На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Диплом РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ: «ПРОВЕРКА ПЕРЕВОДА ЧИСЕЛ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Программирование. Добавлен: 08.11.2016. Сдан: 2015. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: 80.

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..... 4
1 Общая часть
1.1 Цель и анализ использования разработки ...………............................. 6
1.2 Характеристики компьютера и среды программирования ...……….. 7
1.2.1 Характеристика интегрированной среды программирования Delphi 7 ...….. 7
1.2.2 Характеристики операционной системы Windows 8 ……...……….. 9
1.2.3 Характеристики компьютера ...……………………………………... 11
1.3 Характеристика языка программирования ...………………………… 12
1.3.1 История образования языка программирования Object Pascal ..…. 12
1.3.2 Алфавит языка программирования Object Pascal ………………….. 13
1.3.3 Комментарии …………………………………………………………. 14
1.3.4 Структура языка Object Pascal ...……………………………………. 15
1.3.5 Типы данных в Object Pascal ...……………………………………… 17
1.3.6 Основные операторы Object Pascal …………………………………. 18
1.3.7 Выражения и операции в Object Pascal ...…………………………... 20
1.3.8 Подпрограммы (процедуры и функции) ...…………………………. 21
1.3.9 Структура модуля ...………………………………………………….. 24
2 Специальная часть
2.1 Постановка задачи ...………………………………………………….... 25
2.2 Схема алгоритма программы ..………………………………………... 26
2.3 Описание процесса отладки ..…………………………………………. 27
2.4 Результат работы программы ...……………………………………….. 27
2.5 Инструкция по выполнению программы ..…………………………… 32
3 Техника безопасности ............................................................................... 33
3.1 Опасные и вредные производственные факторы ..…………………... 37
3.2 Требования к пользователю ………………………………………….. 38
3.3 Требования безопасности перед началом работы ..…………………. 39
3.4 Требования безопасности во время работы ..……………………...… 40
3.5 Требования безопасности в аварийных ситуациях .………………… 40
3.6 Требования безопасности после окончания работы ..…………..…... 41
Заключение .……………………………………………………….............. 42
Список используемых источников .……………………………………… 43
Приложение А Текст программы с комментариями ...………………….. 44
Приложение Б Компакт-диск с рабочим программным продуктом ….... 51
ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии занимают все более значимую роль в человеческом обществе. Они проникли во все сферы деятельности. Для обслуживания общественных потребностей в автоматизации труда, хранения данных, связи и др. развиваются языки программирования. Если раньше языки программирования использовались лишь для создания программ, автоматизации вычислительных процессов, то на сегодняшний день они используются для решения более разнообразных задач.
Процесс решения задачи на персональном компьютере (ПК) — это совместная деятельность человека и машины. Его условно можно разделить на несколько этапов. Человеку отводятся шаги, связанные с творческой деятельностью (постановкой, алгоритмизацией, программированием задачи и анализа результатов), на долю компьютера этапы обработки информации в соответствии с разработанным алгоритмом. При этом говорят, что компьютер выполняет программу (последовательность команд), реализующую данный алгоритм.
Команды, предназначенные для ПК, должны быть представлены в виде, понятном машине. Для этого и применяются языки программирования.
Существуют такие языки, которые отражают структуру данного класса машин, и поэтому их называют машинно-ориентированными языками или низ-кого уровня. Чтобы реализовать заданный алгоритм с помощью языка низкого уровня необходимо записать программу, представляющую собой определенную последовательности нулей и единиц. Особенностью этих языков является жесткая ориентация на определенный тип аппаратуры. В стремлении приспособить эти языки к человеку, был разработан язык символического кодирования-языка ассемблера.
Для облегчения труда программистов были созданы языки программирования, которые строились на основе определенного алфавита и строгих правил построения предложений. Отличительной особенностью этих языков является ориентация не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операторов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Такие языки принято называть языками программирования высокого уровня. К ним относятся: Бейсик, Фортран, Паскаль, Си и многие другие. Так как текст записанной программы на языках высокого уровня не понятен ПК, требуется перевести его на машинный язык. Такой перевод на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется он специальными программами – трансляторами. Существует два основных вида трансляторов: интерпретаторы и компиляторы. Интерпретатор берет очередной оператор языка из текста программы, анализирует его структуру и затем сразу исполняет (обычно после анализа оператор транслируется в некоторое промежуточное представление или даже машинный код для более эффективного дальнейшего исполнения). Только после того как текущий оператор успешно выполнен, интерпретатор перейдет к следующему. При этом, если один и тот же оператор должен выполняться в программе многократно, интерпретатор всякий раз будет выполнять его так, как будто встретил впервые. Вследствие этого, программы, в которых требуется осуществить большой объем повторяющихся вычислений, могут работать медленно. Кроме того, для выполнения такой программы на другом компьютере там также должен быть установлен интерпретатор — ведь без него текст программы является просто набором символов.
Компиляторы полностью обрабатывают весь текст программы (он иногда называется исходный код). Они просматривают его в поисках синтаксических ошибок (иногда несколько раз), выполняют определенный смысловой анализ и затем автоматически переводят (транслируют) на машинный язык — генерируют машинный код. Нередко при этом выполняется оптимизация с помощью набора методов, позволяющих повысить быстродействие программы. В результате законченная программа получается компактной и эффективной, работает в сотни раз быстрее программы, выполняемой с помощью интерпретатора, и может быть перенесена на другие компьютеры с процессором, поддерживающим соответствующий машинный код.

1 Общая часть
1.1 Цель и анализ использования разработки

Целью данной дипломной работы является разработка программного модуля для преподавателей информатики средней школы по теме: «Проверка перевода чисел в различных системах счисления». Данная программа может быть полезна студентам и учащимся во время изучения специализированных тем по информатике, при проверке преподавателем решённых контрольных и самостоятельных работ, для увеличения вероятности безошибочной проверки работ. Программа принимает во внимание психо-эмоциональный аспект учащихся, так как студентам и ученикам удобнее работать с компьютером.
Система счисления – это способ представления любого числа с помощью некоторого алфавита символов, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на: позиционные и непозиционные.
Непозиционными системами являются такие системы счисления, в кото-рых каждый символ сохраняет свое значение независимо от места его положения в числе.
Примером непозиционной системы счисления является римская система. К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.
Система счисления называется позиционной, если одна и та же цифра имеет различное значение, определяющееся позицией цифры в последовательности цифр, изображающей число. Это значение меняется в однозначной зависимости от позиции, занимаемой цифрой, по некоторому за-кону.
Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая в повседневной жизни.
Двоичная – это родная система счисления компьютера. Она используется компьютером для внутреннего представления данных. На самом низком уровне вычисления в компьютере происходят именно в двоичной системе. Для записи чисел в этой системе счисления используется всего лишь две цифры: 0, 1. Двоичные числа, т.к. они состоят всего из двух цифр, длиннее своих десятичных эквивалентов, поэтому программистам, которые пишут свои программы на языках низкого уровня (Ассемблер, С++ также позволяет работать на низком уровне), не очень удобно использовать двоичные числа. Они предпочитают пользоваться восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, т.к. с помощью них можно сокращённо записывать двоичное число.
Восьмеричная система счисления использует цифры от 0 до 7, а шестнадцатеричная использует цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и буквы A, B, C, D, E, F. Эти буквы являются, соответственно, эквивалентами чисел десятичной системы 10, 11, 12, 13, 14, 15.

1.2 Характеристики компьютера и среды программирования

Программа по теме данной дипломной работы разрабатывалась в интегрированной среде разработки Delphi 7 операционной системы Windows 8.

1.2.1 Характеристика интегрированной среды программирования Delphi 7

Delphi – это потомок среды программирования Object Pascal. Название среды произошло от названия города в Древней Греции, где находился знаменитый Дельфийский оракул (храм Аполлона в городе Дельфы, жрецы которого занимались предсказаниями).
Система визуального объектно-ориентированного проектирования Delphi позволяет:
? создавать законченные приложения для Windows самой различной направ-ленности;
? быстро создавать профессионально выглядящий оконный интерфейс для любых приложений; интерфейс удовлетворяет всем требованиям Windows и автоматически настраивается на ту систему, которая установлена, поскольку использует функции, процедуры и библиотеки Windows;
? создавать свои динамически присоединяемые библиотеки компонен-тов, форм, функций, которые потом можно использовать из других языков программирования;
? создавать мощные системы работы с базами данных любых типов;
? формировать и печатать сложные отчеты, включающие таблицы, графики и т.п.;
? создавать справочные системы, как для своих приложений, так и для любых других;
? создавать профессиональные программы установки для приложений Windows, учитывающие всю специфику и все требования операционной системы;
Delphi – быстро развивающаяся система. Первая версия Delphi была выпущена в феврале 1995 года, в 1996 году вышла вторая версия, 1997 – третья, 1998 – четвертая, 1999 – пятая, 2001 – шестая. Все версии, начиная с Delphi 2.0, рассчитаны на разработку 32-разрядных приложений, т.е. приложений для операционных систем Windows 95/98, NT и т.д. В 2002 году вышла седьмая версия, основным нововведением в которой были Интернет-технологии.
Интегрированная среда разработки Delphi – это среда, в которой есть все необходимое для проектирования, запуска и тестирования создаваемых приложений. Большинство версий Delphi выпускается в нескольких вариантах:
а) стандартная;
б) профессиональная версия;
в) разработка баз данных предметных областей.
Эти варианты различаются, в основном разным уровнем доступа к систе-мам управления базами данных. Последние два варианта являются наиболее мощными в этом отношении. Библиотеки компонентов в различных вариантах практически одинаковы.
Верхней части окна среды отображается полоса главного меню. Назначе-ние каждого пункта меню можно уточнить в справочной системе Delphi. Для получения справки следует выбрать интересующий пункт меню и нажать клавишу F1. Выбор команды меню выполняется любым из стандартных способов: F10, Alt + горячая клавиша или щелчком мыши на нужном пункте меню.
Ниже полосы главного меню расположены две инструментальные панели. Левая панель (состоящая, в свою очередь, из трех панелей) содержит два ряда кнопок, дублирующих некоторые наиболее часто используемые команды меню (открыть, сохранить, сохранить все и т.д.). Правая панель содержит панель библиотеки визуальных компонентов (или палитра). Палитра компонентов содержит ряд страниц, закладки которых видны в ее верхней части. Страницы сгруппированы в соответствии с их смыслом и назначением (см. рис 1).

Рисунок 1 – Главная панель Delphi

1.2.2 Характеристики операционной системы Windows 8

Windows 8 — операционная система, принадлежащая к семейству ОС Microsoft Windows, в линейке следующая за Windows 7 и разработанная транснациональной корпорацией Microsoft. Номер версии в линейке NT — 6.2. Поступила в продажу 26 октября 2012 года. По различным данным, на январь 2014 года доля операционной системы Windows 8 среди используемых в мире для доступа к сети Интернет составила от 10,58 % до 13,4 %. Серверной версией является Windows Server 2012.
Windows 8, в отличие от своих предшественников — Windows 7, Windows Vista, Windows XP и более ранних, использует новый интерфейс под названием Metro. Этот интерфейс появляется первым после запуска системы; он схож по функциональности с рабочим столом — стартовый экран имеет плитки приложений (сродни ярлыкам и иконкам), по нажатию на которые запускается приложение, открывается сайт или папка (в зависимости от того, к какому элементу или приложению привязана плитка).
Интерфейс Metro ориентирован на сенсорный экран, но не исключает пользование на не сенсорных ПК.
Довольно большое количество нововведение в файловой системе ReFS ле-жит именно в области создания структур папок и файлов, а самое главное, управления ими. Эти изменения рассчитаны на автоматическое изменение исправление ошибок объектов файловой системы и самой системы, максимальное масштабирование, а самое главное, на работу в режиме постоянного подключения.
Ядром файловой системы ReFS является таблица объектов, которая называется центральным каталогом и в которой перечислены все таблицы системы.
Также в системе присутствует и «классический» рабочий стол, в виде от-дельного приложения. Вместо меню «Пуск» в интерфейсе используется «актив-ный угол», нажатие на который открывает стартовый экран. Прокрутка в Metro-интерфейсе идет горизонтально. Также, если сделать жест уменьшения (или нажать на минус внизу экрана), будет виден весь стартовый экран. Плитки на стартовом экране можно перемещать и группировать, давать группам имена и изменять размер плиток (доступно только для плиток, которые были изначально большими). В зависимости от разрешения экрана система автоматически определяет количество строк для плиток — на стандартных планшетных компьютерах три ряда плиток. Цвет стартового экрана меняется в новой панели управления, также меняется и орнамент на заднем фоне.
Windows 8 — переосмысленная Windows 7, и приёмы работы с рабочим столом остались теми же.

1.2.3 Характеристики компьютера

Программу данной дипломной работы можно запустить на любом компьютере. Данная программа разрабатывалась на ПК со следующими характеристиками:
? установленная операционная система: Windows 8;
? процессор: AMD Athlon(tm) ll Dual-Core M340 2.20 GHz;
? код процессора: 3400M;
? количество ядер процессора: 2;
? объем кэша L2: 4 Мб;
? чипсет: AMD RS880M;
? память: 3072 DDR2;
? количество слотов памяти: 2;
? дисплей: 15.6 дюймов, 1366x768, широкоформатный;
? тип графического контроллера: дискретный и встроенный;
? графический чипсет: NVIDIA GeForce G 210M;
? видеопамять: 1024 Мб GDDR2;
? оптический привод: DVD-RW, внутренний;
? жесткий диск: 250 Гб Serial ATA;
? скорость вращения жесткого диска: 5400 об/мин;
? LAN/Modem: сетевая карта 10/100 Мбит/c;
? беспроводная связь: Bluetooth, Wi-Fi 802.11n;
? интерфейсы: USB 2.0x3, VGA (D-Sub), HDMI, вход микрофонный, выход аудио/наушники, LAN (RJ-45);
? устройства позиционирования: Touchpad;
? встроенные колонки: есть;
? встроенный микрофон: есть;
? веб-камера: есть.

1.3 Характеристика языка программирования

Для написания программы по теме данной дипломной работы был выбран язык программирования высокого уровня Object Pascal. Выбор языка был определен тем, что он изучался в рамках ПМ 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем МДК 01.02 «Прикладное программирование» и ПМ 03 Участие в интеграции программных модулей МДК 03.01 «Технология разработки программного обеспечения», а так же является языком программирования в среде Delphi.

1.3.1 История образования языка программирования Object Pascal

Object Pascal - язык программирования, разработанный в фирме Apple Computer в 1986 годугруппой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом. Произошёл от более ранней объектно-ориентированной версии Object Pascal , называвшейся Clascal, который был доступен на компьютере Apple Lisa.
Когда возникла операционная система Windows, была создана мощная среда программирования Delphi на основе существенно расширенного языка Pascal (Object Pascal ).
По своей идеологии Object Pascal наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.
Object Pascal хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вниз (пошаговой детализации).
Object Pascal содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно, снижение трудоемкости при разработке программ.
1.3.2 Алфавит языка программирования Object Pascal

Алфавит языка Object Pascal включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.
Буквы - это буквы латинского алфавита от а до z и от А до Z , а также знак подчеркивания “_”. В языке нет различия между заглавными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения.
Цифры - арабские цифры от 0 до 9. Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 значений обозначаются арабскими цифрами 0... 9, остальные шесть - латинскими буквами а ... f или а... f.
Специальные символы Object Pascal - это следующие символы: + - * / = , . : ; < > [ ] ( ) { } " @ $ # К специальным символам относятся также следующие пары символов: < > , < = , > = , : = , ( * , * ) , ( . , . ) , / / . В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария
Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (это не относится к строковым значениям).
В Object Pascal имеются следующие зарезервированные слова, которые не могут использоваться в качестве идентификаторов.
Таблица 1 – Зарезервированные слова
and exports mod Shr
array file nil String
as finalization not then
asm finally object threadvar
begin for of to
case function or try
class goto out type
const
if packed unit
constructor implementation procedure until
destructor in program uses
dispinterface inherited property var
div initialization raise while
do inline record with
downto interface repeat xor
else is resourcestring
end label set
except library shi

Слова private, protected, public, published и automated считаются зарезервированными внутри объявления класса и стандартными директивами вне объявления.

1.3.3 Комментарии

Комментарии, не важны для компилятора Object Pascal, и он их игнорирует. Комментарии важны для программиста, который с их помощью поясняет те или иные места программы. Наличие комментариев в тексте программы делает ее понятнее и позволяет легко вспомнить особенности реализации программы, которая была написали несколько лет назад. В Object Pascal комментарием считается любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки {...}. В Object Pascal в качестве ограничителей комментария могут также использоваться пары символов (*, *) и //. Скобки (*...*) используются подобно фигурным скобкам, т.е. комментарием считается находящийся в них фрагмент текста, а символы // указывают компилятору, что комментарий располагается за ними и продолжается до конца текущей строки:
{Это комментарий}
(*Это тоже комментарий*)
//Все символы до конца этой строки составляют комментарий
Следует заметить, что в Object Pascal в фигурные скобки помимо комментариев также заключается специальным образом написанный фрагмент кода, называемый директивами компилятора. Такие директивы начинаются символом $, который стоит сразу за открывающей фигурной скобкой. Например, {$R *.RES}

1.3.4 Структура языка Object Pascal

Программа реализует алгоритм решения задачи. В ней записывается последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Основными характеристиками программы являются: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти.
Написание программы на языке Object Pascal состоит из строк. Набор текста осуществляется с помощью встроенного редактора текстов системы программирования Object Pascal или любого другого редактора.
Существуют различные схемы написания программ на языке Object Pascal , все они отличаются количеством отступов слева в каждой строке и различным использованием прописных букв.
Можно рассмотреть следующую схему:
– зарезервированные слова program, procedure, function пишутся строчными буквами;
– имена констант, переменных, процедур начинаются с прописных букв;
– операторы записываются только строчными буквами;
– логически подчиненные структуры записываются на одну строку ниже и на одну или две позиции правее по отношению к более старшим.
Такая схема записи создает условия для лучшего понимания программы и значительно более быстрого обнаружения в ее тексте ошибок.
Среда программирования Delphi прежде всего предназначена для программирования в операционной системе Windows, а языком программирования является Object Pascal.
Любая программа на языке Object Pascal состоит из одного или нескольких модулей (файлы с расширениями dpr, pas).
Текст программы или так называемый листинг состоит из предложений, которые разделяются точкой с запятой (;). Последнее предложение оканчивается точкой. В одной строке можно указывать несколько описаний или операторов.
В общем случае, программа на языке Object Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела выполнения (раздела операторов).


Program <имя>;


Uses - раздел описания внешних модулей
Label - раздел описания меток
Const - раздел описания констант
Type - раздел описания типов
Var - раздел объявления переменных
Procedure, Function - раздел подпрограмм

begin

оператор 1


оператор n

end.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы разделяются точкой запятой.

1.3.5 Типы данных в Object Pascal

Типы данных в Delphi играют огромную роль. Первоначально типы предназначались для того, чтобы программист явно указывал компилятору, какого размера память нужна ему в программе и что он собирается делать с этой памятью.
Программа может оперировать данными различных типов: целыми и дробными числами, символами, строками символов, логическими величинами.
Язык Delphi поддерживает семь целых типов данных: shortint, smailint, Longint, Int64, Byte, Word и Longword.
Шесть вещественных типов: Real48, single, Double, Extended,comp, Cur-rency. Типы различаются между собой диапазоном допустимых значений, количеством значащих цифр и количеством байтов, необходимых для хранения данных в памяти компьютера (Таблица 2).
Таблица 2 - Вещественные (дробные) типы
Тип Диапазон Значащих цифр Бай-тов
Real48 2.9x 10-39 -1.7x1038 11-12 06
Single 1.5 x 10-45 -3.4х 1038 7-8 04
Double 5.0x10-324 -1.7x10308 15-16 08
Extended 3.6x10-4951 -1.1 х104932 19-20 10
Comp 263 +1-263 -1 19-20 08
Currency -922 337 203 685 477.5808-922 337 203 685 477.5807 19-20 08

Язык Delphi поддерживает и наиболее универсальный вещественный тип - Real, который эквивалентен Double.
Object Pascal поддерживает два символьных типа: Ansichar и Widechar:
? тип Ansichar – это символы в кодировке ANSI, которым соответствуют числа в диапазоне от 0 до 255;
? тип Widechar – это символы в кодировке Unicode, им соответствуют числа от 0 до 65 535.
Наиболее универсальный символьный тип – Char эквивалентен Ansichar.
Строковые типы: Shortstring, Longstring и WideString:
? тип Shortstring представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов;
? тип Longstring представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти;
? тип WideString представляет собой динамически размещаемые в па-мяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти.
Каждый символ строки типа WideString является Unicode-символом.
В языке Object Pascal для обозначения строкового типа допускается использование идентификатора string. Тип string эквивалентен типу shortstring.
Логическая величина может принимать одно из двух значений True (исти-на) или False(ложь). В языке Object Pascal логические величины относят к типу Boolean.

1.3.6 Основные операторы Object Pascal

Для разработки программы линейной, ветвящейся и циклической структуры используются операторы: присваивания, условный, безусловный, выбора, цикл с параметром, цикл с постусловием, цикл с предусловием.
? Выполнение оператора присваивания заключается в вычислении значения выражения и присваивании его переменной, стоящей в правой части; переменная и выражение должны быть совместимы по типу.
Структура оператора: <переменная>:=<выражение>
? Условный оператор используется для организации разветвлений в программах.
Структура оператора в полной форме:
If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;
в неполной форме: If <условие> then <оператор >,
где <оператор >,<оператор 1 >,<оператор 2 > - это любой оператор языка Object Pascal , в том числе и составной, который имеет следующую структуру:
Begin <оператор 1>;<оператор 2>;...;<оператор N> end;
Составной оператор позволяет объединить несколько операторов в один. Здесь Begin и end представляют собой операторные скобки.
? Оператор варианта
Case <селектор> of
<список меток 1>: <оператор 1>;
<список меток 2>: <оператор 2>;

<список меток n>: <оператор n>;
End;
где <селектор> - это выражение порядкового типа, а <список меток > - это значение селектора.
? Выполнение оператора цикла с предусловием заключается в следующем: пока значение логического выражения истинно - выполняется оператор в теле цикла; в случае ложного значения логического выражения осуществляется выход из цикла. Оператор цикла с предусловием имеет следующую структуру: While <логическое выражение> do <оператор>;
? Выполнение оператора цикла с постусловием заключается в следующем: если значение логического выражения ложно, то выполняется группа операторов внутри цикла; в случае истинного значения логического выражения осуществляется выход из цикла. Оператор цикла с предусловием имеет следующую структуру: Repeat <оператор> until <логическое выражение>;
? Оператор цикла с параметром организует выполнение одного оператора в теле цикла заранее известное число раз. Существуют два варианта оператора:
(1) For N:=N1 to N2 do <оператор>;
(2) For N:=N2 downto N1 do <оператор>;
пока параметр цикла не больше (в первом варианте) или не меньше (во втором варианте) конечного значения - выполняется очередная итерация; в противном случае осуществляется выход из цикла.

1.3.7 Выражения и операции в Object Pascal

Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.
Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т.е. константа, переменная или обращение к функции. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций.
Тип выражения или точнее тип результата вычисления выражения определяется типом операндов, входящих в выражение, и зависит от операций, выполняемых над ними. Например, если оба операнда, над которыми выполняется операция сложения, целые, то, очевидно, что результат тоже является целым. А если хотя бы один из операндов дробный, то тип результата дробный, даже в том случае, если дробная часть значения выражения равна нулю.
Важно уметь определять тип выражения. При определении типа выраже-ния следует иметь в виду, что тип константы определяется ее видом, а тип переменной задается в инструкции объявления.
При вычислении значения выражения в первую очередь выполняются операции с более высоким приоритетом. Порядок выполнения нескольких операций равного приоритета устанавливается компилятором из условия оптимизации кода программы и не обязательно слева направо. При исчислении логических выражений операции равного приоритета всегда вычисляются слева направо, причем будут вычисляться все или только достаточные операции в зависимости от установленного в среде Delphi переключателя Project | Options | Compiler | Complete Boolean eval . При установленном переключателе вычисляются все операции отношения, при неустановленном - только те, что необходимы для однозначного определения результата исчисления.
Выражение, заключенное в скобки, трактуется как один операнд. Это означает, что операции над операндами в скобках будут выполняться в обычном порядке, но раньше, чем операции над операндами, находящимися за скобками. При записи выражений, содержащих скобки, должна соблюдаться парность скобок, то есть число открывающих скобок должно быть равно числу закрывающих скобок. Нарушение парности скобок – наиболее распространенная ошибка при записи выражений.

1.3.8 Подпрограммы (процедуры и функции)

Часто некоторая последовательность операторов встречается в разных частях программы несколько раз. В таких случаях стараются избегать дублирования инструкций программы. Для этого операторы, которые встречаются в программе несколько раз, оформляют как подпрограмму; и в необходимых местах программы размещают команду вызова этой подпрограммы.
Преимущества использования подпрограмм очевидны. Во-первых, в про-грамме нет дублирования кода, что сокращает трудоемкость создания программы, делает более удобным процесс отладки и внесения изменений. Во-вторых, значительно повышается надежность программы. Следует обратить внимание, что подпрограммы используют не только тогда, когда нужно избежать дублирования кода. Удобно большую задачу разделить на несколько подзадач, и оформить каждую такую подзадачу как подпрограмму. В этом случае значительно улучшается "читаемость" программы и, как следствие, существенно облегчается процесс отладки.
Подпрограмма – это небольшая программа, которая решает часть общей задачи. В языке Object Pascal есть два вида подпрограмм — процедура и функ-ция. Отличие функции от процедуры заключается в том, что результатом исполнения операторов, образующих тело функции, всегда является некоторое значение, поэтому обращение к функции можно использовать в соответствующих выражениях наряду с переменными и константами.
У каждой подпрограммы есть имя, которое используется в программе для ее вызова. Подпрограммы оформляют в виде замкнутых участков программы, имеющих четко обозначенные вход и выход.
Как правило, подпрограмма имеет параметры. Различают формальные и фактические параметры.
Параметры, которые указываются в объявлении функции или процедуры, называются формальными. Параметры, которые указываются в команде вызова функции или процедуры, называются фактическими.
Параметры используются:
? для передачи данных в подпрограмму;
? для получения из результата подпрограммы.
В общем случае в качестве фактического параметра подпрограммы можно использовать выражение, тип которого должен совпадать с типом соответствующего формального параметра.
Процесс перехода к операторам подпрограммы называется вызовом подпрограммы или обращением к подпрограмме. Процесс обратного перехода от операторов подпрограммы к операторам программы, вызвавшей подпрограмму, называется возвратом из подпрограммы.
Подпрограмма описывается в разделе подпрограмм указанием ее заголовка и тела. В заголовке объявляются имя подпрограммы и формальные параметры, если они есть. Для функции, кроме того, указывается тип возвращаемого ею результата. За заголовком следует тело подпрограммы, которое подобно программе состоит из раздела описаний и раздела исполняемых операторов.
Описание процедуры в общем виде выглядит так:
Procedure <имя_процедуры> (<список формальных параметров>);
{раздел описаний процедуры}
begin {раздел операторов - тело процедуры}
end;
Описание функции в общем виде выглядит так:
Function <имя_функции> (<список формальных параметров>):<тип>;
{раздел описаний функции}
begin {раздел операторов - тело процедуры}
<имя_функции> := <выражение_результат>;
end;
где <имя_функции> – имя описываемой функции;
<имя_ процедуры> – имя описываемой процедуры;
<список формальных параметров> – список формальных параметров процедуры или функции;
<тип> – тип значения, которое функция возвращает в вызвавшую ее про-грамму.
Сразу за заголовком подпрограммы может следовать одна из стандартных директив assembler, external, far, forward, inline, interrupt, near. Эти директивы уточняют действия компилятора и распространяются только на данную подпрограмму.
Нередко в подпрограммах для повышения их удобочитаемости использу-ют оператор выхода exit. Это приводит к тому, что, не доходя до конца тела подпрограммы, ее выполнение будет прервано оператором exit и выполнение программы будет продолжено непосредственно со следующего оператора за вызовом данной подпрограммы.
1.3.9 Структура модуля

Модули - это программные единицы, предназначенные для размещений фрагментов программ. Следующий фрагмент программы является синтаксически правильным вариантом модуля:
unit Unit1;
interface
// Секция интерфейсных объявлений
implementation
// Секция реализации
end.
В секции интерфейсных объявлений описываются программные элементы (типы, классы, процедуры и функции), которые будут "видны" другим программным модулям, а в секции реализации раскрывается механизм работы этих элементов. Разделение модуля на две секции обеспечивает удобный механизм обмена алгоритмами между отдельными частями одной программы. Он также реализует средство обмена программными разработками между отдельными программистами. Получив откомпилированный "посторонний" модуль, программист получает доступ только к его интерфейсной части, в которой, как уже говорилось, содержатся объявления элементов. Детали реализации объявленных процедур, функций, классов скрыты в секции реали-зации и недоступны другим модулям.

2 Специальная часть
2.1 Постановка задачи

Необходимо разработать программный модуль, предназначенный для преподавателей информатики средней школы по теме:«Проверка перевода чисел в различных системах счисления».
В данной программе необходимо предусмотреть:
1) Титульный лист с кнопкой перехода для начала работы;
2) При работе с пунктами в исходном представление числа:
a) ввод основания системы счисления из которой хотим выполнить перевод;
b) контроль за отсутствием символов в поле исходного числа;
c) контроль за отсутствием символов в поле основания системы счисления;
3) при работе с пунктами в результирующем представление числа:
a) ввод основания системы счисления в которую хотим выполнить перевод;
b) контроль за отсутствием символов в поле точность преобразования;
c) контроль за отсутствием символов в поле основания системы счисления;

2.2 Схема алгоритма программы






























Рисунок 2 - Блок-схема главной программы
2.3 Описание процесса отладки

Отладка является неотъемлемым элементом процесса программирования. В общем случае она сводится к установлению места и точной причины возникновения ошибки и её устранению.
В процессе отладки программы данной дипломной работы были обнаружены и исправлены такие ошибки, как:
? расстановление операторных скобок, допущение логических ошибок при определении системы счисления, при определении нажатой клавиши, при определении выбранного символа при вводе числа.
? неправильное распределение позиции на экране, для вывода формы программы.
? неверный ввод команды для завершения цикла, в результате чего цикл работал бесконечное число раз.

2.4 Результат работы программы

Правильное функционирование программы по теме данной дипломной работы подтверждено следующими экранными формами:

Рисунок 3 - Титульный лист программы


Рисунок 4 – Преобразование представления чисел


Рисунок 5 - Перевод из 2 сс в 8 сс


Рисунок 6 - Перевод из 2 сс в 16 сс


Рисунок 7 - Перевод из 8 сс в 2 сс


Рисунок 8 - Перевод из 16 сс в 2 сс


Рисунок 9 - Перевод из 10 сс в 16 сс


Рисунок 10 - Перевод из 12 сс в 5 сс


Рисунок 11 – Инструкция по работе с программой


2.5 Инструкция по выполнению программы

Разработанный программный модуль, предназначенный для преподавателей информатики средней школы по теме:«Проверка перевода чисел в различных системах счисления».
Для запуска программы необходимо запустить файл Builov.exe.
Далее следует работать по указаниям программы:
1) для продолжения работы программы нажмите кнопку Начать работу;
2) в исходном представлении числа вводим:
? основание системы счисления которую хотим перевести;
? и само исходное число;
3) в резултируюшем представлении числа вводим:
? основание системы счисления в которую переводим число;
? вводим точность преобразования;
4) при вводе числа в 8 сс необходимо использовать цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В противном случае будет выдана ошибка «В данной системе счисления нет такой цифры»
5) при вводе числа в 16 сс необходимо использовать символы от 0 до 9 и букв латинского алфавита (без учёта регистра) от A до F (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F). В противном случае будет выдана ошибка «В данной системе счисления нет такой цифры»

3 Техника безопасности

Внедрение компьютерных технологий обработки информации способствовало совершенствованию организации и эффективности управленческого труда.
Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке ее, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда специалистов различного профиля органов исполнительной власти не в лучшую сторону.
Последствия неблагоприятного воздействия физических факторов, сопровождающих работу компьютера, на здоровье пользователей описаны в многочисленных научно-исследовательских работах российских и зарубежных ученых.
Анализ результатов научно-исследовательских работ позволяет выделить следующие наиболее важные возможные последствия неблагоприятного воздействия на здоровье пользователей: заболевания глаз и зрительный дискомфорт изменения костно-мышечной системы, нарушения, связанные со стрессом, кожные заболевания, неблагоприятные исходы беременности. Установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники из любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования, включая диспетчеров воздушных линий. К другим обнаруженным жалобам на здоровье относятся «пелена перед глазами», сыпь на лице, хронические головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушение сна.
К числу факторов, ухудшающих состояние здоровье пользователей компьютерной техники, следует отнести электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. На состояние пользователей оказывают влияние и эргономические параметры расположение экрана монитора (дисплея) которые ведут, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора и т. д. Немаловажную роль играет и состояние освещенности на рабочем мосте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.
Оценка условий труда пользователей персональных компьютеров, проведенная в ряде структур управления, показывает, что размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации конторского труда и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей. Использование компьютерной техники в таких условиях с учетом сочетания действия комплекса производственных факторов с интеллектуальной, эмоциональной и сенсорной нагрузками обычно ведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ухудшает организацию труда работающих. Согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификаций условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда пользователей персо¬нальных компьютеров можно отнести к 3-му классу вредности 1 степени опасности.
Проведенные в 1999 г. исследования состояния условий труда на примере Минтруда России показали, что из обследованных 296 рабочих мест, размещенных в конторских зданиях, ранее не предназначенных для использования компьютерной техники, ни одно рабочее место полностью не удовлетворяет гигиеническим нормам и требованиям к организации работ по эксплуатации персональных компьютеров.
Наибольшее число несоответствий выявлено по следующим факторам:
? аэроионная обстановка в помещении (недостаток положительных легких аэроионов в помещении в 85,5% случаев, недостаток отрицательных легких аэроионов в помещении в 100% случаев);
? значение освещенности на поверхности стола пользователя в зоне размещения рабочего документа (недостаточная освещенность в 49,3% случаев);
? напряженность переменного электрического поля в диапазоне – 5-2000 Гц (повышенный уровень в 40,5% случаев);
? электростатический потенциал на экране видеодисплейного терминала (повышенный уровень в 4785% случаев);
? плотность потока магнитной индукции в диапазоне – 5-2000 Гц (повышенный уровень в 20,9% случаев) в диапазоне 2-400 кГц (повышенный уровень в 16,6% случаев) ;
? температура воздуха в помещении (пониженный уровень в холодное время года в 18,8% случаев, повышенный уровень в теплое время года в 60,6% случаев);
Ни одно из обследованных рабочих мест не было оснащено требуемой специальной мебелью.
В должностных инструкциях рабочих не учтены требования по организации работ с использованием компьютерной техники.
Полученный результаты позволяют сделать следующий вывод: на рабочих местах, оснащенных персональными компьютерами в помещениях, ранее специально не предназначенных для размещения современных средств механизации конторского труда, как правило, имеются нарушения санитарно-гигиенических требований к организации труда работающих. Это является предпосылкой к нарушениям функционального состояния работающих, нарушениях их здоровья и установлению нетрудоспособности.
Однако своевременное выявление состояния неблагоприятных факторов позволяет изменить условия труда работников в лучшую сторону.
В связи с этим для федеральных органов исполнительной власти предлагаются Рекомендации по использованию компьютерной техники, которые не потребуют значительных финансовых затрат и будут способствовать улучшению условий труда работников.
В целях предотвращения возникновения неблагоприятных последствий для здоровья работающих в помещениях, где применяется компьютерная и офисная техника, в качестве первоочередных задач необходимо:
? провести инструментальный контроль состояния физических факторов на рабочих местах и в помещениях (контроль физических факторов должен осуществляться аккредитованными лабораториями);
? осуществить нормализацию состояния физических факторов на основании рекомендаций, разработанных по результатам проведения инструментального контроля;
? оценить эргономические параметры рабочих мест, включая оснащенность специальной мебелью для пользователей компьютеров;
? разработать и внести в должностные инструкции дополнения, учитывающие специфику труда с использованием персональных компьютеров и другой оргтехники.
Переход к использованию качественно новых технических средств механизации труда сотрудников федеральных органов исполнительной власти, как и других специалистов, занятых управленческим трудом, должен сопровождаться реконструкцией соответствующей инфраструктуры зданий и помещений, а также корректировкой должностных инструкций и режима работы служащих, учитывающих особенности работы с компьютерной техникой.
При размещении в помещениях компьютерной техники целесообразно проводить предварительную оценку пригодности помещения для этих целей.
Уже на этом этапе необходимо проводить инструментальный контроль состояния физических факторов в помещении, уделяя особое внимание состоянию аэроионной обстановки, электромагнитному фону, параметрам микроклимата, состоянию систем вентиляции, уровню освещенности.
Принципиальным вопросом при выборе и планировании размещения компьютерного оборудования является наличие защитного заземления в помещении, поскольку встроенные в видеодисплейный терминал системы защиты от электромагнитного поля могут работать только при наличии заземления.
Также в помещениях, предназначенных для размещения персональных компьютеров, на стадии работ по планировке расположения рабочих мест необходимо отдельно проводить инструментальный контроль распределения интенсивности магнитной составляющей электромагнитного поля промышленной частоты (50 Гц) для выявления участков помещений, пригодных для размещения рабочих мест. В целях исключения ее последующего возрастания необходима обязательная установка устройств защитного отключения (УЗО) на всех кабелях электропитания, проложенных внутри и вблизи указанных помещений.
После размещения компьютерной техники необходимо проводить повторный контроль физических факторов.
Такой подход позволит сократить непроизводственные издержки, связанные с заболеваниями работающих, увеличить эффективность и производительность труда, повысить культуру производства.

3.1 Опасные и вредные производственные факторы

Работа оператора ЭВМ относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда. В процессе работы на оператора ЭВМ оказывают действие следующие факторы:
1 физические:
? повышенные уровни электромагнитного излучения;
? повышенные уровни рентгеновского излучения;
? повышенные уровни ультрафиолетового излучения;
? повышенный уровень инфракрасного излучения;
? повышенный уровень статического электричества;
? повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;
? повышенный уровень шума;
? повышенный или пониженный уровень освещенности;
? повышенная яркость светового изображения;
2 химические:
? психофизиологические:
? напряжение зрения;
? напряжение внимания;
? интеллектуальные нагрузки;
? эмоциональные нагрузки;
? монотонность труда;
? большой объем информации обрабатываемой в единицу времени;
? нерациональная организация рабочего места;
3 биологические:
? повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.

3.2 Требования к пользователю

К работам оператором, программистом, инженером и техником ЭВМ, пользователем ЭВМ допускаются:
? лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный при приеме на работу и ежегодные медицинские освидетельствования на предмет пригодности для работы на ЭВМ;
? прошедшие вводный инструктаж по охране труда;
? прошедшие курс обучения принципам работы с вычислительной техникой, специальное обучение по работе на персональном компьютере с использованием конкретного программного обеспечения;
? инструктаж по охране труда на конкретном рабочем месте по данной инструкции.

3.3 Требования безопасности перед началом работы

Перед началом работы оператор обязан:
? осмотреть и привести в порядок рабочее место;
? отрегулировать освещенность на рабочем месте, убедиться в доста-точности освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;
? проверить правильность подключения оборудования в электросеть;
? убедиться в наличии защитного заземления и подключения экранного проводника к корпусу процессора;
? протереть специальной салфеткой поверхность экрана и защитного фильтра;
? убедиться в отсутствии дискет в дисководах процессора персонального компьютера;
? проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, положения оборудования, угла наклона экрана, положение клавиатуры и, при необходимости, произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
При включении компьютера оператор обязан соблюдать следующую последовательность включения оборудования:
? включить блок питания;
? включить периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и др.);
? включить системный блок (процессор).
3.4 Требования безопасности во время работы

Оператор во время работы обязан:
? выполнять только ту работу, которая ему была поручена, и по которой он был проинструктирован;
? в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;
? держать открытыми все вентиляционные отверстия устройств;
? внешнее устройство "мышь" применять только при наличии специ-ального коврика;
? при необходимости прекращения работы на некоторое время корректно закрыть все активные задачи;
? отключать питание только в том случае, если оператор во время перерыва в работе на компьютере вынужден находиться в непосредственной близости от видеотерминала (менее 2 метров), в противном случае питание разрешается не отключать;
? выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха;
? соблюдать правила эксплуатации вычислительной техники в соответствии с инструкциями по эксплуатации;
? при работе с текстовой информацией выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
? соблюдать установленные режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе и выполнять в физкультпаузах и физкультминутках рекомендованные упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног;
? соблюдать расстояние от глаз до экрана в пределах 60 - 80 см.

3.5 Требования безопасности в аварийных ситуациях

Оператор обязан:
? во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику;
? при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь;
? при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники;
? в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу;
? при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.

3.6 Требования безопасности после окончания работы

По окончании работ оператор обязан соблюдать следующую последова-тельность выключения вычислительной техники:
? произвести закрытие всех активных задач;
? убедиться, что в дисководах нет дискет;
? выключить питание системного блока (процессора);
? выключить питание всех периферийных устройств;
? отключить блок питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над дипломной работой были закреплены навыки составления алгоритма для поставленной задачи и воплощения этого алгоритма в текст программы, написанной на языке Delphi. Также одной из основных: задач является обучение правильному оформлению документации программы, что немаловажно для специалиста. Кроме этого были получены основные сведения об отладке программ и улучшены навыки работы в прикладных программах, например Microsoft Word.
Уровень сложности поставленной задачи позволял реализовать основные этапы разработки реальных программ и расширить границы знания в области программирования на языке Delphi.
Программирование богато и многообразно. Ведь кажется нет такой сферы человеческой деятельности, где нельзя было бы c пользой применить вычислительную машину для оценки, планирования, моделирования и т.п. И это многообразие задач переходит в многообразие программ, которые должны разрабатывать программисты. Они пытаются справиться с этим многообразием, «заключив» его в проблемно — ориентированные языки программирования. Языки вбирают в себя специфические черты конкретных сфер программирования - характерные структуры данных, принципы организации типичных процессов, соответствующую терминологию и таким образом делают сам процесс программирования более универсальным.
После того, как любая более или менее сложная задача сформулирована, каждый программист снова и снова остается один на один со своей собственной задачей: ему нужно составить программу. Выбрать, как именно следует расположить и связать данные в памяти, понять, какая именно последовательность операторов, способных выполнить поставленную задачу. И как организовать операторы в цикл, который будет с каждым шагом приближать машину к намеченной цели. Выбрать, понять, изобрести, проверить, усомниться и повторить всё с начала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е,-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. – 327 с.
2 Архангельский А.Я. Программирование в Delphi. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2004. – 1152 с.
3 Баженова И.Ю. Delphi 7. Самоучитель программиста М: «Кудиц образ» 2003.- 447 с.
4 Погодин С.В. «Лекции по информатике: Системы счисления». Методические разработки для учащихся образовательных учреждений. г. Нелидово, Тверская область, 2012. – 527 с.
5 Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
6 Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
7 Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013. – 435 с.
8 Фаронов В.В. Система программирования Delphi СПб.: БХВ-Петербург 2006.- 912 с.
9 wievjob.php?id=3506 язык программирования Delphi (Object Pascal).
10 load/tb/tekhnika_bezopasnosti_pri_rabote_s_kompjuterom/14-1- 0-148 Техника безопасности при работе с персональным компьютером
11 gost/2_701-84/) сайт теории и практики программирования в среде Delphi 7 2010-2013.

Приложение А
Текст программы с комментариями
unit uMain;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, ShellAPI
,Math, Buttons;
type
TfrmMain = class(TForm)
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
edSrcBase: TEdit;
edSrcNum: TEdit;
edTrgPrecision: TEdit;
Label5: TLabel;
Label6: TLabel;
Label7: TLabel;
btnTransform: TButton;
edTrgBase: TEdit;
edTrgNum: TEdit;
btn1: TButton;
procedure btnTransformClick(Sender: TObject);
procedure btn2Click(Sender: TObject);
procedure btn1Click(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
frmMain: TfrmMain;
implementation
uses StrUtils, Unit1;
{$R *.dfm}
//Определяет какая цифра соответствует числу.
function IntToDigit(aNum : Byte) : String;
const
SelfName : String = IntToDigit.;
begin
case aNum of
0..9 : Result := IntToStr(aNum);
10 : Result := A;
11 : Result := B;
12 : Result := C;
13 : Result := D;
14 : Result := E;
15 : Result := F;
else ShowMessage ( Числу не сопоставлена цифра!) ;
{ Raise Exception.Create(SelfName + Числу не сопоставлена цифра!); }
end;
end;
//Определяет какое число соответствует цифре.
function DigitToInt(aDigit : AnsiChar; aBase : Byte) : Byte;
const
SelfName : String = DigitToInt.;
begin
if (aBase < 2) or (aBase >16) then
ShowMessage { Raise Exception.Create(SelfName + } ( Основание системы счисления должно быть >= 2!);
case aDigit of
0..9 : Result := StrToInt(aDigit);
A, a : Result := 10;
B, b : Result := 11;
C, c : Result := 12;
D, d : Result := 13;
E, e : Result := 14;
F, f : Result := 15;
else
{Raise Exception.Create(SelfName +} ShowMessage ( Неизвестный символ в представ-лении числа!);
end;
if Result > aBase - 1 then
{Raise Exception.Create(SelfName + }ShowMessage( В данной системе счисления нет такой цифры!)
;
end;
//По записи числа в системе счисления с онованием aBase, определяет само это число.
function XcimalStrToNumber(aStrXcimal : String; aBase : Byte) : Extended;
const
SelfName : String = XcimalStrToNumber.;
var
i, j : Integer;
StrInt : String;
StrFrac : String;
Pos1 : Integer;
IntPart : Extended;
FracPart : Extended;
begin
if Length(aStrXcimal) = 0 then
{ Raise Exception.Create(SelfName + }ShowMessage( Не задано число!) ;
//Ищем десятичную точку. Она у нас обозначается знаком запятая: ,.
Pos1 := Pos(,, aStrXcimal);
//Определяем подстроку с записью целой части числа
//и подстроку с записью дробной части.
if Pos1 = 0 then begin
//Значит число состоит только из целой части.
StrInt := aStrXcimal;
StrFrac := ;
end else begin
//Число имеет целую и дробную части.
StrInt := LeftStr(aStrXcimal, Pos1 - 1);
StrFrac := Copy(aStrXcimal, Pos1 + 1, Length(aStrXcimal) - Pos1);
end;
//Определяем значение целой части числа.
IntPart := 0;
for i := 1 to Length(StrInt) do begin
//Порядок разряда = позиции разряда при отсчёте от нуля в направлении справа нале-во.
j := Length(StrInt) - i;
IntPart := IntPart + DigitToInt(StrInt[i], aBase) * Power(aBase, j);
end;
//Определяем значение дробной части числа.
//В начале вычисляем значение аналогично тому, как это сделано для целой части:
FracPart := 0;
for i := 1 to Length(StrFrac) do begin
j := Length(StrFrac) - i;
FracPart := FracPart + DigitToInt(StrFrac[i], aBase) * Power(aBase, j);
end;
//Теперь учитываем экспоненциальную часть:
FracPart := FracPart / Power(aBase, Length(StrFrac));
//Получаем число, которое соответствует записи aStrXcimal
//в системе счисления с основанием aBase.
Result := IntPart + FracPart;
end;
//Преобразует запись числа в системе счисления с основанием aSrcBase в запись
//этого же числа в системе счисления с онованием aTrgBase.
//Преобразование производится с точностью до aTrgPrecision цифр после запятой
//в результирующем представлении числа.
function XcimalStrToYcimalStr (
aSrcBase : Byte;
aSrcNumStr : String;
aTrgBase : Byte;
aTrgPrecision : Byte
) : String;
var
//Число соответствующее записи aSrcNumStr в системе счисления с основанием aSrcBase.
SrcNum : Extended;
//Целая часть, выделенная из числа SrcNum.
IntPart : Int64;
//Дробная часть, выделенная из числа SrcNum.
FracPart : Extended;
//Представление целой части числа SrcNum в системе счисления с основанием aTrgBase.
StrInt : String;
//Представление дробной части числа SrcNum в системе счисления с основанием aTrgBase.
StrFrac : String;
//Счетчик.
i : Integer;
//Для промежуточных вычислений.
TempNum : Extended;
begin
//Исходное число.
SrcNum := XcimalStrToNumber(aSrcNumStr, aSrcBase);
// Получаем целую и дробную части числа.
IntPart := Trunc(SrcNum);
FracPart := Frac(SrcNum);
//Переводим целую часть.
StrInt := ;
repeat
StrInt := IntToDigit(IntPart mod aTrgBase) + StrInt;
IntPart := IntPart div aTrgBase;
until IntPart = 0;
// Если дробная часть = 0, то перевод закончен.
if FracPart = 0 then begin
Result := StrInt;
exit;
end;
//Переводим дробную часть. Точность - до aTrgPrecision цифр после запятой.
StrFrac := ;
for i := 1 to aTrgPrecision do begin
TempNum := FracPart * aTrgBase;
StrFrac := StrFrac + IntToDigit(Trunc(TempNum));
FracPart := Frac(TempNum);
//Если дробная часть = 0, то перевод закончен.
if FracPart = 0 then Break;
end;
Result := StrInt + , + StrFrac;
end;

procedure TfrmMain.btnTransformClick(Sender: TObject);
var a: integer;
begin
a:=strtoint(edtrgbase.Text);
if (a<2) or (a>16) then ShowMessage (основание системы счисления должно быть больше 1, но меньше 17 ) ;
edTrgNum.Text := XcimalStrToYcimalStr(
StrToInt(edSrcBase.Text),
edSrcNum.Text,
StrToInt(edTrgBase.Text),
StrToInt(edTrgPrecision.Text)
);
end;
procedure TfrmMain.btn2Click(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
procedure TfrmMain.btn1Click(Sender: TObject);
begin
frmMain.Hide;
Form1.show;
end;
procedure TfrmMain.FormCreate(Sender: TObject);
begin
end;
end.

Приложение Б
Компакт-диск с рабочим программным продуктом
.............
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е,-М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. – 327 с.
2 Архангельский А.Я. Программирование в Delphi. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2004. – 1152 с.
3 Баженова И.Ю. Delphi 7. Самоучитель программиста М: «Кудиц образ» 2003.- 447 с.
4 Погодин С.В. «Лекции по информатике: Системы счисления». Методические разработки для учащихся образовательных учреждений. г. Нелидово, Тверская область, 2012. – 527 с.
5 Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
6 Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
7 Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2013. – 435 с.
8 Фаронов В.В. Система программирования Delphi СПб.: БХВ-Петербург 2006.- 912 с.
9 wievjob.php?id=3506 язык программирования Delphi (Object Pascal).
10 load/tb/tekhnika_bezopasnosti_pri_rabote_s_kompjuterom/14-1- 0-148 Техника безопасности при работе с персональным компьютером
11 gost/2_701-84/) сайт теории и практики программирования в среде Delphi 7 2010-2013.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.