На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100031


Наименование:


Курсовик Тема: «Особенности развития воображения детей 4 7 лет»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 31.10.2016. Сдан: 2016. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»


Курсовая работа
По предмету детская психология.



направление подготовки:
педагогическое образование
профиль дошкольное образование
студентка 2 курса




г. Комсомольск-на-Амуре, 2015


Тема: «Особенности развития воображения детей 4 – 7 лет»
Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема особенностей развития воображения детей 4- 7 лет
в трудах зарубежных и отечественных психологов 5
1.1. Определение специфики воображения и его развития 5
1.2. Психологические особенности воображения у детей 13
Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей
старшего дошкольного возраста 21
2.1 Организация, задачи и методы исследования 21
2.2 Формирующий эксперимент 23
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 25
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения


Введение

Актуальность темы. Воображение является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определение сущности механизмов воображения.
Исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе. Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд разработали психодиагностические тесты на выявление уровня развития креативности, творческого воображения.
О необходимости использования в обучении дошкольников и их подготовке к школе методов, соответствующих возрастным особенностям, говорилось в выступлениях А.М. Леушиной, Э.А. Александрян, Д.В. Менджерицкой, В.Н. Аванесовой.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является, неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведение в целом.
Целью исследования является изучение особенностей развития воображения детей 4 – 7 лет.
Объект исследования – воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенностей развития воображения детей 4 – 7 лет.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить на теоретическом уровне особенностей развития воображения детей 4- 7 лет в трудах зарубежных и отечественных психологов;
2) исследовать на базе МОУ ДО «Детский сад Родничок» (Индустриальный район, г. Хабаровска) воображение детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить наличие зависимости успешности выполнения тестов от специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Используемые методики:
1) методика Е. Торренса "Неполные фигуры"
2) упражнение "Три краски"
3) модифицированный тест Роршаха
4) упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")
Таким образом, проблему развития воображения необходимо обозначить в качестве самостоятельной и важной проблемы в психологии развития и педагогической психологии.
Нами было изучено влияние психолого-педагогических условий на развитие воображения у дошкольников в возрасте 6 – 7 лет. Исследование проводилось на базе МОУ ДО «Детский сад Родничок» (Индустриальный район, г. Хабаровска). В эксперименте принимали участие дети в возрасте 6-7 лет, количество участников – 30 человека из них 15 экспериментальная группа и 15 контрольная группа.


Глава I. Проблема особенностей развития воображения детей 4- 7 лет
в трудах зарубежных и отечественных психологов
1.1. Определение специфики воображения и его развития

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае в современной науке" (там же, с.345-346).
Традиционно (С.Л. Рубинштейн, 1946; А.В. Петровский, 1977; А.Я. Дудецкий, 1969, 1974; Л.С. Коршунова, 1979 и др.) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяется, как правило, на воссоздающее и творческое .Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих описанию; творческое - на создание новых образов.
Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.
Само понятие "творческое" предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А.В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» (1977,с.345).
Такое определение согласуется с гегелевским понятием "продуктивное воображение". В нем подчеркивается активность процесса воображения, направленность его на получение определенного продукта, каковым является решение стоящей перед субъектом задачи. Гегель писал: "Высшая способность воображения... состоит на службе не случайных состояний и определений души, а на службе идей и истины духа вообще. Она отбрасывает случайные и произвольные обстоятельства наличного бытия, сосредоточивает внимание на его внутренней и существенной стороне, формирует это существенное и выражает его в образах" (1973, т.4, с.156).Уровень же развития продуктивного воображения может как раз характеризоваться новизной идей и их оригинальностью.
При этом и сами задачи, в решение которых включается воображение, обладают определенной спецификой. А.В. Петровский отмечает, что работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемой ситуации (М. Беркинблит, А. Петровский, 1968).
Некоторые открытые задачи допускают конечное количество вариантов решения и возможность найти их логическим путем. Так, тест на использование предметов может быть достаточно успешно выполнен путем перебора признаков предмета и нахождения возможных способов использования каждого из них. Например, при решении задачи на придумывание возможностей использования кирпича можно выделить его вес (тогда использовать как пресс, как оружие), цвет (рисовать им, посыпать для красоты садовые дорожки) и другие признаки, подбирая к ним варианты использования.
Другой же класс открытых задач предполагает фактически неограниченное разнообразие вариантов ответов, например, дополнение рисунков, сочинение рассказов, составление предложений с обязательным использованием 2-3 заданных слов и т.д. Именно они, прежде всего, и являются задачами на воображение, так как создают максимальную неопределенность ситуации. Безусловно, воображение может включаться в самые разные виды деятельности, в решение самых различных задач, но всегда оно появляется там, где есть прямая задача или "подзадача" открытого типа и где решение - один из возможных вариантов правильного ответа.
Характеристика процесса решения задач с точки зрения оценки креативности каждого из этапов была дана в работах ряда психологов (Л.С. Выготский, 1956; А.Н. Леонтьев, 1959; П.Я. Гальперин, 1950; А.Р. Лурия, 1973; О.К. Лихомиров, 1969; Я.А. Пономарев, 1976).
А.Р. Лурия (1973) выделяет несколько этапов решения задачи. Прежде всего, необходимо ее наличие, т.е. цели, данной в определенных условиях. Субъект должен сначала сориентироваться в этих условиях, чтобы наметить конкретные пути для достижения цели. В соответствии с этим А.Р. Лурия выделяет первый этап решения - ориентировка в условиях задачи. Второй этап описывает как "выбор одного из альтернативных путей решения и армирование общего пути (схемы) решения задачи, который делает некоторые ходы более вероятными и оттесняет все неадекватные альтернативы" (там же, с.310). Это этап построения стратегии решения, идет отбор средств и операций, необходимых для реализации намеченной стратегии: этап выбора тактики решения. И, наконец, осуществляется реализация избранных стратегии и тактики, которые и представляют собственно этап решения задачи, нахождения ответа на (поставленный в задаче вопрос. На этом этапе основное - использование выбранных средств и операций.
Именно первый акт предполагает реализацию творческих потенций и интересов субъекта. В то время как второй и третий акты лишь актуализацию исполнительских возможностей личности.
Если воображение имеет свою специфику, то она должна проявляться в особенностях решения открытой задачи, т.е. воображение должно иметь особую форму собственной организации. В.В. Мантатов подчеркивает, что воображение должно характеризоваться "использованием конструированных условных форм для отражения внутренней и существенной стороны явлений" (1980, с.95).
Большинство авторов (Л.С. Выготский, 1982, т.2; СЛ. Рубинштейн, 1946; А.В. Петровский, 1977; А.Я. Дудецкий, 1974 и др.) отмечали, что специфика воображения заключается в особом перекомбинировании образов, которое характеризуется своеобразным отлетом, отходом от непосредственных впечатлений действительности. Однако комбинирование образов присутствует и в образном мышлении....


Заключение

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:
В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.
Лучше всего, если будет введена специальная программа занятий по развитию детского воображения. Можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.
Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
В результате проведенного исследования было выявлено, что комплексный подход к развитию воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности способствует повышению уровней воображения в группе испытуемых дошкольников.
В частности, на начальном этапе эксперимента было выявлено, что основная масса детей как контрольной, так и экспериментальной групп демонстрируют низкие уровни развития воображения, практически не предоставляют оригинальных образов.
На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой дошкольников проводилась целенаправленная работа по развитию воображения, которая осуществлялась посредством изобразительной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе детей существенно возрос уровень воображения, дошкольники демонстрировали до 12 оригинальных изображений (на констатирующем этапе - только 3 оригинальных изображения).
Это дает возможность говорить о том, целенаправленное развитие воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности способствует повышению уровня воображения у испытуемых.

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. - М.: Наука, 2004. - 206с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.: Просвещение, 2005. - 304с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Логос, 1994. - 212с.
4. Битьянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битьянова - М.: Просвещение, 2005. - 204с.
5. Большой психологический словарь. / Под ред. Т.И. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 434с.
6. Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.: Академия, 2007. - 493с.
7. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. / Р.М. Грановская. - М.: Просвещение, 2006. - 302с.
8. Григорьев, С.И. Основы современной социологии. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 204с.
9. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. - М.: АСТ, 2007. - 342с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. - М.: Инфо, 2006. - 322с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2006. - 344с.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2007. - 204с.
13. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2006. - 304с.
14. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. - 308с.
15. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. / О.Н. Никифорова. - М.: АСТ, 2006. - 112с.
16. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Наука, 2006. - 304с.
17. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии. / Т.И. Пашукова. - М.: АРТ, 2005. - 345с.
18. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов. - М.: Наука, 2008. - 202с.
19. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под. ред. Проф.А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 132с.
20. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ.: Питер, 2006. - 306с.
21. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Фиона, 2004. - 134с.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. - СПб.: Дрофа, 2004. - 202с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Глобус, 2008. - 402 с.
24. Селиванов, В.И. Избранные психологические труды / В.И. Селиванов. - Рязань, 2008. - 244с.
25. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2007. - 266с.
25. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 2005. - 422 с.
27. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. - М.: Логос, 2009. - 304 с.
28. Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология. / Д.А. Шкуренко. - СПб.: Феникс, 2006. - 352 с.
29. Эльконин, В.С. Возрастная психология. / В.С. Эльконин. - М.: Наука, 2006. - 432с.
30. Энциклопедия для детей. / Под ред. О.Н. Зинченко. - М.: Литера, 2005. - 456 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы