На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное и муниципальное управления Франции

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

13.07.2012

Описание (план):


 
Содержание: 
 

Введение  ………………………………………………………………………... 3
    Система государственного управления……………………………… 4
    Глава государства……………………………………………………..... 5
    Правительство…………………………………………………………... 7
    Парламент: Национальное собрание и Сенат………………………………………………………………………11
    Административное деление и реформа местного самоуправления…………………………………………………………16
Заключение  ……………………………………………………………………. 22
Список  литературы…………………………………………………………... 23 

Введение  

     Франция, официальное название Французская Республика  — государство в Западной Европе. Столица — город Париж. Название страны происходит от этнонима германского племени франков, несмотря на то, что большинство населения Франции имеет смешанное галло-романское происхождение и говорит на языке романской группы. Франция делится на 26 регионов (regions), из которых 21 находится на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё четыре — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. 26 регионов разделяются на 100 департаментов (departements), состоящие из 342 округов (arrondissements) и 4039 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на области и районы.
       Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Четыре заморских региона (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон) состоят, каждый, из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) — специальный статус административно-территориального образования, отличного от других регионов метрополии (континентальной Франции). Все эти регионы являются частью Европейского союза. 
Общая площадь страны составляет 547 тыс. кв. км (643,4 тыс. кв. км вместе с заморскими территориями и департаментами). Это самая большая страна Европейского союза
. Население Франции насчитывает 65,4 млн человек (январь 2010). На континентальной территории проживает 62,8 млн человек. По численности населения государство занимает 20-е место среди 192 стран — членов ООН. 
 
 

 


    Система государственного управления.
 
Современная система государственного управления Французской Республики восходит к  историческим особенностям утверждения  политического режима Пятой Республики, что нашло свое отражение в  особенностях конструирования баланса  высших государственных органов  страны и закреплено Конституцией 1958 года. Слабость государственного устройства Четвертой Республики, поражения  понесенные Францией в колониальных войнах в Индокитае, Египте и Алжире, наличие гражданского конфликта  внутри страны привели к появлению  идеологии восстановления государства  на международной арене и внутри страны. Интерес нации должен преобладать  над внутренними конфликтами, политические дела делятся на действия большой  политики (международные отношения, оборона) и повседневные направления, где сталкиваются интересы различных  социальных категорий населения. При  этом интересы могут быть различны, но они обязательно должны уступать высшим приоритетам нации, представляемым, прежде всего государством и олицетворяемым главой государства. Этот идеологический императив был сформулирован  генералом Шарлем де Голлем еще в 1946 году в его знаменитой речи в  Байе, однако востребованным он оказался в 1958 году.
Политический  режим Пятой Республики является результатом двух противоположных  устремлений, - стремления усилить исполнительную власть и прежде всего власть Президента Республики и стремления восстановить роль Правительства и Премьер-министра. Результатом стала ситуация когда  исполнительная власть принадлежит  одновременно Президенту Республики и  Премьер-министру, и самые важные для баланса политического режима отношения существуют между двумя  главами исполнительной власти. 

 


    Глава государства.
 
 
Центральное место в системе государственного управления Франции принадлежит  Президенту Республики. Президент Республики – высшее должностное лицо государства, его верховный представитель  во всех актах внутриполитической и  международной жизни. Президент  Республики – гарант соблюдения Конституции  Франции, нормального функционирования государственных институтов, национальной независимости и территориальной  целостности. К тому же, он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, производит назначение на высшие военные и гражданские  должности, представляет страну в международных  отношениях.
К числу собственных полномочий Президента Республики относятся назначение главы  правительства - Премьер-министра, решение  о досрочном роспуске парламента - Национального собрания, председательствование  в Совете министров и др. Причем никакое заседание Правительства  в форме Совета министров невозможно в отсутствии Президента. Президент  может уполномочить другое должностное  лицо осуществлять председательствование  на конкретном заседании Совета министров  и в связи с конкретной повесткой  дня. Президент Республики назначает  членов Правительства по представлению  Премьер-министра, он же наделен полномочиями по их отзыву. Разграничение полномочий и компетенций между Президентом  и Правительством Республики по «горизонтали»: решения общего политического характера  принимаются Президентом, вся текущая  работа по государственному управлению осуществляется Правительством. В условиях, когда Президент и Правительство  Республики принадлежат к различным  политическим партиям, основные вопросы  управления государственными делами сосредотачиваются  в руках Правительства, однако большая  часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности.
Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий – пять лет (до 2002 года он составлял семь лет). К кандидату  в президенты предъявляются те же требования, как к лицам, избираемым в парламент. Должность вице-президента во Франции отсутствует. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности исполняет Председатель Сената, а если он по каким-либо причинам не в состоянии выполнять эти  обязанности, они исполняются Правительством. Новые выборы проводятся не ранее  чем через 20 и не позднее чем  через 35 дней после открытия вакансии. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах, например, он не может проводить референдум, не имеет права досрочно распустить Национальное собрание.
Компетенции Президента Республики в законодательной  сфере сводятся к трем основным позициям. Во-первых, Президент осуществляет непосредственное нормативно-правовое регулирование тех или иных сфер общественной жизни посредством  ордонансов и декретов, имеющих такую  же юридическую силу, что и законы. Во-вторых, Президенту принадлежит  право законодательной инициативы в ряде конституционно-политических вопросов, право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом, а также право промульгации законопроектов. В-третьих, Президенту принадлежит  право досрочного роспуска Национального  собрания, которое ограничивается в  следующих случаях: 1) когда временно исполняются обязанности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные полномочия по ст. 16 Конституции; 3) в  течение года после досрочных  выборов.
В сфере судопроизводства Президент  обладает правом помилования, а также  назначения и перемещения судей.
При Президенте Республики функционирует  специальный аппарат помощников и советников, которые образуют его  личный кабинет, генеральный секретариат, а также ряд специализированных вспомогательных органов (например, военный комитет). Все сотрудники аппарата Президента назначаются и  увольняются по его собственному усмотрению.
Президент Республики является ключевой фигурой  в системе государственного управления. Данное положение основывается не только его полномочиями как главы государства, но и тем, что он является фактическим  главой исполнительной власти, обладая  правом председательства в Совете министров. Тем самым фигура Президента во Франции  оказалась во многом сильнее, чем  в президентской республике, например в США. Право роспуска нижней палаты Парламента – Национального собрания, возможность отстраниться от решений  Правительства, возлагая ответственность  за их исполнение на Премьер-министра, чрезвычайные полномочия Президента дают основание для характеристики современного политического режима во Франции  как «республиканской монархии». 

 


    Правительство.
Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом  Республики государственное управление. Правительство может выступать  в форме Совета министров под  председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства  под руководством Премьер-министра. Все наиболее важные проекты нормативных  актов, законопроекты, решение о  постановке вопроса о доверии, о  проведении референдума, назначении на высшие государственные должности  и т.д. подлежат рассмотрению в Совете министров.
В тексте Конституции используется собирательный  термин Правительство, однако данное понятие  в основном законе страны не уточняется. На основании ряда статей Конституции  можно сделать вывод о том, что под Правительством Республики подразумевается совокупность его  членов, руководимых Премьер-министром. Премьер-министр и по его представлению  члены Правительства назначаются  Президентом Республики. Ответственность  Правительства перед Национальным собранием, приводит к тому, что назначаются  те лица, которые пользуются поддержкой парламентского большинства.
Внутренняя  структура Правительства основана на иерархических началах. Помимо Премьер-министра оно включает государственных министров, министров, государственных секретарей и некоторых других должностных  лиц. Государственные секретари, выполняющие, как правило, функции заместителей министров, не всегда входят в состав Совета министров.
Во  Франции нет четко фиксированной  структуры Правительства. Решение  данного вопроса каждый раз зависит  от конкретной ситуации и соотношения  политических сил в системе государственного управления. Основной причиной появления  новых министерских структур является возникновение перед государством тех или иных задач: окружающая среда, предотвращение стихийных бедствий, административные реформы, европейская  интеграция и т.д. При совпадении партийной большинства в парламенте с партийной принадлежностью  Президента Республики, решающее слово  при определении структуры Правительства  и его персональном составе принадлежит  главе государства. При отсутствии подобного совпадения партийное  большинство в Национальном собрании играет более значительную роль в  этом вопросе.
Иерархия  между членами Правительства  зависит от политической значимости того или иного министра и желания  подчеркнуть значение определенной области государственной деятельности. Участие в Правительстве –  важный политический акт, требующий  большого сосредоточения и усилий, что делает министерский пост несовместимым  с осуществлением иных государственных  или частных функций и парламентским  мандатом. Министры попадают в режим  особой ответственности. Каждый министр несет гражданскую ответственность за причиненный им ущерб в зависимости от того, совершены такие действия при исполнении своих обязанностей или нет. То же относится к уголовной ответственности. Каждый член Правительства исполняет двойную роль – политическую и административную. Ее можно выполнять коллективно или индивидуально, но в любом случае за каждым министром существует коллегиальная и солидарная политическая ответственность Правительства, членами которого они являются.
Правительство по собственному усмотрению может просить  Национальное собрание об одобрении  правительственной политики, выраженной в форме программы или декларации по вопросам общей политики, однако это не является обязанностью Правительства. Тогда же Правительство может  поставить вопрос перед Национальным собранием о доверии Правительству, поскольку оно несет коллективную ответственность перед парламентом.
По  инициативе депутатов Национального  собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания  Правительству. Проект подобной резолюции  должен быть внесен группой депутатов, насчитывающей не менее 1/10 от общего числа депутатов Национального  собрания и не позднее чем через 48 часов после внесения проекта  в бюро Национального собрания по нему должно состояться голосование. В  случае отклонения проекта резолюции  порицания ее повторное внесение может состояться только на последующих  парламентских сессиях. На голосование  по проекту резолюции порицания  выносится только один вопрос: кто  за принятие этой резолюции. Если за нее  голосует абсолютное большинство депутатов  Национального собрания, она считается  принятой. Подобный порядок делает принятие проекта резолюции порицания  довольно сложной процедурой и за всю историю Пятой республики (с 1958 года) был только один случай принятия резолюции порицания Национальным собранием правительству Жоржа  Помпиду в 1962 году.
Правительство может связать вопрос о доверии  с законопроектом, который вносится им на рассмотрение Национального собрания. В этом случае голосование по законопроекту  вообще не проводится, если отсутствует  резолюция порицания, - законопроект считается принятым, и Правительство  получило выражение доверия. В случае отказа в доверии или принятия резолюции порицания Премьер-министр  должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства. Президент может принять отставку Правительства и назначить нового Премьер-министра, либо принять решение  о досрочном роспуске Национального  собрания и назначения новых выборов.
Правительство Республики обладает весьма широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом  Республики, либо кабинетом, либо единолично Премьер-министром. В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов являются важнейшим источником нормативно-правовой системы. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение Национального собрания Премьер-министром после обсуждения в Совете министров и по получении заключения Государственного совета. Получение предварительного заключения носит обязательный характер, но само мнение Государственного совета юридически обязательным для Правительства не является.
Правительство может просить Национальное собрание о делегировании ему законодательных  полномочий в определенной сфере  и на определенный срок в целях  выполнения правительственной программы. В этом случае Правительство принимает  необходимые меры путем издания  ордонансов, правовой режим которых  имеет следующую особенность: они  вступают в силу с момента опубликования, и перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Правительством на рассмотрение Национального собрания до истечения срока делегирования  полномочий.
Проекты решений Правительства подготавливаются в основном заинтересованными министерствами и ведомствами. Довольно часто образуются межведомственные комитеты, действующие  на постоянной или временной основе, которые готовят необходимые  проекты и вносят их на рассмотрение Правительства. Особо значимые межведомственные советы возглавляет Премьер-министр.
Главенствующая  роль в осуществлении функций  Правительства принадлежит Премьер-министру, который руководит работой Правительства. Премьер-министр несет ответственность  за обеспечение обороноспособности страны, т.е. наряду с Президентом  Республики принимает непосредственное участие в руководстве вооруженными силами. На Премьер-министра возлагается  обеспечение исполнения законов, и  он обладает собственными регламентарными полномочиями. Премьер-министру принадлежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответствующие полномочия Президента и Премьер-министра Республики.
Премьер-министру принадлежит право законодательной  инициативы. Он пользуется правом обращения  в Конституционный совет в  целях установления соответствия вотированного  палатами Национального собрания проекта  положениям основного закона страны. По предложению Премьер-министра могут  быть созваны чрезвычайные сессии Национального  собрания, продлеваться сроки очередных  сессий, проводиться закрытые заседания  палат в форме секретного комитета. Целый ряд важных полномочий Президента Республики осуществляется по предложению  или после консультаций с Премьер-министром.
В конечном счете, у Президента Республики очень мало средств противодействия Премьер-министру; он может, как минимум, напомнить о прерогативах, записанных в Конституции. Напротив, Премьер-министр располагает в отношении Президента относительной «способностью воспрепятствовать», что может выразиться в отказе формулировать предложения, высказывать мнение или визировать президентские декреты. В зависимости от политических обстоятельств, подобная способность может носить либо формальный, либо реальный характер. «Способность воспрепятствовать» существует и у Президента Республики. Он может препятствовать правительственным инициативам, потребовав нового чтения закона, направив его в Конституционный совет или отказавшись подписывать декреты и ордонансы, которые он считает противоречащими программе, на основе которой он был избран.
При Премьер-министре функционирует разветвленный  вспомогательный аппарат, работой  которого руководит, как правило, Генеральный  секретарь Правительства, выполняющий  весьма важные функции по организации  работы Правительства и по координации  сотрудничества с аппаратом Президента Республики. Под началом Премьер-министра функционирует ряд важных государственных  служб (например, Генеральный секретариат  по вопросам планирования, служба контрразведки  и др.). Премьер-министр может одновременно возглавлять то или иное министерство, в этом случае ему помогает соответствующий  государственный секретарь или  уполномоченный министр. Премьер-министр  может делегировать членам Правительства  осуществление отдельных своих  полномочий.
Роль  и значение Правительства и, соответственно, Премьер-министра заметно возрастают в условиях, когда Президент Республики и большинство депутатов Национального собрания принадлежат к различным политическим партиям и Правительство сможет опереться на поддержку Национального собрания.
Очевидное усиление исполнительной власти привело  к изменениям в роли Парламента в  системе высших государственных  органов. Жестко ограничив предметы ведения, по которым Парламент может  принимать законы (ст. 34) Конституция  тем самым уничтожила основной принцип  парламентаризма – верховенство законодательного органа в системе  органов государственной власти. Все полномочия, выходящие за пределы  компетенции Парламента, отнесены к  компетенции Правительства. Гарантом баланса законодательной и исполнительной ветвей власти выступает Конституционный  совет. Однако исполнительная власть обладает определенными преимуществами перед  законодательной властью, поскольку  если исполнительная власть вправе обратиться в Конституционный совет, полагая, что Парламент вторгся в сферу  ее полномочий, то Парламент в аналогичном  случае такого права не имеет, так  как контроль за актами Правительства не входит в компетенцию Конституционного совета.
    Парламент: Национальное собрание и Сенат.
Парламент – высшее представительное учреждение Французской Республики. Он состоит  из двух палат: Национального собрания, именуемого по традиции нижней палатой, и Сената. Место и роль каждой из палат в системе государственного управления Франции определяется Конституцией, органическими законами, относящимися соответственно к каждой из палат, а  также их внутренними регламентами, которые принимаются каждой из палат  раздельно.
Национальное  собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и  прямого голосования. Применяется  мажоритарная униноминальная система  выборов в два тура. Кандидатом на выборах может быть любой француз, пользующийся в полном объеме избирательными правами и достигший двадцатитрехлетнего  возраста. Одновременно с депутатом  избирается его заместитель, который  занимает место в палате в случае досрочной вакансии. Если использована и эта возможность и если до всеобщих выборов остается более  шести месяцев, проводятся досрочные  выборы. Срок полномочий Национального  собрания – пять лет. Ежегодно проводится одна очередная сессия Национального  собрания, общая продолжительность  которой не должна превышать 120 дней. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву в случае использования  чрезвычайных полномочий Президентом  Республики, а также во второй четверг  после досрочных выборов.
Верхняя палата – Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на девять лет, обновление происходит на 1/3 каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, в  которых преобладают представители  муниципальных советов коммун. Если Национальное собрание рассматривается  как орган общенационального  представительства, то Сенат согласно Конституции представляет территориальные  коллективы.
Сохранение  двухпалатной системы – скорее дань исторической традиции, чем конституционно-управленческая необходимость. Единственный серьезный  аргумент в пользу существования  верхней палаты – возможность  совершенствования законодательного процесса, более основательной проработки принимаемых Парламентом законов. С этой точки зрения Сенат выступает  в известной мере как противовес Национальному собранию. Косвенное  тому подтверждение – попытка  Президента де Шарля Голля реформировать  этот орган в тот момент, когда  Сенат явно не справлялся с задачами, возлагаемыми на него исполнительной властью. Речь идет о многолетнем  конфликте между Президентом  Республики и Сенатом, приобретшем  личностную окраску из-за почти враждебных отношений де Голля и председателя Сената Моннервилля. Оппозиционно настроенный к Президенту Сенат блокировал многие законопроекты, исходящие от исполнительной власти. В 1969 году Президент решил провести референдум по проекту конституционной реформы Сената с целью реорганизовать верхнюю палату таким образом, чтобы кардинально разрешить затянувшийся конфликт и исключить подобные конфликты в будущем, превратив Сенат в консультативный орган. Но избиратели отрицательно отреагировали на инициативу Президента, и Шарль де Голль вынужден был уйти в отставку, расценив результаты референдума как выражение недоверия к его политике со стороны нации.
Члены парламента обладают депутатским иммунитетом. Они не подлежат преследованию за высказанное мнение или голосование  при исполнении своих обязанностей. Арест депутата может иметь место  только с разрешения бюро его палаты, кроме случаев задержания на месте  преступления. Вознаграждение, выплачиваемое  депутату, равняется в среднем  заработной плате высших государственных  служащих страны. Однако парламентарии  получают еще различного рода компенсации  и выплаты, связанные с содержанием  собственного аппарата, наймом жилья, проездом, оплатой почтовых расходов и т.д. Парламентарии при вступлении в должность и при окончании  срока мандата должны представить  декларацию об имущественном положении  и доходах.
Парламентарии в зависимости от своей партийной  принадлежности образуют партийные  группы (фракции). Для образования  партийной группы необходимо, чтобы  в нее входило не менее 14 сенаторов  в верхней палате и не менее 20 депутатов – в нижней. Каждая партийная группа обладает некоторыми имущественными и финансовыми привилегиями. В ее распоряжение предоставляются  специальный аппарат и помещение. Каждая партийная группа имеет право  на пропорциональное представительство  в бюро и комиссиях палат.
Заседания палат открытые. В каждом зале пленарных  заседаний имеются специальные  галереи для публики и для  прессы. Дебаты, происходящие в палатах, стенографируются и публикуются  в специальном издании – «Журнал  офисьель».
Работой каждой из палат руководит бюро, которое состоит из Председателя, вице-председателей, секретарей и квесторов (последние ведают административно-хозяйственными и финансовыми вопросами). Важную роль в руководстве делами палат  при определении повестки дне  и приоритетности рассмотрения тех  или иных вопросов играет Конференция  председателей, которая включает помимо членов бюро также председателей  партийных групп и председателей  постоянных комиссий.
Каждая  из палат создает шесть постоянных комиссий. Помимо этого для изучения отдельных вопросов или проектов могут образовываться временные  специальные комиссии, а также  комиссии по контролю и расследованию. Наиболее важную роль играют постоянные комиссии, на рассмотрение которых  передаются законопроекты и законопредложения, принятые к рассмотрению палатами. Такие комиссии образуют свои бюро и назначают генеральных докладчиков, которые излагают мнение и решение комиссии по рассматриваемым ею вопросам. Заседание комиссии является по общему правилу закрытым. В работе комиссий могут участвовать представители Правительства, которые должны быть заслушаны по их требованию.
Согласно  Конституции законодательный акт  считается принятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами Парламента. Однако это  не означает равноправия палат в  осуществлении законотворческой деятельности. Если палаты не придут к единому  мнению относительно обсуждаемого законодательного акта, Правительство запрашивает  Национальное собрание относительно вынесения  окончательного решения. Кроме того, именно Национальное собрание решает окончательно вопрос о судьбе государственного бюджета. Только Национальное собрание осуществляет в полном объеме контроль за деятельностью Правительства, и обладает полномочиями отказать по
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru