На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Семейное воспитание

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

06.07.2012

Описание (план):


 
Содержание 

Введение
1. Сущность семейного  воспитания
2. Нравственное  воспитание ребенка
3. Умственное  развитие ребенка
4. Ошибки семейного  воспитания
Заключение
Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Семья — наиболее распространенный вид  социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть  времени в течение жизни находится  человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение  человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.
       Целью данной работы является изучение различных  правил семейного воспитания, нравственное и умственное развитие ребенка в  семье.   Поскольку воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
       Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где  он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое  образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться  все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
       Семейное  воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
       Семейное  воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к  ребенку. Все это органично переплетается  и в каждом конкретном случае проявляется  по-разному. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется  у человека в потребность иметь  детей, растить и воспитывать  их. Без удовлетворения этой потребности  человек, как правило, не чувствует  себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях  новые силы и новые чувства, то появление детей преображает  супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма  связанных с нею чувств, которые  только и могут появиться с  рождением детей: у женщины —  материнство, у мужчины — отцовство.
       А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре. Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети — лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным.
       С экономической функцией тесно связана  проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей. Такое положение тоже нельзя считать нормальным, так как на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
       1)  Формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
       2)  Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
       3)  Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
       Успех выполнения этой функции зависит  от воспитательного потенциала семьи. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует  учитывать характер общения в  семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи  со школой и общественностью. Человек  испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
       Активнейшее воздействие семья оказывает  на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим  фактором в выработке системы  социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила  впервые осознаются в семье, познание других людей начинается в ней. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия  для формирования полноценного семейного  коллектива. И это обогащает жизнь  каждого члена семьи и создает  благоприятную обстановку для успешного  выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все  это сильно усложняется.
       Выходит, воспитательная функция органически  сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время — одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
       Семейный  досуг включает в себя: чтение, слушание радио, просмотр телепередач, встречи  с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, Прогулки на природу; занятия спортом, участие  в соревнованиях, в проведении праздников. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки — задача современной семьи.
       Семейное  воспитание также имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:  
         гуманность и милосердие к  растущему человеку; 
         вовлечение детей в жизнедеятельность  семьи как ее равноправных  участников;
       открытость  и доверительность отношений  с детьми; 
         оптимистичность взаимоотношений  в семье; 
         последовательность в своих требованиях  (не требовать невозможного);  
         оказание посильной помощи своему  ребенку, готовность отвечать  на его вопросы.
       Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного  воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники» не морализировать» не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.
       Все принципы, однако, сводятся к одной  мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а  дети хорошие и с ними легко  оттого, что им рады.
       Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное  воздействие на личность ребёнка  состоит в том, что никто, кроме  самых близких для него в семье  людей – матери, отца, бабушки, дедушки  не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся  о нём столько. И вместе с тем  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья.
       Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится в  течение значительной части своей  жизни, и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА  

       Особое  место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.
       Цель  воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью  и любовью. Необходимо помнить, что  нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать  и не мешать, чтобы он сам в  себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться  этим идеалом.
       Нравственные  ценности, ориентиры и убеждения  личности заключаются в семье. Семья  – это особого рода коллектив, который формирует нравственный мир ребенка.
       Нравственный  мир личности включает в себя три  уровня:
       1.мотивационно-побудительный;
       2.эмоционально-чувственный;
       3.рациональный, или умственный.
       Каждый  из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
       Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
       Эмоции  необходимо облагораживать, окультуривать  одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
       Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
       Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
       Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.
       Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного  мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности  – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Для  возникновения нравственной потребности  ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир  семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный  климат семейного окружения и  по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.
       Нравственные  потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность  человека понять затруднительное положение  или состояние другого. Отзывчивого  человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления  о добре, зле, долге и других понятиях. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить  максимум пользы». Её нужно формировать  в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря  этой установке ребёнок всегда будет  стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как  любовь к людям, природе. Нравственную установку у ребёнка нужно  воспитывать постоянно словом и  делом, примером и разъяснением, используя  волшебную силу искусства и живой  мир природы. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность  к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность  добра успешно формируется у  детей всем примером жизни взрослого  семейного окружения и поэтому  важно, чтобы у последнего не расходилось  слово с делом.
       Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Одним из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека – чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.
       Первейшая задача родителей – воспитать  в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно  стало чувством, частицей духовного  мира.
       Таковы  элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать  детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим  образом связаны с нравственными  чувствами, которые являются также  мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
       Воспитать развитые нравственные потребности  – главнейшая задача родителей. 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
       По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности  и наблюдательности не оставляют  без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы  их стремление не встречало препятствия  со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослые либо желают вести ребенка на помочах, причем все ему скажут, все объяснят и  все покажут, либо не позволяют ему  вовсе рассуждать и постоянно  твердят только о послушании, или же они без толку восхищаются сомнительными проявлениями его самодеятельности и стараются отличиями и поощрениями возбудить его к продолжению. Если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности, между тем как самостоятельным наблюдением над явлениями он приучался бы к восприятию всех отдельных моментов, из которых они состоят, и составлял бы себе ясное представление о получаемых впечатлениях, приучался бы разъединять, по возможности, получаемое впечатление по времени; он усваивал бы себе все акты в той последовательности, которая необходима для выяснения значения данного явления, т.о. он привыкал бы логически мыслить. Развитие ребенка и состоит главным образом в уменье сосредоточивать внимание над получаемым впечатлением и умственным трудом преодолевать препятствия к пониманию его. В том же случае, когда суждение дается уже готовым и сообщаются главным образом одни выводы, последние будут усваиваться только памятью, вместо того чтобы подготовлять и развивать у ребенка точно такую же умственную работу, с помощью которой добыты переданные ему выводы и заключения. То же самое относится и к играм и физическим занятиям детей: они охотно сами строят и еще охотнее разрушают, чтобы понять, как построена попавшая им в руки вещь. Обыкновенно им дают уже готовые замысловатые игрушки, снабженные механизмом, и производящие различные движения, звуки и т.п., или дают приспособленные части и требуют, чтобы они составили из них определенные фигуры или постройки. Дети, понятно, сейчас же разрушают данные им вещи и стремятся отыскать причины замечаемых ими движений или звуков, а постройку или фигуру сделают только тогда, когда они уже подготовлены к этому на более простых формах, иначе требование окажется невыполнимым, оно только утомит их, и они затем всяким способом будут уклоняться от таких занятий. Вообще ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-либо явление и если его рассуждение оказывается действительно верным; точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сам сделал и чего достиг без указания других.
       Необходимо, конечно, чтобы вокруг себя ребенок  видел разумно-деятельную жизнь. Единственными  моментами, возбуждающими его к  деятельности, должны быть удовольствие, ощущаемое им при занятиях, интерес  к делу и стремление усвоить себе знание и понимание наблюдаемых  им явлений. Всякая работа, соответствующая  силам и пониманию, или степени  развития ребенка, непременно доставит ему удовольствие, которое еще  увеличивается, если он начинает работу по собственному побуждению и достигает  желанного результата. Удовольствие, испытываемое им при этом, так велико, что оно побуждает его к  дальнейшей деятельности и является нормальным моментом возбуждения, к  которому не следует поэтому прибавлять никаких новых раздражителей в виде похвалы, отличия или награждения. Известно, что ребенок при ознакомлении с окружающим его миром и при отыскании себе занятий постоянно повторяет или имитирует взрослых, и чем больше он привязан к последним, и чем лучше они к нему относятся, тем более он следует их обычаям, привычкам и деятельности. При этом из подражания ребенок легко может взяться за непосильное дело, которое непременно должно неблагоприятно отозваться на его здоровье и причинить ему страдание. Наблюдения, однако же, показывают, что, чем больше ребенок привык останавливаться и рассуждать над встречающимися явлениями, тем менее он имитирует, и наоборот. Следовательно, привычка рассуждать является опять же лучшим уравнителем его деятельности и вернее всего содействует появлению самостоятельности в его действиях. Обсуждение как активная умственная деятельность способствует, кроме того, более гармоническому развитию ребенка, так как умственная деятельность всегда будет вызывать проверку обсуждаемого и находиться в связи с физической его деятельностьюВсе нужное для ребенка, что может быть исполнено им самим и исполнение чего соответствует его уменью, должно быть предоставлено его самодеятельности; такая мелкая работа, по возможности точно исполненная, доставляет обыкновенно ему удовольствие, всего лучше подготовляет к более сложной деятельности и придает ему известную уверенность в своих силах. При всем этом он должен действовать, по возможности, не по частным указаниям для каждого отдельного случая, но непременно по собственной инициативе или только по кратко и просто выясненным ему общим положениям. В последнем случае необходимо только начинать свои выяснения с приема, ему уже известного, и затем с последним логически связать неизвестное. Показанный прием перенимается ребенком и может быть повторен им совершенно механически; он мало сосредоточивает на нем внимание и поэтому недостаточно сознательно его воспринимает. Между тем как, прислушиваясь к выяснению этого приема, он должен представить себе сначала все по полученным звуковым впечатлениям, а затем уже действовать соответственно этому сознательному умственному акту, видоизменяя при этом знакомый ему прием, смотря по полученным им новым представлениям. При этом деятельность его гораздо более разъединяется по времени; на ней сосредоточивается большое внимание, и происходит более сознательное направление его действий. Все это будут самые главные условия для того, чтобы лучше управлять своими ощущениями и чувствами и чтобы приучиться к волевым проявлениям. 
 

3.ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ  

       Воспитание  и потребность  в эмоциональном  контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.  
       Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной»  именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с  другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время  внукам, бабушки. Чаще всего при таком  воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного  круга.
       Воспитание  и потребность  смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
       Воспитание  и потребность  достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...» Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей.
       Воспитание  как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.