На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие творческих способностей учащихся посредством использования новых информационных технологий

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

23.06.2012

Описание (план):


Развитие творческих способностей учащихся посредством  использования новых  информационных технологий
            Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых,… если бы процессы, с которыми они связаны, удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам - можно было бы предохранить от взрослого увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве - битве за творчество.
                 Д. Морисс 

     Годы преподавания предмета позволили мне увидеть  противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека -  отдается воле случая.
     Это противоречие  побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка. Оно сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств.
     Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такую возможность предоставляет использование на уроках технологии проблемного обучения, которое и принято мной за основу организации учебного процесса на уроках информатики.
      Сама технология проблемного обучения достаточно полно описана в методической литературе, но новизна моего  опыта заключается в попытке объединить хорошо известную теорию проблемного обучения с современной компьютерной технологией, которая определена как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание школьного курса информатики и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения:
    значительное расширение круга учебных задач,  входящих в содержание курса информатики, добавление интегрированных курсов, за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
    усиление межпредметных связей за счет увеличения возможностей и состава учебного эксперимента по различным школьным предметам (физике, химии, биологии) благодаря использованию компьютерных моделей;
    расширение источников получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
    усиление возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
    предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
 
     При проблемном обучении ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проблемное обучение ориентировано на личность учащегося, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и желания достичь ими личностно-значимого результата.
  Очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, применяя на практике полученные знания и четко осознавая, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
      Основными целями использования технологии проблемного обучения на уроках информатики  считаю:
- обучение в ходе создания новых для ребенка, не встречавшихся ему ранее ситуаций и условий, в которых бы он обнаруживал новые, заведомо не изучавшиеся знания, способствующие развитию ребенка (теория Н.В. Зверева, Л.В. Занкова);
- усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности при работе на компьютере;
- развитие их познавательных и творческих способностей посредством привлечения новых современных информационных технологий, включающих в себя имитационное обучение, микромиры, демонстрации, программирование, текстовые процессоры, электронные таблицы, базы данных, гипертекст, мультимедиа и др.
- воспитание у учащихся коммуникабельности, доброжелательного отношения к окружающим, высокого уровня нравственности.
      Конкретизацию целей обучения провожу как минимум по трем уровням:
    уровню усвоения знаний по конкретно изучаемой теме;
    уровню овладения способами деятельности и применением их в исходной ситуации (по образцу);
    уровню проявления и применения способностей в новой, неизвестной ситуации.
      Результаты использования технологии проблемного обучения напрямую зависят от правильной и рациональной организации деятельности педагога и учащихся. Для успешности обучения в рамках данной технологии могу выделить следующие моменты:                                                        
    использование проблематизации учебного материала;
    обеспечение активности каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию;
    поддерживание связи обучения  с жизнью и практикой;
    подбор актуальной информации и самых современных программных продуктов для постановки проблемы;
    оказание помощи учащимся в ходе изучения новой программной среды, использующейся для  исследования или решения проблемы;
    осуществление личностного подхода, направленного на творческое развитие каждой личности;
    организация контроля знаний учащихся через их самоанализ и самооценку.
      Тезис С. Л. Рубинштейна "Мышление начинается с проблемной ситуации" полностью подтверждается практикой. Основной особенностью  обучения в рамках технологии проблемного обучения является то, что усвоение учебного материала происходит не в результате пассивного слушания и запоминания, а в результате удовлетворения возникшей в ходе урока у ребенка потребности в знаниях, где ученик - активный субъект своего обучения. Учащиеся учатся анализировать проблемные ситуации; выбирать информационные средства, необходимые для разрешения поставленной проблемы; осознавать неизвестное; отыскивать  возможные пути решения проблемы, что  приводит  к  формированию  навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.
      При создании проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:
- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- сталкиваю противоречия практической деятельности;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю учащихся делать исправления, обобщения, выводы из ситуации, сопоставить факты, самостоятельно отобрать компьютерные средства для разрешения возникшей проблемы;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т.д.);
- определяю проблемные теоретические и практические задания;
- составляю проблемные задачи (например, с недостающими или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и т.д.).
      Подачу нового материала, содержание которого имеет средний уровень сложности, осуществляю не простым изложением фактов и понятий, а с  использованием диалогического метода и  приема создания проблемных ситуаций. Например, при изучении одной из первых тем курса информатики темы «Вещество, энергия, информация - фундаментальные понятия современной науки.  Информационная картина мира. Определение информации и ее свойства» не ограничиваюсь простым сообщение учащимся новых фактов и знаний, а через определенную систему вопросов пытаюсь подвести детей к тому, чтобы они сами изложили новые факты. Начинаю изложение с вопросов: «Что такое вещество? Что такое энергия? Какими свойствами они обладают? В чем их отличие?»  Ученики отвечают на поставленные вопросы, основываясь на знаниях из области физики и биологии. Затем задаю детям вопрос: «Ребята, а где вам приходилось слышать термин «информация» и что он, по вашему мнению, означает?» На эти вопросы учащиеся отвечают, основываясь на своем жизненном опыте. Затем прошу ребят привести примеры самой различной информации и предлагаю им выяснить, в чем их отличие. Так подвожу ребят к тому факту, что информация имеет различные формы представления и, в ходе дальнейшей беседы, проводим классификацию форм. Затем выясняем, какими свойствами обладает информация. Таким образом, особенностью  обучения в рамках технологии проблемного обучения является то, что усвоение учебного материала происходит не в результате пассивного слушания и запоминания, а в результате удовлетворения возникшей в ходе урока у ребенка потребности в знаниях, где ученик - активный субъект своего обучения.
      В начале выполнения новых  заданий даю образец решения проблемной ситуации (проблемная ситуация в данном случае вызывается и разрешается самим учителем). Например, при изучении текстового процессора Word первые задания выполняются учащимися с использованием подробного пошагового описания. На этом этапе важно, чтобы учащиеся овладели основными способами деятельности и смогли применить их в исходной ситуации (второй уровень конкретизации целей).
      После достижения этих целей перехожу к третьему уровню конкретизации, при котором учащиеся должны проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации. Предлагаемые задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся (оформление рекламного объявления, поздравительной открытки, приглашения на выпускной бал, собственной визитной карточки, буклета и др.) Созданные учащимися работы действительно заслуживают похвалы. Ребята стараются использовать самые различные возможности редактора, стремятся, чтобы их работа была признана лучшей. При защите выполненной работы они с интересом рассказывают товарищам, какие  функции редактора они использовали, каким образом добились тех или иных эффектов.
      При изучении в разделе «Моделирование и формализация» темы «Компьютерное конструирование» (Н.В. Макарова, Информатика, 5 класс, начальный курс) учащимся предлагаю выполнить практическую работу «Создание меню типовых мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм». Постановку задания осуществляю в виде проблемы следующим образом: «У любого ребенка среди игрушек есть мозаика, из которой можно сложить  разнообразные узоры и картинки. Мозаика помогает развитию ребенка, и эта игра - не что иное, как первая попытка детей смоделировать окружающий мир согласно своим представлениям. Детали такой мозаики можно реализовать на компьютере. Важно выполнить единственное требование - детали должны быть совместимы».
       Создав такое меню  и сохранив его, можно на основе готовых элементов создавать все новые и новые композиции. Меню готовых форм облегчает работу и освобождает время для творчества.
      Для разрешения этой проблемы предлагаю учащимся описание выполнения задания и примеры создания геометрических композиций. 
      Следующим по сложности уровнем проблемности является такой порядок работы, при котором проблемная ситуация вызывается учителем, но разрешается учениками (в несильных классах - это максимальный уровень сложности). Предлагаю ребятам придумать и создать свои геометрические композиции. Двумерные художественные композиции, составленные из стандартного набора плоских деталей  по собственной фантазии ребенка, способствуют развитию пространственного воображения и творческих способностей учащихся. Дети успешно справляются с заданием, проявляя фантазию и творчество. Бабочки, жуки, танки, различные модели автомобилей, предметы обихода и многое другое становится результатами их труда. С большим интересом проходит демонстрация своих композиций ребятами и настоящей наградой для ребенка является восторг одноклассников при виде наиболее удачных композиций. Более талантливым ребятам удается создать собственное меню готовых форм, при разработке которого они строго соблюдают основное требование: детали могут быть любыми, но обязательно совместимыми.
      На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить активность каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию, подчеркивая важность изучаемого материала при решении практических задач, поддерживаю связь обучения  с жизнью и практикой. Создание проблемной ситуации сугубо индивидуально, так как ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для учеников, поэтому   использую на уроках дифференцированный подход.
      Так, например, при изучении темы «Решение расчетных задач в электронных таблицах» урок провожу в форме деловой игры, где все ученики класса разделены на, так называемые, отделы с учетом их индивидуальных способностей: агрономический, бухгалтерский, экономический и зоотехнический. При этом использую прием постановки и решения проблемных задач.  Задания для отделов являются разноуровневыми проблемными задачами, содержащими актуальную информацию (последние данные работы базового предприятия ЗАО «Рус-Агро-Дружба»).
     Путь решения задач ребятам не сообщаю, а предлагаю им самим прийти к результату, опираясь на т.н. «Ключ к решению задачи» и на собственные знания среды электронной таблицы. После решения задачи с целью развития творчества предлагаю ребятам выполнить самостоятельно обрамление таблиц таким способом, какой им кажется наиболее удобным для предоставления отчета, подобрать наиболее удобный тип диаграммы для графического отображения данных задачи.
      При изучении  программной среды  Power Point в качестве проблемы выдвигаю создание компьютерной презентации «Мое хобби» или «Моя семья» (на усмотрение учащихся) с использованием мультимедиа технологии.  При этом провожу мотивацию учебной деятельности учащихся с помощью демонстрации готовых презентаций.  Изучение новой для учащихся программной среды осуществляется в ходе выполнения творческой практической работы. На первых уроках по изучаемой теме учащиеся разрабатывают  проект учебной презентации, т.е. указывают, какие слайды будет содержать их презентация и в какой последовательности они будут расположены. Здесь предоставляются очень широкие возможности для развития творчества учащихся. Ребята могут использовать и интересные факты из своей жизни и жизни своей семьи, добавлять рисунки, фотографии. Осваивание программной среды происходит следующим образом: на первом уроке учащиеся знакомятся с видами слайдов и учатся их заполнять, снова проявляя при этом свое творчество и фантазию. На следующем уроке ребята  вставляют рисунки и графические примитивы на слайдах своей презентации. Рисунки могут вставляться из стандартной коллекции, создаваться из предоставленных детьми фотографий и пропущенных ими через сканер, а могут создаваться в уже изученной среде графического редактора Paint. Возможности для творчества здесь безграничны. Затем ребята осуществляют выбор дизайна презентации, применяя при этом шаблоны оформления, соответствующие тематике их презентации и их собственным вкусам и воображениям. На последующем этапе производится редактирование и сортировка слайдов созданной презентации, а так же ее  оживление с помощью анимации. На последнем этапе производится осуществление переходов между слайдами с помощью гиперссылок и управляющих кнопок. При необходимости оказываю помощь учащимся в ходе изучения новой программной среды, использующейся для  решения проблемы, осуществляя при этом личностный подход, направленный на творческое развитие каждой личности. На протяжении изучения темы одним из методических приемов использую прием побуждения обучаемых делать исправления, обобщения, выводы из ситуации, сопоставить факты, самостоятельно отбирать компьютерные средства для разрешения возникшей проблемы.
      Практически праздником для ребят является урок демонстрации готовой презентации. Учащиеся гордо предоставляют на показ свою творческую работу одноклассникам. В этом деле не остается равнодушных. Ребята сравнивают работы, отмечают самые удачные моменты, вносят свои предложения по совершенствованию презентаций.
      Большой интерес вызывают у учащихся творческие задания, предусматривающие работу одновременно в нескольких приложениях. Предлагаю учащимся выполнить в среде графического редактора Paint изображение  подводного мира, степи, джунглей и т.д. ( выбор оставляю за детьми) и сохранить его под именем Фон. Затем предлагаю изобразить обитателей выбранного мира, задав конкретные размеры рисунка, и подвожу детей к проблемной ситуации: «Ребята, а можно ли совместить изображение фона и его обитателей? В какой среде это можно сделать? Можно ли привести ваших обитателей в движение?»
      Для разрешения этой проблемы применяю «мозговой штурм». При использовании этого приема учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Основное правило на первом этапе - «Уважай чужие идеи! Никакой критики!» Я стараюсь следить за тем, чтобы ни одна идея не осталась незамеченной, поощряю тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей. «Мозговой штурм»  вызывает большой интерес у учеников.  Ребята зачастую высказывают неординарные идеи, которые часто дают новые подходы к разрешению возникшей проблемы. Каждая идея фиксируется в Банке идей.  Затем проводится анализ идей. При этом ребята придерживаются основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, свое рациональное зерно.
      Этот педагогический прием  формирует у ребят умение работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные навыки.
      Таким образом, учащиеся учатся анализировать проблемные ситуации; выбирать информационные средства, необходимые для разрешения поставленной проблемы; осознавать неизвестное; отыскивать  возможные пути решения проблемы, что  приводит  к  формированию  навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.
      При изучении раздела программирования привычными для ребят стали проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками. Чаще всего материал для этих заданий подбираю из работ учащихся с целью корректировки знаний, ошибки выбираю наиболее типичные, характерные для большинства учащихся конкретного класса.
      Часто при закреплении изученного материала использую прием постановки и анализа проблемной ситуации. Так, например, при закреплении темы: «Устройства персонального компьютера» использую проблемные ситуации такого характера:
Используя следующие данные, попробуйте дать свои рекомендации, какие компьютеры и какие устройства понадобятся в следующих ситуациях:
    Кинорежиссер Стивен Спилберг готовится к съемке нового фильма, насыщенного изощренными спецэффектами.
    Компания "Аэрофлот" решила обновить компьютерную технику, обслуживающую процесс продажи авиабилетов.
    Универмаг "Москва" вводит в действие систему компьютерного учета товаров на складе.
    Сотрудник фирмы из отдела маркетинга часто разъезжает по стране, производя компьютерные презентации продукта фирмы.
    Писатель пишет новый детектив и вводит его текст в компьютер.
    Создатели нового автомобиля пробуют разные варианты дизайна.
    Школьник играет в компьютерную игру - имитатор самолета.
    Сотрудники МВД добавляют к записям в служебной картотеке новый атрибут - отпечаток голоса.
    Политик, разъезжая по стране, не прекращает получать свою электронную почту и следит за новостями в Интернет.
    Семья, подбирая фотографии и собирая воспоминания, готовит компьютерный проект "Моя родословная". 
 
     При изучении этой же темы предлагаю учащимся такую творческую работу.
     Все ли составные части компьютера необходимы для его работы? Придумайте компьютеры, которые могут обходиться без некоторых устройств. Опишите эту ситуацию.
     
Может ли быть компьютер без … Как такое может быть?
монитора  
дисководов  
жесткого диска  
дисководов и жесткого диска  
клавиатуры и мыши  
процессора  
оперативной памяти  
 
 
 
 
      Может ли иметь смысл наличие в архитектуре компьютера двух экземпляров одного устройства? Приведите примеры и опишите их.
      
Может ли иметь смысл наличие двух экземпляров …
Для чего это может быть нужно?
монитора  
дисководов  
жесткого диска  
дисководов и жесткого диска  
клавиатуры и мыши  
процессора  
 
      При разборе  на уроке творческих ответов учащихся каждый случай анализируется. Особое внимание обращаю на факт возможности наличия двух процессоров и смысл их наличия. Ребята предполагают, что наличие двух (нескольких) процессоров дает возможность увеличить скорость обработки информации. Только после этого сообщаю ученикам, что их идея является верной и в современных суперкомпьютерах используется многопроцессорный принцип обработки информации. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подготовить доклад на тему: «Суперкомпьютеры», используя дополнительную литературу, электронные энциклопедии, материалы Интернета.
      Большую роль в организации учебного процесса отвожу домашним работам учащихся, которые всегда содержат разноуровневые задания. Ученик сам может выбрать для себя уровень сложности, учитывая ожидаемый результат (заранее сообщаю, какие задания необходимо выполнить для какой отметки). Обязательной частью домашнего задания является творческая работа. Например, при изучении темы «Кодирование информации» на уроке предлагаю проблемные задачи в стихотворной форме («Странная девочка», «Загадочная автобиография» и др.). В качестве домашнего задания предлагаю ребятам составить свои проблемные задачи. Некоторым ребятам удается сочинить задачи в стихотворной форме, вызывая живой интерес и восторг одноклассников.  Так же предлагаю ребятам создать свой алфавит для кодирования, закодировать предложенную фразу, а на уроке одноклассники пытаются декодировать информацию, догадаться, какой алфавит был использован.
      При изучении темы «Информационные модели» ученики получают задание придумать свою информационную модель, представить ее в удобном для отображения виде (граф, взвешенный граф,  древо и т.д.). В этом задании творчеству учащихся нет предела. Родословное дерево русских царей, классификация геометрических фигур, биологическая классификация, классификация частей речи и многое другое послужило примерами информационных моделей учащихся.
      Для проверки знаний учащихся использую устный контроль, который провожу в виде экспресс-опроса или опроса по цепочке, при котором главным требованием является не только умение ответить на поставленный вопрос, но и правильно выполнить постановку вопроса. Поощряю детей за постановку интересного проблемного вопроса.  Письменный контроль знаний осуществляю в виде контрольных и проверочных работ, используя при этом разноуровневые задания.
       Удобной формой контроля считаю  тестирование, позволяющее более глубоко проверить знания учащихся,  выявить общую картину усвоения материала и  организовать индивидуальную работу. Тестирование провожу по каждой изучаемой теме. Предлагаю учащимся тесты разных видов: тест с выбором ответов, тест на заполнение пропусков в истинном утверждении, тест на определение истинности или ложности утверждения (в зависимости от материала темы). В качестве материалов для тестов использую демонстрационные контрольно-измерительные материалы для проведения единого государственного экзамена по информатике.
      Для текущего контроля знаний применяю фактологический диктант, который включает в себя 5-7 базовых вопросов или понятий темы. Стараюсь включить хотя бы один проблемный вопрос, требующий более глубокого понимания темы. Работа проводится в высоком темпе, что способствует развитию быстрого воспроизведения материала.
      Большую роль при контроле знаний отвожу самооценке и взаимооценке учащихся. Считаю, что просто необходимо учить детей находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей, объективно оценивать выполненную работу.
      Учитывая временные рамки школьного урока, хочу отметить, что для оптимизации изучения материала в рамках проблемной технологии необходимо сочетание традиционного изложения материала с включением проблемных ситуаций.
      При изучении школьного курса информатики, я считаю, учащихся нужно научить работать с наибольшим количеством программных продуктов. Это будет способствовать формированию навыков работы в самых различных программных средах, умений целенаправленно работать с информацией на компьютере. Тогда у детей не будет возникать страха перед необходимостью освоения новых программных продуктов. Их уровень информационной культуры должен быть таким, чтобы выпускники общеобразовательных средних школ могли успешно самостоятельно овладеть навыками работы с новыми программами. Ведь жизнь не стоит и никогда не будет стоять на месте, а развитие информационных технологий обусловлено самой жизнью.
      При организации учебного процесса  использую современные формы проведения уроков. Традиционными для учащихся при изучении информатики стали уроки творчества: урок изобретательства, урок - творческий отчет,  урок-конкурс и т.д. Особый успех при выполнении практических работ занимают игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок-соревнование и др.
     На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в свои силы.  Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличное воплощение требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним.
      Работу над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий» продолжаю во внеур
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru