На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

25.05.2012

Описание (план):


          ВВЕДЕНИЕ

 
      Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней.
      Сегодня интерес образованных людей к  экономике (экономической теории или  политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Видный американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует от читателя, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, выносливости верблюда и терпения святого.
      Сутью термина «политическая экономия», в марксистской интерпретации, является изучение общественных отношений, формирующихся в процессе воспроизводства, и здесь имеются в виду прежде всего классовые отношения. Вся экономическая и политическая история XX в. показывает, что классовый подход в экономической теории грешит односторонностью, а попытка построения общества на его методологической базе заводит в исторический тупик. Абсолютный приоритет в общественном развитии могут и должны получить общечеловеческие ценности.
      Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л.Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».
 

1.Зарождение экономической  теории.

1.1. Зарождение экономической мысли.
История экономической мысли началась в  весьма отдаленном прошлом - в эпоху  становления человеческой цивилизации. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Первые зачатки экономики появились  в первобытном обществе, когда возник обмен между общинами продуктами труда, в целях обеспечения элементарной жизнедеятельности. Это была  хотя и не развитая, но все же экономика, поскольку экономика –это взаимоотношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг,  способы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека, экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ в условиях ограниченных ресурсов, без которой были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов.
Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физическим и интеллектуальным параметрам человека. Можно сказать, что, будучи творением человека, новые средства производства в свою очередь преобразуют труд, придавая ему соответствующие своему новому уровню профессионально-квалификационные качества.
        Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познавалось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политики, религия, наука, искусство. 
 
 
 

      Экономические учения Древнего мира.
Истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей Древнего мира, прежде всего  стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации. Экономические идеи древности, в основном, отражались в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. 
Одним из крупных древневосточных рабовладельческих государств было Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи, правившего там с 1792 по 1750 гг. до нашей эры, охраняли экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность. Они ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческого государства. Эти законы предусматривали мелочную регламентацию торговых сделок, что свидетельствовало о недостаточном развитии товарно-денежных отношений и господстве натурального хозяйства. 
В Китае экономические теории нашли отражение в конфуцианстве. Идеолог Китая Конфуций защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права – социальную, нравственную и юридическую философию. Конфуций различает "великую общность" (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он все же в конечном итоге отдает предпочтение ей. Поэтому Конфуций оправдывает сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой. Конфуций исходил из того, что источником богатства является труд и богатство государя должно основываться на богатстве народа.

 Другой  выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что "накопленным богатством" должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут пользоваться правом частной собственности на землю.
Экономическим учением древней Индии, дошедшим до наших дней, является работа “Артхашастра”, царя Чандрагупты I. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия. В его работе находит отражение проблема “стоимости вещей”. Величина стоимости определяется количеством “дней работы”, а вознаграждение – в строгом соответствии с результатами труда. Автор отличает рыночную цену от стоимости, указывая, что конкурирующий покупатель “увеличивает цену на товар, делая ее выше действительности”.
      Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом.
Ксенофонт (430-335 г.г. до н.э.) - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости. И, что очень важно, признавал кроме функции денег как средства обращения и накопления, их обращение в качестве капитала. Ксенофонт учил рабовладельцев, что для “обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов”. 
Другой древнегреческий философ - Платон (428-348 г.г. до н.э.).Как нам известно, он был сторонником натурального хозяйства и ограниченного капитала, по его мнению, он не должен превышать стоимость надела в 4 раза, иначе излишек подлежит передаче государству. Закон должен устанавливать пределы колебаний цен. В таком государстве не будет ни богатых, ни бедных - так считал Платон. Философ пытался доказать, что богатство и счастье несовместимы, так как он считал часть богатства человека полученной несправедливо. И именно идея справедливости легла в основу его сочинения “Государство”, в котором Платон изложил свою теорию идеального государства,где он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.   
Справедливым он называл такое общество, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени, подразделяя тем самым общество на четыре различных класса: 1)правителей, 2)воинов, 3)свободных крестьян и ремесленников, 4)рабов
. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не
должны  иметь никакой собственности.
Наиболее глубоко экономические явления исследовались в трудах Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.), это прежде всего «Никомахова этика» и «Политика» - трактат об обустройстве государства.1
      Мнения Аристотеля относительно взаимосвязи человека и государства совпадали с мнениями Платона. Однако в отличае от своего предшественника, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности. 
В теории Аристотеля проводится различие между производством с целью удовлетворения своих нужд и производством с целью обогащения.  
Аристотель различал потребительскую стоимость и меновую стоимость: обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он даёт другому. Средством, дающем возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. Деньги являются также средством обмена, так как соизмеряет различные товары. Монета не может рождать монету, т.е. процент. 
Также важное значение имеет теория золотой середины Аристотеля, по которой всякая добродеятельность есть среднее между противоположными пороками.

      Экономическая мысль Древнего Рима  являлась своего рода продолжением экономической мысли  Древней Греции. Одними из наиболее известных учений были концепции Катона Старшего, Гракхов Тиберия и Гая. 
Катон Старший защищал рабовладение и был врагом наемного труда, стремясь обеспечить доход за счет интенсификации труда рабов. Прибыль он рассматривал как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства.

В попытке  вывести из кризиса Римское государство  из экономического кризиса братья Гракхи Тиберий и Гай выдвинули проект аграрной реформы. Они требовали  ограничить крупное землевладение  и упрочить положение разорившихся  крестьян.
Однако, в Древнем Риме помимо обоснования  необходимости рабства,  мы замечаем, что  в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов и многие другие экономические проблемы изложены в той или иной степени в христианском учении. Но это еще не было систематизированное учение об экономике, хотя термин "экономия" впервые введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. Термин "экономия" состоит из двух греческих слов: "ойкос" — дом, хозяйство, "номос" — учение, закон. 
     Из всего сказанного можно сделать вывод, что об экономике, как учении, в древнем мире имели весьма неопределенное представление, понятия были не оформленными и не систематизированными. Не существовало понятия налогов, рынка и рыночной стоимости. Прогрессивные идеи крупных мыслителей еще не отвечали уровню развития производственных сил того общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Направления развития  экономической теории.

2.1. Становление экономической  теории как науки.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в  полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
     Экономическая теория как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах  экономической системы,  возникла в XVI-XVII вв. в период становления капитализма.
      Сначала она возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».
Как методологическая наука, экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы  места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала.
        Основные этапы  развития экономической теории отражает классификация различных экономических школ и концепций .Такая классификация позволяет:  проследить основные этапы дисциплин, излагающих содержание данной науки; отразить многообразие экономических теорий и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода.
   Экономическая теория  как наука развивалась на основе разделения научных знаний об экономике: выделении различных экономических школ, концепций, самостоятельных наук.
   Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива, и экономическая наука не вправе претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действительных процессов и тенденций. Научное знание постигает истину лишь с известной степенью приближения и по мере происходящих в экономической жизни изменений уточняет или отбрасывает прежние представления, приходит к новым обобщениям и выводам. В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, в общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. Деление это в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ. Например, монетаризм (школа) развивается в общем русле неолиберального направления, экономика предложения (школа) примыкает к неоклассическому направлению. Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно отличаются проблематикой, кругом интересов, разработкой более частных проблем. К одной школе принадлежат нередко профессора одного крупного вуза, ученики и продолжатели идей и концепций «основателя» школы.
2.2. Научные школы  экономической теории.
Дальнейшее  становление экономической теории - после древнегреческих мыслителей и средневековых схоластов - продолжилось меркантилистами. Про них нельзя сказать, что они образовывали какую-то единую школу, все представители которой придерживались бы общих взглядов на экономику. Однако известное сходство между их воззрениями позволяет выделить их в особое направление экономической мысли.
 Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. Борьба эта включала в себя два момента. Первое, необходимо было добиться внутреннего единства, а для этого сломить все существовавшие внутри страны преграды к объединению в виде внутренних пошлин, цеховых и городских ограничений, феодальной раздробленности. Второе - нужно было преодолеть власть католической Церкви, связывавшей в годы Средневековья европейские страны в общий Христианский мир, одним из проявлений которого была Священная римская империя германской нации. Таким образом, государство должно было достичь внутреннего единства и в то же время вырваться из единства внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить достижение обеих этих задач, причем их конечной целью было могущество национального государства.
Таким образом, если же древнегреческие философы и средневековые схоласты стремились показать, как «должно» действовать - «вести себя» - отдельно взятым домохозяйствам или, например, торговцам, то меркантилисты  пытались дать нормативное описание деятельности государства. Если же древние и средневековые авторы писали о том, можно ли заниматься ростовщичеством, и как справедливо назначать цену на продукцию отдельным людям, то меркантилисты писали о нормативных принципах поведения государства - можно ли портить монету, как проводить экономическую политику, и т.д. Поэтому труды меркантилистов нужно относить к I периоду истории экономической науки, равно как и произведения древнегреческих и средневековых авторов.
Меркантилизм  можно представить как сочетание двух подходов. Во-первых, это выдвижение на первый план интересов национального государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи. Вторая составляющая меркантилизма - это протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей. А эти интересы характеризуются прежде всего стремлением подороже продать произведенное благо и побыстрее избавиться от его запасов (своего рода «боязнь товаров»). Таким образом, меркантилисты делали акцент на анализе сферы обращения; отсюда ясен и смысл названия этого направления в экономической мысли, произошедшего от итальянского слова «mercante», что означает «торговец». Основные представители: Уильям Стаффорд (1554 - 1612), Томас Ман (1571 - 1641), Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).
Важной  составляющей меркантилистских взглядов было предположение о неизменности запаса мировых ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт обмена носит неэквивалентный характер. Всякая сделка превращается в «игру с нулевой суммой» - выигрыш одного участника оборачивается проигрышем другого. Поэтому рост одного государства может происходить только за счет других стран.
Главным показателем могущества страны меркантилисты  считали запас драгоценных металлов в ее распоряжении. Государство должно было всеми силами привлекать и удерживать у себя сокровища. Это вытекало из того значения денег для экономики, какое приписывали им меркантилисты. Во-первых, деньги ассоциировались у них с капиталом, т. е. одним из факторов производства, увеличение количества которого ведет к росту выпуска. Во-вторых, деньги выполняют важную функцию средства обращения, существенно облегчающего обмен. Поэтому расширение денежных запасов страны приводит к повышению ее экономической активности, а значит и к усилению ее мощи. На эту идею (влияние денег на реальный доход и занятость) сослался несколько веков спустя Дж. М. Кейнс, который оценивал меркантилистскую теорию более высоко, чем концепции классиков и неоклассиков.
     Методы меркантилизма различались в разные периоды. Поэтому иногда выделяют так называемые ранний и поздний меркантилизм.
Ранний меркантилизм, или система денежного баланса, охватывает XV-XVI вв. Поскольку богатство - это деньги, главная цель государства состоит в привлечении в страну полновесной иностранной монеты и воспрепятствовании утечке за границу собственной валюты. Для этого использовались главным образом принудительные средства. Так, в Англии иностранный купец по прибытии обязан был обменять свою полноценную, принимаемую по весу, монету на неполноценные порченые английские деньги, ценность которых определялась курсом, официально устанавливавшимся королевским декретом. Чтобы помешать утечке денег из страны, был введен запрет на их вывоз. Согласно «Статусу истрачения» [Statute of Employment], всякий иностранец, привозивший товар в Англию, покидая ее, должен был истратить все вырученные деньги на покупку английских товаров.
Более взвешенный подход демонстрируют поздние  меркантилисты, жившие в XVI-XVIII вв. Их воззрения  получили название мануфактурного меркантилизма, или системы торгового баланса. Цель осталась прежней (максимизация количества драгоценных металлов в стране), однако изменились средства ее достижения - нужно не препятствовать вывозу денег из страны, а привлекать их в страну.
Одним из идеологов развитого меркантилизма  явился Томас Ман.
    Томас Ман — купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях. Одно из которых  он выпустил в 1621 году, это  "Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией"(A Discourse of Trade from England into the East Indies»).Целью которых было оправдание деятельности Ост-Индской компании. Компания создана не только как предприятие, приносящее прибыль своим владельцам (акционерам), но и в качестве инструмента государственной политики. Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из Англии, ибо в конце концов это оборачивается ввозом в страну еще большего количества денег. Нельзя брать лишь одну стадию торгового оборота для оценки конечных результатов деятельности какого-то хозяйствующего лица. Для пояснения своей позиции Ман использует «метафору земледельца»: земледелец, разбрасывая зерна (читай «деньги»), рассчитывает на сбор урожая, который не только покроет затраты зерна, но и окупит их сторицей. Иными словами, чтобы увеличить приток драгоценных металлов в страну, нужно вначале потратить какое-то их количество.
В 1664 году вышла вторая его книга «Богатство Англии во внешней торговле» (England’s Treasure by Foreign Trade»). Главная идея этой работы состоит в том, что потребление  иностранных благ должно быть меньше, чем экспорт отечественных благ. Томас Ман главным видом капитала считал торговый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.
Ман был  также одним из тех, кто разработал концепцию торгового баланса2. Торговый баланс –итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги (табл.1).
Таблица 1. 3
Отток денег за границу Приток денег  из-за границы
Импорт  товаров Экспорт товаров
Импорт  услуг («невидимый» импорт) Экспорт услуг («невидимый» экспорт)
   
    Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса, являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу. Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:
1) Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.
2) Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.
     Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) вошел в историю как яркий представитель меркантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615 г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Первая  часть данного термина произошла  от слова "политейя", что  в переводе с греческого означает государственное устройство. Следовательно, политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина в это время не случайно. оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Последняя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли. "главной целью различных ремесел" и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. "Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды...", Он был противником роскоши, которая, по его словам, "для государства чума и роковое разорение".
     Заслуга меркантилистов в том, что они  открыли дорогу новому экономическому мышлению. Их политика состояла в поощрении  развития промышленности, с помощью  которой добывались деньги, в протекционизме, экспансии торгового капитала, захвате  колоний. Для реализации этих мер они требовали увеличить налогообложение.
     Между тем критики меркантилизма справедливо  отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен  денег на товар и наоборот. При  нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
    Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, в промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением классической (лат. classicus - образцовый, первоклассный) политической экономии.
        Новое направление в развитии экономики как науки представлено физиократами (от греч. физио – природа, и крат – власть), которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Школа физиократов возникла в середине XVIII века во Франции. Основные представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Жан-Клод Гурнэ (1712 - 1759), Дюпон де Немур (1739-1817), Мерсье де ла Ривьер (1720-1793), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781).
 Главным представителем  и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В 1758 году после научных работ по медицине Ф.Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономическая таблица", где была сделана гениальная попытка анализа макроэкономического равновесия с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф.Кенэ опроверг учение меркантилистов в том, что обмен создает богатство: источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.
 Свои экономические исследования физиократы начинают с изучения богатства. Богатство имеет исключительно природное происхождение, оно «порождается» природой, землей. Физиократы почти «очеловечивают» природу, которая выступает у них матерью-родительницей. Физиократы считали задачей производства создание изобилия “произведений земли”. Они предлагали проводить реформы в экономике с сохранением господства земельной собственности, чтобы избежать потрясений при переходе к новому общественному строю.
Главное произведение Ф. Кенэ "Экономическая таблица" содержит схему разделения общества на три класса:
1)Производительный  класс - фермеры, арендующие землю  и строения на ней у землевладельцев  (непосредственно создают богатство). Это образованный и энергичный  класс фермеров, обладающий всеми  техническими и коммерческими возможностями своего времени. Они арендуют на длительный срок большие участки земли, используя их по своему усмотрению. Землевладельцы не имеют права вмешиваться в ведение хозяйства арендаторами. Однако эффективное использование земли требует значительных затрат. Осознание этого факта приводит физиократов к созданию теории капитала. Капитал, с точки зрения физиократов, - это ценности, накопленные в результате откладывания избыточных средств, превышающих объем необходимого потребления; средства, необходимые для начала дела и его дальнейшего ведения. Отсюда следует, что хозяйственное развитие стимулируется бережливостью (это подчеркивал А. Тюрго, в частности, в своей наиболее значимой работе «Размышления о создании и распределении богатства» («Reflexions sur la formation et la distribution des richesses»), впервые опубликованной в 1766 году). Затраты фермеров на обустройство земли слагаются из трех компонентов: «первоначальные авансы» - начальные расходы на расчистку, осушение, огораживание, строительство хозяйственных и жилых сооружений и т.п., которые производятся однократно или очень редко (например, раз в 20 лет); «земледельческие авансы» - расходы на производственное оборудование, включая скот и лошадей; «ежегодные авансы» - текущие расходы на семена, рабочую силу и т.п.
2)Бесплодный  класс - промышленники и торговцы, которые не производят, а только  потребляют богатство. «Возвышение  цены, которое испытывают товары  после продажи из первых рук  вследствие ли торговли перепродавцов,  или вследствие труда других представителей бесплодного класса, не является увеличением богатства; это возвышение происходит лишь вследствие должного вознаграждения труда представителей бесплодного класса... которым оно уплачивается из цены продукта, устанавливаемой при продаже его из первых рук. Уплата этого вознаграждения представителям названного класса совершается или из дохода земельных собственников, или из той суммы, которая предназначена производительным классом на производство издержек у бесплодного класса. Чем меньше будет это вознаграждение, тем большая доля дохода останется у государства и народа, ибо она или понижает цену продуктов, продаваемых из первых рук, или же берется из доли этих самых продуктов. Сумма, полученная производительным классом от продаж из первых рук в продолжение года, является мерилом богатств, возобновленных в том же самом году. Промышленность и торговля не могут увеличить их сверх этого предела».
3)Класс земельных  собственников - «собственники, которые  совсем не затрачивают (материальных) издержек и труда на культуру  земель (что не позволяет отнести  их к производительному классу), сделали, тем не менее, первоначальные  затраты, чтобы сделать земли  годными для обработки; на их же руках лежит поддержание своего владения - все это не позволяет более смешивать их с бесплодным классом».
Все три общественных класса находятся в определенном экономическом взаимодействии. Через  механизм покупки и продажи продукции происходит процесс распределения и перераспределения "чистого продукта" и создаются необходимые предпосылки для постоянного возобновления производственного процесса, то есть воспроизводства.  
Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описана строго математически. Впоследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математически точных моделей производства и распределения продукции и в современной экономической науке существует в виде многочисленных отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых моделей, формализованных вариантов теорий макроэкономического равновесия и экономического роста. 
Составной частью экономической теории физиократизма является идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни. Если исходить из схемы, предложенной Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной, активной политики правительства в области экономики просто не остается. Точнее, по мнению Ф. Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали "естественным законам" природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными. 
Попытку практической реализации экономической концепции физиократов предпринял француз Жак Тюрго, который в 1774 году был назначен вначале морским министром, а затем, в период 1774-1776 годов, занял пост генерального контролера финансов. Находясь на этом посту, Ж. Тюрго провел ряд реформ физиократического характера, острие которых было направлено на снижение роли французского государства в экономической жизни страны. Были отменены ограничения на хлебную торговлю, упразднены цеховые корпорации и гильдии, крестьянские натуральные повинности в пользу государства были заменены денежным налогом, были сокращены государственные расходы. Пожалуй, самым важным элементом реформ Ж. Тюрго было налогообложение дворянского сословия, которое до этого вообще не платило налогов. В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Такая политика ,естественно, сопровождалась серьезной оппозицией со стороны привилегированных сословий; начались придворные интриги, и в результате реформатор был вынужден уйти в отставку. После его ухода Людовик XVI отменил все нововведения Ж. Тюрго, и Франция начала свое безудержное движение к социальным потрясениям Великой французской революции. 
Ж. Тюрго прославился не только как видный государственный деятель, но стал известен и как один из крупнейших теоретиков. Главное его сочинение "Размышления о создании и распределении богатств" (1776) содержит не только уже известные нам положения физиократической школы в духе Ф. Кенэ, но и ряд новых для этого учения положений. Так, в его работе содержится положение о том, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; классовая структура общества по Тюрго более сложна, чем по Кенэ, за счет того, что внутри каждого класса существует дифференциация; "бесплодный класс" Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей и наемных работников. Кроме этого, он закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Ж. Тюрго в развитие экономической науки была формулировка "закона уменьшения земельного продукта", согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, то есть действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

По сравнению  с меркантилистами взгляды физиократов  оказались прогрессивнее, так как  они вплотную подошли к правильному определению источника общественного богатства. Физиократы выступили за свободу торговли, конкуренции, единое налогообложение, требовали гарантий частной собственности от феодального произвола и ограничений, доказывали экономическую несостоятельность феодального строя.
Ограниченность  экономических взглядов физиократов  выразилась в том, что главную  роль в экономике они отводили земледелию, производительным трудом считали только труд в сельском хозяйстве.   
     Таким образом, если практическая реализация физиократического учения была явно неудачной, то теоретический вклад этой школы трудно переоценить. Во всяком случае, хорошо известно, что именно знакомство с трудами французских физиократов, а также личное знакомство и общение с ними стимулировало интерес к экономической проблематике основателя английской классической экономической школы Адама Смита.
 
   
Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука. 
Первым представителем и прародителем классической школы следует считать английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687), которого К. Маркс назвал "отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики". Петти принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что сближает его с авторами трудовой теории стоимости. 
Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядом талантливых их популяризаторов и толкователей. Если не вдаваться в более тонкий анализ, то вся так называемая классическая экономическая школа может быть представлена по крайней мере четырьмя именами: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Томас Мальтус (1766-1834), Джон Стюарт Милль (1806-1873). 
Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения. Фундаментальный труд А. Смита, увидевший свет в 1776 году, так и назывался: "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит исходит из того, что богатство нации воплощено в продукции, которая потребляется народом, населяющим данную страну. Чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Само же соотношение в свою очередь зависит от таких двух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Первый фактор, по А. Смиту, следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность труда определяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала. Следовательно, прогресс общества, рост богатства зависят в конечном счете от уровня накопления капитала и способов его использования. 
Разделение труда, представляющее функциональную специализацию работников в рамках отдельного предприятия, рассматривается как естественный и непременный путь развития производства. Чем выше степень специализации производств, тем сильнее связи между ними, тем значительнее склонность к рыночному обмену. Интересно, что если, по Аристотелю, в процессе обмена обязательно выигрывает либо продавец, либо покупатель, то, по А. Смиту, обмен одинаково выгоден и продавцу, и покупателю. В основе цены сделки, согласно А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой не что иное, как количество труда, затраченного на производство товара. Таким образом, чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстве должен идти процесс перераспределения капитала между различными отраслями? А. Смит не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше ее "естественной цены", которая определяется по затратам труда, количество продавцов, желающих производить и продавать этот товар, возрастет и капитал будет накопляться на предприятиях, производящих именно этот товар. Таким образом, "невидимая рука" рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. 
Интересно, что при такой трактовке хозяйственной жизни всякие действия правительств по экономическому регулированию следует оценивать лишь негативно, так как они нарушают эффективную работу "невидимой руки" рынка и приводят к замедлению процесса накопления капитала и как результат - к снижению производительности труда. "Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей", - писал А. Смит. Отсюда со времени А. Смита и до наших дней пользуется популярностью девиз проведения экономической политики по принципу "laisses fair"4, что означает "пусть все идет само собой, естественным образом, без внешнего принуждения". Смит был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. 
О том, насколько многогранным было проникновение А. Смита в экономическую теорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда "Исследование о природе и причинах богатства народов", состоящего из пяти книг: 
1. "Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа".  
2. "О природе капитала, его накоплении и применении". 
3. "О развитии благосостояния у разных народов". 
4. "О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)". 
5. "О доходах государя или государства (учение о финансах)". 
Адам Смит не только вписал свое имя золотыми буквами в историю экономической науки, но и вошел в нее как первооткрыватель, заслуживший титул "отца экономики". 
Значение экономической концепции, предложенной А. Смитом, настолько велико, что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка Генри Бокля, автора "Истории цивилизации в Англии". Он писал: "Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории". 
Еще один представитель классической школы - Д. Рикардо - не получил систематического образования и был профессиональным биржевиком. Сколотив приличное состояние, он увлекся философскими и экономическими теориями и только в 30 лет опубликовал свою первую работу. Самым крупным произведением Д. Рикардо стала опубликованная в 1817 году работа "Начала политической экономии и налогового обложения". Став в 1819 году членом парламента, он принимал участие в разработке многих законодательных актов экономического характера. 
Являясь строгим последователем А. Смита, Д. Рикардо внес существенный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблем экономической теории. Исходя из трудовой теории стоимости и общей концепции классического анализа, им была предложена теория "сравнительных издержек" (сравнительных преимуществ), которая стала теоретической основой политики свободной торговли и в современных вариантах используется для обоснования и разработки так называемой политики "открытой экономики". 
Общий смысл этой концепции состоит в том, что, если правительства различных стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом (пошлины, законодательные запреты на экспорт или импорт и т.д.), экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Это приводит к более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает более высокий объем производства, чем до специализации. Продавая часть дополнительно произведенной продукции, нация может приобретать больше тех товаров, которые сама не производит. При этом все участники внешней торговли оказываются в выигрыше. Следовательно, свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее (а возможно, и большее) количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров. 
Практическая проблема, которая вытекала из теории "относительных издержек", состояла в том, чтобы, во-первых, законодательными методами снять большинство ограничений на внешнюю торговлю в Великобритании и, во-вторых, убедить или заставить сделать то же самое правительства других стран, с которыми торгуют английские предприниматели. Нельзя сказать, что правительство Великобритании преуспело в практической реализации теории Д. Рикардо, так как оно само периодически вводило ограничения на импорт различных товаров, идя на поводу у различных слоев общества. Но на официальном уровне по отношению к другим государствам Европы фритредерство стало своеобразным знаменем английской политики в XIX веке. 
Следующий представитель классической школы - Дж. С. Милль - получил поразительное по объему и содержанию образование и свои первые работы по экономической теории опубликовал уже в 16 лет. Современники называли его мыслящей машиной. Дж. С. Милль служил вначале в Ост-Индской компании, затем был членом парламента, однако все свободное время, а он работал по 14 часов в сутки, уделял интеллектуальной деятельности. Им было опубликовано множество работ по философии, социологии и экономике. Венцом его научной деятельности стала объемная книга "Принципы политической экономии" (1848), которая во второй половине XIX века была энциклопедией и основным учебным пособием по экономической теории в большинстве стран мира.Им было высказано много очень тонких и ценных идей, мыслей, замечаний по поводу классического наследия и заложены основы ряда фундаментальных понятий и положений, которых не было у предшественников и которые стали активно использоваться в экономических теориях уже в XX веке. Необходимо отметить, что наследие классической школы гораздо разнообразнее и может быть представлено еще добрым десятком имен теоретиков этого направления. 
Также необходимо отметить, что во второй половине XIX века единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока. С одной стороны, выделилось такое направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма. С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем превращается в крупнейшую неоклассическую школу.

2.3.Эволюция экономической мысли.
К теоретическому наследию английских классиков примыкает отличающееся существенными особенностями учение К. Маркса. Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде "Капитал" (первый том которого был издан в 1867 г.), которому он посвятил 40 лет и не успел завершить, во многом по-новому разработал классическую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии.
Экономическое учение К. Маркса о капитале получило неоднозначную оценку. По словам американского  экономиста Василия Леонтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах "Капитала" более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике5.
М. Блауг  в книге "Экономическая мысль  в ретроспективе" констатировал: "Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его  хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим"6.
Такая оценка теоретических трудов К. Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, и стремился поставить свой вариант классического направления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.
Учение  К. Маркса позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления  политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает особую историческую специфику экономики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала и свободной конкуренции). Оно обладает чертами несимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое, во многом противоположное воззрение.
         К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Главные направления современной экономической мысли:
-неоклассическое;
-кейнсианское;
-институционально-социологическое.
Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое  учение К.Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бем-Баверк, а также английский экономист Стенли Джевонс.
Кризис  и Великая депрессия показали невозможность свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества. В связи с этим появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства в экономику государства.
В 70-80-е  гг., когда чрезмерное вмешательство  государства в экономику стало  тормозить развитие общественного  производства, снова становится актуальным неоклассическое учение. Таковым оно остается по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новой классической экономики".
Современная экономическая наука, получившая название "Экономикс", которая, по существу, излагает принципы экономики в свободной рыночной системе, имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, зародившуюся в последней трети XIX в.
Курс "Экономикс" впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла "Принципы экономикс", которая в России переведена как "Принципы политической экономии". И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином "экономикс" подразумевал политическую экономию. Появление термина "экономикс" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику. А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.
       Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Американский  ученый-экономист М.Фридмен (род. В 1912 г.) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, призванный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р.Рейгана в США. На обложке книги М.Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Её нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.