На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мода как социально-психологическое явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации.
 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего. Профессионального образования.

Челябинский Государственный  Педагогический Университет.
(ФГБОУВПО «ЧГПУ»)
Региональный  институт педагогического образования и  дистанционного обучения.
Контрольная работа.
На тему: Мода как социально психологическое  явление .    
Выполнила студентка 1курса.
Заочного отделения РИПОДО.
Направление:Психолого-педагогическое образование. 
Профиль « Психология и педагогика дошкольного  образования».
Территория  ЦУД.с.Октябрьское.
  Ф. И.О. студента.Камышная Вера Васильевна .         
Проверил:Жукова Марина Владимировна, к.п.н, доцент.
Общая Эксперемнтальная и социальная психология.
 
 
 
 
Содержание.

Введение

Глава 1. МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

Глава2. Мода как социаль ный феномен

Глава3Мода – явление массовой психологии

 
Введение
Мода  – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение  современного человека. Она отражает функциональные потребности человека – творческое стремление к воспроизводству  индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой.

Глава 1. МОДА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

 
 
Мода –социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности. 
      Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии. 
      .
На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда  существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить яркие цветные ткани. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Например, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом. Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки:
1.     В обществе должны существовать различия между социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).
2.     Представители низших слоев стремятся занять более высокое положение в обществе и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты: 
 

1)        динамичность;
2)        социальная дифференциация и мобильность;
3)        открытость (развитые каналы коммуникации);
4)        избыточность (развита система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).
Мода представляет собой  процесс, постепенно развивающийся  внутри старых социальных форм. Появление моды в XII—XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых формах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов стали городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Именно в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, ориентированного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды были прежде всего двор короля и дворцы придворной знати. Социально значимое значение мода приобретает в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота, когда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены прежние границы и запреты и стало развиваться массовое производство, позволяющее удовлетворять потребности в разнообразных и дешевых товарах для массового потребителя, возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов.
Г. Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп — эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Таким образом, модные стандарты и образцы постепенно «просачиваются» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом — так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначить вновь и сохранить свой статус и отличие от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.
Однако в XX в. элитарная теория моды подверглась критике (в частности, американским социологом Г.-Дж. Блумером) за преувеличение роли элиты в процессе функционирования моды. Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества — джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: «Кто пренебрегает улицей — глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет».
Неустойчивое социальное положение явилось причиной столь  активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX—XX вв. и молодежи во второй половине XX в.
Мода является социальным регулятором, демонстрируя, с одной  стороны, социальное неравенство в  обществе, обозначая различия между  социальнымигруппами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.), с другой стороны, мода сглаживает различия между социальными группами, являясь фактором демократизации современного общества.
Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием. Еще в XIX в. появились трактовки моды как подражания (Г. Спенсер: «Мода по своей сути является подражанием»). Решающую роль в истории моды сыграли два стимула: уважение и соревнование, которые проявлялись в подражании из уважения и в подражании из соперничества. Подражание из уважения (подражание из-за почтительности) преобладало при абсолютизме, когда вкусы короля становились безусловными модными стандартами. Короли и их приближенные были законодателями моды — ярким тому примером был «Король — Солнце» — король Франции Людовик XIV. В буржуазном обществе эта роль переходит ко всем, кто на виду: в XIX в. подражали актерам (Тальма, М.Таль-они, С.Бернар), поэтам (лорду Дж.Байрону), политическим деятелям (С.Боливару, Дж. Гарибальди), в XX в. — кинозвездам, популярным поп- и рок-музыкантам, политикам, топ-моделям.
Наряду с подражанием  существует и противодействие отдельных  лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в.
В основе подражания лежит  имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация — внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды проявляется уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. — хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж». Антимода часто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции. 
  Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная, компенсаторная функция моды. Американский социолог Дж. К. Гэлбрейт указал на то, что обладание модными стандартами и образцами связано с определенной психической реакцией. Эти блага вызывают у потребителя чувство личного успеха, равенства с соседями, освобождают его от необходимости думать, вызывают сексуальные потребности, обещают ему престиж в обществе, улучшают его физическое самочувствие, содействуют пищеварению, сообщают внешнему облику привлекательность в соответствии с общепринятыми стандартами, удовлетворяют психические запросы. В противном случае индивид чувствует себя ущемленным, вне нормы.
Принадлежность человека к той или иной социальной или  возрастной группе определяет возможность  выбора его отношения к моде. Модное подражание приобщает личность к  системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем  социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между  личностью и группой, расхождение  их взглядов, желаний, интересов. При  этом личность вынуждена приспосабливаться  к ценностям группы, либо отказываясь  от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального вьщеления, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека.
Последователи моды проявляют  разную степень активности, что дает возможность классифицировать их по признаку модной ориентации . Наиболее активное участие в распространении моды принимают лидеры моды. Лидеры моды не создают ее. Они не появляются до тех пор, пока новая мода не создана. Как правило, создателями конкретной моды являются не ее лидеры. Лидеры — первые распространители модных стандартов и образцов. Выделяют официальных лидеров моды (лидеры интернационального или национального масштаба распространяют модные образцы через средства массовой информации) и неофициальных (лидеры в своей группе). Ранее лидерами моды были короли, их фавориты и фаворитки и придворные. В XIX в. эту роль стали играть актеры и публика в театре, в XX в. — деятели массовой культуры, поэтому их имена и образы использовали в рекламе разнообразных модных товаров (актрисы рекламировали мыло, певцы — шампуни, знаменитые спортсмены — туалетную воду и т.п.). В основе моды лежат именно массовые стандартизированные образцы, так как мода является формой массового поведения.
Моду исследовали и  как психологический феномен, изучая причины ее возникновения и изменения с точки зрения индивидуальной психологии. Мода удовлетворяет важные потребности человека в качестве механизма, разрешающего конфликт между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Г. Зим-мель дал такое определение: «Мода представляет собой некоторую особенную форму из числа тех, путем которых жизнь пытается осуществить компромисс между тенденцией к социальному уравнению и склонностью личности к проявлению своей индивидуальности». Другие исследователи моды делали акцент на психологической функции моды, которая является способом эмоциональной разрядки, удовлетворяет потребность человека в новых ощущениях: «Смысл существования моды — нарушение постепенности развития ряда массовых явлений, периодическое радикальное изменение (один раз в шесть-восемь лет) — это встряска, с помощью которой человек освежает свои ощущения» (Л. Петров). Психологический подход к моде позволяет выявить психологические причины изменения моды: 1) причина сменяемости модного поведения — в психологическом законе «угасания ориентировки»: многократное воздействие приводит к тому, что ориентировочный рефлекс слабеет, гаснет, воспринимаемый образ теряет свое значение (модный объект теряет постепенно ценность современности); 2) новый раздражитель только тогда дает эффект, когда он превосходит «норму адаптации» к прошлым раздражителям. Новый образец может стать модным только тогда, когда прежний образец утратит модные значения. Поэтому важно предложить новое в нужный момент, когда для восприятия нового созреют условия. В истории моды было множество примеров неудачных попыток преждевременно внедрить новую моду. Например, в 1922 г. во Франции провалилась кампания по пропаганде длинных юбок, а в 1969—1972 гг. — попытка ввести в моду длину макси. Великие модельеры обладали чутьем, позволяющим им угадывать тот момент, когда потребитель уже «созрел» для восприятия новых форм. Французская писательница М.Дюрас так, например, написала об известном кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого».
Свою трактовку моды как  психологического явления предложили психоаналитики (З.Фрейд, Э.Фромм, Дж.Флюгель и др.), которые связывали ее возникновение с бессознательными процессами. 3. Фрейд дал такое толкование происхождения моды: «Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости». Психоаналитики трактовали следование моде как способ преодоления чувства неполноценности человека, возникающего в результате неудовлетворенности своим социальным положением. Приверженность моде компенсирует отсутствие престижа: «Изменение в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье — она уже чувствует себя леди» (П.Нистром).
Подобный подход к изучению моды привел и к ее эротической  интерпретации, которая трактовалась как выражение сексуальных потребностей. Дж. Флю-гель предложил теорию «движения эрогенных зон», которая объясняет изменения европейского костюма (прежде всего женского) исходя из того, что мода является важным моментом сексуального соревнования.

2Мода  как социальный феномен.

Феномен моды.

Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».
Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой  соответствующую динамическую потребительскую  практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей  среды), адаптацию модных новинок  применительно к собственным  телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация  «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования  модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.
Нет содержательных признаков, по которым  можно опознать модные объекты. Сравните модные вещи этого года, прошлого десятилетия, столетия. Что общего в их форме, материале – ничего! Мода не имеет  субстанции. Но на всех этапах ее существования  ей присуще стремление обозначить границу  между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, который имеет  тенденцию к постепенной институционализации. Она включает в себя прежде всего появление разнообразных профессионалов в области моды (кутюрье, обозревателей, репортеров, манекенщиц, фотомоделей, мастеров швейного дела и т.д.). Чем отличается модное поле от немодной части социального пространства? В модном поле доминируют две ценности – современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. Модный процесс – это производство символов престижной современности.

Мода как искусство и массовая культура.

Haute Couture (НС)- в переводе с французского "высокое шитье" или более вольный перевод – «высокая мода». Это по сути дела часть искусства. И развивается она по законам искусства, а ее творцы – это художники. Мода же – это часть массовой культуры. Потребителями оригинальных произведений искусства всегда были самые богатые люди, считающие себя элитой общества. Они находятся и в первых рядах потребителей произведений высокой моды. Например, голландский модельер Эдуард ван Рейн долгое время одевал семью Онассисов, королевскую семью Нидерландов, создал в Голландии свой Дом Haute couture.
Создаваемые такими художниками модели уникальны, выполняются в единственном экземпляре, выкройки при изготовлении не используются, почти нет швов, выполняемых на швейных машинках. Для этих моделей используются сверхкачественные ткани. Такие модели оцениваются по критерям изобразительного искусства, где ценится только оригинал, а копия вызывает чувства, варьирующиеся от презрения до возмущения.
Это чистое искусство для искусства. Многие модели предназначены лишь для  показа, даже не предполагается, что  их будут носить в массовом количестве или вообще кто-то выйдет в таких  платьях на улицу. Потребление части  этих моделей богатыми слоями демонострирует лишь возможность утилитарного искусства. Аналогичные процессы мы наблюдаем в живописи, скульптуре: есть произведения, которые интересны только для посмотра на выставках, а есть те, которые используются для украшения домов и офисов. Однако высокая мода - это и лабораторные экземпляры, которые при наличии благоприятных условий могут пойти с определенными коррективами в серию, это источники вдохновения и толчок для размышления массе модельеров, работающих на поток, производящих модели класса pret-a-porter, то есть уже предназначенные для ношения в реальной жизни, а не только на подиуме.
Совершенно иной характер имеет мода. Это процесс массового потребления и массового конструирования границы между «модными» и «немодными». В физическом пространстве высокая мода концентрируется на подиуме, а мода – на улице, в разных общественных местах – театрах, фирмах, университетах и т.д. Это то, что порою называют "уличной модой" Высокая мода и мода соотносятся как искусство и утилитарная массовая культура. Мода начинается там, где появляется массовость моделей. Высокая мода, как и любое искусство, стремится к свободе творчества как отвласти, так и от толпы. Мода наоборот является частью массовой культуры, основа которой – массовый вкус. Сила высокой моды в том, чтобы как можно дальше вырваться вперед, обозначить тенденции будущего с риском быть не понятым сегодня. У Кутюрье те же амбиции, что и у художника. Сила тех, кто делает бизнес на моде - в способности уловить и оседлать поворот во вкусах масс, что дает шанс на большое количество продаж и, следовательно, на высокие прибыли – главный критерий успеха.
Высокая мода и мода имеют размытую границу, на которой находится pret-a-porter (буквально «готовые к тому, чтобы носить») – модели, предлагаемые для потребления в реальной жизни. Это еще не мода, а предложения дизайнеров, направленные к массе потребителей. Амбиции их авторов связаны с превращением в королей толпы, формирующих ее вкус и потребление. А чтобы эффективно править толпой, надо быть очень чувствительным к ее слабостям, надо чувствовать ее чаяния, предрассудки, страхи и надежды. Художник, работающий в области высокой моды, наоборот, стремится оторваться от толпы, воспарить над ней. Он может шокировать ее своей смелостью, игрой вокруг нравственной границы, в моде же это опасный эксперимент.
На  подиум манекенщица выйдет в том, что ей предложит модельер. Последний добьется большего привлечения к себе внимания, если сделает что-то, сильно отличающееся от того, что принято, что приковывает внимание. Поэтому чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность. Модный человек может позволить это лишь в очень ограниченной мере, поскольку мода исключает желание быть белой вороной. Моден тот, кто является самым современным среди «обычных черных ворон».

Структура потребителей моды.

Процесс продвижения модных товаров в  массы натыкается на сопротивление  человеческого материала (новое  принимается разными людьми с  разной скоростью), на различие материальных возможностей следования модным течениям. С точки зрения скорости принятия и усвоения модных моделей, потребители  делятся на ряд групп: 
«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы» и т.п.). Это самая малочисленная группа потребителей (А.Гофман 1994: 92). Это тонкий слой, частично смыкающийся с творцами, но не имеющий звездного ореола. В него входят те, кто рискует первыми купить и использовать новую вещь не на подиуме или на сцене, а в реальной жизни. 
«Лидеры» («местные лидеры»). Их отличает особое внимание и уважение со стороны окружающих (А.Гофман 1994: 92). Лидеры - это местные авторитеты, не склонные к риску и отбирающие у инноваторов наиболее приемлемые для своей субкультуры модели. Лидеры могут удивить массу, но смеяться над ними вряд ли будут. Они используют то, что имеет реальный шанс войти в моду. 
«Раннее большинство» («подражатели» «ранние последователи») (А.Гофман 1994: 92). Подражатели («раннее большинство») - это те, кто составляет массу «модных людей». По ним можно судить о том, что «сейчас в моде». Именно эта группа приносит основной доход от продажи модных товаров. 
«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы») (А.Гофман 1994: 92). характеризуются определенным консерватизмом, стремлением «быть как все», боязнью оказаться немодной «белой вороной». Они подключаются к модному потоку, когда он захлестнул массы, а потому обречены плестись в хвосте. 
«Традиционалисты» («отстающие»). Для их потребления характерна ориентация прежде всего на традицию (А.Гофман 1994: 92). Традициналисты не менее смелы, чем пионеры: они не боятся сойти за «белых ворон» и вызвать насмешки. Правда, пионеры отрываются от массы, забегая вперед, а традиционалисты отстают от нее, следуя моде прошлых лет.
Иерархии  групп, участвующих в конструировании  моды, соответствуют фазы жизненного цикла товара. Пионеры потребляют товар на его исходной фазе, для  которой характерен ограниченный тираж  модели и неопределенность ее судьбы. Ранее и позднее большинство  располагаются по обе стороны  вершины синусоиды, отражающей максимальное число последователей модной нормы, что совпадает с максимальным спросом на модный объект. Традиционалисты - это низший участок синусоиды: здесь  ограниченное число потребителей залежавшегося  некогда модного товара.

Фазы движения моды.

Мода  – это процесс, который имеет  несколько фаз. В принципе это те же фазы, которые характерны для любого иного товара и описывают его жизненный цикл. Первая фаза – производство моды. Она включает ряд этапов. (1) Идеальное (духовное) производство - разработка новых моделей, которые первоначально могут существовать лишь в форме рисунков, чертежей, описаний. Эту функцию выполняют модельеры, конструкторы, архитекторы, композиторы, поэты и т.д. (2) Материализация моделей. Эта функция выполняется либо индивидами либо специализированными организациями: домами моделей, опытными мастерскими и т.п.
Вторая  фаза – распространение модных вещей и стандартов поведения. Это процесс предполагает доведение модных моделей до максимально широкой публики. Этот процесс также включает ряд этапов. (1) Распространение имиджа объекта моды и стандарта потребления. Это осуществляется через прямую и скрытую рекламу. (2) Распространение материальных объектов моды, которые появляются в виде товаров в магазинах, в виде услуг, доступных в большинстве населенных пунктов. Предложение рождает спрос.
Третья  фаза – потребление модных вещей. На этой фазе люди, купившие объекты моды используют их для демонстрации своей принадлежности к модному процессу.

Сопротивление моде.

Модный  процесс определяется лишь при наличии  друго процесса потребления, противостоящего ему. Сопротивление моде проявляется в разных формах.
Немодные объекты характеризуются невосприимчивостью к влиянию моды. К этой категории относится прежде всего традиционная, особенно фольклорная культура. В любом обществе значительная часть населения равнодушна к моде, не замечает ее, отдавая предпочтение классическим или традиционным объектам потребления.
Антимода – это разновидность контркультуры, представляющая собой вызов моде, возникающий в прямом диалоге с ней, являющийся реакцией на нее. Сторонники антимоды конструируют свою идентичность, публично отвергая господствующую моду: «Мы не такие, как все» или «Мы можем себе позволить быть иными!».
Утилитаризм – это наиболее распространенный вариант антимоды, представляющий собой ее острую критику с позиций экономической рациональности. Это течение акцентирует внимание на том, что мода непрактична, ведет к бессмысленной трате как национальных, так и индивидуальных ресурсов.
Натурализм – это разновидность сопротивления моде с позиций защиты здоровья и естественности. Его сторонники критикуют моду за то, что она толкает к потреблению товаров либо вредных для здоровья, либо порождающих противоестественное поведение.
Феминизм – это сопротивление моде с позиций идеологии женского движения за равноправие. По содержанию феминистская критика во многом совпадает с утилитаристской и натуралистской, однако отличается своей идеологической базой. С точки зрения феминизма, господствующая патриархатная система с помощью моды поддерживает извечное господство мужчин, вынуждает женщин тратить свои ресурсы и здоровье, следуя на поводу мужских вкусов.
Консервативный скептицизм (Davis: 178) – это сопротивление натиску новой моды с позиций приверженности моде уходящей. Характерный аргумент консерватизма: «Эта мода не для меня».
Субкультура меньшинств – это механизм противодействия моде с целью воспроизводства особой идентичности членов этих групп. Для этого типа характерно культивирование особых форм потребления, которые обеспечивают воспроизводство социальной границы, отделяющей их от большинства. Это характерно для части национальных и религиозных меньшинств, гомосексуалистов.
Контркультура – это сопротивление моде с позиций отрицания самого широкого спектра элементов господствующей культуры (ее норм, ценностей, языка знаков и символов). Среди объектом отрицания оказывается и «большая мода».

Глава3Мода – явление массовой психологии

 
    Каждая уважающая себя женщина старается одеваться модно. Однако мода моде рознь! Есть мода авангардная, есть умеренная, есть консервативная. И каждое из направлений имеет своих преданных поклонниц, в зависимости от психологии женщины. Да-да, мода – явление массовой психологии, и от этого никуда не денешься. Около 80% женщин стараются не выделяться из толпы и избегают экспериментов с одеждой.
    По восприимчивости к новым модным идеям нас, потребителей, официально разделяют на три группы. Этот психологический настрой потенциальных клиентов и диктует сегодня ассортимент любого крупного мультибрендового магазина. Согласитесь, что чувство гармонии складывается из душевного и телесного комфорта. Причем телу для ощущения удобства нужно гораздо меньше, чем душе. Однако сегодня мы все чаще спешим в магазин, чтобы приобрести очередную кофточку, новые туфельки, еще одни джинсы. Мы стараемся прикупить актуальные в этом сезоне вещи взамен “старых”, впрочем, еще совсем не сношенных. И делаем это как раз для души.
    Так откуда приходит мода? Знаменитый английский дизайнер, “первая леди вечернего платья” Дженни Пэкхэм как-то откровенно рассказала, что черпает идеи в самых неожиданных местах. Одна из идей, например, была придумана после покупки антикварной куколки-балерины на… блошином рынке. А ведь в число поклонниц таланта модельера входят настоящие звезды мировой величины: Николь Кидман, Мэрайя Кэрри, Кэмерон Диас. Кстати, актриса Кэмерон Диас была в платье от Дженни на церемонии вручения “Оскара”.
    Люди с улицы чтоб быть красивыми вдохновенно наряжаются, опираясь на модные тенденции с мировых подиумов. Улица и подиум — эти два мира постоянно и активно влияют друг на друга. Из чего рождается уже совсем другая история. История модного разделения общества. Новая мода — это разрушение старого канона. Для того чтобы создать новое, необходимо отказаться от привычного. Процесс этот идет очень быстро и поэтому далеко не все способны воспринять тренд в тот момент, когда он только появляется на подиумах. По статистике, это лишь 10% всех потребителей. Основная же группа составляет 80%. Приветствуя новую моду в целом, она никогда не позволит себе удариться в крайности. Оставшиеся 10% женщин это те, кто не хочет ничего менять в своем облике. К какой категории относитесь вы?
    Авангардная мода
    Поклонники авангардной моды, как явления массовой психологии, приветствуют все новое. Они ищут нестандартные пропорции, непривычный крой, высокотехнологичные материалы и новые сочетания. Авангардисты приветствуют эксцентричность костюма и искренне считают, что одеваются очень стильно и красиво. Мимоходом поражая неподготовленные умы окружающих.
    Эти люди способны первыми понять и воспринять новые идеи в моде, едва те появились на подиуме. Они с удовольствием и кардинально меняют образ, стараясь быть непохожей на себя прошлогоднюю. Авангардисты  всегда в курсе последних тенденций и с удовольствием примеряют самые острые новинки на себя. Если относитесь к этой группе, то вы особый потребитель. Для вас нет идеалов, эталонов и образцов, вы сами создаете свой стиль. И не только свой, зачастую становясь примером для подражания. Именно таких покупательниц больше всего любят модельеры, их выбирают своей музой. Они всегда заметны и, где бы ни появились, привлекают к себе внимание. Самое большое огорчение для них — увидеть такую же вещь на ком-то еще. Лучше всего вкусам авангарда соответствуют марки Comme des Garsons, Viktor&Rolf, Vivienne Westwood, Balenciaga, Kenzo, всегда предлагающие идеи шокирующие и провокационные.
    Традиционно очень любят выразительно одеваться итальянки. Некий общий вкус нации находит свое выражение и в работе модельеров и дизайнеров с Апеннин. В последние десятилетия именно итальянский стиль играет ведущую роль в создании облика нашей остромодной современницы. Кому неизвестны имена Prada, Roberto Cavalli, Dolce&Gabbana?
    Умеренная мода
    Представительницы этой группы воспринимают модные идеи массовой психологии, но не сразу, а чуть погодя. На их вкусы ориентированы почти все марки pret-a-porter и масс-маркет. Женщины, входящие в это самое многочисленное модное сообщество, составляют около 80%. Они не спешат одеваться в самое новое и чересчур модное. Они внимательно и осторожно относятся к эпатажным новинкам, предпочитая, чтобы их вначале опробовали другие смельчаки. И только когда модная идея “уходит с подиума в народ”, принимают ее всей душой. Для них важно оглянуться на улице и увидеть женщин, одетых так же модно и прекрасно, как и они сами. Лучше всего чаяниям этой группы потребителей соответствует американский стиль с его концепцией — одежда, неподвластная времени, удобная, комфортная и спортивная. Среди любимых брендов: Bill Blass, Calvin Klein, Donna Karan и Hugo Boss.
    Также эти практичные и в меру консервативные модницы, которые редко делают спонтанные покупки, любят типично французских модельеров. Так же как и все марки, умеющие всегда очень тонко обыграть классику. Или добавить изящные оригинальные акценты к, казалось бы, привычным вещам, не одно десятилетие занимающим место в гардеробе каждой женщины. Это все знаменитые Дома моды: Chanel, Christian Lacroix, YSL, Celine, Givenchy. К ним относятся и итальянские марки Valentino, Armani, известные своей элегантностью. Умеренная в моде женщина знает, как быть красивой, но при этом не выглядеть вызывающе.
    Консервативная мода
    Приверженцы традиций принимают только проверенные временем модели и привычные конструкции, давно ставшие классикой. Они боготворят колорит, сдержанность и простоту. И искренне считают, что именно так и надо одеваться! Модницы этой категории годами не меняют свой гардероб. А если и решаются на покупку обновки, то либо ищут те же самые модели, либо приобретают очень похожие из нового модельного ряда. Для них не создают специальных коллекций, но, формируя ассортимент магазинов, учитывают желания и этой группы покупателей.
    Кстати, в нее входят далеко не самые бедные и обделенные вкусом дамы. Просто таково уж свойство их характера. Они раз и навсегда находят свой стиль и после хранят ему верность всю жизнь, оставаясь преданными одному модельеру, одной идее, определенным магазинам. Традиционно в восприятии новинок моды консервативны финны. Производители и владельцы магазинов одежды с удивлением отмечают, что одна и та же модель может пользоваться стабильным спросом в Финляндии на протяжении семи лет. Хотя в других странах “срок жизни модной идеи” значительно короче — всего три года. В первый год ее считают авангардной и скорее подходящей для подиумов и модных показов, чем для жизни. На второй год мода выходит на улицы, и большинство старается выглядеть актуально. На третий год мы донашиваем купленное в прошлом сезоне. В соответствии с соотношением 10—80—10 (авангард – умеренность – консерватизм) создаются коллекции в таких огромных сетях магазинов, как Н&М, Mango, Top Shop, Marks&Spenser, С&А, Benetton, Zara, s.Oliver, Karen Millen.
    В принципе, большинство женщин знают, как надо одеваться, чтобы было красиво. Но не всем хватает смелости выйти на улицу в эпатажном наряде. Тут сказывается влияние моды – явления массовой психологии. Большое значение на гардероб оказывают возраст, социальный статус, профессия. Но наибольшее влияние оказывают эмоциональное состояние и молодость души. Может, иногда стоит одеть по настоящему модную вещь и немножко эпатировать окружающих? 

Библиография  по теме "Мода как социальный феномен".

    Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984;
    Гофман А. Мода и обычай //Рубеж: альманах социальных исследований.1992. Вып.3. С.123- 142.
    Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994
    Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.
    Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.
    Зиммель Г. Психология моды // Научн. обозрение. 1901, № 5.
    Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, 1904.
    Зомбарт В. Современный капитализм. Т. II, М., 1904.
    Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892;
    Спенсер Г. Начала социологии (обрядовые учреждения). Киев, 1880.
    Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Республика, 1994.
    Blumer H. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. N. Y., 1968. Vol. 5.
    Bourdieu P., Delsaut Y. Le couturier et sa griffe, contribution a une theorie de la magia.ARSS, 1975.
    Campbell C. The Sociology of Consumption //D.Miller (Ed.).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.