На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Виды, стили и способы общения

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2012

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

17.10.2012

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методы и  уровни общения…………………………………………………….4

2. Виды общения………………………………………………………………….8

3. Стили общения………………………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………….…17
Список литературы………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В жизни человека практически нет  периода, когда он находится вне  общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.
    Непосредственное  общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью  органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения  на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.
    Прямое  общение – это естественный контакт  «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение  предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
    Межличностное общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта  деятельности, сопереживания и понимания.
    Массовое  общение – это множественные  связи и контакты незнакомых людей  в обществе, а также общение  с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и  т. д.).
    Специалисты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.
       Цель контрольной работы – рассмотреть виды, стили и способы общения.
    1. Методы и уровни  общения 

    Общение можно рассматривать на различных  уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций методов и уровней общения.
    Б. Ломов, выделяет следующие уровни общения:
    макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились);
    мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы);
    микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ).
    Каждый  из перечисленных уровней может  проявляться в различных ситуациях  и в разных сферах: деловой, межличностной, ролевой т.д. В частности, одно дело, когда партнеры выступают, как равноправные участники общения, и совсем другое, если один из них чувствует определенную зависимость, а особенно, если начинает проявляться неравноправность в форме давления, агрессии, запугивания и т. п.
    Американский  психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Э. Берн выделяет следующие уровни общения, или способы структурирования времени: ритуалы (нормы общения), провождение времени (развлечения), игры, близость и деятельность. Каждый из этих уровней имеет свои средства общения.
    Анализируя  особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный. 1
    Каждый  из указанных уровней автор рассматривает в контексте четырех фаз поведения индивида:
    первая  фаза - направленность на партнера;
    вторая - психическое отражение партнера;
    третья - информирование партнера;
    четвертая - отключение от партнера, если побудительные  мотивы с ним исчезли, или возврат ко второй фазе, если они сохранились.
    Учитывая  то обстоятельство, что партнеры действуют  в контакте, первую фазу коммуникативного акта ученый называет взаимной направленностью, вторую - взаимным отображением , третью - взаимным информированием, четвертую - взаимным отключением.
    Конвенциональный  уровень характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в нем возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к нему обратились, он побуждает себя переключиться на того, кто к нему обратился.
    При условии контакта индивидом заранее  принимается тот факт, что он будет  то слушателем, то говорящим, ведь стимулируя кого-то к разговору, следует обеспечить ему равноправные возможности в общении. При этом важно уловить актуальную роль партнера, а также собственную актуальную роль его глазами. Другими словами, нужно установить, какие присутствуют ролевые ожидания партнеров друг к другу.
    Однако  каждый из партнеров имеет право подтвердить или не подтвердить эти ожидания. Итак, взаимное информирование может приобретать вид конфронтации или конгруенции (взаимного согласия). Если участники выбирают конфронтацию, то общение постепенно угасает, оставляя за партнерами право на собственное мнение. Если же они выбирают путь конгруенции, т.е. подтверждают взаимные ролевые ожидания, то это обязательно приводит к растущему раскрытию своего «ролевого веера» (набор психологических ролей, которые выполняет человек при взаимодействии с другим человеком) каждым из партнеров.
    Однако, завершая разговор, каждый из партнеров  заботится о том, чтобы не навязывать свою персону другому. Конечно, контакт  на конвенциональном уровне требует  от партнеров высокой культуры общения и его можно считать оптимальным для решения личных и межличностных проблем. Реальная практика общения дает уровни, которые располагаются выше и ниже конвенционального уровня. Самый низкий уровень общения А. Добрович называет примитивным, а между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: манипулятивный и стандартизированный.
    Характеристику  человека, который опускается до примитивного уровня общения, можно обозначить следующим образом: для него собеседник является не партнером, а нужным или ненужным предметом, из этого следует, что актуальная роль партнера субъектом не улавливается. Поэтому в ход запускаются шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например, большой он или маленький, какая у него одежда, возраст и т.д. Эти внешние признаки чрезвычайно важны, ведь если, к примеру, собеседник маленький, с ним можно не церемониться, а уверенно занимать позицию «сверху».
    То  есть субъект выражает свою симпатию тому, кто нравится, и не симпатизирует  тому, кто не нравится. Конечно, если в ходе обмена информацией имела место конфронтация, то со слабым собеседником субъект заканчивает контакт ссорами и насмешками, а с сильным - извинениями и угрозами (угрозы делаются тогда, когда партнер отошел на опасное расстояние. В случае конгруенции субъект получил требуемое от собеседника и не скрывает своей скуки.
    Субъект, который избирает манипулятивный уровень общения, по своим подходам к другому партнеру близок к примитивному участнику диалога, а по своим исполнительским возможностям приближается к конвенциональному уровню общения. Общая характеристика манипулятора имеет следующий вид: для него партнер - соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть. При этом выигрыш означает выгоду: если не материальную или жизненную, то хотя бы психологическую.
    Стандартизированный уровень общения очень отличается от примитивного и манипулятивного уровней общения, но «не дотягивает» до конвенционального по той причине, что настоящего ролевого взаимодействия на этом уровне не происходит. Само название уровня говорит о том, что общение здесь происходит по определенным стандартам, а не по взаимному улавливанию партнерами актуальных ролей друг друга. Иными словами, речь идет о «контакте масок»: «маска нуля» (я вас не трогаю - вы меня не трогайте), «маска тигра» (маска агрессивности), «маска зайца» (чтобы не навлечь на себя гнев или насмешек других) и др.
    Игровой уровень общения расположен «над» конвенциональным. Он наделен полнотой и человечностью последнего, но превосходит его глубиной содержания и богатством оттенков. На этот уровень люди выходят лишь с теми, которых хотя бы немного знают и к которым есть определенное чувство - если не взаимное, то такое, что не омрачено разочарованиями.
    Деловой уровень общения предусматривает не обычные деловые контакты, а вид человеческих занятий. Поэтому реальные деловые контакты совсем не обязательно происходящие на этом уровне, они нередко имеют форму общения на манипулятивном или стандартизированном уровне.2
    Духовный  уровень считается самым высоким уровнем человеческого общения, ведь на этом уровне партнер воспринимается как носитель духовного начала, которое пробуждает высокие чувства: от дружбы к возможности приблизиться к наивысших ценностям человечества. При этом духовность обеспечивается не подбором тем для разговора, а глубиной диалогического проникновения людей в помыслы друг друга, т.е. беседа на обыденную тему может быть более духовной, чем разговор о литературе.
    В целом, подводя итог анализа уровней, следует подчеркнуть, что в реальном взаимодействии общение происходит не на одном уровне или перепрыгивает с одного на другой.

    2. Виды общения

 
    В психологии выделяют три основных вида межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
    Императивное  общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
    Манипулятивное  общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения  является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.
    При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.
    Императивная  и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому  общению. Человек, рассматривая другого  как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
    Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
    Диалог  возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
    -  психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
    -  доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
    -  восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
    -  общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
    -  разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).
    Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
    По  своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.
    Прагматическая  функция общения реализуется  при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
    Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления  его как личности.3
    Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения  с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
    Функция организации и поддержания межличностных  отношений. В ходе общения мы оцениваем  людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
    Внутриличностная  функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

    3. Стили общения

 
    Индивидуальность  человека в отношениях с другими  людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.
    Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):
    авторитарный (жесткие способы управления, определение всей стратегии деятельности группы, прекращение инициативы и обсуждения принимаемых решений, единоличное принятие решения и т. п.);
    демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы);
    либеральный (отказ от управления, устранение от руководства).
    Согласно  указанных стилей лидерства - руководства  описываются и стили общения.
    Согласно  авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.
    За  лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности  деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.
    Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.
    Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно  берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.
    Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственным является выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает их потребности, интересы, причины спада или рост активности на работе, определяет средства воздействия и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.4
    При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.
    Руководитель  с либеральным стилем общения  характеризуется во взаимодействии с другими перекладыванием производственных функций на их плечи, неумением в процессе делового взаимодействия влиять на ее результат, старается избежать любых инноваций. О человеке либерале , можно сказать, что он в общении «плывет по течению», часто уговаривает своего собеседника. В конце концов, при либеральном стиле взаимодействия , типичной становится ситуация, когда активные и творчески сориентированые сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с общим делом.
    Для описания указанных стилей используются и другие названия:
    директивный (командно-административный, авторитарный, при котором человек во взаимодействии с другими является сторонником единоначалия, подчинения их собственной воли, своим приказам, правилам, инструкциям);
    коллегиальный (демократический, за которого человек учитывает в общении самостоятельность, инициативность, активность других, доверяет им);
    либеральный (при котором человек практически не управляет ситуацией общения, не проявляет коммуникативных способностей, потворствует прочим, проблему если и обсуждает, то формально) ;
    Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.
    Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:
    стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
    стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
    описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
    социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
    стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.
    Относительно  последней особенности, то здесь  речь идет о связи стиля общения  с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.
    Стиль общения имеет как объективную, так и субъективную основу. С одной  стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека.
    В сфере управления на сегодня действует  несколько подходов к анализу  стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов.
    Относительно  первого подхода, то он опирается  преимущественно на структуру личностно-деловых  качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных структурных компонентов личностно-деловых качеств.
    В соответствии с данным подходом созданы  две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства.
    Нужного эффекта можно достичь в том  случае, если руководитель умеет применять  стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается  на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают  деловой, компанейский и кабинетный стили.
    В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).
    Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.
    Выделяют  также альтруистические (желание помогать другим), манипулятивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.
    В условиях, когда партнер по общению  проявляет внимание к другому  партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.
    В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.
    Способы общения и поведение деловых  людей строятся таким образом, чтобы  продемонстрировать свою уверенность  в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения  обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей.
    Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько  запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Общение можно рассматривать на различных  уровнях. Все зависит от того, что  берется за основу. Именно поэтому  есть немало классификаций методов и уровней общения.
    Анализируя  особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.
    Каждый  из указанных уровней автор рассматривает  в контексте четырех фаз поведения  индивида:
    первая  фаза - направленность на партнера;
    вторая - психическое отражение партнера;
    третья - информирование партнера; и т.д.................


Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru