На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Структура политического процесса

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
по дисциплине Социология и политология
             на тему Структура политического процесса 
 
Варинат № 11
 
 
 
План
Введение……………………………………………………………………..2
1.      Политический процесс: понятие, сущность и содержание…………...3
2.      Структура и особенности политического процесса…………………...12
3.      Типология политических процессов……………………………………14
Заключение…………………………………………………………………..17
Список используемых источников…………………………………………18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Одним из факторов формирования демократической культуры современного гражданина любого государства является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации.
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
Политический процесс – одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политичес­кой науки. Политический процесс выступает формой функционирования политической системы общества.
 
 
1.      Политический процесс: понятие, сущность и содержание
Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.
Политический процесс как проблема связан с функционально-динамическими аспектами политической системы, прежде всего со взаимодействием с ее социальной средой.
Понятие политического процесса используется обычно в двух отношениях, условно обозначаемых как его макро- и микроизмерения. В макроас­пекте его определяют как ход развития, вообще воспроизводство политичес­кой системы под влиянием действующих на нее факторов, т.е. как ее универ­сальную динамическую характеристику. В микроаспекте под политическим процессом понимается некая равнодействующая акций различных соци­альных и политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов.
Постичь сущность этого явления можно с помощью рассмот­рения его компонентов, а политическая деятельность отдельных участни­ков выступает в качестве исходного пункта изучения процесса как таково­го. Если определение политического процесса в целом («макроопределе­ние») составляется на основе общих суждений, позволяющих сделать частные выводы (дедукция), то «микрообъяснение» по преимуществу идет от отдельных политических событий к их обобщению (индукция).
Категорию политического процесса следует отличать от категории по­литического развития, хотя при этом обе они отражают некоторую комби­нацию признаков устойчивости или изменчивости в политической сфере жизнедеятельности общества. При анализе политического процесса рас­крываются в основном воспроизводство институтов и их функций, меха­низмы функционирования, адаптации, преемственности и сохранения по­литической системы. Таким образом, понятие политического процесса со­держит и динамические и статические характеристики. В свою очередь, категория политического развития используется главным образом для рассмотрения тех сторон общественной динамики, которые связаны с эволюционными реформами либо революционными переменами.
Традиция анализа динамики политической жизни сложилась в далеком прошлом. Важной вехой в создании основ этой концепции в западной поли­тической мысли были, в частности, работы Карт Маркса и Фридриха Энгельса. Но лишь в начале XX в. обозначились первые попытки построения развернутой и специализированной теории политического процесса.
Развитие взглядов на политический процесс связано с разработкой трех основных позиций: 1) микро- и макроуровневые исследования; 2) структурно-функциональный и динамический анализ; 3) поведенческий, субъек­тный и интеракционистский (проблема взаимодействий), а также конфлик­тный подходы.
Если оценивать макро- и микроуровневые исследования политического процесса по историческому времени их появления, то дедуктивный способ макроанализа возник, вероятно, раньше индуктивно­го микроподхода. Еще в «Истории в 40 книгах» Полибий (II в. до н.э.) выс­казал идеи о целостном круговороте политической жизни, предполагаю­щем закономерный переход государства в стадии становления, расцвета и упадка. Современный же этап эволюции концепций политического процесса открывается в XX в. микротеориями, связанными с именами Артура Бентли и Вильфредо Парето. Именно концепция циркуляции (круговорота) элит, разработанная в «Трактате по общей социологии» Парето, дала осно­вание Иозефу Шумпетеру назвать последнего основоположником совре­менной «социологии политического процесса». Парето берет в качестве базовых для своей теории понятия элиты (как субъекта и движущей силы политического процесса), которой противодействуют контрэлиты, а также народа, исполняющего по преимуществу пассивную, а не активную роль.

Однако настоящую революцию в развитии теории политического процесса произвела книга Вентли «Процесс управления» (1908), в которой подробно была разработана концепция групп интересов, или «заинтересованных групп». Именно ему – одному из первых – принадлежала трак­товка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в соперничестве за государственную власть.
Начиная с Бентли, категория политического процесса рассматривает­ся в двух основных аспектах: в неформальном, реальном и групповом, ибо группа интересов - «первичный» субъект, а также в производном, официально-институциональном виде, представляющем собой проекцию груп­повых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих типов групп интересов. Бентли, например, понимал пра­вительство как специфическую официальную группу-арбитра, регулирую­щую конфликты. Он ввел в научный оборот понятия артикуляции и идентификации (здесь – определения) групповых интересов в качестве изна­чальных для анализа любого политического процесса.
Преемником Бентли в разработке понимания политического процесса исходя из концепции групп интересов стал Дэвид Трумэн (1913-2003), выпустивший работу «Управленческий процесс» (1951). Так же как и его пред­шественник, под политическим процессом Трумэн понимал борьбу соци­альных групп за власть и за контроль над распределением ресурсов. Одна­ко он обстоятельнее рассматривал идею смены равновесия на дисбаланс в ходе самого процесса, а основным положением считал стабильность как устойчивый тип группового взаимодействия. Тем самым политический процесс приобретает, по Трумэну, пространственно-временные характеристики, ибо групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехо­да от нестабильных взаимодействий к установлению относительного рав­новесия, к восстановлению старой модели баланса между группами либо к созданию новой.
Существенной попыткой создать некую универсальную модель трактовки и исследования политического процесса явилась разрабатывавшаяся с начала 1950-х гг. теория функционирования политических систем Дэвида Истона. В своих размышлениях Истон исходил из общей теории систем и структурно-функционального анализа социальной жизни Толкотта Пар­сонса. В соответствии с этим подходом политический процесс выступает одновременно и как воспроизводство целостной структуры, и как циклич­ное функционирование политической системы во взаимодействии с соци­альной и внесоциальной средой. Такое взаимодействие включает влияние на процессы в политическом мире экономических, экологических, культур­ных и прочих факторов. Процессы функционирования конкретных госу­дарственных, партийных и других институтов рассматриваются в виде эле­ментов политического процесса на уровне макросистемы. Считается, что в данном процессе политическая система поддерживает стабильность инсти­тутов, приспосабливается к деятельности групп интересов в целом и в от­дельных своих составляющих, обеспечивая воспроизводство и сохранение свойственных ей оригинальных системных качеств.
Если в модели политическою процесса Бентли - Трумэна объектом давления низовых групп интересов выступают правительство и его официаль­ные институты, то в концепции Истона макророль государства заменяется интегрирующими функциями политической системы. Кроме того, ученый разделил политические системы на два блока – внутренних (национальных) систем и международной (наднациональной) метасистемы, - что позво­лило ему наметить особые международные факторы внутриполитических процессов.
Вместе с тем концепция Истона отличалась довольно высоким уров­нем абстракции. Для преодоления этого политолог попытался ввести в свою теоретическую схему внутренние содержательные компоненты политического процесса, истолковывая их как взаимодействие формальных и нефор­мальных структур власти с так называемым политическим сообществом стратифицированных групп и индивидов. Несмотря на это положение, за скобками концепции Истона осталась проблема включения отдельных субъектов и субпроцес­сов в целостный макропроцесс.
Итак, системный подход в исследовании политического процесса в западной политологии основывается на идеях Парсонса, изложенных в книге «Социальная система» (1951), а также Истона - «Политическая система» (1953). В представлениях системной и функциональной концеп­ций процесс делится на четыре фазы: 1) вход – воздействие социальной и внесоциальной среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; 2) конверсия – преобразование требований в решения; 3) выход - реак­ция политической системы в виде решений и действий; 4) обратная связь – возврат к исходной точке равновесия.
Габриэль Алмонд (1911-2002) заложил основы динамической моде­ли процесса как адаптации политической системы к изменяющимся усло­виям социальной среды. В своей схеме он попытался соединить деятель­ность отдельных групп с функционированием данной системы в целом. Для этого ученый выделил несколько блоков совместной деятельности субъек­тов, соответствующих главным функциям и динамическим фазам полити­ческою процесса: 1) блок преобразования социальных потребностей, вклю­чающий артикуляцию, суммирование индивиду­альных и групповых интересов, разработку политического курса, реализацию решений и контроль за исполнением политико-правовых норм; 2) блок воздействия системы посредством совокупности акций по регули­рованию социальной жизни, распределению и освоению общественных ресурсов; 3) блок адаптации, приобщения индивидов и их групп к полити­ческой жизни путем политической социализации, рекрутирования и ком­муникации. В этой модели процесса Алмонд переводит акценты со стати­ческого выживания и сохранения к динамической трансформации, а также к адаптации политической системы к качественным изменениям.
В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,- в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле – «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».
Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.
Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
?                 институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса;
?                 артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т.д.;
?                 социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
?                 интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
?                 бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
?                 структурно–функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.
Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.
Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса – пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.
Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).
Ядром содержания политического процесса является политическое решение. Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения целей, задач политического действия, этапов, форм, методов и способов их достижения.
Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:
?                 функционирования - простое воспроизводство повторяющихся политических отношений (это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов; легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть; конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения);
?                 развития - адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе (эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни; на этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат);
?                 упадка - распад целостности политической системы (на определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация; элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни; эта иная по направленности динамика политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти, в результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность).
Политический процесс имеет свои этапы развития. Г.Алмонд и Г.Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
?      первый этап - артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения);
?      второй этап - агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции;
?      третий этап - выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства;
?      четвертый этап - реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы;
?      пятый этап - контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.
В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.
Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим).
Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.
Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.
Таким образом, политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия.
 
2.      Структура и особенности политического процесса
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институ­тов. Например, электоральный процесс формируется в связи с из­бирательными циклами, и потому политическая активность насе­ления развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как пра­вило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление кон­трольных функций за управляющими рутинизируется.
Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня – в период реформации общественных отношений – решающее влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения населения в политическую жизнь.
В конечном счете все частные политические процессы объ­единены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государст­венной власти управленческие решения.
Институты государственной власти являются важнейшим ин­струментом учета групповых требований и выработки общеколлек­тивных целей политического развития (политической воли общест­ва). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государ­ственных институтов зависит степень централизации власти и рас­пределения полномочий между группами, участвующими в выра­ботке целей политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны под­держивать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают ин­тересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.
 
 

3. Типология политических процессов

Проявление указанных особенностей политического процесса в различных временных и прочих условиях пре­допределяет и возникновение его разнообразных типов. Так, с содер­жательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешне­политические (международные) процессы. Они различаются специ­фической предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и законо­мерностями развития.
С точки зрения значимости для общества тех или иных форм по­литического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных об­ластях политической жизни, которые касаются модификации ее ба­зовых, системных свойств. К ним можно отнести, например, поли­тическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразова­ния интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.), определяю­щем основные направления целенаправленного использования мате­риальной силы государства. В то же время периферийные политичес­кие процессы выражают изменения в не столь значимых для обще­ства областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, других связей и отношений в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
Политические процессы могут отражать изменения, протекаю­щие в явной или скрытой форме. К примеру, явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систе­матически выявляются в их публичных притязаниях к государствен­ной власти, которая в свою очередь делает доступной для обществен­ного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому скрытый, теневой процесс базиру­ется на деятельности публично не оформленных политических ин­ститутов и центров власти, а также на властных притязаниях граж­дан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.
Политические процессы разделяются также на открытые и зак­рытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонст­рируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой – позитивный или негативный для субъекта – характер име­ют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. Например, при развитии междуна­родных кризисов или реформировании переходных общественных от­ношений нередко в принципе невозможно понять, несут ли субъекту выгоду совершаемые им действия, как вообще оценить складываю­щуюся обстановку, какие в связи с этим предпочесть альтернативы и т.д. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.
Важным является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выра­жают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации влас­ти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических от­ношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах от­сутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств органи­зации власти, исключающих возможность качественной идентифи­кации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалан­сированности политической активности основных субъектов в поли­тическом пространстве.
В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял «незапад­ный» тип политического процесса, относя к его особенностям склон­ность политических партий претендовать на выражение мировоззре­ния и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и инсти­тутов, наличие резких различий в политических ориентациях поко­лений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений.
 
 
 
 
Заключение
Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической систе­мы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов дан­ных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию поли­тической системы, изменение ее состояний во времени и простран­стве. Политический процесс представляет собой совокупность дей­ствий институциализированных и неинституциализированных субъ­ектов по осуществлению своих специфических функций (дисфунк­ций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою госу­дарственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» обще­ство. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, пред­ставляя собой совокупность относительно самостоятельных, ло­кальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.
 
 
 
Список используемых источников
1.      Демин Г. И. Политология: Альбом схем. — М.: Издательство «Палеотип», 2002. — 92 с. ISBN 5-94727-002-1
2.      Политология. Курс лекций - / Под ред. М.Н. Марченко/ — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 683 с. ISBN 5-7975-0587-8 (в пер.)
3.      Пугачев В. П., Соловьев А. И., Введение в политологию: Учеб. для студентов вузов, - М.: Аспект Пресс, 2002 - 476 с. ISBN 5-7567-0165-6
4.      Зеленков М. Ю., Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
5.                  Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с. ISBN 5-7567-0133-8.

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.