На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100279


Наименование:


Реферат Призвание Славянскими и Финско-угорскими племенами варяжской дружины Рюрика. Трактовки события

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 07.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
имени адмирала С.О. Макарова


Экономический факультет
«Призвание Славянскими и Финско-угорскими племенами варяжской дружины Рюрика. Трактовки события»
Реферат


Санкт-Петербург
2015
Оглавление


Введение________________________________________________________3

Основная часть

2.Повесть временных лет - основной источник изучения истории Древнерусского государства______________________________________________________6

3. Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика.

3.1Славянские племена до образования государства___________________9

3.2 Расселение, этническая принадлежность и характеристика варягов___13

3.3 Трактовка понятия «Русь»______________________________________15

4. Заключение___________________________________________________16

5. Список используемой литературы_________________________________17
?
Введение

Изучение государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т.д. В отечественной науке начальный период истории государства является спорным и проблемным вопросом. Заключается он в том, что неизвестны точные причины возникновения государства и его названия, территориальные и временные рамки; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, рассматривающих возникновение государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся к тому времени, когда государство возникло.
Первых авторов истории государства Российского от времени его возникновения отделяло не менее полутора столетий, поэтому их объективность подвергается большому сомнению. Однако русские летописцы XI - XII веков разработали первую концепцию возникновения древнерусской народности и государственности, заключалась она в двух основных положениях, которые не утратили своего значения и до наших дней. Первое – о родстве и единстве всего славянского мира, второе – об исходной миграции с запада славянских племён, составивших основу Древнерусского государства. С XI - XII веков эти положения много раз обсуждались, изучались, вызывали сомнения.
Особенно активно этот вопрос рассматривался в Отечественной науке со 2-й четверти XVIII века, после открытия Петром I Академии наук в Петербурге в 1725 году. Среди учёных Академии нужно упомянуть имя Готлиба Зигфрида Байера, который был приглашен в Академию наук в 1730 году. Ему принадлежит создание исторического трактата о древнейшем периоде древнерусской истории. Своё внимание учёный сосредоточил на одном факте – легенде о призвании князей из варягов. Байер так начал свой рассказ: «Исстари руссами владели варяги; потом их прогнали. Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями».
По мнению Байера, варяги были из Скандинавии и Дании, и представляли собой наёмную гвардию. Выводы Байера легли в основу так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Труды Байера нашли как сторонников, так и оппонентов.
К числу сторонников относились, прежде всего, коллеги Байера по Академии наук немцы Герард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлёцер. Положения трудов Миллера в области возникновения древнерусской государственности сводились к отождествлению варягов со скандинавами и утверждению, что скандинавы дали Руси государей. Шлёцер же, исследуя общественный строй славян в IX - X вв., доказывал примитивность их политического строя и отсутствие государственности. Такие выводы не соответствовали национальной патриотической идее о самостоятельности развития славянства, и более всего «обижали» историков-патриотов.
Главным оппонентом всех приверженцев норманнской теории стал М.В.Ломоносов, не соглашавшийся с тем, что начало Руси, сводится к влиянию извне.
В 1749 году на торжественном заседании в Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллер выступил с речью на тему «Происхождение народа и имени российского». Присутствовавший там Ломоносов открыто осудил Миллера за то, что в своей речи он больше всего говорил о бесславии российского народа: как многократно разбивали русских в сражениях, как грабежом, огнём и мечом опустошали Русскую землю и у царей русских отнимали их сокровища. Особенно возмутило Ломоносова заявление Миллера о том, что «скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По настоянию Ломоносова речь Миллера, уже напечатанная, была уничтожена. Она увидела свет только в 1768 году после смерти Ломоносова.
Этот спор имеет большое историографическое значение, поскольку он начинает борьбу антинорманистов с норманистами, которая не прекращается ни в XIX, ни в XX веке. В течение этого длительного периода делались неоднократные попытки использовать летописную легенду о призвании варягов и другие показания о варягах в Восточной Европе для утверждения о неспособности славян самостоятельно создать государство и о решающей роли пришлых германцев в деле создания русской культуры, и наоборот – чтобы такую способность доказать.
Не меньшее количество споров вызывает и вопрос о происхождении самого термина «Русь». Существует, по меньшей мере, три версии об истоках этого слова. Первая версия вытекает из норманнской теории образования Русского государства. Она утверждает, что варяг Рюрик сам был их племени Русь и поэтому государство, возникшее у славян якобы с приходом князя и его дружины, тоже получило название «Русь». Две последующие появились позже в среде учёных – антинорманистов. Они говорят о происхождении этого слова либо от праславянского «руса», что означает «река», либо от имени древнего племени «Русь» или «Рось», находившемся где-то в Среднем Приднепровье в середине VI века.
В связи с вышеперечисленным обзор русской дореволюционной историографии о призвании варягов является, безусловно, актуальным.
Объектом исследования данной работы является процесс становления отечественной историографии образования Древнерусского государства.
Цель исследования заключается в наиболее полной характеристике отечественной историографии призвания варягов. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать летописные источники призвания варягов;
- выделить внутренние и внешние факторы образования Древнерусского государства в трудах дореволюционных исследователей;
- охарактеризовать расселение и этническую принадлежность славян и варягов накануне образования Древнерусского государства.
- выделить наиболее характерные типы трактовки термина «Русь»...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о происхождении Древнерусского государства всегда питал научный интерес, а вопрос о роли варягов в создании государства славян стал темой многочисленных научных трудов.
Исследуемая тема полна противоречий: дело в том, что единственный письменный источник, коим стала Повесть Временных лет, был создан намного позднее, чем зародилась Древнерусская государственность. Следовательно, изучая ПВЛ, многие историки ставили под сомнение указываемые факты. Учёные, занимавшиеся изучением начального периода отечественной истории, сформулировали две теории образования государства, основанные на данных ПВЛ. Первая теория, известная как норманнская, говорит о том, что государство обязано своим возникновением призванным славянами варягам, а сами славяне, являясь полудикими племенами, создать его не могли. Вторая теория, приверженцы которой называли себя антинорманистами, считали, что славяне по уровню своего общественного развития уже были близки к созданию государства. Таким образом возник вопрос о роли варягов в русской истории.
Взгляды на эту проблему менялись, что было обусловлено господством той или иной идеологии в стране. Удивительно, что оценки эти были практически противоположны друг другу.
В настоящее время проблема варягов в русской историографии всё ещё существует.
В данной работе были рассмотрены труды наиболее известных историков причём из трёх рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать ряд выводов:
- мнения учёных-историков по проблеме призвания варягов являются прямо противоположными, они по-разному характеризуют уровень жизни славянских племён до призвания варягов.
- в вопросе о территориальной и этнической принадлежности, занятиях варягов они сходятся, считая их племенами – жителями Балтийского моря, основными занятиями которых были мореходство и военное дело.
- говоря о происхождении термина «Русь», от которого было названо наше государство, историки вновь расходятся во мнениях.
- если взять во внимание факт, из трёх рассмотренных авторов двое являются сторонниками норманнской теории, можно заключить, что в XIX столетии эта теория была господствующей.
Несмотря на довольно большую изученность данной темы, остается еще много материала для работы, данная проблема ещё может быть рассмотрена с разных точек зрения.
?
Список используемой литературы

1. Светенко, Т.В. Путеводитель по дебатам, Учебное пособие для педагогов и учащихся / Т.В Светенко - М.:Изд-во «Бонфи», 2001г.

2. Калинкина, Е.Г. Дебаты на уроках истории / Е.Г. Калинкина - М.:Изд-во «Бонфи», 2001г.

3. Ключевский, В.О.Сочинения. В 9 т. –Т.1. Курс русской истории, ч.1./ Под ред. В.Л.Янина.- М.:Мысль, 1994г.

4. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин. –М.:Просвещение, 1990г.

5. Карамзин Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин/ В 4 кн.-кн.1.- Ростов на Дону: Феникс, 1994г.

6. Соловьёв С.М. История Российская с древнейших времён/ Соловьёв С.М.//Сочинения В 18 кн.-Т.1.- М.:Мысль, 1996г.

7. Гудзий Н.К. Хрестоматия по древнерусской литературе / Н.К. Гудзинский - М.:Просвещение,1993г.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы