На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100130


Наименование:


Курсовик Семья группы риска как социально-педагогическая проблема

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Глава 1. Теоретическое изучение семей группы риска как социально-педагогическая проблема
1.1. Характеристика семей «группы риска»
1.2. Факторы риска, воздействующие на семьи
Глава 2. Эмпирическое изучение семей группы риска как социально-педагогическая проблема
2.1. Методика изучения семьи «группы риска» в условиях средней общеобразовательной школы
2.2. Программа деятельности социального педагога «Семья группы риска» как путь комплексной поддержки ребенка
Заключение
Список используемой литературы?
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Для любого человека семья занимает особенное место в жизни. В семье вырастает ребенок и с первых лет жизни он усваивает нормы человеческих взаимоотношений, впитывая из семьи благо и зло, всё, чем свойственна его семья. Семья считается источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического навыка, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых отношений между людьми. Беря во внимание данное, можно с полным правом считать, что собственно семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Семья - это неотъемлемая основополагающая социально-педагогической деятельности, так как удачное становление и социализация ребенка почти во всем ориентируется семейной ситуацией.
На развитие человека влияет огромное количество разных причин, как биологических, так и социальных. Основным социальным фактором, оказывающим большое влияние на развитие личности, считается семья. В зависимости от состава семьи, от взаимоотношений в семье к членам семьи и общем к находящимся вокруг людям, человек смотрит на мир позитивно либо негативно, сформировывает собственные взоры, возводит собственные отношения с окружающими. Отношения в семье оказывают влияние на то, как человек в дальнейшем станет возводить собственную карьеру, по какому пути он пойдет.
Конкретно в семье индивид получает первый жизненный навык, поэтому чрезвычайно важно в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной либо неблагополучной.
О надобности придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о значимости сочетания знания и опыта гласили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М.И.
Они акцентировали внимание на необходимость исследования семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того сообщества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается либо как первейшая ответственность родителей либо понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено существенное количество семейно-нравственных традиций, поменялось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова брать полную ответственность за воспитание собственных детей, потому что изменившиеся экономические условия принуждают родителей огромную часть собственного времени находить источники к существованию во вред воспитания детей.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с разными типами семей. Хотя первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые в большинстве случаев встречаются в семьях, в которых не поддерживаются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» либо семья «группы риска».
Общественное мнение, средства массовой информации и почти все отечественные исследователи отмечают подъем числа неблагополучных семей, что становится лидирующей среди острых проблем современной России.
Группа семей социального риска имеет необходимость в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Но социальному педагогу отводится главная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, потому что конкретно у него есть возможность оказывать помощь и детям, и родителям.
Объект исследования: семьи «группы риска».
Предмет исследования: содержание и формы социально-педагогической работы с «семьей группы риска».
Цель исследования: выявление специфики работы социального педагога с «семьей группы риска».
Задачи исследования:
1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье группы риска.
2. Социально педагогическая поддержка ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности.
4. Разработка и реализация комплексной программы работы социального педагога с «семьей группы риска», «индивидуального маршрута социально-педагогической поддержки» для конкретной семьи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тренинг, убеждение.
База исследования: МОУ СОШ № 6 г. Майкопа РА.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Глава 1. Теоретическое изучение семей группы риска как социально-педагогическая проблема
1.1 Характеристика семей «группы риска»
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями (Куликова Т. А) выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации, следовательно, от социального климата в своевременной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация, при которой семья и дети стали заложниками экономических и политических преобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств, для развития ребенка: покупки книг, реализации увлечений и интересов, проведения досуга, отдыха, участия в экскурсиях. Это затронуло многие благополучные и относительно благополучные семьи.
В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных подростков. По данным МВД России на учете в органах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Родители 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.
В настоящее время понятие «семья группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
• пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
• устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
• убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
• жестокое обращение с детьми (побои);
• побеги из дома, конфликты со сверстниками [29, с.56].
Для решения вопросов оказания социально-педагогической помощи и поддержки необходимо четко представлять себе контингент таких семей и их психологическую характеристику.
На основе изученной литературы, проведения анкет, бесед, опросов, мы выявили причины возникновении «семей группы риска».
Семьи группы риска характеризуются:
1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.
2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.
3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [1, с.123].
Анализ условий жизни таких семей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.
Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации.
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Целесообразно рассмотреть в данной работе семьи с открытой формой неблагополучия, в частности алкогольные семьи, так как именно они составляют основную массу неблагополучных семей, зафиксированных специалистами.
Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.
В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормально развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и. т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут: снится кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии, способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
В большинстве случаев, члены этих семей не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы социального педагога является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу - сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам [15, с.12].
1.2 Факторы риска, воздействующие на семьи
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам [9, с. 89].
Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой:
а) медико-биологические факторы:
• группа здоровья;
• наследственные причины;
• группа здоровья;
• врожденные свойства;
• нарушения в психическом и физическом развитии;
• условия рождения ребенка;
• заболевания матери и ее образ жизни;
• травмы внутриутробного развития и т.д.
б) социально - экономические:
• многодетные и неполные семьи;
• несовершеннолетние родители;
• семьи, ведущие аморальный образ жизни;
• неприспособленность к жизни в обществе [3, с.18-24].
Наиболее важное и конкретное для работы социального педагога представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска:
1. медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
2. социально - экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);
3. социально-демографические (неполные; многодетные; повторный брак);
4. социально-психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость);
5. криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи) [6, с.110].
С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания:.....
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. - М., 1989.
2. Вохмянин Г.И. Не подлежит оправданию. - М.: Педагогика, 1986.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб, пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. /общ. ред Н.Е. Щуркова. - М., 1989.
6. Гейко В.А. роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. - 1999. - № 3. с.60
7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991 г.
8. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни., М - «Просвещение., 1990.
9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
10. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева. - М.: Академия, 200. - 168 с.
11. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Пер. с чеш. А.В. Можейко; [Предисл.А.И. Кочетова]. - М., 1981. - 174с. - (Родителям о детях).
12. овалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.
13. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
14. Мамнева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. - Просвещение, 1982. - 64 с.
15. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001.
16. Методика и технология Работы социального педагога // под ред. Галагузовой Т.И. - М.: Академия, 2002.
17. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов // под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 1999.
19. Мухина B. C. Возрастая психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
20. Никитин Б.Н. Мы и наши дети. - М., 1988.
21. О положении семей в РФ. - М., 1994.
22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ «Сфера»,2 П.Д.
23. Павленок П. Д Основы социальной работы: учебник-М: Интра-М, 2000. -368(с.154) 001.
24. Семейное воспитание: Хрестоматия /Сост.п.А. Лебедев. - М.: Академия, 001. -408 с.
25. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой - М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2000.
26. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д. р. Киев, 1990
27. Фомин А. Азбука для родителей. - М., 1994.
28. Холостова Е. И, Теория социальной работы: учебник-М: Юристь; 2000. -334с 29. Швардин С.Н. У опасной черты. - М.: Педагогика, 1985.
29. Шульга Т.И., Слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».М., 1999
30. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы