На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100282


Наименование:


Контрольная Русская рок-поэзия

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Культурология. Добавлен: 07.11.2016. Сдан: 2014. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт гуманитарных наук и искусств
Кафедра культурологи и дизайна


Домашнее задание № 2
по дисциплине «Культурология» на тему:
Русская рок-поэзия


Верхняя Салда, 2014
Оглавление
Введение 3
1. История становления русской рок – поэзии 5
2. Место рок- поэзии в русской рок- культуре 11
3. Выдающиеся представители русской рок- культуры 13
Заключение 21
Список литературы 23


?
Введение
Существуют явления, природу которых объяснить невозможно. К их числу можно отнести такие тонкие материи, как вдохновение, любовь, счастье... Ни один человек не только не сможет объяснить, в чём их суть, но и в точности рассказать, что они представляют собой.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что в холодном и бесчувственном современном мире слишком мало романтики, открытости и честности, способных дать благодатную почву для развития поэзии. В последние десятилетия людям с завидным упорством внушали, что эстрадное пение под фонограмму и всевозможные конкурсы самодеятельности типа «Фабрики звёзд» являются, чуть ли не эталоном искусства. Разумеется, были и остаются отдельные островки самосознания в лице, например, телеканала «Культура», но их рейтинг и, если так можно выразиться, лёгкость «поглощения» информации оставляют желать лучшего. Поколение россиян, чьи родители воевали в Великой Отечественной войне, конечно же, помнят, кто такие Анна Ахматова, Сергей Есенин, Иван Бунин. Они были воспитаны на их стихах. Но что же делать молодому поколению «Next», знакомство с творчеством заканчивается на уровне школьной программы, а досуг занимает откровенное промывание мозгов Муз-ТВ? Единственным истинным видом современной музыкальной поэзии, не имеющей перед собой коммерческой цели, понятной для молодых людей и в то же время далеко не примитивной, ставящей философские вопросы перед слушателем, является рок-направление.
В эпоху своего возникновения и развития рок-культура сыграла роль мировоззренческого и духовного стержня прежде всего для молодых творческих людей. Именно они оказались чутки к дисгармонии во всех жизненных сферах: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры. Молодой возраст, в свою очередь, обеспечил рок-движению особую энергию и максимализм в выражении своего мнения. Особенности молодого возраста обусловили острую потребность в самоопределении в культурном и жизненном пространстве. Совокупность социальных (культурная и идеологическая ситуация в Советском Союзе 70-х годов) и антропологических причин (специфика молодежного мировосприятия) вместе с влиянием многочисленных литературных (направления романтизма, Серебряного века, современные художественные искания), мировоззренческих (например, субкультура хиппи), фольклорных (культура скоморошества, народная песенная культура) и других источников определили лицо русской рок-культуры.
Рок-поэзия интересна как источник культурологических, социологических и психологических открытий. Однако в поэзии таких авторов, как О. Арефьева, А. Башлачев, В. Бутусов, Б. Гребенщиков, И. Кормильцев, А. Макаревич, Д. Ревякин, А. Романов, В. Цой, Ю. Шевчук, обнаруживается выход за исторические и злободневно-социальные рамки. Их сочинения могут быть соизмеримы с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы индивидуального и общечеловеческого бытия.
Слово «рок-поэзия» трудно воспринять как определение разновидности поэзии. В отличие от, скажем, поэзии раннего символизма или даже советской поэзии, приставка «рок-» настолько прочно срастается с корнем, что мы сразу же понимаем: есть поэзия вообще, которая делится на разные виды и разряды, бывает, может быть, хорошей и плохой, а есть еще и такая вот «не-вполне-поэзия» – рок-поэзия.
1. История становления русской рок – поэзии
Термин «рок-поэзия», пришедшийся нам по душе как раз по причине того, что соединил в себе рок и филологию, обозначил, что называется, «слово рока», а если проще – с присущей термину точностью поименовал вербальный элемент рок-композиции как синтетического целого. Обнаружить его можно в известном романе Владимира Рекшана «Кайф» (или «Полный кайф»).
Рок-поэзия как культурное явление возникла в середине 70-х гг. Ее предвестниками стали Андрей Макаревич (группа "Машина времени"), Борис Гребенщиков (группа "Аквариум"), Маргарита Пушкина (автор текстов группы "Високосное лето"). Как самостоятельный жанр, рок-поэзия окончательно сформировалась к концу 70-х гг., что уже тогда дало музыкальным критикам основание говорить о "феномене Русского Рока".
Рок-поэзия существует около четырех десятилетий (если брать за точку отсчета II половину 70-х гг.) и за это время оформилась в особое явление в русской поэзии, имеющее свою историю возникновения, свои условия существования и свои законы. При этом рок-поэзия вовсе не является поэзией "второго сорта", ее корни можно найти во множестве пластов мировой культуры.
Основная особенность рок-поэзии в том, что это поэзия не для чтения с листа, а для исполнения, то есть это в большей степени - звучащая поэзия. Но все же совершенно новым явлением ее назвать нельзя, так как еще в начале ХХ века произошло выделение особого качества поэзии: она «в большей мере становится звуковым искусством... Песенная поэзия представляет собой довольно обособленную ветвь поэзии ХХ века» . И существующая сейчас рок-поэзия - одна из ее форм. Рок-поэзия сложна для записи на бумаге, так как для этого необходимо выделять паузы различной длины, подчеркивать смену ритма, делать ударения на наиболее значимых словах и т.д., то есть делать именно то, что происходит исключительно благодаря интонации и голосу. Она ориентируется не столько на стихотворный размер, сколько на музыкальный ритм, отсюда кажущаяся неровность, обрывистость фраз, прочитанных глазами, без учета звучащего текста. В начале ХХ века В. Маяковский писал: «Откуда приходит этот основной гул-ритм - неизвестно... Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество - это виды энергии» . Недаром рок-музыканты утверждают, что на их концертах происходит обмен энергией. В конце столетия эту тему продолжает С. Бирюков, находя истоки «поэзии для голоса и слуха» в глубине веков: «Значение голоса было, безусловно, осознанно еще в самые древние времена. ... Звуковой состав заговоров и заклинаний и даже синтаксис их отличается особой, магической организацией. Важна здесь и музыкальность, т.е. долгота или краткость звуков, тембральные особенности, шкала громкости. Все это вошло впоследствии в поэзию, которая ... рассматривалась под знаком музыки, как ее часть».
Еще одной особенностью рок-поэзии является то, что иногда это поэзия не целого произведения, а отдельной строки, ключевой фразы, к которой ассоциативным путем притягивается целая цепочка образов. Они могут не иметь логический связи, но их объединяет то эмоциональное состояние, которое исполнитель проецирует на слушателей (в большей степени это характерно для Б. Гребенщикова и Д. Ревякина). И у каждого из слушателей могут рождаться свои образы и ассоциации.
Все это объясняет некоторое безразличие рок-поэтов к изданию своих текстов в виде сборников. Иногда такие сборники выходят по инициативе энтузиастов (друзей и поклонников), заинтересованных в "пропаганде" поэтического творчества того или иного рок-музыканта (так появились сборники текстов Б. Гребенщикова, К. Кинчева); иногда тексты печатают на вкладыше к альбому (как делают Ю. Шевчук, Д. Ревякин); иногда, к сожалению, такие сборники появляются только после смерти автора (А. Башлачев, В. Цой). Дело в том, что, по мнению рокеров, невозможно оторвать друг от друга музыкальную форму и словесное содержание, и на бумаге текст выглядит значительно бледнее, чем исполненный автором перед аудиторией. Они не называют себя поэтами (за исключением, пожалуй, но, несмотря на это, все они признают главенство Слова в своих песнях и в русском роке в целом...
Заключение
Рок – поэзия говорит нам об общественных и нравственных проблемах.
Поэт, как в зеркале, отражает человеческую жизнь и позволяет увидеть то, что без зеркала незаметно – например, досадные ошибки, которые люди вновь и вновь совершают.
Принадлежность к року определяется не столько словами и музыкой, сколько общим отношением к жизни. Как считают многие, в самой основе рок – поэзии лежит убеждение: мир по своей природе бесчеловечен и жесток. Характерные для рок – музыки визжащие, скрежещущие и воющие звуки оправданы именно тем, что рок – крик человека, брошенного в чудовищный, лишённый Бога мир. Это вообще не «наш», а «их» мир. Кто такие они? Мещане, «средние люди», «начальники».
На современном этапе общественно-культурного развития наблюдается, с одной стороны, еще не совсем угасшее внимание общества к рок-культуре, с другой стороны, все возрастающий интерес к року научного сообщества. Причина научного интереса кроется, в том числе, в обозначившейся ценности явления рок-поэзии: ее этического, концептуального и эстетического потенциала. Многие думают, что изучение рок-поэзии как целостного явления своевременно именно сейчас, когда исследователь не находится настолько далеко от эпохи рок-культуры, чтобы идеализировать и мифологизировать ее, но имеет достаточную дистанцию, чтобы посмотреть отстраненно на эпоху существования рока и на его поэтическое наследие.
Шаги в сторону осмысления рок-поэзии уже сделаны. Некоторые литературоведы заявили о самодостаточности рок-поэзии еще в начале филологического постижения феномена рок-культуры. «Текст рок- композиции по аналогии с текстом фольклорным или драматическим может являться объектом самостоятельного изучения» .
В качестве доказательства самостоятельного статуса русской рок-поэзии выступают многочисленные сборники рок-поэзии .
Список литературы
1. Авилова Е.Р. Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии. Рукопись, 2010.
2. Барановская Н. "По дороге в рай", 1993г.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: 1987r/2614-198710041.html
3. Башлачев А. Посошок. Л. 1990.
4. Булат Шалвович Oкуджава.[Электрон. ресурс]. Режим доступа:
5. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово, ч. 1. М., 1972; ч.2-3. М.,1979
6. Гребенщиков Б.Б. Дело мастера Бо. Л., 1991.
7. Гребенщиков Б.Б. Песни. – Тверь, 1997.
8. Логачева Т.Е. Рок-поэзия А. Башлачева и Ю. Шевчука – новая глава петербургского текста русской литературы // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998.
9. Майк: Право на рок. – Тверь, 1996.
10. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961.
11. Научная библиотека КиберЛенинка.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: article/n/nekotorye-osobennosti-hronotopa-v-tekstah-pesen-gruppy-nautilus-pompilius#ixzz3LxfBtQ3a
12. Новиков Вл. Булат Окуджава. – В кн.: Авторская песня. М., 2000
13. Полный сборник текстов песен “Аквариума” и БГ. – М., 1993.
14. Русская поэзия: текст и контекст. Сборник научных трудов. Тверь: Тверской государственный университет, 1998, с. 5-33.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: rok/tver/rokpoezia.php
15. Слово рока. – СПб., 1992.
16. Троицкий А.К. Для того, чтобы музыка жила, она должна жить // Fuzz, 2001, № 1
17. Чередниченко Т.В. Между «Брежневым» и «Пугачевой»: Типология советской массовой культуры. М., 1993.
18. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. N.Y.; L.; Toronto, 1964.
19. NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение. – М., 1997.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы