На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный строй Украины

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

09.07.2012

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ  СОКРАЩЕНИЙ..................................................3 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5 

РАЗДЕЛ  І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16
1.1. Понятие  и принципы конституционного  строя Украины …………….7–13
1.2. Конституционные  (юридические) признаки унитарного  государства…………………………………………………………………...13–16
1.3. Выводы  к разделу…………………………………………………………...16 

РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23
2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ………………………………………………………...17–20
2.2. АРК,  региональные и местные органы  государственной власти …...21–23
2.3. Выводы  к разделу…………………………………………………...............23 

РАЗДЕЛ  ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34
3.1.Роль местного  самоуправления в политической  системе Украины… 24–28
3.2.Местное самоуправление  и государственная власть………………… 28–30
3.3.Децентрализация  власти как один из принципов  местного самоуправления……………………………………………………………   30–34
3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34 

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ..............................37–38 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  УСЛОВНЫХ  СОКРАЩЕНИЙ 

АР  Крым Автономная Республика Крым
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ
      В настоящее время на территории независимого Украинского государства проживает полиэтническая украинская нация, которая состоит из многих народов и национальных меньшинств, имеет свою государственность на определенной территории, т.е. разрабатывает и воплощает в жизнь систему принципов организации (строительства) и деятельности государства.
      Одним из элементов системы этих принципов  является система распределения территории государства или же самого государства на отдельные единицы для улучшения управления государством в целом, т.е. организация государственного устройства. Территория практически всех современных государств делится на отдельные национально-политические или административные единицы, которые характеризуются соотношением частей государства и его органов с государством в целом и между собой.
      Проблеме  государственного устройства в специальной  научной литературе отводится мало внимания, хотя почти в каждом учебнике из основ государства и права есть отдельный раздел, посвященный определению понятия государственного устройства и характеристике видов государственного устройства. Тем не менее, специальных работ, посвященных проблеме, почти нет. В последние годы научный работники обращались в основном к общей «проблеме создания государства» и, не разделяли эту проблемы по ее составу, хотя проблема государственного устройства является важным элементом «проблемы создания государства»: нахождение и воплощение найлучшего для Украины государственного устройства должно привести к улучшению управления государством в целом и решение насущных задач современного государственного строительства.
      Исторические  факты становления государственности  Украины свидетельствует о том, что это длительный и поэтапный исторический процесс. Украинское государство на протяжении своего существования стремилось зародить процесс формирования модерной политической нации, возродить традицию государственности. О масштабности содеянного можно судить о исторической  роли выдающих деятелей  Украины в формировании украинского государства  и возрождения украинской нации.
      Национально-освободительная война украинского народа стала переломным этапом в жизни Украины, предопределившим направления развития на многие десятилетия. В ходе войны возникла и укрепилась идея борьбы за государственную самостоятельность Украины, были заложены основы украинской национальной государственности. При гетманах Богдане Хмельницком, Иване Выговском, Иване Мазепе на Украине усиливалась тенденция к авторитарному правлению. Находясь у власти, гетманы заботились о создании такой формы украинской государственности, которая возродила бы украинскую нацию.
      Проблема  государственного устройства принадлежит  к общим проблемам конституционно-правовых институтов, которые являются определяющими для конституционной системы определенного государства. Итак, государственное устройство Украины является определяющим для конституционной системы современного Украинского государства. Институт государственного устройства имеет разные формы своего проявления, поэтому одной из проблем конституционного права является определения предмета конституционно-правового регулирования, его дефиниции и системности.
      В связи актуальностью данной тематики, цель работы – изучить государственный строй Украины
      На  основании сформулированной цели предстоит  решить следующие задачи:
    раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
    выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
    охарактеризовать органы местного самоуправления.
      Для написания работы использовались методы отбора, анализа и систематизации документов по соответствующей тематике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ  І. Государственное  устройство Украины
      1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины
      К определению предмета государственного устройства Украины включается народ  Украины как первичный источник распределения территории Украинского  государства на определенные части, вертикальную систему государственной  власти и территориальное построение собственной государственной организации соответственно с Конституцией Украины и системой конституционно закрепленного административно-терри-ториального деления государства.
      Уже много лет существует проблемный вопрос дефиниции разных систем деления государства. Поиски определения этого соотношения длятся и сегодня. В научной литературе встречаются разные определения системы деления государства на определенные части: «территориальное устройство», «государственное устройство», «национально-территориальное устройство», «административно-территориальное устройство», «политико-террито-риальное устройство». Ныне назревшая необходимость изучения соотношения между всеми названными выше понятиями определена для разработки общей концепции развития Украинского государства. В частности, концепция организации и усовершенствования государственного устройства Украины, а также для применения этих концепций в практике украинского создания государства, в частности при создании Закона «О государственном устройстве Украины».1
      Изучение  мирового опыта государственного строительства  показывает, что сегодня почти  все государства делятся на определенные территории, во главе которых центральная  власть ставит свою администрацию и  таким образом в государстве устраивается определенное административно-территориальное устройство. Исходя из этого факта, некоторые научные работники справедливо рассматривают административно-территориальное устройство Украины как составную часть ее территориального устройства. Группа украинских исследователей (С.Гусарев, Р.Калюжный, А.Колодий и др.) считает, что формами территориального устройства является национально-территориальная и административно-территориальная организация государственной власти. Из высказываний указанных научных работников определено, что под национально-территориальной организацией государственной власти в Украине они понимают организацию Крымской автономии как национально-политической единицы, а под административно-территориальной организацией - организацию других территориальных единиц в Украине, образованных за административным признаком: области, районы и т.п..2
      Таким образом, административно-территориальное устройство – это  деления государства на административно-территориальные единицы, соответственно  которым строится система государственных органов местного самоуправления. Сегодня соответственно действующей  Конституции Украины в Украине существует три уровня административно-территориального устройства (ст. 133).
      Первый  уровень состоит из областей (ст. 133), Автономной Республики Крым (раздел X), г. Киев и Севастополь (ст. 133). Второй уровень – это районы и все города, кроме Киева и Севастополя (ст. 133). Третий уровень – районы в городах, города районного подчинения, поселки и села (ст. 133).3
      Разные  мнения научных сотрудников вызывает также дефиниция понятий территориального устройства и государственного устройства. Научный работник В. Ржевский настаивает на том, что понятие территориального устройства надо использовать вместо понятия государственного устройства в его узком значении. Некоторые исследователи вообще отождествляют понятие государственного устройства и территориального устройства государства. Поэтому в Конституции Украины существует ІX раздел под названием «Территориальное устройство», но речь не идет о государственном устройстве.
      Наиболее  основательным и содержательным определением территориального устройства, по нашему мнению, является определение территориального устройства как организации территории государства, которое основывается на началах единства и целостности территории государства, сочетания централизации и децентрализации, в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их особенностей и традиций.
      Установленные конституционно-правовые нормы основа соотношений между центральными и региональными органами и определяют форму государственно-территориального устройства в стране.
      Группа  русских исследователей (В.Ржевский, Т. Райков и др.) определили, что государственный строй является одним из компонентов, который характеризует форму государства и дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти, которая опирается на политико-территориальные принципы взаимодействий между национальными или же территориальными субъектами государства. Соответственно государственное устройство – это способ организации территории государства и населения, которое на этой территории проживает.
      Определение государственного устройства принадлежит группе украинских научных сотрудников: «Под государственным устройством понимают национальную и административно-территориальную организацию государственной власти, которая включает в себя соотношение частей государства и его органов между собой и государством в целом».4
      «Официальное» толкование государственного устройства Украины содержится в Комментарии к Конституции Украины, базируется на определении территории государства как неотъемлемого признака государственности, определения границы государственной власти. Государственное устройство Комментарий толкует как политико-территориальную организацию государства, которое определяется политико-правовым статусом территориальных составных частей и принципами их отношений с государством в целом и между собой.
      Как было указано, территориальное устройство Украины регулируется ІX разделом Конституции. Ст. 132 Конституции Украины провозглашает: «Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации осуществления государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций».5
      Итак, можно обобщить, что в основе государственного устройства лежит территориальное устройство государства и как его составляющая –административно-территориальное устройство, национальный состав населения: наци, народы и национальные меньшинства, которые проживают на территории государства, и их государственное и политическое самоопределения, т.е. понятие государственного устройства является понятием, которые включает в себя и понятие территориального устройства, и понятие административно-территориального устройства.
      Таким образом, национально-государственное устройство можно определить как форму государственной организации наций, а также как форму государственного, политического существования наций, ее самоопределение.
      Конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции. Принципы (фундаментальные основы) конституционного строя закреплены в разделе I Конституции Украины.
      К принципам конституционного строя  Украины относят:
    суверенность. Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть Украинского государства распространяется на всю его территорию;
    демократизм. Демократия – это правление, сформированное и действующее по воле народа. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления;
    гуманизм. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, развитию всех коренных народов и национальных меньшинств;
    социальность. Конституция провозглашает Украину социальным государством. Сущность данного принципа состоит в том, что государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалидам, сиротам, безработным и т.д.;
    верховенство права. Сущность данного принципа состоит, во-первых, в признании приоритета права перед иными социальными нормами, во-вторых, в признании приоритета прав человека перед государством, в-третьих, в подчинении государства общепризнанным нормам международного права. Составным элементом принципа верховенства права является утверждение верховенства Конституции Украины в системе нормативно-правовых актов;
    плюрализм. Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Сущность данного принципа состоит в том, что, во-первых, в Украине могут существовать различные формы собственности и различные виды предпринимательства. Во-вторых, в Украине существует многопартийность. В-третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий. Государство гарантирует равенство всех субъектов права собственности и хозяйствования, свободу идеологического выбора и политической деятельности;
      7) разделение властей. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины;
      8) республиканизм. Конституция закрепляет республиканскую форму правления в Украине, что согласуется с историческими традициями украинской государственности и с принципом демократизма;
    унитаризм. Конституция закрепляет унитарную форму государственного устройства Украины;
    разграничение государства и местного самоуправления. В Украине признается и гарантируется местное самоуправление. Территориальные громады и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно, независимо от государства решать вопросы местного значения.6
      Таким образом, Украинское государство защищает конституционный строй и обеспечивает его стабильность. Этот институт конституционного права имеет особый уровень защиты: внесение изменений в раздел I Конституции Украины возможно только в случае одобрения их всеукраинским референдумом.
      В настоящее время Украина находится  только в начале пути утверждения  конституционного строя. Ведь конституционный строй не сводится к существованию демократической конституции, а становится реальностью только тогда, когда конституция соблюдается в данном обществе. 

      1.2. Конституционные  (юридические) признаки  унитарного государства
      Форма государства  – это организация и устройство государственной власти, имеющая три компонента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.
      Конституция Украины закрепила в нашей  стране республиканскую форму правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти и главой государства таковы, что Украину можно определить как смешанную (парламентско-президентскую) республику. Иначе говоря, форма государственного правления в Украине сочетает черты парламентской и президентской республик. Так, главой государства является Президент Украины, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (порядок замещения президентского поста соответствует президентской республике). В то же время Президент Украины не возглавляет исполнительную власть. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Глава правительства – Премьер-министр – назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Кабинет Министров ответственен перед Президентом, но подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Эти черты государственного строя Украины сходны с парламентской республикой.7
      По  форме государственного устройства Украина является унитарным государством, в состав которого наряду с основными административно-территориальными единицами (область, город, район, поселок, село) входит Автономная Республика Крым.
      Основными признаками этой формы государственного устройства является:
      Украина имеет собственную территорию, которая  есть единой, неделимой, неприкосновенной и целостной (ст. 2 Конституции);
      Украина имеет свои государственные границы, изменение которых, как и изменение  территории Украины, без согласия народа Украины не разрешается (ч. 3 ст. 3 и ст. 17 Конституции);
      Украина, как независимое государство  разрабатывает и принимает свою Конституцию (Преамбула Конституции);
      Украина имеет собственную систему законодательства, на ее территории обеспечивается верховенство права (ст. 8 Конституции);
      Украина имеет собственные законодательные, исполнительные и судебные органы (ст. 6 Конституции);
      В Украине существует единое гражданство (ст. 4 Конституции);
      В Украине признается и гарантируется  местное самоуправление (ст. 7 Конституции);
      государственным языком Украины есть украинский язык (ст. 10 Конституции);
      Украина имеет собственные государственные  символы (ст. 20 Конституции).8
      Ведению Украины подлежит определение областного, районного деления и решение  других вопросов административно-территориального устройства.
      Украина как независимое суверенное унитарное  государство прошло сложный путь от существования ее в составе  Федерации (СССР) к образованию собственного унитарного государства.
      Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», что значит один, единый. Унитарная – это слитное государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, и состоит, как правило, из административно-территориальных единиц. Унитарные государства бывают двух видов: простые и сложные. Простые составляются только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия др.), сложные имеют в своем составе те или другие формы автономии (Италия, Филиппины, Никарагуа и др.).
      Унитарное государство – наиболее централизованная форма государственного устройства. В нем властвуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, один правительство, один верховный суд), как правило, функционирует одна валютная система, одна армия и т.п.
      Государство обычно считается унитарным, если ни одна из частей его территории не наделенная статусом государственного образования.
      Государство устанавливает правовой режим собственной  территории, решает вопрос административно-территориального устройства с целью объединения государственного правления с соответственно организованным населением и т.п..9
      Таким образом, конституционный порядок Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
      Государственная власть в Украине осуществляется на демократических началах, что является конституционной гарантией демократического режима. 

      1.3. Выводы к разделу
      Государственное устройство Украины – это ее территориальная организация, которая характеризуется определенной формой конституционно-правовых отношений между государством в целом и ее составными частями.
      Государственное устройство Украины включает состав:
      а)  форму государства и его конституционное  закрепление;
      б)  характеристику Украины как демократического государства;
      в)  определение Украины как суверенного  независимого государства;
      г) конституционное закрепление Украины  как правового государства;
      д) характеристику Украины как социального  государства.
      В соответствии с Конституцией Украина является унитарным государством, в состав которого входит автономное образование – Автономная Республика Крым.
      Таким образом, основными чертами унитарного государства является:
      -  территория такого государства,  которое представляет собой единое  целое, которое делится на административно-территориальные единицы;
      -  принимается и действует одна  Конституция;
      -  существует единое гражданство;
      - наличие единых законодательных, исполнительных и судебных органов. 
 
 
 
 
 

      РАЗДЕЛ  ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя
      2.1.Характерные  особенности административно-территориального устройства Украины
      Административно-территориальное устройство – это организация государственной территории через деление на отделенные административно-территориальные единицы. Назначением соответствующего деления территории государства является, прежде всего, осуществление исполнительной власти и функционирование местного самоуправления. Органы, локализованные административно-территориальным устройством, обобщенно определяют как местные.
      Административно-территориальное  устройство играет важную роль относительно правотворческой деятельности местных органов, именно действие их актов имеет  соответственно ограничения.  Обычным является практика принятия отдельных актов главой государства, парламентом или правительством, реализация которых порождает правоотношения в пределах административно-территориальных единиц одного уровня или даже в пределах конкретных единиц.
      Административно-территориальное  устройство обеспечивает потребности голосования на выборах и референдумах. Через внедрение административно-территориального устройства происходит приближение власти к населению, создавая возможности для реального участия граждан и для реализации принципа народного суверенитета.10
      С административно-территориальным устройством связанна организация политической системы общества, в частности таких ее элементов, как политические партии.
      Особенности административно-территориального устройства отображают действие разных факторов, в частности исторические тенденции развития общества и государства, содержание и характер социально-экономических отношений, географических свойств отдельных регионов, национального состав населения и т.п..
      Элементами  административно-территориального устройства являются его единицы. Административно-территориальная единица – это выделенная в пределах государства часть территории, в пределах которой существует организованное осуществление собственных функций.
      Административно-территориальная  единица может быть определена и как пространство относительно организации и деятельности местных органов власти. Вместе с тем она является субъектом управления со стороны этих органов. Правовая регламентация административно-территориального устройства охватывает не только определение соответствующих единиц, а и порядок их образования, изменения границ и т.п.. По общему правилу решения этих вопросов отнесены  полномочий парламента.
      Каждое  государство характеризуется определенной формой, т.е. отличительными от других государств способами организации и осуществление политической власти. В Конституции Украины закрепленные нормы характеризуют форму государственного правления, государственного устройства и политического режима.11
      Украина является унитарным государством. Административно-территориальными единицами Украины выступают область, район, город, поселок и сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины, о пределах полномочий которой определенны Конституцией Украины.
      

Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru