На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Методы и приемы развития речи детей

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

10.09.2012

Описание (план):


        Методы  и приемы развития речи детей
    Методы  обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной  методике. Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и  навыков.
      В методике обучения родному  языку можно выделить несколько  групп методов.
      Наглядные методы. Если изучаемые  объекты могут наблюдаться детьми  непосредственно, воспитатель применяет  метод наблюдения или его разновидности:  осмотр помещения, экскурсию,  рассматривание натуральных предметов.  Если объекты недоступны для  непосредственного наблюдения, педагог  знакомит с ними детей опосредованным  путем, чаще всего применяя  изобразительные средства, показ  картин и фотографий, кинофильмов  и диафильмов. Опосредованные наглядные  методы применяются в детском  саду и для вторичного ознакомления  с объектом, закрепления полученных  во время наблюдения знаний, формирования  связной речи. С этой целью  используются такие методы, как  рассматривание картин со знакомым  детям содержанием, рассматривание  игрушек (как условных образов,  отражающих окружающий мир в  объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и  игрушек, придумывание сюжетных  рассказов. Конечно, во всех  этих процессах обязательно предполагается  слово воспитателя, которое направляет  восприятие детей, объясняет и  называет показываемое. Источником  же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей,  являются наглядные предметы  или явления.
      Словесные методы в детском  саду используются реже, чем в  школе. В детском саду применяются  в основном те словесные методы, которые связаны с художественным  словом. Воспитатель читает детям  художественные произведения, предусмотренные  программой. Используются и более  сложные методы — заучивание  наизусть, пересказ.
      Меньше распространен в дошкольных  учреждениях метод рассказа воспитателя,  хотя он должен иметь место  и в группах раннего возраста  (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых).
      В старших группах для закрепления  сообщенных ранее знаний и  для приучения к коллективному  разговору используется метод  беседы.
      Словесные методы в так называемом  чистом виде в детском саду  употребляются очень редко. Возрастные  особенности дошкольников требуют  опоры на наглядность, поэтому  во всех словесных методах  применяют или наглядные приемы  обучения (кратковременный показ  предмета, игрушки, рассматривание  иллюстраций), или демонстрацию наглядного  объекта в целях отдыха, разрядки  детей (чтение стихов кукле,  появление разгадки — предмета  и т. д.).
      Практические методы. Цель этих  методов - обучить детей ва  практике применять полученные  знания, помочь усваивать с совершенствовать  речевые умения и навыки. В  детском саду практические методы  носят чаще всего игровой характер.
    Дидактическая игра (с наглядным материалом и  словесная) — универсальный метод  закрепления знаний и умений. Она  используется для решения всех задач  развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с  помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы  для обучения рассказыванию. При  ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового  характера (черенкование, приготовление  пищи). К практическим методам следует  отнести разработанные С. В. Петериной  наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших  размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.
      Основная задача этих игр-занятий  — воспитание культуры поведения  детей, но они чрезвычайно важны  и для развития речи, так как  обогащают словарь, закрепляют  навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у  нас в гостях» дети не только  наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг  накрытых к чаю столов, учатся  поддерживать общий разговор  во время еды, проявлять внимание  к гостю и друг к другу,  стараются красиво есть, правильно  держать себя за столом.
      Каждый метод представляет собой  совокупность приемов, служащих  для решения дидактических задач  (ознакомить с новым, закрепить  умение или навык, творчески  переработать усвоенное). Прием —  это элемент метода. В настоящее  время методика развития речи, как и общая дидактика, не  располагает устойчивой классификацией  приемов. Прежде всего их можно  разделить по роли наглядности  и эмоциональности на словесные,  наглядные, игровые.
      Наиболее распространены следующие  словесные приемы. Речевой образец  — правильная, заранее отработанная  речевая (языковая) деятельность  воспитателя. Образец должен быть  доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного  восприятия детьми образца, увеличить  роль детской самостоятельности,  полезно сопровождать образец  другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать  речевой деятельности детей; во  время одного занятия он мотет  использоваться неоднократно, по  мере необходимости. Речевой образец  преподносится детям подчеркнуто  четко, громко, неторопливо.
      Повторение — преднамеренное, неоднократное  использование одного и того  же речевого элемента (звука, слова,  фразы) с целью его запоминания.  Практикуются повторение материала  воспитателем, индивидуальное повторение  ребенком, совместное повторение (воспитателя  и ребенка или двух детей), а  также хоровое. Особенно нуждается  в четком руководстве хоровое  повторение. Желательно предпослать  ему пояснения: предложить сказать  всем вместе, четко, но не громко.
      Объяснение — раскрытие воспитателем  сущности какого-либо явления  или образа действия. Наиболее  широко применяется этот прием  в словарной работе, но он находит  место и при решении других  задач.
      Указания — разъяснение детям,  как надо действовать, как достичь  требуемого результата. Различаются  указания обучающего характера,  а также организационные, дисциплинирующие.
      Словесное упражнение — многократное  выполнение детьми определенных  речевых действий для выработки  и совершенствования речевых  умений и навыков. В отличие  от повторения упражнение отличается  большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных  усилий детей.
      Оценка детской речи — развернутое  мотивированное суждение об ответе  ребенка, раскрывающее степень  усвоения знаний и речевых  умений. В условиях одного занятия  широко, развернуто могут оцениваться  ответы лишь некоторых детей.  Как правило, оценка касается  одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во  внимание при ответах другие  дети. Оценка чаще касается положительных  сторон речи. Если же были отмечены  недостатки, можно предложить ребенку  «поучиться» — попытаться исправить  свой ответ. В других случаях  воспитатель может высказать  свое мнение об ответе более  кратко — похвалой, замечанием, порицанием.
      Вопрос — словесное обращение,  требующее ответа, задание ребенку,  предполагающее использование или  переработку имеющихся знаний. Имеется  определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы,  требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда?  Сколько? и т. п.); более сложная  категория — поисковые, т. е.  вопросы, требующие умозаключения  (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно  разделить на прямые, наводящие,  подсказывающие. Каждый вид вопроса  по-своему ценен. При постановке  вопроса важно правильно определитъ  место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
      Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении  стихотворения), показ положения  органов артикуляции при произнесения  звуков и др.— также обычно  сочетаются со словесными приемами, например образец произношения  звука и показ картинки, называние  нового слова и показ объекта,  им обозначаемого.
      В развитии речи дошкольников  очень важны игровые прагмы  и просто эмоциональность в  применении некоторых приемов:  интригующая интонация голоса  при вопросе, утрированно озабоченная  интонация при постановке трудного  задания, использование шутки  при объяснении задания. Живость  эмоций повышает внимание детей  в игре, вследствие чего активизируются  все процессы речи (сравните упражнение  на классификацию предметов, которое  проводят за столами, и игру  «Не зевай!» с тем же словесным  материалом, проводимую в кругу  с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце  его, можно задавать шутливые  вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или  не так», игровой персонаж (внести  Петрушку, мишку), употреблять игровые  формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).
      Усиливают эмоциональное воздействие  учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь  рассказ по одной из этих  двух картин; вспомни стихотворение,  которое тебе нравится) или по  замыслу. Вызывают интерес и  усиливают внимание детей к  речевому материалу элементы  соревнования («Кто скажет больше  слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность,  новизна атрибутов, занимательность  сюжетов игр.
      По их обучающей роли приемы  развития речи можно разделить  на прямые и косвенные. Эти  категории приемов подробно разработаны  дошкольной педагогикой. Примерами  прямых приемов обучения являются  образец, объяснение, вопрос, оценка  детского ответа, указания и др.
      Среди прямых приемов обучения  можно выделить на определенном  занятии с конкретным содержанием  приемы ведущие, основные для  данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию  в зависимости от цели его  и уровня умений детей ведущим  приемом может быть образец  рассказа, а другие — план, варианты  плана, вопросы — будут дополнительными.  На другом занятии ведущим  приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный  разбор отдельного пункта плана  и т. д. В беседе вопросы  — ведущий прием; в обучении  рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.
      Косвенными приемами, являются напоминание,  совет, подсказ, исправление, замечание,  реплика.
      На одном занятии обычно употребляется  комплекс приемов. Например, сравнение  предметов или иллюстраций сопровождается  называнием, (образцом слова), объяснением,  художественным словом, обращениями  к детям. Воспитатель должен  предварительно не только продумать  общий ход занятия, но и тщательно  наметить приемы обучения (точность  и краткость формулировок, сочетаемость  отдельных приемов).
      В методике приемы развития  речи называют по-разному. Наряду  с термином «приемы обучения»  используют и другие: «приемы  работы по развитию речи», «приемы  воспитания правильной речи»,  «приемы для решения речевой  задачи». Эти термины также  имеют право на существование.  Как правило, их употребляют  в тех случаях, когда речь  идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить  о приемах работы в уголке  книги: совместное рассматривание  книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация,  починка и др.
      Приемы развития речи составляют  основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов  во многом решает дело. Благодаря  использованию приемов развития  речи происходит самая близкая  встреча воспитателя и ребенка,  которого первый побуждает к  определенному речевому действию.
      Для успешного осуществления  воспитательно-образовательных задач  необходимо наличие благоприятных  условий. Их создание, а также  постоянный контроль за выполнением  программы педагогами и усвоением  ее детьми — должностные обязанности  заведующей и воспитателя-методиста.           

                 2. Речь воспитателя, требования к её культуре
    В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек  выражается, зависит его успех  не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение  по отношению к речи педагога, работающего  с детьми дошкольного возраста.
    Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические  и практические изыскания посвящены  в основном профессиональному становлению  и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.
    Работая многие годы непосредственно с речью  детей дошкольного возраста, наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость повышения  качества речевого развития детей через  повышение уровня речи педагогов.
    Дети  каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных  видах деятельности: хозяйственно-бытовой  и трудовой, учебной. Воспитатель  организует игры с детьми, говорит  с ними на всех занятиях, знакомит детей  с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал  речевой среды целиком зависит  от качества речи воспитателя. Для воспитателя  детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить  в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом  передаст детям. Поэтому забота о  совершенствовании коммуникативно-речевых  умениях воспитателя имеет важнейшее  значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Является не только нравственным и общественным долгом каждого педагога, но и методической службы нашего ДОУ.
    В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного  возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности  к подражанию. Дошкольники говорят  то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка  только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
    Дошкольный  возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому  одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все  тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются  в их речи".
                                 Требования к речи педагога
    Правильность - соответствие речи языковым нормам. В  общении с детьми воспитатель  использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила  литературного произношения), а также  нормы образования и изменения  слов.
    Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит  в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это  способствует формированию у детей  навыков точности словоупотребления.
    Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений  между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении  с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления  о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
    Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель  заботится о чистоте собственной  речи: недопустимо использование  слов-паразитов, диалектных и жаргонных  слов.
    Выразительность - особенность речи, захватывающая  внимание и создающая атмосферу  эмоционального сопереживания. Выразительность  речи воспитателя является мощным орудием  воздействия на ребенка. Владеющий  различными средствами выразительности  речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и  более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
    Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
    Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих  ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
    К вышеперечисленным требованиям  необходимо отнести правильное использование  педагогом невербальных средств  общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
    3. Конспект занятия по обучению детей пересказыванию по теме     «Купание медвежат» В. Бианки
Цель:  
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.  
Основные задачи:  
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение  
с природоведческим содержанием.  
Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами 
–енок-онок.  
Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь 
на схемы. Расширять представления детей о диких животных.  
Методические приемы: Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко — далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины, загадывание загадки, угощение детям.  
Оборудование:  
Предметные картинки с изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь; открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса, белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок, ширма. Предварительная работа:  
• Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.  
Отгадывание загадок о медведе.  
Объяснение значения слов шиворот, окунать.  
Лексический материал:

    Ход занятия  
1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.  
Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки, лисы, медведи.)  
— А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.)  
2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа. У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.)  
- Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.)  
— Тогда попробуйте отгадать.  

 Части речи     Слова, сложные по семантике     Слова, сложные по слоговой структуре
Существительные     шлепок, шиворот     медведица, медвежонок, шлепок, шиворот
 Глаголы     окунать, надавала     испугался, догнала, купание, надавала
 
    Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.  
— Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.)  
Давайте, проверим правильно это или нет?  
Педагог открывает сундучок и достает открытку «Медведи в лесу».                   Открывает ее.  
3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.  
— Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат».  
Чтение адаптированного текста.  
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны.  
4. Словарная работа.  
— Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник)  
Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок.  
Педагог показывает игрушку медведя.  
Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок  
демонстрирует.  
— Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот)  
А кто сможет показать слово «удирать»?  
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.  
— Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение на давала шлепкою.  
— Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие окунать.  
- Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют действие.  
5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным предложением.  
— Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами)  
— Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим медвежонка за  
шиворот.)  
- Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала  
медвежонка.)  
— Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал) 
— Чего надавала мама медвежонку? (Мама надавала медвежонку шлепков.)  
— Остались - ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием) 
б. Дидактическая игра «Близко — далеко». Развитие слухового внимания, остроты слуха.  
Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок).  Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает.

    7. Упражнение «Найди и назови одинаковых животных». Совершенствование  лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания,  мышления.  Давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит?  
Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц,  
лиса, белка, медведь.  
Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных.  
Дети находят на столе детенышей животных, называют их.  
8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти.  
— Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы.  
Во время чтения педагог выставляет схемы.  
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.  
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.  
Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально.  
10. Итог занятия.  
— С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом «Купание  
медвежат»).  
— Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.)  
— Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит.  
Педагог открывает сундук и достает угощение.  
Закрепление изученного материала вне занятия:  
• Упражнять детей в выстраивании графической  мнемодорожки   плана рассказа.  
• Повторить дидактическую игру «Большой — маленький».  
• Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных».

   4.  Сравнительный анализ современных образовательных программ
    Задачи  развития речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых  навыков и умений, требования к  речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.
    Происходящие  в последние годы социально - экономические  изменения повлияли на развитие и  совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко  прослеживается тенденция внедрения  вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных  и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем  отметить, что задачи и условия  речевого развития в них представлены не равноценно.
    Рассмотрим, в какой мере в современных  программах для дошкольных образовательных  учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ, и особенно задачи речевого развития детей в подготовительной к школе группе, основные требования речи детей к окончанию обучения в детском саду.
    Базисная  программа развития ребенка - дошкольника  «Истоки». Цель данной программы - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в  том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
    Программа ориентирована на достижение стандарта  образования. В основу положена концепция  психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся  своей структурой и динамикой.
    Новый подход к обучению грамоте в старшем  дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета  как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования  их предпосылок; организации новой общност
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.