На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление как социальное явление

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

12.05.2012

Описание (план):


 
                                          Содержание 

          Введение                                                                                      2 – 3
1. Основы государственного управления
      Специфика системы государственного управления               4 – 12
      Цели государственного управления                                           12 – 16
      Функции государственного управления                                    16 – 19
      Принципы государственного управления                                  19 – 28
      Особенности государственного управления                              28 – 35
2. Государственное управление как социальное явление
    2.1 Социальное управление                                                               36 – 40
          2.2 Социально-политический аспект эффективности
государственного  управления                                                                     40 – 43                                
          2.3 Современные ориентации государственного  управления 
в России                                                                                                          43 – 49    
    Заключение                                                                                         50 – 51 
    Список литературы                                                                            52       
 
 
 
 

                                               Введение
          Начиная изучение темы курсовой работы, прежде всего, хотелось бы отметить, что являясь специфическим видом социального управления «государственное управление» воздействует на всю общественно-политическую жизнь.
         Итак, необходимо выяснить, какова сущность государственного управления, его содержание, а также наиболее оптимальные условия применения основных принципов, в соответствии с которыми оно осуществляется. Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения.
          Что касается предмета изучения, то его составляют такие явления, как государственное управление и основные положения-принципы его осуществления, основы государственного управления в социальной сфере.
Исходя из этого, определим задачи, которые нам  предстоит решить:
1. изучить понятие  государственного управления и  принципов его осуществления;
2. систематизировать знания в области принципов государственного управления и их классификации;
3. разобраться, в чём заключается сущность и специфика государственного управления;
5.акцентировать  внимание на особенностях социального  управления.
          В первой главе рассматривается более узкая, но в тоже время и более объёмная проблема – государственное управление. Здесь раскрываются цель, специфика, объект, субъект и предмет государственного управления, рассматриваются функции государственного управления, а также даётся характеристика особенностям государственного управления России. Вторая глава посвящена раскрытию вопроса государственное управление как социальное явление. Здесь раскрываются понятие, назначение и содержание социального управления, его цель, затрагивается социально-политический аспект эффективности государственного управления и безусловно современные ориентации государственного управления в России.
          Изучение данной темы курсовой работы имеет большое значение. Это обусловлено тем, что государственное управление как социальное явление исследуется специалистами в области социологии, политологии, экономики, конституционного и других фундаментальных отраслей российского права – финансового, гражданского, уголовного. Следовательно, государственное управление оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, и, соответственно, будет намного эффективнее, если его изучение будет продолжаться и в дальнейшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1. Основы государственного управления
     Государственное управление – это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
         В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
     Субъектом государственного управления выступает  не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и других жителей страны. Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно.                                    Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).
     Государственное управление существует, чтобы познавать  потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению. 

      Специфика системы государственного управления
            
     Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
     Среди всех видов управления государственное  управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:
         1. Определяющее влияние на характер воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.
         2. Это, безусловно, границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.
          3. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность. 1
          Государственное управление относится к виду социальных систем, обнаруживая все видовые признаки:
     1. Социальные системы – наиболее  сложные и значимые. Они образуются  людьми, функционируют через деятельность  людей, объектом их воздействия  выступают опять же люди. Это обуславливает и силу, и уязвимость социального управления, его творческий характер и возможность  проявлений субъективизма, волюнтаризма.
     2. Люди одарены сознанием, поступают  обдуманно или под влиянием  страстей, но при этом всегда  стремятся к определённой цели. Присущие им общие цели рождают общие интересы, несовпадение целей рождает конфликты. Однако, целеполагание, целенаправленность составляют сущностный и ярко очевидный признак социальной системы, определяют сложность управляющего воздействия её на неё.
     3. Для достижения цели требуются  соответствующие усилия, что обуславливает  необходимость функций организации,  регулирования, согласования. Таким  образом, функция организации  и обеспечивающая её подсистема  управления есть важнейшая составляющая, основополагающий признак социальной системы. Можно сказать, социальная система – это всегда организованная (в той или иной степени) целостность.
     4. Непременный атрибут социальной  системы – стремление к самосохранению  в имеющемся качестве, прямым  следствием чего является адаптация социальной системы к внутренним и внешним воздействиям. При этом она не только приспосабливается к среде функционирования, но и сама активно воздействует на неё, влияет на взаимодействующие с ней системы. Отношение социальной системы с внешней средой могут принимать форму сотрудничества или борьбы (с другими социальными системами, с природой), определять режим её развития.2
     При самом общем подходе к разграничению  социальных систем их можно разделить  на два класса: системы как социальные явления (наука, искусство, право) и системы – организации, созданные людьми в соответствии со структурой общественного бытия. Все они образуют многоступенчатую иерархию разнообразных социальных систем. Это обусловлено сложностью самого общества, постоянно развивающегося.
     Системный подход к изучению государственного управления позволяет представить его функционирование нескольких сложных социальных систем. Условно назовём их:
     - система управляющая – государство  как определяющий субъект управления;
     - система управляемая – компоненты  общества, подверженные государственному  воздействию как объекты управления;
     - система взаимодействия – различные  институты государства и общества, реализующие связи: прямые и  обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие. Сущностной характеристикой этой системы является наличие в ней разного рода отношений: субъектно-субъектных, субъектно-объектных. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей государства.3
     Важнейший системообразующий фактор – взаимодействие системы с окружающей внешней  средой. Управление связано с восприятием  множества сигналов, поступающих  из быстроменяющейся социально-экономической среды.
     Однако  следует подчеркнуть, что недостаточно просто констатировать взаимодействие системы государственного управления и её обмен ресурсами с внешней, общественной средой. Методологически  важно осмыслить: главной, конечной целью (предназначением) управляющей системы является не её собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей, интересов, ожиданий. В этом – уникальность и особая значимость связей государственного управления с обществом. Внешняя среда, а точнее сказать, среда обитания системы государственного управления – это первичное, это те силы, факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, которые оказывают непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питают его ресурсами или блокируют управленческие решения (действия) в случае неготовности к ним общества. В данной связи можно сказать: каково общество, такова (производная от него) система управления им. Развивается общество – реформируется управление. Система государственного управления, соответствующая обществу, должным образом реагирующая на происходящие в нём изменения, может быть определена как рациональная.
     Развивающееся общество формирует свои потребности  как социальный заказ системе  управления.
     Потребности трансформируются в интересы (т.е. потребности, осознанные и адресованные какому-либо субъекту, способному их удовлетворить); интересы в свою очередь принимают форму требований.
     Требования по содержанию могут быть: распределительными (относительно ресурсов – природных, денежно-финансовых, людских, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи, разного рода услуг); регулировочными (контроль за рынком, производителями, безопасностью); коммуникативными (предоставление информации, возможностей демонстраций, митингов). Поскольку представления различных групп населения о справедливом распределении ресурсов не совпадают, требования могут накапливаться, перегружать, дестабилизировать систему управления: создаётся ситуация нестабильной системы управления. Накапливание требований, иными словами государственных политических и административных структур к интересам и потребностям социальных групп, что характерно для закрытой политико-административной системы, неадекватно реагирующей на требования общества, веление времени.
     На  уровне входа необходима для управляющей  системы также и поддержка  со стороны общества, ресурсная «подпитка» для реализации требований. Поддержка возможна материальная и нематериальная, она является формой выражения лояльности, благожелательности к власти, режиму и означает усиление управляющей системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправное выплачивание налогов, законопослушание, признание и следование директивам властей, проведение демонстраций в поддержку политики и решений правительства.
     В случае, если требования перегружают  управляющую систему, а поддержка, возможности общества, ресурсное обеспечение недостаточны, то неизбежны кризисные ситуации в управлении, ибо политика и управление – искусство возможного.
     Главным результатом функционирования системы  государственного управления, создающим  эффект на выходе системы, являются управленческие решения и действия. Они могут носить политический общезначимый характер или на выходе появляются властные административные решения исполнительных органов; касаться вопросов распределения или перераспределения  собственности, государственного имущества, ценностей, ресурсов, укрепление правопорядка и законности, защиты прав и свобод граждан; быть в форме новых правовых нормативных актов (законов, указов, постановлений), инвестиций, ассигнований на конкретные нужды. При этом чрезвычайно важно, чтобы:
     1. Управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия, иначе систему управления и в целом государство трудно назвать правовым. Здесь уместно выделить принципиальный и специфический для управления момент: если в обществе (управляемой системе) какой-либо субъект права (физическое или юридическое лицо) вступает в отношения с другими субъектами права, он может действовать согласно формуле «можно всё, но что не запрещено законом». В то же время субъект, должностное лицо управляющей системы при воздействии на управляемые объекты руководствуется ограничительной формулой – «можно только то, что разрешено законом». Закон и инструкция не могут вместить всё многообразие жизни. Отсюда усмотрительная управленческая деятельность. Она создаёт как возможность злоупотребления властью, так и возможность творческого управляющего воздействия в интересах человека.
     2.Управляющая система может стабильно функционировать только как открытая система по признаку «вход – выход», когда каждому сигналу, поступающему на вход системы, соответствует отклик, выходной системы. Конечно, степень открытости может быть различной, она зависит от объективных и субъективных факторов. К первым относятся естественные ограничения, обусловленные необходимостью соблюдать государственную, служебную, профессиональную тайну; ко вторым – ограничения надуманные, бюрократические.
     Адекватность  управления возможностям и запросам общества – одна из закономерностей  системы государственного управления. Её нарушение заметно обществу: управляющая  система начинает работать на себя, бюрократия становится «глухой», власть используется чинами для чинов, а не для людей, политические решения государственной власти становятся непонятными, неприятными. Это неизбежно рождает процесс стагнации управляющей системы, а в обществе появляются силы, желающие «помочь» ей умереть. Если управленческие решения и действия (политические или административные) не устраивают общественную среду, то информация об этом поступает в систему управления и необходимы переориентировка усилий, изменение задач и тактики. Это – одно из условий самосохранения системы. В целом, прямые (непосредственное влияние государства на объект) и обратные (сотрудничество, взаимодействие не только реакции на управляющее воздействие, но и постановка вопроса об их создании) связи выполняют роль регулятора, компаса, настройки обеспечивают качество, эффективность управляющего воздействия.
     Итак, государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 4 

                1.2 Цели государственного управления.
          Сформулировать и обосновать цели государственного управления – это крайне сложная и ответственная задача. Поскольку цель определяется субъектом управления осознанно, то наряду с рациональным моментом она содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Поэтому нерациональный  элемент всегда присутствует в цели, её нельзя взять в объективной действительности в готовом виде, а нужно определить и надлежащим образом сформулировать, доказательно обосновать. На данный процесс влияют прошлый опыт, имеющиеся средства, наиболее актуальные потребности.
          Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать по приоритетности, но учесть все потребности и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть их возможные изменения.
          Можно сказать, что цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учёта их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей, интересов.5
          Народ на государственном уровне  по существу никогда не выступал  субъектом формирования целей  государственного управления, обычно  ему отводилась роль средства реализации субъективистских целей. В нашей отечественной истории механизм выработки политики существовал за кулисами общественной жизни.
          Переход к подлинной (не декларируемой)  демократии предполагает, прежде  всего, изменение технологии  определения целей государственного управления. Государственная власть в демократическом правовом государстве должна предлагать обществу открытую политику. Нужны прозрачный расчёт, изучение потребностей и возможностей, гласность в определении приоритетов общественного развития. Таким образом, открытость, прозрачность, гласность – основные принципы целеполагания в государственном управлении.
          Существует системообразующие моменты  выдвижения целей перед государственным  управлением:
          1. Общественные источники возникновения и фиксирования государственного управления.
          2. Субъективная сторона целеполагания  и вызываемая её относительность  и открытость сформулированных  целей государственного управления. Необходим механизм целеполагания: футурология – прогнозирование – программирование – планирование – выбор необходимых действий – реализация этих действий.
          3. Иерархия целей государственного  управления (древо целей).Древо целей включает в себя: стратегические цели (основные,связаны с качеством общества, его сохранением или преобразованием),оперативные цели 9фиксируют крупные блоки по достижению стратегических) и тактические (ежедневные). 6
           Построение абсолютное иерархии  целей государственного управления, конечно, проблематично. Это всегда лишь субъективные оценки, кажущиеся оптимальными в современных, вполне конкретных условиях функционирования системы или её органов управления, которые могут приближаться к действительно оптимальным по мере изучения жизни, общества.7
          По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:
    общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
    социальные, отражающие влияние общественно политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения её элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
    духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;
    экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
    производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
    организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;
    деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, службам и рабочим местам;
    информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
    разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.8
         Разумеется, данная иерархия целей государственного управления во
многом  условна, является предметом  логических размышлений, но она создаёт известный  ориентир, «шкалу отсчёта» в данном вопросе и позволяет оценивать  управленческую практику с точки зрения того, что она даёт обществу и какие в нём осуществляет цели.
         И в завершении этого вопроса хотелось бы отметить ресурсное обеспечение целей государственного управления:
        1. Ресурсы права – система законодательства (меняются от поставленных целей).
         2. Ресурсы демократии – связаны  с политикой.
         3. Ресурсы организации – для цели необходимо создать единицу организации.
         4. Ресурс знания – инновационно-технологические  возможности общества.
         5. Природные ресурсы
         6. Человеческие ресурсы – возобновляются  очень медленно, легко деградируют.  

               1.3 Функции государственного управления.
         Функция – это производная, вторичная категория по отношению к целям. Каждый государственный орган выполняет определённую часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов государственного управления, то есть конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.
        Функция управления – это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последнее реагируют и воспринимают.
         Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию со стороны государства. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей.
         Функции государственного управления  тесно связаны с общественными  функциями государства и отражают  способы осуществления последних.  Если общественные функции государства  раскрывают, в чём заключается  его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают, как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом оно их осуществляет.9 Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства как целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определённый вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим, типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих функциях различных государственных органов, их звеньев и подсистем.
          Как известно, государство имеет  сложную иерархию органов, вследствие чего необходимо управление самой этой управляющей системой. Причём порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места приложения воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.
          Внутренние функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, а в нём – его должностному лицу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.
          Внешние функции управления выражают непосредственно процесс воздействия государственных органов на общественные процессы (управляемые объекты). В них – основной смысл и содержание государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой – особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.10
          По критерию содержания, характера  и объёма воздействия функции  управления делятся на общие  и специфические.
          Общими являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.
          Планирование – непрерывный процесс установлений и конкретизации целей управления, развития государства и его структурных подразделений, определение средств их достижения, последовательность реализации и распределение ресурсов.
          Организация – нацелена на то, чтобы претворить поставленные цели в жизнь.
          Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей государства.
          Контроль – процесс обеспечения достижения государством поставленных целей.11
          Специфические функции управления отражают особенное содержание отдельных воздействий, обусловленное разнообразием многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов.12
          Итак, функция государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.13  

                1.4 Принципы государственного управления.
          Выделение и гносеологическая характеристика общесистемных принципов государственного управления требуют глубоких и целенаправленных исследований. Эта попытка представить в логической последовательности те закономерности, отношения и взаимосвязи, которые проистекают из зависимостей природы общества и государства и значимы для всего государственного управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.
          1. Принцип объективности государственного управления является исходным и обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:
    характера, уровня развития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами;
    общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;
    наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению  в управлении;
    внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определённого системного общественного явления.
          Принцип объективности отражает  также широкий круг закономерностей,  отношений и взаимосвязей организации,  функционирования и развития  государственного управления, связанных  с преломлением и реализацией в нём целей, объективных условий и субъективного фактора общества. Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими , волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону, тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих взаимодействий.
          2. Принцип демократизма. Утверждение этого принципа является результатом многовековой борьбы народов за признание их носителями суверенитета и единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении. Это сложный и многогранный принцип, требующий прежде всего установление глубоких и постоянных взаимосвязей между обществом и государством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления).
          3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обуславливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Причём не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей.
          4. Принцип законности государственного управления. В самом деле, если правовая упорядоченность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности, то она может быть практически осуществлена лишь при установлении в государственном управлении ясного в понимании и последовательного в реализации режима повсеместного и полного исполнения законов и нормативных актов. Без законности нет правового государства. Принцип законности влечёт за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации, во-вторых, принцип законности обуславливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти, в-третьих, он требует чёткого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов, и, в-четвёртых, служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащий.
          5. Принцип разделения власти в государственном управлении. Иногда данный принцип понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к простому разделению деятельности в области государственного управления. Между тем он имеет глубинное социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу. Надо не бояться разделения власти, а проводить его неуклонно сверху и донизу и таким способом, чтобы каждая «ветвь» власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.
          6. Принцип федерализма государственного управления. Он содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Использование последнего позволяет проводить децентрализацию деконцентрацию государственного управления, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан. Современные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит инициатива и творчество, также обуславливают необходимость построения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответственности человека.
          Федерализм – требование времени  и реальный способ успешного  решения инновационных задач  будущего, поэтому стоит учиться  использовать его потенциал.14
          7. Принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую государственность и обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами. Этот принцип включает в себя:
    доступность государственного управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов и участия в их деятельности;
    открытость (она более ёмкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти;
    общественный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами;
    судебный контроль за соблюдением в процессах государственного управления конституционно закреплённых интересов общества, прав и свобод граждан.
         Большую и сложную группу составляют  структурные принципы, среди которых  представляется возможным выделить  следующие:
           1. Структурно-процессуальные принципы дают представление об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и имеющих широкое применение, относятся принципы:
    соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации;
    конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за её результаты;
    стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности.
         2. Структурно-целевые принципы государственного управления,  отражающие закономерности. Отношения и взаимосвязи рационального построения «древа» целей государственного управления, включают в себя принципы:
    согласованности целей государственного управления по основным параметрам, их непротиворечивость друг другу;
    взаимодополняемости целей, при которой одна цель способствует другой и её усиливает;
    подчинения частных, локальных целей общим (стратегическим) – иерархию целей в «древе» целей государственного управления;
    превращение результатов реализации одних целей в источник других – последовательность в движении по достижению всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;
    распределённости целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных органов – обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления;
         3. Структурно-функциональные принципы государственного управления, характеризующие закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления. В их числе можно выделить следующие принципы:
    дифференциации и фиксирования функций путём издания правовых норм – закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти;
    совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках  компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;
    концентрации, обусловливающий необходимость предоставления определённому органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;
    комбинирования, направленный на то, чтобы определённая совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не не допускала дублирования и параллелизма;
    достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;
    соответствия управляющих воздействий реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.
         4. Структурно-организационные принципы государственного управления, связанные с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления. Среди них выделяются такие принципы, как:
    единства системы государственной власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;
    территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;
    многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;
    сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спецификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти;
    и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru