себестоимости представляют собой элементы затрат, за счет экономии могут быть снижены издержки производства. К основным источникам снижения себестоимости относятся:
      - снижение расходов сырья, материалов  топлива, энергии;
      - уменьшение размеров амортизационных  отчислений;
      - сокращение расхода заработной  платы;
      - уменьшение админитративно-управленческих  расходов.
      Основные  пути снижения материалоемкости продукции связаны с повышением качества сырья и материалов, применением прогрессивных и малоотходных и безотходных технологий, снижением потерь от брака; расширением использования вторичных ресурсов; усилением контроля за использованием материальных ресурсов.
      Важнейшим условием снижения себестоимости продукции  за счет экономии фонда оплаты труда  являются опережающие темпы роста  заработной платы.
      Резервы роста производительности труда  на предприятии многообразны: повышение  технической оснащенности труда, расширение механизации и комплексной автоматизации производственных процессов, сокращение числа лиц, занятых ручным трудом, сокращение управленческого и обслуживающего аппарата и др.
      Сокращение  затрат на производство и реализацию продукции является материальной основой снижения цен, ведет к уменьшению издержек производства в других отраслях экономики. Немаловажное значение имеет  снижения себестоимости и для уменьшения потребности в оборотных средствах. Отсюда следует необходимость проведения систематического контроля за снижением издержек производства и затрат на реализацию продукции.
      Факторами снижения себестоимости на предприятии  подразделяются на  две группы: внутрипроизводственные и внепроизводственные.
      К внутрипроизводственным факторам снижения себестоимости относятся технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления. Это главным образом следующие группы факторов:
      - повышение технического уровня  производства;
      - совершенствование организации производства труда;
      - изменение объема производства.
      К внепроизводственным факторам снижения себестоимости относятся факторы, на которые предприятие не может  оказывать непосредственное влияние. Это следующие группы факторов:
      - рыночные цены на сырье, материалы и оборудование;
      - ставки налогов и отчислений  в бюджет и внебюджетные фонды;
      - курсы валют;
      - природно-климатические факторы  и т.п.
      В процессе анализа и планировании себестоимости продукции вышеназванные  технико-экономические факторы и  источники снедения себестоимости должны приниматься во внимание для выявления резервов снижения издержек производства. 

3.2. Контроль снижения  себестоимости продукции 

      Контроль  снижения себестоимости продукции  осуществляется как в процессе составления, так и при выполнении производственно-финансовых планов. На стадии планирования выясняется обоснованность прогнозируемого уровня себестоимости, полнота учета резервов.
      В процессе производства и реализации продукции устанавливаются отклонения от этих планов и прогнозов, причины и виновники их возникновения, анализируются пути наиболее эффективного использования материальных ресурсов. Финансовые службы предприятий проверяют при этом соблюдение  установленных норм расхода сырья и материалов, уровень отходов, размер товарных запасов. В случае необходимости они обязаны принять меры по выявлению и реализации излишних и ненужных товарно-материальных ценностей.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.