На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

18.07.2012

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Учреждение  Образования 
«брестский государственный университет им. А.С.Пушкина» 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 

        
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экологическое право» 

на   тему: Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Руководитель  работы                                                              доцент каф. уголовно-правовых дисциплин
                                                                                                                       Зайчук Геннадий Иванович 
                     

    Выполнил 
    студент 2 курса                                                                                                               
    группы  22                                                                                Волоско Дмитрий Григорьевич
                                                                                         
 
 
 
 
 

Брест, 2009
 

РЕФЕРАТ 

    Правовая  охрана редких и исчезающих видов  животных и растений. Курсовая работа / Волоско Д.Г. гр.Б – Брест.: 2009; 30 с., 2 табл., 15 источников.
    Ключевые  слова: охрана животного мира, редкие виды, экология, лесной фонд, государственный контроль, рыболовство.
    Содержит  рассмотрение особенностей правовой охраны редких и исчезающих видов животных и растений в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              гр. 22- Кр
           
Изм Кол Лист    № док Подпись Дата
Разраб.  Волоско  Д.Г.     Правовая  охрана редких и исчезающих видов  животных и растений. Стадия Лист Листов
Руков.  Зайчук  Г.И.     Кр 2     30
Консульт.  Зайчук Г.И.     УО  БрГУ
       
Н. Контр.      
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Охрана  ресурсов животного и растительного  мира направлена как на поддержание  оптимального уровня численности экономически ценных промысловых животных, так и на сохранение всего видового разнообразия животных и растений. Решение этой задачи стало большой и актуальной проблемой, поскольку современная цивилизация широким фронтом наступает на дикую природу, в результате чего происходят необратимые изменения природной среды. При этом численность большинства диких позвоночных животных, а также других видов животных, стала резко уменьшаться, а некоторые виды совсем исчезают. Такая же проблема стоит и в отношении многих растений. Этот процесс обеднения фауны и флоры под влиянием негативных воздействий антропогенных факторов с каждым годом усиливается и приобретает глобальный характер.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть особенности  осуществления правовой охраны редких и исчезающих видов животных и растений.
    В основу работы положены Конституция  Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; специальная юридическая  литература.
 

1 правовые меры охраны редких видов животных и растений в республике беларусь

 
 
    С начала ХVII в. на территории Беларуси исчезло  более 20 видов наземных позвоночных  животных. Среди них два вымерших на земле вида: лесной бык – тур  и дикая лошадь – лесной тарпан. Перестали встречаться также соболь, лань, дрофа. В белорусских реках исчезли речная минога и 11 видов рыб, в том числе белуга, русский осетр, лосось. Ряд видов истреблен человеком, другие исчезли вследствие глобального сокращения ареала или изменения мест обитания. Беловежский зубр – своеобразный символ Беларуси – сохранился только в условиях неволи, проведены работы по его натурализации.
    Вследствие  этого в настоящее время в  рамках общей проблемы охраны животного  и растительного мира выдвигается  вполне самостоятельное направление – охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
    На  основании материалов многолетних  исследований белорусских ученых, в  целях охраны и приумножения редких и исчезающих видов животных и  растений, еще в 1979 году специальным Постановлением Совета Министров БССР учреждена Красная книга Белорусской ССР. В первое издание Красной книги было включено 80 видов животных и 85 видов растений. В настоящее время охране подлежат 182 вида животных, 180 видов растений, 17 – грибов и 17 видов лишайников.
    Проблема  охраны редких видов может быть решена путем сохранения естественных экосистем  и всех их компонентов. Самой эффективной  мерой охраны является сохранение их мест обитаний, которое может быть достигнуто, в частности, организацией сети особо охраняемых природных территорий, к примеру, заповедников.
    Документом, аккумулирующим всю информацию о  состоянии природных комплексов заповедников, является «Летопись природы», одним из разделов которой является «Редкие, исчезающие, реликтовые виды». Особое внимание уделяется выявлению и уточнению мест обитания растений, особенно редких и исчезающих видов. Эта работа проводится путем составления «точечных карт» ареалов современных местонахождений этих видов.
    Сохранение  редких и исчезающих видов животных и растений требует тесного международного сотрудничества. Многие редкие виды зверей, рыб, перелетных птиц, а также наземных позвоночных и беспоз-воночных, мигрируя, могут оказаться в разных странах мира. Исторически первым документом в области международной охраны животного мира принято считать Парижскую Конвенцию 1902 года, посвященную проблеме охраны птиц, полезных для сельского хозяйства. С 1960 года действует новая, более широкая по содержанию международная Конвенция по охране птиц в пределах Европейского региона. В соответствии с которой установлена круглогодичная охрана исчезающих видов птиц, введены определенные ограничения на их отлов и отстрел.
    В 1971 в городе Рамсар (Иран) была подписана  Конвенция об охране водно-болотных угодий, имеющих международное значение. Как правило, ядро данных угодий составляли заповедники. Постановлением Совета Министров от 28 июля 1999 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь определено как орган, ответственный за выполнение требований, вытекающих из данной Конвенции. Научное обеспечение исполнения Конвенции возложено на Национальную Академию Наук Беларуси. В 1999 году предполагалось определить водно-болотные угодья на территории республики, отвечающие требованиям указанной Конвенции, и утвердить перечень объектов для включения в Список водно-болотных угодий международного значения.
    В марте 1973 года в Вашингтоне была принята  Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, которая вступила в силу 1 июля 1975 года, иногда называемой Вашингтон-ской конвенцией (СИТЕС от английской аббревиатуры). СИТЕС по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время в ней участвует более 110 государств, включая Республику Беларусь. В основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их природным популяциям и, следовательно, торговлю которыми необходимо контролировать с помощью согласованных международных процедур. Последние включают в себя, в основном, выдачу разрешений установленного странами – участницами Конвенции международного образца, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт. Действие Конвенции при этом распространяется как на виды, так и на их части и дериваты.
    В соответствии с требованиями Конвенции  каждая сторона-участница СИТЕС  назначает у себя Административный и Научный органы СИТЕС, которые перед выдачей разрешения на экспорт, импорт и реэкспорт обязаны соблюдать определенные процедуры. Результатом действия СИТЕС является установ-ление действенного контроля за торговлей редкими и исчезающими видами животных и растений.
    В Беларуси разрешения на перемещения  через таможенную границу видов животных и растений выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь как Административный орган по СИТЕС. Решающим моментом развития международной правовой охраны животного и растительного мира также стала Конвенция о биологическом разнообразии, которая была открыта для подписания 5 июня 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Республика Беларусь в числе более 140 государств мира 5 июня 1992 г. подписала, а 10 июня 1993 г. ратифицировала данную Конвенцию. После ее ратификации 30 странами, Конвенция в 1993 году вступила в силу. Основная цель Конвенции - сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Для исполнения международных обязательств в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 28 августа 1995 года под руководством Республиканской комиссии по проблемам биологического разнообразия были разработаны проекты Национальной стратегии и Плана действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, одобренные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1997 года. Определенную роль в охране редких и исчезающих видов животных и растений играют соглашения в рамках Межгосударственного экологического совета стран СНГ, которые направлены на выработку и проведение согласованной политики в области экологии и охраны окружающей природной среды. К таковым, прежде всего, можно отнести Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды государств – участников СНГ, совершенное 8 февраля 1992 года.
    В разработке новой редакции Европейской Красной книги участвуют белорусские ученые. Деятельность эту курирует международная организация «Planta Europa» (объединяет более 300 фондов, занимающихся координацией охраны растений в Европе).
    Это новый этап деятельности Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси, который был бы невозможен без предыдущих достижений наших ученых в области охраны редких и исчезающих видов растений.
    Так, например, впервые составлен список растений (39 видов), произрастающих на нашей территории, но нуждающихся в охране на европейском уровне. В ряд редких растений внесена распространенная у нас сон-трава. Оказывается, в Европе этот вид находится на грани исчезновения.
    На  сегодняшний момент основная деятельность ученых по сохранению редких и исчезающих видов растений Европы направлена на разработку Государственного кадастра растительного мира. Это огромная информационная система, где о всех видах растений Беларуси можно будет найти различные сведения: места распространения, хозяйственная ценность, численность… На виды, требующие охраны, составляются специальные паспорта, которые направляются в лесхозы, где и будут приниматься необходимые меры по защите растений. Методика составления кадастра уникальна и аналогов в СНГ не имеет [12]. 
 

 

2 Правовая охрана и защита государственного лесного фонда

2.1 Особенности управления  землями лесного  фонда в Республике

Беларусь

 
    В современных условиях жизни человечества лес не только не утратил своего значения, но и приобрел новые –  более широкие функции. Сегодня лесное хозяйство Беларуси – динамично развивающаяся отрасль реального сектора экономики, решающая важные государственные задачи в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального использования лесных ресурсов, обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности страны.
    Для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также организации  рационального использования и  охраны земель лесного фонда первостепенное значение имеет организация государственного управления лесами и этими землями. Такое управление базируется на закреплении в законодательстве круга органов государства, осуществляющих государственное управление, основных принципов управления его задач и функций. Поскольку в настоящее время как леса, так и земли лесного фонда, не покрытые лесом, входят в состав государственного лесного фонда, это и определяет особенности государственного управления такими землями.
    Управление  лесами и землями лесного фонда осуществляют органы общей и специальной компетенции.
    К числу органов общей компетенции  относят: Правительство, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
    Правительство Республики Беларусь:
    - определяет государственную политику в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов;
    - утверждает республиканские программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов;
    - принимает решения о передаче участков государственного лесного фонда юридическими лицами для ведения лесного хозяйства и об их изъятии, об изъятии и предоставлении земель государственного лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;
    - определяет таксы на древесину на корню и живицу, а также размер минимальной платы за пользование участками государственного лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства;
    - определяет порядок ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;
    - устанавливает порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов;
    - осуществляет иные полномочия в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
    Управленческими функциями наделены также местные  исполнительные и распорядительные органы, которые:
    утверждают  местные программы и мероприятия  по рациональному использованию, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов;
    принимают решения об отмене решений местных  исполнительных и распорядительных органов о передаче участков государственного лесного фонда в аренду, пользование, об изъятии участков земель государственного лесного фонда и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах второй группы, переводе лесов в пределах одной группы из одной категории защитности в другую в случаях их несоответствия требованиям законодательных актов Республики Беларусь;
    осуществляют  контроль за использованием государственного лесного фонда;
    осуществляют  иные полномочия в области использования, охраны, защиты государственного лесного  фонда и воспроизводства лесов  в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
    Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции:
    организуют  разработку и реализацию местных  программ и мероприятий по рациональному  использованию, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов;
    утверждают  таксы за побочные лесные пользования  и заготовку второстепенных лесных ресурсов;
    принимают решения о передаче в аренду участков государственного лесного фонда  и земель государственного лесного фонда для осуществления лесопользования;
    принимают решения о переводе лесов в  пределах одной группы из одной категории  защитности в другую;
    утверждают  перечень особо защитных участков государственного лесного фонда;
    принимают решения о предоставлении в пользование сельскохозяйственных угодий государственного лесного фонда;
    принимают решения об изъятии участков земель государственного лесного фонда  и о предоставлении их в пользование  для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах  второй группы, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
    принимают решения об ограничении, приостановлении  или прекращении лесопользования  юридическими и физическими лицами;
    принимают решения об ограничении посещения  лесов населением при высокой пожарной опасности, а также при стихийных бедствиях в лесах;
    организуют  работы по благоустройству, охране и  защите городских лесов и зеленых  зон;
    информируют граждан об изъятии и предоставлении земельных участков земель государственного лесного фонда для размещения объектов, деятельность которых затрагивает их интересы;
    осуществляют  контроль за использованием государственного лесного фонда.
    В настоящее время основные задачи в области государственного управления лесами и землями лесного фонда возложены на Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь.
    В пределах своей компетенции Комитет  лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь:
    проводит  единую государственную политику в  области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов;
    разрабатывает республиканские программы по рациональному  использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;
    разрабатывает на научной основе нормативные правовые акты по ведению лесного хозяйства  в государственном лесном фонде;
    по  согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждает расчетную лесосеку;
    утверждает  формы таких документов, как лесорубочный билет, ордер и лесной билет;
    выдает  специальные разрешения (лицензии) на осуществление лесопользования, лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности;
    утверждает  Правила рубок леса, Правила подсочки и заготовки живицы, Правила заготовки  второстепенных лесных ресурсов и осуществления  побочного пользования и другие нормативные правовые акты;
    ведет государственный учет государственного лесного фонда, государственный  лесной кадастр и мониторинг лесов;
    организует  ведение лесоустройства и охотоустройства;
    осуществляет  государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов;
    осуществляет  иные полномочия.
    Функции государственного управления в области  использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и его земель являются:
    государственный учет земель;
    мониторинг  лесов и земель лесного фонда;
    лесоустройство  и землеустройство;
    государственный контроль в области использования  и охраны лесов и земель лесного  фонда;
    лесовоспроизводство и лесоразведение;
    обеспечение охраны и защиты лесов и земель и ряд других.
    Основными задачами государственной лесной охраны являются обеспечение сохранности лесов, их защита, в том числе охрана и защита животного мира. Охрана и защита лесов и земель государственного лесного фонда осуществляются с учетом их особенностей. Они включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию государственного лесного фонда, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения, засорения и иных негативных воздействий.
    Осуществление мероприятий по охране и защите лесов и земель государственного лесного фонда возлагается на Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. Кроме того, ряд обязанностей по охране и защите лесов возложены на юридические лица, ведущие лесное хозяйство, а также на физических лиц и лесопользователей. Для охраны лесов создается государственная лесная охрана.
    Леса  относятся к возобновляемым природных  ресурсам, поэтому важными задачами являются проведение лесовосстановительных работ, воспроизводство лесов и лесоразведение.
    Целями  воспроизводства лесов являются своевременное проведение лесовосстановительных  работ на не покрытых лесом участках государственного лесного фонда, улучшение породного состава лесов, увеличение продуктивности лесов и их функций, обеспечение рационального использования земель государственного лесного фонда, сохранение генетического фонда и биологического разнообразия.
    Использование участков государственного лесного фонда, ведение лесного хозяйства должны обеспечивать повышение продуктивности и качества лесов (ст. 70 ЛК Республики Беларусь).

2.2 Политика по увеличению  природно-ресурсного  потенциала лесов

 
    Лесной  фонд республики составляет более 9 млн. гектаров, запас древесины на корню оценивается в 1,4 млрд. м куб. Ежегодно в лесах республики прирастает свыше 28,6 млн. м куб. древесины. По ряду показателей, характеризующих лесосырьевые ресурсы, Беларусь входит в десятку ведущих лесных государств Европы. 
    В результате целенаправленной политики лесовосстановления и лесоразведения увеличивается площадь покрытых лесом земель, сохранена формационная структура и видовое разнообразие лесов, повышается их устойчивость и продуктивность. 
    Общую политику по увеличению природно-ресурсного потенциала лесов, устойчивому лесопользованию определяет Президент и Правительство Республики Беларусь. Государственное управление по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов страны, разработку нормативной базы по ведению лесного хозяйства, организацию рационального освоения лесных ресурсов осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь.
    Мощным  импульсом для организации системной  работы по достижению рационального  лесопользования, обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов, развитию инфраструктуры лесного фонда и осуществлению эффективного контроля в этих сферах послужили поручения Главы государства, данные в 2006 году на совещании по вопросам повышения эффективности работы лесной и деревообрабатывающей отраслей. В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по улучшению состояния дел в лесном хозяйстве Минлесхозом реализуются отраслевые планы мероприятий. 
    Ключевым  документом в этом плане стал Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. №214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства», направленный на совершенствование охраны и защиты лесного фонда, усиление контроля за соблюдением установленных норм и правил лесопользования и воспроизводства лесов.
    Основополагающим  документом для организаций отрасли  является одобренная правительством Программа  развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007-2011 годы. Основные ее задачи – повышение эффективности и  устойчивости лесов, улучшение качества лесохозяйственных мероприятий, комплексное использование древесных ресурсов, полное обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в древесном сырье.
    Результаты  выполнения Программы в 2007 и первом полугодии 2008 года показывают экономическую обоснованность и стратегическую направленность ее параметров. В полном объеме выполняются лесохозяйственные мероприятия – рубки ухода в молодняках, рубки промежуточного пользования, санитарные рубки. В целях рационального использования лесных земель, оптимизации породной и возрастной структуры лесов ежегодно создается около 40 тыс. га новых лесов, реконструируются малоценные лесные насаждения. За 2007 год площадь покрытых лесом земель увеличилась на 57,1 тыс. га. 
    За  последние два года в Беларуси общий запас древесины увеличился на 63,3 млн. м куб., а запас спелых насаждений – на 15 млн. м куб. (средний запас спелых древостоев – 248 м куб./га). На 0,7 млн. м куб. увеличилась расчетная лесосека, а в будущем году она прирастет еще на 0,6 млн. м куб. 

    Таблица 2.1   Лесной фонд Республики Беларусь
Площадь территории Републики Беларусь 20,76 млн. га 100%
Общая площадь лесного фонда 9,39 млн. га 45%
в т.ч. по Минлесхозу 8,11 млн. га 39%
Покрытые лесом земли 7,84 млн. га 37,7%
в т.ч. по Минлесхозу 6, 92 млн. га  33,3%
 
    Таблица 2.1 Ведомственное распределение лесов
Министерство, ведомство
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.