На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 100333


Наименование:


Курсовик Аддиктивное поведение личности подростков

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 08.11.2016. Сдан: 2016. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретики-методологические аспекты исследования криминогенного общения в среде осужденных. 6
1.1. Понятие, виды криминогенного общения в среде осужденных 6
1.2. Аддиктивное поведение личности в подростковом возрасте. 7
1.3. Методы и методики изучения криминогенного общения в среде осужденных 15
Глава 2. Эмпирический анализ криминогенного общения в среде осужденных 25
2.1. Характеристика общения подростков с аддиктивным поведением 25
2.2. Анализ практики психо-социальной работы по предотвращению криминогенного общения 37
Заключение 44
Список литературы 47


?
Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что в последние годы во всех сферах жизни и образовательного процесса происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма.
Проблема девиантного поведения подростков вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по коррекции такого поведения.
Аддиктивное, или зависимое поведение (табакокурение, алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, пристрастие к азартным играм), является одним из наиболее распространенных типов девиантного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций (Сирота Н. А. с соавт., 2001). Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Этот процесс настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. В последние годы отмечается критический рост распространённости различных форм наркотической и алкогольной зависимости у подростков, что представляет по мнению ряда исследователей угрозу национальной безопасности. При этом, следует отметить, выраженные трудности терапии и профилактики рецидивов очерченных состояний. Поэтому исключительное значение приобретают методы коррекции и в частности вторичной профилактики различных форм аддиктивного поведения в кризисные периоды формирования личности, т.е. в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Состояние и степень разработанности проблемы: исследования по проблематике социальных отклонений проводились в рамках структурного функционализма Р. Мертона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, в трудах представителей Чикагской школы (Г. Беккера, Э. Лемерта, Н. Смелзера, Г. Тарда); оформление проблемы девиантности, как относительно самостоятельной, складывалось в философских, психологических и криминологических трудах отечественных авторов, из которых особого внимания заслуживают работы Я.И. Гилинского, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, И.С. Кона, В.Н. Кудрявцева; определение аддиктивного поведения, его характеристика, классификация, признаки и методика выявления описаны в научных работах А.В. Гоголевой, М.Д. Гриффитса, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутовой, И. Маркса, В.Д. Менделевича, Т. Такера, К.С. Янга; отечественными психологами (С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А.П. Горбачева, И.И. Кауненко) и педагогами (Б.Н. Алмазов, В.П. Кащенко, И.А. Невский, В.А. Попов, Л.Н. Рыбакова) проведены психолого-педагогические исследования ранней профилактики алкоголизации и табакокурения у подростков, в том числе беспризорных, детей-сирот, обоснованы принципы социально-педагогической работы по профилактике зависимостей.
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении.
Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности подростков.
Задачи:
1. Изучить понятие, причины, виды и аддиктивного поведения;
2. Подобрать методы и методики изучения аддиктивного поведения;
3. Провести эмпирическое исследование аддиктивного поведения подростков;
4. Проанализировать факторы, вызывающие аддиктивное поведение у подростков;
5. Определить пути оптимизации аддиктивного поведения подростков.
Гипотезы исследования:
1. Факторами, влияющими на формирование аддиктивного поведения подростков является негативное отношение родителей к подросткам.
2. Специально организованная психологическая работа способствует снижению проявления форм аддиктивного поведения у подростков.
Методы исследования:
1. Наблюдение, опрос, тестирование.
2. Теоретико-методологический анализ научных источников;
3. Диагностические методы: Опросник «СОП» (Склонность к отклоняющемуся поведению), Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», методика «Мотивация потребления алкоголя» (МПА) В.Ю. Завьялов.
Организация исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 9 «А» средней общеобразовательной школы № 63 г. Рязани в количестве 30 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
?
Глава 1. Теоретики-методологические аспекты исследования криминогенного общения в среде осужденных.

1.1. Понятие, виды криминогенного общения в среде осужденных

Проблема криминогенного общения затрагивалась в публикациях Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, А.Г. Бронникова, И.В. Каретникова, Д.С. Лихачева, Л.А. Мильяненкова, В.Ф. Пирожкова, А.В. Усса, А.Н. Сухова, Г.Ф. Хохрякова и др. Рассматриваемый феномен связан с особенностями тайного общения, уголовным жаргоном, блатной музыкой, условными звуковыми сигналами, аудиовизуальным тайным общением, особенностями тайного письменного общения, техническими средствами. В результате обобщения накопленного эмпирического материала был сделан вывод о том, что субкультура связана не просто с особенностями общения преступников, а с самостоятельным его видом, качественно отличающимся от всех других видов, – криминогенным.
Деформация общения осужденных возникает под влиянием изоляции, сте-реотипизации восприятия лиц, обладающих криминальным профессионализмом. Криминогенное общение, обусловленное преступной деятельностью, – это особый вид общения, который возникает в результате проявления деформации общения в местах лишения свободы. Оно характеризуется повышенной стрессогенностью, конфликтностью, жесткой ролевой заданностью и конспиративностью, используется для установления недозволенных связей, обмена преступным опытом, создания предпосылок, подготовки, маскировки умышленных преступлений посредством психического (информационного) насилия, а также для снятия эмоционального напряжения путем интер- и аутоагрессии (А.Н. Сухов, 1993).
Криминогенное общение – результат социально-психологической адаптации к условиям исправительных учреждений и субкультуре, существующей в них («другой жизни»), тюремным традициям и обычаям. Результаты проведенных А.Н. Суховым исследований криминогенного общения позволили выделить разновидности деформации общения осужденных:
– изоляционную, возникающую в связи с фрустрацией, режимными ограничениями, проявляющуюся в стрессогенности общения, агрессивности и криминогенности;
– нравственную, являющуюся следствием негативных стереотипов восприятия, из-за чего взаимодействие между осужденными приобретает характер отчуждения;
– криминальную, образующуюся вследствие преступной деятельности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обмена преступным опытом.
Деформация общения в среде осужденных затрагивает изменение всех его компонентов: информационного, перцептивного, интеракционного.
Критериальные признаки криминогенного общения осужденных следующие: антиобщественная направленность недозволенных связей и содержания сообщений; сфера действий; стрессогенность; повышенная конфликтность; жесткий нормативно-ролевой характер; организующая роль в приготовлении групповых преступлений; специфика приемов изучения членов групп и каналов связи, конспиративность; использование условных речевых и неречевых средств связи; эмоциональность (экспрессия психологического воздействия) и др.

1.2. Аддиктивное поведение личности в подростковом возрасте.

Когда и каким образом представления об аддикции проникли в область подростковой психологии\психиатрии тоже сейчас мало понятно, но, основываясь на доступной литературе, можно предположить, что этому способствовали такие уважаемые авторы как Ильин Е.П. (2000), В. Поликарпов, Н. Залыгина, Я. Обухов (2004) и д.р. Основываясь на ссылках многих авторов, следует предположить, что именно Ильин Е.П. предложил рассматривать аддиктивное поведение подростков не как деструктивное, а как форму девиантного поведения. Трудно понять чем руководствовался автор, и вслед за ним некоторые другие, пытаясь смешать такие разные вроде бы понятия как деструкция (разрушение) и девиантность (отклонение), но, безусловно, такое смешение вносит элемент сумятицы в вопрос аддикции у подростков и дискредитирует само понятие аддикции как деструктивизма, деструктивной формы поведения. Хочется адресовать этих авторов к самой ранней крупной работе в области аддиктивности у подростков принадлежащей представителям Новосибирской школы, «первопроходчице» в этом направлении исследований - Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. «Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте». Учебно-методическое пособие под редакцией зав. кафедрой психиатрии НМИ, члена-корреспондента АН ВШ, действительного члена Нью-Йоркской академии наук, д.м.н., профессора Короленко Ц. П. - Новосибирск: НМИ, 1998, где авторы дают следующее определение аддиктивному поведению: «Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций» которое полностью адекватно определениям, которые представляют в своих работах и другие авторы, представители Новосибирской школы.
Однако Ильин Е.П. (2000) не ограничивается смешением деструктивности аддикции с девиантным поведением подростков и также понимает под аддиктивным поведением поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей; (от addiction-пагубная привычка прим. Е.П. Ильин). Вводя свое определение происхождения термина, даже не упоминая о изначальном, от латинского addictus - слепо преданный, полностью, пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо.
Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.
Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные.
К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение...
?
Заключение

В теоретической части нашего исследования мы выяснили, что аддиктивное поведение чаще связывают только со злоупотреблением психоактивными веществами. Аддиктивное поведение (англ. addiction – склонность, пагубная привычка) - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
В русском языке сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтение чего-либо, страсть к чему-либо обозначается словом пристрастие (В.И. Даль, Толковый словарь русского языка, 2001, с. 532.). Это слово и рассматривается чаще всего как синоним иностранного слова аддикция.
В отличие от зарубежных исследователей, в большинстве считающих аддикцию синонимом зависимости, а аддиктивное поведение синонимом зависимого поведения, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще означает, что болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.
Традиционно в аддиктивное поведение включают:
Химическую аддикцию: алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение.
Не химическую аддикцию: нарушение пищевого поведения, гемблинг (игровая зависимость), работоголизм/трудоголизм, религиозно-деструктивное поведение (секты), любовная/сексуальная.
Аддиктивное поведение, то есть злоупотребление психоактивными веществами, вызывает большой интерес у психологов, врачей, педагогов, поскольку относится к серьезным социальным проблемам. В большинстве стран мира проблема аддиктивности большей частью касается подросткового возраста.
Наиболее часто встречающейся формой аддиктивности у подростков является химическая зависимость, которая включает курение, токсикоманию, наркозависимость и алкогольную зависимость. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости.
Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, социально- экономическая группа причин делится на причины глобального характера и традиционного характера-влияние на подростков социальной среды и причины индивидуально - психологического характера.
Под влиянием аддиктивности происходит деградация личности подростка, которая включает в себя эмоциональные расстройства (ослабление и исчезновение тонких и сложных эмоций, эмоциональная неустойчивость), расстройства интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также волевую деградацию (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).
В эмпирическом исследовании, целью которого было выявление склонности подростков к формированию аддиктивных форм поведения и факторов на него влияющих, приняли участие учащиеся 9 «А» класса в количестве 30 человек. На первом этапе исследования нами была определена склонность учащихся к проявлению различных форм аддиктивного поведения и исследование детско – родительских отношений.
Далее согласно результатам констатирующего исследования был подобран комплекс упражнений, направленных на коррекцию поведения учащихся и детско – родительских отношений.
Мы выявили, что в своем большинстве подростки могут контролировать свои эмоции, они несклонны к саморазрушительному поведению, единственное, что все продемонстрировали склонность к агрессии и насилию. Вероятно, это может быть особенностью возраста, или настораживающим моментом в характеристики их поведения. Склонности к проявлению аддиктивных форм поведения мы не диагностировали.
В отношении матери к детям преобладает – позитивный интерес, а в отношении отца – директивность, и первый и второй типы преобладающих отношений, в общем, оказывают положительное влияние на личность ребенка в процессе воспитания, мы полагаем, что родительское отношение является фактором, который может способствовать формированию у подростков аддиктивных форм поведения, так как в нашем случае у испытуемых подростков с родителями сложились позитивные отношения и не выявилось склонности к проявлению аддиктивных форм поведения.
Достоверность полученных данных мы проверили с помощью критерия Спирмена: существует ли корреляционная связь между показателями склонности к аддиктивному поведению (методика СОП, 3 графа) и отношением матери к подросткам (шкалы позитивный интерес, непоследовательность).


?
Список литературы

1.Абрамова ГС. Возрастная психология: Учебное пособие для
ВУЗов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
2.Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. -N2.
3.Альманах психологических тестов. М.: «Изд – во «КСП», 1995. – 400 с.
4.Атаманчук П. А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. - Вып.79.
5.Афанасьева Т.М. Семья. М., 1985. – 145 с.
6.Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х. Наркология: (Учебное пособие). - М.: Медицина, 1987. - 335(1) с.
7.Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии, -1989. - N6.
8.Бодалев А.А, Сталин В.В. Общая психодиагностика, М., 1990.
9.Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 212.
10. Болотовский И. С. Наркология. Токсикомания. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989.
11. Буянов М. И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.].
12.Винникот Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд – во МГУ, 1976. – с. 150.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1995.
15.Гилииский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб., 2001.
16.Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1986.
17.Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г – 316с.
18.Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.
19.Дунаевский В. В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. - М.: Медицина, 1990. - 206 (2) с.
20. Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. - М.: Аст-Пресс, 1998. - 528 с.
21.Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
22.Змановская И.В. Девиантология. М.: Академия, 2003. – 288 с.
23.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2003. – 160 с.
24.Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - 278 с.
25. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.
26.Коробкина З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 192с.
27.Короленко Ц.П., Донских ТА. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.
28.Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод, пособие. — М., 1998.
29.Курс общей возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.В. Гамезо. М., 1986.
30. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 528 с.
31. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический ас-пект детского развития. — М., 1999.
32.Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь – справочник. Владимир, Изд. ВГПУ. – 144 с.
33.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ Сфера, 2006.— 192 с.
34. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. – 256 с.
35.Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Т.2. – 248 с.
36.Психология. Словарь // Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. – 455 с.
37.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: «Академия», 2002. – 192 с.
38.Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред А.А.
Реана, СПб.: Прайм – Еврознак, 2002. – 656 с.
39.Практикум по возрастной психологии: // Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
40.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С. В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000.
41.Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Под ред. А.Б. Фоминой. М.: Пед – ое общество России, 2003. – 128 с.
42.Рожков М. И., Ковальчук М. А. Профилактика наркомании у подростков: Учебное методическое пособие. - М.: Гуманитарное издание центра ВЛАДОС, 2003. - 144с.
43.Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы: Постановление // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 31.
44.Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров / Под ред. Г.М. Иващенко. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.
45.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Г.М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткинидр. — М., 1996.
46.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
47.Толстых Н. Н., Кулаков С. М. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки. //Вопросы психологии. - 1989. - №2. - С. 35-38.
48.Тулина И.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М, 1994.
49.Хомик В. С., Кроник А. А. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения. //Вопросы психологии. - 1988. - №1. - С. 98-106.
50.Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Дону: «Феникс», 2004. – 448 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы