На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

Работа удаленно 

Закажи нужную тебе работу

'

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Спрос и предложение

Предмет:

Не определен

Год сдачи:

2011

Объем (страниц):

Уникальность по antiplagiat.ru:*

Дата публикации:

31.10.2012

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему «Спрос и  предложение» 
 

1. Спрос и факторы,  на него влияющие. Закон спроса 

Спрос — это экономическая  категория, характеризующая потребность  покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в  данный период времени на определенном рынке или в определенной стране. 

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного  покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос —  это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране. 

Также различают  первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос  на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или  спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это  спрос на товары определенной марки  или фирмы и на услуги определенного  вида. 

Кроме того спрос  бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным). 

Отрицательный спрос — это спрос, возникающий  в тех случаях, когда потребители  «недолюбливают» товар и поэтому  избегают его приобретения. Отсутствующий  спрос — это спрос на товары, которые ненужны на рынке или устарели. Скрытый спрос — это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос— это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия — производителя товара или услуги. Чрезмерный спрос— это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности. Понижающийся спрос— это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей. Колеблющийся спрос— это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток. Иррациональный спрос — спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики. Ажиотажный спрос — это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта. 

Кроме понятия «спрос»  надо также выделять понятие «величина  спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое  потребитель хочет и может  купить по данной цене в данный период времени. 

На величину спроса оказывает влияние целый ряд  факторов: 

цена предлагаемого  товара; 

качественные характеристики товара; 

уровень доходов  потребителей; 

изменение доходов  потребителей — обычно повышение  доходов потребителей ведет к  увеличению спроса на товары, но не всегда; 

изменение цен на взаимозаменяемые товары; 

изменение цен на взаимодополняемые товары; 

изменение вкусов, привычек, моды, пристрастий, потребностей, желаний  потребителей, связанное чаще всего  с временным фактором, т.е. потребительские  предпочтения и потребительские  ожидания; 

изменение количества потребителей на рынке и демографическая  ситуация; 

политические факторы; 

социально-культурные факторы; 

насыщенность рынка; 

общеэкономические показатели — например, ставка рефинансирования и процентные ставки по вкладам (депозитам) населения; если ставки большие, то спрос  на товары может снизиться за счет того, что люди предпочтут накапливать  деньги. 

Поведение спроса подчиняется  закону спроса. Как правило, самое  существенное влияние на спрос оказывает  цена товара или услуги. Между ценой  товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса. 

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные  факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который  предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится  в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта  дохода и эффекта замещения. 

2. Предложение и  факторы, на него влияющие. Закон  предложения 

Предложение — это  количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени  по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители. 

Предложение, так  же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным. Индивидуальное предложение  — это предложение конкретного  производителя или предложение  конкретного товара на данном рынке. Совокупное предложение - это общий  объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране. 

Точно так же как  надо разграничивать понятия «спрос»  и «величина спроса», надо разграничивать понятия «предложение» и «величина  предложения». Величина предложения  — это максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в  определенное время. 

Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить  на две большие группы: 

внешние факторы, влияние  которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг: 

социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень  процентных ставок по вкладам; демографическая  ситуация и т.д.; 

культурные и этнические; 

политические: экономическая  политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.; 

конкуренция — в  частности, выход на рынок новых  фирм или выпуск новых товаров; 

цена товара, сложившаяся  на рынке. 

внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями  товаров и услуг: 

объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию  предприятия; 

уровень конкурентоспособности  продукции; 

уровень организации  процесса сбыта и продвижения  продукции на рынок; 

ценовая политика предприятия; 

величина издержек производства. 

Объем предложения  у каждого конкретного производителя  обычно меняется в зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость предложения от цены товара нашла отражение в законе предложения. 

Закон предложения  заключается в том, что при  прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его  предложения на рынке, а со снижением  цены предложение сокращается. 

Таким образом, предложение  находится в прямой зависимости  от изменения цены. Если на рынке  складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат  часть его на складе предприятия  до роста цены, а если цена будет  высокой, то они предложат рынку  большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении  цены задействуют резервные или  быстро вводимые новые мощности, а  во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном  периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так  как для внедрения резервов для  увеличения производства {имеющееся  оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения. 

спрос предложение  эластичность равновесная цена 

3. Рыночное равновесие  спроса и предложения. Равновесная  цена 

Рыночное равновесие спроса и предложения — это  равенство спроса и предложения  на определенный товар в определенное время на определенном рынке, иначе  говоря это совпадение планов покупателей  и продавцов при определенной цене. Таким образом, рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и  предложения. Различают следующие  виды рыночного равновесия: 

стабильное —  равновесие, колебания которого незначительны  и отклонение от которого приводит к возвращению в то же состояние; 

неустойчивое —  равновесие, отклонение от которого не приводит к возвращению в прежнее  состояние; 

мгновенное —  равновесие, которое создается в  ситуации, если спрос на какой-то товар  вдруг вырос, а предложение осталось прежним; 

краткосрочное —  равновесие, которое создается в  ситуации, когда число предприятий  на данном рынке не меняется, а предложение  несколько увеличивается, но не надолго; 

длительное —  равновесие, при котором предложение  полностью приспосабливается к  изменившемуся спросу. 

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается  рыночная цена. Если изобразить графики  изменения спроса и предложения  в зависимости от цены, то рыночная цена фиксируется в точке пересечения  графиков спроса и предложения. Эта  точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной ценой. Равновесная  цена — это цена, при которой  величина спроса соответствует величине предложения, она определяет, когда  интересы продавца и интересы покупателя достигают согласия. 

При прочих равных условиях равновесная цена соответствует  тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, таким образом, равновесная  цена имеет уравновешивающую функцию. Она обнаруживает свое влияние как  через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при  неизменном спросе. Если увеличится предложение  при неизменном спросе, то равновесная  цена станет более низкой при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится  более высокая равновесная цена с меньшим количеством продаж товаров. Такие изменения равновесной  цены происходят под воздействием рыночных механизмов, но рыночному механизму  установления равновесной цены могут  мешать административное регулирование  цен и монополизм производителя  или потребителя, который позволяет  удерживать монопольную цену. 

Государственное вмешательство  в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному  установлению цены более низкой, чем  равновесная цена. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы, поэтому поведение  государства понятно, но, к сожалению, ни одну социальную или экономическую  проблему нельзя решить методом вмешательства  в механизм ценообразования. Любой  контроль над ценами разрушает рыночную систему и часто приводит к  тотальному дефициту абсолютно всех видов товаров, а также к другим отрицательным эффектам в социальной и экономической сфере: сокращению производства, возникновению теневой  экономики в различных сферах и, как следствие, социальной напряженности  и всеобщему недовольству политикой  правительства. 

Наряду с понятием «равновесная цена» существует понятие  «равновесное количество товара» —  количество товара, который представлен  на рынке по равновесной цене. 

Спрос, равновесная  цена и равновесное количество товара находятся в прямой зависимости, т.е. увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффект повышения  равновесной цены и эффект увеличения количества продуктов, и наоборот. 

Предложение находится  в обратной зависимости от равновесной  цены и в прямой зависимости от количества продуктов, т.е. увеличение предложения приводит к понижению  равновесной цены и эффекту увеличения количества продуктов, а уменьшение предложения порождает рост равновесной  цены и эффект уменьшения количества продуктов. 

4. Модели равновесия  Вальраса и Маршалла, их характеристика 

В неоклассической  экономической теории существуют две  модели рыночного равновесия: Вальраса и Маршалла. 

Вальрас анализировал установление равновесия между спросом  и предложением, проистекающие в  краткосрочном периоде. Согласно его  модели при повышении цены объем  спроса сократится, а объем предложения  станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Конкурирующие  производители станут сбывать все  излишки, накопленные на складах, с  целью получить большую прибыль  от повышенной цены. Под напором  избыточного предложения цена на товар понизится. В результате величина спроса на данный товар начнет возрастать до тех пор, пока производители не реализуют такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса. 

И наоборот, если цена окажется ниже равновесной, то объем  спроса будет превосходить объем  предложения, что характеризует  рынок продавца: товар временно будет  в дефиците. Избыточный спрос будет  способствовать росту цены товара. Производители станут расширять  предложение до тех пор, пока спрос  не будет полностью насыщен. Условие  равновесия по Вальрасу сводится к  тому, что равновесие устанавливается  под влиянием давления избыточного  объема спроса или избыточного объема предложения на цену товара. 

Основные принципы модели Вальраса заключаются в следующем: 

основным регулятором  в теории рыночного равновесия является структура цен равновесия; совокупный спрос в народном хозяйстве всегда равен совокупной сумме предложения; продавец товара или услуги, получая  за их реализацию деньги, покупает на них  другие товары и услуги; предложение  порождает собственный спрос, и  они автоматически уравновешиваются. Следует отметить, что закон Вальраса имеет ряд существенных недостатков: 

чрезмерно абстрактный  и гипотетический характер; 

модель не отвечает реальной действительности, она пригодна лишь как эффективное вспомогательное  средство математического анализа; 

модель не учитывает  фактор времени, присутствует неопределенность. 

А. Маршалл считал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса превосходит  цену предложения, то такое различие цен принудит производителей увеличить  предложение и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на другом уровне. Наоборот, если цена спроса окажется ниже цены предложения  то производители станут уменьшать  предложение товара, а потребители  сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия, по Маршаллу, выглядит как равенство цены спроса цене предложения. 

В соответствии с  подходом Маршалла равновесие устанавливается  автоматически под давлением  разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что справедливо для более  долгосрочного периода. 

5. Теория эластичности  спроса и предложения, ее применение 

Эластичность —  это важнейшая характеристика спроса и предложения, показывающая зависимость  их изменений от изменения различных  факторов рынка (цены товара, доходов  потребителей и т.д.). Эластичность —  это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей и производителей к изменениям различных факторов, оказывающих влияние на спрос  и предложение. Она показывает, на сколько процентов изменится  спрос или предложение при  изменении какой-либо переменной экономической  величины, от которой зависит спрос  или предложение, на один процент, т.е., например, на сколько изменится величина спроса, если цена товара возрастет  на 1%. 

Существуют два  основных критерия эластичности спроса: цена и доходы. 

Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности, рассчитываемого  по формуле 

Ец = АС / ДЦ, 

где Ец — коэффициент ценовой эластичности; 

ДС — изменение  спроса на товар, %; 

ДЦ — изменение  цены товара, %. 

Эластичность спроса по доходам определяется с помощью  коэффициента эластичности спроса по доходам, рассчитываемого по формуле 

Ед = ДС/ДД, 
 

где Ед — коэффициент эластичности спроса по доходам; ДС — изменение спроса на товар, %; ДД — изменение доходов населения, %. 

Спрос может быть: 

эластичным, если коэффициент  эластичности больше 1; 

неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1; 

совершенно эластичным, если коэффициент эластичности стремится  к бесконечности; 

совершенно неэластичным, если коэффициент эластичности равен 0; 

с единичной эластичностью, если коэффициент эластичности равен 1, при этом темп роста спроса равен  темпу снижения цены; 

инверсный, если коэффициент  эластичности больше 0; бывает, только если спрос возрастает по мере увеличения цены. 

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-заменителей, конкуренция  на рынке, удельный вес товара в бюджете  потребителя, качество товара, размеры  запаса. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и  ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в  случае повышения его цены, тем  выше эластичность спроса на данный товар. Чем больше на рынке конкурентов, выпускающих аналогичную или  близкую по назначению продукцию, тем  эластичнее спрос на продукцию данной фирмы. В условиях совершенной конкуренции  спрос на товар каждой фирмы абсолютно  эластичен. 

Эластичность спроса зависит также от значимости того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Например, спрос на хлеб, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. А  спрос на мебель, автомобили и прочие подобные товары является относительно эластичным. 

Стоит также отметить, что в краткосрочном периоде  спрос менее эластичен, чем в  долгосрочном, так как с течением времени каждый потребитель может  найти товар-заменитель. 

Помимо эластичности спроса существует перекрестная эластичность спроса — зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих  друг друга. Перекрестная эластичность спроса по цене — это процентное изменение объема спроса на некий  товар при увеличении цены другого  товара на 1 %. Перекрестная эластичность спроса — показатель тенденции покупателей  к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, когда цена на первый из них сильно меняется. Если товары взаимозаменяемые, то перекрестная эластичность спроса между ними положительная, если товары взаимодополняемые, то перекрестная эластичность между ними отрицательна. 

Эластичность предложения, так же как и эластичность спроса, определяется прежде всего по цене, по формуле, аналогичной формуле  определения эластичности спроса. Предложение  может быть эластичным, если коэффициент  эластичности больше 1 и неэластичным, если коэффициент эластичности меньше 1. Коэффициент ценовой эластичности предложения, как правило, имеет положительное значение. 

На эластичность предложения оказывают влияние  цена товара, число товаропроизводителей на рынке, потребительские ожидания (как ценовые, так и неценовые), значимость товара для потребителя, величина налогов, удельный вес стоимости  определенного товара в доходе потребителя  и т.д. 

Предложение менее, чем спрос, адаптируется к изменению  цены, поскольку оно связано с  изменениями производственного  процесса. Поэтому при оценке эластичности предложения по цене огромное значение имеет фактор времени. В краткосрочном  периоде предложение неэластично. В среднесрочном периоде эластичность предложения повышается. В долгосрочном периоде предложение, как правило, эластично. 

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. При увеличении производственных издержек предприятие  вынуждено повышать цены продукции, и чтобы узнать, как потребители  отреагируют на этот шаг и правильно  выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластичность спроса и  предложения на данный товар. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Эластичность спроса и предложения важно знать  и при разработке налоговой политики. В зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое  бремя будет распределяться по-разному  между производителями и потребителями  продукции. Если более эластично  предложение, то налоговое бремя  ляжет в основном на потребителя, и наоборот. 
 

Список использованной литературы 

  

Акопова Е.С., Воронкова  О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007. 

Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008. 

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. 

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005. 

Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2008. 

Спиридонова И.А. Экономическая  теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 

1. Спрос и его  кривая. Закон спроса  

2. Виды спроса 

3. Факторы изменения  спроса 

4. Совокупный спрос 

5. Эластичность спроса 

Заключение 

Список литературы 

 Введение 

В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся  необходимая обществу продукция, оказываются  различные услуги. На предприятии  решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. Здесь добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Все это  требует глубоких экономических  знаний. Ведь в условиях рыночной экономики  выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит  высоким доходом высококвалифицированных  работников. 

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально  реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все  это предопределяет выживание и  успешную работу предприятия. В настоящее  время для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее  время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами  сбыта и реализации продукции, которые  знают, что такое спрос и как  он изменяется с течением времени.  

Целью реферата является изучение спроса и закона спроса. 

Исходя из цели, формируются  задачи данной работы:  

1) дать определение  спросу, проанализировать его кривую;  

2) объяснить формулировку  закона спроса; 

3) перечислить виды  спроса и факторы, влияющие  на его изменения; 

4) провести анализ  совокупного спроса;  

5) определить понятие  эластичности спроса. 

1. Спрос и его  кривая. Закон спроса 

Спрос - это количество товаров, которое покупатель хочет  и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем  покупок - как покупателями, так продавцами.  

Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости  между ценой товара и спросом  на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда  цена на него растет. Причины существования  обратной связи между ценой и  спросом следующие: 

- чем ниже цена, тем больше склонность людей,  ранее покупавших этот товар,  купить его еще; 

- более низкая  цена дает возможность людям,  которые ранее не могли позволить  себе покупку, приобрести этот  товар;  

- низкая цена на  товар побуждает покупателей  уменьшить потребление более  дорогостоящих товаров-заменителей. 

Первые две причины  называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную  способность населения. Последнюю  причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения  совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается  при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке  присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения  количества обмениваемых товаров и  их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос  является, по меньшей мере, двуединым  понятием, связывающим количество покупаемого  товара с его ценой. Своеобразие  закона спроса - в обратной зависимости  между ценой и количеством  покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров  будет куплено потребителями. И  наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен. 

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное  убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок  данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями  вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной  тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей  полезности каждой дополнительной покупки  одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным  снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким  образом, закон спроса описывает  две важнейшие особенности рынка: 

- обратную зависимость  между ценой и покупаемым количеством  товаров; 

- постепенное убывание  спроса на любой обмениваемый  на рынке товар. 

Спрос показывает то количество продукта, которое потребители  готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в  течение определенного периода  времени.  Данная количественная зависимость  между ценной и покупным товаром  может, представлена в виде шкалы  спроса, т.е.  таблицы, в которой  выражены параметры покупателя относительно покупки товара в определ ... енный отрезок времени.  
 

Существует отрицательная  или обратная связь между ценой  и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона - при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к  соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.  

В основе закона спроса лежит две причины:  

1) товар при снижении  цены на него дешевеет относительно  других товаров и приобретать   его становится  относительно  выгодно  (эффект замещения);  

2) при снижении  цены потребитель желает приобрести  больше товара  (эффект дохода).  

Закон спроса не действует  в трех случаях:  

1) при антимонопольном  спросе, вызванном ожидаемым повышением  цен;  

2) для некоторых  редких и дорогостоящих  товаров  (золото, антиквариат и т.д.), являющихся  средством помещения денег;  

3) при переключении  спроса на более качественные  и дорогостоящие товары (переключение  спроса с маргарина на масло).  

Функция спроса  от цены  характеризует изменение  величины спроса от цены товара:  

Qd = f (Р). (1) 

Характерные зависимости  между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис. 1). На оси  абсцисс - количество товаров (Q) или  возможный объем их покупки, а  на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd на графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а ее возможность. 

P d 

 pA A 

 pB B 

 pC  C 

 pD D d 

0 qA qB qC qD Q 

Рисунок 1. - График спроса - кривая dd  

Проследить эти  характерные для спроса особенности  можно с помощью нескольких, произвольно  взятых точек на кривой dd (А, В, С, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества возможных покупок товара по этой цене. 

Перемещаясь из одной  точки в любую другую, можно  обнаружить лишь соотношения обратной зависимости цен и возможных  покупок. Точка А - это высокая  цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В - несколько снизившаяся  цена, вследствие чего количество покупок  товара возросло и т.д. Можно представить  процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию  повышения цен и снижения количества продаж.  

Спрос в процессе этого движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен.  

Чтобы понять причины  изменения спроса, необходим анализ неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского  спроса. 

2. Виды спроса 

Спрос - потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная  деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой  спрос по определению платежеспособен, в противном случае это - потребность. Спрос можно также определить как желание и возможность  потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.  

Покупательский спрос - сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические  и региональные особенности. Это  позволяет дифференцировать спрос  по ряду признаков, что облегчает  его регулирование.  

Таблица 1. - Классификация  спроса 

Признак классификации 
Вид спроса  

По числу объектов спроса 
макроспрос - спрос всего населения на 

товарную группу или совокупность товаров  

микроспрос - спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность.  

По состоянию рынка 
негативный спрос  отсутствующий спрос  

скрытый спрос  

чрезмерный спрос 

полноценный спрос  

По формам образования 
потенциальный (закрытый)  

формирующийся 

сложившийся 

нерегулярный (сезонный рекреационный, дневной, часовой) 

отложенный (накапливаемый) 

панический (ажиотажный)  

По тенденциям 
растущий (интенсивный) 

стабилизировавшийся 

угасающим (сокращающийся, спад спроса)  

По покупательским намерениям 
твердосформулированный (жесткий) 

альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный (импульсивный)  

По социально-демографическим  группам потребителей 
спрос лиц (семей) 

спрос половозрастных групп населения  

По месту покупки 
глобальный  

региональный 

городской 

сельский 

базовый 

мобильный  

По степени удовлетворения 
удовлетворенный спрос 

условно удовлетворенный  спрос неудовлетворенный спрос  

По времени формирования и предъявления на рынке 
прошлый 

настоящий 

будущий  
 
 

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает  широкие возможности направленного  воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и  методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности  товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).  

Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление  такого спроса очень важно для  фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о  территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным  органам власти для того, чтобы  контролировать потребительский рынок  и разрабатывать свою товарную политику.  

Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме  скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.  

В целях контроля и прогнозирования спроса также  выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке. Прошлый  спрос - это спрос, реализованный  или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций  и закономерностей, а также выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос - спрос на последующий  период, необходимо прогнозировать его  объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.  

Классификация спроса по названным признакам ориентирует  маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии  конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет  осуществлять многопараметровую сегментацию  рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.  

3. Факторы изменения  спроса 

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где  на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может  быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения  количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.  

К числу таких  факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли  служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей  снизились, то при тех же ценах  товаров возможный объем покупок  снизится. 

Во-вторых, изменения  количества купли-продажи товаров  по тем же ценам может произойти  под воздействием фактора так  называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут  быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количест ........ eft">полноценный спрос 
 

По формам образования 
потенциальный (закрытый)  

формирующийся 

сложившийся 

нерегулярный (сезонный рекреационный, дневной, часовой) 

отложенный (накапливаемый) 

панический (ажиотажный)  

По тенденциям 
растущий (интенсивный) 

стабилизировавшийся 

угасающим (сокращающийся, спад спроса)  

По покупательским намерениям 
твердосформулированный (жесткий) 

альтернативный (мягкий, компромиссный) спонтанный (импульсивный)  

По социально-демографическим  группам потребителей 
спрос лиц (семей) 

спрос половозрастных групп населения  

По месту покупки 
глобальный  

региональный 

городской 

сельский 

базовый 

мобильный  

По степени удовлетворения 
удовлетворенный спрос 

условно удовлетворенный  спрос неудовлетворенный спрос  

По времени формирования и предъявления на рынке 
прошлый 

настоящий 

будущий  
 
 

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает  широкие возможности направленного  воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и  методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности  товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).  

Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление  такого спроса очень важно для  фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о  территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным  органам власти для того, чтобы  контролировать потребительский рынок  и разрабатывать свою товарную политику.  

Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме  скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.  

В целях контроля и прогнозирования спроса также  выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке. Прошлый  спрос - это спрос, реализованный  или неудовлетворенный за какой-то минувший отрезок времени, его оценка необходима для выявления тенденций  и закономерностей, а также выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка. Будущий спрос - спрос на последующий  период, необходимо прогнозировать его  объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.  

Классификация спроса по названным признакам ориентирует  маркетинг на применение определенной товарной политики и политики цен, на выбор соответствующей стратегии  конкурентной борьбы, организацию направленных рекламных мероприятий, позволяет  осуществлять многопараметровую сегментацию  рынка и требует от фирмы проведения необходимых дифференцированных действий по регулированию спроса.  

3. Факторы изменения  спроса 

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где  на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может  быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения  количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.  

К числу таких  факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли  служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей  снизились, то при тех же ценах  товаров возможный объем покупок  снизится. 

Во-вторых, изменения  количества купли-продажи товаров  по тем же ценам может произойти  под воздействием фактора так  называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут  быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как  возрасти, так и снизиться вне  прямой зависимости от уровня цен  покупаемых товаров. 

В-третьих, объем  многих товаров, покупаемых потребителями  вне зависимости от цены, может  измениться, например, от наличия или  отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос. 

В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие  неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть  конкуренция покупателей, а также  специфика покупательской психологии (эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.). 

В-пятых, увеличение числа потребителей на рынке обусловливает  повышение спроса. Так, повышение  рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для  детей, детские социальные учреждения и т. д.  

P  

Q 

Рисунок 2. - Изменение  спроса под воздействием неценовых  факторов 

На графике (рис. 2) отражено влияние неценовых факторов. Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая  изменение количества спрашиваемых товаров по той же цене. 

Повышение спроса, вызванное  тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх.  

И наоборот, если неценовые  факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать  его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. Линия dd - возросший спрос, где все точки А, В, С, D на кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене.  

Линия d"d" соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точки А", В", С", D" соответствуют сократившимся продажам товаров спрашиваемых.Таким образом, функцию спроса можно записать следующим образом:  

D = f (P, Z1, Z2, ... ZN), (2) 

где Р - цена единицы  товара; Z1, Z2, ... ZN - неценовые факторы. 

4. Совокупный спрос  

Совокупный спрос - это связь между совокупным объемом  выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 3). 

Уровень цен 

P  

AD 

0 Y  

Количество товаров 

Рисунок 3. - Кривая совокупного  спроса (AD) 

 Кривая совокупного  спроса показывает количество  товаров и услуг (Y), которое  потребители (домашние хозяйства,  фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом  возможном уровне цен (Р).  

Совокупный спрос  в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в  экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями  и государством, и общим уровнем  цен в экономике.  

В структуре совокупного  спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:  

1) совокупный спрос  домохозяйств - потребительский спрос  (C);  

2) спрос фирм на  инвестиции (I); 

3) спрос на товары  и услуги со стороны государства  (G);  

4) чистый экспорт  (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары. 

Итак, AD = C + I + G + Xn. (3) 

Можно выделить ценовые  и неценовые факторы АD. Ценовые  факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку. 

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых  факторах) влияет на объем совокупного  спроса и обуславливает движение по кривой AD.  

К ценовым факторам относятся следующие: 

1) Эффект реального  богатства (эффект реальных кассовых  остатков) или эффект Пигу. 

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную  способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и  побуждает к сокращению потребительских  расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается. 

2) Эффект процентной  ставки или эффект Кейнса. 

Рост уровня цен  заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому  покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, по основному макроэкономическому уравнению:  

Y = C + I + G + X. (4) 

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y); 

3) Эффект импортных  товаров или эффект Флеминга. 

Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с  внутренних товаров на импортные  и сокращает экспорт. В экономике  данной страны снижается чистый экспорт  и совокупный спрос. 

Неценовые факторы  сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы  не зависят от изменения уровня цен  Р, но под их влиянием происходит изменение  спроса, поэтому результатом будет  сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 2). 

Совокупный спрос  можно отразить через основное макроэкономическое уравнение: 

Y = C + I + G + Xn. (5) 

 К неценовым  факторам, влияющим на совокупный  спрос, относится все, что воздействует  на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый  экспорт (Xn).  

Факторы, воздействующие на C:  

- уровень благосостояния  населения; 

- ожидания (изменения  уровня цен, изменения доходов)  потребителей; 

- налоги; 

- трансфертные платежи; 

- процентная ставка. 

Факторы, воздействующие на I: 

- ожидания инвесторов; 

- процентная ставка; 

- налоги; 

- трансфертные платежи; 

- новые технологии. 

Факторы, воздействующие на G: 

- государственные  закупки. 

Факторы, воздействующие на Xn: 

- объемы ВНП в  других странах; 

- величина ВНП  в данной стране; 

- валютный курс  национальной денежной единицы. 

 P AS 

P2 AD2 

P1  

AD1 

0 Y1 Y2 

Рисунок 4. - Влияние  неценовых факторов на совокупный спрос  

Уравнение количественной теории денег: 

M V = P · Y. (6)  

Из уравнения видно  еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения  денег между секторами экономики.  

Итак, AD является функцией М и V, AD = f (M, V). Влияние вышеперечисленных  неценовых факторов на совокупный спрос  в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и  скорости обращения денег. 

5. Эластичность спроса 

Эластичность - одна из самых важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности дает ответ на вопрос о том, на какую  величину изменится объем спроса и предложения при изменении  цены.  

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Примером может служить  эластичность спроса по цене, или ценовая  эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар  при изменении его цены на один процент. 

Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: 

, (7) 

где Q - изменение  величины спроса, %; Р - изменение цены, %; 

Скачать полный текст работы


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


наш партнер www.allbest.ru