На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике психолога в детском саду

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

27.06.2012

Описание (план):


Введение 

Внедрение психолога в образовательные  учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка «психолога»  была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском  саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. 

Детский психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности  развития каждого возраста, развивает  индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. 

От психолога  требуется создать благоприятный  для развития ребенка климат в  детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям. 

Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет  большие требования к человеку, который  занимается этой деятельностью, поэтому  основной целью научно-исследовательской  практики является: 

закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по основным психологическим  дисциплинам; 

выработка практических навыков работы психолога  и подготовка к самостоятельной  трудовой деятельности; 

формирование  навыков самостоятельной научно-исследовательской работы; 

подготовка  к написанию выпускной квалификационной работы. 

Поставленная  цель достигается решением задач: 

знакомство  с базой практики, с воспитателями, с детьми; 

знакомство  с особенностями и методами работы психолога данного учреждения; 

изучение  и выбор соответствующих методик  исследования; 

активное  участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного  учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога; 

для выпускной  квалификационной работы; 

изучение  и анализ теоретического материала, периодической литературы и методических материалов по вопросам, разрабатываемым  в выпускной квалификационной работе; 

сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в выпускной квалификационной работе; 

формулировка  выводов по итогам научно-исследовательской  практики. 

Научно-исследовательская  практика проходила в Детском  саду №26 «Детская академия «Эрудит» г.Зеленогорска. 

Продолжительностью практики - 2 недели, что составляет 40 часов и охватывает период с 06.10.08 по 19.10.08 года. 

Схематично  практика проходила в два этапа: 

сбор  и обработка теоретических и  методических материалов, которые определяется содержанием теоретической части  выпускной квалификационной работы. Эта работа продолжалась в течение всей практики. 

сбор, систематизация и обработка практического материала  в соответствии с темой выпускной  квалификационной работы, а также  разработка предложений, направленных на улучшение работы психолога ДОУ. 

На период практики предусмотрен следующий краткий  план: 

Всестороннее  знакомство детским учреждением. 

Знакомство  с организацией работы психолога. 

Изучение  основных направлений работы психолога  ДОУ и их методическое обеспечение. 

Выбор и реализация программы наблюдения за детьми. 

Подведение  итогов практики. 
 

Отчет по практике 

Умение  общаться с другими людьми, действовать  совместно с ними, способность  хотеть, радоваться и огорчаться, познавать  новое ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – все это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство. 

Работа  психолога ДОУ направлена на сохранение психического, соматического и социального  благополучия воспитанников. Его задача - помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ: 

проводит  психологическую диагностику; 

определяет  степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников; 

выявляет  нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; 

участвует в планировании, разработке развивающих  и коррекционных программ; 

содействует развитию творчески одаренных воспитанников; 

формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и  их родителей. 

1. Характеристика  детского дошкольного учреждения 

Детский сад №26 «Детская академия «Эрудит» расположен по ул.Набережная, 32. 

Заведующая - Потоскуева Елена Александровна. 

Дошкольное  учреждение располагается в отдельном  здании, имеет 10 групп с полным комплексом вспомогательных помещений, участками для прогулок. Оборудован медицинский кабинет, физкультурный, музыкальный залы, кабинеты логопеда и психолога, бассейн. 

С детьми занимаются квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, учителя дополнительного образования по ритмике и ручному труду, медицинский персонал. 

Миссия  детского сада №26 «Детская академия «Эрудит»: 

Формирование  здорового образа жизни. 

Развитие  интересов, любознательности у дошкольника, как основы познавательной активности будущего ученика. 

Развитие  способностей ребенка, как способов самостоятельного решения различного рода задач, как средств, позволяющих  быть успешным в различных видах  деятельности. 

Развитие  творческого воображения как  необходимого условия интеллектуального  и личностного развития. 

Развитие  коммуникативности. 

Детский сад №26 «Детская академия «Эрудит» работает по программам: 

1) «Развитие» (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова) - приоритетные направления деятельности: 

Предоставление  ребенку возможности радостно и  содержательно прожить дошкольное детство; 

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей; 

Всестороннее  и своевременное психическое  развитие; 

Формирование  бережного и активного отношения к окружающему миру; 

Приобщение  к основным сферам человеческой культуры. 

2) «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» (под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой), задачи которой: 

Охрана  и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие. 

Всестороннее  гармоничное воспитание и развитие детей. 

Воспитание  патриотических и интернациональных  чувств. 

Формирование  у детей интереса к труду и  потребности в трудовой деятельности. 

Формирование  нравственных чувств, навыков культуры поведения. 

Воспитание  любви к прекрасному, обогащение духовного мира. 

2. Организация  деятельности педагога-психолога  детского сада №26 «Детская академия  «Эрудит» 

Далее я познакомилась с организацией в данном детском учреждении работы психолога. Педагог-психолог МДОУ №26 «Эрудит» - Силина Ирина Викторовна, в своей работе руководствуется должностной инструкцией (Приложение 1). 

Документы и методические материалы кабинета психолога. 

Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования (Приложение 2). 

Функциональные  обязанности и задачи психолога, составленные с учетом специфики  МДОУ и утвержденные заведующей (Приложение 3). 

График  работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ. 

Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ. 

Перечень  психологического инструментария, используемого психологом в работе. 

Программы проведения занятий, факультативов, диагностической  и коррекционной работы. 

Журналы учета работы психолога. 

Психологические карты и диагностические протоколы  обследованных групп и воспитанников  детского сада. 

Материалы выступлений на собраниях, семинарах, отчеты психолога и т.д. 

Оборудование  кабинета. 

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором  видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера. 

Мебель: рабочий стол психолога, шкаф для пособий, шкаф для техники, рабочие места детей, журнальный столик, 2 кресла и диван, стулья. 

Дополнительные  средства: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками служат стеллажи и композиции из растений. 

Методические  материалы (Приложение 4): 

практические  материалы для психологической  работы в ДОУ; 

набор игрушек, настольных игр, соответствующих  возрасту детей; 

набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные  карандаши, фломастеры, бумага, клей и  т.п.); 

библиотека  практического психолога; 

кейс  практического психолога (набор  материалов и методик для профилактической, диагностической и коррекционной  работы); 

раздаточный материал для детей, родителей и  воспитателей, родителей, участников групп  социально-психологического тренинга и для других групповых занятий, которые используются в игротерапии или сказкотерапии; 

набор игрушек и настольных игр (мячи, игрушки, детские поделки, куклы, пирамидки, кубики, лото, домино, строительные и  другие материалы). 

Перечень видов документов кабинета педагога-психолога: 

График  работы; 

Перспективно-календарный  план работы (Приложение 5); 

Тематический  план мероприятий (Приложение 5); 

Журналы приема, посещаемости; 

Журнал  учета групповых форм коррекционно-развивающей  работы; 

Журнал  учета индивидуальных и групповых  консультаций и диагностических  обследований (Приложение 6); 

Аналитический и статистический отчет педагога-психолога (Приложение 7); 

Протокол  диагностического обследования (Приложение 8); 

Карты психологического обследования детей и бланки для регистрации результатов обследования (Приложение 9); 

Паспорт кабинета педагога-психолога (Приложение 10). 

Кабинет психолога МДОУ №26 «Эрудит» находится  в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий. 

Кабинет теплый, хорошо проветриваемый, просторный, звуко-изолированный (двойная дверь), с регулируемым (от очень яркого до приглушенного) освещением, для проведения корригирующих гимнастических и релаксационных упражнений на полу мягкое пушистое покрытие. 
 

Реализация  психологом комплекса мероприятий  предполагает проведение занятий в  специально оборудованном помещении. 

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, помещение кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении. Каждая из зон должна иметь свое цветовое оформление. 

Первая  зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. 

Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. 

Третья  зона обеспечивается средствами интерпретационной  и организационно-планирующей деятельностей  психолога. Организационное обеспечение данных пространств представлено в Приложении 11. 

Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей. 

3. Знакомство  с основными направлениями и  методами работы педагога-психолога  детского сада №26 «Детская академия  «Эрудит» 

Дошкольное  детство – это период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. 

Специфика дошкольного возраста заключается  в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а  развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые. 

Профессиональная  деятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной  атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели: 

Способствование становлению базовых свойств  личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и  установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, т.е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми. 

Формирование  коммуникативных навыков: устанавливать  и поддерживать контакт, кооперироваться  и сотрудничать. 

Реализация  поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога- психолога. 

Психодиагностическая  работа (Приложение 12). 

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям  правильно строить с ним педагогическое общение. проведение психологического обследования ребенка с целью  определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам, например: 

проведение  дифференциальной диагностики различных  отклонений в психическом развитии (совместно со специалистами соответствующего профиля); 

проведение  психологической диагностики на определение психологической готовности к школе. 

В работе последовательно используются такие  виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с  группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика проводится индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи. 

Дважды  в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, посещающих МДОУ №26 по методикам Ю.З.Гильбух, А.Н.Корнева, А.Л.Венгер, А.М.Игнатенко, Г.А.Урунтаевой, С.Г.Якобсон, А.И.Захарова, Р.Тэммл и др. 

Результаты  итоговых диагностик по определению  готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся  в диагностические карты и  передаются в психологический центр  диагностики и консультирования при Управлении образования города Зеленогорска, а затем педагогам-психологам образовательных учреждений города. 

Применяется система психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей  и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование « Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г.А.), «Два дома» в группах дошкольного возраста. 

Психопрофилактическая работа: 

работа  по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем; 

психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания. 

Просвещение родителей по вопросу психологической  готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование  родителей позволяет добиться тесного  взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни. 

В рамках повышения психологической и  педагогической компетентности педагогов  в текущем году проведены: 

семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», « Детская агрессивность». 

тематические  консультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка». 

выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии  в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования». 

семинары-лекции: «Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения», «О взаимоотношениях сиблингов  в семье». 

Экспертно-проектировочная  деятельность: диагностика отношения  родителей и педагогов к дошкольному  учреждению и др. 

Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие  на личность и индивидуальность ребенка. 

По результатам  первичной диагностики совместно  с воспитателями и родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи. 

Для детей  подготовительной группы проводятся занятия  по программе А.Л.Сиротюк «Развитие  интеллекта дошкольника через кинезиологический  комплекс» с целью синхронизации  работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления. 

Большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные  ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком. 

Проводятся  занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А.Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях. 

Коррекционно-развивающая  программа формирования эмоциональной  стабильности и положительной самооценки у детей младшего возраста Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 

Программа С.В.Крюковой «Давайте жить дружно!»: 

адаптация детей к условиям дошкольного учреждения; 

создание  чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона; 

развитие  коммуникативных навыков, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. 

Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.) направленная на: 

- психологическая  помощь детям в решении проблем  в общении, 

- коррекционная  работа по сглаживанию психоповеденческих  проблем. 

«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.) - программа психологических занятий для младших школьников, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей. 

Другие  программы, направленные на создание и  поддержание у ребенка нормального  психологического самочувствия, повышение  эффективности его обучения, на устранение проблем в межличностном общении. 

Консультативная работа: повышение психологической  культуры педагогов, родителей путем  проведения индивидуальных и групповых  консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций. 

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям. 

В старших  и подготовительных группах индивидуально  на каждого ребенка заполняется  карты «индивидуального развития»  с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы. 

Для родителей  проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых  столов по проблемам личностного  развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста (Приложение 13). 

Тематика  встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей  в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», « Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе». 

В каждой группе создана папка - «Психолог  – родителям», с тематическими  консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера). 

Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько. 

Главное - есть ли у ребенка интерес к  данной деятельности. Даже, если не все  задания он выполняет с первого  раза, а каждый день делает пусть  маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей - все  равно это значит, что процесс  развития идет. 

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо включение в  работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических  методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. 

4. Выбор  и реализация программы наблюдения  за детьми 

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни. 

Из этого  следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный  и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей предложены в Приложение 14. 

В соответствии с этим, для наблюдения выбрана  программа О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» - программа психологических занятий, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей. 

В занятиях, на основе структуры психологического здоровья, выделены следующие направления: 

аксиологическое, которое предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки; 

инструментальное - требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия  поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии; 

потребностно-мотивационное  направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях  силы внутри самого себя, принимать  ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте; 

развивающее - предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и  произвольной регуляции поведения. 

Выделение этих компонентов позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей: 

обучение  положительному самоотношению и  принятию других людей; 

обучение  рефлексивным умениям; 

формирование  потребности в саморазвитии. Однако программа групповых занятий  должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выделенной авторами программы ранее, с другой стороны – обеспечить формирование основных новообразований, поэтому выделена четвертая: 

содействие  росту, развитию ребенка. 

Кроме того, можно выделить следующие задачи: 

психологическая поддержка; 

сохранение  и поддержка психологического здоровья; 

способствовать  обретению гармонии или баланса (гармония между различными сторонами  человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., а также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом). 

забота  о полноценном психическом развитии детей на всех этапах онтогенеза; 

ориентация  детей на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро (пробуждение духовного начала в детях); 

забота  об этической базе детей; 

развитие  игры у детей (творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка); 

Качества, которые должны быть сформированы после  реализации программы - ребенок должен стать психологически здоровым, т.е. веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим. Кроме того, у ребенка должен сформироваться опыт борьбы, увенчивающейся успехом. 

Занятия по программе «Тропинка к своему Я» способствуют: 

- обучение  положительному отношению к себе  и принятию других людей, адекватному  поведению и сотрудничеству в  среде сверстников и взрослых; 

- обучение  навыкам рефлексии (осознание своих чувств, причин поведения, последствий поступков, постановка целей для себя); 

- формирование  потребности в саморазвитии, умению  делать выбор; 

- содействие  росту и развитию ребенка. 

Формы работы с детьми: групповые –  по 8 человек. 

Занятия проводиться три раза в неделю в течение всего года. 

Продолжительность занятия зависит от возраста детей: 

для детей 3-4 лет – 15 минут, 

для старших  дошкольников – 30 минут. 

Большое значение имеет размещение детей  в комнате. Дошкольники рассаживаются «парашютиком», т.е. полукругом-куполом, ведущий (педагог-психолог) при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает ему возможность держать в поле своего внимания всю группу, а детям – хорошо его видеть. Дети 3-4 лет ставят по «куполу парашютика» свои стульчики. Старших дошкольников рассаживают «бусинками» прямо на ковре с помощью разложенной полукругом веревочки 

Методические  средства, используемые в программе. В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программу включены упражнений, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на разных детей различное воздействие. Приложение 15 представлены занятия для двух возрастных групп. 

Подведение  итогов 

Поскольку ограниченные сроки практики не позволяют  практиканту выявить заметные результаты выполнения программы О.В.Хухлаевой  «Тропинка к своему Я», для отчета взяты результаты выполнения программы по итогам 2007-2008 года, сделанные педагогом-психологом детского сада №26 «Детская академия «Эрудит» Силиной И.В. (Приложение 16). 
 

Заключение 

В ходе практики я познакомилась с нормативными и методическими материалами, принимала  участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты, подбирала коррекционно-развивающие упражнения; посетила родительское собрание в младшей группе. 

Развивающее направление работы педагога-психолога данного ДОУ, на который сделан основной акцент – психологическое здоровье. Исходя из этого направления мною продолжена эта работа по программе психологических занятий для дошкольников О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Думается, что проведенная работа по реализации этой программы, поможет детям стать психологически здоровыми и жизнерадостными. 

Основные  трудности, которые возникли при  реализации программы – это недостаточная  активность родителей, непонимание  ими важности психологической профилактики. 

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий  вывод: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении  ребенка к своему психологическому здоровью, чему, безусловно, помогает реализация программы «Тропинка к своему Я». 

Также отмечу, что работа психолога в  детском дошкольном учреждении мне  доставила удовольствие и практический опыт, полученный в ходе практики, несомненно, пригодиться в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности. 

Кроме того, в ходе практики, собран теоретический  и практический материал для выпускной  квалификационной работы. 
 

Приложение 1 
 
 

Зеленогорск 

I.    Общие положения 

Педагог - психолог относится к категории  специалистов, принимается и освобождается  от должности приказом 

На должность  педагога-психолога без категории  назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы, 2 категории - стаж работы по специальности не менее 3 лет, 1 категории - стаж работы по специальности не менее 5 лет, высшей категории -стаж работы по специальности не менее 10 лет. 

II. Педагог  - психолог должен знать: 

Конституцию РФ. 

Законы  РФ, постановления и решения Правительства  РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования. 

Декларацию  прав и свобод человека. 

Конвенцию о правах ребенка. 

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации и социальной защиты детей. 

Общую и педагогическую психологию, общую  педагогику, психологию личности и  дифференциальную психологию, детскую  и возрастную психологию, социальную психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику. 

Основы  дефектологии, психотерапии, психогигиены, психодиагностику. 

Методы  активного обучения, социально-психологического тренинга общения. 

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального ребенка. 

2.10. Правила  и нормы охраны труда, техники  безопасности и противопожарной  защиты. 

2.11. Правила  внутреннего трудового распорядка  ДОУ. 

2.12. Производственные  инструкции и инструкции по охране труда согласно Перечню на допуск к самостоятельной работе. 

Характеристики  обслуживаемого оборудования (ПК, аудио-, видеоаппаратура и др.), опасные  и вредные факторы по своему рабочему месту, способы защиты от их воздействия. 

Правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему и порядок обращения за помощью при получении травмы. 

Федеральный закон «Об основах охраны труда  в РФ», «Трудовой кодекс РФ» в  объеме, достаточном для выполнения своих должностных обязанностей. 

Стандарты безопасности труда, правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы по охране труда. 

«Положение  об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных  отраслях и организациях». 

Настоящую инструкцию и трудовой договор. 

2.19. На  время отсутствия педагога-психолога  (отпуск, болезнь и др.) его обязанности  исполняет лицо, назначенное приказом  начальника ОДОУ. Данное лицо  приобретает соответствующие права  и несет ответственность за  качественное и своевременное  исполнение возложенных на него обязанностей. 

III. Должностные  обязанности 

Педагог-психолог: 

Осуществляет  профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического  и социального благополучия детей  в процессе воспитания и обучения. 

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. 

Определяет  факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). 

Оказывает помощь детям, родителям (или лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. 

Составляет  психолого-педагогйческие заключения по материалам исследовательских работ  с целью ориентации педагогического  коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития детей. 

Ведет документацию по установленной форме  и использует ее по назначению. 

Участвует в планировании и разработке развивающих  и коррекционных программ образовательной  деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности детей. 

Осуществляет  педагогическую поддержку одаренных  детей, содействует их развитию и  поиску. 

Определяет  степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а  также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. 

Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей. 

Консультирует работников ДОУ по вопросам практического  применения психологии. 

Ежедневно перед началом работы осуществляет самоконтроль за соответствием рабочего места или порученной работы требованиям охраны труда и своевременно принимает меры по устранению выявленных отклонений от них. 

3.13. Выполняет  только ту работу, которая входит  в должностные обязанности, не приступает к работе, если не известны безопасные способы ее выполнения. 

3.14. Соблюдает  установленные правила, нормы  и инструкции по охране труда. 

3.15. Следит  за исправным состоянием и  правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, инвентаря. 

3.16. Немедленно  сообщает вышестоящему руководителю  об обнаруженных нарушениях, о  возникновении травмоопасных, аварийноопасных  и пожароопасных ситуаций и  несчастных случаях с людьми. 

3.17. 0 любом  случае получения травмы на  производстве, по пути с работы или на работу (даже самой незначительной), а также при ухудшении состояния своего здоровья немедленно сообщает своему непосредственному или вышестоящему руководителю. При необходимости обращается в здравпункт или поликлинику (в больницу) в сопровождении представителя администрации. 

3.18. Систематически  совершенствует свои знания по  вопросам безопасности труда  путем самостоятельной подготовки. 

3.19. В  установленном порядке проходит  обучение по охране труда и  предусмотренные периодические  медицинские осмотры. 

3.20. Проводит  диагностику детей, связанную  с определением уровня психического  развития и подготовкой их  к школе. 

IV. Права.  Педагог - психолог вправе: 

3.21. Знакомиться  с проектами решений руководства  ДОУ, касающимися его деятельности. 

3.22. По  вопросам, находящимся в его компетенции,  вносить на рассмотрение руководства  ДОУ предложения по улучшению  деятельности и совершенствованию  методов работы, замечания по  деятельности работников ДОУ,  предлагать варианты устранения  имеющихся недостатков. 

3.23. Запрашивать  лично или по поручению руководства  ДОУ от структурных подразделений  и специалистов информацию и  документы, необходимые для выполнения  его должностных обязанностей. 

3.24. Привлекать  специалистов всех структурных  подразделений к решению задач, возложенных на него. 

3.25. Требовать  от руководства ДОУ оказания  содействия в исполнении им  его должностных обязанностей  и прав. 

3.26. Повышать  свою квалификацию. 

V. Ответственность. 

Педагог - психолог несет ответственность: 

3.27. 3а  правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. 

3.28. 3а  причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим  административным, уголовным и гражданским законодательством РФ. 

3.29. 3а  применение, в т.ч. однократное,  методов воспитания, связанных с  психологическим и физическим  насилием над личностью детей.  В данном случае педагог - психолог  может быть освобожден от должности  в соответствии с ТК и Законом «Об образовании», увольнение не является мерой дисциплинарного взыскания. 

3.30. 3а  нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно –  гигиенических правил. 

Должностная инструкция разработана в соответствии со стандартом Предприятия ТП 406 102 - 2004. 
 
 
 

Приложение 2 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  

ПО ОРГАНИЗАЦИИ  И СОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  СЛУЖБЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЯХ  

Назначение  психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) 

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку  в учебно-воспитательном процессе –  психологическое сопровождение. Разработаны  и внедрены в практику вариативные  модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. 

Исходным  положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения  является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

Данные  методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога. 

Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. 

Целью психологического сопровождения ребенка  в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: 

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 

- помощь (содействие) ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения  и социализации; 

- развитие  психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей,  родителей, педагогов; 

- психологическое обеспечение образовательных программ. 

Основными направлениями психологического сопровождения  считаются: психодиагностика, коррекция  и развитие; психопрофилактика; психологическое  консультирование; психологическое  просвещение и обучение. 

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. 

Задачи  психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность. 

Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: 

- созданию  условий для всестороннего развития  каждого ребенка; 

- повышению  качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; 

- повышению  психологической компетентности  педагогов; 

- развитию  дошкольного образовательного учреждения  в целом. 

Цель  и задачи психологической службы ДОУ. 

Цель  психологической службы ДОУ –  создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом. 

Основными задачами психологической службы в  ДОУ являются: 

1. Психологическое  сопровождение воспитательно-образовательного  процесса ДОУ. 

2. Проведение  индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье. 

3. Содействие  развитию образовательного учреждения  в целом, психологическая поддержка  процесса формирования команды  единомышленников. 

Функции психологической службы ДОУ. 

Создание  условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. 

Максимальное  содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. 

Подготовка  детей к новой социальной ситуации развития. 

Изучение  индивидуальных особенностей детей  в единстве интеллектуальной, эмоциональной  и волевой сфер их проявления. 

Оказание  помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных  формах организации деятельности. 

Участие в создании оптимальных условий  для развития и жизнедеятельности  детей в моменты инновационных  изменений работы ДОУ. 

Профилактическая  и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей  личностных новообразований дошкольного возраста. 

Обучение  сотрудников ДОУ и родителей  полноценному развивающему общению  с детьми. 

Содействие  формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей  в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. 

Основные направления деятельности психолога ДОУ. 

Предлагаемое  содержание деятельности педагога-психолога  ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение  продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 

1. Психодиагностика. Цель: получение информации об  уровне психического развития  детей, выявление индивидуальных  особенностей и проблем участников  воспитательно-образовательного процесса. 

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. 

Обязательно: 

Обследование  детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. 

Диагностика воспитанников старшей группы с  целью определения уровня психического развития для организации и координации  работы в подготовительной группе. 

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического  консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению  о ПМПк. 

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. 

Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 

2. Психопрофилактика.  Цель: предотвращение возможных  проблем в развитии и взаимодействии  участников воспитательно-образовательного  процесса. 

В связи  с возрастанием количества детей  с пограничными и ярко выраженными  проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. 

Обязательно: 

Работа  по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: 

- анализ  медицинских карт (карта «История  развития ребенка») вновь поступающих  детей для получения информации  о развитии и здоровье ребенка,  выявление детей группы риска,  требующих повышенного внимания психолога; 

- групповые  и индивидуальные консультации  для родителей вновь поступающих  детей; 

- информирование  педагогов о выявленных особенностях  ребенка и семьи, с целью  оптимизации взаимодействия участников  воспитательно-образовательного процесса. 

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно  с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей  ситуации. 

Дополнительно: Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.  

При введении новшеств в ДОУ психолог может  выступать помощником администрации  в планировании, организации и  преодолении психологического сопротивления инновациям. 

3. Коррекционная  и развивающая работа. Цель: создание  условий для раскрытия потенциальных  возможностей ребенка, коррекция  отклонений психического развития. 

Если  в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. 

Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.  

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется  планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка. 

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. 

Обязательно: 

Выстраивание  индивидуальной траектории развития ребенка  в процессе консультирования. 

Проведение  коррекционно-развивающих занятий  с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств (с учетом полученных диагностических  данных старшей группы). 

Дополнительно: Проведение занятий с детьми других возрастных групп. При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды. 

4. Психологическое  консультирование. Цель: оптимизация  взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. 

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Ярославской области. 

Обязательно: Консультирование по вопросам, связанным  с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в  интересах ребенка. 

Дополнительно: Психолог может инициировать групповые  и индивидуальные консультации педагогов и родителей. Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. 

5. Психологическое  просвещение и обучение. Цель: создание  условий для повышения психологической  компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: 

- актуализация  и систематизация имеющихся знаний; 

- повышение  уровня психологических знаний; 

- включение  имеющихся знаний в структуру  деятельности. 

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. 

Обязательно: 

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»). 

Проведение  систематизированного психологического просвещения родителей в форме  родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. 

Дополнительно: Создание информационных уголков по типу «Советы психолога». 

Каждое  из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы. 
 

Приложение 3 

ЗАДАЧИ  И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ  САДУ 

Психолог  в детском саду — это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся  не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. 

Основные  функции психолога в детском  дошкольном учреждении связаны с  охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада. 

Успешность  работы психолога в большой степени  зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений  с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача — выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей. 

Задачи  психолога в детском саду можно  условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей. 

Вторая  группа задач значительно сложнее  и многообразнее, она связана  с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету  их индивидуально-психологических  особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду — или же сам привлекает их для консультации. 

К этой — второй — группе задач относится  также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка  к школе и проведение соответствующей  коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка. 
 

Приложение 4 

Каталог учебно-методической литературы и пособий 

Литература  по общей, педагогической, социальной и возрастной психологии 

Учебники  по психологии детей и взрослых 

Словари, справочники 

Методические  пособия 

Картотека игр, упражнений 

Периодические издания 

Видеоматериалы (видеокассеты, лазерные диски, слайды) 

Аудиоматериалы (аудиокассеты, лазерные диски)N п/п Название Автор Издательство Год издания
1    
2    
3    
4    
5     
 

Диагностический инструментарийНазвание методики, автор Назначение Возраст 
Форма проведения 

(индивид., групповая) 
Стимульный 

материал 
 
 

ПрограммыN п/п Наименование Назначение Возраст 
 
 
 

Приложение 5 

Перспективно-календарный  план работы педагога-психолога на 200_ - 200_ гг. 

Цель  деятельности: _____________________________________________________________________________ 

Основные  задачи: _________________________________________________________________________________№ 
Содержание  деятельности 

(направление,  тема, форма проведения) Категория сопровождения Сроки реализации (месяц, дата) 
Исполнители 

Примечание
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь 

Диагностико-аналитическая деятельность 

1.1. Диагностика  познавательной сферы Дети подг./ гр. 12-16         23-27  
 
 

Тематический  план № 

Тема____________________________________________________________________________________________ 

Задачи___________________________________________________________________________________________ 

Категория участников___________________________________________________________ ______ 

Количество  часов______________________________________________________________________ 

Режим работы_______________________________ ___________________________________________ 

Используемая  литература ________________________________________________________  

Оборудование _____№ Наименование разделов, тем Цель занятия Содержание занятия
                  Вводная часть Основная часть Заключительная часть 
 
 
 

Приложение 6 

Группа_____________________ 

Тема_________________________________________________________________________ 

Журнал  учета групповых форм коррекционно-развивающей  работы№ Список участников Даты встреч Тема групповых занятий Форма работы Примечание
4.10 6.10 11.10 13.10 18.10
      Антонов И. + + н + + См. тематический план N 1 Игровой тренинг  
 

Журнал  учета индивидуальных и групповых  консультаций и диагностических  обследованийN п/п Дата проведения 
Ф.И. консультируемого, 

обследуемого 

(шифр) 
Код обращения 

Основная  тематика консультации, 

и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru