На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвалидность как социальная проблема

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

04.07.2012

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Рязанский Государственный Радиотехнический Университет 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: 

 Теория  социальной работы 

На тему: 

«Инвалидность как социальная проблема» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:
                    Студентка гр.869
                    Морозова  А.Е.
                    Проверила:
                    Сотникова Н.В. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

2010г. 
Содержание:
 

Введение.
Глава1.Инвалидность как особая социальная группа.
1.1.Понятие «инвалидность»  и ее группы.
1.2.Социально-психологическая  адаптация инвалидов.
1.3. Социальная  реабилитация инвалидов.
1.3.1.Реабилитация семей с инвалидами.
Глава 2. Социальная защита инвалидов.
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.
2.2. Социальное  обслуживание.
2.2. Финансирование и пенсионное обеспечение.
2.3. Льготы и компенсации.
2.4.Медицинское  обслуживание
2.5. Занятость  и обучение инвалидов.
Глава 3.Инвалидность в Рязанской области.
3.1.Статистические  данные.
3.2. Заседания  по проблеме инвалидов в Рязанской  области.
3.3.Люди с ограниченными  возможностями здоровья имеют  право на труд.
3.4.Дополнительные меры в организации жизнедеятельности инвалидов.
Заключение.
Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.
Инвалидность  представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом»  в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация  всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.
 

Глава 1.Инвалидность как особая социальная группа. 

1.1.Понятие  «инвалидность» и  ее группы. 

Исторически понятия  «инвалидность» и «инвалид» в  России связывались  с
понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко  методические  подходы к анализу инвалидности заимствовались  из  здравоохранения,  по  аналогии  с анализом  заболеваемости.   Представления   о   происхождении   инвалидности укладывались в традиционные схемы                           «здоровье-заболеваемость»  (хотя,  если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной —  инвалид».
Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвалид — человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
В настоящее  время принята более корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями»
В зависимости  от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством  функций организма, возникшего в  результате заболеваний, последствий  травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория “ребенок-инвалид”.
Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
• способности к самообслуживанию третьей степени;
• способности  к передвижению третьей степени;
• способности  к ориентации третьей степени;
• способности  к общению третьей степени;
• способности  контролировать свое поведение третьей  степени.
Критерием для  установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
• способности  к самообслуживанию второй степени;
• способности  к передвижению второй степени;
• способности  к ориентации второй степени;
• способности  к общению второй степени;
• способности контролировать свое поведение третьей, второй степени.
Критерием для  определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
• способности  к самообслуживанию первой степени;
• способности  к передвижению первой степени;
• способности  к ориентации первой степени;
• способности  к общению первой степени;
• способности  контролировать свое поведение первой степени.
Категория “ребенок-инвалид” определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория “ребенок-инвалид” устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет. 

1.2.Социально-психологическая адаптация инвалидов. 

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.
Настал момент представить инвалидность не как  проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего  общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам больных людей.
Потребности инвалидов  можно условно подразделить на две  группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными  из “особых” потребностей инвалидов  являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном  доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в возможности  получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых  условиях;
в социально-психологической  адаптации;
в материальной поддержке.  

Удовлетворение  перечисленных потребностей – непременное  условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане  инвалидность ставит перед человеком  множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность  – это специфическая особенность  развития и состояния личности, часто  сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности  в самых разнообразных её сферах.
Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сегрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной жизни.
Идею социальной адаптации инвалидов на словах поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой - как лишённые многих возможностей. Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств - доброты, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы).
Около трети  инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как  вполне приемлемую.
Причём понятие  “удовлетворённость-неудовлетворённость  жизнью” зачастую сводится к плохому  или стабильному материальному  положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц, определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.
Немаловажным  элементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с  ограниченными возможностями является их самовосприятие.
Опросы, проведённые  в г. Москве, Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой в Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество “счастливых”, “добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей бюджет устойчив, а число “несчастных”, “злых”, “пассивных”, “необщительных” было больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4% мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” – 18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.
Замечено отличие  в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение (31,4%, а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место, несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс  социальной адаптации инвалидов  затруднён, поскольку:
удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);
самооценка также  имеет отрицательную динамику;
существенные  проблемы встают перед инвалидами в  области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание  разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности  к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).  

1.3. Социальная реабилитация инвалидов. 

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий  по социально-бытовой адаптации  и психологической коррекции  самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.
До настоящего времени направление социальной реабилитации инвалидов остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами систем здравоохранения и образования.
В рамках Программы предпринимается попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и технологий комплексного решения проблем социальной реабилитации инвалидов.
Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов  должно стать:
формирование  новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;
выявление и  развитие способностей и, возможно, скрытых  талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;
формирование, при  необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.
Дальнейшим развитием  результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться  продуманная и согласованная  политика РФ, а также регионов в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг. 

1.3.1. Реабилитация семей с инвалидами. 

Семьи с детьми-инвалидами постоянно находятся в зоне психологического неблагополучия. Матери детей-инвалидов испытывают хроническую вину,  которая меняет их способ восприятия мира. У них меняется осанка, они как будто хотят меньше места; у них особенная, скованная походка, не бывает громкого голоса. Они зажаты всегда и во всем. Вина опасна тем, что провоцирует обиду, она же может превращаться в гнев и стать источником депрессии.
Вполне естественно, что для семьи с ребенком-инвалидом  нужна реабилитация всех членов семьи, в первую очередь матери. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье (матери)обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
По мнению известного врача А.И.Захарова, у матерей, имеющих  детей-инвалидов, наблюдаются следующие  невротические изменения:
Сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность: все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
Аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения;
Тревожность-склонность к беспокойству;
Противоречивость  личности - недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;
Доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
Эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
Гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.
При работе с  проблемным ребенком используется социально-педагогическое патронирование - направленное сопровождение. Оно рассчитано на семьи, которые не могут самостоятельно решить своих проблем, справится с психологическими нагрузками, а часто и выразить их.
Специалисты выделяют 4 наиболее сложных, в психологическом плане, периодов в жизни семей с детьми-инвалидами.
Первый период-осознание факта нарушения развития ребенка. Здесь преобладают страх, отрицание, гнев, агрессивность. Цель сопровождения-снятие психологического стресса, избавление от страхов, неуверенности в себе, снятие чувства непринятия ребенка, его дефекта, принятие себя(рассчитано на родителей, в первую очередь на мать).Эффективны индивидуальные беседы психолога и социального педагога с родителями, на которые приглашают тех родителей, которые имеют ребенка с аналогичным заболеванием, но уже добились успехов в лечении; использование различных игр, тренингов; работа над сценариями праздников, активное участие в них родителей и др.
Второй период - старший дошкольный возраст. Цель сопровождения: на когнитивном уровне - развитие психических процессов(восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения)ребенка, на социально-культурном -развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, самосознания, освоение этических норм, первичная адаптация к обучению, новым людям ребенка, активное включение матери в реабилитационный процесс.
Третий период - подростковый возраст. Цель сопровождения: принятие подростком социального статуса, преодоление негативного восприятия себя, снижение эгоцентризма, повышение самооценки, совершенствование коммуникативных навыков в усложняющихся механизмах общения, профессиональная ориентация. Полезным оказывается участие в клубных объединениях; социальное проектирование, общественные поручения, волонтерство, художественное творчество, профориентационная деятельность (тесты, тренинги, игры),тренинги личностного роста, использование компьютерных технологий и сети Интернет.
Четвертый период- старший дошкольный возраст. Цель сопровождения: профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив. К видам восстановительной деятельности относятся: апробация профессиональных навыков (поступление в учебное заведение, участие в конкурсах, фестивалях, выставках); интерактивные мероприятия(внедрение в сферу здоровых людей, апробация личностных и профессиональных качеств через обучение младших);мероприятия по поиску партнера по жизни(клубы общения).
Современная стратегия  работа с детьми-инвалидами - их включение в полноценную общественную жизнь. Идея социального включения, или инклюзии, неразрывно связана с теорией семейных систем и программами ранней интервенции. Согласно теории семейных систем именно семья становится главным ресурсом абилитации и реабилитации человека с ограниченными возможностями.
Раннюю интервенцию  можно считать практикой вложения социального капитала в нетипичную семью. Сердцевиной ранней интервенции по праву можно считать индивидуализированный план семейных услуг. Социальное включение обеспечивается тремя основными принципами: ранним началом помощи, пролонгированностью, учетом возрастной и индивидуальной динамики.
Ранее начало помощи предполагает раннее вмешательство  специалистов в жизненный мир ребенка, чем раньше диагностируются особенности созревания, а семья и ребенок включаются в систему социальной работы, тем успешнее социализация, больше вероятность компенсации недостаточного развития. Этим обеспечивается и превентивная сущность ранней интервенции, ее способность предотвратить возможные вторичные нарушения.
В систему раннего  вмешательства входят следующие  услуги: семейный тренинг, консультирование, наблюдения на дому; специальный инструктаж; поддержка речевого развития; медицинское обслуживание; профессиональная терапия; психологические услуги; медицинские сервисы, связанные с диагностикой и оценкой состояния пациента; услуги по раннему выявлению, скринингу и оценке; привлечение медицинских услуг, необходимых детям раннего возраста, из других  социальных программ.
Пролонгированность  предполагает долгосрочность и периодичность социальной деятельности, направленной на ребенка. В отношении развития нетипичного ребенка пролонгированность означает перспективу трудоустройства, мониторинг  жизни выпускников, создание системы поддержки  после окончания школы.
Профессионалы планируют ход реабилитационной программы таким образом, чтобы все методы и процедуры находились в соответствии с развитием ребенка и подводили его к следующему этапу программы. При этом особое внимание обращается  на зоны перехода от одного возраста в другой, от одного агентства(или комплекса социальных услуг) к другому, а также на жизненные перемены: изменение социального статуса, переезд в другое место, поступление в школу.
Учет возрастной и индивидуальной динамики означает мониторинг изменений, происходящих в ребенке и его семье при реализации социальных программ, определение или корректировку дальнейших целей социального вмешательства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. 
 

Глава 2. Социальная защита инвалидов.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду
вопросов юридического, психологического, педагогического  и, что очень важно,
социального и  медико-социального характера. 

2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами. 

Инвалидность, как  бы ее ни определять, известна в любом  обществе, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении  инвалидов:
1. Государство  отвечает за устранение условий,  ведущих к инвалидности, и решение  вопросов, связанных с последствиями  инвалидности.
2. Государство  обеспечивает инвалидам возможность  достигнуть одинакового со своими  согражданами уровня жизни, в  том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.
3. Инвалиды имеют  право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).
4. За инвалидами  признаются права и обязанности  граждан данного общества. В компетенции  государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
5. Государство  стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
6. При реализации  политики в отношении инвалидов  должны учитываться особенности  индивида или групп инвалидов:  все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.
Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в  определении, категоризации и легализации  инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.
В российских дебатах  о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в  развитых странах, включают в себя ряд  взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении  инвалидов являются:
· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.
· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.
· Судебные и  административные механизмы реализации прав инвалидов.
· Наличие неправительственных  организаций инвалидов.
· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.
· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.
Департамент по делам инвалидов создан в Минздравсоцразвития
9 февраля 2010
В Минздравсоцразвития  России организован Департамент  по делам инвалидов, его создание связано с новыми приоритетными  задачами, стоящими перед Министерством  в сфере социальной защиты инвалидов, сообщает «Взгляд Здоровье».
На должность  директора департамента назначен Григорий Лекарев, ранее занимавший должность  помощника министра здравоохранения  и социального развития.
Григорий Лекарев  прокомментировал планы работы департамента: «Перед департаментом стоят задачи, прежде всего, по созданию условий для формирования и устойчивого развития доступной среды для инвалидов в нашей стране. Основное внимание будет уделено разработке и внедрению новых объективных подходов при установлении инвалидности, созданию предпосылок для инновационного развития реабилитационной индустрии и совершенствования государственной системы реабилитации с учетом потребностей каждого конкретного инвалида».
«Эти направления  мы уже сейчас прорабатываем в  рамках подготовки государственной  программы «Доступная среда» совместно с общественными объединениями инвалидов и с учетом мнения регионов. Все эти мероприятия- движение к ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов», - отметил Лекарев.
Особое внимание в работе департамента будет уделено  положениям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, с учетом классификации, адаптированной для детей и подростков, сообщает «Взгляд Здоровье».
При президенте РФ создан совет по делам инвалидов 
Дмитрий Медведев 19 декабря подписал указ о создании при президенте РФ совета по делам инвалидов, передает "Интерфакс". Указ вступает в действие с момента его подписания.
Главой совета назначен руководитель администрации  президента Сергей Нарышкин. Совет  займется подготовкой предложений по проведению государственной политики в отношении инвалидов и определением способов ее реализации.
На совет также  возложена задача подготовки необходимых  изменений в российском законодательстве, чтобы инвалиды получили равные с  другими гражданами возможности для реализации своих прав и свобод.
По данным Минздравсоцразвития 13 миллионов инвалидов – трудоспособны, не более 15 % из которых трудоустроены.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года                        № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», развитие спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.                В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стало возможным создание комплексов и спортивных сооружений, специально оборудованных для занятий спортом лицами с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и зрения. При этом по состоянию на 1 января                   2009 года из общего числа инвалидов – 12,7 млн. человек в Российской Федерации физической культурой и спортом среди взрослых занимается 192,2 тыс. человек (1,58 %), среди детей – 32,4 тыс. человек, что составляет 5,86 % от общего числа детей-инвалидов – 553,4 тыс. человек. В Рязанской области количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 0,62 %.  

2.2. Социальное обслуживание. 

Согласно российскому  законодательству, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих  служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.
Очередным законодательным  регулятором вопросов доступности  среды жизнедеятельности стало  Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.
Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:
· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе  с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
· инвалиды, имеющие  родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
· инвалиды, проживающие  в семьях, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Такие услуги оказываются  только при условии добровольного  согласия инвалидов, за исключением  случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).
Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное  учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в  нем лицами, а также в форме  полустационарного обслуживания.
К числу надомных социальных услуг, гарантированных  государством в федеральном перечне, относятся:
· организация  питания, в том числе доставка продуктов на дом;
· помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
· содействие в  получении медицинской помощи, в  том числе сопровождение в  медицинские учреждения;
· поддержание  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
· содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
· содействие в  организации ритуальных услуг;
· другие надомные социальные услуги.
Полустационарное  социальное обслуживание включает:
· социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;
· организацию  их питания, отдыха;
· обеспечение  их участия в посильной трудовой деятельности;
· поддержание  активного образа жизни.
Оно предоставляется  нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать  себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.
Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также  предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Отделение социального  обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для
временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично
утратившим способность  к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней
поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО
направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в
привычной среде  обитания и поддержания их социального, психологического и
физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем
предоставления  им в зависимости от степени и  характера нуждаемости социально-
бытовых, консультативных  и иных услуг, входящих в перечень гарантированных
государством, а  также оказание по их желанию дополнительных услуг, не
входящих в перечень гарантированных.
ОСО создается  для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и
120, проживающих  в домах со всеми удобствами. Обслуживание граждан
осуществляется  социальными работниками, медсестрами, состоящими в штабе
центра.
Должность  социального  работника  вводится  из  расчета  обслуживания
4 граждан сельской  местности и 8 — в благоустроенном городском секторе.
Заведующий    отделения социального обслуживания     устанавливает     для
социального      работника    зону обслуживания    периодичность   (3  раза
в  неделю)    и   графики     посещения
каждого  обслуживаемого  с учетом степени и характера  нуждаемости граждан
в  помощи,  компактности   их   проживания,   транспортных   связей,   наличия
предприятий   торговли,  общественного  питания  и  бытового  обслуживания.
Должность   патронажной   медсестры    вводится   из   расчета 1  ставка
на  2
отделения     социальной    помощи    на    дому.   График    работы   медсестры
утверждается  заведующим  отделением  при  условии  посещения  ежедневно 3
граждан    в   сельской   местности.    Заведующий    ОСО    посещает    каждого
обслуживаемого  не   реже  1  раза  в  квартал.
     Отделение Дневного пребывания (ОД П)
ОДП  является  полустационарным  структурным  подразделением центра
и обслуживания  граждан,  сохранивших  способность  к  самообслуживанию  и
активному   передвижению,   организации   их   питания,   общения   и   отдыха,
привлечения  к  посильной  трудовой   деятельности,   поддержания   активного
образа жизни.
В штат ОДП вводятся должности культорганизатора, медсестры, инструктора по
труду, заведующего, психолога, а также младшего обслуживающего персонала. ОДП
создается для  обслуживания от 25 до 35 граждан. Продолжительность
обслуживания в  отделении устанавливается исходя из очередности граждан на
обслуживание, но не менее 2 недель. Правда необходимо отметить, что пожилой
человек, инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность
повторно через  год (в каждом регионе устанавливаются  свой регламент) пройти
обслуживание в  отделении дневного пребывания.
В отделении дневного пребывания  выделяются помещения  для кабинетов
доврачебной медицинской  помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых
мастерских, комнаты  психологической разгрузки, медицинских  кабинетов (чаще
всего это кабинет  стоматолога) и т. д.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с
медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в
специально оборудованных  лечебно-трудовых мастерских или подсобных
хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по
труду и под  наблюдением медицинского работника.
     Отделение срочного социального обслуживания (ОССО)
ОССО предназначается  для оказания престарелым гражданам  и инвалидам, остро
нуждающимся в  социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного
характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
В штаб ОССО вводятся должности специалиста по социальной работе, заведующего,
медицинского работника, а также психолога и юриста. Работниками ОССО
осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и
иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно
располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных
средств для оказания срочной доврачебной помощи. Деятельность ОССО строится
на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными,
благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а
также отдельными гражданами.
К перечню услуг, предлагаемых центром, относятся:
* услуги по организации  питания, быта, досуга;
     * социально-медицинские услуги;
     *социальные;
     * социально-психологические;
     * правовые услуги.
Одним из важных направлений  деятельности всех организаций и  служб,
оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания
здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном
положении экономического или социального характера. К  таким мероприятиям
можно отнести  предоставление дополнительных рабочих мест для людей с
ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т.
д.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов  невозможна без
управленческих  органов. Они существуют на всех уровнях государственного
управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации имеется  несколько комитетов, которые в  большей или меньшей мере
занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике,
комитет по делам  ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам
женщин, семьи и  молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России
также имеется  комитет по социальной политике, одной  из главных функций
которого является социальная защита населения. Составная часть этого
комитета —  управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях
страны функционируют  управления делами инвалидов, соответствующие  центральным
органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы,
управления по делам инвалидов.
Ещё один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Сейчас
можно услышать или  прочитать: состоялся пробег инвалидов  на колясках,
открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль
творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов  и т.д. Все эти
мероприятия совершаются  не сами собой. Они – результат  больших
организаторских усилий. Проведение таких мероприятий  – поле приложения труда
социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации,
помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу,
организовать продажу  изделий и т.д. и т.п.  Можно  встретить немало примеров
продуманной организации  социальной защиты, оказания разносторонней помощи
инвалидам. 
 

2.2. Финансирование и пенсионное обеспечение. 

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвалидов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных статей и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям.
В рамках реформы  пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) существует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.
Размер государственной  пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, - 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
· инвалидам  с детства, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим  ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, детям-инвалидам - 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
· инвалидам, имеющим  ограничение способности к трудовой деятельности 1-й степени, -85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.
Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.
Инвалиды, получающие социальную пенсию, находятся в наихудшем  положении. Таким образом, налицо расхождение  пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», согласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты труда, пенсий, как и оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.
В настоящее  время пенсионное обеспечение инвалидов  в России не увязано с уровнем  их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано  с реабилитацией инвалида.
Пенсии выполняют  исключительно функцию социальной поддержки инвалидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.
Несовершенство  существующей системы финансового  обеспечения политики в отношении  инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.
Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду - законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.
Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме. 

2.3. Льготы и компенсации. 

В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.
По форме предоставления:
· Имеющие «моральную» форму (преимущественное или первоочередное право в чем-либо).
· Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства-ми или бесплатное пользование поликлиниками).
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.