На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100263


Наименование:


Контрольная ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 07.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1.Основные концепции происхождения восточных славян 4
2.Восточные славяне в VI-VIII вв.: расселение, хозяйственный строй и социальная организация славянского общества 10
3.Культура, быт, религиозные верования 16
Заключение 20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Введение
Существующее ныне трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне) является продуктом сложного и длительного исторического процесса, состоящим не только в распаде общеславянского единства и делении славянской территории, но и в расселении славян на обширнейших пространствах и взаимодействием с местным населением.
Восточные славяне ныне - население, говорящее на русском, украинском и белорусском языках. Этому населению свойственны специфические языковые и этнографические особенности, выделяющие его из остального славянского мира. До образования отдельных восточнославянских народов, в раннем средневековье, восточные славяне составляли единую древнерусскую (восточнославянскую) народность, для которой были характерны общий язык и однородная материальная и духовная культура, и которая, в свою очередь, сформировалась в процессе консолидации восточнославянских племен, вышедших в разное историческое время и со своими специфическими особенностями из единого праславянского этноса. Таким образом, восточные славяне - понятие не географическое, а этноисторическое.
Цель работы – рассмотреть уклад жизни восточных славян в VI –IX вв.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. сделать обзор теоретической литературы по истории происхождения и ранней история восточных славян;
2. рассмотреть хозяйство и быт славян;
3. выявить особенности строя военной демократии восточных славян.

1.Основные концепции происхождения восточных славян
Славяне, как многие другие современные народы - германские, романские, иранские, индийские и другие - относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу. Однако вопрос о том, кто такие славяне, откуда пришли, чем занимались, в современной науке остается дискуссионным. Существует масса гипотез не только об исторической «прародине» собственно славянского этноса, но и о прародине индоевропейцев в целом. Эти гипотезы охватывают географическое пространство от Центральной Европы до Центральной Азии и от XII до III тыс. лет до н.э. Первоначальным местом обитания индоевропейцев, по мнению разных исследователей, были: Центральная Азия, Прибалтика, Нижний Рейн, Средиземноморье и Причерноморье. Проблема выявления изначального праславянского ареала столь же сложна, дискуссионна и насущна, как и проблема определения индоевропейских истоков. Когда именно «индоевропейская языковая общность» распадается на отдельные этносы - прагерманский, праславянский, прибалтийский - современное состояние науки не в состоянии дать однозначный ответ. Не исключена вероятность того, что праславяне еще в V в. до н.э. - II в. н.э. выступали на исторической арене древнего мира и упомянуты античными авторами - Геродотом, Титом, Ливием, Страбоном, Птолемеем, Тацитом - под чужими именами («скифов-пахарей», «агафирсов», «будинов», сатматов, иллирийцев, кельтов и проч.). Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности, Л., 1970, стр. 94.
Отметим лишь, что представления о праславянах как едином народе, имевшем общую для родственных племен территорию обитания (не говоря уже о том, была ли эта территория исконной), у древних авторов не сложилась. Труды историков и писателей начала I тысячелетия н.э. (прежде всего готского историка Иордана и византийского автора Прокопия Кесарийского) дают достаточно объемную картину расселения раннеславянских племен.
Итак, существуют две теории происхождения восточных славян. Первая - миграционная теория. Согласно славяне - не коренное население, они мигрировали со своей прародины. Где же была прародина восточных славян? И на этот вопрос нет точного ответа, существует множество теорий: 1) скифско-сарматская, согласно которой наши предки вышли из Средней Азии и расселились в южной части Восточной Европы под именами скифов, сарматов и роксоланов; 2) дунайская (приверженцы которой - Нестор, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.Н. Погодин); 3) висло-одерская; 4) одерско-днепровская, считающие первославянскими археологические культуры от XVII до VII вв. до н.э.; 5) подесская; 6) прикарпатская; 7) среднеднепровская; 8) верхнеокская и др. Большинство исследователей считает, что прорыв в данной сфере научных знаний возможен лишь на основе комплексного исследования каждой заслуживающей внимания теории - как классической, так и нетрадиционной.
Вторая теория происхождения - автохтонная. Согласно ей восточные славяне - коренное население на своей земле, что образовались они на обширной территории Западной Украины, Польши. Первоначально сложились мелкие племена; затем они объединились в более крупные племена и сложились в исторически известные народы, образовали нации, т.е. произошли не от единого пранарода с его праязыком, а наоборот.
IV-VII века нашей эры - это эпоха «Великого переселения народов». Кочевые племена гуннов, аваров, аланов двинулись с Востока в Европу. Из Скандинавии в Причерноморье проникают германские племена готов. Славяне, участвуя в этом мощном миграционном процессе, расселяются на запад (в район Одера) и на восток (в район реки Волхов, правобережья Днепра и Приднестровья). На юге славяне занимают дунайские земли, значительные области Балкан и Пелопоннеса; поднимаются к северу к побережью Балтики. Именно к VI веку н.э. относятся первые достоверные упоминания о славянах
- под именами венедов (венетов), антов, склавинов их описывает готский историк Иордан. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян, М., 1979, стр. 29-32
Таким образом, доказанная на сегодня славянская «древность» - это европейское раннее средневековье, VI - начало XI вв. н.э. Согласно Иордану, по среднему течению Дуная и реки Савы до Днестра и верховьев Вислы жили склавины, а на Востоке - от Днестра до Днепра - находились анты. Возможно, от венедов и отчасти склавинов произошли современные западные славянские народы, а от антов - восточные.
Славяне так же, как и германцы, своими вторжениями способствовали падению рабовладельческого общества и на его развалинах строили новое - феодальное. Захватив значительную часть территории Византии, славяне создали на Балканах раннефеодальные государства - Болгарское, Сербское и Хорватское. У западных славян образуется княжество Само и Великоморавское княжество. К VIII-IX вв. н.э., вероятно, относится и создание первых восточно-славянских государственных объединений (Куявия, Славия, Артания).
Восточные славяне постепенно осваивали занятые густыми лесами пространства современного центра России. Древнейшим его населением были финно-угорские (чудь, весь, емь, эсты, мордва, черемисы, пермь, печора, ямь) и литовско-балтийские (пруссы, голяды, судены, корсы, ятвяги, литва, жмудь, латыши и др.) племена. Разрозненные в политическом отношении и в большинстве своем находившиеся на более низкой, чем славяне, стадии социально-экономического развития, эти племена подчинялись культурному влиянию славян, ассимилировались с ними; уступали без значительной борьбы часть своей территории, уходя на север, северо-восток, запад и северо-запад. Из-за взаимной ассимиляции славянского, угро-финского и балтийского населения все эти племена и народы можно, по мнению некоторых антропологов, считать предками современных русских, украинцев и белорусов.
Однако взаимоотношения восточных славян далеко не со всеми соседями были столь же мирными, как с угро-финами и балтами. На восточных и южных окраинах своей территории славяне постоянно испытывали натиск кочевых племен. Так, уже в ходе упоминавшегося «Великого переселения народов» славяне участвовали в готско-гуннской войне V в. н.э.; после поражения гуннов славяне на краткий срок вновь появились на исторической арене, как самостоятельный этнос, но в VI в.н.э. на них обрушилась новая волна кочевников - авары. Они заставляли славян платить дань Аварскому каганату и даже использовали славянских женщин как ездовой скот.
Однако внутренняя слабость Аварского каганата привела к его быстрому краху: уже в 90-х гг. VIII в. н.э. авары внезапно исчезли с исторической арены (В языке восточных славян осталось лишь выражение: «изгибоша, аки обре», т.е. «погибли как авары»).
В VII-IX вв. н.э. славяне столкнулись с новыми народами - болгарами, уграми (мадьярами), хазарами.
В Приазовье болгары создали даже государственное объединение «Великая Болгария», а хазары в Прикаспии - Хазарский каганат. Вскоре последовало присоединение «Великой Болгарии» к Хазарскому каганату. После этого часть болгар отошла на северо-восток, образовав впоследствии в Поволжье государство «Волжско-Камская Болгария», активно торговавшее с восточными славянами в X-XI вв., а также время от времени становившееся объектом военных походов первых русских князей.
Другая часть болгар перебралась на Балканы и покорила семь славянских племен. Эти болгары быстро ассимилировались со славянским населением и создали новое государство - Дунайскую Болгарию, - ставшее позднее «территорией столкновения интересов» Византийской империи и Древнерусского государства. Расцвет культуры просвещения с Дунайской Болгарии в IX - начале XI вв. оказал большое влияние на культурное развитие соседних государств и народов, в том числе восточных славян.
Хазары же в VIII в. после опустошительного похода арабов отступают из Предкавказья в волжские, донские, донецкие степи, активно осваивая новые пространства. Позже, в первой половине IX в. многие народы и государства Юго-Восточной Европы, в том числе ряд славянских племенных союзов (поляне, северяне, вятичи) находятся в даннической зависимости от каганата и являются его вассалами. Но уже в 862 г. варяжские витязи Аскольд и Дир освободят полян от хазарской дани и становятся правителями этих земель. Позднее князь Олег отнял у хазар уже два даннических славянских удела - северянский (884 г.) и радимичский (885 г.), а два военных похода (964 и 965 гг.) привели к тому, что это государство исчезло с лица земли. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 1. Курс русской исто-рии, М., 1987, стр. 84-86.
Опустевшие в период упадка Хазарии днепро-донские степи были заселены новыми ордами - венграми (мадьярами). Однако здесь эти угро-финские скотоводы пробыли сравнительно недолго, откочевав в Центральную Европу. В IX в. их сменили печенеги, неоднократно совершавшие сокрушительные набеги на русские земли и окончательно разгромленные Ярославом Мудрым в 1036 г.
Однако отношения славян (а позднее Древнерусского государства) с кочевниками все же не сводились только к военным столкновениям, захвату пленных и т.п. Существуют данные о торговле Руси со Степью (в том числе в X-XIII вв. с печенегами и половцами); об участии некоторых постепенно ассимилировавшихся со славянами и «оседавших» кочевых племен в защите границ Киевского государства.
Наиболее могущественным южным соседом восточных славян и Древней Руси была Византийской империя, на территорию которой славяне уже с VI в. н.э. совершали набеги, что, в свою очередь, способствовало обогащению племенной верхушки славян и ускорению распада у них первобытнообщинного строя.
С севера, из Скандинавии, на земли восточных славян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Они предпринимают попытки захвата территорий славян; позднее - нанимаются на службу к русским князьям.
Итак, можно сделать вывод, что однозначно определить происхождение восточных славян историкам пока не удалось. Ранняя же история славян была сложной, они не только удержали и расширили свои территории во времена Великого переселения народов, но и позже устояли под ударами кочевников.



2.Восточные славяне в VI-VIII вв.: расселение, хозяйственный строй и социальная организация славянского общества
Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли.
Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Седов В.В.Восточные славяне в VI-VIII вв, М., 1982, стр. 9-10. На многих поселениях найдены земледельческие орудия - железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда. В южной части восточнославянской территории применялись широколопастные наральники с плечиками. Делались они из одного куска железа и использовались на сравнительно легких почвах. Единичным находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.
Другой металлической частью землеобрабатывающих орудий были чересла - плужные ножи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чересло, выкованное целиком из железа. Третьяков П.Н. Подсечное земледелие в Восточной Европе, М., 1932, стр. 82-84.
Тягловой силой для работы пашенными орудиями, как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О её широком использовании для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах.
В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 - 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.
Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.
В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь, очевидно, возникла система севооборота - двуполье или трехполье.
Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Приднепровья, в Побужье и Днестровско-Дунайском междуречье.
Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор.Урожай с полей снимали при помощи серпов.
Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах - специальных погребах, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.
Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов.
Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они имели круглую форму и были снабжены невысокими бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.
О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур. Были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля).
Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство, даже слово «скот» означала деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды».
Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений принадлежит костям свиньи, третье - мелкого рогатого скота, четвертое - лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.
Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. В славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян.
Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. Основные орудия охоты - лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства.
Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства. В древней Руси широкое распространение получило бортничество.
С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они удовлетворяли потребность в одежде, в жилище и в бытовых вещах. В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева - строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Кроме того, значительное место занимало изготовление орудий и других изделий из кости и рога. Скотоводство и охота давали в неограниченном количестве необходимый материал. На восточнославянских поселениях изделия из рога и кости встречаются довольно часто.
Прядение было широко распространенной отраслью хозяйственной деятельности, им занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами различной формы, сделанными преимущественно из глины. Для изготовления тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий станок. Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне уже знали горизонтальный ткацкий станок.
Металлообработка и, прежде всего, кузнечное дело характеризуется сложными процессами, требовавшими специальных знаний и практических навыков. Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники - кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом - древесный уголь.
Из железа изготовлялись, прежде всего, земледельческие орудия - наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева - топоры, тесла, долота, скобели, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы - ножи, шилья, гвозди, пряжки и, конечно, оружие - наконечники стрел и дротиков, копья. Для этого периода характерны еще сравнительно узкий ассортимент изделий и простые технологические приемы.
Обработка цветных металлов была менее распространенной отраслью хозяйственной деятельностью славян. Если запасы болотной железной руды, широко распространенной по всей Восточной Европы, были почти неограниченными, то залежей руд цветных металлов на месте ремесленники не имели. Круг изделий из цветных металлов, изготавливаемых славянскими мастерами, достаточно обширен. Наиболее распространенными были литые вещи из серебра, меди или сплавов. Сырьем для восточнославянских ювелиров служил, очевидно, лом цветных металлов, а также византийские и арабские монеты...


Заключение
Территориальное, культурное и политическое единство восточного славянства создали основу для принципиальных сдвигов в области самосознания. Этноним русь из Днепровско-Донского междуречья постепенно распространяется на всех славян территории Древнерусского государства и преображается в этноним русские. На основе анализа древнерусских письменных источников А.В.Соловьев показал, что в течении X-XII вв. понятия «Русь», «Русская земля» означали все восточное славянство, всю страну, заселенную им. В области внешней политики и в сфере церковной жизни эти понятия бытовали более продолжительное время и сохранились в период политической раздробленности Древней Руси. Идеей единства Руси проникнуты многие художественные произведения того времени. В былинах Русь - это единая Русская земля с единым народом, единой верой и единым государством. Наряду с понятием Руси и Русской земли как совокупности всех восточнославянских земель в древнерусских летописях реликтово встречается более узкое определение Руси. Это ареал русов - праславянского диалектно-племенного образования, занимавшего в VIII-IX вв. области между Днепром и Доном и создавшего первое в Восточной Европе славянское государство. Киевская Русь, образовавшаяся объединением Олега северного и южного центров восточного славянства, очевидно, была наследницей Русского каганата. Русы составили наиболее активную и многочисленную часть жителей Южной Руси, и этноним их довольно быстро распространился на все славянское население государства, которое и само называлась Русью. В договорах с иностранцами все жители Древней Руси, в том числе новгородцы, смоляне и другие, назывались русами или русинами. Важнейшим признаком этнического образования, дающим возможность говорить о нем как о народности, является язык. Славяне Русской земли в широком смысле составляли именно языковое образование. В современной науке оно именуется древнерусской или восточнославянской народностью, а ее язык - древнерусским. В древнерусском языке на протяжении веков происходит ряд процессов, характерных для восточнославянского ареала. Древнерусский язык, сохранивший значительный объем слов, восходящих к праславянской этноязыковой общности, имел диалектные особенности в разных регионах, что вполне объяснимо сложностью его развития, формирования и развития.
Список использованной литературы

1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1993.
2. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля. //История Отечества. М., 1991.
3. Карамзин Н.М. История государства российского. Т.I,II. М., 1988.
4. Кучкин В.А. “Русская земля” по летописным данным XI - первой трети XIII в. М., 1995.
5. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982.
6. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1981.
7. Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999.
8. Седов В.В. Славяне. М., 2005.
9. Седов В.В. Русский каганат IX в. //Отечественная история. 1998. № 4.
10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.I. М.,1988.
11. Шахматов А.А. «Повесть временных лет» и ее источники. Л., 1940.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы