На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическая ситуация в г.Таганроге

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
«РИНХ» 
 
 
 
 

ДОКЛАД
Тема:  «Экологическая ситуация в г.Таганроге» 
 
 

                                                                                         
 
 
 
 

Выполнила студентка:
         Назарчук Яна
Факультета  КиМ
Группы  211тов
Руководитель:
 Фролов Михаил Юрьевич 
 

                                                                      
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2010
Содержание: 

    Введение.
    Острые экологические проблемы.
    Экологические мероприятия.
    Экосистема Азовского моря, Таганрогского залива.
        Проводимые очистные мероприятия.
    Заключение.
    Список литературы.
 
 
 
 
 
 
1.Введение 

     Таганрог - второй по величине город в Ростовской области, расположенный на северном побережье Таганрогского залива Азовского моря. Удаленность его от устья реки Дон, с одной стороны, и от границы с Украиной, с другой стороны, составляет порядка 50 км, удаленность от Москвы – 950 км, от Ростова-на-Дону - 70 км. Площадь города – 80 кв.км, население – более 260 тысяч человек. 
 

2. Острые экологические  проблемы 

Экологическую обстановку, в целом, в городе Таганроге  можно охарактеризовать как кризисную: напряженная устойчивость экосистем, катастрофическая сельскохозяйственная нагрузка, воздух сильно загрязнен, большая  транспортная нагрузка, плохое состояние  здоровья населения.
    Количество  загрязняющих веществ, поступающих  в атмосферу, в среднем составляет 32,576 тыс.т. Из них выбросы в атмосферу от предприятий составляют 10,474 тыс.т. Загрязнения от транспорта - 26,595 тыс.т. (третье место после Ростова Н/Д и Шахт).
     Наибольшие выбросы производятся АО "Таганрогский металлургический завод", АО "Таганрогский комбайновый завод", АО "Красный котельщик", Таганрогское авиационное объединение. 

    В апреле компания «Югтранзитсервис» подписала соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2007 год с администрацией города Таганрога (Ростовская область). Видимо, ЮТС все-таки решил, по крайней мере на год, одну из громких экологических проблем Юга России — воздействие принадлежащего ему мазутного терминала на экологию города. Если месяц назад мэр Таганрога Николай Федянин под давлением общественности грозил закрыть терминал через суд, то после подписания соглашения в горадминистрации отмечают, что ЮТС «устранил замечания контролирующих органов» и «угрозы заражения окружающей среды почти нет».
      Мазутный терминал компании «Югтранзитсервис» (один из крупнейших российских экспортеров зерна) получил скандальную известность в начале прошлого года, еще на стадии завершения строительства. Тогда по поручению губернатора Ростовской области Владимира Чуба контролирующие органы проверили этот масштабный проект, расположенный в Таганроге — одном из крупнейших городов Ростовской области на берегу Азовского моря. Инвестиции в строительство составили около $20 миллионов (520 миллионов рублей). Оказалось, что претензии к терминалу есть практически у всех «причастных» федеральных и региональных ведомств: управления Росприроднадзора и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, областного комитета по охране окружающей среды, Донского бассейнового управления, ФГУ «Азчеррыбвод» и других.
     Были вопросы к ЮТС и у администрации Таганрога, например, почему санитарная зона между терминалом и жилыми домами не достигает и 400 метров, а местами сужается почти до 100, хотя должна составлять минимум 500. Но этот вопрос потонул в хоре рассуждений на тему, действительно ли терминал построен с нарушениями или это пример того, как власть оказывает давление на бизнес?
     Бывший в ту пору гендиректором ЮТС Кирилл Подольский (по решению собрания акционеров в ноябре снят с этой должности — «ЮР») признал, что рассчитывал получить все согласования по ходу строительства. За два месяца компания исправила порядка 700 нарушений. Понятно, что исправить нарушения, которые волновали таганрогскую мэрию, было в принципе невозможно. Нельзя же увеличить санитарную зону между кварталом пятиэтажных домов и фактически построенным терминалом.
     Тем не менее межведомственная комиссия при администрации области разрешила завершить объект, и в июле терминал был пущен в эксплуатацию. Таганрог остался с мазутной проблемой один на один. 

Социальный фактор: 

      Горожане начали жаловаться в мэрию, что со стороны порта периодически доносится резкий, неприятный запах «тухлых яиц» (такой запах имеет сероводород). Некоторые жители рассказывали в эфире местных телекомпаний, что, когда ветер неблагоприятный, они, спасаясь от запаха, по нескольку дней не открывают даже форточек.
     Но многочисленные жалобы получили юридическое подтверждение лишь однажды. В ноябре прошлого года лаборатория Роспотребнадзора зафиксировала на границе санитарной зоны превышение допустимых норм по нескольким компонентам загрязняющих веществ. В том числе сероводорода.
     Мэр Николай Федянин с целью разобраться в ситуации создал межведомственную комиссию, которая проработала две недели, а потом провела итоговое заседание. Обсуждение выдалось горячим, защитники и противники терминала так и не смогли договориться.
     Замгендиректора ЮТС Сергей Чернер извинился за неприятный запах и объяснил, что его причиной является мазут с высоким содержанием сероводорода из Астраханской области. Он заявил, что поставки из этого региона прекращены и запаха больше не будет. К тому же, по его словам, вызывающие запах вещества для здоровья людей не опасны.
     Главный специалист таганрогского отдела Роспотребнадзора Олег Лях возразил, что сероводород для человеческого здоровья опасен, и что главной причиной неприятного запаха является вовсе не астраханский мазут.
— Астраханский мазут был отгружен, пошли поставки из других регионов, а запах все  равно остался. Он возникает, прежде всего, из-за используемой при перевалке  технологии (доведение мазута до жидкого  состояния путем нагревания —  «ЮР»), — пояснил Лях.
     Звонки и обращения в мэрию не прекратились и в этом году. Причем не только по поводу зловония. Подъездная железная дорога к терминалу пролегает вдоль Пушкинской набережной, которая является одним из популярных городских мест отдыха. Почти каждый день несколько десятков цистерн с мазутом частично перекрывают доступ к набережной.
А до этого мазутные составы успевают, так как ветка  расположена в черте города, создать  автомобильные «пробки» на трех оживленных развязках Таганрога.
        В феврале в мэрии по поводу терминала прошли общественные слушания, собравшие около 400 человек. И хотя топ-менеджер ЮТС в очередной раз заверил, что компания тратит огромные средст ва на экологическую безопасность, а представитель Роспотребнадзора заявил, что последующие пробы не выявили повышенного содержания загрязняющих веществ, жители все равно требовали закрыть терминал. На что мэр Николай Федянин пообещал: «если надо будет, закроем через суд».
      Оказалось, что мэрии, в отличие от жителей, это все-таки не надо. В апреле горадминистрация и ЮТС подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве на 2007 год. ЮТС обязался перечислить городу почти 25 миллионов рублей (причем часть из них не в виде налогов, а во внебюджетные фонды) и затратить на решение различных социальных проблем Таганрога еще 15 миллионов рублей. Город обещал компании административную поддержку в вопросах включения в различные программы, землеотвода и так далее. Поддержка мазутному терминалу была оказана, как говорится, здесь и сейчас.
— Компания устранила  замечания экологических служб  и контролирующих органов, применила  технологические новинки, и сегодня  угрозы возможного заражения окружающей среды практически нет, — звучит официальное заявление горадминист­рации по поводу терминала.
      Видимо, можно констатировать, что мазутную проблему ЮТС, по крайней мере, на этот год решил. Хотя запах, «пробки» в центре города и цистерны на Пушкинской набережной остаются. 

Как в ЮФО  «замораживают» терминалы 

       В 1999 году компания «Азовпродукт» начала строительство в Азове (Ростовская область) метанолового терминала. Первой проблемой инвестора стали разногласия с властями города. Мэрия выдала разрешение на строительство сроком на один год, а когда компания не уложилась, потребовала прекратить работы. Пока «Азовпродукт» через суд устранял это препятствие, закончилось действие государственной экологической экспертизы. Все пролонгации фактически остановили строительство до 2003 года.
     Когда проект был продолжен, именно недовольство жителей Азова и экологов заморозило второй раз терминал на неопределенный срок. Только летом 2003 года жители провели около 30 митингов и пикетов в знак протеста. В итоге министерство природных ресурсов приостановило строительство. Компания еще несколько раз проходила экологическую экспертизу и через суд добивалась разрешения на продолжение строительства. В 2006 году работы были продолжены, но срок их окончания пока остается тайной.
     В 1999 году «Тольяттиазот» (ведущий производитель аммиака в России) начал строить на Таманском полуострове аммиачный терминал проектной мощностью 6–8 миллионов тонн в год. Строительство с самого старта сопровождалось протестами экологических организаций.
В 2001 году был  разработан проект строительства торгового порта «Тамань» у мыса Железный Рог, как раз в районе терминала «Тольяттиазота». Эта компания вошла в пул инвесторов. В 2004 году, именно при осуществлении совместного проекта, экология стала для «ТоАза» серьезной проблемой. Руководство «Тольяттиазота» тогда давало понять, что администрация Краснодарского края использует претензии природоохранителей для давления на компанию.
      Как бы там ни было, а в июне 2004 года вице-губернатор Александр Ремезков подписал постановление, которым изымал у «ТоАза» 175 из отведенных ранее 230 гектаров, причем вместе с уже построенными объектами инфраструктуры. В октябре другой замгубернатора, Олег Безродный, издал распоряжение о приостановке строительства аммиачного терминала. Официальной целью обоих актов было устранить многочисленные нарушения законодательства, в том числе природоохранного и земельного.
      Уже в марте 2005 года по компании прошелся сам губернатор Александр Ткачев, который рассказал журналистам о 22 нарушениях, которые допустил «ТоАз» при строительстве. Однако вскоре власть и бизнес помирились: «Тольяттиазот» оспорил в суде постановления Олега Безродного, а администрация признала его права на построенную инфраструктуру. Правда, объекты «ТоАза» до сих пор заморожены из-за отсутствия Генплана порта и, предположительно, нехватки средств. 

3. Экологические  мероприятия 

      В 2009 году работа по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов проводилась в рамках Плана мероприятий по охране окружающей среды города Таганрога на 2009 г. и Плана мероприятий развития инновационной научно-технической деятельности в городе Таганроге в 2009 г.
      По предварительным итогам, на природоохранные мероприятия в рамках действующих городских программ было направлено более 82 млн.руб., в том числе на охрану атмосферного воздуха - более 59 млн.руб.
      Существенный вклад в сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу путем модернизации оборудования, оснащения источников выбросов пыле-газоочистными установками внесли предприятия: ОАО «Теплоэнерго» (затраты составили 18 млн.руб.); ОАО «Прибой» (28,8 млн.руб.); ОАО «Тагаз» (9,6 млн.руб.); ОАО «ТКЗ «Красный котельщик» (1,7 млн.руб.); ОАО «ТСРЗ» (1 млн.руб.), ОАО «ТАГМЕТ» (846 тыс.руб.) и др.
   
 Таганрогский металлургический завод стал победителем международного конкурса "Золотая медаль "Европейское качество" в номинации "100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент". Конкурс проводится Международной Академией Качества и Маркетинга при участии Ассоциации производителей качественной продукции России. По итогам конкурса ТАГМЕТ награжден Золотой медалью "Европейское качество" и дипломом за достижения в области экологии.
       Проведены пуско-наладочные работы по установке дополнительной стационарной комплексной лаборатории «Пост» по контролю за состоянием атмосферы. «Пост» установлен в районе ул.Чехова на территории ТТИ ЮФУ при участии представителя ГУ «Ростовский ЦГМС–Р», ТТИ ЮФУ, ОАО «ТСРЗ» и специалистов отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Таганрога. Наблюдения на данном посту проводились уже в ноябре-декабре 2009 г., и данные Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды показали, что уровень загрязнения воздуха оксидом азота, оксидом углерода и сероводорода в этой части города не превысил санитарно-гигиенический норматив качества.
      Комплексный подход к благоустройству и озеленению города способствовал улучшению качества состояния атмосферы. Индекс загрязнения атмосферы в Таганроге постоянно снижается: он в 1,5-2 раза ниже, чем в таких городах Ростовской области как Ростов-на-Дону, Волгодонск и Азов.
      Утвержденные в 2009 году постановлением Администрации Таганрога «Правила охраны зеленых насаждений» также дали свои результаты. Резко сократилось количество самовольных несанкционированных рубок и повреждений деревьев и кустарников. В бюджет города в качестве возмещения вреда окружающей среде поступило 842,349 тыс.руб., деньги пошли на реконструкцию городского зеленого фонда. По решениям суда удовлетворены иски администрации на сумму 713,645 тыс.руб.
      Одним из основных проблемных вопросов при доказывании обстоятельств в судебных органах является отсутствие инвентаризации городского зеленого фонда и, как следствие, реестра зеленых насаждений. Инвентаризация должна быть выполнена созданным в 2009 году МАУ «Зеленый мир», на баланс которому переданы городские зеленые насаждения.
      В отчетном периоде были приняты все необходимые меры для поддержания городских памятников природы – 8 уникальных деревьев. Это позволит сохранить дендрологическое украшение города. Выполнена оценка состояния охраняемых ботанических объектов растительного мира и оформлены паспорта по каждому памятнику природы, установлены три информационных аншлага. Оборудование охранных зон предупредительными и информационными аншлагами будет способствовать сохранению особо охраняемых территорий Таганрога – ботанических объектов растительного мира. 

      В соответствии с Лесным кодексом РФ в плане мероприятий по охране городских лесов были разработаны ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу объема древесины Таганрогского городского лесничества. Право собственности на участки лесных урочищ зарегистрировано в органах юстиции. Организация муниципального лесного контроля в соответствии с законодательством предусмотрена с 01.01.2010 г.
      По разделу «Охрана водных объектов. Берегоукрепление» Плана мероприятий по охране окружающей среды города Таганрога в 2009 г. было затрачено около 5 млн.руб. ОАО «Тагмет» выполнены предпроектные работы по разработке проекта рекультивации шламонакопителя и территории шлакового отвала на общую сумму 1,2 млн.руб. ОАО «ТМТП» на проектирование очистных сооружений ливневой канализации было затрачено 2,4 млн.руб. С целью исключения загрязнения почвенной поверхности в центральной части города МУП «Управление «Водоканал» выполнены работы по разработке проектно-сметной документации на санацию напорных коллекторов от КНС «Восточная». Затраты на разработку проекта составили 1 млн.руб.
      Для отработки механизма ведения кадастра отходов производства и потребления Таганрог был включен в пилотный проект Ростовской области. В Администрации Таганрога установлено программное обеспечение, ведется накопление и обработка данных. В Таганроге имеется семь накопителей и полигонов размещения бытовых и промышленных отходов, о которых собрана подробная информация, балансодержателями ведется мониторинг их влияния на окружающую среду. Проведена оценка применяемых на территории города технологий утилизации и переработки отходов. Начата обработка перечня данных об образовании и перемещении отходов на 122-х городских предприятиях. Полученные результаты будут распространены на другие территории области.
       В 2009 году были реализованы 35 экологических проектов по повышению экологической культуры населения, в особенности молодежи. В мероприятиях приняли участие более 5000 человек из 30 муниципальных школ, 5 колледжей и лицеев, 6 профессиональных училищ, 12-ти городских и 9-ти школьных библиотек, а также при участии Станции юных натуралистов, Городского научно-методического центра, Дома детского творчества, кафедры химии и экологии ТТИ ЮФУ, кафедры естествознания ТГПИ и 7 общественных экологических организаций. 138 участников мероприятий награждены благодарственными письмами и грамотами. Шесть победителей мероприятий были награждены денежными премиями, 114 участников - памятными сувенирами и подарками.
       В 2009 году разрабатывалась программа мониторинга состояния атмосферного воздуха и программа мониторинга отходов производства и потребления на территории Таганрога. Общая стоимость проектных работ составила более 2,2 млн.руб. Проект включает в себя программно-технический комплекс «Воздух Таганрога» и «Отходы Таганрога». Специалисты отдела прошли обучение основам работы с методиками, программными продуктами, оборудованием и приборами для ведения мониторинга атмосферного воздуха и отходов.
     В 2010-2011 гг. планируется внедрение проекта в деятельность Администрации города, что, безусловно, поднимет работу на новый качественный уровень. Будет формироваться единый городской фонд экологических данных, разработанное и применяемое программное обеспечение позволит оценить суммарный фактор воздействия на окружающую среду, характерное для экономики города, получить информационный портрет экологической обстановки в целом. Инновационный проект нацелен на обязательную интеграцию в региональную систему экологического мониторинга Ростовской области.
     Помимо реализации городских экологических программ проводилась работа по наполняемости бюджетов различных уровней, в результате которой:
- отчисления  городскими предприятиями - недропользователями налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых за период с 01.01.2009 г. по 30.11.2009 г. в областной бюджет составили 117,9 тыс.руб.;
- платежи за  негативное воздействие на окружающую  среду в бюджет города Таганрога  составили 11497 тыс.руб., в бюджет области - 11497 тыс.руб., в федеральный бюджет 5748,5 тыс.руб.;
- штрафы, наложенные  Административной комиссии при  Администрации г.Таганрога, за нарушение в области охраны окружающей среды, природопользования и благоустройства территории города составили 155,7 тыс.руб. (областной бюджет);
- возмещено в  бюджет города Таганрога в  качестве вреда окружающей среде  в результате уничтожения зеленых  насаждений 842,349 тыс.руб.;
- штрафы по  результатам госконтроля по совместным  проверкам с Ростобкомприродой (за 9 месяцев 2009 г.) – 913 тыс.руб. (областной бюджет). 

Основные экологические  проблемы, требующие решения в 2010-2011 гг.:  

- завершение  капитальных работ по берегоукреплению и противооползневым мероприятиям на побережье Азовского моря в районе балки Валовая и балки Черепаха (благоустройство береговой полосы в районе гостиницы «Приазовье» и санатория-профилактория «Тополь»);
- инвентаризация  зеленых насаждений, находящихся  на балансе МАУ «Зеленый мир»;
- организация  осуществления муниципального лесного  контроля;
- строительство  нового полигона и завода по  переработке ТБО по Мариупольскому  шоссе;
- реализация  работы по расчисткам малых  рек;
- проектирование  и строительство локальных очистных  сооружений на выпусках ливневой  канализации в природные водные  объекты (Распоряжением Правительства  РФ №742-р от 31.05.2004 г. были утверждены  «Основные направления развития  водохозяйственного комплекса России  до 2010 года», в них определены  цели, задачи и меры по государственной  поддержке развития водохозяйственного  комплекса, в том числе повышение  роли государства в охране  водных объектов за счет строительства  систем и сооружений для сбора и очистки ливневого стока с территорий поселений);
- внедрение инновационного  проекта 1-ой очереди городской  автоматизированной системы экологического  мониторинга состояния окружающей  среды в деятельность Администрации  города Таганрога. 

4. Экосистема  Азовского моря, Таганрогского залива. Проводимые очистные мероприятия.
    Азовское море — уникальный природный объект. Важность сохранения его в чистом виде очевидна. Каждый из нас понимает, что наше море является источником как материального, так и духовного богатства.
      Каждый день ученые Южного центра российской Академии наук ставят сети в акватории Таганрогского залива, чтоб составить картину морской популяции. Каждый свой выход в залив сотрудники Южного центра российской Академии наук согласуют с пограничниками. Предупреждать об отходе и заходе - обязательно дважды в день. Единственные места в море, где разрешена ловля и только в научно-просветительских целях называются "официальные точки". На эти точки, где можно ловить рыбу, обычно отправляются по утрам. Если ветер западный - добрый знак, значит улов в этот день будет хороший.
     Хороший - это в среднем 30 рыб, пойманных в одной сети. 95 процентов из них, как говорят ихтиологи, рыбы чужеродные. Пеленгасы, караси, дальневосточные амуры. Последние обычно "сбегают" с местных рыбных хозяйств. Аборигенов почти не осталось. Коренная рыба попадается раз в три-четыре месяца. Это в лучшем случае.
    Эта реальная картина не так благополучна, как еще несколько десятилетий назад. Почему - выясняют уже на берегу. Студенты-практиканты самостоятельно проводят биологический анализ пойманной рыбы. Измеряют длину, вес, определяют возраст и пол. Таким образом вырисовывается картина популяции. А еще факторы, на нее влияющие. Плохая экология и браконьеры - основные из них.
    "Существуют еще множество факторов, которые влияют на количество. Тот же лещ уменьшается в десятки и сотни раз за каждые десять лет. Это все очень печально", - рассказал студент ЮФУ Евгений Погорелов.
     Если не позаботится об этой проблеме сегодня, то завтра рыбы может не быть вовсе, бьют в набат ихтиологи. Местной практически не осталось. С завезенной ситуация чуточку лучше. Единственное место, где все благополучно - экспериментальная база научного центра, где рыбу выращивают в искусственных условиях. 

    Со стоком реки Дон в Таганрогский залив в 1996 году поступило соединений азота и фосфора 33 тыс.т. и 4 тыс.т. соответственно, пестицидов 0,34 т., нефтепродуктов - 5980 т., железа 910 т., марганца 55 т., цинка 312 т., хрома 47 т., меди 146 т., свинца 21 т., кадмия 3 т., ртути 6 т.
     В  целом уменьшилось поступление  железа и марганца, но увеличилось  поступление нефтепродуктов, это  связано с аварией нефтепровода  на реке Б. Крепкая.
    Уменьшение  поступления загрязнений (поступающих  со сточными водами) положительно  сказалось на условиях обитания  рыб и других гидробионтов.
    За  последние годы в бассейне  Азовского моря проведена значительная  работа по предотвращению загрязнения  моря и впадающих в него  рек. Осуществлен ряд водоохранных мероприятий на предприятиях и в населенных пунктах, расположенных на побережье Азовского моря: в Таганроге, Жданове, Бердянске и др. В бассейне Азовского моря создана эффективная система контроля и санкций, обеспечивающая необходимый прогресс водоохранных мероприятий.
     Основной  источник загрязнения Азовского  моря-реки бассейна, в которые  сбрасывается значительное количество  недостаточно чищенных промышленных  и хозяйственно-бытовых стоков, а  также возвратных вод с полей  орошения. Процессы самоочищения  в водотоках бассейна идут  с недостаточной интенсивностью, вследствие чего поступившие  со сточными водами органические  токсиканты не успевают минерализоваться в пределах водотока и около половины их объема поступает в Азовское море. Прибрежные воды Азовского моря, в которые непосредственно поступают сточные и речные воды, содержащие вредные вещества, испытывают наиболее сильное влияние загрязнения и отличаются более высокими концентрациями загрязняющих веществ по сравнению с водами открытой части моря. Необходимо отметить, что эти концентрации меняются от года к году как в зависимости от величин сбросов сточных вод, так и под влиянием течений, весьма изменчивых во времени.
     К  наиболее распространенным компонентам  загрязнения относятся нефтепродукты,  фенольные соединения, детергенты, пестициды (хлор и фосфорорганические  ядохимикаты).
    Содержание  солей тяжелых металлов в пелагиали  моря находится на уровне естественного  геохимического фона и значительно  ниже предельно допустимых их  концентраций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.