На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Эволюция корпораций

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

21.06.2012

Описание (план):


     Содержание 
 

     
   
Введение  
 
3
1 Понятие и сущность корпораций 4
2 Эволюция развития корпораций 6
3 Современные модели корпораций в развитых странах 11
  Заключение 14
  Список использованной литературы                                                                  15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 
 

     Актуальность  исследования в принципиальном плане  определена, во-первых, ключевой ролью  крупных промышленных корпораций в экономике. Через крупные корпоративные образования (включая естественные монополии, функционирующие в топливно-энергетическом, металлургическом, транспортно-коммуникацион-ном, авиакосмическом комплексах) проходят основные инвестиционно-финансовые потоки. Во-вторых, — огромной важностью процессов социального развития крупных промышленных корпораций, поскольку в условиях резкого сокращения государственного бюджета и фактического невыполнения конституционной нормы по превращению в социальное государство именно на корпоративный уровень ложится основная нагрузка по воспроизводству совокупного работника.
     Термин  «корпорация», заимствованный из американской экономико-правовой системы, соответствует европейскому понятию «компания». В числе важнейших признаков первой специалисты выделяют: а) долевую собственность; б) наличие юридического статуса; в) сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров). Более полное определение дано в терминологическом словаре Д.М. Розенберга: Корпорация - это организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическом лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность».
     В экономической теории роль корпораций в хозяйстве оценивается неоднозначно. Одни ученые считают, что корпорация является ядром экономики государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом. В этой связи представляет большой интерес анализ понятия корпорации как экономического явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятие и сущность  корпораций  

     Корпорация (аналог акционерного общества) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве и выручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой.
     Слово «корпорация» (лат. corporatio) в словарях определяется как объединение, общество, союз. На первых порах корпорация соответствовала понятию крупного акционерного общества (АО) как объединения вкладчиков капитала — акционеров. В настоящее время это ближе к объединению акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности: промышленной, коммерческой, научно-технической, маркетинговой, сбытовой и др. Цель их объединения состоит в разработке согласованной политики в области специализации и интеграции производства, объемов производства однотипной продукции, раздела рынков сбыта, распределения капитальных вложений, кооперирования в области НИОКР и освоения производства новой продукции.
     Ряд признаков выделяет корпорацию из множества  АО. К таковым относят: крупные  размеры, межотраслевой охват, транснациональная  сфера деятельности.
     Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. В словаре С.И. Ожегова понятие «корпорация» толкуется как «одна из форм монополистических объединений».
     Организация массового производства на базе прогрессивной техники и передовых методов организации труда позволяет выпускать продукцию высокого качества и продавать ее по умеренным ценам. Это обеспечивает крупным компаниям успешную конкуренцию и господство на рынках сбыта.
     Как известно, существуют две основные формы роста и расширения масштабов производства и капитала:
    - концентрация, основанная на накоплении и расширенном воспроизводстве;
    - стратегия и тактика слияния и поглощения.
     И то и другое свойственно процессам  формирования и развития корпорации. Это одна из особенностей корпоративного институционального образования. Первая форма основана на концентрации акционерного капитала, привлечении инвестиций для расширения масштабов производства и интеграции предприятий, структурных подразделений внутри корпорации, вторая - на тактике слияния и поглощения, что ведет к расширению сферы деятельности и контроля корпорации, поля развития интеграционных процессов, мобилизации конкурентных преимуществ и достижению большего эффекта.
     Эти два процесса тесно связаны между собой, в реальной практике они переплетаются и взаимодействуют как две различные сферы процесса развития корпорации. Принципиальное различие между ними лишь в том, что в первом случае рост корпорации одновременно означает увеличение общественного производства и капитала, а во втором случае происходит его перераспределение между корпорациями.
     Ключевые  вопросы, которые приходится решать в процессе управления органическим ростом корпорации, - это привлечение капитала (финансовый аспект), оптимизация производственной структуры, создание непрерывных технологических цепочек на основе интеграции производственно-хозяйственных структурных подразделений.
     Традиционные  способы привлечения капитала корпорацией: эмиссия акций и других ценных бумаг, капитализация прибыли, а также привлечение заемных средств, например, банковских кредитов - достаточно хорошо известны в теории и практике финансового управления.
     Одной из важнейших отличительных особенностей корпорации является ее формирование на базе интеграции в производственной и других сферах деятельности.
     В структурных формах корпораций находят  отражение следующие схемы интеграции:
      - поточная, представляющая цепочку технологически связанных производств. Эта схема отвечает принципам вертикального комбинирования производств;
      - с разветвлением выходов из головного предприятия, что соответствует принципам горизонтального комбинирования производств;
      - с разветвлением входов в головное предприятие. Эта схема отражает принципы кооперации предприятий (АО) по производству определенного продукта;
      - включающая комплекс организаций и промышленных предприятий по стадиям и этапам жизненного цикла продукции;
    - представляющая комбинацию вышеуказанных схем.
     Корпорация  обладает как преимуществами, так  и недостатками. К преимуществам относятся: стабильность и продолжительное существование; кредиторы и клиенты имеют дело только с одним экономическим субъектом, а не с рядом партнеров; заключает контракты от своего имени, а не от имени совладельцев; акционеры рискуют лишь своим паем, что защищает акционера и обеспечивает вложения капитала мелкими вкладчиками.
     Недостатками  корпорации являются: относительно большие  затраты и сложности в процессе организации и прекращения деятельности корпорации, что делает ее малоподходящей для мелких или временно создаваемых компаний; двойное налогообложение (берется налог с корпорации и с дивидендов в форме подоходного налога).
     Корпорации  способствуют решению двух фундаментальных  проблем рыночной экономики. Первая проблема заключается в привлечении  капитала для осуществления крупных проектов. В странах с развитой рыночной экономикой корпорация сама способна изыскать необходимые средства, привлекая сбережения тысяч и даже миллионов индивидуальных инвесторов.
     Вторая  проблема заключается в диверсификации риска, т.е. его распределении. Поскольку каждый инвестиционный проект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить свои сбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким образом снизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободно покупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска. 
 

     2 Эволюция развития  корпораций 

     Первые  корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось  свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации.
     Описание  процесса зарождения и механизмов формирования промышленной корпорации, как крупной  монополистической структуры рынка  довольно сложная задача. В данном случае она зависит от множества  факторов, связанных с научными обоснованиями того факта, что корпоративные структуры часто использовались с древних времен, при этом они не всегда доминировали в производственном секторе, как отмечает Эдит Пенроуз в своей книге «Теория роста фирмы». Непосредственное их участие в массовом производстве началось с последней четверти 19 века. Важно выявить организационные и эволюционные закономерности становления такой структуры, определить социально-экономические факторы, повлиявшие на развитие и рост концентрации крупных промышленных корпораций, как основных форм организации бизнеса.
     Анализ  истории корпораций следует начать с обращения к цитате из книги  Р.Арона «История социологической  мысли», они пишет, что за свою длительную историю человечество подчинялось  трем влиятельным институтам: армии, церкви и промышленной корпорации, оно же их и породило. Так же Р. Арон в книге «История социологической мысли» анализирует взгляды О. Конта на роль организации для общества и его эволюции.
     О. Конт выдвигает идею о смене типов общества и соответственно о смене господствующих типов обществ. По его мнению «существовало теологическое общество, мировоззрение такого общества формировала церковь, в этот же средневековый период преобладала военная деятельность и соответственно армия, как одна из важнейших обеспечивающих структур. С возникновением капиталистического способа организации производства ученые заменяют теологов и жрецов в качестве общественной группы. Так же как ученые заменяют теологов и жрецов, индустриалы в самом широком смысле этого слова (предприниматели, управляющие, банкиры) приходят на место военных…» Мировоззрение индустриального общества формирует промышленная организация. Возникает иной тип общества общество научное и индустриальное. В этого момента люди начинают мыслить научно, война людей между собой перестает быть преобладающей деятельностью коллективов, такой становится борьба людей с природой и рациональная эксплуатация ресурсов.
     Опираясь  на эволюционную теорию экономических  изменений можно раскрыть взаимосвязь методологических предпосылок, повлиявших на зарождение и развитие индустриальных систем.
     Стремительное нарастание количества организаций  один из признаков индустриализации, они выступают важным источником повышения темпов экономического роста.
     Крупные промышленные корпорации навсегда изменили структуру и характер функционирования рыночной экономической системы. «Происходит преобразование самой природы экономического общества. Движущая сила этого изменения не государство, не отдельная личность, а промышленная корпорация».
     Анализ  ее эволюции подтверждает, что усложнение структуры экономической системы  является следствием укрупнения хозяйственных  предприятий вызванное рядом  причин.
     В промышленной организации объединились два самых сильных начала человечества: социальное и экономическое. Организация это способ объединить людей на формальной основе, она как своеобразный язык общества, осознавать который оно стало лишь к концу XIX века.
     Социальное  начало неоднократно исследовано известными учеными социологами М. Вебером, Г. Спенсером, А. Пригожиным. В их научных работах синтезируются концепции возникновения, роли, развития и функционирования организации как социального института, созданного быть средством одновременного массового общения. Так же осуществляется попытка применить эти теории к возникновению индустриального общества, как общества организаций. Так, например Макс Вебер крупный немецкий ученый и социолог занимался проблемами теории социальной организации, по его мнению, культурный фактор обусловил институционализм рыночной экономики. Он называл этот фактор протестантский этос, протестантская религия утверждала, что благодать проявляется в материальных благах, на основе этого создавалась протестантская этика, которая дала организации рыночной экономике культурный смысл.
     Экономическое начало организации гораздо менее  исследовано, однако в созданных  концепциях кроется попытка найти  причины увеличения влияния коммерческой фирмы на общество.
     Традиционная  микроэкономическая теория представляла организацию с точки зрения производственной функции, границы которой определяются технологией. А. Маршалл в своей книге «Принципы экономической науки», которая вышла в 1890 году определил организацию как четвертый фактор производства, рассматривая ее как инструмент для эффективного распределения ресурсов, исходя соответственно из основного определения экономической науки.
     Источником  корпоративной формы объединения  были торговые и морские гильдии, которые не являлись целостными хозяйственными единицами и не создавались для ведения бизнеса за общий счет. Такие ассоциации создавались с целью совместных путешествий для защиты от опасностей, цель как понятно не экономическая, а скорее социальная.
     Объединение купеческих и морских товариществ  послужило созданию колониальной Ост-Индийской компании, которая обеспечивала купечеству различных городов участие в прибыли компании пропорционально размерам торговли. Однако это были акционерные компании в сфере торговли, а не в производстве, возникшие так же и в Англии в 1496г., и в Италии, и в Германии. Позже из торговли в промышленность приходит ассоциативный признак сотрудничества
     Исследования, касающиеся роли корпорации, ее эволюции, и взаимозависимости этого явления  со структурой экономической системы  представляют одно из важнейших концептуальных направлений в современной экономической теории. В научных управленческих изысканиях должно быть больше внимания уделено теориям, изучающим природу фирмы и корпорации, обосновывающим причину ее существования, роста, появления. Представляя основное звено рыночной экономической системы, промышленная корпорация является инструментом преобразования ресурсов, и именно сила управления успешно координирует этот процесс внутри иерархии, постепенно выходя за ее пределы.
     Раскрыть  природу появления корпораций, а так же причины ее последующего роста возможно при анализе рыночных и социальных элементов сформировавших общественные условия, повлиявшие на ее зарождение и становление. К таким элементам можно отнести:
    - рыночную экономическую систему;
    - институт частной собственности;
      - фирму как иерархической систему организации производственных операций;
      - систему управления как силу способствующей росту промышленной корпорации;
     Формирование  науки менеджмента и как следствие  системы управления стало причиной не роста самих корпораций, а причиной создания условий успешного их функционирования в экономической системе через специфические взаимоотношения с ресурсами. 
     В 60-х годах главная роль в реализации инновационной стратегии крупной  промышленной корпорации отводилась хорошо оснащенному центральному научно-исследовательскому подразделению. Эта концепция получила название «инкубаторный синдром». Практика показала, что наряду с такими преимуществами, как концентрация научно-технического потенциала организации, высокий уровень и хорошее финансовое обеспечение проводимых НИОКР, их тесная увязка со стратегическими целями организации, этому подходу присущ ряд недостатков: высокая стоимость проводимых исследований и разработок, малая гибкость при выборе основных направлений поиска, отсутствие предпринимательского духа и стимулов, характерных для малого бизнеса. Многие талантливые специалисты, идеи которых не вписывались в направление работ научно-исследовательского подразделения, стали покидать корпорации и учреждать собственные инновационные организации. Учитывая эти обстоятельства, в 70-х годах инновационная стратегия была дополнена концепцией создания внутренних подразделений, использующих венчурный механизм финансирования, которые, оставаясь формально частью большой корпорации, действуют во многом как самостоятельные инновационные организации. Но со временем выяснилось, что наряду с большей гибкостью в осуществлении инновационного процесса этот подход также имеет свои недостатки. Главный из них состоит в трудности определения необходимой степени автономности дочерних инновационных подразделений и, соответственно, в сложности согласования единого стратегического курса.
     В 80-х годах руководители многих промышленных корпораций пришли к выводу о необходимости, в дополнение к своим собственным  усилиям в сфере научно-технического развития, иметь более тесные связи с самостоятельными инновационными организациями и по мере возможностей использовать результаты их деятельности. Такой подход получил название «концепция стратегических альянсов» и предполагает самые различные формы взаимовыгодного сотрудничества. Корпорация может выступать, например, как заказчик определенных НИОКР поискового или прикладного характера. Она может участвовать в венчурном финансировании интересующих ее проектов и таким образом получать необходимую информацию или право на использование новой технологии, может приобрести акции приглянувшейся инновационной организации на рынке ц/б и в случае необходимости поглотить ее, став полноправным собственником перспективной разработки. В некоторых случаях крупные корпорации приобретают лицензии на право использования разработанной малыми инновационными организациями технологии и даже идут на создание СП. Полученная в результате самых разных «стратегических альянсов» научно-техническая и технологическая (лицензии, ноу-хау и пр.) информация широко применяется  в основных научно-исследовательских подразделениях корпораций. Этот подход позволяет экономить значительные средства, которые иначе были бы затрачены на организацию НИОКР по широкому спектру различных направлений. В то же время он позволяет своевременно отслеживать новейшие идеи и разработки в сфере малого бизнеса с тем, чтобы вовремя осуществить необходимую перестройку и не отстать от основных конкурентов в освоении перспективных нововведений.
     Формирование  «стратегических альянсов» постепенно превратилось в универсальный инструмент научно-технического развития и продвижения на рынке. Крупные промышленные корпорации стали использовать этот подход не только для получения доступа к разработкам в сфере малого бизнеса, но и в отношениях между собой. Объединение усилий в разработке новой коммерческой продукции позволяет добиться экономии ресурсов. В США широкое распространение в 80-х годах получила такая форма кооперации промышленных корпораций, как создание научно-исследовательских консорциумов. Основной отличительной чертой этих консорциумов по сравнению с другими схожими формами кооперации является участие в них промышленных корпораций, непосредственно соперничающих между собой на рынке производимой продукции. Поэтому деятельность таких консорциумов концентрируется на доконкурентных стадиях инновационного процесса с последующей передачей полученных результатов учредителям для дальнейшего самостоятельного использования. Тем самым уменьшаются расходы каждой отдельно взятой организации на получение необходимых технических и технологических знаний, обеспечивается определенное разделение инновационного риска, вырабатываются общие подходы к стандартизации новшеств, идет обмен информацией, не влияющей на продвижение конечной продукции на рынке.Вместе с тем объединение усилий конкурирующих корпораций нередко порождает столкновение интересов внутри консорциума, что затрудняет его работу и ставит ряд специфических проблем управления (выделение на общие нужды необходимых финансовых ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов, регулирование прав собственности на полученные результаты и пр.).Создание «стратегических альянсов» и научно-исследовательских консорциумов является новым важным элементом стратегии в условиях рыночной экономики. Его роль будет возрастать в 90-х годах в связи с ожидаемым обострением конкуренции на рынках наукоемкой продукции и их фактической глобализацией.   
     В среде крупных предприятий Республики Казахстан сформировалось около  ста относительно крупных корпоративных объединений, различающихся по размерам, составу предприятий, структуре собственности, форме организации и состоянию управления. Несмотря на недостаточную развитость и малочисленность корпоративного сектора в Казахстане, в нем уже сейчас проявляется четыре устойчивых типа корпоративных структур:
     - национальные и государственные  компании;
     - акционерные компании, учрежденные государством и приватизированные по индивидуальным проектам;
     - частные корпорации, образованные  методами рыночной самоорганизации;
     - Казахстанские отделения ТНК.
     В корпоративном секторе казахстанской  экономики сегодня практически  отсутствуют корпорации мирового класса. Хотя определенные шансы добиться международного признания имеются у трех казахстанских  банков (Казкоммерцбанк, Народный банк и ТуранАлем), входящих в мировые рейтинги (Moody’s, Standard & Poor’s, Tomson Bank Watch) и пяти корпораций из реального сектора (Казахтелеком, Шымкентнефтеоргсинтез, УКТМК, Корпорация “Казахмыс” и ТНК “Казцинк”), ценные бумаги которых (GDR) продаются на мировых фондовых рынках.
     Для большинства казахстанских корпораций характерны низкие уставные капиталы и рыночная капитализация
     К другим характеристикам казахстанских  корпораций следует отнести низкую конкурентоспособность при совсем невысоком качестве многих видов продукции и слабость корпоративного управления. Кроме того, часто происходят конфликты между государством и корпорациями, управляющими компаниями и акционерами, менеджерами и промышленно-производственным персоналом.
     Характерной чертой корпоративного сектора в Казахстане является также значительная и быстро растущая доля участия в нем иностранного капитала
     Иностранные инвесторы в значительной степени  проявляют интерес к минерально-сырьевым ресурсам Казахстана, и прежде всего  к разработке нефти. По данным статистики, в общем объеме прямых иностранных инвестиций 60% составляют инвестиции в добычу и переработку нефти.
     Иностранный капитал, в основном крупных ТНК, активно участвует в приватизационном процессе в Казахстане. Основным мотивом довольно либеральной позиции казахстанского правительства в отношении иностранных компаний и их беспрецендентного по масштабам участия в приватизации крупнейших базовых предприятий стали отсутствие достаточных внутренних источников финансирования и слабость отечественной технической экспертизы.
     По  экспертным оценкам, более 80% производственного  потенциала республики (в основном черной и цветной металлургии, топливно-энергетического  комплекса, угольной и химической промышленности) теперь находится в руках иностранных инвесторов, что представляет явную и весьма ощутимую угрозу экономической безопасности страны. 
 

     3 Современные модели  корпораций в развитых  странах  

     В настоящее время исследователи  выделяют три основные модели, существующие в странах с развитой рыночной экономикой: англо-американскую, японскую и немецкую.
     Американская  модель корпорации создавалась с  учетом рыночно ориентированной  финансовой системы, на основе развитого  рынка капитала, широкого набора различных  финансовых инструментов. Изначально высокий уровень развития промышленных корпораций во многом облегчил привлечение дополнительного капитала. Промышленный капитал увеличивался за счет новых эмиссий акций. Поэтому практически отпала необходимость в долгосрочном кредитовании как способе увеличения капитала корпораций.
     Таким образом, роль банков была сведена к  аккумулированию средств и краткосрочному кредитованию.
     На  сегодняшний день в США получили распространение два основных типа корпораций. В первом случае консолидирующим  ядром выступает банковский холдинг, во втором - производственно-технологический комплекс. Отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей, при свободном перетоке капитала из одной отрасли в другую.
     Корпорации  Японии (сюданы) представляют собой самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, составляющие полный спектр отраслей хозяйства. В качестве консолидирующего ядра сюданов с самого их появления после Второй мировой войны по настоящее время выступают компании тяжелой и химической промышленности.
     Широкое использование корпорациями привлеченных средств — одна из причин японских экономических достижений. Поэтому обязательно членом корпорации, ее стержнем является крупный банк, контролирующий большую сеть филиалов и дочерних банков. В комплексе с ним и под его контролем работают страховые и инвестиционные компании, трастовые банки.
     Благодаря вхождению кредитно-финансовых институтов в корпорации достигаются стратегические выгоды, связанные с ростом мобильности  развития и реализацией технологического потенциала всей группы. Скорость технологического обновления производства, темпы наращивания выпуска конкурентоспособной продукции во многом зависят от того, на сколько инвестиционные возможности корпорации превышают объемы финансирования.
     Обязательным  членом сюдана является также универсальная  торговая фирма. По масштабам своих  торговых и информационных сетей и объему деловых операций торговые фирмы относятся к числу крупнейших в мире и играют важную роль в корпорации. Они выполняют в сюдане функции универсального «сбытовика» и «снабженца».
     Промышленные  объединения, входящие в корпорацию, построены, как правило, по принципу вертикальной интеграции (японский вариант называется «кэйрецу»). Под эгидой головной фирмы собрано множество подчиненных ей дочерних - в единстве они образуют своего рода верхний ярус вертикальной интеграции. Дочерние фирмы имеют под своим началом другие фирмы, включая всевозможные субподрядные фирмы.
     Внутрикорпоративные контрактные отношения и обмен  охватывают финансовые и промышленные ресурсы и научно-техническую  информацию. Внутри сюданов действует  принцип не конкуренции, а целенаправленной специализации (когда сферы деятельности фирм не пересекаются). Поэтому в отношениях поставщик-потребитель здесь утвердилась взаимная монополия. Таким образом, экономическая среда внутри сюданов оказывается нерыночной.
     Характерная особенность германской традиции формирования корпораций состоит в тесной связи банков с промышленностью. На основе акционерных, финансовых, а также деловых связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами в устойчивые горизонтальные промышленно-финансовые объединения. Банки принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями. Поэтому центрами создания корпораций в Германии являются, как правило, крупные банки.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.