На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100053


Наименование:


Курсовик Лидерство в управлении организацией. Лидерские способности руководителя организации.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 01.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНЕСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»


КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И МАРКЕТИНГА В АПК


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория управления»

на тему: «Лидерство в управлении»


Воронеж 2016
Содержание

Введение…………………………………………………………………. ...3
Глава 1. Теоретические основы лидерства……………………………….5
1.1. Сущность и определение понятия лидерства……………………......5
1.2. Подходы и концепции к изучению лидерства……………………...11
Глава 2. Роль и значение лидера в управлении организации………......18
2.1. Формальные и неформальные лидеры……………………………...18
2.2. Соотношение лидерства и управления……………………………...21
2.3. Лидерские качества…………………………………………………..25
Глава 3. Стили управления, применяемые лидерами…………………..29
3.1. Патернализм (матернализм)………………………………………...29
3.2. Оппортунизм…………………………………………………………31
3.3. Фасадизм……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………………40


Введение

Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. А вот руководство – феномен, имеющий место в системе формальных отношений. Причем роль руководителя заранее определена социальной организацией, оговорен круг функций. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения ее нет.
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.
Целью курсовой работы является – изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации.
Объектом работы являются управленческие взаимоотношения и их сущность. Предметом исследования является применение стилей лидерства в процессе управления организацией.
В работе поставлены следующие задачи:
-определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
- изучить теоретические основы лидерства;
- определить роль лидера и руководителя в организации;
- изучить формальные и неформальные структуры управления.


Глава 1. Теоретические основы лидерства
1.1. Сущность и определение понятия лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, то есть обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».
Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений и наказаний – это навык «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.
В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство - это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе.
Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в коллективе лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический».
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть – это потенциал, имеющийся у человека.
Содержание понятия лидерства в управлении организацией...


Заключение

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.
Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация, эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством. При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними. В связи с многообразием феноменов лидерства и руководства их нельзя вместить в рамки курсовой работы. Помимо приведенных в работе теорий, существует множество аспектов данной проблемы.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Стиль руководства напрямую зависит от ситуации.
Большинство руководителей формальных организаций к неформальному управлению относятся отрицательно, считая его результатом плохого руководства. Но неформальные отношения – это явление естественное и от качества общего управления не зависят. Неформальное управление может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.
Таким образом, лидерство играет значительную роль в управлении и тот, кто его осуществляет, является лидером, при этом он должен обладать определенными лидерскими качествами, но ни один человек не способен обладать всем их набором, который и был перечислен в данной курсовой работе. Но лидерство зависит также не только от внутренних характеристик человека, но и от внешнего, жизненного опыта, при этом его решения зависят от ситуации, - этот вопрос был также мной рассмотрен. Некоторые черты лидера позволяют предсказать его успешность, но факт наличия у руководителя высокого уровня развития интеллекта, доминирования, уверенности в себе не означает, что его подчиненные будут продуктивно работать или будут, удовлетворены трудовой деятельностью.
Успешность лидера в значительной степени зависит от согласованности индивидуального стиля с внешней и внутренней средой организации.
В курсовой работе были также выделены основные направления исследования лидерства, концепции. Были показаны на ряде конкретных примеров характерные черты подходов, оказавших наибольшее влияние на развитие теории лидерства. В действительности же разнообразие подходов к исследованию его очень велико. Поэтому изучение оснований их классификации может стать отдельной темой.
К сожалению, лидерство нельзя исследовать, изучить полностью, основываясь лишь на информационных, книжных источниках. Необходимо практическое применение знаний, опирающихся, соответственно, на теоретические.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л.И. Менеджмент: учебник / Л.И. Абалкин. – М .: Финстатинформ, 2013 г. – 352с.
2. Антонов Н.Г, М.А. Пессель. Менеджмент: учебник / Н.Г Антонов, М.А. Пессель. – М .: 2014г. – 248с.
3. Балабанов А.С., Михайлов В.И. «Современный менеджмент. Теория и практика». / А.С. Балабанов. - Санкт – Петербург: Питер, 2000г. – 286с.
4. Беляков А.В., Матвейчев О.А. Большая актуальная политическая энциклопедия. / А.В. Беляков. – М .: Эксмо. 2009г. – 443с.
5. Бункиной М.К. Менеджмент: учебное пособ. / М.К. Бункиной. – М.: 2013г. – 314с.
6. Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пос. / Л.А. Бурганова. – М .: ИНФРА-М, 2013г. – 280с.
7. Вергилес Э. В. «Теории лидерства». / Э.В. Вергилес. – М .: Академический проект, 2013г. – 203с.
8. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. / В.Р. Веснин. – М .: Знание, 1999г. – 223с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. / В.Р. Веснин. – М .: 1998г. – 308с.
10. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. / О.С. Виханский. – М .: Гардарика, 2014г. – 366с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. Гардарика, 1998г. – 328с.
12. Герчикова И.И. Менеджмент: учебник. / И.И. Герчикова. – М .: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014г. – 425с.
13. Доценко Е. Психология манипуляции. / Е. Доценко. – М .: 2015г. – 226с.
14. Дробозиной Л.А, Жукова Е.Ф. Менеджмент: учебник. / Л.А. Дробозиной, Е.Ф. Жукова. – М. : ЮНИТИ, 2014г. – 316с.
15. Жуков Е.Ф. Общая теория управления. / Е.Ф. Жуков. – М .: Инфра – М, 2013г. – 265с.
16. Камаев В.Д. Основам управления. / В.Д. Камаев. – М .: Владос, 2014г. – 275с.
17. Карпов А. В. «Психология менеджмента». / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2013г. – 253с.
18. Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управление». / В.И. Кнорринг. – М .: Норма 2015г. – 217с.
19. Корицкий Э.Б., Нинциева Т.В., Шетов В.Х.. Научный менеджмент: российская история. / Э.Б. Корицкий, Т.В. Нинциева, В.Х. Шетов. – СПб.: Питер, 2014г. – 489с.
20. Кричевский Р.Л. «Психология лидерства». /Р.Л. Кричевский. – М .: Статут; 2014г. – 221с.
21. Кричевский, Р.Л. «Социальная психология малой группы» учебное пособие. / Р.Л. Кричевский. – М.:Аспент пресс, 2013г. – 261с.
22. Кричевский Р.Л.. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. / Л.Р. Кричевский. – М. 1993г. – 185с.
23. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент. / И.Д. Ладанов. – М. 1998г. – 196с.
24. Мескон М.Х. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон. – М.: Дело, 2013г. – 402с.
25. Некрасов Н.А., Типы руководителей – стили управления. / Н.А. Некрасов. – М.: 1992г. – 153с.
26. Попов С., Подволкий Г.. Стиль и методы руководства. / С. Попов, Г. Подволкий. – М.: 2006г. – 177с.
27. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А.. «Управление организацией: Учебник», 2-е издание перераб. и доп. / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА - Москва, 2001г. – 345с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы