На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Возникновение и развитие идеи гражданского общества

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

25.06.2012

Описание (план):


    Возникновение и развитие идеи гражданского общества

 
     Подобно тому, что существуют различные интерпретации  идеи гражданского общества, возможны и различные ее периодизации.1
     Начальный период - предыстория становления идеи гражданского общества, ее историко-философские предпосылки (с античности до XVI–XVII веков). Период, в котором происходит “вызревание” данной идеи. Если словосочетание “гражданское общество” и используется в этот период, то смысл имеет совершенно иной, чем сегодня. Гражданское общество здесь оказывается идентичным государству или политическому обществу.
     На  Руси элементы гражданского общества стал внедрять Иван Грозный в XVI веке. Именно он был инициатором и реализатором идеи Земских Соборов, которые сыграли  огромную роль в развитии России.
     За  начальным следует естественно-правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII–XVIII веков. Этот период связан с именами Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Д.Юма, Б.Спинозы, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье и многих других мыслителей, которые в своих работах выражали потребности времени, сводившиеся к борьбе абсолютной монархии и зарождающейся буржуазной демократии.
     Согласно  этим концепциям общество приходит на смену естественному состоянию, независимо от того, какое понимание  вкладывалось в это последнее: как  утраченный рай и “золотой век” (Руссо) или как “война всех против всех” (Гоббс). Переход к гражданскому состоянию сопровождается заключением  общественного договора, на основе которого народ и власть строят свои взаимоотношения. Схематически содержание этих концепций можно выразить следующим образом: естественное состояние - общественный договор - гражданское, общественное, политическое состояние.
     В сущности, формирование гражданского общества происходило параллельно с формированием государства нового типа - буржуазного государства. Это был процесс превращения традиционного сословного общества в современное гражданское, феодального иерархического государства в правовое. С этого времени соотношение политического и гражданского общества оказывается предметом пристального внимания социально-философской мысли.
     Наиболее  видными представителями естественно-правовой теории и концепции гражданского общества были Т.Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, выражавший интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Дж.Локк, считавшийся основателем буржуазного либерализма.
     Т. Гоббс считал, что изначально имеется война всех против всех, поэтому люди объединятся на основе общественного договора. «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». 2
     Государство, таким образом, несет теперь ответственность  перед своими подчиненными, но требует  от них полного подчинения власти. Наличие верховной власти суверена - необходимый компонент гражданского общества, которое совпадает с государством. При этом структура гражданского общества выглядит у него многоуровневой, при которой первый этап – это государство, обладающее верховной властью суверена; второй – это группы и объединения граждан; а третий, заключительный, - это отдельные граждане как подданные государя и суверена и как представители тех или иных групп и объединений.
     По  Дж. Локку, люди переходят в гражданское состояние, т.к. оно «является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния».3 Он попытался сформулировать некоторые принципы правового общества и государства: суверенитет народа, верховенство закона, разделение властей.
     А. Фергюсон одним из первых употребил термин гражданское общество как состояние цивилизованности. Он отвергает тезис о естественном состоянии людей, как о состоянии войны всех против всех или о состоянии, в котором человек был наделен «чисто животной чувствительностью…, лишенным каких бы то ни было политических объединений». 4
     Третьим периодом в развитии идеи гражданского общества является "институциональный период" (XIX - первая четверть XX века), характеризующийся расширением сферы влияния, политического признания и утверждения идейного господства концепции гражданского общества в условиях буржуазных революций. Гражданское общество из теоретической конструкции превращается в особую сферу социальной реальности, приобретая тем самым онтологический (познавательно-логический) статус.
     Этот  период начинается с Гегеля, который  впервые в Новое время разграничил государство и гражданское общество, подчеркнув нетождественность первого второму. Подобно многим авторам нашего времени, Гегель считал гражданское общество приметой современности и особым этапом всемирной истории.
     Г. Гегель также рассматривает структуру  гражданского общества и его связи  с государством. Он выделял три  ветви власти: законодательную; правительственную; власть.
     Известные исследователи проблем гражданского общества Джин Л.Коэн и Эндрю Арото  в своей книге 5 подчеркивают: “Возможно гегелевская концепция гражданского общества была и не первой современной концепцией, но мы полагаем, что автором первой современной теории гражданского общества был Гегель”.
     В гегелевской трактовке государство - это и идея свободы, конкретное и высшее право, правовое образование, и единый организм, и политическое государство, и завершающая ступень исторического развития общества и абсолютного духа.
     Толкование  гражданского общества как особой внегосударственной сферы социального организма получило широкое распространение в Европе благодаря Алексу де Токвилю (1805-1859) и его исследованию американской демократии, которая стала реальным воплощением принципов и основ теории общественного договора и гражданского общества, разработанных к тому времени.
     А. де Токвиль трактовал гражданское  общество как особую, внегосударственную сферу активности людей. При этом он выделяет две негативных тенденции в развитии общества. Первая ведет людей к независимости и может внезапно подтолкнуть их к анархии. «Индивидуализм – это взвешенное, спокойное чувство, побуждающего каждого человека изолировать себя… человек охотно перестает тревожиться обо всем обществе в целом» 6. Вторая тенденция выражается в закрепощении людей.
     К. Маркс определяет гражданское общество в двух смыслах: оно указывает на исторически определенную ступень общественного развития, и составляет часть общественного целого. Он рассматривает ряд фундаментальных проблем: раскрытие классовой сущности государства(«поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их… они образуют класс»7); существование противоположности между эксплуататорским государством и угнетенными классами; отмирание государства в будущем; наличие общей противоположности между гражданским обществом и государством.
     Четвертый этап, эволюции идеи гражданского общества приходится на 20–90-е годы XX века. На этом этапе происходит переход от практических требований экономической и политической свободы личности, характерных для предшествующего периода, к расширению свобод в сфере культуры, стилей жизни и т. д. Постепенно появляются условия для превращения двойной конструкции “гражданское общество–государство” в более сложные структуры. Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в системе устойчивых, общепринятых представлений об этом обществе, которые понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной реальности, плюрализм верований, идей, мнений и др. Идея гражданского общества перестает быть лишь теоретической конструкцией, становясь достоянием повседневного сознания.
     Идеи  гражданского общества широко рассматривались  и отечественными мыслителями и учеными.
     М.А. Бакунин определял общество как «естественный образ существования человеческого коллектива, независимо от всякого договора»8. Общество – часть природы; государство механическая сила, искусственная организация. Деятельность государства во всех, направлениях сводится М.А. Бакуниным к насилию, притеснению, грабежу, захвату. Отсюда задача уничтожения государства.
     По  Б.Н. Чичерину гражданское общество есть совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским, или частным, правом. Государство воздвигается над гражданским обществом как самостоятельным союзом, т.е. «государство есть союз, воздвигающийся над другими, а не поглощающий их в себе»9.
     Для П.И. Новгородцева гражданское общество – это историческая форма сотрудничества на почве совместной деятельности и взаимных интересов людей и идеал, выражающий свободу и разнообразие частной жизни. «Высший идеал общественных отношений есть внутреннее свободное единство всех людей, единство, достигнутое не принуждением и внешним авторитетом, а только Законом Христовым, когда он станет внутренней природой человека».10 Правовое государство основано на принципах уважения и свободы личности, ее прав и обязанностей.
     Рассмотрим  концепции современных отечественных  ученных по проблематике гражданского общества.
     К.С. Гаджиев определяет гражданское общество с идеально типологической точки зрения как «своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов»11.
     А.И. Соловьев выделяет три модели взаимодействия государства и гражданского общества. Первая строится по принципу властвования и подвластности. Вторая предполагает, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью управление. В третьей «государство выступает административной структурой, действующей… согласно специфической логике служебных и человеческих отношений»12. Гражданское общество контактирует с государством здесь как клиент.
     З.Т. Голенкова вычленяет два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую (теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности) и нормативную. Во втором случае понятие гражданского общества имеет «статус нормативной концепции, которая способствует мотивации граждан и других социальных субъектов к развитию содержания и различных форм гражданской активности.»13. З.Т. Голенкова выделяет ряд элементов гражданского общества: а) права и свободы человека и гражданина, как детерминанты политической системы; б) верховенство права; в) автономия общества; г) «гражданская культура».
     В.Г. Хорос не согласен с позицией, что гражданское общество на Западе существовало скорее в прошлом, и на индустриальном этапе модернизации оно уступило место «массовому обществу». Такая позиция является преувеличением, т.к. «имеется слишком много доказательств разносторонней общественной самодеятельности в странах Запада, чтобы отрицать существование там гражданского общества. Но можно согласиться с тем, что западное гражданское общество значительно изменилось по сравнению с эпохой раннего капитализма»14.
     А.Г. Володин отмечает, что в России потребность в возмещении недостаточной зрелости предпосылок модернизации созидательной деятельностью государства ощущалась очень сильно. Несмотря на это, «общество должно сохранять бдительность по отношению к деятельности государства»15.
       Б.Г. Капустин рассматривает философию Нового времени, т.к. «только в ее рамках складывается те элементы концепции гражданского общества, которые отвечают условиям современности»16. Изначально гражданское общество не противопоставляется государству. Впоследствии их отождествление рушится. Затем появляется третий тип гражданского общества как инстанции, занимающей место между государством и (капиталистической) экономикой.
     Ю.М. Резник указывает на общие признаки, выделяемые, как правило, исследователями гражданского общества: «автономность и относительная обособленность гражданской сферы жизни людей, разнообразие потребностей и интересов организаций и групп, входящих в состав гражданского общества, их независимость от государства и его институтов, тесная связь с экономическими формами и формами общения, характерными для современной индустриальной цивилизации»17.

    Гражданское общество: понятие  и основные характеристики

 
     Гражданское общество принадлежит к числу  понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности, но и большие или меньшие различия в их толковании. Но, тем не менее, можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную.
     В первом значении оно используется как  теоретическая категория для  анализа и объяснения явлений  социальной реальности. В этом смысле, гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.
     В отличие от первой теоретико-аналитической  функции, во второй функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в обществах, находящихся в состоянии трансформации.
     Говоря  о гражданском обществе, следует  исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть модерным и демократическим. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.
     Существенным  элементом гражданского общества является верховенство права. Это шире, чем  идея правового государства.
     Автономия общества - важный элемент гражданского общества, а это означает автономию различных общественных сфер и ассоциаций - экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений, т.е. церкви.
     Роль  государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться  к установлению самых общих рамок  в виде закона, регулирующего правила  игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу такие же права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина.
     Автономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества.
     Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.
     Важным  условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.
     И наконец, основополагающим условием успешного  функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.
     В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В  демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.
     Гражданское общество - это формирующаяся и  развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная: 1. сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2. совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
       Конкретизируя данное определение,  отметим следующее:
     - эта «сеть» может быть очень  плотной, включающей в некоторых  странах сотни тысяч разного  рода объединений граждан или  предприятий (признак высоко развитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии);
     - объединения, составляющие гражданское  общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;
     - специфика всех организаций, образующих  гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существует автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;
     - составляющие гражданское общество  объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;
     - гражданское общество в целом  является выразителем общественного  мнения, что служит своеобразной  формой проявления его политической  власти.
     Существуют  общие причины, питающие процесс  создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.
     Первая  причина связана с частной  собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения - частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Им не просто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного - источника средств для жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей.
     Наиболее  эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственников  с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители  постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности, принадлежащей членам данных организаций.
     Вторая  причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с  другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.
     Третья  причина необходимости возникновения  и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества.
     В каждой демократической стране организаций  гражданского общества насчитывается  множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными  интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это  организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах.

Проблемы  формирования гражданского общества в Российской Федерации

 
     За  последние полтора десятилетия  в нашей стране сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В экономике это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса, энергичных, самостоятельных и ответственных людей. В политике это разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, свобода слова. В духовной сфере - это отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания.
     Вместе  с тем в современном российском обществе многие уже заявившие о  себе в том или ином виде структуры  и элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием.
     С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой - сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии.
     Современное российское общество с трудом изживает социальную структуру советского типа, в которой позиции индивидов и социальных групп определялись их местом в монополистической системе Партия/Государство, подмявшей под себя экономическую, социальную, политическую, культурную и духовную сферы общества.
     Вместе  с тем сегодня все больше российских граждан осознают необходимость создания эффективного правового государства. Разумеется, речь идет в первую очередь о постепенно формирующемся среднем классе. Представляя уже сегодня определенную экономическую и социальную силу, он постепенно консолидируется на основе общих правовых и демократических интересов, гражданской активности и общественной солидарности в требованиях усиления демократических и правовых институтов государства. Тем самым средний класс начинает формироваться и как политическая сила.
     Таким образом, в России идет процесс перехода от одного типа общества, в основе которого лежит всесилие, могущество и безответственность власти, к другому типу, основу которого составляют свободная личность, эффективная  собственность, демократические и  правовые институты власти, обеспечивающие защиту прав человека.
     В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия  строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований. Между тем исторический опыт показывает, что без сильного гражданского общества Россия не может быть процветающей и благополучной страной, более того, в условиях кризиса слабость гражданского общества может привести государство и общество к крушению. Поэтому выработка комплексной стратегии строительства гражданского общества в России является актуальной общей задачей государственных и общественных институтов.
     В этой связи можно выделить три  важнейших условия формирования современного российского гражданского общества.
     Первое  необходимое условие заключается  во всестороннем развитии и саморазвитии личности, свободно выбирающей свой жизненный  путь и отвечающей за него. Только такая личность обладает раскрепощенным сознанием, чувством собственного достоинства, верой в свои силы и возможности. Именно такой человек активен в решении не только своих личных, но и общественно-политических проблем, самостоятельно ставит и решает волнующие его жизненные вопросы.
     Чем больше в нашем обществе будет  таких людей, тем более благоприятными будут перспективы развития России в XXI веке. В этой связи в нашей стране необходим качественно иной курс преобразований. Он должен быть основан на стратегии последовательного движения к новому типу Российского государства, в котором человек, его права и свободы являлись бы высшей ценностью.
     Осуществляя новую стратегию устойчивого  развития страны, государству не следует  вмешиваться в частную жизнь  человека и мешать самореализации личности. Устанавливая определенные правовые нормы  и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и всеми гражданами, оно обязано очерчивать те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан.
     Свобода выбора включает ответственность перед  самим собой, которая становится не тяжким грузом, а творческой силой.
     Таким образом, российская власть должна, наконец, осознать, что защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина является не только приоритетной задачей государства, но и смыслом его существования как социального института. В этом и состоит главная идея современного развития России.
     Вторым  важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государ
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru