На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура Кредитной системы России и функциональные особенности ее звеньев

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………...3 

РАЗДЕЛ 1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ РОЛЬ, ФУНКЦИИ  И СТРУКТУРА…………….....5
      понятие кредитной системы, ее роль, функции и структура…………………………5
      банковская система как часть кредитной системы, типы банковских систем………8
      характеристика деятельности субъектов двух уровней системы РФ……………….10
      понятие небанковской кредитной организации и ее роль в кредитной системе РФ.16
      правовое регулирование банковской деятельности…………………………………..20
 
РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И  ЗАРУБЕЖНЫХ КРЕДИТНЫХ  СИСТЕМ………………………………………………………….24
     2.1 общий анализ зарубежных кредитных систем…………………………………………………24
     2.2 кредитные системы РФ и США…………………………………………………………………26
     2.3 кредитные системы РФ и ФРГ…………………………………………………………………..27 

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РОССИЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ  СИСТЕМЫ…30 

   3.1 тенденции  развития российской банковской  системы………………………………30
   3.2 перспективы  кредитной системы России…………………………………………….31 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...39 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Вслед за деньгами кредит является гениальным открытием человечества. Благодаря  кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и выданные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.
   Кредит  представляет собой опору современной  экономики, неотъемлемый элемент экономического развития. Кредит используют как крупные  организации, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
   При рассмотрении кредитной системы  нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических  отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей.
   Различают два понятия кредитной системы:
    совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);
    совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
   В первом случае кредитная система  представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным  кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Однако, кредитная система - более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.
   Не  следует отождествлять кредитную  и банковскую системы, так как  банковская – это часть кредитной. В определении кредитной системы  нет единого мнения. Но несмотря на различные формулировки, все авторы сходятся во мнении, что кредитную систему можно рассматривать и с точки зрения совокупности форм и методов кредита, и с точки зрения институциональной.
Целью курсовой работы является анализ особенностей кредитной системы.
   Для реализации поставленной цели в работе будут раскрыты следующие вопросы:
    рассмотрены теоретические аспекты сущности и особенности функционирования кредитной системы;
    проанализирована структура и функции зарубежных кредитных систем;
    проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежных кредитных систем;
    дана оценка состояния кредитной системы России;
   Кредитная система современной России представляет собой систему переходного периода. По своей идеологии она является рыночной моделью, но элементы отдельных банков не получили пока необходимого развития и относится к числу развивающихся кредитных систем. Сделав существенный шаг в освоении новой философии кредитной деятельности, российские кредитные учреждения не овладели пока всем арсеналом необходимых инструментов, обеспечивающих взаимодействие элементов кредитной системы.
Очевидно, что после завершения текущего кризиса  принципиально изменится архитектура  не только мировой финансовой системы  в целом, но и российского банковского  сектора в частности. 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ РОЛЬ, ФУНКЦИИ  И СТРУКТУРА
      понятие кредитной системы, ее роль, функции и структура.
 
   Понятие «система» применимо не только к  деньгам и организации денежного  обращения. Оно используется также  и для определения кредитных отношений, банков и организации их деятельности. Обращение к системе позволяет соединить отдельные части в некое целое, придать действию отдельных частей определенное единство.
   Итак, кредитная система – это совокупность элементов, которая призвана реализовать свойства, характерные для кредита. Кредит в кредитной системе выступает рядовым элементом, его сущность определяет действие всех других элементов данной системы.
   Эволюция  кредитной системы определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмами хозяйствования. Каждому этапу экономического развития соответствует своя кредитная система, в РФ она охватывает банковский и небанковский секторы. Банковский сектор в свою очередь представлен Центральным банком РФ, банками и другими учреждениями банковского типа.
   Небанковский  сектор включает специальные кредитно-финансовые институты, их отличает ориентация на обслуживание определенных типов клиентуры  или определенного вида услуг. 

   Можно выделить две позиции кредитной  системы:
    как совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма)
    как совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).
 
   В более общей форме кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и кредитных институтов, организующих эти отношения. По степени иерархичности кредитная система по отношению к банковской системе – структура более широкого порядка. Редко кто добавляет, что банковская система, это составная часть кредитной системы.
   В законодательстве России термин «кредитная система» не получил определения  вообще, а ее понятия сводится исключительно  к перечислению составляющих. На лицо отождествление терминов «кредитная система» и «кредитный сектор». Между тем, если кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, то кредитный сектор – это количественная составляющая кредитной системы.
структуру кредитной системы можно изобразить в виде схемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 

 Таблица 1.
            кредитная система


банковский сектор
Небанковский  сектор
 

ЦБ РФ
Ломбарды
Лизинговые  и факторинговые компании
Общества  взаимного кредитования
Инвестиционные  фонды и т.д.
коммерческие банки
НКО
универсальные банки
специализированные  банки
Расчетные НКО. НКО инкассации
Депозитно-кредитные  НКО
Функциональная  специализация
территориальная специализация
клиентская  специализация
отраслевая  специализация
 
Городские Региональные
Территориальные
Международные
Прочие
Биржевые Страховые
Коммунальные
Потребительские
Кооперативные
Прочие
Промышленные Торговые
Сельскохозяйственные
Строительные
Космические
Прочие
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Современная национальная кредитная система состоит из трех основных звеньев:
    банковской системы;
    специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений;
    кредитных объединений.
основу  кредитной системы составляет банковская система. 
 
 

1.2. банковская система  как часть кредитной системы, типы банковских систем 

   Банковская  система России, будучи частью общеэкономической  системы, прошла сложный путь становления  и развития рыночных отношений. В  условиях трансформации экономики, перехода от распределительной к  рыночной системе хозяйства заметное влияние на ее эволюцию оказало разрушение традиционных экономических связей между экономическими субъектами, кризисное состояние экономики, сильная инфляция.
   Начнем  с того, что банковская система - это совокупность профессиональных участников кредитного рынка, или просто совокупность кредитных организаций.
   Понятие банковской системы следует отличать от понятия кредитной системы, которая  объединяет всех участников рынка в  той мере, в какой они участвуют  в кредитных отношения друг с другом. Одним словом, кредитная система объединяет как профессиональных, так и непрофессиональных участников кредитного рынка, а банковская система – только профессиональных участников.
   Итак, банковская система - это форма организации  функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закрепленных законодательно.
   В каждой стране банковская система развивается  под влиянием общеэкономических  принципов и специфических факторов, свойственных данной стране и истории  ее развития.
   К общеэкономическим принципам относятся:
    иерархичность- это деление банковской системы на уровни иерархии, или подчиненности. Никакая организационная система не может существовать без соотношения между целым и его частями.
    компетентность (профессиональность) – это функционирование кредитных организаций только на профессиональной основе.
    универсальность – это охват кредитными организациями абсолютно всех существующих (возможных, требуемых) видов деятельности на кредитном рынке. Речь о том, что в своей совокупности кредитные организации должны выполнять все необходимые действия на кредитном рынке.
   К специфическим факторам, влияющим на организацию банковского дела в стране,  обычно относятся:
    история страны;
    политическое устройство;
    менталитет (взгляды, привычки) населения;
    текущая конъюнктура;
    интересы правящих элит и т.д.
   Основные черты распределительной  банковской системы (централизованной):
    государство – единственный собственник на банки;
    на формирование банков распространяется монополия государства;
    банковская система – одноуровневая;
    схема управления – централизованная (вертикальная);
    по характеру банковской политики – политика одного банка;
    государство отвечает по обязательствам банков;
    банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности;
    кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции);
    руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления.
   Основные черты рыночной банковской системы:
    многообразие форм собственности;
    монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк;
    банковская система – двухуровневая;
    схема управления – децентрализованная (горизонтальная);
    по характеру банковской политики – политика множества банков;
    государство не отвечает по обязательствам банка так же, как банки не отвечают по обязательствам государства;
    Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету;
    эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ;
    операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки;
    руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом.
   Банковская  система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует  с ней, представляет собой подсистему экономической системы. Будучи частью общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества. Ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, могут входить в общую систему, как и сама банковская система, только в том случает, если не противоречат общим устоям и принципам и позволяют строить общую систему как единое целое. 

1.3.Характеристика деятельности субъектов двух уровней системы РФ. 

   Основу  кредитной системы составляет банковская система. В зависимости от соподчиненности  входящих в нее учреждений различают одноуровневую и двухуровневую системы.
   Одноуровневая банковская система строится на горизонтальных связях между совокупностью банков, универсализации проводимых ими  операций. В рамках одноуровневой  системы все входящие в нее  институты, включая в Центральный банк, выполняют одинаковые функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры.
   Двухуровневая банковская система состоит из Центрального банка как высшего руководящего органа и негосударственных банков – низовых звеньев. Ее функционирование построено на принципах вертикальных и горизонтальных связей.
   Вся совокупность элементов банковской системы Российской Федерации имеет двухуровневое построение:
   -верхний уровень - Банк России, союзы и ассоциации кредитных организаций;
   -нижний уровень - все остальные элементы банковской системы: коммерческие банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.
   Центральный банк в Российской Федерации был  создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР, а в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
   Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное его имущество являются федеральной собственностью, при этом ЦБ РФ наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая его золотовалютные резервы, осуществляются самим Банком в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость ЦБ РФ выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
   Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и он – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
   ЦБ  РФ подотчетен лишь Государственной  Думе РФ. Дума по представлению Президента назначает сроком на 4 года Председателя и членов высшего органа Банка  России - Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
   В то же время ЦБ РФ тесно связан с  Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка (или его заместитель) участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
   Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
   Руководство и управление ЦБ осуществляет Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
   Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
   Основными задачами ЦБР являются регулирование  денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
   В некоторых странах Центральные  банки являются унитарными государственными образованиями, в других они формально  независимы от государства и имеют  статус акционерных обществ. Но независимо от доли участия государства в формировании уставного капитала, Центральный банк действует как государственный (или уполномоченный государством) орган, проводящий государственную политику и регулирующий функционирование всей кредитной системы.
   Действующие в банковской системе России коммерческие банки могут классифицироваться по различным основаниям: по способу формирования и величине уставного капитала; по виду совершаемых операций; по объему банковских операций, по территории, обслуживаемой банком, и др.
   По  способу формирования уставного капитала различают акционерные и паевые коммерческие банки. Акционерный банк создается в форме акционерного общества, уставный капитал которого разделен на определенное число акций и принадлежит участникам акционерного общества. Паевой банк создается в форме общества с ограниченной ответственностью. Он основан на паевом капитале, который образуется за счет паев учредителей банка.
   По  видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные  и специализированные. Универсальные банки - это те банки, которые имеют лицензию Банка России на совершение всех (или широкого круга) банковских операций и сделок, перечисленных в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности". Специализированные банки имеют право или фактически осуществляют по преимуществу ограниченный вид банковских операций: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.
   Ипотечные банки финансируют клиентов, когда  им требуется ссуда на приобретение недвижимости. Они призваны совершать сделки, связанные с залогом земельных участков предприятий, зданий, квартир и другого недвижимого имущества. По величине капитала, объему совершаемых операций и оказываемых услуг коммерческие банки РФ принято делить на крупные, средние и мелкие.
   По  территории, фактически обслуживаемой банком, различают банки, обслуживающие определенную территорию страны, и банки, осуществляющие свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
   Отдельным видом коммерческих банков, появившихся  в последнее время, являются муниципальные  банки. Их особенность состоит, во-первых, в том, что они создаются по инициативе органов государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления; во-вторых, в том, что для формирования уставного капитала банков используются свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении этих органов власти и местного самоуправления; в-третьих, муниципальные банки призваны обслуживать финансовые интересы тех муниципальных образований, по инициативе которых они созданы.
   В последнее время значительное распространение  в банковской системе РФ получил  институт уполномоченного банка. Под  уполномоченными банками понимаются те кредитные организации, которые на договорной основе получили специальные разрешения государственных органов или органов местного самоуправления на выполнение на постоянной или временной основе определенных финансово-кредитных операций по поручению данного органа власти или самоуправления.
   Исходя  из практики в этой области и принимая во внимание уровни исполнительной власти, уполномоченные банки можно было бы условно разделить на четыре группы:
   -уполномоченные банки Правительства РФ (федеральный уровень исполнительной власти);
   -уполномоченные банки министерств и ведомств РФ (функционально-отраслевой уровень исполнительной власти);
   -уполномоченные банки Правительств субъектов РФ (региональный уровень исполнительной власти);
   -уполномоченные банки органов местного самоуправления.
   Правовой формой, закрепляющей статус уполномоченных банков, является двусторонний договор между банком и соответствующим органом исполнительной власти
   Действующие в банковской системе России небанковские кредитные организации подлежат классификации по сочетанию банковских операций и других сделок кредитных организаций, на осуществление которых у данной кредитной организации имеется лицензия Банка России.
   По  данному основанию выделяются:
   -брокерские и дилерские фирмы;
   -инвестиционные и пенсионные фонды;
   -кредитные союзы;
   -кассы взаимопомощи, ломбарды;
   -лизинговые, страховые и финансовые компании и др.  
 

1.4. понятие небанковской кредитной организации и ее роль в кредитной системе РФ.
   В Российской Федерации в последние  годы получили быстрое развитие и  широкое практическое применение, небанковские кредитные организации (далее НКО). Так, на сегодняшний день в нашей стране действуют 44 небанковские кредитные организации, большинство которых осуществляют операции по расчетам.
   Небанковские  кредитные организации, являющиеся частью банковской системы страны, выполняют чрезвычайно важные функции и являются востребованными многими участниками хозяйственной деятельности. Самый распространенный вид НКО - расчетные НКО имеют возможность осуществлять безналичные расчеты между юридическими лицами, в том числе кредитными организациями.
   Их  деятельность по осуществлению расчетов выгодно отличается от аналогичной  деятельности банков тем, что является финансово устойчивой и не подвержена классическим банковским рискам. Обусловлено это тем, что НКО осуществляют лишь ограниченный круг банковских операций, в числе которых отсутствуют высокорисковые банковские операции, что объективно повышает устойчивость НКО.
   В их составе можно выделить:
    страховые учреждения, которые являются финансово-кредитными. С одной стороны, они относятся к институциональной финансовой системе, так как основным направлением их деятельности является формирование страховых фондов. С другой стороны, они относятся к кредитной институциональной системе, так как им официально разрешена кредитная деятельность. Страховые организации размещают денежные средства своих фондов на условиях срочности, платности, возвратности с целью их оптимизации.
   И другие небанковские кредитные учреждения, такие как:
    инвестиционные компании;
    финансовые компании;
    пенсионные фонды;
    ссудо-сберегательные ассоциации;
    кредитные союзы и ломбарды.
   Основы  правового статуса небанковских кредитных организаций, определены Федеральным законом “О банках и  банковской деятельности”, согласно ст. 1 которого НКО — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. При этом правовое регулирование банков и НКО практически идентично. В частности, в том же Федеральном законе “О банках и банковской деятельности” разграничение понятий банка и НКО встречается лишь в указанной ст. 1. В дальнейшем для целей правового регулирования банки и НКО объединяются термином “кредитная организация”, который и используется в законодательных и нормативных документах, определяющих суть и характер их деятельности.
   В то же время осуществление НКО  не всех, а лишь отдельных банковских операций является ключевым признаком, отличающим НКО от банка. При этом отсутствие возможности выполнять  ряд операций, разрешенных банкам, является в значительной мере не недостатком НКО, как может показаться на первый взгляд, а ее неоспоримым преимуществом, с точки зрения защиты интересов клиента. Это заключается в том, что, с одной стороны, перечень услуг и операций, осуществляемых НКО, весьма широк. Так, в соответствии с Положением 516 ЦБ РФ4, небанковские кредитные организации могут осуществлять как в рублях, так и в иностранной валюте следующие операции:
    - расчетное обслуживание юридических лиц;
    - обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг;
    - расчеты по пластиковым картам;
    - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
    - кассовое обслуживание юридических лиц, покупка-продажа иностранной валюты в безналичной форме;
    - сделки, предусмотренные по уставам, зарегистрированным в установленном порядке (факторинг, лизинг, форфейтинг и прочее);
    - привлечение денежных ресурсов участников расчетов в специально создаваемые для этого фонды ОФПЛ (Объединенный фонд поддержания ликвидности);
    - предоставление кредитов клиентам-участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным сделкам за счет специально создаваемых участниками расчетов фондов ОФПЛ;
    - предоставление кредитов клиентам за счет собственных средств на условиях возвратности, срочности, платности.
   Право небанковских кредитных организаций  на обслуживание безналичных расчетов также закреплено в Положении  о безналичных расчетах в РФ, утвержденном ЦБ РФ 08.09.2000 № 120-П. Согласно указанному Положению безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). При этом расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, проводящих расчетные операции.
   Небанковские  кредитные организации также  вправе предоставлять услуги по инкассации на основании Указания ЦБ РФ “О регистрации небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по инкассации, и особенностях лицензирования их деятельности” от 01.06.98 № 244-У.
   С другой стороны, Банк России ввел определенные ограничения, предусмотренные действующим законодательством, достаточно четко определив перечень операций, которые не могут осуществляться небанковскими кредитными организациями. Так, они, в частности, не вправе:
    привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет;
    осуществлять неторговые операции с наличной иностранной валютой через обменные пункты.
   Кроме того, НКО вправе размещать временно свободные денежные средства (клиентские остатки) только в виде вложений в ценные бумаги Федерального правительства, отнесенные Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.
   Как видим, существующие ограничения направлены на снижение рисков, присутствующих в  банковской деятельности, что позволяет НКО (в отличие от банков) с большей вероятностью гарантировать сохранность денежных средств на счетах клиентов.
   Практический  опыт показывает, что привлечение  небанковских кредитных организаций  придает системе расчетно-кассового  обслуживания местного бюджета такие  характеристики, как быстрота и качество осуществления расчетов, их “прозрачность” для муниципальных органов власти, возможность анализа, прогнозирования и оперативного контроля над поступлением и расходованием бюджетных средств.
   Указанные преимущества, на наш взгляд, дают основание  рассматривать небанковские специализированные расчетные кредитные организации в качестве действенного инструмента при организации исполнения бюджета в регионах.  
 

1.5. правовое регулирование банковской деятельности 

   Наличие правовой базы банковской деятельности является непременным атрибутом инфраструктуры и необходимым условием нормального функционирования банковской системы, регулирующим взаимоотношения всех ее элементов.
   Правовое  регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, международными соглашениями, кодексами, законами, нормативными актами Банка России и других министерств и ведомств, деятельность которых затрагивает банковскую систему.
   Статья 75 Конституции Российской Федерации  гласит, что денежной единицей РФ является рубль, его эмиссией занимается исключительно Банк России, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России выполняет эту функцию независимо от других органов государственной власти. К ведению Президента РФ относится представление в Государственную Думу РФ кандидатуры на должность Председателя Банка России и инициация освобождения его от должности (ст. 83 Конституция РФ). Государственная Дума Российской Федерации назначает и освобождает Председателя Банка России от должности (ст. 103 Конституции РФ).
   Деятельность  Банка России регулируется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором определены статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России, подтверждается его независимость в осуществлении своих функций и полномочий, но устанавливается его подотчетность Государственной Думе РФ. Кроме того, данным Федеральным законом определены структура управления Банка России, порядок формирования управляющих органов и назначения председателя.
   Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
   Для контроля над банками Банк России вправе проводить проверки, давать им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям.
 Установленные  Банком России нормативы в  случае их соблюдения банками  должны обеспечивать устойчивость  банковской системы. Порядок расчета, предельные или допустимые значения указанных нормативов определяются законом.
   Деятельность  коммерческих банков регулируется Федеральным  законом от 2 февраля 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».
При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
   Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке  ценных бумаг в порядке, установленном  Федеральным законом от 22 апреля 1996г. №39-ФЗ «о рынке ценных бумах». Согласно указанному закону различают следующие виды профессиональной деятельности; брокерская деятельность (операции на рынке за счет клиента от его имени или своего имени), дилерская деятельность (операции на рынке от своего имени и за свой счет), деятельность по управлению ценными бумагами (операции от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления с переданными во владение и принадлежащими другому лицу ценными бумагами или денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги), депозитарная деятельность (услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и переходу прав на них) и некоторые другие виды деятельности.
   При создании кредитные организации подлежат государственной регистрации, решение о которой принимает Банк России. Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. В целях осуществления контрольных и надзорных функций Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
   Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Выданные лицензии учитываются  в специальном реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
   В лицензии указывают банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет  право, а так же валюта, в которой  эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии выдают без ограничения  срока действия.
   Для получения банком лицензий, предполагающих работу со средствами физических лиц, необходимо учитывать требования Федерального закона от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», которым предусмотрено страхование вкладов граждан на сумму до 190 тыс. руб. в Агентстве по страхованию вкладов. Взносы в Агентство уплачивают все банки.
   Банк  России может отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций.
   Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» устанавливается обязательность соблюдения банковской тайны, определяются особенности межбанковских отношений (коммерческих банков с Банком России, коммерческих банков между собой и с клиентами), устанавливаются сроки исполнения клиентских поручений, описываются основы сберегательного дела.
   Осуществление валютных операций коммерческих банков подпадает под действие Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», операции банков с векселями должны соответствовать вексельному законодательству. Кроме того, следует учитывать, что банки наряду с другими экономическими субъектами признаются налогоплательщиками, а следовательно, на них распространяется требования налогового законодательства, и прежде всего, Налогового кодекса Российской Федерации.
   Взаимоотношения банка с клиентами регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, которым определены договорные отношения  сторон и другие вопросы гражданского права.
   Существенным  элементом банковского права  являются также решения Конституционного Суда РФ о соответствии Конституции РФ отдельных положений банковского законодательства, на основании которых впоследствии вносятся изменения в нормативные акты, и Высшего Арбитражного Суда РФ по трактованию спорных моментов в законах, такие решения учитываются затем министерствами и ведомствами при разработке инструкций и положений, действие которых распространяется на банки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.