На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Помощь студентам 

Работа дома! Много заказов.

Работа авторам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кредитование малого и среднего бизнеса в России

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

24.09.2012

Описание (план):


Международный университет природы, общества и  человека «Дубна» 
 
 

Кафедра экономики 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Финансы»
на тему:
«Кредитование малого и среднего бизнеса в России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение
    Актуальность  темы работы: в условиях рыночной экономики, предпринимательская деятельность невозможна без риска, и поэтому, предпринимателю необходимо уметь оценивать степень риска и уметь управлять им, с целью его уменьшения. Одно из главных правил предпринимательской деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня». Особый интерес данная проблема вызывает в современной теории и практике России, что объясняется процессами трансформации в направлении построения рыночной экономики. Именно поэтому вопрос о разработке системы управления риском заслуживает особого внимания.
    Решение этой проблемы непосредственно связано  с развитием предпринимательства  вообще и малого предпринимательства  в частности.
    Предпринимательство как инициативная самостоятельная экономическая деятельность граждан или их добровольных объединений, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Малое предпринимательство - одна из важнейших ее составных частей.
    В соответствии с действующими в России нормативными документами к субъектам  малого предпринимательства относятся  коммерческие организации, средняя  численность работающих на которых не превышает установленной для соответствующей отрасли экономики величины. (В условиях инфляции и несовершенства хозяйственного учета этот показатель представляется наиболее предпочтительным). В уставном капитале таких организаций доля участия государства, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%, так же как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит также и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Государственная поддержка предпринимательства осуществляется в виде создания льготных условий использования субъектами предпринимательской деятельности государственных и муниципальных финансовых, материально-технических, научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества, развития трудовых ресурсов в сфере предпринимательства, а также в иных видах и формах, предусмотренных федеральными законами.
      Помимо видов и форм государственной  поддержки  предпринимательства,  предусмотренных Федеральным законом  и другими федеральными законами, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать и применять дополнительные виды и формы поддержки за счет собственных средств и ресурсов. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут устанавливаться дополнительные условия, дающие субъектам предпринимательской деятельности право на поддержку со стороны указанных органов.
    Государственная поддержка предпринимательства  осуществляется в соответствии с  федеральной, региональными и муниципальными целевыми программами поддержки и развития предпринимательства и иными программами и проектами, разрабатываемыми и реализуемыми, соответственно, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Федеральная целевая программа поддержки  и развития предпринимательства, иные федеральные программы и проекты, связанные с поддержкой и развитием  предпринимательства, разрабатываются  и реализуются в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
    Цель  курсовой работы: проанализировать особенности кредитования малого и среднего бизнеса в России.
    Задачи  курсовой работы:
    рассмотреть отличительные черты малого и среднего бизнеса;
    рассмотреть этапы развития законодательства кредитования малого и среднего бизнеса в РФ;
    охарактеризовать современную законодательную базу;
    проанализировать особенности кредитования малого и среднего бизнеса по этапам развития;
    рассмотреть особенности кредитования малого и среднего бизнеса в условиях финансового кризиса в РФ и за рубежом. Опыт в России и за рубежом.
 
 
 
 
 
Глава 1. Характеристика законодательной базы кредитования малого и среднего бизнеса

1.1. Отличительные черты малого и среднего бизнеса

    В настоящее время предпринимательской деятельностью может заниматься любой гражданин, признанный дееспособным и старше 18 лет. На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор, Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя, как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым".
    Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия". Существует ещё много различных вариаций на тему  "Предпринимательство", но все их можно определить в одно общее:
    Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на получение прибыли, целью которой является насыщение рынка товарами и услугами. Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге, и соответственно, получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.
    Одним из основных условий осуществления  предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Предприятия создаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.
    В настоящее время в России первичная  регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
    Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и  по содержанию операций и способам их осуществления. Предприниматель может сам производить  товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое,  финансово-кредитное, посредническое, страховое.
    Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституцирующих сущность этого понятия.
    Как показывает мировая и отечественная  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
    Так, в Великобритании, например, отнесение  предприятий к малым основывается на данных оборота и численности  занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле – это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
    оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;
    активы не более 1 500 000 ЭКЮ;
    средняя численность занятых до 50 человек.
    Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 человек и годовой  оборот до взимания налогов, оцененный  на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков. Причем в различных  отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.
    В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические  лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими  организациями являются юридические  лица, преследующие в качестве своей  основной цели извлечение прибыли, а  некоммерческими организациями не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Следовательно, в соответствии с гражданским  законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические  лица как коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах, о чем речь пойдет ниже.
    Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся  к субъектам малого предпринимательства, это численность работающих. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.
    Новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный  закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:
    – «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
    – «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
    – «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
    – а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Закон устанавливает два критерия отнесения  предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность  работников. Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2009) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).
    К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
    – для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ);
    – средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
    а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    б) до ста человек включительно для  малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. (Часть 2 статьи 4 вступает в силу с 1 января 2010 года).
      Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
    Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
    Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год  определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
    Балансовая  стоимость активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте.
    Федеральный закон предусматривает создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей  поддержки, определяются цели и порядок  создания государственными органами и  органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.
    Теперь  отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:
    специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
    упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
    упрощенный порядок составления статистической отчетности;
    льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное   имущество;
    формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
    меры финансовой поддержки;
    меры для развития инфраструктуры поддержки;
    иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

1.2. Этапы развития законодательства кредитования малого и среднего бизнеса в РФ

 
    Точкой  отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 год, когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. Численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек. Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Документ определял планирования и отчетность вышеуказанных организаций. Однако определение малых предприятий было сформулировано нечетко, потому у них не было четко выраженного статуса.
    Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.
    В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:
    Торгово-промышленная палата Российской Федерации;
    Российская экономическая академия им. Г. Плеханова;
    ПО “Уралмаш”;
    АвтоВАЗбанк;
    Тульский машиностроительный завод "Штамп";
    Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства;
    другие предприятия и организации.
    Далее после образования Российской Федерации  были приняты следующие важные постановления  Правительства РФ в части, касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
      –  Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
    –   Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
    Постановлением Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являлся некоммерческой организацией, основными задачи которого стало:
    –    проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
    оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
    создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
    Теперь, начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.
    Указом  Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в  стране создается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.
    Федеральный закон РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
    Отныне  и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.
    Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». С выходом этого закона с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:
    «субъекты малого и среднего предпринимательства»,
    «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,
    «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,
    а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
    Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.
    Формирование  правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации  субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.
    Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется в рамках Федеральной  целевой программы государственной  поддержки малого предпринимательства, региональных (межрегиональных) и муниципальных  целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемых соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Одной из самых серьезных проблем при создании собственного бизнеса является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Малому предпринимательству, которому финансовые ресурсы жизненно необходимы для становления и устойчивого развития, доступ к ним особенно затруднен. Существующая финансово-кредитная система в России все еще плохо адаптирована к работе с малым предпринимательством. Несмотря на то, что спрос на микрокредиты в настоящее время довольно велик, банковский сектор, как правило, не находит для себя привлекательным этот сегмент рынка по нескольким причинам. Во-первых, это фактор риска – мелкие заемщики, многие из которых не имеют постоянного места ведения бизнеса, не могут предоставить залог и не имеют надежных поручителей, действительно являются высоко рискованной группой и не подходят под законодательно утвержденные банковские требования. Во-вторых, большинство банков ориентировано на выдачу крупных кредитов, а не микрокредитов, так как процедуры для оформления последних являются обременительными и дорогостоящими по сравнению с суммой финансирования, которая необходима малым предпринимателям.
    Альтернативные  банковским кредитам формы кредитования малого предпринимательства в настоящее  время развиты в России очень  слабо. В результате административной реформы большинство фондов поддержки  предпринимательства испытывают трудности с финансированием своих программ, в том числе программ льготного кредитования. Необходимо внести ряд изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Одним из новых источников доступа малого предпринимательства к финансовым средствам является постепенно развивающийся в России рынок микрофинансовых услуг, оказываемых так называемыми микрофинансовыми организациями, которые обеспечивают доступ к финансовым и другим услугам малым предпринимателям, не имеющим возможности получить банковский кредит. Поддерживая предпринимательство, они способствуют созданию и поддержанию рабочих мест, созданию успешно работающих частных предприятий. Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России в настоящее время отсутствует. Однако существующая нормативно-правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельность в рамках некоторых организационно-правовых форм. 

1.3. Характеристика современной законодательной базы

 
    Анализ  действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что нормы гражданского права предусматривают возможность предоставления и получения займов любыми правоспособными физическими и юридическими лицами (правоотношения, связанные с предоставлением займов, регулируются нормами ст. 807-818 Гражданского кодекса РФ). Ограничение прав на осуществление систематической деятельности по предоставлению займов не содержится ни в одном из действующих в настоящее время законов. Это касается и коммерческих и некоммерческих организаций, то есть любых организационно-правовых форм, в которых в принципе возможно ведение предпринимательской деятельности.
    Источником  средств для выдачи займов могут  быть собственные средства, в том  числе: взносы учредителей (участников или акционеров), прибыль, а также средства, полученные по договорам займа и договорам банковского кредита. Этот вопрос является актуальным для многих организаций, в частности, фондов, осуществляющих возвратное финансирование различных программ на условиях договоров целевого займа за счет средств, полученных взаймы из различных источников, торговых компаний, предоставляющих товарные кредиты за счет заемных средств и т.д. Опыт развитых стран, в том числе стран Западной Европы и США, свидетельствует об устойчивом сосуществовании на кредитном рынке этих стран различных форм финансовых организаций.
    В ряде стран микрофинансирование (микрокредитование) достигло такого уровня развития, что  его уже рассматривают как  полноценный сектор экономики. Социальное и макроэкономичкское значение микрофинансирования в мире настолько велико, что по решению ООН 2005 год объявлен Международным годом микрофинансирования. Микрофинансирование получает все большее распространение и на российском рынке, постепенно становясь частью ее финансово-кредитной системы, дополняющей традиционный банковский сектор, расширяя доступ к заемным средствам той части населения, которая не отвечает требованиям традиционных кредитных организаций к заемщикам. Вместе с тем существующее законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует дальнейшего комплексного совершенствования. В рамках развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации как особой формы финансового посредничества.
    Во  всем мире кредитная кооперация является одним из важнейших сегментов кредитного рынка, обслуживающим клиентов, традиционно непривлекательных для коммерческого банковского кредитования. К этой категории относится практически вся сфера малого предпринимательства. Особенно остро стоит вопрос финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и мелких предпринимателей, работающих в сельской местности, районных центрах, малых городах России.
    В настоящее время действуют два  федеральных закона, регулирующих деятельность специализированных кредитных потребительских кооперативов определенного типа. Это Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» Однако ни один из этих законов не может в полной мере удовлетворять современным требованиям к законодательной базе о кредитной кооперации, поскольку область правового регулирования данных законов существенно ограничена их узкой специализацией.
    Назрела необходимость принятия единого  универсального федерального закона о  кредитной кооперации, регулирующего  все виды кредитных кооперативов. Данный нормативный правовой акт  должен содержать законодательное  определение специфической деятельности любого кредитного кооператива. Он должен предусмотреть введение единого универсального понятийного аппарата для всех видов кредитных кооперативов, определение единых принципов деятельности кредитных кооперативов, введение ограничений на осуществление кредитными кооперативами отдельных видов сделок и распоряжения имуществом.
    Неограниченные  возможности и огромный потенциал  сектора малого бизнеса делает очевидным  тот факт, что малое предпринимательство  в современном российском обществе способно занять одно из ведущих мест в обеспечении перехода к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике. Кроме того, именно субъекты малого бизнеса в состоянии обеспечить постепенное формирование оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг, то есть   сформировать условия устойчивого развития экономики, что отвечает потребности роста благосостояния общества и каждого гражданина.
    В настоящее время законодательство по поддержки и развитию малого и среднего бизнеса в России следующее:
    Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
    Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации...».
    Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
    Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Письмо Минэкономразвития РФ от 23.05.2008 N Д05-2022 о порядке формирования и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
    Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
    Приказ Минэкономразвития России от 25 апреля 2008 г. №119 «О мерах по реализации в 2008 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
    Письмо Минфина России от 18 февраля 2008 г. N 03-11-04/2/38 о величине предельного размера доходов, ограничивающего право на применение УСН.
 

Глава 2. Анализ кредитования малого и среднего бизнеса по этапам развития

    Выделим несколько этапов эволюции кредитования малого и среднего бизнеса на примере  Санкт-Петербурга:
    1. Начало
    Принято считать, что в Санкт-Петербурге начало кредитованию малого и среднего бизнеса было положено в 2004 году. Хотя первые попытки банками предпринимаются уже в 1998 году. В частности, после банковского кризиса в августе 1998 года Европейский Банк Реконструкции и Развития принял решение переориентировать свою деятельность на финансирование малого бизнеса. В 2000 году банк был переименован в 2000 в КМБ-Банк (Банк Кредитования Малого Бизнеса).
    Специалисты отмечают, что в 2004 году первые процентные ставки составляли по 17 — 18% годовых, плюс комиссии за выдачу кредита. Фактически ставка доходила до 20%. Напомним, что сейчас многие банки готовы выдавать кредиты по ставкам от 12% годовых без комиссий. То есть за последние 2 года ставки сократились на 30 — 40%.
    2. Становление
    По  данным ИА «Альянс Медиа», в октябре  этого года впервые в России в  практику была введена система выдачи государственных поручительств по кредитам для малых и средних предприятий. В Москве эта программа реализуется через Фонд содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, который был создан Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы для обеспечения равного доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Уже в сентябре был заключен договор с 10 банками для реализации данной программы. Теперь малое предприятие Москвы, имеющее 30% залоговых средств, под поручительство Фонда может получить доступный кредит в одном из этих банков.
    3. Развитие
    Постепенно  развивается государственная поддержка  кредитования. На современном этапе  только три банка Санкт-Петербурга подписали соглашение с правительством города о реализации государственной программы поддержки кредитования коммерческими банками малого бизнеса. Другими словами, лишь три кредитора готовы реально поддержать малый бизнес: это Сбербанк, Внешторгбанк и Банк Москвы.
    Еще в начале 2005 года многие банки объявили о запуске собственных специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства. Число банков, обслуживающих этот сектор экономики, сегодня выросло. О программах кредитования малого бизнеса предпринимателей Санкт-Петербурга можно узнать на сайте ИА BISHELP.
    Будет преувеличением сказать, что все  эти программы успешно реализуются. К примеру, кредитный консультант  ОАО «Росбанк» Павел Мищишин  поделился с нами опытом работы с  малыми предпринимателями: «Программа кредитования малого и среднего бизнеса действует в нашем банке больше года, правда, спрос на банковские услуги пока низкий». Специалист объясняет это нехваткой залоговых средств у предпринимателей. Еще одно требование, смущающее бизнесменов – программа адресована предприятиям с опытом работы не менее 6 месяцев.
    Итак, рынок кредитования Санкт-Петербурга развивается. Попробуем обрисовать в общих чертах его особенности. Во-первых, как выглядит предложение  кредитора, то есть банка. Во-вторых, насколько  соответствует предложению спрос  предпринимателя-заемщика.
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Как показал анализ деятельности некоторых  петербургских банков, большинство  из них предлагает несколько видов  кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса: все они отличаются характерными суммами кредитов, сроками рассмотрения, залоговым обеспечением (оно может быть необязательным) и способами оценки банковских рисков (скоринговая система или индивидуальный подход).
    Решение по предоставлению кредита в рамках экспресс-программ принимается обычно в течение трех-четырех дней. При этом скоринговая оценка применяется только для небольших кредитов (до 3-4 млн руб.). Займы на большие суммы рассматриваются на индивидуальной основе, рассмотрение заявки занимает до двух недель. На сегодня банк предоставляет рублевые кредиты максимум на пять лет по ставке от 12% годовых (ИА «Альянс Медиа»).
и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.