На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие малого и среднего бизнеса в Турции

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

27.05.2012

Описание (план):


Развитие  малого и среднего бизнеса
Малый бизнес играет чрезвычайно важную роль в  экономике Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия  являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе.
По численности  доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе  Турции по оценкам экспертов составляет от 98,0% до 99,0%. В малом бизнесе занято свыше 60% работающих в производственном секторе. МСП производят, по различным оценкам от 30% до 40% совокупной добавленной стоимости.
Как и во многих странах, в Турции основными  сферами деятельности малого бизнеса  являются сфера услуг и торговля. Однако, как было отмечено выше, и в производственном секторе Турции МСП играют решающую роль.
В процентном отношении  распределение МСП по отраслям производственного  сектора составляет: 
- ткацкая и кожевенная промышленность - 24% 
- обработка металлов - 24% 
- пищевкусовая и табачная промышленность - 15% 
- химическая промышленность - 9% 
- деревообработка - 8% 
- прочие - 20%

Главным критерием  при определении МСП в Турции принято считать численность  занятых на предприятии рабочих  и служащих. Однако различные турецкие организации по-разному устанавливают соответствующие границы. Так, государственная организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами развития и поддержки малого бизнеса (подробнее о данной организации будет сказано ниже) относит к малым предприятиям структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, а к средним предприятиям структуры с численностью от 51 до 150 человек; 
Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры соответственно - от 1 до 19 человек и от 20 до 99 человек.
 
 

Правовое  стимулирование малого бизнеса 

Система государственной  поддержки малого бизнеса в Турции неразрывно связана с общей политикой  турецкого правительства по развитию и укреплению национальной промышленности, которая начала формироваться в  середине 80-х годов.
Главным направлением этой полити,ки стало стимулирование инвестиционно-производственной деятельности в стране, и, в первую очередь - развития экспорториентированных отраслей. В основу принятой программы поддержки инвестиционной деятельности предприятий, как отмечалось выше, было положено условное деление страны на зоны с различной степенью приоритетности в зависимости от уровня их экономического развития. Наряду с этим на "более" и "менее" приоритетные были разбиты отрасли экономики.
Основные  формы государственной поддержки инвестиций в сфере малого бизнеса в Турции были суммированы в принятом правительством страны в феврале 1998года "Решении о государственной поддержке инвестиций малых и средних предприятий".
В соответствии с данным документом государство  в Турции применяет 5 основных форм стимулирования и поддержки МСП в рамках их инвестиционной деятельности: 
1. Предоставление кредитов за счет созданного Инвестиционного фонда. 
2. Освобождение от таможенных пошлин и других таможенных сборов при ввозе инвестиционных товаров. 
3. Применение "инвестиционной скидки" (снижение налогооблагаемой базы предприятия на определенную сумму в зависимости от региона и отрасли в которые МСП вкладывает средства). 
4. Применение "поддержки по уплате НДС" (частичное или полное возвращение уплаченных в качестве НДС сумм в зависимости от региона и отрасли, в которые инвестируются средства). 
5. Льготное налогообложение.

Чтобы иметь  возможность воспользоваться указанными мерами, предприятие должно обладать основными фондами, по стоимости  не превышающими 200 тыс.долл., и общее число работающих на нем не должно превышать 150 человек.
Для того, чтобы  получить соответствующие льготы, необходимо обратиться с запросом в Секретариат  аппарата премьер-министра Турции по делам  казначейства. Направление запроса осуществляется через отделения Народного банка Турции, созданного специально с целью кредитования МСП.
В результате рассмотрения обращения малого предприятия  Секретариатом по делам казначейства выдается "поощрительный сертификат" в соответствии с которым, все уполномоченные ведомства и организации Турции должны применять по отношению к данному предприятию льготный режим, предусмотренный в указанном сертификате.
Наряду с  мерами, направленными на стимулирование инвестиционной активности МСП, в Турции применяются меры по наращиванию их экспортного потенциала. В частности, согласно принятой в 1997 году поправке к решению правительства страны "О поддержке участия в ярмарках и выставках за рубежом на национальном и индивидуальном уровне" государство оплачивает до 100% средств, затраченных МСП для участия в выставках. При принятии решения о возмещении затраченных средств при этом учитываются размеры предприятия - число занятых не должно превышать 200 человек, стоимость основных фондов не должна превышать 2 млн. долл. Максимальный уровень возмещения устанавливается в случаях, когда предприятие действует в одном из приоритетных районов (см.выше) и обладает соответствующим "поощрительным сертификатом". При этом отметим, что крупные предприятия также попадают в сферу действия указанных поощрительных мер, однако размеры возмещения затраченных средств в этом случае ниже, чем для МСП.
Кроме этого, МСП, производящие и экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются  от уплаты импортных пошлин при ввозе  сырья, необходимого для производства; они также имеют возможность оплачивать расходы на электроэнергию по льготным тарифам. 

Организованные  промышленные зоны 

В последние  годы одной из наиболее действенных  форм развития и поддержки в Турции малого предпринимательства стало создание так называемых Организованных промышленных зон (ОПЗ).
Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы  обеспечить поддержку МСП путем  объединения их в мощные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической  самостоятельности.
ОПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни  МОП, осуществляющие свою деятельность на определенной территории (а иногда также - и в определенном промышленном секторе). Основная задача ОПЗ - предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр организационно-технических услуг, за счет чего достигается решение многих проблем МОП, о которых говорилось выше.
Как правило, решение о создании ОПЗ принимается  на государственном уровне и весь проект, таким образом, обеспечивается поддержкой государства. При этом учитывается мнение действующих в данной сфере отраслевых союзов и объединений предпринимателей. Затем, также совместно с заинтересованными организациями и местными органами муниципального управления определяется оптимальное место расположения оргпромзоны, источники финансирования ее строительства (возможно использование как госсредств, так и прямых частных инвестиций), подрядные фирмы, на которые будут возложены работы по строительству зданий и помещений будущих цехов и мастерских. После завершения строительных работ все эти помещения продаются. При этом иногда помещения покупаются с целью последующей сдачи их в аренду.
Проект строительства  оргпромзон обычно включает в себя создание химических лабораторий, учебных центров, объектов социально-культурного назначения. Для руководства зоной создается эксплуатационная фирма, на которую возлагается работа по организации деятельности всех технических служб и инфраструктуры.
Приведем  пример создания одной из первых ОПЗ в Турции - Зоны кожевенных производств в районе Тузла (близ Стамбула). Она объединяет 223 компании, занимающихся выделкой кож, и около 150 фирм, производящих вспомогательные материалы и компоненты для кожевенной индустрии. Зона создана на площади около 6,5 млн.кв.м, из которых под промышленные помещения выделено 2,2 млн.кв.м.
Финансирование  строительства инфраструктурных объектов на 90% взяло на себя государство. Из оставшихся 10% треть средств была получена через специальные банковские кредиты, две трети были привлечены из средств самих предпринимателей-кожевенников, которые намеревались разворачивать свое производство на территории Зоны.
В Зоне действует  единая система очистных сооружений, оборудованных современной техникой физической, химической и биологической очистки, позволяющей также восстанавливать соли хрома. На специально созданных площадях расположен парк и спортивные сооружения, пожарная служба, мечеть, профилактический диспансер, несколько лабораторий химического анализа, профессиональное училище и другие объекты. Всего под парковую зону и под объекты социально-культурного назначения выделено около 4 млн.кв.м., т.е. почти в 2 раза больше, чем под промышленные помещения.
Расположение  в такой ОПЗ позволяет турецким предпринимателям снижать расходы на закупку сырья, благодаря организации совместных закупок сразу для большого количества предприятий Зоны. Централизованная система водо- и энергоснабжения обеспечивает снижение соответствующих затрат. Наличие в ОПЗ учебных заведений позволяет руководителям предприятий постоянно повышать уровень профессионально-технической подготовки кадров.
Созданием подобных зон турецкое государство также  намерено решить сложные экологические  проблемы, стоящие в Турции, поскольку  ОПЗ позволяют вынести за пределы крупных жилых массивов имеющиеся производства и сконцентрировать их в определенных местах, обеспечив необходимыми очистными сооружениями и лабораториями.
Политика, проводимая в настоящее время турецким правительством, направлена на постепенное объединение в ОПЗ подавляющего большинства действующих в Турции МСП. В числе принимаемых с этой целью мер: льготное налогообложение предприятий, создаваемых в ОПЗ или переносящих сюда ранее действовавшие производства, льготное кредитование государственными банками, а также пропаганда ОПЗ как перспективной формы объединения предприятий малого бизнеса. 

Преимущества-проблемы малых и средних  предприятий 

Суммируя мнения турецких экспертов, занимающихся проблемами малого бизнеса, можно выделить следующие основные преимущества МСП (по сравнению с крупными предприятиями), которые позволяют им играть ведущую роль в турецкой экономике: 
- способность производить более диверсифицированный спектр продукции с минимальными затратами; 
- способность создавать дополнительные рабочие места с минимальными капитальными вложениями; 
- меньшая подверженность влиянию со стороны экономических потрясений и кризисов; 
- МСП легче адоптируются в процессах технологического развития; 
- МСП играют весомую роль в развитии регионов страны; 
- МСП играют решающую роль в процессе формирования и развития "среднего" класса; 
- МСП "заставляют работать" индивидуальные накопления граждан; 
- МСП в Турции являются неотъемлемой составляющей производственного процесса, осуществляемого на крупных производствах.

В то же время малый  бизнес в Турции испытывает множество  проблем, многие из которых носят  интернациональный характер. По оценкам, сделанным некоторыми торгово-промышленными  палатами Турции, для малого бизнеса  наиболее свойственны следующие основные общие проблемы: 
1. В области производственного процесса наиболее характерны: 
- проблемы высокой себестоимости сырья из-за небольших, как правило, объемов осуществляемых закупок, необходимость часто прибегать к услугам посредников для получения небольших партий сырья; 
- относительно низкий уровень технологии и производительности труда, ограниченность средств для их повышения; 
- отсутствие системы контроля качества производимой продукции; 
- проблемы сертификации и стандартизации. 
2. В области маркетинга и сбыта: 
- отсутствие, как правило, четкой маркетинговой концепции, что часто приводит к неверному сегментированию рынка, определению целевых рынков сбыта и пр. (данная проблема характерна как для внутренней, так и для внешней торговли, осуществляемой МСП); 
- ограниченность каналов сбыта и возможностей для расширения рынков сбыта; 
- ограниченные возможности для экспорта в силу отсутствия необходимых знаний и опыта; 
- проблема создания собственных торговых марок и их продвижения на рынках сбыта. 
3. Для обеих областей также характерны: 
- вопросы финансирования и кредитования, с которыми сталкиваются МСП, начиная с момента создания предприятия и вплоть до стадии реализации конечной продукции, а также ограниченные возможности привлечения иностранных инвестиций; 
- проблемы информационного обеспечения бизнеса;  
- проблемы подготовки и использования профессиональных кадров (очень часто в Турции МСП руководят их владельцы, далеко не всегда располагающие соответствующим образованием, а не профессиональные менеджеры); 
- психологические проблемы, обусловленные малыми размерами предприятия.

Государственные программы по развитию малого бизнеса  и меры по его стимулированию Государственными экономическими ведомствами при  поддержке торговых и промышленных палат и других наиболее крупных  объединений предпринимателей Турции принимаются меры, направленные на решение стоящих проблем. 

Совместные  экспортные компании 

Наряду с  объединением МСП в организованные промышленные зоны экономическая политика турецкого руководства направлена на формирование и укрепление их экспортного  потенциала. С учетом характерных для МСП проблем и трудностей, о которых говорилось выше, одной из ключевых структур Турции, занимающихся вопросами экспорта, Центром развития экспорта (ИГЕМЕ) летом 1997 года на основании имеющегося в Турции опыта была предложена концепция создания отраслевых внешнеторговых объединений или так называемых Совместных экспортных компаний (СЭК).
По мнению экспертов ИГЕМЕ, такие компании должны объединить разрозненные предприятия  малого бизнеса с целью создания для них оптимальных условий  для укрепления и наращивания экспортного потенциала.
Принципы  формирования и источники финансирования К могут различаться в соответствии с тем, какие конкретно задачи и цели выдвигают те или иные МСП, нуждающиеся в решении стоящих  перед ними проблем. Так, возможно создание СЭК с целью организации сбыта однотипной продукции, про
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru