На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Эфиопы в Египте

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Государственный  Университет
имени М.В.Ломоносова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  по теме: «Эфиопы  в Египте» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 1 курса 
Исторического факультета
Группа 1061
Буркацкий М.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009
В то время, как на крайнем севере культурного мира появилась сила, угрожавшая могуществу Ассирии, крайний юг также сорганизовался в политическое целое, принявшее на себя руководство в судьбах Египта, а затем выступившее и против всепоглощающих завоеваний ассирийских царей.
  XXIII династия была номинальной. Петибаст и преемник его Осоркон III владели Танисом и Бубастом; сыновья их были верховными жрецами в Фивах. Остальная часть страны распалась между значительным количеством (до 15) владетелей, из которых некоторые приняли царские титулы и заключали свои имена в овалы, напр., Немарт ермопольский, Аупт тентремский, Пефнифдибаст ираклео-лольский; другие приняли старые титулы номархов и назывались князьями. В числе их был энергичный владетель Саиса Тефнахт, вероятно также ливийского происхождения, который твердо решил объединить Египет под своею властью и основать свою новую династию. Он подчинил себе многих князей и сделался жрецом Нейт в Саисе и Птаха в Мемфисе. Предприятие это удалось его потомкам, сам же он встретил отпор со стороны новых претендентов на Египет — эфиопских фараонов.
  Когда и при каких условиях отпала от египетского царства Нубия, нам  неизвестно. Еще при XXI династии фиванские  первосвященники носили титул наместников  Куша и при Такелоте II располагали  нубийским золотом. Теперь мы видим здесь обширное самостоятельное царство, со столицей в древней Напате, расположенной у величественного Джебель-Баркала, наименованного «священной горой» Амона. Государство покоилось на египетской культуре. Цари составляли надписи египетскими иероглифами и долгое время на египетском языке носили фараоновский титул «царя Верхнего и Нижнего Египта». Строили храмы египетским богам, особенно Амону, главному богу царства, храм которого в Напате носил имя такое же, как фиванский Карнак, но с добавлением «Золотой». Теократия была здесь еще более последовательная, чем в жреческих Фивах, и жрецы имели огромное влияние на дела, так что и царь находился у них в подчинении. Это, а также имена царей, указывающие иногда на фамилию Херихора (напр., Пианхи), дают некоторое право ставить их в связь с этой фамилией; может быть, цари XXII дин., передавая жречество своим сыновьям, вынудили старую жреческую фамилию выселиться в Нубию, с которой у нее всегда были связи.
  Около 740 г. напатским фараоном делается Пианхи. Пользуясь бессилием бубастидов и развалом Египта, он решается осуществить притязания на владение «Верхним и Нижним Египтом». Он выступает против Тефнахта, своего опасного соперника, и, как представитель благочестивого, угодного богам царства, находит в Египте приверженцев. О своих деяниях он оставил нам большую надпись на горе Баркале, составленную гораздо интереснее, содержательнее и вразумительнее многих из египетских лучшего времени. Она датирована 21-м годом царствования и, после обычного вступления, повествует: «пришли, доложить его величеству: начальник запада, великий князь Нетера (Бехбейт в центральной части Дельты), Тефнахт находится уже в Ксоисе, в Нилополе, в Аяне, в Пернубе и в Мемфисе. Он овладел всем западом от задних областей до Иттауи. Он идет на юг с многочисленным войском, ибо обе земли соединились под ним, все князья и правители укрепленных городов - у ног его, как собаки. Ни одна крепость не закрыла (пред ним) ворота в номах юга: Мейдум, Пер-Сехемхеперра, Крокодилополь, Оксиринх, Таканаш и все города запада открыли пред ним ворота иа страха. Он обратился на восток и там открыли ему ворота Хатбенну, Таджи, Алавастронполь. Он обложил Ираклеополь, не пуская никого ни туда, ни оттуда, и сражаясь каждый день. Он отмерил всю округу; каждый князь знает свою стену». Пианхи как будто не сразу откликнулся на известие, может быть, желая, чтобы Тефнахт еще больше отдалился от своей главной базы. Наконец Пианхи доложили, что Немарт срыл свою Ермопольскую крепость и подчинился Тефнахту. Тогда Пианхи велел командирам своей египетской армии покорить Ермопольскую область. Очевидно, он уже раньше завладел южною частью Верхнего Египта с Фивами и поместил там войско. Кроме того, он посылает новые войска. Надпись приводит интересную речь его к ним и приказание, проходя мимо Карнака в Фивах, выкупаться, одеться в лучшее платье и смириться пред Амоном, «который превращает слабого в сильного, так что толпы бегут от него. Окропитесь водой с алтарей его, падите пред ним и скажите: дай нам, посланным тобой, путь, чтобы сражаться под сенью меча твоего». Войско отвечает восторженной речью. У Фив произошла первая встреча с неприятельским флотом, который был разбит, и много пленных было отправлено в Напату. Другое речное сражение произошло с таким же успехом у Ираклеополя. Немарт заперся в Ермополе и был осажден. Узнав о том, что он ускользнул, и что армия Тефнахта ушла в Дельту, Пианхи пришел в гнев, что ему дали уйти, и решился сам идти в Египет, чтобы поспеть в Фивы к годовому празднику Амона в третий месяц и проводить процессию в Луксор. Между тем его войско взяло Оксиринх, Технэ и Хатбенну. Пианхи прибыл в Фивы, отпраздновал, затем отправился к осаждаемому Ермополю, накричал на свое войско и усилил осаду. Наконец, город решил сдаться. Был отправлен вестник с дарами, кроме того жена и дочь Немарта отправились упрашивать жен, дочерей и сестер Пианхи. Приводятся речи Пианхи и Немарта. Последний принес в дар «много серебра, золота, ляпис-лазури, малахита, бронзы и драгоценных камней. Он привел коня правой рукой, держа в левой систр из золота и ляпис-лазури. Его величество вышел из своего дворца (конечно, палатки) и направился в храм Тота, владыки Ермополя. Он заклал быков, телят и гусей отцу своему Тоту, владыке Ермополя, и Огдоаде в храме Огдо-ады. Солдаты Ермопольской области ликовали и радостно восклицали... Потом его величество пошел в дом царя Немарта. Он вошел в каждое помещение дворца, его зказну и склады. Подвели к нему царских жен и дочерей; они приветствовали его величество, как это делают женщины. Не обратил на них внимания его величество и пошел в конюшню жеребцов и стойла кобыл. Он заметил, что они заморены голодом, и сказал: «Клянусь любовью Ра, для моего сердца самое отвратительное - так морить лошадей. Это хуже всех преступлений, которые ты совершил. Разве ты не знаешь, что тень бога на мне и он не даст погибнуть судьбе моей... Клянусь духом его, я не делаю ничего без него: он повелевает мне делать». После этой торжественной речи, произнесенной по поводу лошадей, любителем которых очевидно был эфиоп, была сосчитана казна Немарта и конфискована; хлебные запасы его отданы Амону в Карнак. В это же время явился Пефнифдибаст ираклеопольский с дарами (серебро, золото, драгоценные камни, отборные кони) и, пав ниц, изъявил покорность. Его примеру последовали города у Фаюма и древняя столица XII дин. Ит-тауи. Везде Лианхи приносил жертвы местным богам, вступая этим в права фараона, конфисковал местную казну, а хлебные запасы отчислял в пользу Карнака. Подойдя к укрепленному природой и людьми Мемфису, он издал манифест к жителям, приглашая их пустить его в город принести жертвы в местных храмах и гарантируя безопасность. «Граждане Мемфиса будут целы и невредимы, даже ребенок не будет плакать,- посмотрите на номы юга: никто в них не был убит, кроме врагов, которые хулили» бога и были приравнены к бунтовщикам». Однако жители не послушались и даже сделали вылазку. К тому же ночью к ним.явился Тефнахт с 8 тысячами отборных солдат и, убедив их не сдаваться, в виду хороших укреплений и естественной защиты со стороны реки, удалился на север собирать подкрепления. Мемфис, действительно, подавал мало надежды на взятие. Часть офицеров Пианхи стояла за медленную осаду, но сам он, уповая на Амона, решился на штурм и ударил в гавань. Неожиданным нападением он овладел ею и стоявшим в ней флотом, затем ударил на самый город. Произошли резня и грабеж, но Пианхи запретил касаться храмов и немедленно принес жертву в храме Птаха. Вся Мемфисская область сдалась; за ней последовали мелкие князьки Дельты. Разделив казну и закромы Мемфиса между Лионом и Птахом, Пианхи пошел молиться в так называемый египетский Вавилон (Хериаха) и в Илиополь; здесь он проделал обычные церемонии; сюда же явился с покорностью и номинальный фараон, Осоркон III, а Педиисе, князь Атриба, сам пригласил Пианхи к себе в город, предлагая ему принести жертвы и взять казну. В Атриб собрались все князьки приносить присягу с дарами, в числе которых неукоснительно упоминаются и любезные для Пианхи лошади. Затем князья были, по своей просьбе, распущены по домам. Педиисе помог еще Пианхи усмирить какое-то восстание где-то на сев.-зап. Дельты, вероятно, бывшее в связи с пребыванием там Тефнахта. Последний, видя Мемфис взятым и себя изолированным, решился покориться и послал к Пианхи вестника просить его привести его к присяге в одном из ближайших храмов чрез специального уполномоченного. Пианхи, не желая предпринимать в жаркое время трудный путь на север в болота, согласился на эту форму покорности. Вслед за этим подчинились все остальные, еще державшиеся мелкие князьки. «Рано утром два правителя с юга и два с севера с царскими диадемами явились пасть ниц пред его величеством... Но они не вошли во дворец, ибо были нечисты и ели рыбы, а это мерзость для дворца. Только один царь Немарт вошел во дворец, ибо он был чист и не ел рыбы». Египет был покорен и Пианхи с флотом, нагруженным добычей и дарами, уехал домой. Изображение этого флота он поместил на стене храма Мут в Карнаке; на одном из кораблей, названном саисским, командует сам Тефнахт.
  Хотя  он старался закрепить за собой Египет, особенно Фивы, еще и тем, что заставил фиванскую «супругу бога», дочь Осоркона III, Шепенопет удочерить его жену Аменердис, но управлять Нижним Египтом из Напаты все-таки было трудно. Мы узнаем, что Тефнахт, не смотря на присягу, по удалении Пианхи принял царский титул и изобразил себя царем на надписи, в которой он жертвует саисской богине Нейт участок, и которая находится теперь в Афинском музее.
  Тефнахт спокойно просидел на севере Египта до конца жизни и передал престол  своему сыну Бекнеранфу — Уохкара, который под именем Бокхориса пользуется громкой известностью у классических писателей и у Манефона один составляет XXIV династию. После его шестилетнего царствования, вероятно, простиравшегося только на Дельту и часть Среднего Египта, произошло вторжение брата (?) Пианхи, эфиопского царя Шабаки, который уже носит не египетское имя; он также подчинил Нильскую долину, но поступал при этом далеко не так мягко: Манефон говорит, что он сжег Бекнеранфа заживо. Это может быть объяснено да тем, что он казнил его как нарушителя присяги, хотя возможно, как полагает М. Мюллер, что дело идет о смерти фараона при пожаре осажденного города. Около личности несчастного царя сложился целый цикл легенд, из него делали мудрого законодателя, покровителя бедняков, который наложил узду на ростовщиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней акты, нанесши этим ущерб храмам и жрецам, бывшим до тех пор, вместе с фараоном иномархами, единственными земельными собственниками икрушшми капиталистами. О нем рассказывали как о мудром судье, и приговоры его, подобные соломоновым, нашли себе изображения даже на помпеянских фресках. Действительно, несколько позже этого времени появляются контракты, написанные новым демотическим письмом и касающиеся сделок на землю, но при чем здесь Бокхорис, мы сказать не в состоянии. Демотическое письмо, крайняя степень приспособления иероглифов к скорописи, доведенной почти до степени стенографии, начинает теперь развиваться и входить в употребление; чрез несколько поколений оно будет широко распространено и оставит нам множество документов частно-правового характера. Оно ответило возникшей в это время, особенно в Дельте, потребности, благодаря сношениям с финикиянами и греками, в документах торгового и имущественного характера.
  У Манефона кроме того сохранилась о Бекнеранфе заметка, что при нем заговорил человеческим голосом ягненок. Кралль нашел в Вене демотический папирус от 34 г. Августа, в котором рассказывается, как некий египтянин Пасангор получил предсказание от священного агнца о грозящих Египту несчастиях от азиатов и Ниневии: 9OO лет будет он плакать, пока не явятся цари, которые водворят порядок внутри и возвратят славу извне и вернут из Азии отнятые изображения богов. Сказав это, ягненок умер. Пасангор доложил царю Бекнеранфу, который велел почтить ягненка божескими почестями. 900 лет от Бокхо-риса приведет во II столетие н. э. Египтянин времени Августа, видя, что период истекает, ожидал исполнения пророчества от предстоящей войны римлян с парфянами. Почему это пророчество приурочено к Бокхорису? Морэ полагает, что к его времени относятся первые столкновения с Ассирией. Датируя его царствование 722—716 гг., он думает, что именно Бокхорис оказал содействие Ганнону, царю Газы, восставшему против Саргона. Он послал своего военачальника Сибе, который был разбит при Рафии. Это поражение, бывшее предвестником покорения Египта ассириянами, сделало Бекнеранфа удобным для приурочения к нему пророчества агнца. Что Бекнеранф был известен в Азии и, может быть, подавал там надежды, указывает найденный в Италии у Корнето интересный глиняный собуд финикийской работы с его именем и изображением пленных негров. Весьма возможно, что этот или подобный золотой сосуд хотели поднести царю, от которого ждали спасения от ассирийского ига и которому, в свою очередь, желали избавиться от кошмара эфиопских нашествий. Если это так, то характерно для саисского фараона, предка Псаметиха, что он сейчас же думает о Сирии, очевидно с целью вернуть старые времена. Момент был выбран неудачно; не мог удержаться Бекнеранф и против южных претендентов.
 
Фараон Тахарка. Голова бронзовой статуэтки (увеличено) из собрания Эрмитажа.

  Последние, завладев Египтом, начали XXV династию. Шабака был признан повсеместно; в Фивах номинально правила его сестра Аменердис. Сирии он также не упускал из вида и послал прибывшего с ним в Египет молодого сына Пианхи Тахарку сражаться с ассириянами при Эльтаку. Около 700 г. Шабака умер, и на престол вступил Шабатака, кажется, его сын. О нем мало известно. Повидимому, он был свергнут Тахаркой, при котором началась борьба за независимость с Ассирией.  

  Нубийцы издавна населяли области к югу  от 1-ого порога Нила. Со времён Древнего Царства египетские фараоны совершали опустошительные походы в Нубию с целью захвата добычи, рабов и завоевания земель. При фараонах XVIII династии Нубия вплоть до 4-го порога была прочно завоёвана египетскими войсками. Цари XIX династии, продолжая деятельность своих предшественников, принимали ряд мер к укреплению египетской власти в Нубии. Стремясь колонизовать эту страну, они строили в ней города, крепости и храмы. В результате этого высшие слои нубийского населения в значительной степени восприняли египетскую культуру. В период ослабления Египта при жреческой XXI и XXII династиях Нубия стала самостоятельной. Однако правители Нубии находились под столь сильным культурным влиянием Египта, что они называли себя египетскими фараонами и составляли надписи на египетском языке. В своей столице Напата у склонов священной «горы Амона» Джебель-Баркал они поклонялись верховному богу Египта, которого они назвали «золотым» в честь главных своих сокровищ — «золотых рудников», некогда принадлежавших фиванскому храму Амона. Правящие круги Нубии были особенно тесно связаны с фиванским жречеством храма Амона. Весьма возможно, что в Нубии в начале VIII в. до н. э. образовалось независимое государство с центром в Напата. Нубийские правители этого времени, пользуясь ослаблением Египетского государства в период господства ливийцев, стремились укрепить свои давнишние связи с фиванской областью и богатым фиванским жречеством, чтобы постепенно внедриться в Верхний Египет и начать борьбу за захват всей долины Нила. Пианхи, сын эфиопского вождя Кашты, живший во второй половине VIII в. до н. э., очевидно, продолжавший политическую деятельность своего отца, сделал энергичную попытку завоевать Египет, подробно описав это завоевание в большой египетской надписи, найденной в Напата и ныне хранящейся в Каирском музее. Судя по этой весьма ценной исторической надписи, главным соперником Пианхи был саисский князь Тефнахт, который сумел объединить вокруг себя довольно значительные области дельты и Верхнего Египта. Считая себя законным наследником египетских фараонов, Пианхи называет себя «царём, живым образом бога Атума... благим богом», а Тефнахта называет «вождём запада» и правителем одной из областей средней дельты. Пианхи в своей надписи изображает себя в качестве освободителя Египта от Тефнахта, который «двигается на юг во главе многочисленной армии». Отвечая на призыв египетских князей и военачальников, Пианхи выступил против Тефнахта и одержал целый ряд побед над его войсками. Пианхи захватывает Фивы, подступает к Мемфису и штурмом берёт этот сильно укреплённый город Северного Египта. Пианхи, завладев Египтом, принуждает Тефнахта к капитуляции и объявляет себя фараоном объединённого Египта. Он совершает торжественные церемонии в Фивах. В одной из своих надписей Пианхи просит Амона, чтобы он дал ему возможность нести его образ во время торжественной процессии, совершаемой в Фивах в день праздника Опет.
  Преемники Пианхи укрепили свою власть в Египте. Шабака уже правил над всем Египтом. Один из его преемников, Тахарка, принуждён  был защищать Египет от ассирийских войск. Тахарка в одной надписи, относящейся к 6-му году его царствования, изображает себя в качестве подлинного египетского фараона, который «проводит день и проводит ночь, думая о том, что полезно для богов, чтобы восстановить их храмы, которые разваливались, чтобы высечь их статуи, наполнить их амбары, снабдить их жертвенники и принести им жертвы всякого рода». Подчёркивая свою полезную деятельность, Тахарка с гордостью говорит, что «эта страна была изобильной в его время, подобна тому как она была во времена «Владыки всего» (Озириса. — В. А.) Каждый спал долго по утрам, не говоря по всякому поводу: «О если бы я это имел». Истиной руководились при управлении, а ложь была пригвождена к земле». Однако Тахарке не удалось предотвратить вторжения в Египет ассирийцев. В 671 г. Асархаддон завоевал Египет и обратил Тахарку в бегство. При Ашшурбанипале Египет дважды подвергался опустошительным нашествиям ассирийских войск. Но Ассирия уже находилась на закате своего могущества. Ашшурбанипал, для того чтобы удержать власть над Египтом, должен был опираться на североегипетскую аристократию, противопоставляя её эфиопским царям.
 
Серебрянная корона нубийского вождя. III-VI вв. н. э.
 
 

Египетское общество XI-VIII вв. до х.э. по своей экономической  и социальной структуре во многом еще служило продолжением Нового царства. Но в VII-VI вв. намечаются изменения  во всех сферах жизни страны. Египет наконец вступает в железный век. До нас дошли орудия труда (резцы, пилы, сверла), изготовленные из железа [10], железное оружие (кинжалы). У народов, с которыми судьба свела египтян в ту эпоху, железный век установился раньше: и у эфиопов [11], утвердивших свое господство в Верхнем Египте в VIII в. до х.э., и у ассирийцев, вторгшихся в страну в VII в., и у греческих и малоазийских поселенцев (воинов-наемников и купцов), обосновавшихся к VI. до х.э. в Дельте. Теперь изменения, порой весьма существенные, происходят во всех отраслях египетского хозяйства - в ремесле, земледелии, скотоводстве. Примерно с VII в. до х.э. наблюдается небывалый ранее рост товарно-денежных отношений, причем объектом купли-продажи все чаще становится земля. Это свидетельствует, по-видимому, о развитии частного землевладения. Возможно, истоки такой формы земельной собственности следует искать еще в начальный период Нового царства, когда первые цари XVIII династии щедро дарили воинам земли (вряд ли речь шла только о служебных наделах). Вероятно также, что в период ослабления государственной централизации многочисленные мелкие служебные наделы воинов и чиновников нередко рассматривались владельцами как их полная собственность, и она ускользала из-под контроля центральной администрации.
Возможно, что  именно в связи с появлением значительной, по-видимому, категории частных собственников на землю - людей, не столь тесно связанных с определенными служебными обязанностями и соответствующим служебным (государственным) обеспечением, в источниках той эпохи наконец становится достаточно ясным, что лица, обозначенные термином "немху", противопоставляются баку - рабам в полном смысле слова - в качестве свободных.
Расширение товарно-денежных отношений, продажа и скупка земли, ростовщичество (сведения о последнем, правда, крайне скудны) способствовали разорению многих мелких собственников - немху. Впервые на рабском рынке мы видим раба-должника. Появляются в большом количестве документы о самопродаже в рабство ("на вечные времена вместе с детьми"), существует практика закабаления должника на срок до пяти лет, своеобразной формой рабской зависимости становится самопродажа в "сыновья". Все эти явления - как и в Передней Азии, характерные спутники развития частного рабовладения - наблюдаются в Египте на много столетий позже, поскольку "второй путь развития", по которому шло египетское общество, способствовал длительному сохранению государственного сектора в его архаичных формах.
Уже при последних  Рамессидах (в самом конце II тысячелетия  до х.э.) Египет теряет свое прежнее  влияние в Передней Азии. Яркой  иллюстрацией этого могут служить  злоключения Унуамона, героя египетской повести, посланного (вероятно, при Рамсесе XII) в Финикию за кедром для ремонта обветшалой священной барки бога Амона и испытавшего там многочисленные унижения со стороны местных князьков. Так, царек Библа стремился подчеркнуть свою полную независимость от Египта, перед которым недавно трепетал.
В повести об Унуамоне упоминаются имена жреца  Херихора и Несубанебджеда, могущественного  владетеля Таниса. Первый из них  вскоре стал фактическим правителем Верхнего Египта, второй явился основателем новой, XXI династии, цари которой приблизительно сто лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах.
Прошло столетие, и на политическую арену решительно выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в Дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в Дельте целыми племенами. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, провозгласил себя царем в середине Х в. до х.э.; началась XXII ливийская династия. Шешонк укрепил свою власть в Дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах: страна была вновь объединена. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 930 г. до х.э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Но успехи ливийской династии оказались призрачными, ее власть - непрочной. Среди ливийской верхушки разгорелась внутренняя борьба. Дельта распалась на ряд независимых областей, возглавляемых ливийскими князьками, хотя номинально продолжали существовать и ливийские цари, сделавшие своей столицей г. Бубастис в восточной части Дельты (XXII- XXIII династии). Север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время хозяйственного застоя, упадка ирригационной системы, нарушения торгового обмена. Объединение страны опять становится необходимым условием хозяйственного подъема. Инициатором борьбы за новое объединение выступает фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша), желавшей установить свое господство в Египте.
Ослабление власти Египта над Эфиопией и консолидация местных племен привели к VIII в. до х.э. к возникновению на южных границах Египта эфиопского государства со столицей Напата у IV нильского порога. В середине VIII в. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому по древней традиции поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал эфиопам упорное сопротивление. Войска правителя Саиса Тефнахта при поддержке жителей и жрецов Мемфиса встретили эфиопов в Среднем Египте, однако были разбиты в ряде сражений. После падения Мемфиса, оказавшего мужественное сопротивление эфиопам, Пианхи вступил в Дельту и взял в плен последнего царя XXIII ливийской династии - Осоркона III. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.
Из царей эфиопской (XXV) [12] династии наиболее значительными были Шабака и Тахарка, пытавшиеся играть политическую роль и в Передней Азии; однако внутренней раздробленности страны они не преодолели: вся страна, и особенно Дельта, фактически распадалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 674-665 гг. до х.э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию [13].  

Пианхи (Пи) — нубийский (эфиопский, кушитский) царь и египетский фараон (в данном качестве правил в 728—721 до н. э.), установивший власть XXV династии в Египте. В 728 до н. э. раздробленный Верхний Египет стал легкой добычей войск Пианхи. Случилось, по сути, нечто прямо противоположное двум тысячелетиям предыдущей истории, когда египтяне правили нубийцами.
Предшественник  Пианхи Кашта усилил Кушитское царство с центром в Напате настолько, что традиционные связи Напатского царства с фиванским жречеством превратились в определённое политическое влияние на фиванские правящие круги, облегчая объединение части Египта под властью XXV (нубийской) династии его преемником. В 728 до н. э. эфиопы под предводительством Пианхи взяли Фивы, а вскоре — и Мемфис. Пианхи приказал не грабить покоренные города, даже принес жертвоприношения в храме Птаха в Мемфисе. Коррумпированное жречество было довольно и признало власть нубийцев. Признанный полководец, фараон Пианхи, позже оставит наследникам следующее военное правило: «Никогда не нападайте на неприятеля ночью, словно игроки, но сражайтесь только тогда, когда видно. Объявите врагу сражение издали. Сражайтесь, когда он объявит это. Если союзники его будут в ином городе, да дождется он их».
Но в это  же время отдельные территории Египта все еще подчинялись Осоркону IV (XXII династия, 730715 до н. э.) или Тефнахту I и Бокхорису (XXIV династия, 727—715 до н. э.). На собрании в Атрибисе, где правил Педиисе, все правители раздробленного Египта (кроме Тефнахта), в том числе номинальный верховный фараон Осоркон IV (V), признали Пианхи полноправным фараоном. Тефнахт, не вступая в конфликт с Пианхи, также признал власть нубийцев, и Пианхи считался формальным правителем всего Египта.
Пианхи умер в 721 до н. э. Ему наследовал Шабака. 
 
 

Шабака  Неферкара (греч. Сабакон) — фараон XXV эфиопской династии, правивший в Древнем Египте в 721707/706 до н. э.
Сын эфиопского царя Кашты и фиванской владетельной жрицы Шепенопет, после смерти которой его сестра Амердис получила Фивы. После смерти своего брата Пианхи Шабака объявил притязания на владение Египтом. Царствовавший на севере Бокхорис был им побежден и сожжен в своём дворце, и он управлял страной не менее 12 лет, не из далекой Напаты, а сидя в самом Египте и заботясь о приведении его в благоустройство после смут: были поправлены плотины и каналы, города получали защиту от наводнений. Храмы также реставрировались и украшались. В Мемфисе царь нашёл древнюю богословскую надпись в честь Птаха и велел её переписать заново; в Луксоре Шабака реставрировал главные врата и производил работы в Карнаке. Чтобы найти руки для работ, царь, за неимением пленных, освобождал от казни преступников, заставляя их работать (Геродот, II, 137).
О сношениях  Шабаки с Ассирией известно мало; некоторые полагают, что он тождествен с упоминаемым в Библии (Цар., IV, 17, 4) Соа, на которого надеялся восставший против Ассирии Осия, и с Сибе, разбитым при Рафии Саргоном II; последний, впрочем, назван в клинописи генералом (вполне возможно, что Сибе действительно был одним из полководцев Шабаки). Памятником дипломатических сношений Шабаки с Ассирией служит найденная в Калахе печать с его именем и изображением. В Берлине есть две скульптуры Шабаки из храмов Пта в Мемфисе и Мединет-Абу. 
 

Джедкаура Шабатака (или Дедкауре Шабатока) (??????? у Манефона) — сын Шабаки, второй фараон 25-й эфиопской династии.
На время Шабатаки припадают палестинские походы Синахериба. Езекия и сирийская коалиция рассчитывали на египетскую поддержку; книги Царств (IV, 19), впрочем, называют фараона Тахарку, Иосиф Флавий говорит о Тарсике. Геродот говорит о царе Сефоне (II, 141), бывшем жрецом бога Пта и избавившемся чудесно от нашествия Синахериба, царя Ассирии. Воины отказались служить царю, лишившему их некоторых преимуществ; царь обращается к божеству, и оно насылает на неприятельский лагерь мышей, перегрызших вооружение в одну ночь. Возможно, что Сефон тождествен с Шабатакой. В Берлинском музее есть стены небольшого сооружения, воздвигнутого Шабатакой в Фивах у священного озера Карнака для склада ежедневных жертвенных даров Амону. На одной из стен изображён царь, подносящий белый хлеб Амону и Мут. На голове у него эфиопская диадема с двумя уреями — символ господства над Египтом и Нубией; в ушах — кушитские серьги в виде голов овна. Над Амоном надпись, обещающая покорить царю «все страны»; Мут обещает ему «много юбилеев». На самом деле Шабатака царствовал не более 12 лет и, вероятно, был низложен и убит Тахаркой. Впоследствии на упомянутых изображениях были выскоблены имена Шабатаки и уничтожен один урей, как оскорбительный для национальной гордости египтян. 
 

Тахарка (Таракос у Манефона) — фараон XXV (эфиопской, или нубийской) династии, приблизительно с 690 по 664/663 до н. э.
Библейская Четвёртая книга Царств упоминает о вмешательстве Тахарки в войну Езекии Иудейского с Синаххерибом. Так как он назван царём эфиопским, Тахарка, в это время, вероятно, ещё не вступил на египетский престол, а был наследным принцем, к которому, как сыну Пианхи, должен был перейти престол после смерти Шабатаки. Иногда высказываются предположения, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства Шабатаки. Завладев Египтом, Тахарка вызвал из Напаты свою мать Акалуку и сделал её «супругой Амона», т. е. верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, где он короновался, равно как и в Танисе. Своё восхождение на престол Тахарка узаконил браком на вдове Шабатаки, Такахатамон, и объявлением её сына, Тануатамона, наследником престола.
Тахарка воевал в Африке и покорил ряд нубийских племён, списки которых, сходные с начертанными царями XVIII и XIX династий, найдены на одной карнакской статуе и в Мединет-Абу. Для нейтрализации угрозы со стороны Ассирии Тахарка заключил союз с Ваалом, царём Тира, к которому присоединилась вся Финикия, а также Кипр; в Аскалоне Тахарка возвёл мощные укрепления. Это вызвало поход Ассархаддона, который разрушил эту коалицию и вторгся в Египет. Мемфис сдался, Дельта была покорена, а её города получили ассирийские имена. Тахарка бежал в Напату; на его место была восстановлена додекархия — правление автономных местных правителей. В частности, одним из лояльных к Ассирии правителей был Нехо, основатель XXVI Саисской династии, позже восстановившей независимость Египта. Кроме того, победоносный поход в Египет позволил Ассархаддону называть себя «царём Египта, Патроса и Куша» и поместить своё победное изваяние у Нар-эль-Кельба и в других важных пунктах (немецкая экспедиция нашла в Зенджирли большую плиту с надписью и со скульптурным изображением Ассархаддона, держащего на верёвке коленопреклоненных Ваала Тирского и Тахарку, изображённого типичным негроидом).
Однако последовавшая  вскоре смерть Ассархаддона дала Тахарке  возможность вновь вернуться в Египет. Тахарка на некоторое время изгнал ассирийцев, но в 669 до н. э. последние опять явились, под начальством талантливого полководца царя Ашшурбанипала. На этот раз ассирийские войска дошли до самих Фив, и Тахарка был изгнан уже окончательно в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.