На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Становление и развитие налоговой системы РФ

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

23.06.2012

Описание (план):


Сибирский Университет Потребительской Кооперации 
 
 
 
 
 

Реферат
На тему: Становления и развития налоговой системы РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: Тимошенко А.С
                                                                         ФК-93
                                                                   Проверила: Самарская И.М 
 
 

Новосибирск 2011г.
Содержание
    Введение………………………………………………………………………  3
    Налоговая система РФ…………………………………………………….. 4

     2. Эволюция налоговой системы  в РФ

           2.1. Исследования становления и  развития налоговой системы РФ… 10

           2.2 Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с       

                 переходной налоговой системой РФ………………………………. 13

      3. Налоговая статистика……………………………………………………. 19
      4. Заключение……………………………………………………………….. 23
      Библиографический список………………………………………………    25 
 
 

 


 
       Введение
     Налоговая система являет собой сложную  экономико-правовую конструкцию, которая  имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и  территориальные корни.
     Исторический  аспект в становлении налоговой  системы играет определяющую роль и  рассматривается как объективная  закономерность. Налоговые системы  абсолютного большинства государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических, социальных и иных условий, и каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих национальный характер развития этих стран. Не является исключением  и налоговая система Российской Федерации, становление и развитие которой - процесс своеобразный, длительный и сложный.
           Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни  одно  государство существовать не сможет. 
     

 

1.Налоговая  система РФ
      Нало?г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1][2]. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.     
       Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости. Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.
      Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
      Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
      В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы, к числу которых относятся:
    необлагаемый минимум объекта налога;
    изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
    понижение налоговых ставок;
    вычет из налогового платежа за расчетный период;
    целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
    прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:
    вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
    представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
    вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
    в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписание этого акта;
    выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.
Законом «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень — федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Как и в других странах, наиболее доходные источники  сосредоточиваются в федеральном  бюджете. К числу федеральных  относятся:
    налог на добавленную стоимость;
    налог на прибыль предприятий и организаций;
    акцизы;
    подоходный налог с физических лиц;
    таможенные пошлины.
Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем будем именовать их региональными налогами. Этот термин был введен нами в научный оборот несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
      Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. В 1999 г. в качестве региональных налогов начали функционировать налог с продаж и налог на вмененный доход.
Третий уровень — местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, 
так и местных налогов.

Среди местных  налогов крупные поступления  обеспечивают:
    налог на имущество физических лиц;
    земельный налог;
    налог на рекламу;
    налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы;
    большая группа прочих местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании — это  отчисления от федеральных налогов.
        Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальных образований России в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением их финансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.
        Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.
        Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.
         Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По социально-экономической сущности отчисления во вне- бюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 5,4% — в Фонд социального страхования, 1,5% — в Фонд занятости, 3,6% — в Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от своих заработков 1% в Государственный пенсионный фонд РФ.
        Как уже отмечено, налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.
        Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулируемых налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.
          Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

  2. Эволюция налоговой системы в РФ

2.1. Исследования становления  и развития налоговой  системы РФ

    
Истоки возникновения  и становления налоговой системы  России уходят далеко в прошлое. Налогообложение  сопровождает всю историю человечества. Еще из первобытной мифологии  известны жертвоприношения богам, злым силам и чудовищам-драконам. Это  была своего рода плата человека за милость богов, откуп от злых сил  и бедствий. По мере развития общественных отношений появились новые формы  и способы наполнения казны.     
           В раннефеодальной Руси взималась  дань в пользу владетельного  князя, которая носила выраженную  форму зависимого положения данника.  В первом рукописном источнике  права на Руси "Русской правде" упоминается о натуральном налоге "корме". В период татаро-монгольского  нашествия основной налоговой  повинностью являлся "выход", Ордынские сборщики налогов именовались  "баскаками", а русские купцы,  откупившие это право у хана, - бесерменами.
     Петр  Первый учредил должность прибыльщиков, ввел основной прямой налог с населения - "подушную подать", которая просуществовала  в России в различных формах более  ста лет и была отменена во время  налоговой реформы 1875-1898 гг.
     В то же время были введены прямые налоги: земельный, имущественный, промысловый  налог с доходов и капитала. Стали взиматься акцизы и таможенные пошлины. Основными подакцизными товарами были водка и спирт. Единицей налогообложения  являлся градус их крепости. Ставка акциза на спирт была установлена 11 копеек за каждый градус крепости. В  это время формируется государственная  система сбора налогов и налогового контроля. В Министерстве финансов был учрежден Департамент податей и сборов.
     В советский период истории России в финансовой системе страны преобладали  неналоговые доходы, налогообложение  играло не столь заметную роль как  в рыночной экономике современной  России. Среди косвенных налогов  ведущее место занимал налог  с оборота, отчисления от прибыли, уплачивался  также подоходный налог с населения  и довольно экзотический налог на холостяков.
     Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с  конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.
     С конца 1991 года налоговая система  России начинает стремительно развиваться. Этот период можно разделить на три  этапа. На первом этапе в начале 90-х  годов государство действовало  откровенно фискально по принципу "взять  все, что можно взять". Это был  период резкого перехода к новым  экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда  повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных  доходов, скорее наоборот, ведет к  их снижению.
     Второй  этап, начало которому было положено с  начала 1994 года снижением ставок налога на прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался глубокими кризисными явлениями в экономике и в  бюджетно-финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием  огромной задолженности, разработкой  и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисных  явлений.
     Третий  этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.
     За  пройденные три этапа налоговая  система России впитав в себя многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества, по сути своей стала продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического  и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о  чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные  действующие лица - налогоплательщики.
          Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае — состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из них — развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй — налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т. д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий — организация и эффективность налоговой службы государства.
         Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
      Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства.

     2.2 Сравнение налоговой  системы плановой  экономики СССР с переходной налоговой системой РФ

 
     Во  время СССР налоговая система  не была так развита как сегодня. Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий  являлись налог с оборота и  платежи из прибыли. Плательщиками  налога являлись хозрасчетные государственные  и кооперативные предприятия  и организации, реализующие продукцию  собственного производства или собственной  заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие  самостоятельный баланс и расчетный  счет в банке.
     Помимо  налога с оборота, поступлениями  в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.
     Для государственных предприятий был  создан механизм двухканального изъятия  чистого дохода (с последующими незначительными  изменениями). Чистый доход государственных  предприятий изымался в бюджет вначале  при помощи налога с оборота в  отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода.
     Доходы  бюджета также включают поступления  от населения. В целом платежи  населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов  главное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера  дохода и способа его получения  плательщики налога делились на несколько  групп: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремесленники и др. Основной являлась первая группа плательщиков.
     В современной России налоги – основной источник доходов государственного бюджета. За счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран.
        Изучая налоговую систему СССР, становится ясным, что государство препятствовало развитию любого вида предпринимательской деятельности. Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между государством и предприятием.
     Основа  современной финансовой политикиэто признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
     На  этой основе разрабатывается принципиально  новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.
Сегодняшняя налоговая  политика отражает налоговую политику развитых западных стран.
Сейчас налоговые  отчисления ведутся любыми физическими  и юридическими лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит  от размера получаемой прибыли. Но подоходный налог с населения остается невелик  по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход  от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения.
Относительная небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий жизненный уровень преобладающей  части населения, а также снижение доли легко облагаемой зарплаты в  его личных доходах.  
Специфика системы налогообложения в России объясняется ее уникальной экономической ситуацией.

Налоговая система  западных стан формировалась и функционирует  в условиях нормального экономического развития. Налоговая же система России несет на себе отпечаток глубокого  экономического кризиса, сочетающего  огромный спад производства и высокую  инфляцию (хотя и постепенно замедляющуюся, в том числе и под воздействием не предусмотренных никакой теорией мер: массовых неплатежей, в том числе задержки зарплаты, пенсий).
     Важнейшее принципиальное отличие налоговой  системы до перехода к рынку и  после включения хозяйственных  объектов в систему рыночных отношений  заключается, по моему мнению, в следующем: 
- налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;

     - в современных условиях налоговая  система сама должна выступать  регулятором экономических процессов  в обществе, в ее рамках необходимо  обеспечить реализацию и согласованность  всех функций, присущих налоговой  политике в условиях современной  рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и  интегрирующей.
     При СССР управление финансами осуществлялось только из одного органа – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Сегодня же на смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел, Министерство финансов и т.д.
     Современная налоговая система получила намного  большее развитие, чем при СССР. Но при этом существует ряд серьезных  проблем. Вот только некоторые проблемы налоговой системы:
     Во-первых, в современной налоговой системе  неосуществимыми являются такие  налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям.
     Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых  поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы  и налоговой службы сложились  еще в недрах административно-командной  экономики.
     Слабый  контроль за сбором налогов создает  возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает  налоговые поступления, но и стимулирует  прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. Не дают должного эффекта и действующие  налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской  деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда.
     В-третьих, недостаток нашей налоговой системы - это ее усложненность. На сегодня  в России насчитывается вместе с  местными более 100 видов налогов. Громоздкость налоговой системы выражается в  том, что при отнесении тех  или иных налогов к соответствующей  группе, имеет значение не то, в какой  бюджет зачислится платеж, а органом  какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок  уплаты данного налога.
     В-четвертых, не способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего  правила экономической игры.
     Многие  недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной  базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.