На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация работы с дошкольниками по ознакомлению их с домашними и дикими животными

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

13.08.2012

Описание (план):


      Министерство  образования и науки Российской Федерации
      Управление  общего и профессионального образования
      Администрации Орловской области 

      Областное государственное образовательное  учреждение
      Среднего  профессионального образования
      «Мезенский педагогический колледж»
      Кафедра педагогики, психологии и частных методик
      Работа  допущена к защите
      Заведующая  кафедрой
      ___________(Л.Ю.  Жёлудевой)
      «___»__________2007 г. 

      Выпускная квалификационная работа
      Организация работы с 
      дошкольниками по ознакомлению их с домашними и дикими животными 

студентки 41 группы специальность 0313
«Дошкольное образование»
Митасовой Елены Николаевны
Научный руководитель:
Ильинская Ирина Николаевна
                    Заведующая  кафедрой:
                    Жёлудева Лидия Юрена 

Работа  защищена с оценкой _______________
Протокол  №_____ от «___»__________2007 г.
Секретарь ______________________________ 

г. Орел – 2006г.
      О Г Л А В Л Е Н И Е 

Введение           3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы.
§ 1. Значение ознакомления дошкольников с животными   8
§ 2. Содержание педагогической работы по ознакомлению
дошкольников  с дикими и домашними животными    12
§ 3. Использование  животных в создании развивающей 
среды в ДОУ          22
§ 4. Формы и методы ознакомления дошкольников
с животными          29 

Глава II. Описание экспериментальной работы    43
Выводы           48
Список  литературы         49
Приложение          51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Живая природа- это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной  частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно - просветительных и эстетических целях».[6 с.3] От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.
      Иванова А.И. пишет, что в настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. [7 с.3]
      Также Иванова А.И. в программе «Живая экология» привела перечень некоторых экологических понятий, доступных для детей дошкольного возраста. [7 c.13]
Мир животных
    Понятие о живом. Животное как живой организм.
    Строение  животных.
    Роль  окраски в жизни животных.
    Спасение  от врагов.
    Приспособление  животных к неблагоприятным условиям.
    Приспособление  животных к разным способам передвижения.
     Приспособление  животных к разным типам питания и добывания пищи.
    Размножение.
    Рост  и развитие.
    Значение  животных в природе.
     Взаимоотношения между животными, а также между  животными и     растениями.
    Взаимоотношения между животными и человеком.
    Значение  животных в жизни человека.
    Многообразие  животных.
    Сезонные  изменения в жизни животных.
    Труд  взрослых по уходу за сельскохозяйственными животными.
    Охрана  животных.
      Николаева С.Н.[15 с.3] считает, что начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
      Характеризуя  особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают, конкретны, часто они носят общий или неопределенный характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.[6]
      И все-таки как утверждает Дерябо С.Д., Ясвин В.А. взаимодействие человека с миром природы обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. [5 с.15]
      1)Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
      2)Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
      3)Реабилитационная функция. Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации.
      4)Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности, представляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.
      5)Познавательная функция. Взаимодействие с миром природы может удовлетворять познавательные потребности личности, способствовать ее интеллектуальному развитию.
      6)Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно – в тех, где не компетентны, вплоть до того, что стараются их избежать.
      7)Функция самореализации. Как показали исследования А.Маслоу, А.В.Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации проводит к глубочайшему личностному кризису.
      8)Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека,- функция партнеров общения. 

      Учитывая  все выше сказанное, темой нашей  выпускной квалификационной работы выбрана: «Организация работы с дошкольниками по ознакомлению их с домашними и дикими животными».
      Объект: процесс экологического образования дошкольников.
      Предмет: методы и формы ознакомления дошкольников с домашними и дикими животными.
      Цель  работы: выявить особенности организации работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с домашними и дикими животными.
      Задачи  исследования:
      1) Изучить научную и методическую литературу по выбранной проблеме и сделать выводы.
      2) Провести диагностику уровня  знаний детей старшей группы по теме: «Животные».
      3) Подобрать и систематизировать практический материал к работе.
      4) Разработать перспективный план работы на один год и частично провести его.
      Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что результаты работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными будет лучше, если использовать разнообразные методы и формы работы по данной теме.
      Методы  исследования: анализ литературы, наблюдения, диагностика, анкетирование родителей.
      База  исследования: МДОУ №47, старшая логопедическая группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Теоретическое обоснование проблемы.
      § 1. Значение ознакомления дошкольников с животными. 

      Золотова  Е.И. пишет, что экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природоохранительного, гуманного отношения к флоре и фауне.[6]
      Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития нравственных высших чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
      Недостаток  конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.
      Золотова  Е.И. говорит, что о степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, если взять во внимание следующее:
      1) интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках;
      2) знание и выполнение правил обращения с живым существом; осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
     3) желание и умение ухаживать за живым существом - эмоциональность восприятия и общения с животным. [6 с.4]
     Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в  нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли будет ему в помещении, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут...»). Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого и т. д. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.
      Человек и природа… Философы, поэты, художники  всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
      В.Фокина пишет, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:[27 с5]
      - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
      - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
      - развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
     - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
      Естественно, что все составляющие подобного  комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
      Критериями  сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
      - понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
      - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
     - появление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе). [6 с.5]
      Формируя  гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем.
      В.Фокина задает вопрос: как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольника, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через со-страдание, со-переживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную.
      Взрослые  должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе  объясняется отсутствием у них  необходимых знаний. Вот почему воспитание со-переживания и со-страдания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
      - представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
      - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и живых к условиям существования;
      - создание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологочискую нишу, и все они могут существовать одновременно.[27 с.11]
      Исследованиями  и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам  дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения.
      Осваивая  экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.
      § 2. Содержание педагогической работы по ознакомлению
      дошкольников с дикими и домашними животными 

      Содержание  педагогической работы с детьми по ознакомлению их с дикими и домашними  животными дается в «Программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией Васильевой М.А. с учетом возрастных особенностей. Поэтому нами взята программа и проанализирована, рекомендованная Министерством Образования РФ.
      Здесь отмечается, что уже с детьми раннего возраста проводится работа по формированию знаний о животных. 

      МЛЕКОПИТАЮЩИЕ[6 с.8] 

      1-я  младшая группа. Воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.
      2-я  младшая группа. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учить различать основные части тела животного.
      Средняя группа. Знакомить со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигаются, отдыхают.
      Старшая группа. Расширять представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учить замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные.
      Подготовительная  к школе группа. Расширять знания и учить связно, рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, олень, осел и др.).
      Итак, знания, которые даются детям дошкольного возраста, в программе воспитания и обучение в детском саду, Золотова Е.И., подразделяет на две большие группы [6, с.5]:
      1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаков, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде);
      2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите)
      То  есть эти группы знаний условно можно  было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй – знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятия животное – живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растет.
      Здесь отмечается, что уже с детьми раннего возраста проводится работа по формированию знаний о животных.
      Детям старшего дошкольного возраста доступны уже сведения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребенка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
      Характеризуя  особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают, конкретны, часто они носят общий или неопределенный характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.[6, с.3]
      Всеми воспитателями при ознакомлении детей с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Золотого Е.И. предлагает программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырех классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Знакомство с животными этих классов доступно в любом детском саду.[6 с.8]
      Старшие дошкольники имеют  представление о  том, что такое  природа (« Это деревья, цветы, лес, звери, птицы…», « Это все что растет…», « Это кусты, трава, животные…»). Как правило, дети относятся к природе лишь все живое, то, что растет, цветет, изменяется. Значительно реже ребята принимают во внимание неживые объекты (солнце, небо, камни, землю и др.). Для детей 6 – 7 лет характерны три уровня отношения к природе:[6,с.7]
      1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов (« Все в природе  интересное, красивое »);
      2) вызванное утилитарное оценкой («Природа нас кормит», «В лесу много грибов и ягод», «Корова дает молоко»);
      3) обусловленное нравственно – эстетической оценкой («Природа нам помогает жить, она радует нас – поэтому ее нужно беречь»).[6]
      В дошкольном возрасте преобладают  первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы педагог значительное место отводит задачам экологического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане и потому доминирует в формировании отношения детей к природе; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе — она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, цветов и т.п.)
      Так как тема нашей курсовой работы связана  с домашними и дикими животными, то нами сделана выписка только по классу млекопитающих.
      Познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни,- природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота на пастбище, зимняя подкормка диких животных). Дать представление о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.
      «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой при ознакомлении детей с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию Золотова Е.И. объединила в три группы:[6,с.7]
      1) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);
      2) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
      3) приносимая польза.
      В этой программе для детского сада содержится раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Но в целом положительные тенденции программы в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания, поэтому нами была взята для изучения специализированная программа «Юный эколог».[21с.3]
      Она разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых Николаевой С.Н. на протяжении многих лет.
      Николаева С.Н. утверждает, что дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.[21с.7]
      Основным  содержанием экологического воспитания должно является формирование у ребенка осознаноправильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
      Осознанноправильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное их реагирование.
      В программе представлено семь разделов.
      Первый  раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе.
      Второй  раздел – раскрывает многообразие растений и их связь со средой обитания.
      Третий  раздел – раскрывает многообразие животных и их связь со средой обитания. В него входит:
      3.1. Обитатели уголка природы;
      3.2. Домашние животные. Дети получают  представления о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и других видах домашних животных.
      Четвертый - прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
      4.2. Животные:
      4.2.2.Млекотитаюцие.
      В пятом - раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
      5.1. Лес как экосистема:
             Тайга как экосистема,
             Тропический лес как экосистема.
      5.3. Луг как экосистема:
             Степь как экосистема.
      Шестой  раздел - показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
      В седьмом разделе - даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
      Данные  в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.
      В другой программе экологического образования «МЫ» автор Кондратьева Н.Н. представляет доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Она состоит из, экологических представлений о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как целостность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. [10 с.4]
      Переживания значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющийся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
      Экологическую воспитанность дошкольника программа выражает в гуманно - ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
      - доброжелательность к живым существам;
      - эмоциональная отзывчивость на их состояние;
      - интерес к природным объектам;
      - стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
      - желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
      Так же Кондратьева  в своей программе «МЫ» выделила несколько правил, она пишет так:
      Помни, что наблюдение за животным должно быть безопасным для него и тебя, соблюдай известные тебе правила. [10 с.44]
      Сохраняй связи животных с окружающей средой; не забирай с собой животное из природы: оно приспособилось жить там, где родилось и выросло.
      Учитывай особенности физиологического и сезонного состояния живых существ.
      Будь очень внимателен при общении с малышами, детенышами животных.
      При отборе содержания авторы придерживались принципа научности. Так, в программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. С этой целью в программе представлены знания о неживой природе как источнике и условии существовании живого. Объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся и в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям. Для этого (как и в программе «Юный эколог») показано разнообразие сред обитания, приведен комплекс факторов, характеризующих каждую из них. Даются представления о том, как живые приспособлены к среде обитания, и как меняются их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.
      В программе Кондратьевой Н.Н. также  раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека – на природное окружение.[7с.5]
      Экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом образовании, в программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.
      В программе последовательно рассказывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно – целостного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.
      Здесь формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:[10 с.8]
      1) развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
      2) формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
      3) накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
      Как отмечает Кондратьева Н.Н. - успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
      1) готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
      2) личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
      3) постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
      4) построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
      5) активным участием родителей в воспитательном процессе;
      6) установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
      Программа «МЫ» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.
      Содержание  программы [7с.9] не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Воспитатель свободен в выборе природных объектов, определении конкретных направлений работы с детьми. Так, при реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.п.
      Программа «МЫ» предназначена для дошкольных учреждений, работающих по проблеме экологического образования детей.
        Организуя работу, по ознакомлению детей с животным миром, программа «Юный эколог» как и программа «МЫ» могут быть использованы в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
      Всеми воспитателями при ознакомлении детей с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. 

      § 3. Использование  животных в создании развивающей среды  в ДОУ 

«Экологические  пространства» в  детском саду и  их использование  в разных видах деятельности
      Дошкольные  учреждения в последнее время  широко занимаются тем, чтобы сделать эколого-развивающей среду или экологические пространства для своих воспитанников
      «Экологические  пространства» - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы отдельным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.[20 с.65] Благодаря творческому поиску практиков дошкольного воспитания, углубленно занимающихся данным вопросом, в последнее время появилось большое многообразие форм организации зеленой зоны в ДОУ. Важное значение имеет также серьезное внимание ученых и практиков к проблеме влияния на формирование личности ребенка. «Экологические пространства» - это развивающаяся предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» - групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: зимний сад (солон), кабинет природы, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы.
      Рассмотрим  некоторые из них. 

      Групповые уголки природы 

      Веретенникова С.А., Марковская М.М., Саморукова П.Г., Николаева С.Н. считают, что главная особенность уголка природы – непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года.[20 с.65] Это, прежде всего длительные наблюдения за животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: животные, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, и т. д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение
     Если  позволяет помещение, животный мир  уголка природы средней подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих. В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старших группах можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5-7 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных.
     В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Между тем воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место — это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки и пр. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил.
     Расположить уголок природы можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок — не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует.[20 с.68]
     Деятельность  по созданию и поддержанию необходимых  условий — то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих обитателей уголка природы, так и для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников, но деятельность остается совместной.
      Познавательно-ознакомительная  деятельность очень важна: дети должны много знать о тех, кто живет рядом с ними. Нечасто встречаются группы, в которых ребята могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы — интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которыми они ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуществляется, главным образом, через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.
      Общение с природой — это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: почаще подходить и смотреть на них; говорить им добрые приятные слова, не ожидая ответа; животных называть по кличке, предлагать им корм с руки; млекопитающих поглаживать, почесывать, брать осторожно в руки. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего сам, демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: животные — не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают.
Комната природы 

     Комната природы — это специально выделенное помещение для объектов живой природы. Ее целесообразно иметь в том случае, если групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.[20 с.69]
     В комнате природы хорошо иметь черепах: водную и сухопутную. Наблюдение за ними, анализ сходства и различия их облика и поведения, обусловленных жизнью в разной среде, дает детям большую пищу для размышления, для формирования у них экологически правильных представлений. Помещение для черепах следует оформить под естественную природную среду. Террариумами могут служить два больших аквариума.
     Чрезвычайно симпатичны детям такие животные, как кролик, морская свинка. Они достаточно крупные, пушистые, с ними можно общаться — кормить с руки, гладить, брать в руки. Эти животные могут жить в специальной вольере, боковые и верхняя стенки которой открываются (что удобно для уборки), а передняя стенка — стеклянная — позволяет вести наблюдения.
     В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для нервно-психической разгрузки. Оснащение комнаты природы должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего, должно быть рабочее место для труда, шкафы и полки для хранения оборудования и кормов, вешалки для фартуков и полотенец.
     В комнате должны быть невысокие табуреты или переносные скамеечки, сидя на которых дети смогут наблюдать животных, общаться с ними.
     Комната природы должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует  расписывать стены, развешивать картины, ставить безделушки. Все внимание находящихся в комнате должно быть сосредоточено на животных.
     Во  всех случаях в уходе за животными комнаты природы должны принимать участие дети детского сада, главным образом старших и подготовительных групп.  

«Экологические  пространства» на территории детского сада 

     При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на его территории (внешняя природная зона).[20с.75]
     Традиционный  огород и фруктовый сад в настоящее время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных — обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес). Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовая база. При этом к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор — заготовка кормов для обитателей уголка природы. 

      Мини-ферма 

Мини-ферма — другой возможный объект на участке детского сада. Опыт пензенских педагогов показывает, что мини-ферма может быть устроена не только в сельском дошкольном учреждении — городскому она еще больше нужна, так как помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду.
      Чаще  всего мини-ферма — это небольшой сарай, в котором круглый год или только в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть молодняк и более крупных животных: поросенок, козленок, ягненок, которых дети помогают растить в летний период. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду, пасти животных, ворошить и собирать сено и др.[20с.78]
     Мини-ферма может включать небольшое поле для выращивания овса — продукта питания для любых животных в течение всего года.
     Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе с взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду. 

«Уголок нетронутой природы» 

      «Уголок нетронутой природы» — это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.[20 с.84] Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны чело века: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка само собой будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам), которые преобладают в каждом детском саду. Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов.
      Итак, организация в ДОУ различных «экологических пространств» — это второе важное условие успешной работы по экологическому образованию дошкольников. Детский сад может выбрать любое из «пространств», чтобы наилучшим образом организовать и использовать в деятельности с детьми свою зеленую зону. 
 
 
 
 

§ 4 Формы и методы ознакомления дошкольников с животными 

      Саморукова  П.Г., Маневцова Л.М. отмечают, что  в экологическом образовании и воспитании широко и давно используются несколько групп методов наглядные, словесные, практические, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
      Так при ознакомлении дошкольников с  домашними и дикими животными используется все эти разнообразные методы и формы обучения. [11]
      Николаева С.Н. сообщает, что в повседневной деятельности и на занятиях дошкольники накапливают представления о явлениях живой и неживой природы, их взаимодействии, учатся видеть, сравнивать. Наблюдение за природой на участке детского сада, в ближайшем его окружении, в групповом помещении остается ведущим методом ее познания. Дополнительные возможности в ознакомлении детей с природой появляются при использовании наглядных средств обучения: муляжей, картин, диафильмов, диапозитивов и др.
      Особый  интерес для дошкольников представляет жизнь млекопитающих, потому что различные представители этого класса (кошка, собака, белка, кролик и др.) довольно легко идут на общение: разрешают себя гладить, берут из рук пищу - тем самым вызывают интерес и эмоциональный отклик у ребенка.
      Многие  млекопитающие издавна живут  рядом с человеком - он проявляет к ним внимание и заботу.
      В детских садах наблюдения за домашними  животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (экскурсия на ферму, в овчарню; наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
      В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» с детьми могут быть организованы следующие наблюдения за домашними животными:
      младший дошкольный возраст - наблюдение за котенком (на занятии), за лошадью, коровой (на прогулке);
      средний дошкольный возраст - наблюдение за козой, козлятами (во время прогулки); экскурсия в свинарник; рассматривание щенка, кролика (на занятии);
      старший дошкольный возраст - рассматривание двух щенков разных пород (на занятии); экскурсия на ферму, в конюшню, в телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдение за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросенка (на занятии).
      В методической литературе достаточно подробно описаны содержание и методика ознакомления детей разных возрастных групп с домашними животными.[14]
      Наблюдения  в младшей группе должны, прежде всего, вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним.
      Малыши  быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой.
      С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно повторить наблюдения за теми же животными, изменив характер вопросов, усложнив задания. Так, с помощью воспитателя ребенок пятого года жизни может составить небольшой рассказ об объекте наблюдения.
      В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать.
      Николаева С.Н. отмечает, что приведенные выше методические рекомендации следует учитывать и при наблюдении за некоторыми животными, живущими в естественных условиях.[14]
      Осенью в парке дети подготовительной к школе группы могут заметить, как быстро исчезают шишки, орехи, желуди, которыми они угощают белку, - животное прячет их в укромное место, в дупло на зиму.
      Николаева С.Н. считает, ребенок дошкольного  возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями. Ребенок знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становятся, прежде всего, отдельные растения, животные, способы их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой: растения корнями уходит в землю, животные перемещаются в пространстве, поедают пищу и пр.
      Исследователь отмечает, что ребенок сталкивается с многообразием живых объектов в период дошкольного детства. Ближайшее  природное окружение (как в городах, так и в сельских условиях) позволяет ему видеть в теплое время года множество цветущих растений, деревья и травы, жуков и бабочек, различных птиц…. Это естественное природное богатство дополняется красочными иллюстрациями в детских книгах и сюжетами в телепередачах о природе. Многообразие объектов и явлений природы стихийно врывается в жизнь ребенка и становится предметом его познания.[14]
     Золотова  Е.И. также считает, что проведение небольших занятий ценно тем, что дети учатся грамотно описывать результаты своих наблюдений и делают это эмоционально, заинтересованно. [6с.51]
     После нескольких наблюдений, когда у детей  уже сложилось определенное представление  о том или ином животном, можно  использовать еще один эффективный прием проверки и уточнения знаний — придумывание загадок о животном. Если работа по ознакомлению с животным миром ведется в детском саду систематически и целенаправленно, то такое задание посильно и интересно не только шестилетним детям, но и пятилетним.
     Успех формирования доброго отношения  к животным во многом зависит от того, какие условия созданы в детском саду и семье для непосредственного общения ребенка с природой. Во многих детских садах имеются хорошие уголки природы: там содержатся морская свинка, черепаха, рыбы, птицы, которые по мере необходимости переносятся из группы в группу. Летом уголки природы пополняются другими животными (кролик, еж, лягушка, ящерица).
     В уголке природы можно содержать  разных животных, знакомство с которыми предусмотрено программой, и все же их количество должно быть ограничено. Это связано с тем, что большую часть работы по организации жизни и уходу за животными дети должны выполнять сами либо с небольшой помощью педагога (особенно в старшей или подготовительной к школе группе), — тогда оправдывается основное назначение уголка природы.
     Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка. Отбор животных подчиняется определенным требованиям, основные из них приводятся ниже:
     — животных подбирают безвредных, неприхотливых. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям;
     — сезонных животных необходимо подбирать  типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения;
     — нельзя содержать в уголке природы  одновременно большое количество животных, требующих разного ухода;
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.