На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100050


Наименование:


Курсовик социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 01.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: 64.

Описание (план):


Тема: Социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ………………………………4
1.1. Социально-психологические особенности спортивной команды...………4
1.2. Социально-психологические качества баскетболиста…………………….9
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………14
2.1.Методы исследования……………………………………………………….14
2.2. Организация исследования…………………………………………………20
ГЛАВА III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..21
3.1. Анализ лидерских качеств женской баскетбольной команды…………..21
3.2. Анализ психологического типа в общении спортивной команды….……23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ……………………………………………….27


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изучение социально-психологических особенностей спортивной команды интересно и актуально, тем, что повышение результативности команды, не всегда зависит только от физических и технико - тактических умений и навыков. Победа спортивных команд во многом зависит от таких социально-психологических особенностей, как «командного духа», который основывается в первую очередь на сходстве ценностей, целей и социальных установках и только потом на психологическом сходстве членов команды.
Спортивная команда, как малая группа в социальной психологии представляет собой особый интерес, так как выполняет ряд важных социальных функции, таких как: формирование положительных черт личности спортсмена, закономерностей группового взаимодействия, включая лидерство, сплоченность, совместимость и т.д.
Диагностика таких важных социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу в дальнейшем позволяет спланировать работу по их коррекции и формированию. Оно актуально и потому, что перед тренером, работающим с детско-юношескими командами в любом виде спорта стоит исключительно важная и трудная задача - управление развитием и воспитанием спортсмена, формирование общественно ценных качеств его личности как члена общества. И чем выше уровень спортивного мастерства спортсменов и команд, тем ответственнее и сложнее эта задача, тем выше требование к научному обеспечению тренировки.
Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение. Они уточняют и расширяют научное представление о содержании и структуре психологического климата, о взаимосвязи его с процессами межличностного восприятия, позволяют дать практические психолого-педагогические рекомендации тренерам команд в целях совершенствования и управления психологическим климатом команды.
Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса.
Объект исследования – социально-психологические особенности, занимающихся спортивной игрой в баскетбол.
Предмет исследования – женская баскетбольная команда.
Цель исследования – изучить социально-психологические особенности спортивной команды по баскетболу.
Гипотеза исследования – мы предположили, что полученные результаты в ходе диагностики социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу будут являться важным и необходимым компонентом при формировании общественно ценных качеств спортсмена.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в доступной научно-методической литературе.
2. Подобрать исследовательские методики, соответствующие возрастным особенностям спортсменов, занимающихся игрой в баскетбол.
3. Провести анализ полученных результатов.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ
1.1. Социально-психологические особенности спортивной команды

Спортивная деятельность осуществляется в условиях постоянного взаимодействия с партнерами и соперниками, тренерами и судьями. Поэтому в спортивных командах отчетливо проявляются и социально-психологические закономерности, отражающие общественные отношения. Социально-психологические особенности спортивной команды весьма многообразны. Это и проявление общественного внимания к деятельности спортсменов высокого класса, и формирование положительных черт личности спортсменов, и закономерности группового взаимодействия, включая лидерство, сплоченность, совместимость и другие социально-психологические феномены, это и руководство спортсменами и коллективами, и т. д.
В круг задач, решаемых спортивным психологом входит организация мероприятий по сплочению спортивного коллектива, оптимизация отношений между спортсменами как в индивидуальных, так и в командных видах спорта. Спортивное достижение является результатом скоординированной и согласованной работы большого числа специалистов, ведущих подготовку спортсмена [4].
Спортивная команда определяется как группа с присущими ей социально-психологическими свойствами, эффектами и т.п. Однако команда отличается от группы и традиционно определяется как группа людей, которая должна взаимодействовать друг с другом для достижения стоящих перед ней целей. При этом, как отмечает Н.С. Жеребова, у каждого члена команды обязательно есть свои функции и роли [15].
Основной социально-психологической единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями.
Спортивная команда представляет собой социальную общность, взаимодействующую с другими общностями, находящимися на различных уровнях социальной иерархии. В более крупных по размеру командах, например, существуют также группировки спортсменов, которые по различным причинам испытывают друг к другу чувство привязанности, эмоциональной близости. Их соперники представляют уже другой класс социальных взаимодействий, а сама команда существует в рамках более широкой культурно-этнической среды, состоящей из более крупной общности и т. д. [6].
Даже в отсутствии зрителей спортсмен чувствует на себе «глаза» и «мысли» членов своей семьи, соперников, товарищей по команде. Он также знает, что позже его выступление заслужит либо аплодисменты, либо порицание, недовольство и критику со стороны более крупной и безликой группы зрителей.
Социальные условия и ситуации влияют на выступление спортсмена по-разному. Например, характер и направленность социального одобрения или неодобрения, которое он получает, может повлиять на уровень его самооценки, на его отношение к самому себе.
Более того, именно это давление извне является, по-видимому, той побудительной силой, которая приводит человека в спорт и определяет выбор специфического вида спортивной деятельности.
На характер выступления влияют и социальные факторы каждого соревнования. Например, уровень активации спортсмена перед соревнованием может зависеть от числа болельщиков, которые, по его мнению, будут присутствовать на матче. В определенный момент выносливость спортсмена может определяться восторженной реакцией его болельщиков, а качество его усилий может также драматически измениться в зависимости от характера поддержки и реакции со стороны его товарищей по команде [13].
Успех в спорте способствует приобретению социального статуса. Этот факт иллюстрируется исследованиями играющих детей. В целом, чтобы достичь признания со стороны товарищей в начальных классах, ребенок должен обладать по крайней мере средним уровнем развития двигательных навыков. Если уровень развития навыков выше среднего, то вероятность достижения высокого социального статуса в этом возрасте несколько повышается. Это не следует понимать так, что физическая подготовленность является единственным путем достижения социального статуса у школьников начальных классов [11]....
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературы показал, что на сегодняшний день исследование социально-психологических особенностей спортивной команды в баскетболе является необходимым и значимым фактором для разработки тренировочной программы ряда специалистов, как психологов так и тренеров.
2. Было установлено, что для исследования социально-психологических особенностей спортивной команды подходит методика: определение индекса групповой сплочённости Сишора, оценка психологической атмосферы группы по А.Ф. Фидлеру, диагностика социально психологической адаптации К. Роджерс, Р. Даймонд, Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев.
3. Результаты исследования позволили охарактеризовать женскую баскетбольную команду, группа тренирующихся достигла уровня коллектива, в ней наиболее ценными качествами личности служат; отзывчивость (51%), общительность (48%), инициативность (46%), чувство ответственности (35%), дисциплинированность (27%), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной спортивной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к спорту и характером товарищеских отношений. Социально психологическая атмосфера в группе имеет достаточно высокий уровень. Исследуемая группа также характеризуется положительной атмосферой и климатом. Средний уровень групповой сплочённости (53%) свидетельствет о том, что в данном направлении необходимо разработать ряд мероприятий на её улучшение.
Таким образом, проведенное исследование социально-психологических особенностей спортивной команды по баскетболу, а так же уровня развития ценностно-ориентационного единства группы показало, что примерно у половины исследуемой выборки все эти показатели развиты хорошо, но есть и испытуемые, нуждающиеся в дополнительном развитии и формировании необходимых качеств.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Артаменко Е.Г. Личность юных баскетболистов и целесообразность спортивного совершенствования. / Физическое воспитание студентов. – N4. – 2011. – С. 16-21.
2. Адаир Д. Психология лидерства. - М., 2005. - 352 с.
3. Адаир Д. Эффективное лидерство. - М., 2003. - 320 с.
4. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций - Одесса., 2004. - 127 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. – 365 с.
6. Бабанский Ю.К. Физическое воспитание и всестороннее развитие личности. - М., 2004. - 89 с.
7. Брайент Дж. Кретти. Психология в современном спорте. – М., 2011. – 187 с.
8. Бабушкин Г.Д., Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта». – Омск., 2004. - 83 с.
9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. - М., 2003. - 471 с.
10. Волков Б.С. Возрастная психология. - М., 2005. - 343 с.
11. Гогунов Е.Н., Мртьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000. – 154 с.
12. Джамгаров Т.Т. Лидерство в спорте. – М., 1983. – 80 с.
13. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов на Дону, 2005. - 315 с.
14. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001. - 264 с.
15. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. – Самара, 1999. – 264 с.
16. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. - М., 2004. - 256 с.
17. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000. - 70 с.
18. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде– М., 1984. – 128 с.
19. Крайг Г. Психология развития. - Питер, 2000. - 992 с.
20. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М., 1985. – 224 с.
21. Леонов С.В. Учебно-методические материалы для тренеров по психологической подготовке спортсменов в профессиональном и детско-юношеском возрасте / Молодёжь и общество. – N3. – 2012. – С. – 108-120.
22. Ложкин Г.В., Колосов А.Б. Есть ли «дух» спортивной команды? / Спортивный психолог. – N2. – 2011. – С. 5-12.
23. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе. – М., 1984. – 144 с.
24. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М., 2000. – 448 с.
25. Попов А.Л. Психология – М., 2002. – 336 с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 2002. - 384 с.
27. Сухова А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. - М., 2001. -512 с.
28. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде. - М., - 2000. – 348 с.
29. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. - М., 2002. - 256 с.
30. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 2002. -544 с.
31. Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. – М., 2005. - 160 с.
32. Янг Р. Лидерство в командах. - М., 2004. - 122 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы