На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100328


Наименование:


Курсовик дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: 60.

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Институт педагогики


Кафедра теории и методики
воспитания и обучения


«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Курсовая работа
студентки 3 курса заочной формы обучения
44.03.01 «Педагогическое образование»
профиль «Начальное образование»


Научный руководитель:

Южно-Сахалинск
2016
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности у младших школьников посредствам использования дидактической игры 7
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Понятие «дидактическая игра» 9
1.3. Использование дидактических игр на уроках математики 11
Краткие выводы по 1 главе 15
Глава 2. Активизация познавательной деятельности у младших школьников посредствам использования дидактических игр на уроках математики 17
2.1. Характеристика классного коллектива. Констатирующий этап исследования 17
2.2. Организация работы по активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики посредствам использования дидактических игр 20
2.3. Заключительный этап исследования 26
Заключение 32
Список использованной литературы 32


Введение

В настоящее время, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж., Дистервег Ф.А., Ушинский К.Д., Герд А.Я., Шацкий С.Т., Махмутов М.И., Оконь В., Дроздов Д.Д., Лисина М.И., Петровский А.В., Щукина Г.И., Матюшкин А.М. и др.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы детей. Поэтому, мы считаем, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
Ш.А. Амонашвили говорил: «...без игры (педагогической) на уроке невозможно увлечь учеников в мир знании и нравственных переживаний, сделать их активными участниками, творцами урока». На уроках следует создать такую ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Если несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат при использовании на уроках, у ребенка в начальной школе фантазия развита настолько хорошо, что позволяет оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя детей.
Так как ведущий тип деятельности младших школьников - учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование учебной работы и формирование свободной учебной деятельности.
Главная задача учителя в обучении в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения, и этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.
Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и много «рассказывает» самому ребенку о нем самом и педагогу об играющем индивидууме. Игра главная сфера общения детей; в ней решается проблема межличностных отношении, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Эту проблему мы хотели бы постараться раскрыть в нашей работе.
Актуальность исследования связана с необходимостью внедрения дидактических игр в систему уроков по математике, которые, и соответственно улучшит качество и уровень знаний по данному предмету.
Объектом исследования данной работы стал процесс обучения младших школьников.
Предметом исследования является активизация познавательной деятельности у младших школьников посредством использования дидактических игр на уроке математики .
Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в обучении детей математике.
Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать определение понятия «познавательная деятельность» и выявить особенности формирования познавательной деятельности у младших школьников.
2. Проанализировать возможности и преимущества использования дидактических игр в обучении математике младших школьников.
3. Показать на практике возможность использования дидактических игр в формировании познавательного интереса младших школьников.
4. Дать методические рекомендации по теме исследования.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: развитие приемов умственных действий младших школьников на уроках математики средствами дидактических игр будет более эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- учитывать возрастные особенности учащихся;
- систематически использовать дидактические игры ;
- развивать умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Практическая значимость. Предложения и выводы исследовательской работы, методические рекомендации могут быть использованы учителями начальной школы для активизации познавательной деятельности у учащихся.
Исследование проводилось в три этапа.
На констатирующем этапе исследования (сентябрь 2015 г.) была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования. Для выявления показателей познавательной деятельности использовался метод наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися в виде анкетирования, тестирование математических знаний учащихся, метод экспертной оценки, метод математической статистики.
На формирующем этапе исследования (октябрь 2015 – март 2016 гг.) на уроках математики реализовывался процесс усвоения математических понятий и знаний учащимися. Работа заключалась в следующем: разработка уроков математики с использованием дидактических игр.
На заключительном этапе исследования (апрель 2016 г.) подводились итоги исследования. Были повторно выявлены показатели познавательной деятельности учащихся. Подводились итоги исследования, шло оформление исследовательского материала в виде курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются методологические и теоретические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, определены этапы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы активизации познавательной деятельности у младших школьников посредствам использования дидактической игры
Во второй главе представлены результаты проведенного исследования.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования, определена степень подтверждения гипотезы, сформулированы методические рекомендации по теме исследования.
В списке использованной литературы 31 источник.
В приложении 5 таблиц.


Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности у младших школьников посредствам использования дидактической игры
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Проявление любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности. Особенно важное значение приобретает познавательная деятельность в учебном процессе.
Опираясь на труды ученых - психологов и педагогов, можно отметить, что основой развития и воспитания растущего человека являются деятельность и общение. В которых выражена социальная сущность человека нашей эпохи, его жизненная активность и связь с людьми.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата. [42, с. 97]
Понятие деятельности разрабатывалось в отечественной педагогике и психологии в работах Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Пурия, С.Л. Рубинштейна.
Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Г.И.Щукина пишет, что существует две деятельности – «учебная деятельность» и «познавательная деятельность»[63, с. 15].
Интересна позиция Н.Ф.Талызиной, которая о познавательной деятельности пишет: «Познавательная деятельность - взаимосвязь практической и теоретической деятельности человека». [24, с. 8]
Некоторые авторы отождествляют познавательную деятельность учащихся с мыслительной. Такое отождествление, по Скаткину М.Н., неправомерно: в познавательной деятельности в отличие от мыслительной является то, что в ней отражается отношение человека к окружающему. Самое главное различие состоит в том, что мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чаще всего не мысля нельзя.[19, с. 5]
Якиманская И.С. отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синонемичен термину «познавательная деятельность». Хотя у каждой из данных видов деятельности есть свои специфические особенности. [6, с. 19]...


Заключение

В ходе исследования для определения путей и характеристики условий активизации познавательной деятельности у младших школьников посредствам дидактических игр на уроках математики нами проделана следующая работа:
1. Раскрыли понятия и «познавательная деятельность» и «дидактическая игра».
2. Изучили использование дидактических игр на уроках математики.
2.Подобрали диагностику, позволяющую определить уровень активизации познавательной деятельности на уроках математики, реализация, которой осуществляется с помощью анкетирования и наблюдения за обучающимися.
3. Провели эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента нами было установлено, что большая часть экспериментальной группы имеет низкий уровень активизации познавательной деятельности на уроках математики, но в классе есть обучающиеся с высоким и средним уровнем.
Для повышения уровня познавательной деятельности на уроках математики нами была разработана программа уроков с применением дидактических игр
В ходе итогового эксперимента нами было выявлено, что после проведенных уроков с использованием дидактических игр, уровень активизации познавательной деятельности на уроках математики повысился.
Результаты исследования подтверждены методом математической статистики.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась полностью.


Список использованной литературы

1. Применение дидактических игр на уроках математики в условиях современной общеобразовательной школы [сайт]. URL: (дата обращения 14.11.2015 г.).
Развитие познавательной деятельности у младших школьников к урокам математики [сайт]. URL (дата обращения 09.10.2015 г.).
Формирование познавательной деятельности на уроках математики у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения [сайт]. URL: (дата обращения 28.12.2015 г.).
Формирование познавательной деятельности на уроках математики [сайт]. URL: (дата обращения 28.12.2015 г.).
5. Баранова Е.В., Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию дидактических игр при организации уроков в начальной школе. СПб.: Анатолия, 2013. 164 с.
6. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики // Начальная школа. 2012. № 9. С. 21 – 24.
7. Выготский Л.С. Психология. М.: Лабиринт, 2012. 96 с
8. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Прометей, 1996. С. 99.
9. Дягилева Л.С. Формирование познавательных интересов младших школьников во внеучебной деятельности. М.: Знание, 2009. 96 с.
10. Захарова И.Г. Игровые технологии в образовании. М.: Академия, 2011. 188 с.
11. Ивашова О.А. Использование дидактических игр для становления математической культуры младших школьников // Начальная школа плюс и минус. 2004. № 6. С. 22 – 34.
12. Игровые технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. Материалы Российской научно-практической конференции / Сост.: Лунина Т.П., Горбунова Л.Н., Костерина Г.А., Пивкина Н.Н., Карпов С.И.; Под общей редакцией Г.М. Лончина; МРИО.: Саранск, 2014. 397 с.
13. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 23 – 25.
14. Математика. 3 класс: рабочая программа по учебнику В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва.: Экзамен, 2014. 108 с.
15. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: М.: Лабиринт, 2012. С. 44 – 45.
16. Михеева Е.В. Игровые технологии. М.: Академия, 2009. 288 с.
17. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Айрис-Пресс, 2013. 124 с.
18. Молокова А.В. Игровые технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2013. № 1. С. 33.
19. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. Математика 3 класс (1 – 4). 12-е изд. М: Просвещение, 2014. Ч. 1. 112 с.
20. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. Математика 3 класс (1 – 4). 8-е изд. М: Просвещение, 2014. Ч.2. 112 с.
21. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Дидактическая игра как средство обучения в начальной школе // Начальная школа. 2005. №4. С. 24.
22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. с. 228.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. с. 220.
24. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактических игр средств. М.: НИИ школьных технологий. 2011. с. 73.
25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2013. 350 с.
26. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. с. 157.
27. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. 31 декабря 2012 г.
28. Фигурнов В.Э. Игровые технологии в профессиональной деятельности. М.: Инфра-М, 2011. с.188.
29. Фрейер Д. Интересы. Ценности. М.: Вильямс, 2014. с. 112.
30. Шевцова М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно-развивающих ситуаций.: Воронеж, 2004. с. 115.
31. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2003. с. 36.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы